Синдром к неспособности к преуспеванию может возникнуть

Выбрать главу

Созависимость основывается на рефлективном положении о собственном бессилии и непомерной силе другого. Всякий раз, когда ослабляющая линза искажает взгляд, реальность настоящего времени ниспровергается динамикой прошлого, а человек в очередной раз оказывается пленником судьбы. Научиться открывать свою правду, держаться ее и строить на ее основе отношения с другими людьми – все это выглядит просто на бумаге. На деле же это означает, что нужно подмечать рефлективные поступки в момент их совершения, переносить мучительную тревогу, возникающую всякий раз, когда поступаешь более цельно и сознательно, и уметь впоследствии нивелировать приступ «вины», спровоцированный этой тревогой. (Вина такого рода не является настоящей, это форма тревоги, вызванная ожидаемо негативной реакцией со стороны другого человека. Для ребенка подобные реакции оказываются огромным стрессом, да и во взрослом возрасте они остаются все такими же ослабляющими. Один человек подметил за собой такую особенность: он не был способен сразу ответить по телефону на поступающие вопросы и требования. Должно было пройти какое-то время, порой целые сутки, чтобы улегся присущий его поведению стереотип угождать другому. Ему оставалось только записывать входящие звонки на автоответчик, чтобы можно было обдумать, что же действительно выгодно ему самому.) Оставаться сознательным в момент подобного психического рефлекса – задача не из простых. Куда вероятнее, что в очередной раз окажутся подкреплены старые паттерны бессилия. С течением времени мы начинаем верить, что эта старая, привычная система представляет наши интересы. По большому счету она так часто демонстрировала себя миру, что убедила других в том, что она и есть мы. Получается так, что быть хорошим – вовсе не так уж хорошо.

Травма недостаточности

Психологическая травма недостаточности создает представление, что не стоит рассчитывать на окружающий мир, когда речь идет о восполнении эмоциональных нужд. Возможно, началом всему послужил постоянный недостаток внимания с родительской стороны. Может быть, родитель был слишком поглощен проблемами внутрисемейной жизни, депрессией, развлечениями, привязанностями или реальными заботами и тяготами повседневной жизни. Даже недостаточность, находящаяся вне сферы родительского влияния, например бедность, может сыграть немалую роль в возникновении чувства нехватки. В худшем случае ребенка могут бросить в буквальном смысле. Те дети, которые в самом деле оказались оставленными, страдают от так называемой «анаклитической депрессии». Она может проявляться в физиологических, эмоциональных, умственных и психологических проблемах, включая более высокую степень уязвимость перед патогенными микроорганизмами и преждевременную смерть. Парадигма «неспособности к преуспеванию» опирается на тот факт, что ресурсы, генетически отведенные при рождении, требуют позитивного отражения для своего дальнейшего развития. То, что не кормят, обречено на истощение. Ребенок, прошедший через опыт отсутствия, подлинного или психологического, будет загонять внутрь неосуществленное желание эмоциональной поддержки, утешения и привязанности со стороны другого или просто повернется лицом к стене и умрет. Да и кто из нас, даже получивших свою толику заботы и внимания, кто порой не ощущал себя, как поется в старом спиричуэле, «словно дитя без матери»?

Снова же из этого предсознательного опыта к каждому из нас поступают травмирующий и искажающий сигналы, и мы вырабатываем как минимум три основные категории реакции, чтобы защитить хрупкую психе.

Первая категория реагирования на недостаточность заботы происходит от магического мышления ребенка («Я то, как ко мне относятся»). Отсутствие поддерживающего другого у некоторых интернализируется как «Мои психологические потребности не учитываются даже наполовину, потому что я не стою того, чтобы обращать на меня внимание». Подобная личность имеет склонность прятаться от жизни, ограничивать личностные возможности, избегать риска и даже делать выбор, идущий во вред себе. Человек в таком случае выбирает более скромную из возможностей, которая лишний раз подтверждает его незначительность в собственных глазах. Из всех имеющихся вариантов выбора наиболее привлекательным неизбежно оказывается самый безопасный, будь то на работе или в межличностных отношениях, а совсем не тот, который требует риска, но и сулит новые возможности. Такой человек в силу внутренней программы раз за разом делает выбор во вред себе, всякий раз в полной уверенности, что имеет дело с неким внешним стечением обстоятельств, лишний раз подтверждающих его заниженную самооценку.

полную версию книги

Источник

Пока набирает популярность сериал “Хороший доктор”, где главный герой – врач, страдающий этим расстройством головного мозга, и по совместительству является гением, мы решили разобраться, что же такое синдром саванта, насколько он опасен или нет, откуда берется столь редкий синдром. Раньше о нем мало что говорили. Но он представляет собой огромный интерес, так как может сделать из человека гения, как это и случилось в сериале.

Читайте также:  Корешковые синдромы что это такое

Что такое саванта

Это состояние, при котором у людей с диагностированными серьезными психическими отклонениями начинает развиваться определенный навык до совершенства. В результате человек становится гением в определенной узконаправленной области. К примеру, может разработаться феноменальная память и вычисления в уме, что поспособствует становлению гуру в математике.

Но такая гениальность является своего рода оазисом в общей тьме бессознательного поведения. Человек не может в большинстве ситуаций здраво мыслить, чувствовать, контролировать себя, свои мысли и поведение. Кроме одной области, в которой остаток разума полностью сконцентрировался.

Синдром саванта является редчайшим явлением. И он встречается примерно 1 на 1 000 000 людей.

История появления

Первый раз такая болезнь была обнаружена Джоном Лэнгдоном Дауном. Именно он является создателем синдрома Дауна. Произошло это в конце 19 века. Он заметил, что некоторые дети, которых признали “идиотами”, демонстрировали удивительные способности, к примеру, могли наизусть перечитать по памяти труды ученых как сначала до конца, так и наоборот. У других развивался профессионализм в рисовании или вычислениях.

Джон прозвал таких детей – idiot savants, где savants в переводе с французского языка означает ученый. Но позже в ходе исследований было обнаружено, что такие дети не совсем являются отсталыми. Их iq все таки оказался выше 40, что уже не было оснований считать их идиотами. Поэтому стали причислять к синдрому саванта людей с явными признаками аутического расстройства.

Этот вариант позже тоже был забракован, так как из всех диагностированных савантом только половина была с аутизмом. У остальных наблюдались другие расстройства нервной системы.

Поэтому ученые решили не конкретизировать этот синдром, а просто дать ему общее название – саванта.

В каких направлениях можно стать гением

В самых разнообразных сферах, в этом нет каких-то правил или доказанных закономерностей. Но существует общее – развивается он только при острой умственной неполноценности человека.

В рамках статистики, чаще всего люди становятся гениями благодаря такой неполноценности в следующих сферах:

  • Искусство, такие люди часто становятся популярными художниками, которые могут творить шедевры. Может для многих людей это и покажется несуразным бредом, но в сфере искусства может быть признано редким талантом.
  • Способность запоминать с одного только взгляда мельчайшие детали, цифры, считать в уме чуть ли не быстрее калькулятора. Прочитав один раз книгу, они могут воспроизвести ее наизусть дословно без ошибок.
  • Распространенный талант савантизма – математические вычисления. Есть еще способность запоминать даты и числа любых событий. Такие могут сказать, что происходило с ними или с другими людьми в любую минуту их жизни. Даже если это было много лет назад.
  • Четкая ориентированность на местности. Стоит только один раз мельком взглянуть на карту, и савант уже будет ориентироваться в незнакомом городе не хуже старожила.

Кстати, помните знаменитый голливудский шедевр – “Человек дождя”, главный герой Рэдмонт тоже страдал этим синдромом. А ведь он реальный прототип, который существовал в мире. Он мог наизусть воспроизвести 6000 книг, а также был ходячей энциклопедией практически во всех сферах жизни.

Как появляется синдром саванта

Нет точного пояснения и определения, как он может проявиться в людях. Ученые сходятся во мнении, что савантизм все-таки является врожденным “даром” на генетическом уровне. А все потому, что мозг у таких людей уже изначально действует по иному, чем у большинства здоровых людей без наличия отклонений. Они могут получать доступ к низкоуровневой информации, к которой у большинства людей нет доступа.

Еще одним отличием в строении мозга является отсутствие мозолистого тела. Именно это вещество соединяет два полушария. Чтобы восполнить такой недостаток, мозг начинает образовывать новые связи, что и становится причиной феноменальных талантов. Которые в свою очередь не доступны для здоровых людей.

Еще была установлена закономерность, что у мужчин этот эффект встречается в 6 раз чаще.

Редко, но все же было замечено появление синдрома саванта после серьезной травмы головного мозга с повреждением левой передней височной доли мозга. Есть даже исследования, в ходе которых добровольцы соглашались, чтобы ученые отключали им эту зону. И действительно, у них начинали проявляться признаки савантизма – появлялась феноменальная память, а у некоторых проявлялся дар к рисованию.

Читайте также:  Синдром дефицита внимания с гиперактивности курсовая

Есть также мнение, что савантизм можно пробудить самостоятельно при помощи таблеток и специальных медицинских препаратов. Но это единичные и крайне редкие случаи. В большинстве ситуаций высока вероятность, что человек навредит своему мозгу с безвозвратными последствиями.

Лечится ли синдром саванта и стоит ли это делать

Всем хочется быть гением, но с другой стороны – оставаться при этом в здравом рассудке.

Этот синдром не является заболеванием. По крайней мере, не входит в литературу психологов “Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам “.

Поэтому и вылечить его нельзя, раз его не существует официально. Диагностируют только аутизм, синдром Аспергера, болезни ЦНС. А также болезни и отклонения, которые связаны с нарушениями работы головного мозга.

Если искоренить признаки этих болезней, то и савантизм пропадет сам по себе. Были случаи, когда после выздоровления людям даже удавалось найти применение бывшей гениальности в обществе и реабилитироваться в привычной социальной жизни.

Источник

Клиническая психология детей и подростков (онлайн-тест)

1. Неверно, что нейропсихологический синдромный анализ предполагает …
*моделирование познавательных процессов, мотивов и отношений личности
*определение первичных и вторичных поражений
*анализ нарушенных и сохранных высших психических функций

2. Понятия клинической психологии и клинического метода в психологическую науку ввел …
*Л. Витмер
*Л.С. Выготский
*Э. Крепелин

3. К классификациям психического дизонтогенеза в психологии относится классификация …
*Й. Швальбе
*О.П. Юрьевой
*В.В. Лебединского

4. Синдром «неспособности к преуспеванию» может возникнуть …
*если один из членов семьи тяжело болен
*вследствие низкого социально-экономического статуса семьи
*если родители испытывают трудности со вскармливанием ребенка

5. К преобладающим типам отношения к болезни у детей с тяжелыми соматическими заболеваниями относятся … типы
*тревожный и меланхолический
*неврастенический и ипохондрический
*дистимический и эйфорически-анозогнозический

6. На адаптации больных эндогенными расстройствами лучше всего сказывается … родительская оценка тяжести заболевания
*адекватная
*заниженная
*завышенная

7. Установите соответствие между типом нарушения мышления и соответствующим ему примером …
A. Динамика мыслительных процессов
F. лабильность и инертность мышления
B. Операциональная сторона мышления
D. снижение уровня обобщений
C. Личностный компонент мышления
E. разноплановость мышления, снижение критичности и саморегуляции

8. Области мозга, которые созревают последними в онтогенезе, – …
префронтальные зоны
первичные и вторичные поля
стволовые структуры

9. Согласно модели Б.Д. Карвасарского, одним из критериев оценки эффективности коррекционного и психотерапевтического взаимодействия является …
*установление доверительного контакта во время психотерапии
*осознание психологических механизмов болезни
*успешное прохождение больным психологической экспертизы

10. Нейропсихологический фактор может быть определен как …
*мозговая локализация высших психических функций
*собственная функция той или иной мозговой структуры, определяющая принцип ее работы
*функциональная система, в которую включены высшие психические функции и которая имеет узкую локализацию

11. В отечественной психологии количественные методы оценки развития аномальных детей были запрещены в результате …
*постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936 г.)
*Павловской сессии, состоявшейся в 1950 г.
*выделения новых форм нарушенного развития в 1960-е гг.

12. Эмоциональный стресс приводит к …
*неадекватным сигланам, поступающим от мозга к анализаторам
*усилению работы стволовых структур
*ухудшению связи между подкорковыми и корковыми структурами мозга

13. Экспресс-диагностика когнитивного развития входит в состав …
специальной части диагностики
общей части диагностики
общеклинических методов исследования

14. Международная классификация болезней МКБ-10 была разработана
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ)
Всемирной психиатрической ассоциацией (ВПА)
Американской психиатрической ассоциацией (АПА)

15. Фактором риска психосоматических заболеваний является …
*высокая эмоциональная лабильность и предрасположенность к церебростении
*застревание на соматовегетативном уровне с последующими стрессовыми ситуациями в другом возрасте
*сниженное социальное функционирование

16. Отличие механизма гетерохронии развития от асинхронии развития заключается в том, что …
*асинхрония указывает на характер развития в критические периоды, а гетерохрония – в стабильные периоды
*гетерохрония является базисной характеристикой развития в норме, а асинхрония характеризует нарушенное психические развитие
*гетерохрония характеризуется наличием дефектов психического развития, а асинхрония – дальнейшим их упрочнением в психике ребенка

17. За регуляцию мышечного тонуса отвечает … блок мозга
*II блок мозга
*III
*I блок мозга

18. При изучении особенностей игры умственно отсталых детей было выявлено …
*существование неадекватных манипуляций с предметами
*бедность речевого сопровождения
*снижение количества уровней игровых действий

19. Базисом клинической психологии являются …
*общая психология и психиатрия
*психология личности и медицинская психология
*нейропсихология и поведенческая медицина

Читайте также:  Лечение синдрома запястного канала форум

20. Наиболее трудными для детей с аутизмом являются задания на …
*емкость оперативной памяти
*умение выделять последовательность событий
*наглядно-образное мышление

21. Концепция шизофреногенной матери может быть отнесена к …
*теории личностного дефекта
*теориям когнитивной дефицитарности
*психосоциальным теориям этиологии шизофрении

22. Установите соответствие между стилем воспитания и его следствиями:
A. Небрежно-безучастное воспитание
H. разрушение привязанности у ребенка, угрюмость, низкое самоуважение и нарушения поведения
B. Снисходительно-потакающее воспитание
G. эгоистичность, требовательность
C. Авторитарное воспитание
E. конфликтность, раздражительность, угрюмость
D. Авторитетное воспитание
F. формирование у ребенка энергичности, дружелюбности и хороших навыков общения

23. Впервые клиническая психология была выделена в самостоятельную отрасль научной психологии …
*после Первой мировой войны в связи с запросами психологической практики
*при открытии первой экспериментальной лаборатории в Лейпциге
*на Боулдеровской конференции

24. Неполная зрелость лобных структур, попадающая под категорию синдромов несформированности, характеризуется …
*несформированностью регулирующей функции речи
*несформированностью зрительно-пространственного гнозиса
*высокой истощаемостью и эмоциональной лабильностью

25. К социальным условиям развития психосоматических расстройств относится …
*неуважительное отношение учителей к школьникам
*истощаемость адаптационных возможностей
*отсутсвие обучающих курсов по саморелаксации

26. Для прогноза успешности социальной адаптации молодых людей, заболевших шизофренией, большое значение имеет …
*характер семейных стереотипов до болезни
*адаптация семьи к ситуации болезни
*наличие родственников со схожим диагнозом

27. Исследования показывают, что для психологически подготовленного к операции больного требуется …
*больше фактической информации о методах проведения операции
*существенно меньший период реабилитации
*меньшая доля наркоза

28. Установите соответствие между методологическими принципами и их содержанием:
A. Принцип функциональных систем
E. основной принцип работы организма для осуществления адаптационных задач – объединение различных его органов в функциональные системы
B. Принципы сукцессивной и симультанной поэтапной локализации функции
F. осуществление любой функции происходит последовательно, при этом на каждом этапе ее развертывания включается ряд иерархически взаимодействующих нервных элементов
C. Принцип динамической мозговой локализации
D. психической функции должен соответствовать не один фиксированный центр возбуждения в коре, а динамическая система пространственно разнесенных элементов

29. Установите соответствие между представленными ниже методиками и психическими процессами, для исследования которых они применяются:
A. Тест Векслера (WISC) F. исследование интеллекта
B. Опросник Шмишека H. исследование личностных акцентуаций
C. Рисунок семь G. исследование личности и взаимоотношений ребенка
D. Таблицы Шульте E. исследование внимания

30. Об уровне развития наглядно-действенного мышления у ребенка дает информацию …
*складывание досок Сегена
*метод комбинирования картин
*игра в кубики Кооса

31. Поражения левого полушария приводят к нарушению…
Речевых и перцептивных процессов
Понимания грамматических форм речи
Понятийного мышления

32. Тестовая парадигма в отечественной клинической психологии детей и подростков была представлена работами…
Г.Я. Трошина
Г.И. Россолимо
С.Я Рубинштейна

33. Согласно психоаналитическому подходу, нервная анорексия возникает вследствие
*Критики и враждебности родителя противоположного пола
*Эмоциональной холодности и отсутствия эмпатии родителей
*Установления психологического симбиоза между родителем и ребенком

34. Нарушение способности при обобщении при шизофрении возникает вследствие…
*гетерохронности развития мышления
*снижения целенаправленности деятельности
*первичного нарушения памяти и снижения темпа психических процессов

35. Стадия действия, проявляющаяся в описании детьми картинок, характерна для возраста…
*11-12 лет
*5-7 лет
*7-10 лет

36. Соотнесите этические модели с заложенными в них этическими принципами:
A. Модель Парацельса E. «Делай добро»
B. Биоэтика F. уважения прав и достоинства личности
C. Деонтологическая модель H соблюдение долга
D. Модель Гиппократа G. «Не навреди»

37. Неверно, что… относится к психосоматическим расстройствам
*Язвенная болезнь
*Бронхиальная астма
*Рефлюкс-эзофагиат

38. К модально-неспецифическим факторам относят…
*Кинетический фактор
*Фактор пространственного и квазипространственного восприятия
*Фактор межполушарного взаимодействия

39. Неверно, что…относится к структуре патопсихологического обследования
*Анализ истории жизни больного
*Исследование мозговых механизмов нарушений психической деятельности
*Исследование в динамике

40. При психологической запущенности …
*Зона ближайшего развития равна зоне актуального развития
*Ситуация обучения приобретает для ребенка стрессовый характер
*Фиксируется несоответствие требований деятельности психофизиологическим особенностям ребенка

41. Неверно, что…относится к принципам патопсихологического обследования
* Принцип качественного анализа протекания психических процессов (в противоположность лишь одного количественного изменения)
*Анализ структуры не только нарушенных, но и сохранных форм психической деятельности
* принцип первичности личностного отношения больного при диагностике расстройств познавательной и эмоционально-волевой сферы
___________________________________________
Онлайн-консультации 24/7 / Репетиторы / Методическая помощь в подборе учебных материалов /Рекомендации по выполнению работ.
С Уважением команда Твой-зачёт
7(966)062-65-49 Вайбер /Вотсапп /Телеграмм

Источник