Синдром эмоционального выгорания учителя это

Термин «синдром профессионального выгорания» (англ. burnout) впервые использовал американский психиатр Герберт Фрейденберг. Доктор ввел данное понятие для обозначения душевного состояния людей, которые испытывают разочарование, опустошенность, сопровождающиеся нарастающим безразличием к своей работе. «Выгорание» – это, прежде всего, реакция организма человека на непрерывный стресс на работе.

Американские ученые К. Маслак  и  С. Джексон выделили три главные составляющие выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение – равнодушие ко всему рабочему процессу. Человек чувствует себя опустошенным, приглушенность собственных эмоций создает ощущение вакуумного пространства. Профессиональные обязанности выполняются чисто формально.

Деперсонализация – частичное или полное отстранение от общения с коллегами и другими людьми на работе. Данное явление возникает как защитная реакция на эмоциональную перегруженность и сопровождается внутренним раздражением. Периодически могут возникать резкие вспышки гнева.

Редукция профессиональных достижений возникает в условиях завышенных требований к сотруднику и характеризуется чувством собственной некомпетентности. Нередко человек ощущает глубокую вину при незначительных недочетах. То есть снижается адекватное самовосприятие.

Профессия помогающего

Эмоциональное (профессиональное) выгорание связано с работой в «помогающей» сфере. Учителя, врачи, психологи, священники – те люди, которые находятся в зоне риска. 

Остановимся на профессии учителя. В современном мире сохранение психического здоровья педагога – насущная проблема. Дело в том, что требования к учителям с каждым годом меняются и возрастают. Сейчас педагог это не только хороший специалист, который понимает своих учеников, но и человек, искусно контактирующий с родителями и обладающий компьютерной компетентностью. Учителям ежедневно приходится работать с документацией, электронной отчетностью и  думать о рейтинге школы.

Помимо всего прочего, успешный учитель (а неуспешные обществу не нужны) должен производить впечатление уверенного в себе и своих силах человека, который не стоит на месте, а постоянно повышает свой профессиональный уровень и поднимается по карьерной лестнице. И вот на поддержание данного образа нужны какие-никакие внутренние ресурсы.

Причины профессионального выгорания учителей

Причин моральной усталости учителей может быть великое множество. В первую очередь хочется отметить индивидуальные факторы.

Молодые учителя

Как ни странно, наибольшую склонность к «выгоранию» можно отметить среди молодых педагогов. Объясняется это следующими причинами:

  • недоверие родителей и коллег;
  • несоответствие реальной действительности и ожиданий;
  • отсутствие необходимого опыта общения с учениками;
  • «блуждающие приоритеты».

Молодые учителя часто готовы работать на износ, не понимая, что не всегда это оправдано. Смещая акценты с одного на другое, анализируя ошибки, они слишком поздно понимают, почему дети их не слушают, пишут плохо контрольные работы, а опытные учителя не перестают критиковать.

Молодые специалисты приходят в школу с желанием качественно улучшить уровень своих будущих учеников. Работают 24 часа в сутки, стараются общаться с детьми на равных, быть искренними. Но впоследствии, не получая должной отдачи со стороны учеников, теряют изначальный запал. И недооценка среди руководства, напряжение от необходимости постоянно «держать марку» приводят к еще большим разочарованиям.

Семейное положение

Существуют исследования, которые проводят связь между семейным положением и профессиональным выгоранием. Люди, не состоящие в браке, больше подвержены выгоранию. И если задуматься, то, действительно, семья – это то тепло, та разрядка, которые так необходимы учителю, чтобы переключаться.

Личность учителя

В.В. Бойко выделяет следующие факторы личностного характер, которые влияют на стрессоустойчивость: сниженное чувство собственного достоинства и склонность к интроверсии. Профессор В.В. Бойко считает, что по большей части из низкой самооценки вытекает «трудоголизм». То есть на желание сравняться с «лучшими» человек может тратить все свои энергоресурсы. Кроме того, по мнению профессора, наиболее подвержены выгоранию учителя-интроверты из-за эмоциональной холодности, закрытости и сосредоточенности на своем собственном внутреннем мире.

Внешние причины

К внешним причинам можно отнести следующее:

  • временной дефицит, напряженный ритм работы;
  • некомфортные условия работы: отсутствие своего кабинета или должного технического оснащения; 
  • неэффективный стиль руководства: отсутствие четких задач, необоснованная критика;
  • плохая обратная связь;
  • разобщенность коллектива;
  • однообразие выполняемых действий.

Стадии эмоционального выгорания учителей

Как правило, психологи выделяют три  стадии эмоционального выгорания учителей:

Первая стадия  

Изначально у учителя могут прослеживаться периодические сбои в выполнении определенных задач: на уроке преподаватель может перескакивать с темы на тему, задавать вопросы ученикам в хаотичном порядке. Вследствие чего возникает повышенный самоконтроль, боязнь ошибиться на фоне общего эмоционального напряжения.

Вторая стадия

Вторая стадия характеризуется состоянием апатии: работа становится неинтересна, снижается потребность в общении. Появляется ощущение хронической усталости. Кроме того, раздраженность и постоянное напряжение начинают сказываться на физическом здоровье.

Третья стадия

На последней стадии происходит потеря интереса не только к работе, но и к жизни. Человек в таком состоянии может проявлять отчуждение даже к близким людям.

Псевдометоды

Не желая кардинально и системно подходить к вопросу реабилитации, многие учителя выбирают своего рода «глушилки» пограничных состояний. Например, метод абстрагирования, при котором педагог устанавливает дистанцию между собой и учеником. Другие же находят отдушину во временных стимуляторах (сигареты, алкоголь и т.п.). И, конечно же, это не решает проблему, а приводит к еще более серьезным последствиям как в отношении психического, так и физического здоровья.

Профилактика и лечение

Личное пространство

Начнем с простого, и казалось бы, незначительного. На самом деле немаловажную роль играет организация рабочего пространства. Если у педагога нет личного кабинета, то это обстоятельство нужно с течением времени обязательно решить с руководством.

Класс учителя – это его второй дом, поэтому следует уделить  внимание  его благоустройству. Кабинет должен быть хорошо технически оснащен и соответствовать определенным нормам (удобная мебель, освещение).

Организация времени

Педагогу непременно нужны  перерывы в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, дыхательная гимнастика, прослушивание любимой музыки,  погружение в воспоминания о приятных моментах.

Очень важно, как учитель проводит свои выходные дни. Обязательным условием профилактики выгорания является организация досуга. Следует подумать о том, что действительно приносит вам удовольствие, а что только отвлекает. 

Хорошей альтернативой интеллектуальной нагрузке может послужить физическая: занятия спортом или танцами (например, парными, где человек может ощутить связь с другим, не используя вербальные методы общения).

Помимо всего прочего, как ни странно, снять одну нагрузку может помочь другая нагрузка. Например, изучение нового языка или занятия музыкой, или же – интересные образовательные курсы.

Альтернативное мышление

Одним из факторов профессионального выгорания является неумение педагогов подстраиваться под изменившиеся обстоятельства. Существуют различные тренинги по развитию альтернативного мышления, направленного на разрешение конфликтных ситуаций и переоценку ценностей. Решающим в этих занятиях должен стать отказ от привычного поведения и стереотипов мышления.

Психотерапия

Многие могут скептически относиться к сеансам психотерапии, ссылаясь на то, что «психология – псевдонаука», но для некоторых врач-психотерапевт может оказаться настоящим спасением.

В целом, каждый учитель находит свой метод выхода из сложной ситуации, кто-то просто уходит из школы, а кто-то находит силы остаться  и вновь обретает себя.

Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте.

Источник

Синдромом профессионального выгорания педагогов

В современных условиях деятельность учителя буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание:

большое количество социальных контактов за рабочий день,

предельно высокая ответственность, 

 недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме» и др.

 Выгорание у преподавателей  выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хронической усталости, напряженность, раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, рост заболеваемости, негативное отношение к реципиентам, потеря интереса к работе и к жизни.

Читайте также:  Уроки для детей с синдромом дауна

Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к.  профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что учителя не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.

Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие:

эмоциональную истощенность,

 деперсонализацию и

редукцию профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.

Деперсонализация – тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.

Факторы, вызывающие выгорание группируются в два больших блока: индивидуальные  и организационные факторы.

Индивидуальные факторы:

1. 

Исследователи выгорания показывают, что работники социальной сферы начинают испытывать данный симптом через 2-4 года после начала работы.

Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям. Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.

2.

Обнаружена тесная связь между синдромом профессионального выгорания и «локусом контроля».

А.(внутренний локус)

Если человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это показывает наличие у него внутреннего локуса контроля.

Б.(внешний локус)

Если же он имеет склонность приписывать ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в окружающей среде, в судьбе или случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего локуса контроля.

В связи с развитием синдрома профессионального выгорания наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу А.

3.

Лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе, наиболее подвержены выгоранию. В их представлении настоящий специалист – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

Организационные факторы:

Развитию выгорания может содействовать неопределенность или недостаток ответственности. В то же время, самостоятельность и независимость учителя в своей деятельности, возможность принимать важные решения является важным моментом, отрицательно воздействующим на выгорание.

Синдром профессионального выгорания тесно связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки.

Практически все исследователи показывают, что повышенные нагрузки, сверхурочная работа стимулирует развитие выгорания. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друг с другом.

Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у учителя:

– на первой начальной стадии у учителей наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д

– на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений и др.

– третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.

Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления работы. 

1.Организация деятельности. Администрация может смягчить развитие «сгорание», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию.

В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание уделить организации рабочего места и времени. Здесь можно говорить о создании благоприятных условий во время рабочего дня: обеспеченность справочными материалами и пособиями, должна быть скомплектована библиотека, изданий периодической печати, техническая оснащенность. Помещение должно соответствовать нормам санитарно-гигиенических требований (освещенность, температура, удобная мебель). Кроме того, важна  возможность технического перерыва для принятия пищи, отдыха (восстановления сил).

2. Улучшение психологического климата в коллективе. Следующее направление профилактики синдрома «выгорания» – это создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга. Одним из факторов, нарушающим психологический климат в коллективе, является крайне низкий уровень материальной обеспеченности учителей, из-за чего люди не имеют возможности снять груз переживаний и расслабиться в домашней обстановке, в семье. Пребывание на природе, походы в театр также требуют времени и материальных возможностей, а последние у большинства крайне ограничены. Кроме того, необходимо учесть, что работа педагога в основном основана на энтузиазме, поэтому для работников социальной сферы большое значение имеет самостоятельность в принятии решений и акцент в системе взаимоотношений должен быть смещен с контроля на собственную совесть каждого человека [2].

3. Работа с индивидуальными особенностями. Психологическая работа с учителями должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам выгорания.

Первое направление направлено на развитие креативности у педагогов, т.к. одним из признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям.

Второе направление должно нивелировать влияние негативных профессиональных и личностных факторов, способствующих профессиональному выгоранию. Здесь необходима работа по развитию у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию и др.

Третье направление должно быть направлено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.

.

Знание стадий и факторов синдрома профессионального выгорания позволит учителям более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития этого синдрома.

Источник

Синдром профессионального выгорания педагогов: понять и помочь.

Педагог – психолог ЦРС города Волоколамска Московской области

Малышева О.М.

Ни для кого не секрет, что профессиональный труд педагога отличается особой эмоциональной загруженностью. Профессия педагога – одна из наиболее сложных и ответственных профессий. Для ее реализации требуется огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагогу приходится ежедневно вступать в огромное количество контактов, реагировать на огромное количество раздражителей, быть неизменным образцом для подражания. Жизнь неумолимо идет вперед, ставя перед учителем все новые и новые задачи, заставляя осваивать все новые и новые технологии обучения. Неизмеримо выросли требования к личности педагога и его роли в образовательном процессе. Педагог обязан соответствовать жизненным и профессиональным изменениям и совершенствующимся стандартам. Это сделать не всегда просто, не всегда на это хватает сил. Сегодня все чаще и чаще можно слышать не только о профессиональном стрессе учителя, но и о синдроме его профессионального (эмоционального) выгорания.

Читайте также:  Что нельзя при синдроме шегрена

С точки зрения концепции стресса (по Г. Селье) профессиональное выгорание – это стадия дистресса или третья(!) стадия общего адаптационного синдрома.

Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения; это механизм, который использует личность для психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Н.Е. Водопьянова рассматривает эмоциональное выгорание как долговременную стрессовую реакцию или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности.

Эмоциональное выгорание – относительно устойчивое состояние, но при условии соответствующей поддержки с ним можно справиться достаточно успешно.

Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют усталость, подавленность, повышенные требования педагога к себе, ощущение незащищенности, мысли о незаслуженности своего положения в социуме, о недостаточной оценке собственных профессиональных усилий, о несправедливом отношении к себе. Указанные состояния чаще всего сопровождаются необоснованной самокритикой и критикой окружающих, разнонаправленными тенденциями стать замеченными или незаметными, выполнять работу идеально или совсем ничего не делать.

Маслач(1982) выделяет три стадии эмоционального выгорания:

  1. Снижение самооценки.

В этот период еще нет телесных проявлений психологического состояния, но наблюдается сниженный эмоциональный фон, проявляются затруднения в выполнении несложных задач, снижается память, возникает необходимость повышенного контроля за действиями.

2.Одиночество.

Педагоги, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить соответствующие ситуации контакты, у них снижается интерес к профессиональной деятельности, значительно сокращается потребность в общении, повышается раздражительность, к концу рабочей недели возрастает апатичность. При этом уже проявляются устойчивые телесные симптомы, такие, как головные боли, снижение энергии, ощущение, что совсем не хватает сил для работы и что ночной сон их не прибавляет, педагоги начинают часто болеть простудными заболеваниями.

3.Эмоциональное истощение.

Это собственно личностное выгорание. Для него характерна абсолютная потеря интереса к профессиональной деятельности и к жизни вообще, ощущение постоянного отсутствия сил, стремление к уединению. При этом наблюдаются такие телесные проявления, как апатичность и депрессивность, серьезные физические недомогания (гастриты, мигрени, стабильное повышение артериального давления, синдром хронической усталости).

Способствуют эмоциональному выгоранию (по Водопьяновой Н.Е.) и некоторые личностные особенности педагога. К ним относятся:

1)сниженное чувство собственного достоинства;

2)трудоголизм, высокая мотивация успеха вплоть до перфекционизма, стремление все и всегда делать очень хорошо, желательно, лучше всех;

3)склонность к интроверсии, направленность интересов на свой внутренний мир, эмоциональная закрытость, формализация контактов.

Хочу обратить внимание на некоторые поведенческие симптомы. К ним относится:

  • ощущение, что работа становится в тяжесть, выполнять ее все труднее и труднее;

  • человек часто без особой необходимости берет работу домой, но не выполняет ее и там;

  • затрудняется в принятии решений;

  • постоянным становится чувство беспомощности, безразличия к результатам деятельности;

  • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных сигарет.

Что же делать, если вы поняли, что эмоционально выгораете вы сами или эмоционально выгорает кто-то из ваших близких? Вот некоторые советы по исправлению ситуации:

  • ищите соратников или помощников, не берите все на себя;

  • не работайте тяжелее, работайте умнее;

  • планируйте не только рабочее время, но и отдых, учитесь управлять собственным временем;

  • долой из жизни «синдром отличника»;

  • прекратите критиковать себя и окружающих;

  • учитесь отказывать вежливо, но убедительно;

  • систематизируйте свою деятельность и боритесь со скукой на работе;

  • будьте внимательны к себе – это поможет заметить первые симптомы усталости;

  • любите себя и старайтесь нравиться себе;

  • перестаньте искать в работе счастье или спасение; работа не убежище, а деятельность, она хороша сама по себе;

  • перестаньте жить жизнью других;

  • учитесь трезво осмысливать и анализировать события каждого дня;

  • если вам хочется кому – либо помочь или сделать за кого – либо его работу, спросите себя: так ли ему это нужно? Может, он справится сам?

Чтобы помочь себе в состоянии эмоционального выгорания, психологи предлагают способы расслабления и снятия внутреннего напряжения, приемы самостоятельной регуляции своего состояния. Это достаточно простые методики и упражнения, но они очень эффективно помогают рассеять эмоциональный стресс, снять эмоциональное напряжение, восстановить силы для жизни и профессиональной деятельности.

БЫСТРЫЕ СПОСОБЫ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ СТРЕССА.

«ВЫДОХНИТЕ» СТРЕСС.

Когда вы сердитесь, напряжены или испуганы, изменяется частота дыхания. Дыхание становится быстрым, поверхностным и нерегулярным. В медицине это явление называется гипервентиляцией, или учащенным дыханием. Некоторые люди начинают слишком быстро дышать, даже не осознавая этого. Так обычно происходит в результате шока или страха, но когда вы начинаете понимать это, то тревога и беспокойство возрастают.

Люди, обеспокоенные своим дыханием, обычно озабочены поиском свежего воздуха и кислорода. Но на частоту и глубину нашего дыхания влияет не недостаток кислорода, а количество углекислого газа в крови. При учащенном дыхании в кровь попадает кислорода больше, чем нужно, и вырабатывается больше углекислого газа. У человека появляется озноб, напряжение во всем теле и потливость, что может привести его в паническое состояние.

Контролируйте ваше дыхание: замедляйте его, используя нижнюю часть легких, и сконцентрируйтесь, выдыхая весь воздух. Часто это первый шаг к управлению стрессом. Быть расслабленным – это значит спокойно дышать.

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

  • Организму начинает не хватать питательных веществ.

  • Ослабляется нервная система.

  • Энергия истощается.

  • Появляется мускульное напряжение.

  • Скачет кровяное давление.

  • Блокируется циркуляция крови.

  • Нарушается пищеварение.

  • Разрушается иммунная система.

Вот несколько простых упражнений для управления дыханием в стрессовой ситуации.

НЕ ГЛОТАЙТЕ ЖАДНО ВОЗДУХ

Если вы сильно взволнованы и чувствуете, что ваше дыхание становится более быстрым и поверхностным, сознательно прекратите жадно глотать воздух. Медленно выдохните воздух, а затем спокойно сделайте вдох.

ДЫШИТЕ ЛЕГЧЕ

Старайтесь дышать глубоко и медленно, концентрируясь на каждом вдохе и выдохе, и вам станет легче.

ДЫХАНИЕ НА СЧЕТ

Повторяйте следующие упражнения, пока ваше дыхание не станет регулярным и спокойным:

  • На счет 1-4 сделайте вдох.

  • На счет 1-4 сделайте выдох.

  • На счет 1-4 задержите дыхание.

Повторяйте комплекс несколько раз.

ДЫХАНИЕ С ЗАКРЫТЫМ РТОМ

Если вы в состоянии такой сильной паники, что вам трудно уследить за дыханием, то вам нужно больше выдыхать, полностью освобождая легкие.

Закройте рот. Положите одну руку на живот над пупком. Вдыхайте через нос, медленно считая до трех. Постарайтесь, чтобы ваша рука при дыхании поднималась. Задержите дыхание на секунду, затем выдохните на счет 1-4. Медленный выдох поможет вам освободить легкие и не делать короткие «панические» вдохи.

Когда вы почувствуете себя спокойнее, замедлите дыхание еще больше и вдыхайте, считая до четырех. Задержите дыхание, затем выдыхайте, считая до пяти. Выполняйте это упражнение в течение трех минут.

Примечание. Все упражнения по управлению дыханием важно делать постоянно, и, когда в следующий раз вами овладеет беспокойство, вы будете точно знать, что делать.

КАК ОСЛАБИТЬ СТРЕСС

НАПРЯГИТЕ МЫШЦЫ

Если вы не можете избежать бурной реакции на стрессовую ситуацию, это упражнение будет для вас очень полезным, потому что оно сжигает стрессовые гормоны.

Напрягите каждую мышцу своего тела как можно сильнее. Побудьте в таком состоянии пару секунд и расслабьтесь. Повторяйте до тех пор, пока не почувствуете, что вам стало легче.

Читайте также:  Лфк при синдроме позвоночной артерии во время обострения

ОКУНИТЕСЬ В РЕАЛЬНОСТЬ

Это очень эффективное упражнение для того, чтобы отвлечься от раздражителя, вызывающего нервное напряжение. Силой заставьте себя заметить и рассмотреть все, что вас окружает. Это поможет вам успокоиться или хотя бы временно отвлечься от источника раздражения и «не взорваться».

Мысленно назовите пять предметов, которые вы видите, слышите или чувствуете. Повторите четыре или пять раз, пока не успокоитесь и не придете в себя.

МЫШЕЧНАЯ ГИМНАСТИКА-РАЗМИНКА.

Нервный стресс часто приводит к мышечному напряжению, Делайте эту разминку хотя бы раз в день или когда почувствуете, что напряжение возрастает.

Сядьте на стул, поставив ноги на пол. Держите спину прямо и вытяните руки назад, насколько сможете. Высоко поднимите руки и сосчитайте до десяти. Расслабьтесь и повторите упражнение.

Оставайтесь сидеть в том же положении, руки вытяните перед собой на уровне плеч, направьте ладони вверх и от себя. Теперь представьте, будто вы толкаете стену, напрягая плечи. Задержитесь и сосчитайте до десяти. Расслабьтесь и повторите еще раз.

Сядьте прямо и возьмитесь руками за сиденье стула. Потянитесь вверх, пока не почувствуете, что ваш позвоночник распрямился. Представьте, что вас за макушку подтягивают вверх на веревке. Сосчитайте до десяти, расслабьтесь и повторите упражнение.

Оставайтесь в том же положении, ноги поставьте на пол. Согните руки в локтях и поднимите кисти к плечам. Начинайте делать круговые движения локтями по пять раз вперед и назад.

Продолжайте сидеть прямо, медленно поворачивайте головуиз стороны в сторону. Сначала посмотрите за левое плечо, потом – за правое. Такие действия повторите пять раз. Затем наклоните голову сначала к левому плечу, потом к правому. Выполните это упражнение пять раз и расслабьтесь.

Сидите прямо, ноги поставьте на пол и потяните руки вверх. Держа спину прямо, вы вытягиваете позвоночник, снимаете напряжение с плеч и спины. Расслабьтесь и встряхните руками.

Закончите упражнения расслаблением всего тела. Нагнитесь вперед, положите локти и предплечья на колени, ладони направьте вверх. Опустите голову, закройте глаза, ровно и глубоко дышите в течение минуты. Почувствуйте, как уходит напряжение из шеи, плеч, спины и ног.

ПРОГРЕССИВНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ ПО Э. ЯКОБСОНУ.

Упражнение занимает 15 минут, и лучше всего его делать дважды в день. Скоро вы заметите, что с каждым разом ваше расслабление становится более полным.

  • Выберите спокойное место. Сядьте в удобное кресло с прямой спинкой, ноги поставьте на пол и закройте глаза.

  • Слушайте ваше дыхание и представьте, как воздух выходит из тела.

  • Сделайте несколько глубоких вдохов. Каждый раз, когдавывыдыхаете, медленно и тихо повторяйте слово «расслабься».

  • Сосредоточьтесь на своем лице. Почувствуйте напряжение в лице, глазах, челюстях и языке. Создайте себе образ этого напряжения, затем представьте, как напряжение исчезает и мускулы лица становятся расслабленными и мягкими.

  • Напрягите мышцы лица так сильно, как сможете. Затем расслабьте и почувствуйте, как покой разливается по всему телу.

  • Теперь сделайте это упражнение для каждой части тела: для головы, для шеи, для плеч, для спины, для рук, для живота, для бедер, для лодыжек, для ступней и пальцев.

  • После того как вы поработаете с каждой частью вашего тела, спокойно посидите пять минут.

  • Почувствуйте, как ваши веки становятся все более легкими, подождите минуту, прежде чем открыть глаза.

  • Теперь медленно откройте глаза.

ДЫШИТЕ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ СТРЕСС

Остановитесь и прислушайтесь к своему дыханию. Ваше дыхание частое и поверхностное или медленное и глубокое? Вы дышите грудью или животом?

Большинство людей используют только половину объема легких и дышат грудью, а не диафрагмой. Диафрагма – это тонкая сухожильно-мышечная перегородка, отделяющая легкие от печени и верхней части брюшной полости. При «правильном» вдохе диафрагма опускается, а желудок поднимается, легкие расширяются и заполняют пространство, оставленное диафрагмой.

Такой механизм дыхания дан нам от рождения. Когда же мы становимся взрослыми, то забываем, как дышать диафрагмой, и начинаем дышать грудью. Правильное дыхание способно улучшить работу всего организма в целом, вот почему стоит научиться дышать диафрагмой.

То, как мы дышим, отражает наше эмоциональное состояние. Когда мы встревожены и находимся в состоянии стресса, наше дыхание становится сбивчивым и поверхностным. Когда мы спокойны и счастливы, наше дыхание глубокое и медленное.

ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ

Лягте на ковер, на пол или на плоскую кровать, положите руки на живот выше пупка. (Если у вас проблемы со спиной, скатайте полотенце и положите его под поясницу или согните колени.)

Закройте глаза и вдыхайте глубоко и медленно. При этом руки будут слегка приподниматься. Старайтесь не форсировать дыхание.

Медленно выдыхайте, слегка надавливая на живот, чтобы полностью

удалить воздух.

ПРОВЕРЬТЕ СВОЕ ДЫХАНИЕ

Вы дышите диафрагмой?

Лягте на спину на пол, положите одну руку на живот, другую на грудь. Концентрируйте внимание на руках и отметьте, какая рука поднимается первой. Если первой поднимается рука на груди, то вы дышите не диафрагмой и не используете весь объем легких.

Повторите 15 раз. По окончании упражнения подождите некоторое время, перед тем как встать, во избежание головокружения.

ПОВРЕМЕННОЕ ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ НОЗДРИ

  • Наденьте свободную одежду, сядьте в кресло с прямой спинкой и скрестите ноги.

  • Закройте глаза и глубоко дышите, сконцентрируйтесь на дыхании.

  • Большим пальцем правой руки закройте правую ноздрю. Вдыхайте и выдыхайте через левую ноздрю и считайте до четырех.

  • Закройте левую ноздрю безымянным пальцем правой руки, задержите дыхание и считайте до шестнадцати.

  • Откройте правую ноздрю, глубоко выдохните и считайте до восьми.

  • Продолжайте зажимать левую ноздрю, вдохните через правую ноздрю и считайте до четырех.

  • Закройте обе ноздри, задержите дыхание и считайте до шестнадцати.

  • Освободите левую ноздрю и выдохните, считайте до восьми.

  • Повторяйте упражнения в такой последовательности до десяти раз в день. Когда выдыхаете, попытайтесь полностью освободить легкие.

  • Посидите одну или две минуты, спокойно дышите, чтобы действие упражнений было наиболее эффективным.

Если вы почувствуете головокружение, отдохните одну минуту, откройте глаза и дышите нормально. Как только почувствуете себя лучше, продолжайте выполнять упражнения. Не пытайтесь контролировать дыхание через силу.

КАК СЕБЯ «ЗАЗЕМЛИТЬ»

Стресс часто сопровождается чувством невесомости, ощущением, что почва уходит из-под ног.

Приведенное ниже упражнение поможет вам расслабиться и рассеет чувство тревоги и паники.

  • Представьте себе, что на полу изображен круг, и войдите в него. Стойте спокойно и ощутите вес своего тела.

  • Глубоко дышите и покачивайтесь в такт дыханию. Затем сфокусируйте свое внимание на пупке и расслабьтесь.

  • Почувствуйте, как Ваше тело связано с землей. Ощутите, что Ваши ноги стали тяжелыми – вес всего тела перешел в ступни ног. Представьте, что ноги стали корнями дерева и вросли в пол, проникли сквозь половицы прямо в центр земли. Дышите глубоко и легко, проведите несколько минут, переживая чувство соединения с землей, ощутите, каким сильным и всемогущим Вы стали.

Профессиональное выгорание – это не приговор, его можно избежать, если относиться к себе с любовью и уважением, ценить себя как человека и профессионала, правильно планировать время работы, давать себе возможность отдыхать и наслаждаться жизнью. Если же вы понимаете, что попали в ловушку эмоционального выгорания и не можете самостоятельно из нее выбраться, обратитесь к сп?