Синдром односторонних интересов и увлечений наиболее часто наблюдается в
Эти синдромы встречаются преимущественно в подростковом и юношеском возрасте; сверхценные интересы и увлечения односторонние, нередко абстрактные, оторванные от реальности. В зависимости от преобладающей сверхценной деятельности можно выделить 2 основные группы таких синдромов.
В первой группе преобладает сверхценная идеаторная деятельность познавательной направленности: подростки усиленно размышляют о «смысле жизни и предназначении человека», о «сознательных существах и внеземных цивилизациях во Вселенной», о «мировом сознании», пишут трактаты о «вневременной морали», занимаются «разработкой дополнений к теории относительности Эйнштейна», созданием «общей концепции воспитания» или вечного двигателя и т. п. Подобным сверхценным интересам уделяется большая часть времени, часто в ущерб учебе и досугу. Подростки забывают про еду, нередко мало спят, часами роясь в различных энциклопедиях, справочниках, специальной или научно-популярной литературе, исписывая толстые тетради многочисленными цитатами, делая различные сложные выкладки и расчеты. В большинстве случаев они не ощущают утомления, напротив, испытывают большое внутреннее удовлетворение. Все это говорит о важной роли болезненно повышенных влечений в происхождении сверхценных интересов и увлечений.
Интеллектуальная деятельность в одних случаях имеет вид бесплодного «болезненного мудрствования» ,а в других может быть достаточно продуктивной, способствуя обогащению личности.
Среди подростков с синдромами первой группы одна часть отличается тем, что сверхценная деятельность у них в основном не выходит за пределы интеллектуальной сферы. Им свойствен уход в мир внутренних переживаний, они могут часами в одиночестве предаваться размышлениям на занимающие их темы, исписывают кипы бумаги различными заметками, но не проявляют активного стремления к реализации своих мыслей и «проектов», скупо делятся с окружающими своими идеями, не пытаются их отстаивать.
В отличие от таких подростков, которые условно могут быть названы «пассивными» (первая подгруппа), в другой, «активной» подгруппе сверхценные интеллектуальные интересы и увлечения сопровождаются более или менее выраженным стремлением сообщить их окружающим, убедить в правильности своих мыслей, доказать свою правоту, осуществить свои намерения. В различные инстанции, например в научно-иследовательские институты, министерства и ведомства, подростки посылают «проекты» и «планы реформ».
При обоих (пассивном и активном) вариантах сверхценных интеллектуальных интересов и увлечений в высказываниях и письменном творчестве подростков отдельные положения, почерпнутые из учебников, научной и научно-популярной литературы, переплетаются с собственными наивными выводами. Характерен контраст между сложностью увлекающих подростка проблем, с одной стороны, и детской ограниченностью запаса сведений, наивной упрощенностью подходов к их решению и практических «рекомендаций» — с другой.
Описанные односторонние сверхценные интеллектуальные интересы традиционно обозначаются в психиатрической литературе не совсем удачным термином «метафизическая (или философическая) интоксикация».
Вторую группу синдромов сверхценных интересов и увлечений составляют те формы, при которых ведущее положение в структуре синдрома принадлежит аффективно заряженному стремлению к конкретной деятельности, опирающемуся на болезненно усиленное влечение («патологические хобби»). Интеллектуальный, идеаторный компонент представлен слабо и недостаточно разработан. Сверхценные интересы и увлечения такого типа изучены мало и описываются в единичных работах. Мы обозначаем их термином «синдромы сверхценных интересов и увлечений в форме конкретной деятельности».
К этой группе можно отнести усиленные занятия мало распространенными и практически не используемыми в повседневной жизни иностранными языками, чрезмерное увлечение каким-либо видом физических упражнений для достижения определенного физического совершенства. Сюда же относятся так называемое запойное чтение, упорный отказ от мясной пищи в связи с тем, что «только вегетарианская диета дает ясность ума и физическую выносливость», некоторые необычные виды коллекционирования (например, коллекционирование косточек различных плодов, испражнений разных животных, гвоздей разной формы и размеров и т. п.), составление каталогов (названий улиц, маршрутов разных видов транспорта, терминов из определенных областей знания или искусства) и др.
Данную группу расстройств правильнее называть односторонними, сверхценными увлечениями, а не сверхценными интересами. В этих случаях вполне приложим также термин «странные увлечения».
Приведенные примеры сверхценных интересов и увлечений, особенно более или менее конкретных как по содержанию, так и по отношению к ним подростков, весьма близки к сверхценному патологическому фантазированию и некоторым видам сверхценной игровой деятельности в детском возрасте.
Несмотря на сравнительно долгую историю изучения описываемых расстройств, их психопатология, типология и динамика разработаны сравнительно мало и преимущественно в рамках шизофрении пубертатного возраста.
В случаях шизофрении сверхценные интересы и увлечения вызывают особую одержимость, они более аутистичны, вычурны, «заумны», им свойственны формалистический схематизм с резонерством, неологизмами.
Как правило, сверхценные интересы и увлечения непродуктивны. Основному синдрому нередко сопутствуют рудиментарные продуктивные симптомы (фазные аффективные расстройства, гипнагогические галлюцинации, навязчивости, страхи, явления деперсонализации), а также негативные проявления в виде эмоционального притупления, грубости и жестокости по отношению к родителям, отдельных расстройств мышления, снижения продуктивности в учебе и т. д.
Источник
Патологические увлечения, оказываясь в центре духовной жизни подростка, малодоступные критической оценке, напоминают сверхценные идеи. Их даже иногда объединяют с ними общим понятием «сверхценные образования» [Леденев Б. А., 1977]. В. В. Ковалев (1979) при описании синдрома «односторонних интересов и увлечений» разделил их на активные и пассивные. К массивному увлечению он относит метафизическую интоксикацию. Именно в активности, с нашей точки зрения, существенное различие между патологическими увлечениями и сверхценными идеями. Отличие синдрома патологических увлечений от синдрома метафизической интоксикации состоит в том, что при увлечениях деятельность, а не мечтания, фантазии и размышления выступает на первый план.
Отличие патологических увлечений от обычных подростковых хобби определяется наличием хотя бы одной из следующих особенностей.
1) Крайняя интенсивность увлечения, одержимость им. Во имя одного какого-либо увлечения забрасывается все — и учеба, и работа, и обязанности, и обычные развлечения. В жертву ему приносятся отдых, сон, благополучие свое и своих близких. Могут совершаться проступки, даже криминальные действия (например, кража уникальных предметов для пополнения собираемой коллекции), совсем не свойственные личности подростка и которые он никогда бы не совершил, если бы они не были связаны с увлечением.
Эта черта патологических увлечений может наблюдаться как при психопатиях, так и при психопатоподобной шизофрении.
2) Необычность и вычурность увлечений. Речь идет не просто об изысканности предмета увлечения, что встречается при шизоидной акцентуации (например, изучение древнеславянского языка, коллекция перьев и авторучек от старинных до ультрамодных). Здесь, в патологических случаях, необычность предмета увлечения уходит далеко за рамки психологически понятного («странные увлечения», по Р. А. Наджарову). Примером может послужить коллекция образчиков испражнений разных видов животных — от выделений маленьких рыбок до фекалий слона.
Эта черта патологических увлечений бывает присуща психопатоподобной шизофрении.
3) Непродуктивность увлечений. Несмотря на то, что увлечению отдается масса времени, ничего не достигается, ничего не создается и ничего не приобретается. Знания в избранной области остаются крайне поверхностными и сумбурными. Вся деятельность оставляет впечатление машины, работающей на холостом ходу.
Например, подросток, увлекающийся «планированием городов», вычерчивает сотни примитивных схем, стереотипно повторяющих одна другую, но ничего о планировании городов он никогда не читал, кроме туристской схемы своего города, ничего не видел.
Эта черта патологических увлечений также характерна для психопатоподобной шизофрении.
Синдром транзиторных сексуальных девиаций
Истинные и ложные перверзии. Как известно, сексуальные перверзии — это стойкие патологические извращения полового влечения, касающиеся объекта его направленности (тот же пол, животные, дети) или способа его удовлетворения. К сексуальным девиациям относят отклонения от общепринятых форм полового поведения, не являющиеся патологическими.
Перверзии принято разделять на истинные и ложные. К истинным относят случаи, где извращенный способ удовлетворения влечения является единственно приемлемым или наиболее предпочтительным. При ложных перверзиях извращенный способ используется только в определенных ситуациях, например, когда нормальное половое сношение неосуществимо. В более строгом смысле слова, истинные перверзии могут быть ограничены лишь теми случаями, где нормальная половая жизнь совершенно неприемлема и перверзный путь является единственно возможным для удовлетворения полового влечения. Таким образом, границы между истинными и ложными перверзиями определены неточно.
Транзиториыс сексуальные девиации у подростков. Эти отклонения в сексуальном поведении внешне могут выглядеть как перверзии, но всегда бывают не только ситуативно обусловленными, но и вообще преходящими — по миновании подросткового возраста и с началом нормальной половой жизни они исчезают. С нашей точки зрения, эти девиации не следует относить не только к истинным, но даже к ложным перверзиям,— последние на протяжении жизни часто рецидивируют. Лишь в некоторых неблагоприятных случаях, становясь дурной привычкой, сексуальные девиации, начавшись в подростковом возрасте, могут сохраняться, наряду с нормальной половой жизнью, или возобновляться при ее вынужденном прерывании, т. е. переходить в ложные перверзии.
Сексуальные девиации в подростковом возрасте могут быть эпизодическим явлением, не требующим врачебного вмешательства. Они же, как и перверзии, могут быть одним из проявлений нарушения поведения при психопатиях или одним из симптомов в картине психического заболевания.
Синдром транзиторных сексуальных девиаций в подростковом возрасте следует диагностировать лишь тогда, когда эти девиации, с одной стороны, оказываются достаточно продолжительными, соответствующие поступки не случайными, а с другой стороны — среди нарушений поведения становятся преобладающими или вообще оказываются единственным отклонением. Чаще всего данный синдром наблюдается как одна из форм патохарактерологических реакций на фоне акцентуаций характера, а также при психопатиях.
Истинные перверзии довольно часто впервые также начинают проявляться в подростковом возрасте. Поэтому при обнаружении у подростка нарушений сексуального поведения нередко встает вопрос о дифференциальном диагнозе между транзиторной сексуальной девиацией и формирующейся перверзией. Дифференциально-диагностические критерии несколько отличны при разных видах девиаций.
метафизическая интоксикация – предыдущая | следующая – онанизм
Подростковая психиатрия. Содержание.
Источник
Инфоурок
›
Логопедия, Дефектология
›Презентации›Описание этиологии, симптоматики, патогенеза синдромов, наблюдающихся в подростковом возрасте
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Выполнила: Кузина Мария, ППФ Дефектология, 2 курс Описание этиологии, симптоматики, патогенеза синдромов, наблюдающихся в подростковом возрасте
2 слайд
Описание слайда:
Синдром односторонних сверхценных увлечений и интересов
3 слайд
Описание слайда:
Эти синдромы встречаются преимущественно в подростковом и юношеском возрасте; сверхценные интересы и увлечения односторонние, нередко абстрактные, оторванные от реальности.
4 слайд
Описание слайда:
В зависимости от преобладающей сверхценной деятельности можно выделить 2 основные группы таких синдромов. В первой группе преобладает сверхценная идеаторная деятельность познавательной направленности: подростки усиленно размышляют о «смысле жизни и предназначении человека», о «сознательных существах и внеземных цивилизациях во Вселенной», о «мировом сознании» и т. п. Подобным сверхценным интересам уделяется большая часть времени, часто в ущерб учебе и досугу. Подростки забывают про еду, нередко мало спят, часами роясь в различных энциклопедиях, справочниках, специальной или научно-популярной литературе, исписывая толстые тетради многочисленными цитатами, делая различные сложные выкладки и расчеты. Вторую группу синдромов сверхценных интересов и увлечений составляют те формы, при которых ведущее положение в структуре синдрома принадлежит аффективно заряженному стремлению к конкретной деятельности, опирающемуся на болезненно усиленное влечение («патологические хобби»). Интеллектуальный, идеаторный компонент представлен слабо и недостаточно разработан. К этой группе можно отнести усиленные занятия мало распространенными и практически не используемыми в повседневной жизни иностранными языками, чрезмерное увлечение каким-либо видом физических упражнений для достижения определенного физического совершенства.
5 слайд
Описание слайда:
Среди подростков с синдромами первой группы одна часть отличается тем, что сверхценная деятельность у них в основном не выходит за пределы интеллектуальной сферы. Им свойствен уход в мир внутренних переживаний, они могут часами в одиночестве предаваться размышлениям на занимающие их темы, исписывают кипы бумаги различными заметками, но не проявляют активного стремления к реализации своих мыслей и «проектов», скупо делятся с окружающими своими идеями, не пытаются их отстаивать. В отличие от таких подростков, которые условно могут быть названы «пассивными» (первая подгруппа), в другой, «активной» подгруппе сверхценные интеллектуальные интересы и увлечения сопровождаются более или менее выраженным стремлением сообщить их окружающим, убедить в правильности своих мыслей, доказать свою правоту, осуществить свои намерения. В различные инстанции, например в научно-исследовательские институты, министерства и ведомства, подростки посылают «проекты» и «планы реформ». Синдром односторонних сверхценных увлечений и интересов
6 слайд
Описание слайда:
При обоих (пассивном и активном) вариантах сверхценных интеллектуальных интересов и увлечений в высказываниях и письменном творчестве подростков отдельные положения, почерпнутые из учебников, научной и научно-популярной литературы, переплетаются с собственными наивными выводами. Характерен контраст между сложностью увлекающих подростка проблем, с одной стороны, и детской ограниченностью запаса сведений, наивной упрощенностью подходов к их решению и практических «рекомендаций» — с другой. Описанные односторонние сверхценные интеллектуальные интересы традиционно обозначаются в психиатрической литературе не совсем удачным термином «метафизическая (или философическая) интоксикация», который был предложен в 1924 г. немецким психиатром Тh. Zieben. Однако первое клиническое описание данного синдрома без специального наименования было дано старейшим русским психиатром П. Бутковским еще в 1834 г. Сам термин «философическая интоксикация» приписывается английскому философу Давиду Юму. Синдром односторонних сверхценных увлечений и интересов
7 слайд
Описание слайда:
Как правило, сверхценные интересы и увлечения непродуктивны. Основному синдрому нередко сопутствуют рудиментарные продуктивные симптомы (фазные аффективные расстройства, гипнагогические галлюцинации, навязчивости, страхи, явления деперсонализации), негативные проявления в виде эмоционального притупления, грубости и жестокости по отношению к родителям, отдельных расстройств мышления, снижения продуктивности в учебе и т. д.
8 слайд
Описание слайда:
Приведенные примеры сверхценных интересов и увлечений, особенно более или менее конкретных как по содержанию, так и по отношению к ним подростков, весьма близки к сверхценному патологическому фантазированию и некоторым видам сверхценной игровой деятельности в детском возрасте.
9 слайд
Описание слайда:
Синдромы односторонних сверхценных интересов и увлечений (включая синдром метафизической интоксикации) описываются в основном при шизофрении пубертатного возраста, в частности при относительно благоприятных вариантах «ядерной» шизофрении. В случаях шизофрении сверхценные интересы и увлечения вызывают особую одержимость, они более аутистичны, вычурны, «заумны», им свойственны формалистический схематизм с резонерством, неологизмами. Как правило, сверхценные интересы и увлечения непродуктивны. Основному синдрому нередко сопутствуют рудиментарные продуктивные симптомы (фазные аффективные расстройства, гипнагогические галлюцинации, навязчивости, страхи, явления деперсонализации), а также негативные проявления в виде эмоционального притупления, грубости и жестокости по отношению к родителям, отдельных расстройств мышления, снижения продуктивности в учебе и т. д.
10 слайд
Описание слайда:
При возникновении описываемых расстройств в рамках пограничных состояний, в частности при формирующихся психопатиях, сверхценные интересы и увлечения психологически более понятны в плане особенностей личности, часто бывают гиперкомпенсаторными образованиями, содержат определенные элементы творчества, могут иметь некоторые продуктивные результаты и в большинстве случаев не сопровождаются выраженной социальной дезадаптацией.
11 слайд
12 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1294926
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник