Синдром когда заложники защищают террористов

Синдром когда заложники защищают террористов thumbnail

Заложница-террорист Патрисия Хёрст (справа) во время ограбления банка «Хиберния» (Сан-Франциско). Патрисию похитила 4 февраля 1974 группа «Симбионистская армия освобождения» (англ. Symbionese Liberation Army). Террористы получили от её семьи 4 млн долларов, но девушка освобождена не была. Позже выяснилось, что она вступила в ряды С. А. О. под угрозой убийства.

Стокго́льмский синдро́м (англ. Stockholm Syndrome) — термин, популярный в психологии, описывающий защитно-бессознательную травматическую связь[1], взаимную или одностороннюю симпатию[2], возникающую между жертвой и агрессором в процессе захвата, похищения и/или применения угрозы или насилия. Под воздействием сильного переживания заложники начинают сочувствовать своим захватчикам, оправдывать их действия и в конечном счёте отождествлять себя с ними, перенимая их идеи и считая свою жертву необходимой для достижения «общей» цели.

Вследствие видимой парадоксальности психологического феномена термин «стокгольмский синдром» стал широко популярен и приобрёл много синонимов: известны такие наименования, как «синдром идентификации заложника» (англ. Hostage Identification Syndrome), «синдром здравого смысла» (англ. Common Sense Syndrome)[3], «стокгольмский фактор» (англ. Stockholm Factor), «синдром выживания заложника» (англ. Hostage Survival Syndrome)[4] и др. Авторство термина «стокгольмский синдром» приписывают криминалисту Нильсу Бейероту, который ввёл его во время анализа ситуации, возникшей в Стокгольме во время захвата заложников в августе 1973 года. Заложники защищали своих похитителей после освобождения и не соглашались давать показания против них в суде[5]. Механизм психологической защиты, лежащий в основе стокгольмского синдрома, был впервые описан Анной Фрейд в 1936 году, когда и получил название «идентификация с агрессором».

Исследователи полагают, что стокгольмский синдром является не психологическим парадоксом, не расстройством или синдромом, а скорее нормальной реакцией человека на сильно травмирующее психику событие[3][4]. Так, стокгольмский синдром не включён ни в одну классификацию психических расстройств[6].

Согласно данным ФБР о более чем 1200 случаев захвата заложников с баррикадированием захвативших в здании, стокгольмский синдром отмечен всего в 8 % случаев[7][8][9].

Захват заложников в Стокгольме в 1973 году[править | править код]

Здание Коммерческого банка в Стокгольме, Швеция, в котором в 1973 году произошла попытка ограбления и захват заложников.

23 августа 1973 года освобожденный из тюрьмы Ян-Эрик Олссон в одиночку захватил банк «Kreditbanken» (Стокгольм, Швеция)[10], ранив одного полицейского и взяв в заложники четверых работников банка: трёх женщин (Биргитту Лундблад, Кристин Энмарк, Элисабет Ольдгрен) и мужчину (Свена Сефстрёма). По требованию Олссона полиция доставила в банк его сокамерника Кларка Улофссона (Clark Olofsson). Заложники звонили премьер-министру Улофу Пальме и требовали выполнить все условия преступников.

26 августа полицейские просверлили отверстие в потолке и сфотографировали заложников и Улофссона, однако Олссон заметил приготовления, начал стрелять и пообещал убить заложников в случае газовой атаки. 28 августа газовая атака всё-таки состоялась. Через полчаса захватчики сдались, а заложников вывели целыми и невредимыми. Бывшие заложники заявили, что боялись не захватчиков, которые ничего плохого им не сделали, а полиции. По некоторым данным, они за свои деньги наняли адвокатов Олссону и Улофссону[5].

Психиатр Нильс Бейерут, который консультировал полицию во время инцидента, и решения которого критиковались заложниками, для объяснения их поведения придумал термин Norrmalmstorgssyndromet (Норрмальмсторгский синдром), впоследствии трансформировавшийся в понятие «стокгольмский синдром»[11]

В ходе судебного разбирательства Улофссону удалось доказать, что он не помогал Олссону, а, напротив, пытался спасти заложников. С него сняли все обвинения и отпустили. На свободе он встретился с Кристин Энмарк, и они стали дружить семьями. Олссон был приговорён к 10 годам тюремного заключения, где впоследствии получал много восхищённых писем от женщин.

Опасность синдрома[править | править код]

Опасность стокгольмского синдрома заключается в действиях заложника против собственных интересов, как, например, воспрепятствование своему освобождению. Известны случаи, когда во время антитеррористической операции заложники предупреждали террористов о появлении спецназовца, и даже заслоняли террориста своим телом[12]. В других случаях террорист прятался среди заложников и никто его не разоблачал. Как правило, стокгольмский синдром проходит после того, как террористы убивают первого заложника.

Факторы, влияющие на формирование стокгольмского синдрома[править | править код]

Стокгольмский синдром может получить развитие при:

  • политических и криминальных терактах (захват заложников);
  • военных карательных операциях (например, при взятии военнопленных);
  • лишении свободы в концентрационных лагерях и тюрьмах;
  • отправлении судебных процедур;
  • развитии авторитарных межличностных отношений внутри политических групп и религиозных сект;
  • реализации некоторых национальных обрядов (например, при похищении невесты);
  • похищении людей с целью обращения в рабство, шантажа или получения выкупа;
  • вспышках внутрисемейного, бытового и сексуального насилия.

Механизм психологической защиты основан на надежде жертвы, что агрессор проявит снисхождение при условии безоговорочного выполнения всех его требований. Поэтому пленник старается продемонстрировать послушание, логически оправдать действия захватчика, вызвать его одобрение и покровительство.

Гуманизация отношений между захватчиком и жертвой является ключевой при формировании стокгольмского синдрома и обусловливается следующими факторами:

  • возможностью и качеством социального взаимодействия. Чтобы затруднить развитие эмоциональных отношений, пленникам могут завязывать глаза, затыкать рот кляпом. С этой же целью охранники могут часто меняться местами[3][4];
  • возможностью рационального объяснения проявленной жестокости. Необъяснимая, нерациональная жестокость убивает развитие симпатии между сторонами. В обратном случае, если, например, один из заложников погибает в результате сопротивления террористам, то выжившие стараются оправдать вспышку жестокости провокативным (опасным для остальных) поведением самого погибшего[3];
  • языковым барьером. Запрет переговариваться и (или) незнание языка сильно затрудняет формирование симпатии между заложниками и террористами[3];
  • психологической грамотностью, знанием приёмов выживания[3]. Психологически грамотный заложник и (или) террорист имеют больше шансов повлиять друг на друга;
  • личностными качествами обеих сторон, их способностью к дипломатическому общению. Заложник, обладающий дипломатическими качествами, способен переубедить противника, сместить его точку зрения[3];
  • системой культурных стереотипов. Расовые, этнические, религиозные и идеологические разногласия оказывают жёсткое негативное влияние на развитие симпатии между захватчиком и его жертвой. Они с трудом поддаются изменению за такой короткий промежуток времени[3] и могут спровоцировать неприязнь, вспышку жестокости и даже гибель заложников;
  • длительностью пребывания в плену[3]. Стокгольмский синдром формируется после 1—4 дней лишения свободы и усиливается в случае изоляции пленников. При долгом нахождении в плену заложник общается с захватчиком, узнаёт его как человека, понимает причины захвата, чего захватчик хочет добиться и каким способом; особенно это проявляется при терактах, имеющих политическую подоплёку — заложник узнаёт претензии захватчика к власти, проникается ими и может убедить себя, что позиция захватчика — единственно правильная.
Читайте также:  Как развивать подростка с синдром дауна

Зная, что террористы хорошо понимают, что до тех пор, пока живы заложники, живы и сами террористы, заложники занимают пассивную позицию, у них нет никаких средств самозащиты ни против террористов, ни в случае штурма. Единственной защитой для них может быть терпимое отношение со стороны террористов. В результате заложники психологически привязываются к террористам и начинают толковать их действия в свою пользу. Известны случаи, когда жертвы и захватчики месяцами находились вместе, ожидая выполнения требований террориста[13].

В случаях особо жестокого обращения заложники психологически дистанцируются от ситуации; убеждают себя, что это происходит не с ними, что с ними такое произойти не могло, и вытесняют из памяти травмирующее событие, занимаясь конкретной деятельностью[14].

Если никакого вреда жертве не причиняется, некоторые люди, будучи менее подвержены синдрому в процессе адаптации к данной ситуации и почувствовав потенциальную неспособность захватчиков причинить им вред, начинают их провоцировать[15].

После освобождения выжившие заложники могут активно поддерживать идеи захватчиков, ходатайствовать о смягчении приговора, посещать их в местах заключения и т. д.

Разновидности[править | править код]

Бытовой стокгольмский синдром, возникающий в доминантных семейно-бытовых отношениях, является второй наиболее известной разновидностью стокгольмского синдрома. Действия и отношения, подобные тем, кто испытывает стокгольмский синдром, также были обнаружены у жертв сексуального насилия, торговли людьми, террора, а также политического и религиозного угнетения[5].

Существуют свидетельства того, что некоторые жертвы сексуального насилия в детстве чувствуют связь со своим обидчиком. Они часто чувствуют себя польщёнными вниманием взрослых или боятся, что раскрытие приведёт к разрушению семьи. В зрелом возрасте они сопротивляются раскрытию по эмоциональным и личным причинам[16].

Есть необычная разновидность Стокгольмского синдрома, называемая «корпоративной». Она проявляется во время диктатуры на работе и подчинения человека своему «руководителю»[17][18].

Профилактика при ведении переговоров и дебрифинг[править | править код]

В ведении переговоров при захвате заложников одной из психологических задач медиатора является поощрение развития взаимной симпатии (стокгольмского синдрома) между заложниками и захватчиками с целью увеличения шансов заложников на выживание. Директор исследовательских программ Центра предотвращения международных преступлений д. н. Адам Дольник сообщил по этому поводу в интервью «Новой газете»[2]:

Переговорщик просто обязан провоцировать, поощрять формирование этого синдрома любыми способами. Потому что если террористы и заложники будут нравиться друг другу, то тогда меньше шансов, что заложники сделают что-то глупое, что повлекло бы жёсткие действия террористов. А террористам, в свою очередь, будет крайне трудно решиться на убийство заложников, к которым они испытывают симпатию.

Методики проведения дебрифинга (психологической консультации) выживших заложников в случае их удачного освобождения разнятся в зависимости от характера ситуации, сформировавшей стокгольмский синдром. Например, дебрифинг освобождённых военнопленных отличается по своей структуре от дебрифинга заложников политических терактов[3].

Захват резиденции японского посла в Лиме[править | править код]

Захват резиденции японского посла в Лиме 17 декабря 1996 года — это самый крупный за всю историю захват такого большого числа высокопоставленных заложников из разных стран мира, неприкосновенность которых установлена международными актами.

Террористы (члены перуанской экстремистской группировки «Революционное движение имени Тупака Амару»), появившиеся под видом официантов с подносами в руках, захватили резиденцию посла вместе с 500 гостями во время приёма по случаю дня рождения императора Японии Акихито и потребовали, чтобы власти освободили около 500 их сторонников, находящихся в тюрьмах[19].

Сразу после этого захвата заложников общественность стала обвинять президента Перу Альберто Фухимори в бездействии и в том, что он не обеспечил надёжной охраны посольства, лидеры западных стран, чьи граждане оказались в числе заложников, оказывали на него давление и требовали, чтобы безопасность заложников была приоритетной целью при их освобождении. В таких условиях ни о каком штурме посольства, ни о каких других силовых мерах освобождения заложников речи не шло.

Через две недели террористы освободили 220 заложников, сократив число своих пленников, чтобы их легче было контролировать. Освобождённые заложники своим поведением озадачили перуанские власти. Они выступали с неожиданными заявлениями о правоте и справедливости борьбы террористов. Находясь долгое время в плену, они стали испытывать одновременно и симпатию к своим захватчикам, и ненависть и страх по отношению к тем, кто попытается насильственным способом их освободить.

По мнению перуанских властей, главарь террористов Нестор Картолини, бывший текстильный рабочий, был исключительно жестоким и хладнокровным фанатиком. С именем Картолини была связана целая серия похищений крупных перуанских предпринимателей, от которых революционер требовал денег и других ценностей под угрозой смерти. Однако на заложников он произвёл совершенно иное впечатление. Крупный канадский бизнесмен Кьеран Мэткелф сказал после своего освобождения, что Нестор Картолини — вежливый и образованный человек, преданный своему делу.

Описанный случай дал название «лимскому синдрому» (англ. Lima syndrome)[20]. Ситуация, при которой террористы испытывают настолько сильную симпатию к заложникам, что отпускают их, является обратным примером (частным случаем) стокгольмского синдрома.

См. также[править | править код]

  • Братание
  • Ридли, Ивонн

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Стокгольмский синдром: История, причины, ориентация
  2. 1 2 На переговоры идет сильный. Как подчинить террористов своей воле, не выводя танки и огнеметы на прямую наводку. Елена Милашина. Интервью с Адамом Дольником. — «Новая газета», 29.08.2007.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Factors Influencing the Development of the Hostage Identification Syndrome. (недоступная ссылка) James T. Turner. Political Psychology, Vol.6, No.4, 1985, pp.705—711
  4. 1 2 3 The Stockholm Syndrome Revisited. Arthur Slatkin. The Police Chief Magazine, Vol.LXXV, No.12, December 2008.
  5. 1 2 3 Adorjan, Michael; Christensen, Tony; Kelly, Benjamin; Pawluch, Dorothy. Stockholm Syndrome As Vernacular Resource (англ.) // The Sociological Quarterly (англ.)русск. : journal. — 2012. — Vol. 53, no. 3. — P. 454—474. — doi:10.1111/j.1533-8525.2012.01241.x.
  6. Namnyak, M.; Tufton, N.; Szekely, R.; Toal, M.; Worboys, S.; Sampson, E. L. ‘Stockholm syndrome’: psychiatric diagnosis or urban myth? (англ.) // Acta Psychiatrica Scandinavica : journal. — 2007. — Vol. 117, no. 1. — P. 4—11. — ISSN 0001-690X. — doi:10.1111/j.1600-0447.2007.01112.x.
  7. Курт Бартол. Психология криминального поведения. — 7. — Olma Media Group, 2004. — С. 289. — 352 с. — (Психологическая энциклопедия). — ISBN 9785938781054.
  8. Sundaram, Chandar S. Stockholm Syndrome // Salem Press Encyclopedia. — 2013.
  9. Fuselier, G. Dwayne. Placing the Stockholm Syndrome in Perspective // FBI Law Enforcement Bulletin (англ.)русск.. — 1999. — Июль (т. 68). — С. 22. Архивировано 15 февраля 2019 года.
  10. ↑ См. подробнее Norrmalmstorg Robbery в англовики.
  11. Jess Hill. See What You Made Me Do: Power, Control and Domestic Abuse. — 2019. — С. 75—76.
  12. ↑ Стокгольмский синдром
  13. ↑ Стокгольмский синдром. В кн: «Социальная психология толпы» / Л. Г. Почебут — СПб., 2004.
  14. ↑ Психология взаимодействия террористов с заложниками. В кн: «Социальная психология толпы» / Л. Г. Почебут — СПб., 2004.
  15. ↑ Стокгольмский синдром: дружбе заложников и террористов 30 лет Архивная копия от 18 июня 2007 на Wayback Machine.
  16. Jülich, Shirley. Stockholm Syndrome and Child Sexual Abuse (англ.) // Journal of Child Sexual Abuse (англ.)русск. : journal. — 2005. — Vol. 14, no. 3. — P. 107—129. — doi:10.1300/J070v14n03_06. — PMID 16203697.
  17. ↑ Корпоративный стокгольмский синдром (недоступная ссылка). wi-fi.ru. Дата обращения: 25 февраля 2018. Архивировано 3 марта 2018 года.
  18. ↑ Корпоративный стокгольмский синдром (рус.). Дата обращения 25 февраля 2018.
  19. Kato N., Kawata M., Pitman R. K. PTSD. — Springer Science & Business Media, 2006. — ISBN 978-4-431-29566-2.
  20. ↑ PERU: Tale of a Kidnapping – from Stockholm to Lima Syndrome | Inter Press Service. www.ipsnews.net. Дата обращения: 23 февраля 2019.
Читайте также:  Глаза у ребенка с синдромом дауна

Литература[править | править код]

на русском языке

  • Асямов С. В. Стокгольмский синдром: история появления и содержание термина.
  • Решетников М. М. Наброски к психологическому портрету террориста.
  • Решетников М. М. Особенности состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой.

на других языках

  • Karen Greenberg. The Least Worst Place. Guantanamo’s First 100 Days (недоступная ссылка). New York: Oxford University Press, 2009.

Источник

Елизавета Коваленко

6 октября 2016  · 68,2 K

Действительно, как сказали выше, “Стокгольмский синдром” это феномен, при котором жертвы встают на сторону своих мучителей и проникаются эмпатитей к ним. В 1973 при ограблении банка, одна из заложниц позже даже обручилась с налетчиком, а было это в Стокгольме, отсюда и название синдрома.[ Жертвы, которые влюбились в своих мучителей: шокирующие примеры «стокгольмского синдрома» ]

Вопреки, как нам кажется, парадоксальности этого явления, таковым оно не является, так как это нормальная реакция человека на сильно травмирующее психику событие. Стокгольмский синдром даже не включен в международную систему классификации психиатрических заболеваний и вообще является достаточно редким, так данные показывают  что в 1200 случаях захвата заложников синдром был отмечен только в 8% случаев. 

Почему же этот синдром вообще возникает? Потому что террористы хорошо понимают, что до тех пор, пока живы заложники, живы и сами террористы, заложники занимают пассивную позицию, у них нет никаких средств самозащиты ни против террористов, ни в случае штурма. Единственной защитой для них может быть терпимое отношение со стороны террористов. В результате заложники психологически привязываются к террористам и начинают толковать их действия в свою пользу. Известны случаи, когда жертвы и захватчики месяцами находились вместе, ожидая выполнения требований террориста [ wikipedia.org ] 

Важно так же упомянуть о самой распространенной форме синдрома – “бытовой стокгольмский синдром” , который часто встречается в доминантных бытовых семейных отношениях, в которых роли “заложника” и “захватчика” проецириуются на членов семьи.

> В 1973 при ограблении банка, одна из заложниц позже даже обручилась с налетчиком, а было это в Стокгольме… Читать дальше

Этим названием описывают явление сопереживания заложников  захватчику, взявшему их в заложники. Когда заложники боятся не захватчиков, а полиции, и стремятся помочь захватчикам, возникает привязанность. Называется он так из-за случая произошедшего в Стокгольме в 1973 году.  Он детально описан в вики и находится по запросу в гугле  “стокгольмский… Читать далее

А почему задача переговорщика развить этот синдром?

Musical theatre producer, investor and lover

Потому что события, которые послужили источником для описания данного психологического явления, произошли в Стокгольме при захвате заложников в начале 70-х. В ходе проишествия заложники начали испытывать не столько симпатию к преступникам, сколько страх и недоверие к полиции. По итогам спецоперации, один преступник сел в тюрьму, а со вторым одна из… Читать далее

> Почему же этот синдром вообще возникает? Потому что террористы хорошо понимают, что до тех пор, пока живы заложники, живы и сами террористы, заложники занимают пассивную позицию, у них нет никаких средств самозащиты ни против террористов, ни в случае штурма.
Мне кажется, что, возможно, дело не только в этом.  Скорее всего, этот синдром чаще… Читать далее

Это синдром согласно которому жертва может испытывать симпатию в адрес своего захватчика, агрессора, насильника или обидчика. Заложники могут так же испытывать симпатию к  похитителям и симпатизировать им

Каково это — быть трансгендером, расскажите свою историю?

Я немного не тот,от кого вы хотите услышать историю об этом, но я постараюсь.
Моя очень близкая подруга всегда была девочкой, которым говорят “почему ты такая неженственная” и тому подобное. В 14 лет она решила,,что хочет стать парнем. Коротко постриглась,стала утягивать грудь и т.д. Ей повезло,что родители и окружающие к этому нормально отнеслись.
Следующие 5 лет она называла себя в мужском роде,ходила в зал, с виду можно было подумать,что это худой паренек. Все,казалось,человек нашел себя. Но нет.
В 19 лет ей предложил встречаться один парень (он знал о ее поле). И все. Любовь-морковь,платья-юбки,называйте меня опять Маша, я чувствую себя женственной феечкой.
Вот так.

Прочитать ещё 10 ответов

Кого называют агностиками?

Менеджер. Знаток в разных областях. Знание-сила!

Агностики – это люди, которые подвергают все сущее и несуществующее сомнениям, в том числе и существование бога. Они считают, что нельзя доказать что-либо основываясь на субъективном опыте.

Прочитать ещё 5 ответов

Сыграл ли кальвинизм свою роль в истории Нидерландов?

Безусловно, да.

Здесь стоит сразу сделать ремарку, что некорректно было бы ассоциировать Нидерланды в религиозном плане исключительно с ним – даже в XIX веке порядка 40% населения страны было католиками, к тому же, имелись религиозные меньшинства лютеран и иудеев. Как можно заметить по карте ниже, в 1849 году католики полностью преобладали в ряде южных областей, а также даже в ряде районов Голландии и Утрехта. Не лишним будет и упомянуть, что ныне число католиков в стране и вовсе выше протестантов – 23,7% населения страны против 15,5-20,1% у протестантов, большинство же (50,1%) является в той или иной степени нерелигиозным.

Читайте также:  Синдром увеличения лимфатических узлов у детей

В целом кальвинизм сыграл довольно значимую роль в истории страны, являясь доминирующей религией вплоть до второй половины XX века, и, собственно говоря – являясь религией государственной. Он сыграл важную роль в получении Соединёнными Провинциями независимости, мобилизуя людей на борьбу с испанским владычеством.

Так, видную роль в Нидерландской революции сыграли ”гёзы” – военные отряды милицейского типа, действовавшие как и на суше (лесные гёзы), так и на море (морские гёзы). Именно они стали основой сухопутных войск повстанцев, а морские гёзы, своим удачным захватом Брилле 1 апреля 1572 года, создали базу для отвоевания северной части Семнадцати Провинций. Причём здесь кальвинизм? Всё дело в том, что гёзы были фанатичными реформатами, за что, собственно, и получили своё название – перевод этого слова (”Geuzen”) означает буквально ”нищие”, каковыми они были прозваны за свою приверженность строгой одежде безо всяких украшений, не типичную для той эпохи (вспомним униформу тех же ландскнехтов), но полностью находящуюся в духе учения Жана Кальвина.

В дальнейшем кальвинизм оставался государственной религией страны, влияя на менталитет нидерландского народа, сделав его вплоть до т.н. ”депилляризации” 60-ых годов и, в целом, секуляризации населения, довольно пуританским.

Отдельно стоит отметить и то, что, невольно, он повлиял и на то, что Королевство Нидерланды сегодня являются одной из самых либеральных стран мира. Всё дело в том, что, по мере изменения политических и общественных трендов в XIX веке, католики стали всё больше требовать себе прав, и, неизбежно, этот запрос стал удовлетворяться, что поколебало существование Нидерландов как однозначно протестантской страны, однако неизбежно встал вопрос, что стоит делать дальше. Наиболее полно решение предложил Абрахам Кёйпер – протестантский теолог, основатель движения неокальвинизма, создатель, отколовшейся по консервативным причинам от Голландской Реформатской Церкви, Реформатской Церкви Нидерландов, премьер-министр страны в 1901-1905 годах и основатель Антиреволюционной Партии.

Если вкратце – население страны как бы делилось на несколько страт: консервативных протестантов, консервативных католиков, либералов и социалистов. Каждая из этих страт обладала своими финансируемыми государством (это был самый главный пункт повестки дня Антиреволюционной партии, которого ей в итоге удалось достичь) школами (для либералов и социалистов они были общими – ”общественными”), университетами, профсоюзами и союзами рабочих, газетами, а позже – и радио. И, конечно же, партиями. Эта система привела к формированию определённой терпимости к другому мировоззрению и готовности дать человеку жить так, как он хочет. К слову – финансирование государством религиозных школ действует и до сих пор. Явление это, называемое ”пилляризацией”, к слову, затронуло и Бельгию, с поправкой, к тому же, на разделение страны между фламандской, валлонской и немецкой частями. Кто хочет посмотреть более подробно, но, к сожалению, на английском языке, без версии на русском – может открыть в Википедии статью ”Pilarisation”, больше и с подробностями расписано там довольно хорошо.

Упомянуть стоит и Бельгийскую революцию 1830 года – отделение южных провинций Объединённого Королевства Нидерландов, полученных Амстердамом по итогом Венского конгресса 1815 года, во многом было вызвано религиозными причинами, хотя и во многом – причинами языковыми, доминированием французского языка в Валонии и, до процесса урбанизации, городах Фландрии. Тем не менее, как уже было показано выше, даже в оставшихся Нидерландах католики составляли значимую долю населения и никуда особо не торопились отделяться, видимо, сказалось долгое пребывание в составе одного государства (большинство территорий будущей Бельгии, пусть и называясь Нидерландами, были под контролем Габсбургов).

Так что, подводя итог всему вышесказанному, кальвинизм довольно сильно повлиял на Нидерланды и сыграл свою роль в истории этой страны. Он сыграл огромную роль в получении страной независимостьи и её дальнейшем общественном пути, повлияв, в частности, на её теперешний общественный уклад. Однако не стоит забывать, что им история Нидерландов, в том числе во время Революции и после получения независимости, не ограничивалась. Без чёткого осознования этого её понимание будет довольно сильно некорректным и неполным.

Прочитать ещё 2 ответа

Это правда, что психоанализ Зигмунда Фрейда был ложью?

Психолог, сертифицированный гештальт-терапевт. Telegram: @introvert172
А ещё я…

Неправда. Фрейд описывал и общал свои наблюдения. К его теории действительно есть много вопросов по поводу её научности – например, она не проходит по критерию фальсифицируемости (нельзя найти ситуации, которые бы не укладывались в эту теорию). Но называть его труды “ложью” нет ни малейших оснований.

Прочитать ещё 1 ответ

Как живут люди с синдромом Аспергера в России?

Моему брату сейчас 10 лет. Изначально, в 3 года ему поставили аутизм, после чего родители и родственники плотно взялись за него и на следующих посещения врачей уже продиогназировали синдром Аспергера.

По поводу его жизни. Нельзя назвать её лёгкой, общение в социуме даётся не легко, особенно с детьми своего возраста. Он часто задумывается и уходит в себя и для того, чтобы он слушал тебя дальше нужно его как бы “разбудить” и нужно делать это достаточно часто, из-за этого нередко происходят конфликты с его сверстниками. Учиться он может только в частной школе, по причине того, что с ним там могут заниматься индивидуально, либо же в маленьком количестве других детей.

Если задуматься насколько тяжело ему будет в будущем то, без сомнения, можно сказать, что тяжелее, чем здоровым людям, хотя бы по причине того, что ему придётся заставлять себя концентрироваться на окружении, а не уходить в себя, ему нужно будет научиться общаться и контактировать с окружением, иначе люди просто не смогу принять его, куда бы то ни было.

Прочитать ещё 1 ответ

Источник