Синдром эмоционального выгорания проявляется в

Синдром эмоционального выгорания проявляется в thumbnail

Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером[en] в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений[1]).

Сам термин «синдром выгорания» был введён К. Маслач в соответствии с трёхкомпонентной моделью «выгорания». «Выгорание» определялось как синдром и включало три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализация («обезличивание» человека), а также редукцию личных достижений — умаление собственного достоинства.

Выгорание (англ. burnout) — понимается, как состояние физического и психического истощения, возникшее в ответ на эмоциональное перенапряжение при работе с людьми. Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными сопереживаниями, большой ответственностью[2], трудящиеся с профессией типа «человек — человек», так как именно они подвержены постоянному взаимодействию и общению с людьми. Выгорание также понимается как профессиональный кризис, связанный не только с межличностными отношениями, но и с работой в целом.

Классификация по МКБ[править | править код]

Классификация по МКБ-10[править | править код]

  • Класс: Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
  • Блок: Обращение в учреждения здравоохранения в связи с другими обстоятельствами
  • Код: Z73.0
  • Название: Переутомление

Классификация по МКБ-11[править | править код]

  • Класс: Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения
  • Подкласс: Факторы, влияющие на состояние здоровья
  • Блок: Проблемы, связанные с занятостью или безработицей
  • Код: QD85
  • Название: Переутомление

Клиника[править | править код]

Проявляется нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе, дегуманизацией в форме негативизма по отношению как к клиентам (пациентам), так и к коллегам (сотрудникам), ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, в явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Одним из ярких симптомов выраженного синдрома профессионального выгорания являются частые и длительно текущие разнообразные заболевания, обусловленные психосоматикой[источник не указан 622 дня].

Факторы развития[править | править код]

Развитию этого состояния способствует необходимость работы в однообразном или напряжённом ритме, с эмоциональной нагрузкой при взаимодействии с трудным контингентом. Способствует этому и отсутствие должного вознаграждения (не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности.

Фрейденбергер указывал, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивых, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия.

Отдельного изучения требует фактор влияния злоупотребления алкоголем на динамику развития синдрома эмоционального выгорания.

Встречается нередко и у лиц, работа которых связана с тесным контактом с людьми[3] — у врачей[4], психологов, педагогов[5], людей, чья профессия относится к «помогающему» типу профессий, работников социальных служб, операторов, работающих в сфере «человек-машина», менеджеров, руководителей и т. д.

По наблюдениям психотерапевтов, эмоциональному выгоранию особенно подвержены интроверты. Людям с таким психотипом рекомендуется тщательно дозировать уровень общения, избегать излишнего воздействия текущих новостей и принимать другие меры, ограничивающие нагрузку на эмоциональную сферу[6].

Проявления синдрома «выгорания»[7][править | править код]

Синдром выгорания может проявляться очень многообразно, это зависит во многом от личностных характеристик и факторов среды, в которых находится человек. В работе M. Burisch указаны наиболее встречающиеся проявления синдрома выгорания. В следующей таблице расположены признаки возникновения синдрома и описание к ним. Также важно понимать, что некоторые симптомы могут взаимно исключать друг друга. Проявления синдрома индивидуальны и не каждый человек проходит все ниже указанные стадии, хронология симптоматики не является обязательной, она также очень индивидуальна.

Таблица 1. Симптомы «выгорания» и хронология их возникновения[8]

1. Симптомы

начальной фазы

А. Повышенная заинтересованность; постановка целей
  • потеря идеализма
  • концентрация на собственных желаниях
  • неутоленная жажда признания
  • зависть
  • проблемы с партнёрами
  • конфликты с детьми
Б. Истощение
  • чувство вины
  • заниженная самооценка
  • жалость к себе
  • озлобленность
  • чувство слабости
  • беспокойство
  • пессимизм/фатализм
  • апатия
  • мысли о самоубийстве
2. Сниженная заинтересованность А. Клиенты, пациенты и т. д.
  • обвинение других или системы
  • упрёки в адрес других людей
  • нетерпение
  • нетерпимость
  • неспособность к компромиссам
  • недоверие
  • частые конфликты
Б. Остальные
  • ослабление внимания и памяти
  • неспособность к решению комплексных задач
  • неточность
  • неорганизованность
  • неспособность к принятию решений
В. Работа
  • негативное отношение к работе
  • пресыщение
  • прогулы
Г. Завышенные требования
  • потеря идеализма
  • концентрация на собственных желаниях
  • неутоленная жажда признания
  • зависть
  • проблемы с партнёрами
  • конфликты с детьми
3. Эмоциональные реакции, присвоение вины А. Депрессия
  • чувство вины
  • заниженная самооценка
  • жалость к себе
  • озлобленность
  • чувство слабости
  • беспокойство
  • пессимизм/фатализм
  • апатия и даже мысли о самоубийстве
Б. Агрессия
  • обвинение других или системы
  • упрёки в адрес других людей
  • нетерпение
  • нетерпимость
  • неспособность к компромиссам
  • недоверие
  • частые конфликты
4. Редукция А. Работоспособность
  • ослабление внимания и памяти
  • неспособность к решению комплексных задач
  • неточность
  • неорганизованность
  • неспособность к принятию решений
Б. Мотивация
  • пониженная инициативность
  • пониженная продуктивность
  • служба по предписанию
В. Творчество
  • отсутствие фантазии
  • сниженная чувствительность
Г. Дифференциация
  • сопротивление любым нововведениям
  • ригидное мышление
5. Поверхностность,

притупление эмоций

А. Эмоциональная сфера
  • упрощение реакций
  • равнодушие
Б. Социальная жизнь
  • небольшое участие в жизни других
  • избегание неформальных контактов
  • одиночество
В. Духовная сфера
  • отказ от хобби
  • незаинтересованность
  • скука
6. Психосоматические реакции
  • ослабление иммунной системы
  • невозможность расслабиться во время отдыха
  • нарушения сна
  • кошмары
  • сердцебиение
  • головные боли
  • тошнота
  • изменение веса
7. Отчаяние
  • негативное отношение к жизни
  • чувство безнадежности
  • отсутствие смысла
  • мысли о самоубийстве

Основные теоретические подходы[править | править код]

Трехфакторная модель «выгорания» К. Маслач и С. Джексон.[править | править код]

Это наиболее распространенная «модель синдрома выгорания». В ней синдром выгорания рассмотрен как трехмерный конструкт.

  1. Эмоциональное истощение. Данное состояние вызвано утомлением, как физическим, так и эмоциональным, вследствие истощения ресурсов организма, постоянного нахождения в стрессовых ситуациях в процессе трудовой деятельности и взаимодействия с людьми. Человек не находит ресурсов и сил для восстановления собственного состояния до того, которое позволило бы эффективно работать без вреда собственному здоровью.
  2. Деперсонализация. Проявляется в циничности поведения, бездушности к окружающим, предмету собственного труда, деформации отношений с окружающими. Деперсонализация сегодня заменяется на сходное понятие «цинизм». Также может быть проявлением как сильной зависимости от окружающих, так и проявлением негативизма к рецепиентам.
  3. Редукция личных достижений. Проявляется в негативной оценке собственных профессиональных успехов и достижений, приуменьшении собственного достоинства, ограничении собственных возможностей.
Читайте также:  Астенический синдром при заболевании печени

Модель Е. Перлмана и Б. Хартмана[править | править код]

Е. Перлман и Б. Хартман предложили модель, которая рассматривает выгорание в аспекте профессиональных стрессов.

Три измерения выгорания отражают три основные симптоматические категории стресса:

  • физиологическую, сфокусированную на физических симптомах (физическое истощение);
  • аффективно-когнитивную, сфокусированную на установках и чувствах (эмоциональное истощение, деперсонализация);
  • поведенческую, сфокусированную на симптоматических типах поведения (деперсонализация, сниженная рабочая продуктивность).

Модель включает четыре стадии развития стресса.

  1. Первая стадия отражает степень, в которой рабочая ситуация способствует стрессу. Существует два наиболее вероятных типа ситуаций, при которых возникает стресс. Первый тип ситуаций — навыки и умения субъекта труда являются недостаточными, чтобы соответствовать воспринимаемым или действительным профессиональным требованиям. Второй тип ситуаций — работа не соответствует ожиданиям, потребностям или ценностям субъекта труда. Противоречие между профессиональной компетентностью субъекта труда, его ожиданиями и требованиями со стороны рабочих ситуаций способствует возникновению стресса.
  2. Вторая стадия включает в себя восприятие, переживание стресса. Многие ситуации, способствующие стрессу, не приводят к тому, что люди считают себя находящимися под воздействием стресса. Движение от первой стадии ко второй зависит от субъективной оценки стресс-факторов, ресурсов личности, а также от ролевых и организационных переменных.
  3. Третья стадия содержит три основных класса реакций на стресс (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие).
  4. Четвертая стадия представляет собой последствия стресса.

Выгорание как многогранное переживание хронического эмоционального стресса находится на четвертой стадии, представляя собой результат реакции на продолжительный стресс.

Диагностика[править | править код]

Изучение указанного состояния проводилось американскими психологами Кристиной Маслач (англ.) и Сьюзан Джексон[9], которые характеризовали его как эмоциональное опустошение. Изучение синдрома проводится по предложенной Маслач методике: Maslach Burnout Inventory (MBI).

На основе «MBI» был разработан опросник «MBI-GS» («Maslach Burnout Inventory-General Survey»). Данный вариант опросника позволяет оценивать выгорание как в профессиях с непосредственными интенсивными межличностными коммуникациями, так и без них.

Помимо MBI в российской психотерапевтической практике используется опросник Виктора Васильевича Бойко. Для тестирования и самотестирования специалистов разных профессий используется опросник по профессиональному выгоранию Е. П. Ильина.

Для диагностики эмоционального выгорания при работе с мигрантами используется методика «Межкультурное эмоциональное выгорание»[10][11].

На основе методики К. Маслач и С. Джексон была разработана русскоязычная версия — опросник «Профессиональное выгорание», утверждения в котором оценивают чувства и переживания, связанные с выполнением профессиональной, рабочей деятельности.

Противодействие синдрому выгорания[12][править | править код]

Рассматривая противодействие синдрому выгорания в контексте субъектно – личностного подхода, важно, чтобы у человека была активная позиция и заинтересованность в саморазвитии и самоуправлении. Высокая мотивация, своевременное позитивное подкрепление (как внешнее, так и внутреннее) помогают наиболее эффективно овладеть техниками и приемами саморазвития, укрепить ресурсы преодоления синдрома выгорания,

Помощь «выгорающему» человеку может быть оказана не только специалистом. Возможно помочь самому себе. Однако системная помощь будет много эффективнее. Она включает в себя самопомощь (подробнее будет описана ниже), оптимизация гигиенических и мотивационных условий труда, а также организационной культуры, и, конечно же, оказание специализированной профессиональной помощи консультирующих психологов, социально — психологической, морально — психологической, профилактико-реабилитационной, деловой и др.

Для того, чтобы помочь самому себе, необходимо

  1. научиться осознавать симптомы психологического стресса и «выгорания»;
  2. знать и понимать негативные последствия процессов выгорания;
  3. иметь желание противостоять негативным последствиям трудовых стрессов — развивать мотивацию (самодетерминацию) к самоизменению и личностному росту;
  4. овладевать широким спектром приемов саморегуляции (самоорганизации) и преодоления ключевых причин выгорания — дефицита личностных и профессиональных компетентностей, а также преодоления отчуждения личных жизненных смыслов от смыслов выполняемой профессиональной деятельности.

В случае недостаточности самопомощи требуется профессиональная консультативная или коррекционная помощь специалистов, владеющих методами стресс-менеджмента.

В культуре[править | править код]

Симптомы эмоционального выгорания («приступы равнодушия к работе и жизни») были описаны в романе Туманность Андромеды (1957) у персонажа Дар Ветер, которого лечили музыкой и трудотерапией.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ см. смежное понятие Профессиональная деформация
  2. ↑ Эмоциональное выгорание – что это такое, симптомы и лечение. dispanseri.ru. Дата обращения: 26 августа 2018.
  3. Римма Фёдоровна Теперик. Как не сгореть на работе? // Журнал «Психология для руководителя». — 2008. — № 2. Архивировано 27 февраля 2013 года.
  4. Галина Сергеевна Абрамова, Юлия Анатольевна Юдчиц. Психология в медицине. — Кафедра – М, 1998. — 272 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-8059-0027-0.
  5. А. А. Реан, Я. П. Коломинский. Социальная педагогическая психология. — СПб: Прайм-Еврознак, 2008. — 576 с. — (Большая университетская библиотека). — 2000 экз. — ISBN 978-5-93878-723-0.
  6. ↑ Санд, 2020, Глава 2, с. 48.
  7. ↑ Burisch M. Das Burnout — Syndrom. Theorie der inneren Erschoepfung. Springer, 1989.
  8. ↑ Величковская С.Б. Проблема развития профессионального «выгорания». Синдром «выгорания» у преподавателей иностранного языка. Статья // Психологические и педагогические проблемы развития образования. Вестник МГЛУ. – Выпуск 484. – М.: Изд-во МГЛУ. – 2004.
  9. Christina Maslach[en], Susan E. Jackson. The measurement of experienced burnout (англ.) // Journal of Occupational Behaviour[en]. — 1981. — Vol. 2. — P. 99−113. — ISSN 0894-3796. Архивировано 19 февраля 2015 года.
  10. ↑ Ларин Н.А. Феномен эмоционального выгорания при межкультурном взаимодействии. // Психология и Психотехника. — 2017-3. — Т. 3, вып. 3. — С. 1–9. — ISSN 2454-0722. — doi:10.7256/2454-0722.2017.3.23962.
  11. Ларин Никита Андреевич. Феномен эмоционального выгорания в поликультурной среде образовательных учреждений (рус.) // Живая психология. — 2018. — Т. 5, вып. 2. — ISSN 2413-6522. — doi:10.18334/lp.5.2.39225.
  12. ↑ Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.: ил. — (Серия «Практикум»).
Читайте также:  Общетоксический синдром при инфекционных заболеваниях

Литература[править | править код]

  1. Enzmann, D., Berief, P., Engelkamp, C. et al. Burnout and coping will burnout. Development and evaluation of a burnout workshop. Berlin: Technische Univercitat Berlin, Institut fur Psychologie., 1992.
  2. Herbert J. Freudenberger[en]. Staff burn-out (англ.) // Journal of Social Issues[en]. — 1974. — Vol. 30, no. 1. — P. 159—165. — ISSN 0022-4537.
  3. Maslach, C. Burnout: A social psychological analysis. In The Burnout syndrome ed.J.W.Jones, pp. 30−53, Park Ridge, IL: London House, 1982.
  4. Schaufell, W.B., Enzmann, D. And Girault, N. Measurement of burnout: A review. In Professional Burnout: Recent Development in Theory and Reserch ed. W.B.Schaufell, C.Maslach and T.Marek, pp. 199−215, Washington, DC: Taylor&Francis.
  5. Величковская С. Б. Зависимость возникновения и развития стресса в профессиональной деятельности педагогов. Дисс. … канд. психол. наук. М.: 2005
  6. Величковская С. Б. Проблема развития профессионального «выгорания». Синдром «выгорания» у преподавателей иностранного языка. Статья // Психологические и педагогические проблемы развития образования. Вестник МГЛУ. — Выпуск 484. — М.: Изд-во МГЛУ. — 2004.
  7. Водопьянова Н. Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека // Вестник СПбГУ. Серия 12. — 2009. — Вып. 2. — С.75-86.
  8. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с.: ил. — (Серия «Практикум»).
  9. Водопьянова Н. Е Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд: Питер; Спб.; 2008
  10. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. «Синдром выгорания» в системе «человек — человек». — В кн.: Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности./ Под ред. Никифорова Г. С., СПб., 2001. С. 276—282.
  11. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб., 2005.

На русском

  • Илсе Санд. Дистанция счастья. Правила гармоничной жизни для интровертов и сверхчувствительных людей = Ilse Sand. Introvert eller særligt sensitiv: guide til grænser, glæde og mening / переводчики Наумова Анастасия, Н. Фитисов. — М.: Альпина Паблишер, 2020. — 144 p. — ISBN 978-5-9614-3760-7.

См. также[править | править код]

  • Многофакторная теория выгорания
  • Профессиональный стресс
  • Деперсонализация

Ссылки[править | править код]

  • Синдром эмоционального выгорания
  • П.Сидоров. Синдром эмоционального выгорания — конспект врача
  • Г. А. Макарова. Синдром эмоционального выгорания
  • Диагностика эмоционального выгорания по В. В. Бойко
  • Диагностика профессионального выгорания по Е.Ильину

Источник

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – патологический процесс, который характеризуется эмоциональным, психическим и физическим истощением организма, в основном возникающим в трудовой сфере, но и проблемы личностного характера не исключены.

Данный патологический процесс свойственен людям, чья работа заключается в постоянном взаимодействии с другими людьми (доктора, учителя, работники социальной сферы, менеджеры). На Европейской конференции ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) пришли к выводу, что стрессовые ситуации на фоне трудовой деятельности является гигантской проблемой для трети стран Евросоюза, а стоимость решения проблем психического здоровья составляет 3-4% от валового национального дохода страны.

Впервые феноменальное явление было описано в 1974 году психиатром из Америки Х. Фрейденбергером. Доктор описывал непонятные для него явления у себя, у коллег, так как они постоянно пребывали в тесном контакте с пациентами. Позже охарактеризовала синдром Кристина Маслач. Она описала понятие как синдром эмоционального и физического истощения параллельно с формированием негативной самооценки, негативного отношения к работе.

Зачастую СЭВ связан с трудностями в сфере работы, однако, также синдром может наблюдаться у молодых мам, домохозяек, и проявляется он потерей интереса к своим обязанностям. Опираясь на статистику, синдром наблюдается у людей, которые ежедневно имеют дело с человеческим фактором.

Причины СЭВ делятся на две группы:

  • объективные причины;
  • субъективные причины.

К субъективным причинам относятся:

  • индивидуальные особенности человека;
  • возрастные особенности;
  • система жизненных ценностей;
  • индивидуальное отношение к выполнению какого-либо вида деятельности;
  • завышенный уровень ожиданий от трудовой деятельности;
  • высокий порог моральных принципов;
  • проблема отказа в случае необходимости.

К объективным причинам относятся:

  • увеличение нагрузок на работе;
  • неполное понимание своих обязанностей;
  • неадекватная социальная и/или психологическая поддержка.

Объективные причины напрямую связаны со служебными обязанностями человека.

В зону риска попадают люди, злоупотребляющие спиртными или энергетическими напитками, с никотиновой зависимостью. Таким способом они стараются максимизировать работоспособность в случае неприятностей на работе. Однако вредными привычками можно лишь усугубить положение.

Также эмоциональному выгоранию подвергаются творческие личности: стилисты, писатели, артисты, художники. Причины их стрессов кроются в том, что они не могут поверить в собственные силы. Особенно это выражается, когда их талант остается неоцененным публикой либо следуют негативного рода рецензии от критиков.

Однако любая личность может приобрести синдром такого типа. Это может спровоцировать нехватка понимания и отсутствие поддержки со стороны близких, вследствие чего человек перегружает себя работой.

В первых рядах отмечается синдром эмоционального выгорания у врачей и учителей. Ограниченность проведением уроков, как и ответственность перед высшим руководством, является провокацией психического расстройства. Мигрени, неспокойный сон, изменения веса, сонливое состояние на протяжении суток – всему этому способствует синдром эмоционального выгорания у педагогов и медиков. Также возможно проявление равнодушия к ученикам, сопутствующее агрессией, бесчувственностью и отсутствием желания проникнуться проблемами подростков. Раздражительность изначально проявляется в скрытой форме, затем доходит и до неприятных, конфликтных ситуаций. Некоторые закрываются в себе и прекращают контактировать с друзьями и родственниками.

При развитии синдрома данного типа у учителей, немаловажными являются внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам относится:

  • ответственность за учебный процесс;
  • ответственность за эффективность проделанной работы;
  • нехватка необходимого оборудования.

К внутренним факторам можно отнести дезориентацию индивидуальности и эмоциональную отдачу.

Психология заболевания у педагогов также отмечается повышенным уровнем агрессии, враждебным настроем к окружающим, как следствие – изменением манеры поведения в негативную сторону, подозрительностью и недоверием к близким и коллегам по работе, обидой на весь мир.

Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников характеризуется стрессами, ночными дежурствами, ненормированным графиком, необходимостью постоянного повышения квалификации.

Синдром эмоционального выгорания у родителей, в частности, у мам, проявляется из-за того, что им приходится выполнять большое количество работы и становиться частью нескольких социальных ролей одновременно.

Читайте также:  Латентная форма заболевания синдрома жильбера

Опираясь на теорию Дж. Гринберга, выделяют следующие стадии синдрома эмоционального выгорания:

  • первая стадия – рецидивирующие стрессы в рабочем плане, которые способны уменьшать физическую энергию человека на фоне удовлетворения работника предоставляемой трудовой деятельностью;
  • вторая стадия – снижение интереса к трудовой сфере, нарушение сна, чрезмерная усталость;
  • третья стадия – работа без выходных, отмечается наличие переживаний, и человек становится уязвимым к заболеваниям;
  • четвертая стадия – в организме прогрессируют хронические процессы, которые связаны с неудовлетворенностью собой как личностью, а также в рабочем плане;
  • пятая стадия – трудности физического и психоэмоционального плана способствуют развитию опасных для жизни заболеваний.

Длительная функциональная нагрузка при отсутствии доверительных межличностных отношений является основным фактором формирования стрессового состояния.

Стадии профессионального выгорания по Дж. Гринбергу

Стадии профессионального выгорания по Дж. Гринбергу

Признаки синдрома эмоционального выгорания можно разделить на три группы:

  • физиологические признаки;
  • психоэмоциональные признаки;
  • поведенческие реакции.

Физиологические признаки включают в себя:

  • быстрое ощущение чувства усталости;
  • ощущение утомляемости после отдыха;
  • слабость в мышцах;
  • повторяющиеся приступы головной боли, головокружения;
  • ослабление иммунитета;
  • появление продолжительных вирусных и инфекционных заболеваний;
  • болевые ощущения в области суставов;
  • обильное потоотделение;
  • бессонница.

К психоэмоциональным симптомам можно отнести:

  • чувство полного одиночества;
  • отрицание моральных правил;
  • постоянное обвинение близких;
  • отсутствие веры в себя и в свои способности;
  • разрушение идеала;
  • угнетенное настроение;
  • нервозность;
  • чрезмерная вспыльчивость;
  • пессимизм.

Поведенческие реакции:

  • появление профессиональной деструкции;
  • желание оставаться в полном одиночестве;
  • уклонение от ответственности за совершенные поступки;
  • появление вредных привычек из-за желания скрыться от происходящего.

Клинические симптомы приравнивают заболевание к депрессивному расстройству, однако, синдром эмоционального выгорания имеет более благоприятные прогнозы для возвращения человека к обыденной жизни.

Для того чтобы диагностировать синдром правильно, врачу необходимо:

  • изучить историю болезни пациента;
  • узнать о наличии хронических заболеваний;
  • уточнить симптомы, на которые может пожаловаться больной;
  • выяснить наличие вредных привычек.

Также назначаются следующие лабораторные исследования:

  • общий анализ крови;
  • экспресс-тест на функционирование печени и почек;
  • тест для определения уровня электролитов в крови.

Также медики придерживаются основного метода диагностики, разработанного В. Бойко – тестирование, которое включает в себя 84 утверждения, а пациент должен выразить свое отношение к фразам ответами «да» или «нет».

Таким способом можно выявить фазу развития синдрома:

  • фазу напряжения;
  • фазу резистенции;
  • фазу истощения.

Фазы эмоционального выгорания

Фазы эмоционального выгорания

Фаза напряжения включает в себя следующие клинические признаки:

  • неудовлетворенность собой как личностью;
  • тревожное и депрессивное состояние;
  • переживание ситуаций, которые травмируют психическое здоровье;
  • загнанность в угол.

Фаза резистенции состоит из следующих диагностических симптомов:

  • неадекватное эмоциональное, избирательное реагирование;
  • эмоционально-нравственная дезориентация;
  • расширение сферы экономии эмоций;
  • редукция должностных обязанностей.

Фаза истощения характеризуется:

  • дефицитом эмоций;
  • эмоциональной отстраненностью;
  • деперсонализацией;
  • психосоматическими и психовегетативными нарушениями.

Результаты тестирования подсчитывают по специально разработанной усложненной системе. Экспертами оценивался ответ на каждое утверждение определенным числом баллов, и с помощью трехступенчатой системы получения показателей выводятся результаты тестирования и те симптомы, которые характерны для пациента.

Дифференциальная диагностика проводится с психическими расстройствами, которые не являются зависимыми от влияния факторов извне. Часто затруднение у специалистов вызывает диагностика синдрома эмоционального выгорания и синдрома хронической усталости. Разница между ними заключается в том, что первый затрагивает в большинстве случаев рабочий аспект, а синдром хронической усталости – все аспекты жизни больного.

Лечение сформированного синдрома проводится с помощью:

  • психотерапии;
  • фармакологического лечения;
  • реорганизации рабочего окружения;
  • комбинации изменений в рабочем окружении с реабилитацией и переобучением.

Во время работы с больными психологи придерживаются следующих мероприятий:

  • проведение тренинга навыков общения – обучают навыкам эффективной межличностной коммуникации, помогают осознать важность существования близких в жизни больного;
  • тренинг позитивного взгляда на вещи – обучение оптимизму, восприятию ситуации более с позитивной стороны, нежели с негативной;
  • фрустрационная профилактика – обучение оценивать свои возможности и способности реалистично;
  • тренинг уверенности в себе – с помощью применения методики «волшебный магазин» (больной представляет, будто очутился в волшебном магазине, где можно приобрести недостающую черту характера) психологи работают над увеличением уровня самооценки пациента;
  • дебрифинг после тяжелого события – больной выражает свои мысли, переживания по поводу какого-либо глобального происшествия (лечение таким методом активно используется за границей);
  • обучение методикам релаксации.

Техники релаксации включают в себя:

  • мышечную релаксацию (методика Джекобсона);
  • трансцендентальную медитацию;
  • аутогенную тренировку (методика Шульца);
  • методика произвольного самовнушения (методика Куэ).

Методика Эмиля Куэ

Методика Эмиля Куэ

Медикаментозное лечение включает в себя применение определенных лекарственных препаратов:

  • антидепрессантов;
  • транквилизаторов;
  • β-адреноблокаторов;
  • снотворных средств;
  • препаратов нейрометаболического действия.

Специалисты также сталкиваются с ситуациями, когда синдром развивается стремительно, и у больного наблюдается крайне негативное отношение к коллегам, к работе, к окружающим. В таком случае задача клинициста состоит в том, чтобы переубедить человека сменить работу и окружение, к примеру, переехать в другой город, так как это пойдет на пользу пациенту и сразу же будет заметное улучшение самочувствия.

Профилактика синдрома такой клинической картины условно разделяется на:

  • физическую профилактику;
  • эмоциональную профилактику.

Физическая профилактика эмоционального выгорания включает в себя:

  • соблюдение правильного питания (в рацион должны входить продукты, которые содержат витамины, растительную клетчатку и минералы);
  • частые прогулки, отдых на свежем воздухе;
  • регулярная физическая активность;
  • соблюдение правильного режима дня;
  • здоровый сон (не меньше восьми часов).

Эмоциональная профилактика синдрома эмоционального выгорания включает:

  • выходные дни, когда человек может посвятить время себе;
  • обязательный отпуск минимум раз в год;
  • анализ размышлений, ситуаций, которые беспокоят человека;
  • правильную расстановку приоритетов (первоочередное выполнение необходимых дел);
  • медитацию;
  • тренинги;
  • ароматерапию.

Не существует универсального решения проблемы синдрома эмоционального выгорания. Гармоничное существование присуще только тем, кто научился правильно расставлять жизненные приоритеты.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?

Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания

Источник