Синдром нарушений высших психических функций

Синдром нарушений высших психических функций thumbnail

Высшие психические функции, также именуемые когнитивные способности личности – сложные по структуре и организации психофизиологические феномены. Процессы высшей психической деятельности не являются результатом генетического наследия человека. Они не даны от рождения, а формируются пожизненно и являются следствием индивидуального опыта человека. Их происхождение и развитие обусловлено культурными и социальными факторами.

высшие психические функции

Все виды когнитивных способностей человека не существуют изолированно: они системно связаны друг с другом. Особенность высших психических функций: возможность и необходимость сознательного управления ними.

По современным представлениям, когнитивные способности человека базируются на простой условно-рефлекторной деятельности мозга. Это подтверждает тот факт, что любой психический процесс неоднородный по структуре. Он протекает в двух взаимосвязанных плоскостях: на природном (натуральном, непроизвольном, биологическом) пласте и на приобретенном (высшем, произвольном, культурном) уровне.

С помощью высших психических функций человек осуществляет рациональное познание окружающей действительности и целенаправленно взаимодействует с внешним миром. Когнитивные способности обеспечивают восприятие информации, проводят обработку, синтез и анализ данных, дают возможность запоминать, хранить и воспроизводить сведения. Благодаря высшим психическим функциям субъект может обмениваться информацией, отбирать требуемые факты для построения жизненной стратегии, осуществлять избранную программу действий.

Виды высших психических функций

Высшими психическими функциями являются следующие когнитивные способности человека:

  • речь;
  • праксис;
  • гнозис;
  • память;
  • внимание;
  • интеллект.

Речь

Речь – исторически сформированный вид коммуникации и взаимодействия в человеческом сообществе посредством языковых конструктов, которые создаются и применяются согласно установленным канонам. Речевые способности подразумевают два процесса. Первый из них носит название экспрессивная речь, что представляет собой формирование, формулирование и изложение личных мыслей с помощью языковых средств. Второй процесс именуется импрессивная (сенсорная) речь, характеризующаяся способностью человека воспринимать слышимые и видимые языковые конструкции, понимать значение символов устной и письменной речи.

Праксис

Праксис – существующие у индивидуума практические навыки целенаправленной двигательной активности, возникшие в результате личного опыта и благодаря полученному профессиональному образованию. Такие способности приобретаются и накапливаются в течение всей жизни человека. Праксис включает огромное количество простых и сложных регулярно осуществляемых субъектом двигательных программ. Примерами двигательной активности выступает и навык ходьбы, который усваивает ребенок к одному году жизни, и сложные профессиональные акты, например, сборка агрегата в определенном алгоритме действий. Проведение сложных видов двигательной активности обеспечивает правильная последовательность сокращения мышц скелетной мускулатуры. Выполнение сложных актов обеспечивает поступающая информация от проприоцепторов и воспринимаемые речевые сигналы.

Гнозис

Гнозис – когнитивная способность человека, обеспечивающая возможность синтеза простых сигналов от сенсорных систем в целостные зрительные, слуховые или тактильные образы. Гнозис обеспечивает восприятие информации любой модальности и дает возможность из разнородных сигналов составить цельную картину. Благодаря этой высшей психической функции индивид не только видит какой-то объект, но и узнает его и выделяет из ряда других предметов благодаря слаженной работе отдельных анализаторов и извлечения требуемой информации из памяти.

Память

Память – способность субъекта усваивать из жизненного опыта сведения, сохранять информацию о явлениях окружающего мира и возникших реакциях организма на произошедшие события, многократно воспроизводить и использовать сохраненные данные для решения возникающих задач. Эта когнитивная способность также позволяет при необходимости дополнять и изменять запомненные сведения.

Проведенные исследования установили три стадии формирования памяти человека, каждой из которых соответствует определенный вид: сенсорная, кратковременная и долговременная память. В сенсорной памяти сберегаются сведения, полученные от органов чувств при воздействии на них определенных стимулов. Продолжительность сохранения информации минимальная: на время присутствия раздражителя, что не превышает 0,5 секунды. В кратковременной памяти усвоенные данные сберегаются не более двадцати секунд. Если не происходит повторения информации, то сведения разрушаются под воздействием вновь получаемых данных. В долговременной памяти усвоенные данные сберегаются пожизненно.

Внимание

Внимание – сознательная функция, подразумевающая избирательное направление восприятия на определенный предмет или явление. С помощью этой высшей психической функции происходит поиск и обнаружение сигнала с последующим сохранением бдительности и отождествлением полученной информации. Внимание включает в себя два компонента: непроизвольный вид и произвольный тип. Благодаря непроизвольному вниманию происходит адекватное и своевременное восприятие стимулов окружающего мира. Посредством произвольного внимания человек фокусирует психическую активность для достижения установленной цели.

Интеллект

Понятие интеллекта подразумевает способности индивидуума к рациональному познанию окружающей действительности. Эта функция высшей психической деятельности обеспечивает адаптацию человека к вновь открывшимся условиям, позволяет обучаться, понимать информацию и запоминать полученные сведения. Благодаря интеллекту человек способен применять усвоенные концепции на практике, может проводить анализ и синтез информации, готов делать какие-то умозаключения. По своей сути интеллект – совокупность всех функций высшей психической деятельности.

Читайте также:  Синдром поликистоза яичников чем лечить

Нарушения высших психических функций

Под нарушениями высших психических функций подразумевают ухудшение памяти, снижение способностей к целенаправленному вниманию, речевые расстройства, ухудшение работоспособности мозга в целом и иные когнитивные дефекты. Когнитивные нарушения противопоставляются исходному уровню умственных способностей, который различен у разных людей.

Нарушения высших психических функций у детей и взрослых принято подразделять на три категории в зависимости от тяжести возникших дефектов: на легкие, умеренные и тяжелые расстройства. Определение тяжести нарушений происходит путем диагностики с использованием различных психометрических шкал.

  • При легких нарушениях высших психических функций показатели когнитивных способностей человека фиксируются в диапазоне среднестатистической нормы для конкретной возрастной группы. При легких нарушениях допускаются также незначительные отклонения значений в ту или иную сторону. Особенностью расстройств, протекающих в легкой степени тяжести – сохранение у больного критической оценки своего состояния: пациенты осознают факт ухудшения их умственных возможностей по сравнению с исходным уровнем. Как правило, такие больные сильно обеспокоены произошедшими с их когнитивной сферой изменениями. Они осознанно и целенаправленно описывают свои жалобы врачу. Однако произошедшие с ними перемены не доставляют хлопот и не притягивают внимание окружающих. Легкие нарушения высших психических функций не влияют на привычный образ жизни и не создают каких-либо затруднений в самообслуживании. Согласно проведенным обследованиям больных неврологического профиля легкие нарушения определяются у 40% пациентов. Также статистика указывает, что от когнитивных расстройств легкой степени тяжести страдает не менее 20% лиц пожилого и преклонного возраста.
  • Основанием для констатации расстройств высших психических функций средней тяжести являются результаты обследования, при которых показатели умственной работоспособности выходил за допустимые пределы для конкретной возрастной нормы. Однако умеренные нарушения не приводят к дезадаптации больного, не ограничивают его самостоятельность, независимость и дееспособность. Человек с такой проблемой самостоятельно указывает на возникшие у него трудности. Он жалуется на быструю утомляемость при осуществлении умственной деятельности, указывает на трудности с запоминанием и воспроизведением информации, описывает ухудшение способностей к восприятию новых учебных сведений. Также ухудшение когнитивных возможностей становится заметным окружающим. При умеренных расстройствах особа утрачивает возможность проведения сложных видов интеллектуальной активности. Распространенность расстройств высших психических функций умеренной степени тяжести среди людей пожилого и преклонного возраста превышает планку в 15%. При этом у половины пациентов, имеющих проблемы неврологического профиля, фиксируется снижение когнитивного потенциала.
  • Тяжелые нарушения высших психических функций – сложные необратимые расстройства, при которых субъект утрачивает способность к самообслуживанию, утрачивает возможность адаптации в социуме и нуждается в помощи окружающих. При тяжелых расстройствах происходит распад психических функций, определяется стойкое ухудшение познавательной деятельности, утрата ранее приобретенных знаний, неспособность на практике использовать усвоенные навыки, отсутствие способностей к усвоению новой информации.

Причины нарушения высших психических функций

Описано несколько десятков отдельных, самостоятельных форм болезней, в клинической картине которых присутствуют нарушения высших психических функций. Такими нозологическими единицами являются как первичные патологии мозга, так и разнообразные соматические заболевания, болезни нервной системы, психотические расстройства, при которых наблюдается ухудшение когнитивных способностей человека.

Причиной нарушения высших психических функций могут быть дегенеративные заболевания нервной системы – обширная группа недугов, которые вызваны процессом прогрессирующей гибели нейронов, напрямую не связанным с установленными внешними агентами или внутренними факторами. Спровоцировать когнитивные нарушения могут следующие нейродегенеративные заболевания:

  • сенильная деменция альцгеймеровского типа, ключевой особенностью которой являются накопление амилоидных бляшек и нейрофибриллярных клубков в тканях головного мозга;
  • деменция с тельцами Леви, характеризующаяся развитием признаков паркинсонизма, появлением отягощающихся когнитивных нарушений, возникновением рецидивирующих визуальных галлюцинаций, существенным перепадом в течение суток уровня интеллектуального потенциала;
  • фронтотемпоральная дегенерация – наследственная патология, носящая нерегулярный характер, при которой поражаются лобные и височные доли;
  • кортикобазальная дегенерация – спорадическая болезнь нервной системы с доминантным поражением лобно-теменной покрышки и черного вещества, для которой характерно скопление в нейронах гиперфосфорилированного тау-белка;
  • болезнь Паркинсона – болезнь, вызванная постепенным отмиранием двигательных нейронов, продуцирующих дофамин;
  • прогрессирующая надъядерная офтальмоплегия – недуг, характеризующийся отсутствием произвольных содружественных движений глаз в горизонтальной или вертикальной плоскости;
  • болезнь Гентингтона – генетическое заболевание, проявляющееся сочетанием прогрессирующего хореического гиперкинеза и психотических расстройств.
Читайте также:  Дети с синдромом дауна в минске

Очень часто причиной нарушения высших психических функций являются сосудистые патологии и дефекты головного мозга, которые развились из-за острых или хронических сбоев в мозговом кровообращении. Причиной ухудшения когнитивных способностей человека могут быть:

  • ишемический инсульт, сопровождающийся размягчением участка мозговой ткани – инфарктом мозга;
  • мультиинфарктное состояние, представляющее собой множественные небольшие инфаркты в белом веществе полушарий головного мозга, внутренней капсулы, оснований вентральной части заднего мозга;
  • хроническая церебральная ишемия, вызванная постепенным ухудшением кровоснабжения головного мозга с нарастающими различными изъянами в его работе;
  • геморрагический инсульт – кровоизлияние в вещество мозга в результате разрыва кровеносных сосудов.

Причиной нарушения когнитивных функций являются дисметаболические энцефалопатии – диффузное поражение структур черепной коробки, являющееся следствием нарушений обмена веществ при различных заболеваниях висцеральных органов. Ухудшение когнитивных нарушений наблюдается при гипоксической, печеночной, почечной, гипогликемической энцефалопатии. Еще одна вероятная причина нарушения высших психических функций – дефицит в организме тиамина, цианокобаламина, фолиевой кислоты. Угнетение познавательной способности может наблюдаться в результате отравления ядами химического происхождения, как промышленными, так и бытовыми веществами.

Распространенная причина изменений функционирования головного мозга – бесконтрольный прием медикаментов и наркотических веществ. Выраженная когнитивная дисфункция наблюдается при приеме психотомиметических отравляющих веществ, при злоупотреблении холинолитическими средствами. Угнетающее влияние на функционирование нервной системы оказывают барбитураты, обладающие амнестическим действием. Причина нарушения когнитивных способностей – использование высоких доз бензодиазепинов, антипсихотиков, нормотимиков.

Нарушение высших психических функций часто определяется при нижеследующих состояниях:

  • ВИЧ энцефалопатии, определяемой у 15-20% больных СПИДом;
  • синдром кортико-стриоспинальной дегенерации, являющийся основным признаком прионной болезни;
  • панэнцефалиты – воспаление головного мозга, характеризующееся поражением белого и серого вещества;
  • болезнь Бейля – заболевание сифилитического происхождения;
  • рассеянный склероз – хроническая аутоиммунная патология;
  • прогрессирующая дизимунная мультифокальная лейкоэнцефалопатия – демиелинизирующее инфекционное заболевание нервной системы, при котором происходит асимметричное поражение головного мозга, инициированное активацией вируса JC (полиомавируса человека 2).

Ухудшение когнитивных способностей человек может быть результатом или отдаленным последствием травм черепной коробки. Нарушение высших психических функций определяется при доброкачественных или злокачественных новообразованиях головного мозга. Еще одна причина угнетения функционирования мозга – разнообразные ликвородинамические нарушения, обусловленные нарушением секреции, резорбции и циркуляции цереброспинальной жидкости.

Если причиной ухудшения высших психических функций выступают нарушения метаболизма, то при устранении провоцирующего фактора когнитивные способности человека восстанавливаются до нормального состояния. Однако при большинстве хронических сосудистых и прогрессирующих дегенеративных заболеваний головного мозга нарушения психических функций носят необратимый характер.

Источник

Раздел 7. Психосоматические расстройства.

. . .

1.5. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.

В соответствии с теорией системной динамической организации высших психических функций, при локальных поражениях головного мозга нарушается не какая-то одна психическая функция, а их совокупность, составляющая единый нейропсихологический синдром. Под последним А. Р. Лурия предложил рассматривать закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением определенного фактора /22/. Целью синдромного анализа является поиск фактора, который приводит к формированию нейропсихологического синдрома. А под фактором понимают те физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых структурах /22, 41/. Нарушение этих факторов и является непосредственной причиной нарушения работы всей функциональной системы, обеспечивающей ту или иную психическую функцию.

Синдромный анализ в нейропсихологической практике опирается на следующие положения:

– необходимость качественной квалификации возникших нарушений психических функций. Качественный анализ предполагает определение формы нарушения психической функции, ответ на вопрос – какой характер носит дефект и почему он появился;

– необходимость анализа и сопоставления первичных дефектов, непосредственно связанных с нарушенным фактором, и вторичных расстройств, которые возникают по законам системной организации функций. Это сопоставление позволяет уяснить структуру нейропсихологического синдрома в целом и поставить топический диагноз;

– необходимость изучения состава не только нарушенных, но и сохранных ВПФ, поскольку, согласно принципу двойной диссоциации Тэйбера, при любом органическом корковом очаге поражения одни функции нарушаются, а другие остаются сохранными.

Е. Д. Хомская выделяет следующие типы факторов, имеющиеся у взрослого человека /41/.

1. Модально-специфические факторы, связанные с работой различных анализаторных систем (зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной). Материальной основой этих факторов являются вторичные зоны коры больших полушарий, составляющих корковые отделы анализаторов.

2. Модально-неспецифические факторы – связаны с работой неспецифических срединных структур мозга (инертности – подвижности нервных процессов, активации – дезактивации, спонтанности – аспонтанности).

Читайте также:  Синдром ночной еды кто справился

3. Факторы, связанные с работой ассоциативных (третичных) областей коры. Они отражают процессы взаимодействия различных анализаторных систем, а также работу третичных зон – префронтальных и височно-теменно-затылочных зон.

4. Полушарные факторы, связанные с работой левого и правого полушарий мозга. Они характеризуют работу всего полушария в целом и определяют полушарные стратегии работы: преобладание абстрактных или конкретных способов переработки информации, сукцессивной (последовательной) или симультанной (одномоментной) организации высших психических функций, произвольной или непроизвольной регуляции психической деятельности.

5. Факторы межполушарного взаимодействия. Обеспечивают закономерности совместной работы левого и правого полушария мозга, связаны со структурами мозолистого тела.

6. Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых механизмов, обеспечивающих целостную работу всего мозга (кровообращения, лимфообращения, гуморальными, биохимическими процессами) /41/.

Нарушение ВПФ может иметь различные проявления: в форме грубого расстройства функции, в виде ее патологического ослабления или снижения уровня выполнения функции. Основная классификация нейропсихологических синдромов построена по топическому принципу, т. е. на выделении области поражения мозга. В связи с этим их в первую очередь делят на синдромы поражения корковых отделов и синдромы поражения подкорки.

Корковые нейропсихологические синдромы возникают при поражении вторичных и третичных полей коры больших полушарий. В свою очередь их можно разделить на две категории: синдромы, возникающие при поражении задних отделов мозга, и синдромы, связанные с поражением передних отделов больших полушарий.

Нейропсихологические синдромы поражения задних отделов коры больших полушарий имеют общие черты. Их основу составляют гностические, мнестические и интеллектуальные расстройства, связанные с нарушением различных модально-специфических факторов. К ним относят:

– синдромы поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры больших полушарий. Проявляются в нарушении зрительного гнозиса, зрительной памяти, зрительного пространства, а также в нарушении оптико-пространственного анализа и синтеза;

– синдромы поражения зоны ТРО (третичных височно-теменно-затылочных отделов коры). Данные нарушения приводят к трудностям ориентации во внешнем зрительном пространстве, конструктивной апраксии, расстройству наглядных мыслительных процессов;

– синдромы поражения коры теменной области мозга. В основе этих синдромов лежит нарушение модально-специфических кожно-кинестетических факторов (тактильные агнозии, соматоагнозии);

– синдромы поражения конвекситальной (наружной) коры височной области мозга. Их повреждение приводит к нарушению фонематического слуха, слуховой агнозии, амузии;

– синдромы поражения коры медиобазальных (внутренних) отделов височной области коры больших полушарий. Проявляются в виде модально-неспецифических нарушений памяти, сознания и эмоциональной сферы.

Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий также не являются однородными и могут проявляться в виде двух синдромов:

– синдром поражения премоторных отделов коры, связанный с нарушением плавности, автоматизированности, последовательности движений;

– синдром поражения коры префронтальной области мозга. Центральными симптомами здесь являются общие нарушения поведения и изменение личности больного.

Что касается синдромов поражения подкорки, то они изучены недостаточно. Но в литературе есть материал о трех типах нейропсихологических синдромов, связанных с поражением глубоких структур мозга /41/:

– синдромы поражения срединных неспецифических структур мозга, проявляющиеся в виде нарушений памяти, внимания и эмоциональных процессов;

– синдромы поражения срединных комиссур мозга. Проявляются в виде нарушения координации движений, затруднения в назывании предметов, попавших в левое поле зрения, а также в форме дископии – дисграфии;

– синдромы поражения глубинных полушарных подкорковых структур (базальные ганглии). В него входит широкий спектр нарушений, которые характерны для поражения как передних, так и задних отделов мозга.

Синдромный подход к анализу нарушений психических функций при локальных поражениях мозга является основным в современной нейропсихологии. И исследования в этом направлении приносят все более интересные данные об особенностях взаимосвязи мозга и психики.

Контрольные вопросы

1. Объясните, как вы понимаете основные положения синдромного анализа высших психических функций.

2. Что такое нейропсихологический фактор?

3. Какова причина нарушения работы всей функциональной системы?

4. Как связаны анализ первичных дефектов и топический диагноз?

5. Какие нейропсихологические факторы можно выделить у взрослого человека?

6. Как связаны между собой нейропсихологический фактор и нейропсихологический синдром?

7. Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры.

8. Основные проявления нейропсихологических синдромов поражения задних отделов коры.

Психология bookap

9. Механизмы нейропсихологических синдромов, связанных с поражением глубинных структур мозга.

10. Каковы задачи синдромного анализа?

Источник