Синдром каннера по мкб 10

Синдром каннера по мкб 10 thumbnail

Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.

При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.

Тип общего нарушения развития, который определяется наличием: а) аномалий и задержек в развитии, проявляющихся у ребенка в возрасте до трех лет; б) психопатологических изменений во всех трех сферах: эквивалентных социальных взаимодействиях, функциях общения и поведения, которое ограничено, стереотипно и монотонно. Эти специфические диагностические черты обычно дополняют другие неспецифические проблемы, такие, как фобии, расстройства сна и приема пищи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность.

Аутическое расстройство

Детский:

  • аутизм
  • психоз

Синдром Каннера

Исключена: аутическая психопатия (F84.5)

Тип общего нарушения развития, отличающийся от детского аутизма возрастом, в котором начинается расстройство, или отсутствием триады патологических нарушений, необходимой для постановки диагноза детского аутизма. Эту подрубрику следует использовать только в том случае, если аномалии и задержки в развитии проявились у ребенка старше трех лет и недостаточно демонстративно выражены нарушения в одной или двух из трех областей психопатологической триады, необходимой для постановки диагноза детского аутизма (а именно в социальном взаимодействии, общении и поведении, характеризующемся ограниченностью, стереотипностью и монотонностью), несмотря на наличие характерных нарушений в другой (других) из перечисленных областей. Атипичный аутизм чаще всего развивается у лиц с глубокой задержкой развития и у лиц, имеющих тяжелое, специфическое рецептивное расстройство развития речи.

Атипичный детский психоз

Умственная отсталость с чертами аутизма

При необходимости идентифицировать умственную отсталость используют дополнительный код (F70-F79).

Состояние, до настоящего времени обнаруживаемое только у девочек, при котором явно нормальное ранне развитие осложняется частичной или полной утратой речи, локомоторных навыков и навыков пользования руками одновременно с замедлением роста головы. Нарушения возникают в возрастном интервале от 7 до 24 месяцев жизни. Характерны потеря произвольных движений руками, стереотипные круговые движения рук и усиленное дыхание. Социальное и игровое развитие останавливается, но интерес к общению имеет тенденцию к сохранности. К 4 годам начинается развитие атаксии туловища и апраксии, часто сопровождаемые хореоатетоидными движениями. Почти неизменно отмечается тяжелая умственная отсталость.

F84.3

Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

Тип общего нарушения развития, для которого характерно наличие периода абсолютно нормального развития до проявления признаков расстройства, сопровождаемого выраженной потерей приобретенных к тому времени навыков, касающихся различных областей развития. Потеря происходит в течение нескольких месяцев после развития расстройства. Обычно это сопровождается выраженной утратой интереса к окружающему, стереотипным, монотонным двигательным поведением и характерными для аутизма нарушениями в сфере социальных взаимодействий и функций общения. В ряде случаев может быть показана причинная связь этого расстройства с энцефалопатией, но диагноз должен базироваться на особенностях поведения.

Детская деменция

Дезинтегративный психоз

Синдром Геллера

Симбиозный психоз

При необходимости идентифицировать связанные с расстройством неврологические заболевания используют дополнительный код.

Исключен: синдром Ретта (F84.2)

F84.4

Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

Плохо обозначенное расстройство неопределенной нозологии. Эта категория предназначена для группы детей с выраженной умственной отсталостью (IQ ниже 35), проявляющих гиперактивность, нарушение внимания, а также стереотипное поведение. У этих детей стимулирующие препараты могут вызвать не положительный ответ (как у лиц с нормальным уровнем IQ), а, напротив, тяжелую дисфорическую реакцию (иногда с психомоторной ретардацией). В подростковом возрасте гипреактивность имеет тенденцию сменяться сниженной активностью (что нетипично для гипреактивных детей с нормальным интеллектом). Данный синдром часто связан с различными отставаниями в развитии общего или специфического характера. Неизвестна степень этиологического участия в этом поведении низкого IQ или органического поражения мозга.

последние изменения: январь 1995

Расстройство неопределенной нозологии, характеризующееся такими же качественными аномалиями социальных взаимодействий, какие характерны для аутизма, в сочетании с ограниченностью, стереотипностью, монотонностью интересов и занятий. Отличие от аутизма в первую очередь состоит в том, что отсутствует обычная для него остановка ил задержка развития речи и познания. Это расстройство часто сочетается с выраженной неуклюжестью. Выражена тенденция к сохранности вышеуказанных изменений в подростковом и зрелом возрасте. В раннем периоде зрелости периодически имеют место психотические эпизоды.

Аутическая психопатия

Шизоидное расстройство в детском возрасте

F84.8

Другие общие расстройства развития

F84.9

Общее расстройство развития неуточненное

Источник

Медицинский эксперт статьи

Fact-checked

х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Читайте также:  Как во время беременности определяется синдром дауна

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Синдром Каннера или ранний детский аутизм (РДА) – это нарушение в психическом развитии, при котором у ребёнка наблюдаются проблемы с коммуникативностью, социальным восприятием, а также недоразвитость эмоциональных проявлений.

trusted-source[1], [2], [3]

Причины синдрома Каннера

В наши дни не известны точные причины развития синдрома Каннера. Считается, что заболевание имеет наследственный характер. Возникнуть оно может под влиянием следующих факторов риска:

  • внутриутробные инфекции;
  • асфиксия, возникшая в процессе родов;
  • повреждение, полученное ребёнком при родах – травма шеи либо головы.

trusted-source[4], [5], [6], [7], [8]

Патогенез

Патогенез синдрома, как и многих других психопатий, не изучен. Существует несколько механизмов развития заболевания под видом «симптоматического аутизма», в результате развития мозговых инфекций либо в период реконвалесценции после перенесенного энцефалита (этот синдром называют постэнцефалитическим аутизмом). Сейчас считается, что РДА – это ранняя форма шизофрении, которая развивается у ребёнка в первые 2 года жизни. Этой болезнью чаще страдают мальчики.

trusted-source[9], [10], [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18], [19], [20], [21], [22], [23]

Симптомы синдрома Каннера

Симптомами синдрома Каннера считаются такие состояния:

  • Ребёнок не способен находиться в зрительном контакте с людьми, будь то родители или незнакомцы;
  • Его действия имеют определённую последовательность с постоянным повторением монотонных движений;
  • Отсутствует понимание об угрозе и опасности, а также способность к оцениванию обстановки;
  • Эхолалия – лепет, повторяющийся многократно; вместо обычной речи – подражание её звучанию;
  • Агрессивное поведение в отношении близких или незнакомых людей, если они пытаются с ним контактировать;
  • Переиначивание игр под своё видение, игнорирование принятых правил и придумывание собственных, из-за чего ребёнок не способен играть со сверстниками;
  • Больной общается с предметами и при этом не желает общаться с людьми;
  • Мутизм, который считается одним из главных симптомов – ребёнок упрямо молчит и не откликается, когда к нему обращаются или пытаются поговорить.

trusted-source[24], [25], [26], [27], [28], [29]

Первые признаки

Первые признаки синдрома Каннера легко выявить, так как ребёнок с раннего возраста отличается своим необычным поведением – слабое проявление эмоций, частая зацикленность на некоторых предметах и повторении действий, неразговорчивость, отказ идти на контакт. Сама по себе замкнутость – это не показатель задержки умственного развития, но именно она в процессе диагностики становится самым выразительным симптомом.

trusted-source[30]

Осложнения и последствия

Последствием РДА может стать нарушение эмоциональных связей и контактов больного с социумом.

trusted-source[31], [32], [33], [34], [35], [36], [37]

Диагностика синдрома Каннера

Помимо синдрома Каннера у детей могут наблюдаться и другие психические нарушения – к примеру, невроз или шизофрения, – да и у некоторых здоровых малышей могут проявляться признаки, которые характерны аутизму. Поэтому при возникновении подозрений следует не медля вести ребёнка на осмотр к детскому психиатру, чтобы он диагностировал наличие или отсутствие заболевания. При этом для постановки диагноза зачастую недостаточно осмотра у психиатра – необходимо также обследование у невролога, педагога, педиатра и психолога.

trusted-source[38], [39], [40], [41], [42]

Анализы

В некоторых случаях для постановки диагноза психиатру требуется информация относительно общего состояния организма больного ребёнка – для этого он может направить его на сдачу анализов мочи и крови.

trusted-source[43], [44], [45], [46], [47], [48]

Инструментальная диагностика

Чтобы исключить прочие психические болезни и подтвердить диагноз, врачу может понадобиться процедура электроэнцефалограммы.

Дифференциальная диагностика

Синдром Каннера необходимо дифференцировать с синдромами Аспергера, Ретта, а также умственной отсталостью и нарушениями органов чувств. Важно также отличать РДА от ранней стадии шизофрении и депривационного синдрома (так называемого госпитализма).

Сравнительная характеристика синдрома Аспергера и Каннера

Ранний детский аутизм (синдром Каннера)

Аутистическая психопатия (синдром Аспергера)

Первые отклонения

Обычно на первых месяцах жизни

Значительные отклонения, которые начинаются с 3-х лет

Зрительная связь с другими людьми

Поначалу обычно отворачивается, позже начинает устанавливать контакт, но в редких случаях; уклончивая и кратковременная реакция

В редких случаях и кратковременно

Речевые навыки

Говорить начинает поздно, речь развита плохо (около 50% больных детей)

Сильная задержка речевого развития

Наблюдается эхолалия (коммуникативная функция речи нарушена)

Речевой навык развивается рано

Рано развивается правильная и грамотная речь

Речь используется для коммуникации, но нарушения всё равно есть – речь спонтанна

Умственные способности

Специфическая структура интеллекта, способности значительно снижены

В большинстве случаев интеллект на высоком уровне либо выше среднего

Двигательные навыки

Нарушений нет, если не наблюдается сопутствующей болезни

Проблемы с двигательной моторикой – нарушения координации, неловкость, неуклюжесть

Читайте также:  Гипертермический синдром причины повышения температуры

Лечение синдрома Каннера

Очень важно обеспечить малышу занятия со специальными педагогами. Синдром Каннера не сопровождается нарушением интеллекта, но из-за расстройств в эмоциональном плане эти дети не могут обучаться по стандартной программе. Совместно с врачами педагог должен подобрать подходящий для ребёнка способ обучения, а также индивидуальную программу, в которой все его способности будут максимально использованы.

Важно также и общение малыша с психологом, ведь разнообразные психологические методики могут помочь выработке навыков общения в социуме, научить адаптироваться в коллективе. Есть специальные методики для аутистов, к примеру, холдинг-терапия (это метод с использованием принудительных объятий), она помогает укрепить эмоциональную связь между больным малышом и его родителями.

Нужно также внимательно отнестись и к рациону питания ребёнка с синдромом Кеннера – таким детям нужна особая диета. Так как у них наблюдается нарушение в работе пищеварительных ферментов, способность организма расщеплять некоторые виды белков, имеющиеся в мучных продуктах и молоке, понижена. Из-за этого следует ограничить употребление больным молочной и мучной продукции.

Очень важно и участие семьи маленького аутиста в реабилитационном процессе. Родителям нельзя проявлять непонимание и холодность по отношению к ребёнку, так как это негативно отражается на процессе лечения. Следует окружить малыша заботой, любовью и поддержкой – это очень способствует улучшению состояния больного.

Среди методов терапии также развивающие курсы психологической поддержки, проводимые как индивидуально, так и в группах:

  • занятия с врачом-логопедом;
  • упражнения лечебной физкультуры;
  • процедуры лечебного труда;
  • танцы, музыка и рисование.

Лекарства

Многие врачи с большой осторожностью выписывают аутистам психотропные лекарства, так как нет достоверных сведений о том, что они оказывают положительный эффект на больного. Использовать эти препараты следует, если у ребёнка наблюдается перевозбуждение, попытки физически себе навредить, проблемы со сном. Для лечения в этих случаях используются антидепрессанты (Амитриптилин) и нейролептики (в малых дозах) – обычно это Сонапакс, Галоперидол, Рисполепт.

Также в процессе терапии с использованием лекарств применяются препараты, способствующие улучшению обмена веществ в тканях мозга (это Аминалон, Церебролизин, а также глутаминовая кислота), и ноотропные вещества (Ноотропил).

Витамины и физиотерапевтическое лечение

Улучшить состояние больного может также терапия с использованием витаминов. Для лечения синдрома Каннера применяются витамины из групп В, С, а также РР.

Выполняются и процедуры физиотерапевтического лечения – магнитотерапия, лечение водами, электрофорез. Также дети занимаются физкультурой, получая необходимую физическую нагрузку.

Народное лечение

Для того чтобы успокоить аутиста, иногда рекомендуют использовать молотый мускатный орех, так как он способствует улучшению кровообращения в мозге и имеет успокаивающий эффект. Необходимо взять крошечную дозу этого ингредиента и растворить её в малом количестве молока. Но следует помнить, что в орехе содержится сафрол (психотропное вещество), поэтому без консультации с врачом этим методом народного лечения лучше не пользоваться.

trusted-source[49], [50], [51], [52], [53], [54]

Лечение травами

После консультации с врачом можно использовать в качестве вспомогательного метода терапии успокаивающие лечебные сборы из трав.

При лечении травами можно использовать отвар из полевого вьюнка, мелиссы, а также листьев растения гинкго билоба. Это лекарство готовят следующим образом: 5 г измельчённых ингредиентов залить 250 мл воды и кипятить примерно 10-15 мин, после чего остудить. Отвар пьют 3 р./сут. (перед едой за 25-30 мин) по 1-2 ст.л.

Профилактика

Не существует специфических профилактических методов для предотвращения появления у ребёнка синдрома Каннера. Но можно уменьшить возможный риск возникновения этой болезни – если будущие родители с серьёзностью подойдут к процессу планирования беременности. Ещё до зачатия следует пройти осмотр у специалистов, чтобы выявить и вылечить хронические болезни или инфекции. Также беременной женщине нужно постоянно посещать женскую консультацию, придерживаться здорового образа жизни и не контактировать с инфекционными больными.

trusted-source[55], [56], [57], [58], [59], [60], [61], [62]

Прогноз

Прогноз о будущем состоянии больного может сделать лишь лечащий врач, наблюдавший ребёнка постоянно. Существует немало случаев, которые демонстрируют, что при качественном лечении синдром Каннера даже в тяжёлой форме заболевания не помешает пациенту развиваться, а слабые признаки болезни эффективно подобранная терапия вообще может сделать почти незаметными.

trusted-source[63], [64]

Источник

МКБ – 10

F84 Общие расстройства развития

Общие диагностические указания:

  1. Расстройства, характеризующиеся расстройствами социальной адаптации и общения в сочетании со стереотипными интересами и действиями;
  2. Расстройства развития возникают в младенческом возрасте, реже – в первые пять лет жизни;
  3. Часто сочетаются с расстройством, проявляющимся нарушениями в когнитивной сфере, независимо от наличия и отсутствия умственной отсталости;
  4. В некоторых случаях расстройства сочетаются и предположительно обусловлены некоторыми патологическими состояниями, среди которых наиболее часты :
    1. детские спазмы;
    2. врождённая краснуха;
    3. туберозный склероз;
    4. церебральный липидоз;
    5. фрагильность Х-хромосомы.
  5. Расстройство должно диагностироваться на основании поведенческих признаков, независимо от наличия или отсутствия патологических; любое из этих сопутствующих состояний должно кодироваться отдельно;
  6. При наличии умственной отсталости, степень её выражаенности кодируется отдельно (F70 – F79), поскольку она не является обязательным признаком общих расстройств развития.
Читайте также:  Нцд по смешанному типу с цефалгическим синдромом
F84.0 Детский аутизм

Диагностические критерии

  1. Расстройство, при котором всегда отмечаются качественные нарушения социального взаимодействия, выступающие в форме неадекватной оценки социо-эмоциональных сигналов, что проявляется как:
    1. отсутствие социо-эмоциональной взаимности (особенно характерно);
    2. отсутствие реакций на эмоции других людей и/или отсутствие модуляций поведения в соответствии с социальной ситуацией;
    3. отсутствие социального использования имеющихся речевых навыков, недостаточная гибкость речевого выражения и относительное отсутствие творчества и фантазии в мышлении;
    4. нарушенное использование тональностей и выразительности голоса для модуляции общения; такое же отсутствие сопровождающей жестикуляции;
    5. нарушения в ролевых и социально-имитативных играх.
  2. Характеризуется также ограниченными, повторяющимися и стереотипными поведением, интересами и активностью, что проявляется:
    1. тенденцией устанавливать жесткий, раз и навсегда заведённый порядок во многих аспектах повседневной жизни;
    2. в особом порядке выполнения ритуалов нефункционального характера;
    3. моторными стереотипиями;
    4. особым интересом к нефункциональным элементам предметов (запах или осязательные качества поверхности).
  3. Аномалии развития должны отмечаться в первые три года жизни, но сам синдром может диагностироваться во всех возрастных группах.
    D. Отсутствие предшествующего, несомненно нормального развития.
  4. Часто наблюдаются неспецифические для аутизма расстройства, такие как страхи (фобии), нарушения сна и приёма пищи, вспышки гнева и агрессивность, самоповреждения.
  5. Дефицит спонтанности, инициативности и творчества как при выполнении заданий и инструкций, так и в организации досуга;
  6. Характерные для аутизма специфические проявления дефекта меняются по мере роста ребёнка, но на протяжении зрелого возраста этот дефект сохраняется, проявляясь во многом схожими расстройствами.
  7. У мальчиков расстройство развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
  8. Четвёртый знак указывает на причину расстройства:
    F84.01 … обусловленный органическим заболеванием головного мозга;
    F84.02 … вследствие других причин.
    Включаются:
    • аутистическое расстройство;
    • инфантильный аутизм;
    • инфантильный психоз;
    • синдром Каннера.

    Исключается:

    • аутистическая психопатия (F84.5).
F84.1 Атипичный аутизм

Диагностические критерии:

  1. Расстройство сходное с F84.0, однако отсутствует хотя бы один из обязательных диагностических критериев А – С, а именно:
    1. достаточно отчётливые нарушения социального взаимодействия,
    2. ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение,
    3. тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития проявляется в возрасте после 3-х лет.
  2. Чаще возникает у детей с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи или с умственной отсталостью, наличие или отсутствие которой обозначается четвёртым знаком (при этом вторым кодом указывается соответствующий диагноз F70.хх – F79.хх);
    F84.11 – …с умственной отсталостью
    F84.12 – …без умственной отсталости
    Включаются:
    • умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами;
    • атипичный детский психоз.
F84.2 Синдром Ретта

Диагностические критерии

  1. Расстройство к настоящему времени описано только у девочек.
  2. Раннее развитие нормально или внешне нормально.
  3. Начало расстройства между 7 и 24 месяцами.
  4. Парциальная или полная потеря мануальных навыков и речи.
  5. Замедление роста головы.
  6. Наиболее характерно:
    1. потеря спонтанных движений рук.
    2. стереотипное “заламывание”, “мытьё” рук, смачивание слюной;
    3. неполное пережёвывание пищи;
    4. одышка.
  7. В среднем возрасте развитие атаксии, апраксии, сколиоза и кифосколиоза, хореоатетозных расстройств, нередко – эпилептических припадков.
  8. Исход заболевания – тяжёлая психическая инвалидность.
F84.5 Синдром Аспергера

Диагностические критерии

  1. Сочетание признаков:
    1. расстройства, сходные с аутизмом (“мягкий” вариант аутизма);
    2. двигательные дисфункции (как в F82. – )
    3. сохранные интеллект и речь,
    4. встречаются чаще у мальчиков (в соотношении 8 : 1).

    Включаются:

    • аутистическая психопатия,
    • шизоидное расстройство детского возраста.

    Исключаются:

    • шизотипическое расстройство (F21),
    • простая шизофрения (F20.6),
    • нарушение привязанности детского возраста (F94.1, F94.2),
    • ананкастическое личностное расстройство (F60.5),
    • обсессивно-компульсивное расстройство (F42.-).
F84.8 Другие общие расстройства развития

F84.9 Общее расстройство развития неуточнённое

Это остаточная диагностическая категория, которая должна использоваться для расстройств, подходящих к общим диагностическим указаниям расстройств развития, но при которых отсутствует адекватная информация или имеются противоречивые данные, означающие, что не могут быть удовлетворены критерии для шифрования каких-либо других рубрик F84.

Приказ №3 МЗ РФ от 12.01.1998 “О принятии МКБ-10 с 01.01.1999”.

Источник