Синдром красной шапочки в психологии
Жил-был в Америке такой психолог и психиатр Эрик Берн, изобретатель “трансакционного анализа”. Зачитываюсь его книгами. Предлагаю вам познакомиться с тем, как же он видит сказку о Красной Шапочке с точки зрения психиатра. Несмотря на то, что в статье есть несколько непонятных терминов, в целом она очень интересна и вполне читабельна. Итак…
Красная Шапочка (КШ) – сказка
Жила-была милая маленькая девочка по имени Красная Шапочка (КШ). Однажды мать послала ее отнести бабушке пирожок и горшочек масла. Путь пролегал через лес, где она встретила соблазнителя – волка. Девочка показалась ему лакомым кусочком. Волк уговорил ее погулять в лесу, погреться на солнышке и собрать цветы для бабушки. Пока девочка развлекалась в лесу, волк отправился к бабушке и съел старую леди. Когда девочка наконец прибыла, волк, притворившись бабушкой, попросил ее прилечь рядом на кровать. Девочка вскоре усомнилась, что перед ней действительно старая леди. Тогда волк съел Красную Шапочку, очевидно не прожевывая. Но потом пришел охотник и спас девочку, разрезав волку живот и заодно освободив бабушку. Затем Красная Шапочка помогла охотнику набить волчий живот камнями. Согласно другим версиям, девочка звала на помощь и охотник убил волка топором в тот момент, когда волк собирался съесть Красную Шапочку.
Перед нами опять разыгрывается сцена похищения. Могучее животное завлекает девочку обманным путем. Волк любит есть детей, но вместо девочки в его животе оказываются камни. С точки зрения специалиста эта история вызывает целый ряд интересных вопросов. Он принимает ее на веру целиком, вместе с говорящим волком, хотя с таковым никогда не сталкивался. Но, размышляя о случившемся, он гадает: “Что все это может означать?” и “Что представляют собой люди, с которыми это могло случиться?”
Разбор сказки психиатром и психологом Эриком Берном.
…Однажды мать послала Красную Шапочку отнести пирожок бабушке, которая жила за лесом. По дороге девочка встретила волка. Вопрос: какая мать пошлет маленькую девочку в путь через лес, где водятся волки? Почему она не отнесла еду сама или не пошла с дочерью? Если бабушка столь беспомощна, почему мать позволяет ей жить одной в отдаленной хижине? Но если уж девочке обязательно надо было идти, то почему мать не запретила ей останавливаться и заговаривать с волками? Из истории ясно, что Красная Шапочка не была предупреждена о возможной опасности. Ни одна настоящая мать не может быть в действительной жизни столь беспечной, поэтому создается впечатление, будто мать совсем не волновало, что произойдет с дочерью, или она решила от нее избавиться. В то же время едва ли найдется другая такая же бестолковая маленькая девочка. Как могла она, увидев волчьи глаза, уши, лапы и зубы, все еще думать, что перед ней её бабушка? Почему она не бросилась бежать из дома? И кем же она была, если потом помогала набивать волчий живот камнями! В любом случае всякая добрая девочка после разговора с волком не стала бы собирать цветочки, а сообразила бы: “Он собирается съесть мою бабушку, надо скорее бежать за помощью”.
Даже бабушка и охотник не свободны от подозрений. Если посмотреть на эту историю как на драму с участием реальных людей, причем увидеть каждого со своим собственным сценарием, то мы заметим, как аккуратно их личности сцеплены друг с другом.
1. Мать, видимо, стремится избавиться от дочери с помощью “несчастного случая“, чтобы в конце истории разразиться словами: “Hy разве это не ужасно! Нельзя даже пройти по лесу без того, чтобы какой-нибудь волк…”.
2. Волк, вместо того чтобы питаться кроликами и прочей живностью, явно живет выше своих возможностей. Он мог бы знать, что плохо кончит и сам накличет на себя беду. Он, наверное, читал в юности Ницше (если может говорить и подвязывать чепец, почему бы ему его не читать?). Девиз волка: “Живи с опасностью и умри со славой”.
3. Бабушка живет одна и держит дверь незапертой. Она, наверное, надеется на что-то интересное, чего не могло бы произойти, если бы она жила со своими родственниками. Может быть, поэтому она не хочет жить с ними или по соседству. Бабушка кажется достаточно молодой женщиной – ведь y нее совсем юная внучка. Так почему бы ей не искать приключений?
4. Охотник – очевидно, это тот спаситель, которому нравится наказывать побежденного соперника с помощью милой маленькой особы. Перед нами явно подростковый сценарий.
5. Красная Шапочка сообщает волку, где он может ее снова встретить, и даже залезает к нему в постель. Она явно играет с волком. И эта игра заканчивается для нее удачно.
В этой сказке каждый герой стремится к действию почти любой ценой. Если брать результат таким, каков он есть на самом деле, то все в целом – интрига, в сети которой попался несчастный волк: его заставили вообразить себя ловкачом, способным одурачить кого угодно, использовав девочку в качестве приманки. Тогда мораль сюжета, может быть, не в том, что маленьким девочкам надо держаться подальше от леса, где водятся волки, а в том, что волкам следует держаться подальше от девочек, которые выглядят наивно, и от их бабушек. Короче говоря: волку нельзя гулять в лесу одному. При этом возникает еще интересный вопрос: что делала мать, отправив дочь к бабушке на целый день?
Если читатель увидит в этом анализе цинизм, то советуем представить себе Красную Шапочку в действительной жизни. Решающий ответ заключается в вопросе: кем станет Красная Шапочка с такой матерью и с таким опытом в будущем, когда вырастет?
P.S А вот кем станет Красная Шапочка в жизни, вы узнаете ниже, из следующего поста.
Источник
Возможен ли окончательный анализ сказки, есть ли единственно правильное понимание смысла сказок, мифов, легенд, притч? Вопрос не простой. Главное — обогащать свой взгляд, понимание сказки разными точками зрения. Давайте прямо сейчас и обогатим свое понимание сказки разными трактовками. Возьмем всем известную историю о Красной Шапочке и рассмотрим ее с точек зрения основных психологических школ.
Что могли бы найти в этой истории последователи Зигмунда Фрейда?
Во-первых, ситуацию проявления либидо, связанную с достижением девочкой половой зрелости. Красная шапочка — символ первой менструации. Идущая по лесу девушка в красной шапочке как бы заявляет всем: «Посмотрите, я достигла половой зрелости и готова к началу интимной жизни!» Либидо Красной Шапочки «ищет приключений».
Во-вторых, стремление отделиться от тела матери. Красная Шапочка игнорирует предупреждение об опасности, стремясь быстрее познакомиться с Волком. Волк символизирует мужскую фигуру. Таким образом мать предупредила дочь об опасности взаимоотношений с мужчиной. Но дочь, стремясь стать женщиной и тем самым отделиться от тела матери, сама идет прямо к Волку в пасть. Так соотносятся между собой тенденции либидо и мортидо (стремление к удовольствию и стремление к смерти).
В-третьих, конфликт Ид и Супер-Эго при слабо развитом Эго. Красная Шапочка одержима Ид, поэтому игнорирует наставления Супер-Эго, в результате чего попадает в травматичную ситуацию. То, что она оказывается съеденной Волком, представляется наказанием Супер-Эго.
В-четвертых, указание на «женский шовинизм». В конце истории Красная Шапочка проявляет инициативу и наполняет брюхо Волка камнями, символизирующими неспособность мужчины «быть беременным». Дело в том, что Волк, съев бабушку с внучкой, как бы «стал беременным», правда, «разродился» он в результате «кесарева сечения», произведенного лесорубами. За что и был наказан «новорожденными».
Что же можно увидеть в истории о Красной Шапочке с высоты юнгианского анализа?
Конечно же, проявление основных архетипов, выделенных К.-Г. Юнгом: Анимы, Анимуса, Персоны, Тени, Самости. Красная Шапочка символизирует юную незрелую Аниму, активно стремящуюся к приобретению опыта, взрослению. Волк в этом случае может предстать в качестве Анимуса, наполненного дикой, инстинктивной, агрессивной энергией. В какой-то момент Анимус поглощает героиню, обретая доминирующее положение. Но героиня справляется с этой ситуацией и становится опытнее, взрослее.
В то же время Волк — это проявление Тени. Сначала героиня поддается ее влиянию, но потом ей приходится вступить в борьбу с собственной теневой природой и победить ее. Все это говорит в пользу личностного роста.
В любом случае, незрелая душа должна пройти испытание, инициацию, чтобы стать взрослой.
Если мы посмотрим на эту же историю с позиции бихевиорального подхода, мы сможем оценить эффективность поведения героев сказки. Чего хотела Красная Шапочка? Допустим, приключений. Она их получила? Несомненно! Следовательно, в общем случае, ее поведение эффективно. Однако с точки зрения решения героиней оперативных задач ее реакции и стиль можно подвергнуть критике. Например, неужели взрослая девушка не в силах отличить бабушку от переодетого Волка? Зачем она заигрывает с ним, вместо того чтобы убежать и позвать на помощь? То есть в этих случаях героиня демонстрирует не самый правильный способ реагирования.
А Волк, насколько эффективен он? Надо сказать, что его поведение не выдерживает критики, хотя бы даже потому, что в результате он дает себя убить. Если он хотел съесть и Бабушку и Красную Шапочку, то зачем ему нужно было переодеваться в бабушку? Логичнее было бы подстеречь девушку у входа в дом и утащить в лес прежде, чем она успеет позвать на помощь. Словом, неэффективный Волк имеет все показания для психокоррекционной работы.
Интересным аспектом для анализа этой сказки с точки зрения когнитивно-поведенческого подхода является тема влияния и противостояния влиянию. Какие способы влияния использует Волк? Манипуляцию и целенаправленное нападение. Искусна ли Красная Шапочка в демонстрации цивилизованного противодействия нападению и манипуляции? Использует ли она техники информационного диалога, психологической самообороны или хотя бы цивилизованную конфронтацию? Судя по ее поведению, это происходит крайне неумело и, скорее всего, неосознанно. Поэтому не удивительно, что она, не сумев противостоять манипуляции Волка, подвергается (вслед за Бабушкой) целенаправленному нападению и оказывается в брюхе у варвара. В таком свете смысл сказки приобретает дополнительный оттенок: «Варвару и манипулятору — варварская смерть».
Если мы посмотрим на эту же историю с позиции гуманистического подхода А. Маслоу, то нам предстоит найти актуализированные у героев потребности и оценить степень их самоактуализированности. Понятно, что у Волка актуализированы лишь низшие потребности, поэтому сам актуализированным персонажем его назвать сложно. Он даже еще не встал на этот путь. У таких несамоактуализированных личностей путь один… под топор к дровосеку или «на свалку истории».
У Красной Шапочки актуализированы более «высокие» потребности: принадлежности и любви, самоуважения, потребности в знаниях и эстетические потребности. Фактически, она стоит на пути самоактуализации, поэтому и побеждает Волка. Вот так более высокоорганизованные личности побеждают существ с варварским сознанием! Как в сказке.
Возможно, затевая интригу с Волком, Красная Шапочка испытывает себя, старается максимально раскрыть имеющиеся у нее способности. Все это говорит о ней как о личности, стремящейся к самоактуализации.
Сказкотерапевт немедленно бросится искать в истории о Красной Шапочке жизненные уроки. И, конечно, найдет их — и не один, а несколько. Например, для юных девушек и их родителей.
Во-первых, история о Красной Шапочке учит родителей развивать у детей самостоятельность и в нужный момент «отпускать» их. Кому-то мать Красной Шапочки покажется недалекой, безответственной женщиной. Действительно, как это можно отправить девочку одну в лес, зная, что она может угодить в лапы к волку?! Тем не менее мудрость родителей заключается в том, чтобы вовремя «отпустить» ребенка, дать ему право на ошибку, на самостоятельный поиск, поддержать его родительским благословением.
Во-вторых, она учит родителей выбирать адекватную форму для обучения детей жизни и предупреждения их об опасностях и «ловушках». Если Красная Шапочка слишком легко отнеслась к предупреждению матери, значит, та что-то сделала не так, не нашла к дочери подхода.
В-третьих, эта история, в качестве еще одного урока для родителей, иллюстрирует идею «запретного плода». Чем больше мы запрещаем детям в директивной форме, чем больше мы игнорируем их склонность к исследованию запретного и испытанию себя, тем травматичнее могут быть последствия их поступков. Что могут родители? Принять, наконец, тот факт, что юная душа склонна к экспериментам с «запретным». Это естественно.
Если бы мать Красной Шапочки сказала ей: «Милая доченька! Тебе предстоит перейти через лес, в котором, как ты знаешь, живет Волк. И я, и другие люди все время говорят о его опасности. Не исключено, что это обстоятельство вызывает в тебе любопытство. Наверняка, тебе самой интересно проверить, правду ли говорят люди. Твое любопытство совершенно естественно и говорит о твоем стремлении познать новое, приобрести опыт и дать Волку свою собственную оценку. Если ты поймала себя на таких чувствах, — следуй своей интуиции, и у тебя все получится. Я знаю, ты сумеешь вовремя распознать коварство Волка, особенно, когда он на миг покажется тебе довольно обаятельным и не лишенным чувства юмора. Я уверена, что ты никогда не позволишь Волку одурачить или переиграть себя, — ведь ты очень умна и способна. Я также знаю, что если даже Волк тебя обидит, ты сумеешь себя защитить, найти выход из сложного положения. Я верю в тебя, моя девочка! Вот твоя корзинка, и пусть ведут тебя по дороге Здравый смысл, Вера и Легкость!» Мудрая мать проговорила чувства, стремление и состояние дочери и дала ей благословение. В этом случае можно предполагать, что события сказки сложились бы иначе. Но об этом была бы другая история.
В-четвертых, история о Красной Шапочке иллюстрирует сюжет встречи девушки с Мужчиной-хищником и раскрывает сценарий подобных взаимоотношений. Об этом мы подробнее поговорим с вами в разделе о женских архетипических сюжетах.
А какая интерпретация ближе вам? Статья подготовлена по материалам книги Т.Зинкевич-Евстигнеевой «Тайный шифр женских сказок».
Источник
Здравствуйте, дорогие друзья.
Сегодня у нас очень интересная, на мой взгляд, тема…
Ну кто не знает сказку про красную шапочку? Милую, заботливую девушку, которая понесла бабушки пирожки.
Однако, как это часто бывает, мы редко задумываемся о сути вещей. Особенно тех вещей, которые знаем с детства. Они не подвергаются критике и сомнениям.
К слову сказать – такое явление в психологии называется интроекция.
Это убеждение, которое настолько давно и крепко в нас сидит, и которое при этом не подвергалось анализу. Ну например, от девушки часто можно услышать утверждение:
– Замуж надо выйти до 20 лет.
И если вы спросите её почему именно до 20…? Она, скорее всего, задумается и скажет: “Ну… так надо”.
Так надо, потому что ей в детстве эту мысль внушила мать. В то время, когда у девушки еще не было развито критическое мышление. У многих оно кстати и к 50 не развивается…
Также и со сказками. Мы все их знаем, но редко смотрим в суть.
Я предлагаю вам рассмотреть эту сказку с точки зрения Эрика Берна, основателя транзактного анализа, о котором я упоминал в этой статье.
Представьте, что вы никогда ранее не слышали сказку про красную шапочку. И сейчас слушаете её в первый раз, и пытаетесь трезво посмотреть на происходящее…
Итак, поехали… 🙂 И для начала краткий пересказ сказки.
«Жила-была прелестная маленькая девочка, звали ее Красная Шапочка, и однажды мама послала ее в лес отнести бабушке пирожок. По дороге она встретила соблазнителя-Волка, которому она показалась лакомым кусочком. И он посоветовал ей вместо того, чтобы идти с серьезным видом — резвиться, петь и рвать цветочки. Сам он тем временем отправился к домику бабушки и съел старую леди. Когда подошла Красная Шапочка, он заявил, что он и есть ее бабушка, и предложил лечь с ним рядом. Так она и сделала. И сразу же обнаружила в его внешности много странностей, которые заставили ее усомниться, действительно ли это старая леди. Сначала он попытался успокоить ее, а потом съел (точнее, проглотил, не разжевывая). Пришел охотник и освободил ее, вспоров волку брюхо, а заодно выпустил и бабушку. После этого Красная Шапочка радостно помогла охотнику набить волчье брюхо камнями. В некоторых вариантах Красная Шапочка зовет на помощь, и охотник убивает волка ударом топора, в последнюю минуту спасая ее от злодея, собиравшегося ее съесть».
Сюжет прост и понятен. Теперь давайте задавать вопросы.
Как известно – вопросы это основа научного подхода и критического мышления.
Итак…
В начале сказки нам сообщается что мать без памяти любила свою дочку. Ок, допустим.
“Однажды мама Красной Шапочки послала ее в лес отнести еду бабушке, и по дороге девочка встретила Волка”
И даже эта практически первая фраза – заставляет нас задуматься над множеством вещей!
Внимание вопрос! Точнее сразу несколько вопросов.
Кто-нибудь из вас пошлёт свою дочку одну в большой город лес? Во-первых, там можно заблудиться. Во-вторых, судя по всему, в лесу водятся мужчины-соблазнители волки, о чем мама не могла не знать! В третьих, Красная Шапочка даже не была предупреждена о том что её могут завлечь,соблазнить,изнасиловать в лесу есть волки.
Также вызывает вопрос – а почему, собственно, бабушка – старый, пожилой человек, живёт одна в лесу? А не с дочкой и внучкой?
Наконец, почему бы маме самой не пойти с дочкой? Это было бы безопаснее, да и свою маму не грех проведать. Ни одна мама не может быть настолько глупа, чтобы не понимать всей опасности этой ситуации!
Похоже на то что мама сначала технично сплавила бабку, а теперь хочет избавиться от дочери. И чем она вообще занимается когда остаётся одна…?!
Ну ладно. Ок.
Идёт значит девушка по лесу, и встречает серого волка.
При этом она не просто не осознает всей опасности, но и тут же назначает свиданку у бабушке на хате сообщает ему где он сможет встретить её вновь.
Как в анекдоте…
Действие происходит в театре. И неожиданно мужчина опустил руку на колено сидящей рядом женщины. И она вскрикивает:
– Мужчина, немедленно уберите свою руку, считаю до пяти тысяч!
Понимаете, да?:)
Теперь снова вопросы к бабушке…
Она живёт одна в лесу и… не запирает дверь? Как то легкомысленно, для пожившего человека. А может бабушка еще молода, и жаждет
сексуальных приключений общения с уставшим путником? Возможно, она поэтому и не живёт с родственниками…?!
Волк её сожрал конечно, лег в кровать, и притворился бабушкой.
И тут приходит КШ.
Сразу заметно – она явно играет с волком. Думаю, вам знакомы подобные игры…
– Поехали ко мне!
– Ой, а что мы будем?
– Кино посмотрим, а ещё покажу тебе своего дракона!
– А у тебя и дракон есть?
– Ага…
– А он огонь извергает?
– Конечно. Живительный белковый огонь…
– Ой, как интересно!
Ну не настолько же она тупая чтобы не видеть что это не бабушка! Она играет с ним и даже ложится к нему в постель…
Он конечно, воспользовался ситуацией и переспал съел её.
На счастье мимо проходил герой-спаситель охотник. А в некоторых вариантах… охотникИ…
Онубивает волка и спасает обеих. И КШ при этом, еще помогает набить брюхо волка камнями… Она реально отбитая на всю голову!
Мы каждому дали определенную характеристику, но что насчёт волка?
Волк, явно переоценивает свои силы. Вероятно, он читал Ницше, а может переобщался с АУЕшниками потому что его девиз по жизни “живи красиво, умри молодым”.
Более того – если вдуматься – волк это главная жертва. Его окрутили, заставили думать что он всех перехитрил, поверить в себя… А потом жестоко от него избавились. какой целью – неясно. Но похоже на заранее спланированную, хорошо продуманную акцию против волка. И мораль сей басни не в том что девочкам надо опасаться волков. А совсем наоборот. Не надо связываться с “маленькими, глупенькими девочками”.
Ну а теперь самый главный вопрос!
Сказки это всегда отражение некоей реальности. Она ложь, да в ней, как известно, намёк. Кто такая КШ в реальной жизни?
Скорее всего, речь идет о маленькой девочке, которую соблазнил дедушка. Который делал это неоднократно, и это стало очень ярким событием в жизни маленькой девочки.
Маме она об этом не сказала… И зачастую притворялась очень глупой, как будто не понимала что происходит.
Во взрослой жизни – это девушка часто выполняет различные поручения. Иногда, даже устраивается на такую работу. Она тихая, незаметная… её жизнь проходит скучно, кроме тех моментов когда находится очередной волк-соблазнитель, с которым она может поиграть в игру, описанную выше. Она жаждет этой игры и ждёт её. Уверен, вы вспомните такой типаж среди своих знакомых.
Возможно даже что потом, они вместе с мамой сидят и с наигранным ужасом обсуждают: “Ах какие страшные времена… бедным девушкам шагу ступить нельзя, чтобы не быть оттра… эээ… соблазненной каким-нибудь проходимцем!”
Ну а если она доходит до психотерапевта, то почти всегда соглашается с тем что напоминает красную шапочку. И в её гардеробе всегда есть что-то красное…
А на этом всё. Спасибо за внимание, и чисто мужской совет для стаи… Остерегайтесь КШек:)
Источник