Синдром эмоционального выгорания сотрудников овд

Учебная литература по юридической психологии

Чернышева Е.В., Злоказов К.В.
ПОЛИЦЕЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Екатеринбург, 2016.

Феномен эмоционального выгорания является разновидностью острого кризисного состояния. Он является неотъемлемой частью профессиональной деятельности тех специалистов, которых традиционно относят к категории «помогающих профессий» (психологи, психотерапевты, социальные работники, юристы, сотрудники правоохранительных органов и др.), которые в своей работе имеют дело с негативными переживаниями людей и оказываются личностно вовлеченными в них. «Выгорание» приводит к потере производительности труда, интереса к работе, чувству переутомления, к текучести кадров и другим последствиям. Последствия, которые могут колебаться от незначительного продолжительного раздражения (например, головная боль) до самоубийства или даже убийства. «Выгорание» включает три компонента: «деперсонализацию»; «минимизацию личных достижений» (чувства самодевальвации, безрезультатности, несостоятельности, желания «все бросить») и «эмоциональное истощение». Эмоциональное выгорание — душевная и физическая усталость, утрата веры в свои силы и, как следствие, невозможность проводить эффективную работу

Для профилактики эмоционального выгорания обычно рекомендуются: анализ причин и их коррекция; отпуск или существенное снижение частоты контактов с людьми; временное переключение на другие формы работы психологической службы, создание чувства психического комфорта путем повышения профессиональной компетентности. Целесообразны и организационные меры, такие как: систематическое повышение квалификации; допуск к работе только после прохождения предварительной подготовки; обучение приемам снятия эмоционального напряжения; создание атмосферы поддержки и взаимопонимания в коллективе; коррекция предвестников феномена «выгорания».

Профессиональная деформация личности сотрудника ОВД — негативное изменение психологических и социально-психологических особенностей личности сотрудника в процессе службы. Проблемы профессиональной деформации исследовались А. Р. Ратиновым (1967), Г. Г. Шиханцовым (1976, 1998), Л. С. Свеницким (1986), Н. Л. Гранат (1993), А. И. Папкиным (1996), К. Р. Такасаевой (2001) и др. Наиболее подробно они исследованы А. В. Будановым (1987, 1992, 1994), весомый вклад в исследование проявлений профессиональной деформации принадлежит С. П. Безносову (1987, 1997), предложившему психологический портрет ее проявлений, и В. С. Медведеву (1991, 1996, 1999), связавшему ее с отклонением социальных ориентиров личности и особенностями деятельности разных служб (особенно в уголовном розыске, патрульно-постовой службе, следствии). С. Е. Борисова (1998, 2001) выявила личностные предпосылки профессиональной деформации сотрудников в первые годы службы и впоследствии.

Специфика правоохранительной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями, содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность. При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдается развитие его профессиональной деформации. При этом профессиональная деформация негативно влияет на деловое общение и эффективность его служебной деятельности. Профессиональная деформация — результат искажения профессиональных и личностных качеств работника под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды

Эффекты взаимосвязи между трудом и субъектом труда рассматриваются в рамках психофизиологии, преимущественно как профессиональные заболевания соматического характера. Однако необходимо направить внимание на психологический аспект влияния профессионального труда на личность работника. Исследованиями в юридической психологии установлено, что профессиональная деятельность оказывает на личность работника более мощное формирующее влияние по сравнению с непрофесиональными видами деятельности и приводит к появлению не случайных, а закономерно обусловленных профессиональных типов личности.

В каждой профессии существуют свои комплексы психодеформирующих факторов, имеющих как общую, так и специфическую природу. Точное определение последних требует конкретных эмпирических и экспериментальных исследований с целью их обнаружения для формирования программ профилактики деформации личности. Наиболее глубокие негативные поражения личности работников свойственны профессиям типа «человек — ненормальный человек».

А. В. Буданов описал три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации сотрудников ОВД.

1. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности:

• детальная правовая регламентация деятельности, которая наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;

• наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что может проявляться в злоупотреблении и необоснованном их использовании;

• корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников и отчуждения от общества;

• повышенная ответственность за результаты своей деятельности;

• психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;

• экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.);

• необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями, что может приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона, обращение по кличкам и т. и.).

2. Факторы, отражающие особенности сотрудников’.

• неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;

• недостаточная профессиональная подготовленность;

• специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т. п.);

• профессиональный опыт;

• профессиональные установки (например, восприятие других людей как возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительности и др.);

Читайте также:  Синдром внезапной смерти младенцев признаки

• особенности социально-психологической дезадаптации личности в органах правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;

• изменение мотивации деятельности (потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и др.).

3. Факторы социально-психологического характера:

• неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;

• неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и др.);

• низкая общественная оценка деятельности органов правопорядка, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей профессии.

Профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (общение с правонарушителями, решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т. д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т. д.).

Основные проявления профессиональной деформации сотрудников. Проявления профессиональной деформации связаны с деформацией индивидуальной профессиональной концепции сотрудника и появлением в ее структуре жестких стереотипов, отражающих неверное восприятие организации и самого себя в ее структуре. Исследования позволили выявить шесть стереотипов.

Стереотип «начальник должен быть жестким, твердым, настойчивым» меняет структуру управленческого взаимодействия, переводя ее в режим угрозы наказанием за проступок, приказного общения.

Стереотип «начальник всегда прав» отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства.

Стереотип догматического следования приказам порождает установку на бездумное выполнение любого приказа начальника, часто ведет к внутриличностным конфликтам, если имеется собственное мнение о необходимости действовать по-другому.

Стереотип «маленького человека» ведет к снижению профессиональной самооценки, проявлению конформизма и отсутствию собственных суждений по тому или иному служебному вопросу.

Стереотип «оптимального ролевого поведения» часто выступает как механизм приспособительного поведения к определенным служебным ситуациям и конкретным профессиональным действиям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для получения показаний от подозреваемого и т. д.

Стереотип «нахождения виновного» оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказанию и т. п. При этом работа по выявлению истинных причин неэффективности деятельности уходит на задний план, и ее недостатки не вскрываются.

Проявления профессиональной деформации имеют место как во внешней среде деятельности, взаимодействии с правонарушителями и другими гражданами, так и во внутрисистемном общении, совместном выполнении служебных задач с другими работниками, контактах с руководителем. Во внешней среде деятельности можно рассмотреть следующие проявления профессиональной деформации:

• уверенность и самоуверенность в собственной непогрешимости при решении профессиональных задач, чрезмерное самомнение и завышенная самооценка;

• наличие установки на «обвинительный уклон» по отношению к другим людям, чрезмерная подозрительность, грубые ошибки в восприятии и оценке других людей, их действий и поступков;

• правовой нигилизм, который проявляется в пренебрежительном отношении к требованиям закона, их игнорировании и произвольном толковании закона и подзаконных нормативных актов;

• правовой ригоризм, представляющий собой выраженную установку на ужесточение наказания, применение к правонарушителю более жестких мер наказания безотносительно к особенностям его личности, к ситуации совершенного правонарушения;

• стереотип закрытости, стремления к излишней секретности, приданию своей работе мнимой значительности, тенденция к сверхконтролю;

• перенос своей служебной роли, профессиональных навыков и установок во внеслужебные отношения;

• усвоение элементов криминальной субкультуры (уголовного жаргона, норм поведения, обращения к другому человеку и т. д.) и их использование в своей деятельности;

• упрощение делового общения, выражающееся в снижении культуры и этики общения с гражданами, обращения на «ты», применении выражений, оскорбительных для других людей, ит.п.;

• наличие установки на применение только властных методов воздействия на правонарушителей и других граждан, пренебрежение методами психологического влияния, достижения согласия, разрешения конфликта на основе вербального воздействия и т. д.;

• педантичность, излишний формализм в работе и затягивание вопросов о принятии конкретных решений в рамках своей компетенции.

Во внутрисистемном управлении, в общении с руководителями и сослуживцами возможны следующие проявления профессиональной деформации:

• потеря инициативы в работе, выражающаяся в ориентации только на исполнение приказов и распоряжений руководителей, вышестоящих звеньев управления и забвении своих личных должностных обязанностей и ответственности;

• установка на приоритетность текущего процесса деятельности, выполнения текущих задач вне связи с достижением конечных результатов деятельности, имитация активной деятельности;

• переоценка старых, привычных методов работы и недооценка необходимости внедрения новых методов деятельности, инноваций;

• установка на совершение формализованных, документально оформленных профессиональных действий при недостаточном внимании к человеку;

• профессиональный эгоизм (эгоцентризм), часто блокирующий эффективное взаимодействие работников различных служб и снижающий результаты совместной деятельности.

Часто проявления профессиональной деформации являются следствием обращения работника к неадекватным защитным механизмам в своей деятельности: рационализации (объяснения своих незаконных действий интересами раскрытия и расследования преступления и т. п.); вымещения (например, словесного оскорбления задержанных и т. п.); замещения (например, достижение ложного ощущения своей профессиональной значимости за счет внешней атрибутики деятельности и т. п.); изоляции (сокращения контактов с другими людьми вне рамок своей правоохранительной системы, сужение коммуникативных связей) и др.

Читайте также:  Двс синдром у детей неотложная помощь

Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Одной из задач такой профилактики является блокирование и сглаживание трех групп указанных факторов, способствующих развитию профессиональной деформации. Работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя меры как психологического, так и непсихологического, организационно-управленческого, воспитательного характера:

• выработка у сотрудников профессионального иммунитета и высокой культуры в работе;

• развитие нравственно-психологической устойчивости и деловой направленности у всех работников органов правопорядка;

• формирование установки на следование в работе кодексу профессиональной чести;

• совершенствование стиля и методов управления персоналом;

• формирование оптимального морально-психологического климата в службах и подразделениях органов внутренних дел.

НАВЕРХ

Источник

Как уже отмечалось выше, конфликт во многих направлениях правоохранительной деятельности заложен в самом основании службы, поскольку она проходит в постоянном напряжении, зачастую в экстремальных условиях, ведет к накоплению эмоционального дискомфорта и профессиональной усталости. Ситуации, например, в следственной деятельности усугубляются еще и тем обстоятельством, что общение следователя не «работает» в обе стороны. За положительным действием или позитивным посылом, как правило, не следует соответствующий отклик (улыбка, уважение, благодарность). Благодарный потерпевший, свидетель, подозреваемый или обвиняемый в общении со следователем, тем более прокурором — явление крайне редкое. Такие ситуации порождают симптомы «профессионального выгорания» («эмоционального выгорания»), приводят к апатии, нарастающему безразличию и даже отвращению к работе, ощущению профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, общей раздражительности. Отсутствие возможности «выброса» переживаний и психологической разрядки создают угрозу серьезного физического и психического переутомления, а при негативном стечении обстоятельств даже психологического срыва. Такие условия требуют своеобразной психологической закалки, умения разряжаться, восстанавливать работоспособность.

Под «психологическим выгоранием» следует понимать состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющегося в профессиях социономической направленности («человек — человек»), которым свойственно участие в решении проблем отдельных категорий граждан. По данным ряда исследований, признаки синдрома «эмоционально выгорания» могут развиваться быстрее у работников службы занятости, системы здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, то есть всех тех, кто имеет дело с людьми, находящимися в негативном эмоциональном состоянии, имеющими различные физические и психические дефекты. При этом, чем больше социономист эмоционально вовлечен в диалог, тем больше он рискует «отравиться людьми»[1]. Неслучайно первая исследовательница этого явления К. Маслач назвала свою книгу «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие». С точки зрения теории стресса Г. Селье (1907—1982), «профессиональное выгорание» — это дистресс, третья (заключительная) стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения[2].

К факторам, из-за которых происходит «психологическое выгорание», специалисты относят:

  • — индивидуально-психологические факторы (низкий уровень выносливости, самоконтроля, самооценки, излишняя тревожность, боязнь моральной и материальной ответственности, замкнутость, застенчивость);
  • — социально-психологические факторы (потеря чувства поддержки, взаимовыручки в коллективе, несоответствие затрат труда уровню вознаграждения за него, несоответствие между требованиями, предъявляемыми профессией к сотруднику, и его внутренними ресурсами, между профессиональной самостоятельностью и жестким администрированием, между этическими и личностными принципами, между объективным и субъективным пониманием справедливости);
  • — сложные условия профессиональной деятельности (постоянные немотивированные рабочие перегрузки, дефицит времени, большая продолжительность рабочего дня, его ненормированность, работа с людьми в эмоционально напряженной обстановке, отсутствие обратной связи с людьми, высокая социальная острота решаемых проблем, самостоятельность и высокая ответственность при принятии решений)[3].

Кроме того, «профессиональное выгорание» может затронуть людей, которые постоянно испытывают внутренний конфликт из-за специфики своей профессиональной деятельности. Красноречивым примером могут стать женщины-следователи, которые разрываются между службой и семьей или испытывают постоянное давление из-за необходимости ежедневно доказывать свои возможности и профессионализм, соперничая с коллегами-мужчинами.

«Выгоранию» подвержены те работники, над которыми постоянно висит угроза потери рабочего места, например по причине несоответствия специальности или квалификации по диплому занимаемой должности или достижения предельного возраста. Страх не найти работу, не быть востребованным, утратить социальный статус может стать основанием для развития столь распространенного синдрома.

Необходимо также подчеркнуть, что «эмоциональное выгорание» меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях жизни и деятельности.

Если говорить о чертах характера таких людей, необходимо выделить такие индивидуально-психологические особенности, как высокая подвижность, открытость, коммуникабельность, самостоятельность при решении собственных проблем.

Будучи состоянием, развивающимся постепенно на фоне постоянного стресса, данный синдром проходит три стадии.

На первой стадии проявляется забывчивость к каким-либо деталям и мелочам (постоянное забывание ознакомиться с нужным документом, сделать важные звонки, доложить что-либо руководству и т.д.). Все чаще наблюдаются сбои в процессе совершения двигательных действий. Первый этап «профессионального выгорания» может продлиться от 3 до 5 лет. Длительность его протекания зависит от рода деятельности, напряженности режима работы, индивидуально-личностных особенностей. При этом заметить первую фазу бывает непросто.

Читайте также:  Фото пластической операции при синдроме дауна

Вторая стадия анализируемого синдрома характеризуется частичной утратой интереса к работе, общению с коллегами и с членами семьи. Такой сотрудник начинает все чаще избегать контактов с теми, с кем раньше активно взаимодействовал по долгу службы. У такого работника может появиться ощущение «бесконечной рабочей недели», наступить немотивированная апатия (даже в начале рабочей недели), недостаток энергии, упадок сил, ослабление побуждений и интересов, ухудшение чувства юмора. Он может также испытывать частую головную боль, повышенную раздражительность. Вторая стадия напрямую зависит от количества и интенсивности вредоносных факторов. Она может продлиться от 5 до 15 лет.

Третья стадия синдрома «профессионального выгорания» характеризуется потерей всякого интереса к службе, личной жизни и сопровождается эмоциональным безразличием, ощущением беспрерывного упадка сил, чувством «загнанности», потерей гибкости, самостоятельности и критичности мышления. Стремясь к одиночеству, такие лица все контакты ограничивают общением с домашними животными, с природой. Данная стадия может тянуться до 20 лет[4].

Постепенное развитие указанных симптомов «выгорания» у отдельных работников может обернуться «профессиональным выгоранием» целого коллектива и даже организации. Об этом красноречиво будут свидетельствовать общие психоэмоциональные признаки, присущие синдрому. В большинстве случаев «выгорание» организации связано с тотальным пессимистическим настроем ее работников, неудовлетворенностью результатами труда, несправедливыми обвинениями со стороны руководства, утратой веры в возможность изменения создавшейся ситуации собственными силами.

Основные причины «профессионального выгорания» организации следует искать в следующем.

  • 1. Частая смена руководителей всех уровней.
  • 2. Ежегодные организационно-штатные изменения.
  • 3. Постоянные несоответствия и противоречия между стратегией и тактикой руководства.
  • 4. Повышенная внефункциональная требовательность к работникам.
  • 5. Выдвижение на руководящие должности тех, кто по своим профессиональным и морально-психологическим качествам не подготовлен и не способен выполнять эти функции.
  • 6. Отсутствие объективных критериев оценки производительности (результативности) труда.
  • 7. Неэффективная система стимулировании персонала.

К задачам, решаемым в процессе профилактики «психологического выгорания», можно отнести те же, что и к задачам профилактики профессиональной деформации, но акцент при этом следует перенести на решение индивидуальных и социально-психологических задач и прежде всего сконцентрироваться на создании условий:

  • — для развития профессиональной самостоятельности, независимости, мотивационной заинтересованности сотрудников результатами труда;
  • — для удовлетворения их устремленности к овладению профессиональным мастерством;
  • — для морального и материального стимулирования;
  • — для признания отдельных работников коллективом;
  • — для создания максимально возможной комфортной обстановки на рабочем месте.

Наконец, устойчивость к «профессиональному выгоранию» во многом зависит от способности каждого сотрудника формировать и поддерживать позитивные, оптимистичные установки и ценности в отношении как самих себя, так и других людей. Психолог Н. В. Самоукина, а также другие авторы рекомендуют правила формирования такой устойчивости:

  • 1) верить в свои способности, уникальность, стараться быть довольным собой;
  • 2) по мере возможности делать то, что нравится, и избегать занятий, которые не вызывают энтузиазма. Только занимаясь «своим делом» и достигая шаг за шагом определенного мастерства, можно обрести профессиональную самодостаточность;
  • 3) перестать жить за других и сконцентрироваться на собственной жизни;
  • 4) гармонично распределять время между работой (службой) и личными интересами (потребностями);
  • 5) трезво подходить к подведению итогов прошедшего дня, месяца, года;
  • 6) научиться говорить «нет» невзирая на страх или чувство вины перед теми, кому оно адресовано[5].

Однако лучшее правило воспитания в себе устойчивости к «профессиональному выгоранию», на наш взгляд, сформулировано американским психологом К. Маслач: «Вы можете негативно относиться к своему состоянию. Считать, что ваше профессиональное выгорание — ваш враг. Мне так не представляется. Напротив, я думаю, что оно — ваш друг, громко говорящий вам: „Твои ресурсы исчерпаны, пришло время найти новые источники сил“. Ваш друг говорит правду. Нужно ли с ним бороться? Может, лучше выслушать, понять и последовать его совету? Позвольте привести простую метафору. Вы долго ехали на автомобиле по непростой дороге, проехали 140 км и увидели, что на приборной панели загорелся индикатор, показывающий, что бензин на исходе. Будете ли вы бороться с этим сигналом? Вряд ли. Скорее начнете искать ближайшую заправочную станцию. Именно это я вам и рекомендую»[6].

Все вышеперечисленные рекомендации эффективны для профилактики «эмоционального выгорания» или борьбы с его первыми признаками. Если же обнаружены признаки второй или даже третьей стадии, то лучшей «заправочной станцией» станут отпуск или общение с психотерапевтом.

Итак, несмотря на то что универсального средства от синдрома «профессионального выгорания» не существует, эта проблема решаема как на индивидуальном, так и на социальном уровне. Так или иначе, профессионалу следует время от времени останавливаться для осмысления своего отношения к профессиональной деятельности. Взглянув на свою деятельность со стороны, есть шанс увидеть множество новых позитивных возможностей, и в этом новом взгляде есть место не только моральной, но и психологической составляющей.

Источник