Синдром эмоционального выгорания у студентов медиков

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с психологическими аспектами в педагогике. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса выгорания студентов медицинских вузов. Методология исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.
Ключевые слова: выгорание, студенты, медицинский вуз, психология, медицины, психология.
Воздействие на организм стрессовых факторов в процессе обучения и прохождения практики приводит к эмоциональному выгоранию студентов медицинских вузов.
Как отмечают специалисты, эмоциональное выгорание следует рассматривать как синдром в связи с его системным воздействием. Для выгорания студентов медицинских вузов характерна различная симптоматика эмоционального выгорания.
Синдрому эмоционального выгорания посвящено множество зарубежных научных работ и исследований. В отечественной науке термин эмоционального выгорания стал рассматриваться лишь в 90-е годы. Синдром эмоционального выгорания следует рассматривать как инструмент психологической защиты, что выражается в виде частичного или полного исключения эмоций в ответ на воздействие психотравмирующих факторов.
Впервые термин выгорания описал Х. Дж. Фрейдеберг в 1974 г. Автор объяснил появление эмоционального выгорания эмоциональной насыщенностью общения в процессе работы или прохождения учебы. К указанному периоду было собрано достаточно данных о том, что среди людей определенных профессий довольно часто можно встретить черствых личностей. Речь идет о врачах, педагогах, полицейских и других специалистов.
Как показали результаты научных исследований, именно медики наиболее подвержены психосоматическим расстройствам. Изначально полагалось, что причина эмоционального выгорания заключается в проявлении сочувствия к проблемам пациентов.
Потом мнение ученых изменилось, и они стали утверждать, что эмоциональному выгоранию подвержены люди с активными коммуникациями в процессе осуществления своей профессиональной деятельности.
А. Лэнгле в своих научных работах пишет о том, что синдром эмоционального выгорания провоцирует истощение организма на уровне психики.
При рассмотрении проблемы эмоционального выгорания у студентов медицинских вузов необходимо обратиться к классифицированным учеными моделям психоэмоционального выгорания. Однофакторная модель подразумевает такое психоэмоциональное выгорание, при котором истощение отмечается на эмоциональном, физическом и когнитивном уровне.
Причина этого явления заключается в длительном пребывании студентов в перегруженных ситуациях (ситуациях, насыщенными в эмоциональном плане).
В рамках двухфакторной модели подразумевается, что синдром эмоционального выгорания наступает по причине деперсонализации и эмоционального истощения в совокупности. Студент, который испытывает эмоциональное выгорание, начинает жаловаться на свое здоровье, состояние нервного напряжения.
В рамках такой модели психоэмоционального истощения частично или полностью утрачивается интерес к человеку как к объекту коммуникации. Так, при прохождении практики на синдром эмоционального выгорания студентов указывает тот факт, что пациенты медицинских учреждений воспринимаются студентами как проблемные объекты, с которыми нужно что-то делать. [1]
Глубокое погружение в проблемы, с которыми делятся пациенты при прохождении студентами практики, ведет к активации деперсонализированного защитного механизма. В результате участие в практической работе становится для студента неинтересным. Третья модель психоэмоционального истощения подразумевает, что дополнительно происходит дедукция личных достижений. То есть, начинаются умаляться достигнутые результаты в учебе и прохождении практики.
К настоящему времени синдром эмоционального выгорания принято рассматривать с использованием трехфакторной модели. Развитие синдрома эмоционального выгорания происходит постепенно в три стадии. Все начинается с притупления эмоций, потом к студентам приходят негативные эмоции в виде презрения к тем, с кем им приходится вместе находиться.
На завершающей стадии формируется неприязнь к окружающим. Опасность этого явления заключается в том, что отсутствие должной помощи еще на этапе обучения в вузе может привести к тому, что окончивший учебу специалист в области медицины будет срывать свою злость на пациентах. Причины эмоционального выгорания самими студентами не осознаются.
Как правило, в качестве первопричин своей озлобленности студенты-медики видят плохое настроение и общее чувство усталости.
Симптоматика эмоционального выгорания проявляется на физическом уровне в виде усталости и истощения, на эмоциональном уровне в виде притупления эмоций и эмоциональной отстраненности, на уровне поведения в виде безразличия к еде, уменьшения физической активности и даже на уровне интеллектуального состояния в виде потери интереса к учебе и участию в практической деятельности. [2]
Синдром эмоционального истощения проявляется в виде низкой социальной активности и утрате интереса к проведению досуга, что указывает на влияние эмоционального истощения на социальную сферу. Разъяснение причин эмоционального выгорания происходит с использованием разных подходов.
В частности, в рамках индивидуально-личностного подхода подразумевается, что студенты-медики при прохождении практики в учреждениях не убеждаются в соответствии своих ожиданий особенностям профессиональной деятельности. В рамках социально-психологического подхода подразумевается, что причина эмоционального выгорания связана со спецификой обучения и выбранной профессией. В рамках организационно-психологического подхода при изучении причин эмоционального выгорания отмечается переадресация проблем личности на организационную структуру взаимодействия с социумом, коллективом педагогов и наставников.
Уровень эмоционального выгорания растет по мере роста учебной нагрузки. [3]
Как отметили ученые в ходе своих исследований, стрессу наиболее подвержены женщины, которые осуществляют функции воспитания, оказывают медицинскую помощи. Мужчины наиболее подвержены стрессам в ситуациях, связанных с необходимостью демонстрации собственных навыков и умений.
Эмоциональное выгорание у студентов медицинских вузов провоцируют внутренние и внешние факторы. К внешним факторам необходимо относить социально-психологические особенности деятельности и среды обучения. К внутренним факторам принято относить усиление активного восприятия и сопереживания, что связано со спецификой выбранного поля профессиональной деятельности.
Для эмоционального выгорания у студентов медицинских вузов характерно прохождение нескольких фаз — напряжения, резистенции и истощения. На процесс эмоционального выгорания серьезное влияние оказывает то, что выбранная студентами профессия не оправдывает их ожиданий. Это видно по результатам исследований среди студентов медицинских вузов, проведенного в 2015 г. [4]
Согласно его результатам, уже к моменту окончания 2-курса в выбранной специальности разочаровываются не меньше 28 % всех учащихся. [5]
Если обратиться к описанию человека, страдающего невротическими расстройствами, можно отметить, что лица, находящиеся в группе риска с эмоциональным выгоранием схожи с его описанием. Так, студенты медицинских вузов предъявляют завышенные требования к себе, чувствительно относятся к малейшим неудачам. Эмоциональное выгорание приводит практически к безнадежной ситуации, однако современными учеными выработаны довольно эффективные подходы для профилактики и лечения эмоционального выгорания у студентов. Так, А. Лэнгле предлагает рассматривать в качестве эффективного инструменты методы ситуативной разгрузки.
Такие приемы направлены на изменение поведения. Чтобы предупредить эмоциональное выгорание у студентов, автор рекомендует работать с самими студентами и предлагать им задания с подготовкой развернутых ответов на вопросы о том, для чего они выбрали эту профессию, нравится ли им то, что они сейчас делают, нравится им сам результат учебы или только сама учеба.
Эмоциональное выгорание представляет довольно серьезную проблему, поскольку его симптоматика зачастую не осознается самими студентами. Причина понятна — невозможно оценить себя со стороны и однозначно ответить, что же со мной происходит. [6]
Эмоциональное выгорание среди студентов обусловлено самой природой образовательной деятельности. Так, авторы многочисленных исследований приходят к выводу о том, что образовательная деятельность студентов неотъемлемо связана с умственной работой, необходимостью работать с большими объемами информации.
Нужно не только обучаться работе с большими объемами информации, но и осваивать разные технологии обучения. Более того, многие студенты участвуют в общественных делах, следовательно, на них ложится дополнительная эмоциональная нагрузка. Первопричина эмоционального выгорания студентов медицинских вузов сводится к большим психоэмоциональным нагрузкам. При рассмотрении проблемы эмоционального выгорания следует принимать во внимание возрастные особенности студентов. [7]
Так, лица студенческого возраста больше склонны к проявлению сочувствия, в то же время они неустойчивы и склонны мечтать. Идеалистический подход к процессу обучения приводит к тому, что студенты не могут адаптироваться к новым требованиям, даже сталкиваются с ощущением собственной несостоятельности.
На этой почве формируется нежелание учиться, возникает общее чувство неудовлетворения от достигнутых результатов обучения. Проявление первых признаков деперсонализации указывает на активную стадию развития эмоционального выгорания. Борьба с этим явлением должна носить комплексный характер.
Литература:
Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2015. 336 с.
Бойко В. В. Энергия эмоций. СПб., 2014. 474 с.
Кайбьшев В. Т. Профессионально детерминированный образ жизни и здоровье врачей в условиях современной России // Медицина труда и промышленная экология. 2016. № 12. С. 21–26.
Хетагурова А. К., Касимовская Н. А. Социально-демографические и психологические факторы, влияющие на уход из профессии медицинских сестер на современном этапе // Экономика здравоохранения. 2014. № 2–3 (112). С. 25–29.
Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджменту / под ред. Г. С. Никифорова и др. СПб., 2013. 448 с.
Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. M., 2016. 436 с.
Франкл В. Теория и терапия неврозов. Введение в логотерапию и экзистенциальный анализ. СПб., 2015. 234 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, студент, прохождение практики, вуз, профессиональная деятельность, синдром, эмоциональное выгорание студентов, эмоциональное истощение, психоэмоциональное выгорание, психоэмоциональное истощение.
Источник
Семёнов С.А. 1, Махнюк А.В. 2
1Гродненский государственный медицинский университет
2Гродненский государственный медицинский университет
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Учебный процесс высокой интенсивности проводит к выраженному воздействию на организм студентов-медиков, что проявляется у части из них срывом адаптационных механизмов с дальнейшим нарушением нормального функционирования органов и систем организма, в том числе и развитием синдрома эмоционального выгорания (далее – СЭВ) [3], что, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на уровень успеваемости [1]. Поэтому выявление особенностей нейропсихических адаптационных процессов организма студентов, обучающихся на разных курсах медицинского университета, является актуальной задачей, определившей цель нашего исследования, проведенного в 3 этапа и основанного на методе В.В. Бойко [2].
На первом этапе для выявления выраженности симптомов СЭВ и его стадий («напряжения», «резистенции» и «истощения») на 3-4 неделе обучения в осеннем семестре 2019 г. были анкетированы 25 студенток 2 курса лечебного факультета учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет». При анализе результатов было установлено, что среди опрошенных наибольшим оказалось число студенток, у которых сформированной оказалась фаза «резистенция» – 52,0%, фаза «напряжения» была сформированной у 36,0% из них, а фаза «истощение» – у 24,0% обследованных.
Учитывая усложнение учебной программы к третьему курсу обучения в медицинском университете, на втором этапе исследования также на 3-4 неделе обучения в осеннем семестре 2019 г. были анкетированы 25 студенток 3 курса лечебного факультета учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет». По результатам анализа установлено, что если среди этой группы девушек значительно возросла доля обследованных со сформированной второй фазой СЭВ (до 76,0%), то удельный вес третьекурсниц со сформированной фазой «истощения» не превысил 20% от общего числа обследованных.
С целью сравнительного анализа, а также для выявления дополнительных факторов, которые могли оказать влияние на полученные результаты, нами на третьем этапе исследования также на 3-4 неделе обучения в осеннем семестре 2019 г. были изучены особенности выраженности симптомов и стадий формирования СЭВ среди студенток 2 и 3 курсов (по 24 девушки) лечебного факультета учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет».
Полученные на этом этапе результаты позволили установить, что сформированность фаз «напряжение» и «истощение» СЭВ оказалась более выраженной у несколько большего числа студенток 2 курса учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» в сравнении со студентками, обучавшимися в г. Гродно. Так, процентные доли обследованных со сформированными фазами среди этой группы студенток достигли, соответственно, 41,7% (контроль – 28,0%) и 37,5% (контроль – 20,0%). Однако процентная доля студенток 3 курса Белорусского государственного медицинского университета со сформированными фазами СЭВ в сравнении со студентками этого же курса Гродненского медицинского университета не возросла. Более того, удельный вес студенток Белорусского государственного медицинского университета, у которых оказалась сформированной фаза «резистенция», составившая 45,8%, даже оказался значительно меньшим, чем девушек, проходивших обучение в Гродненском медицинском ВУЗе.
Таким образом, установленная нами общность черт симптомов и фаз СЭВ среди студенток разных медицинских университетов Республики Беларусь позволяет утверждать о высокой значимости факторов учебного процесса высокой интенсивности в его формировании [4, 5], что свидетельствует о необходимости совершенствования подходов к его организации и внедрении соответствующих мероприятий корригирующего характера.
Литература
Изучение здоровья учащейся молодежи с применением современных медико-социальных технологий / И.А. Камаев [и др.] // Современные технологии в медицине. – 2010. – Т. 2., №1. – С. 129-131.
Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб., 1999. – 32 с.
Горшков, Е. А. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников / Е. А. Горшков, В. И. Косоногова // Молодой ученый. – 2015. – № 23.2. – С. 51-55. – URL https://moluch.ru/archive/103/24327/ (дата обращения: 16.12.2019).
Королева, Е. Г. Синдром эмоционального выгорания / Е. Г. Королева, Э. Е. Шустер // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2007. – № 3. – С. 108–111.
Состояние здоровья и образ жизни студентов-медиков / Л. Н. Коданева [и др.] // Международный научно-исследовательский журнал. – № 12 (54), Ч. 4. – С. 45–47.
Источник
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Абуева Э.М.
1
Гаврилова К.С.
1
Королёва Л.Ю.
1
Осколкова В.Р.
1
Костина М.С.
1
1 ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»
Представители медицинских профессий относятся к числу лиц, наиболее подверженных синдрому эмоционального выгорания. Зачатки развития данного состояния формируются во время обучения будущих врачей в медицинском вузе. В нашей статье подробно рассмотрены модели синдрома эмоционального выгорания, его фазы и симптомы в динамике, условия его возникновения и методы профилактики. Целью нашей работы была оценка подверженности студентов медицинского института развитию у них эмоционального выгорания на различных этапах обучения в вузе. В результате нашего исследования впервые получены данные, позволяющие судить о психоэмоциональном состоянии студентов-медиков, которые свидетельствуют о том, что среди них риск развития вышеуказанного синдрома возрастает при переходе к обучению на старшие курсы, и к шестому курсу более чем у половины завтрашних выпускников ярко выражены симптомы фазы резистенции синдрома выгорания, проявляющиеся эмоционально-нравственной дезориентацией, неадекватным эмоциональным реагированием, а у трети студентов сформировалась фаза истощения, характеризующаяся эмоциональной и личностной отстраненностью, психосоматическими и психовегетативными нарушениями. В связи с этим своевременная профилактика и коррекция выявленных случаев выгорания позволит в будущем иметь в сфере здравоохранения психически здоровых специалистов, способных к эмпатии в общении с пациентами и оказанию квалифицированной медицинской помощи, что является основополагающими качествами врача.
синдром эмоционального выгорания
студент
медицинский вуз
профилактика
коррекция
1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 105 с.
2. Китаев-Смык Л.А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2017. № 4. С. 12.
3. Barclay L. Burnout in Medical Students Linked to Self-Reported Unprofessional Conduct. JAMA. 2011. № 304. Р. 1173–1180.
4. Зелезинская Г.А., Коренько П.Н., Кравченок М.А., Саллум А.И. Качество жизни студентов-медиков и клинических ординаторов // Медицинский журнал МГТУ. 2016. № 4. С. 20–26.
5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2012. 752 с.
6. Шагина И.Р. Влияние учебного процесса на здоровье студентов // Астраханский медицинский журнал. 2010. № 2. С. 26–29.
Проблема эмоционального выгорания вызвала интерес у исследователей в середине XX в., когда впервые при наблюдении за работниками медицинских учреждений психиатрического профиля у них был выявлен целый комплекс таких симптомов, как усталость, разочарование и деморализация в профессиональной среде. В дальнейшем аналогичные проявления выявлялись у специалистов смежных коммуникативных профессий (педагоги, психологи, работники всех направлений медицинской деятельности). В 1974 г. Г. Фрейденбергером был введен термин «burnout» – «выгорание», «сгорание», который подходил для описания определенных состояний, наблюдавшихся у разных специалистов, работающих в сфере «человек – человек». Привлечение внимания к синдрому эмоционального выгорания (СЭВ) и рассмотрение его в качестве патологии, возникающей в процессе профессиональной деятельности, позволило разрушить табу, которого придерживались многие специалисты, отрицая или значительно преуменьшая взаимосвязь между личным психическим и физическим здоровьем человека. В актуальном на сегодня классификаторе заболеваний МКБ-10 СЭВ имеет статус самостоятельной нозологии в разделе Z73 – «Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью» [1].
Согласно существующему ранее мнению, эмоциональному выгоранию подвергаются профессионалы по мере погружения их в процесс работы и в зависимости от выработанного стажа, однако в последнее время все больше сторонников появляется у гипотезы, согласно которой выгорание в профессиональной среде врачей с большим опытом и стажем встречается реже, чем среди неопытных, начинающих карьеру специалистов. В связи с чем необходимость изучения подверженности студентов медицинских высших учебных заведений синдрому эмоционального выгорания в период их обучения, а также разработка способов своевременного выявления, коррекции и предупреждения является крайне актуальной в настоящий момент.
Проблема психического здоровья специалистов в сфере здравоохранения, особенно студентов-медиков, остается по-прежнему нераскрытой. Несмотря на очевидную значимость и необходимость, специальных исследований на тему СЭВ у студентов медицинских вузов до настоящего момента не проводилось. В связи с этим отсутствуют достоверные сведения о распространенности эмоционального выгорания среди вышеупомянутого контингента. Нами впервые осуществлена оценка эмоционального состояния студентов медицинского института и получены данные, которые дают возможность объективно оценить их психическое здоровье в целом и подверженность СЭВ в частности.
Цель исследования: оценить подверженность студентов медицинского института развитию синдрома эмоционального выгорания на различных этапах их обучения в вузе.
Материалы и методы исследования
Медицина всегда относилась к профессиям, предъявляющим особенно высокие требования как к личностным, так и к профессиональным качествам ее представителей. Многие медицинские работники не выдерживают возложенного на них груза прежде всего эмоциональной ответственности за чужое здоровье, поэтому подвержены высокому риску выгорания. Также стоит отметить тот затрудняющий своевременное выявление факт, что выгорание не идентифицируется личностью, подверженной ему, как патологический процесс, поскольку симптомы не всегда очевидны. Все проявления, хорошо заметные со стороны, не осознаются и не признаются самим человеком. В связи с чем затруднено своевременное выявление и коррекция данного состояния, несмотря на то, что на сегодня существуют способы успешного лечения синдрома эмоционального выгорания, и чем раньше начать психокоррекцию и при необходимости медикаментозную терапию, тем более благоприятен прогноз по полному восстановлению психологического состояния работника медицинской сферы [2].
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это ответная реакция организма, формирующаяся в результате продолжительного воздействия стрессовых факторов в профессиональной среде. Он носит системный характер, проявляется в виде ряда психических проблем, возникающих у человека в процессе его профессиональной деятельности. СЭВ признается рядом авторов как защитный механизм, характеризующийся уменьшением или полным отсутствием эмоциональной реакции в ответ на влияние травмирующего психику состояния в профессиональной среде.
Данное патологическое состояние активно изучалось как зарубежными, так и отечественными учеными медико-психологического профиля. Согласно последним данным принято выделять три основные модели эмоционального выгорания:
1. Однофакторная модель (А. Пайнс, Е. Аронсон, 1988), согласно которой выгорание заключается в ощущении физического, эмоционального и интеллектуального истощения, формирующегося в результате длительного нахождения в эмоционально перегруженных состояниях.
2. Двухфакторная модель (Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма, 1994). В рамках этой модели СЭВ рассматривается как состояние, заключающее в себе помимо перечисленных выше признаков еще и деперсонализацию. С одной стороны, у профессионала появляются жалобы на состояние здоровья, ухудшение физического самочувствия, ощущение нервно-эмоционального перенапряжения. С другой стороны, у лица, подверженного СЭВ, происходит изменение отношения к себе, коллегам и пациентам.
3. Трехфакторная модель (К. Маслач и С. Джексон). Согласно мнению авторов, СЭВ представлен в виде совокупности эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Последняя проявляется в форме преуменьшения собственных достижений, негативной оценки себя и недовольством своей работой [3].
Эмоциональное выгорание развивается не одномоментно, а характеризуется определенной стадийностью. Как и любой другой процесс, выгорание имеет свои фазы:
1. Фаза напряжения проявляется тревожностью, склонностью к депрессиям, ощущением безвыходности и неудовлетворенностью собой.
2. Фаза резистенции формирует у человека неадекватную эмоциональную реакцию на происходящее, формирование состояния «экономии эмоций», снижения требований к собственной личности в профессиональной сфере.
3. Фаза истощения проявляется значительным эмоциональным дефицитом, склонностью к развитию психосоматических и психовегетативных состояний.
СЭВ – это не патология исключительно психологической сферы человека, он отражается и на физическом состоянии, развиваются психосоматические расстройства. При СЭВ выделяют несколько групп характерных симптомов:
1. Физические симптомы (физическое утомление, слабость, истощение, бессонница, тошнота, головокружение, снижение работоспособности, чрезмерная потливость, дрожь).
2. Эмоциональные симптомы (эмоциональная отстраненность, отсутствие эмпатии, пессимизм, цинизм, «черный юмор», безразличие, агрессивность, раздражительность, тревога, истерики, душевные страдания, ощущение бесперспективности).
3. Поведенческие симптомы (усталость, лень, убежденность в оправданном употреблении табака и алкоголя, лекарств, импульсивное эмоциональное поведение).
4. Интеллектуальное состояние (отсутствие интереса к новым знаниям и получению новых навыков, формальное выполнение работы «для галочки»).
5. Социальные симптомы (низкая социальная активность, отсутствие увлечений, ограничение общения только профессиональной средой, чувство непонимания со стороны друзей и родственников) [4].
Коварство СЭВ заключается в том, что это не очевидный для личности процесс, поскольку часто человек, подверженный ему, плохо осознает его симптомы. Он не видит себя со стороны, не может понять, что с ним происходит, и установить причинно-следственные связи со своей профессиональной деятельностью [5].
Эмоциональное выгорание у студентов медицинского вуза. Согласно исследованиям западных психологов, эмоциональное выгорание у студентов медицинских вузов встречается значительно чаще, чем в других университетах. Данный факт объясняется наличием большого количества факторов, провоцирующих СЭВ, а именно: сложные условия обучения, большая учебная нагрузка, эмоциональные стрессоры, высокий уровень социальной ответственности.
В процессе своего обучения в вузе студенты медицинского вуза выполняют значительную умственную работу, в процессе которой у них есть потребность не только запоминать и быстро применять полученную новую информацию, но и работать в системе многозадачности и многофункциональности. Современный образовательный процесс в вузе подразумевает использование большого количества новейших технологий, что также ведет к увеличению интеллектуальной нагрузки на студента. Параллельно с этим вчерашние школьники оказываются не подготовленными к возрастающему количеству учебной нагрузки, выполняемой самостоятельно во время внеаудиторной работы. К тому же студентами выполняются различные общественные дела, иногда присоединяются семейные обязанности на фоне длительного обучения в медицинском вузе. Как результат такой напряженной работы появляется чувство неудовлетворенности собой и своими успехами, снижение требований к своим профессиональным обязанностям. Начинают формироваться признаки деперсонализации, что может быть расценено как развитие синдрома эмоционального выгорания.
К примеру, с целью исследования распространенности СЭВ были обследованы обучающиеся семи американских медицинских колледжей, которые показали, что более чем у половины студентов имеются симптомы выгорания. При этом отмечалось, что у студентов старших курсов выявлялись признаки профессиональной деформации – отсутствие сочувствия к пациентам, склонность к конфликтам [6].
С целью оценки подверженности студентов-медиков синдрому эмоционального выгорания авторами было решено провести следующее исследование. В ноябре 2019 г. в одной из социальных сетей в группе медицинского института ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева» было размещено объявление с просьбой принять добровольное участие в анонимном онлайн-опросе для диагностики уровня эмоционального выгорания у студентов 1, 4 и 6 курсов. Для исследования нами была выбрана методика оценки уровня эмоционального выгорания с помощью диагностического опросника «Выявление уровня СЭВ» В.В. Бойко и дополнительно была размещена графа, в которой опрашиваемый по желанию мог указать, с чем он связывает проблемы в своем эмоциональном состоянии. Затем была произведена статистическая обработка материала посредством метода частотного анализа.
Результаты исследования
и их обсуждение
В указанный период в анонимном онлайн-опросе приняли участие 154 обучающихся, из которых студентов 1 курса было 69 человек (45 %), 4 курса – 36 человек (23 %), 6 курса – 48 человек (31 %). Также участником опроса был один студент 5 курса (1 %). Проанализировав уровень эмоционального выгорания среди участников опроса, мы получили следующие результаты.
Фаза «Напряжение» сформировалась у 2 % студентов 1 курса, 18 % студентов 4 курса и 16 % студентов 6 курса, фаза в стадии формирования определялась у 29 %, 19 % и 75 % соответственно и фаза не сформировалась у 69 % первокурсников, 66 % четверокурсников и 9 % будущих выпускников (табл. 1).
Фаза «Резистенция» не сформировалась у 52 % первокурсников, 37 % студентов 4 курса и 3 % студентов 6 курса, состояние формирования данной фазы выявлено у 34 % студентов 1 курса, 31 % студентов 4 курса и 37 % обучающихся 6 курса и фаза сформировалась у 14 %, 32 % и 63 % студентов 1, 4 и 6 курсов соответственно (табл. 2).
Фаза «Истощение» не сформировалась у 73 % опрошенных первокурсников, 56 % четверокурсников и 20 % будущих выпускников, находилась в состоянии формирования у 24, 23 и 53 % соответственно и сформировалась у 3 % студентов 1 курса, 21 % студентов 4 курса и 27 % студентов 6 курса (табл. 3).
При анализе в группах обследуемых студентов не выявлено существенных отличий в результатах опроса по гендерному признаку.
Основными причинами своего эмоционального состояния участники указывали большие учебные нагрузки, отсутствие свободного времени (1 курс), переживание возможного развития серьезных болезней у себя и близких, мысли о прекращении обучения в медвузе (4 курс), сложности практической работы и проблемах выбора при предстоящем поступлении в ординатуру (6 курс).
Выводы
В результате проведенного исследования нами было установлено, что студенты медицинского института подвержены развитию синдрома эмоционального выгорания. При этом наблюдается четкая взаимосвязь между годом их обучения и степенью выраженности симптомов. Неутешительные результаты свидетельствуют о том, что более чем у половины завтрашних выпускников ярко выражены симптомы фазы резистенции СЭВ, проявляющиеся нарушениями в эмоциональной сфере, в том числе неадекватным реагированием в той или иной ситуации, а у трети из них сформировалась фаза истощения, характеризующаяся эмоциональной и личностной отстраненностью, психосоматическими и психовегетативными нарушениями.
Таблица 1
Состояние фазы «Напряжение»
Студенты. | Фаза сформировалась, %.. | Фаза в стадии формирования, %.. | Фаза не сформировалась, %.. |
1 курс | 2 | 29 | 69 |
4 курс | 18 | 19 | 66 |
6 курс | 16 | 75 | 9 |
Таблица 2
Состояние фазы «Резистенция»
Студенты | Фаза сформировалась, %.. | Фаза в стадии формирования, %.. | Фаза не сформировалась, %.. |
1 курс | 14. | 34 | 52 |
4 курс | 32 | 31. | 37 |
6 курс | 63 | 37 | 3. |
Таблица 3
Состояние фазы «Истощение»
Студенты | Фаза сформировалась, %. | Фаза в стадии формирования, %. | Фаза не сформировалась, %. |
1 курс | 3. | 24 | 73 |
4 курс | 21 | 23. | 56 |
6 курс | 27 | 53 | 20. |
Таким образом, среди студентов медицинского вуза риск развития СЭВ возрастает при переходе к обучению на старшие курсы, что связано с увеличением количества дисциплин, отсутствием свободного времени, присоединением различных общественных дел, проблем, связанных с дальнейшим выбором специальности. По нашему мнению, привести к снижению подверженности к выгоранию среди студентов медицинских вузов может помочь разработка и внедрение в практику программ наставничества и оказания всесторонней поддержки со стороны профессорско-преподавательского состава и студентами-сверстниками, психологическое консультирование в процессе обучения в вузе. Помимо этого нам представляется необходимым в качестве профилактической меры по развитию СЭВ обучение студентов принципам самопомощи по нивелированию стресса. Для достижения этой цели каждому обучающемуся необходимо освоить навыки переустановки жизненных приоритетов, внося коррективы в повседневную жизнь и образ жизни в целом. Наиболее полезными навыками с позиции предупреждения синдрома эмоционального выгорания являются умение рационально распределять учебные нагрузки, объективно рассчитывая свои силы, и способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. В процессе обучения студентов в медицинских вузах ими должна осознаваться основная мысль, что в учебе не заключается весь смысл его жизни. При этом очень важна роль людей, окружающих студента-медика, которые могут вовремя заметить симптомы деформации его личности, донести до него эту мысль и способствовать своевременному внесению корректив в жизнь будущего врача.
В связи с вышеизложенным необходимо отметить, что своевременная профилактика и коррекция выявленных случаев выгорания позволит нам в будущем иметь в сфере здравоохранения психически здоровых специалистов, способных к эмпатии в общении с пациентами и оказанию квалифицированной медицинской помощи, что является основополагающими качествами врача.
Библиографическая ссылка
Абуева Э.М., Гаврилова К.С., Королёва Л.Ю., Осколкова В.Р., Костина М.С. ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГОДА ИХ ОБУЧЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 3. – С. 42-46;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11963 (дата обращения: 14.02.2021).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Источник