Синдром односторонних интересов и увлечений наиболее часто наблюдается в

Синдром односторонних интересов и увлечений наиболее часто наблюдается в thumbnail
Синдром односторонних сверхценных интересов и увлечений

Эти синдромы встречаются преимущественно в подростковом и юношеском возрасте; сверхценные интересы и увлечения односторонние, нередко абстрактные, оторванные от реальности. В зависимости от преобладающей сверхценной деятельности можно выделить 2 основные группы таких синдромов.

В первой группе преобладает сверхценная идеаторная деятельность познавательной направленности: подростки усиленно размышляют о «смысле жизни и предназначении человека», о «сознательных существах и внеземных цивилизациях во Вселенной», о «мировом сознании», пишут трактаты о «вневременной морали», занимаются «разработкой дополнений к теории относительности Эйнштейна», созданием «общей концепции воспитания» или вечного двигателя и т. п. Подобным сверхценным интересам уделяется большая часть времени, часто в ущерб учебе и досугу. Подростки забывают про еду, нередко мало спят, часами роясь в различных энциклопедиях, справочниках, специальной или научно-популярной литературе, исписывая толстые тетради многочисленными цитатами, делая различные сложные выкладки и расчеты. В большинстве случаев они не ощущают утомления, напротив, испытывают большое внутреннее удовлетворение. Все это говорит о важной роли болезненно повышенных влечений в происхождении сверхценных интересов и увлечений.

Интеллектуальная деятельность в одних случаях имеет вид бесплодного «болезненного мудрствования» ,а в других может быть достаточно продуктивной, способствуя обогащению личности.

Среди подростков с синдромами первой группы одна часть отличается тем, что сверхценная деятельность у них в основном не выходит за пределы интеллектуальной сферы. Им свойствен уход в мир внутренних переживаний, они могут часами в одиночестве предаваться размышлениям на занимающие их темы, исписывают кипы бумаги различными заметками, но не проявляют активного стремления к реализации своих мыслей и «проектов», скупо делятся с окружающими своими идеями, не пытаются их отстаивать.

В отличие от таких подростков, которые условно могут быть названы «пассивными» (первая подгруппа), в другой, «активной» подгруппе сверхценные интеллектуальные интересы и увлечения сопровождаются более или менее выраженным стремлением сообщить их окружающим, убедить в правильности своих мыслей, доказать свою правоту, осуществить свои намерения. В различные инстанции, например в научно-иследовательские институты, министерства и ведомства, подростки посылают «проекты» и «планы реформ».

При обоих (пассивном и активном) вариантах сверхценных интеллектуальных интересов и увлечений в высказываниях и письменном творчестве подростков отдельные положения, почерпнутые из учебников, научной и научно-популярной литературы, переплетаются с собственными наивными выводами. Характерен контраст между сложностью увлекающих подростка проблем, с одной стороны, и детской ограниченностью запаса сведений, наивной упрощенностью подходов к их решению и практических «рекомендаций» — с другой.

Описанные односторонние сверхценные интеллектуальные интересы традиционно обозначаются в психиатрической литературе не совсем удачным термином «метафизическая (или философическая) интоксикация».

Вторую группу синдромов сверхценных интересов и увлечений составляют те формы, при которых ведущее положение в структуре синдрома принадлежит аффективно заряженному стремлению к конкретной деятельности, опирающемуся на болезненно усиленное влечение («патологические хобби»). Интеллектуальный, идеаторный компонент представлен слабо и недостаточно разработан. Сверхценные интересы и увлечения такого типа изучены мало и описываются в единичных работах. Мы обозначаем их термином «синдромы сверхценных интересов и увлечений в форме конкретной деятельности».

К этой группе можно отнести усиленные занятия мало распространенными и практически не используемыми в повседневной жизни иностранными языками, чрезмерное увлечение каким-либо видом физических упражнений для достижения определенного физического совершенства. Сюда же относятся так называемое запойное чтение, упорный отказ от мясной пищи в связи с тем, что «только вегетарианская диета дает ясность ума и физическую выносливость», некоторые необычные виды коллекционирования (например, коллекционирование косточек различных плодов, испражнений разных животных, гвоздей разной формы и размеров и т. п.), составление каталогов (названий улиц, маршрутов разных видов транспорта, терминов из определенных областей знания или искусства) и др.

Данную группу расстройств правильнее называть односторонними, сверхценными увлечениями, а не сверхценными интересами. В этих случаях вполне приложим также термин «странные увлечения».

Читайте также:  Может ли кровь выявить синдром дауна

Приведенные примеры сверхценных интересов и увлечений, особенно более или менее конкретных как по содержанию, так и по отношению к ним подростков, весьма близки к сверхценному патологическому фантазированию и некоторым видам сверхценной игровой деятельности в детском возрасте.

Несмотря на сравнительно долгую историю изучения описываемых расстройств, их психопатология, типология и динамика разработаны сравнительно мало и преимущественно в рамках шизофрении пубертатного возраста.

В случаях шизофрении сверхценные интересы и увлечения вызывают особую одержимость, они более аутистичны, вычурны, «заумны», им свойственны формалистический схематизм с резонерством, неологизмами.

Как правило, сверхценные интересы и увлечения непродуктивны. Основному синдрому нередко сопутствуют рудиментарные продуктивные симптомы (фазные аффективные расстройства, гипнагогические галлюцинации, навязчивости, страхи, явления деперсонализации), а также негативные проявления в виде эмоционального притупления, грубости и жестокости по отношению к родителям, отдельных расстройств мышления, снижения продуктивности в учебе и т. д.

Источник

Патологические увлечения, оказываясь в центре духовной жизни подростка, малодоступные критической оценке, напоминают сверхценные идеи. Их даже иногда объединяют с ними общим понятием «сверхценные образования» [Леденев Б. А., 1977]. В. В. Ковалев (1979) при описании синдрома «односторонних интересов и увлечений» разделил их на активные и пассивные. К массивному увлечению он относит метафизическую интоксика­цию. Именно в активности, с нашей точки зрения, существенное различие между патологическими увлечениями и сверхценными идеями. Отличие синдрома патологических увлечений от синдрома метафизической интоксикации состоит в том, что при увлечениях деятельность, а не мечтания, фантазии и размышления выступает на первый план.

Отличие патологических увлечений от обычных подростковых хобби определяется наличием хотя бы одной из следующих особенностей.

1)   Крайняя интенсивность увлечения, одержимость им. Во имя одного какого-либо увлечения забрасывается все — и учеба, и работа, и обязанности, и обычные развлечения. В жертву ему приносятся отдых, сон, благополучие свое и своих близких. Могут совершаться проступки, даже криминальные действия (например, кража уникальных предметов для пополнения собираемой коллекции), совсем не свойственные личности под­ростка и которые он никогда бы не совершил, если бы они не были связаны с увлечением.

Эта черта патологических увлечений может наблюдаться как при психопатиях, так и при психопатоподобной шизофрении.

2)   Необычность и вычурность увлечений. Речь идет не просто об изысканности предмета увлечения, что встречается при шизоидной акцентуации (например, изучение древнеславянского языка, кол­лекция перьев и авторучек от старинных до ультрамодных). Здесь, в патологических случаях, необычность предмета увлечения уходит далеко за рамки психологически понятного («странные увлечения», по Р. А. Наджарову). Примером может послужить коллекция образчиков испражнений разных видов животных — от выделений маленьких рыбок до фекалий слона.

Эта черта патологических увлечений бывает присуща психо­патоподобной шизофрении.

3)   Непродуктивность увлечений. Несмотря на то, что увлечению отдается масса времени, ничего не достигается, ничего не создает­ся и ничего не приобретается. Знания в избранной области остают­ся крайне поверхностными и сумбурными. Вся деятельность оставляет впечатление машины, работающей на холостом ходу.

Например, подросток, увлекающийся «планированием городов», вычерчивает сотни примитивных схем, стереотипно повторяющих одна другую, но ничего о планировании городов он никогда не читал, кроме туристской схемы своего города, ничего не видел.

Эта черта патологических увлечений также характерна для психопатоподобной шизофрении.

Синдром транзиторных сексуальных девиаций

Истинные и ложные перверзии. Как известно, сексуальные перверзии — это стойкие патологические извращения полового влечения, касающиеся объекта его направленности (тот же пол, животные, дети) или способа его удовлетворения. К сексуальным девиациям относят отклонения от общепринятых форм полового поведения, не являющиеся патологическими.

Перверзии принято разделять на истинные и ложные. К истин­ным относят случаи, где извращенный способ удовлетворения влечения является единственно приемлемым или наиболее пред­почтительным. При ложных перверзиях извращенный способ используется только в определенных ситуациях, например, когда нормальное половое сношение неосуществимо. В более строгом смысле слова, истинные перверзии могут быть ограничены лишь теми случаями, где нормальная половая жизнь совершенно непри­емлема и перверзный путь является единственно возможным для удовлетворения полового влечения. Таким образом, границы между истинными и ложными перверзиями определены неточно.

Читайте также:  Нефритический синдром пропедевтика внутренних болезней

Транзиториыс сексуальные девиации у подростков. Эти отклонения в сексуальном поведении внешне могут выглядеть как перверзии, но всегда бывают не только ситуативно обусловлен­ными, но и вообще преходящими — по миновании подросткового возраста и с началом нормальной половой жизни они исчезают. С нашей точки зрения, эти девиации не следует относить не только к истинным, но даже к ложным перверзиям,— последние на протяжении жизни часто рецидивируют. Лишь в некоторых неблагоприятных случаях, становясь дурной привычкой, сексуаль­ные девиации, начавшись в подростковом возрасте, могут сохра­няться, наряду с нормальной половой жизнью, или возобновляться при ее вынужденном прерывании, т. е. переходить в ложные пер­верзии.

Сексуальные девиации в подростковом возрасте могут быть эпизодическим явлением, не требующим врачебного вмешатель­ства. Они же, как и перверзии, могут быть одним из проявлений нарушения поведения при психопатиях или одним из симптомов в картине психического заболевания.

Синдром транзиторных сексуальных девиаций в подростковом возрасте следует диагностировать лишь тогда, когда эти девиации, с одной стороны, оказываются достаточно продолжительными, соответствующие поступки не случайными, а с другой стороны — среди нарушений поведения становятся преобладающими или вообще оказываются единственным отклонением. Чаще всего данный синдром наблюдается как одна из форм патохарактерологических реакций на фоне акцентуаций характера, а также при психопатиях.

Истинные перверзии довольно часто впервые также начинают проявляться в подростковом возрасте. Поэтому при обнаружении у подростка нарушений сексуального поведения нередко встает вопрос о дифференциальном диагнозе между транзиторной сексуальной девиацией и формирующейся перверзией. Диф­ференциально-диагностические критерии несколько отличны при разных видах девиаций.

метафизическая интоксикация – предыдущая | следующая – онанизм

Подростковая психиатрия. Содержание.

Источник

Инфоурок

Логопедия, Дефектология
›Презентации›Описание этиологии, симптоматики, патогенеза синдромов, наблюдающихся в подростковом возрасте

Выполнила: Кузина Мария, ППФ Дефектология, 2 курс Описание этиологии, симптом...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Выполнила: Кузина Мария, ППФ Дефектология, 2 курс Описание этиологии, симптом

Описание слайда:

Выполнила: Кузина Мария, ППФ Дефектология, 2 курс Описание этиологии, симптоматики, патогенеза синдромов, наблюдающихся в подростковом возрасте

2 слайд

Синдром односторонних сверхценных увлечений и интересов

Описание слайда:

Синдром односторонних сверхценных увлечений и интересов

3 слайд

Эти синдромы встречаются преимущественно в подростковом и юношеском возрасте;

Описание слайда:

Эти синдромы встречаются преимущественно в подростковом и юношеском возрасте; сверхценные интересы и увлечения односторонние, нередко абстрактные, оторванные от реальности.

4 слайд

В зависимости от преобладающей сверхценной деятельности можно выделить 2 осно

Описание слайда:

В зависимости от преобладающей сверхценной деятельности можно выделить 2 основные группы таких синдромов. В первой группе преобладает сверхценная идеаторная деятельность познавательной направленности: подростки усиленно размышляют о «смысле жизни и предназначении человека», о «сознательных существах и внеземных цивилизациях во Вселенной», о «мировом сознании» и т. п. Подобным сверхценным интересам уделяется большая часть времени, часто в ущерб учебе и досугу. Подростки забывают про еду, нередко мало спят, часами роясь в различных энциклопедиях, справочниках, специальной или научно-популярной литературе, исписывая толстые тетради многочисленными цитатами, делая различные сложные выкладки и расчеты. Вторую группу синдромов сверхценных интересов и увлечений составляют те формы, при которых ведущее положение в структуре синдрома принадлежит аффективно заряженному стремлению к конкретной деятельности, опирающемуся на болезненно усиленное влечение («патологические хобби»). Интеллектуальный, идеаторный компонент представлен слабо и недостаточно разработан. К этой группе можно отнести усиленные занятия мало распространенными и практически не используемыми в повседневной жизни иностранными языками, чрезмерное увлечение каким-либо видом физических упражнений для достижения определенного физического совершенства.

5 слайд

Среди подростков с синдромами первой группы одна часть отличается тем, что с

Описание слайда:

Среди подростков с синдромами первой группы одна часть отличается тем, что сверхценная деятельность у них в основном не выходит за пределы интеллектуальной сферы. Им свойствен уход в мир внутренних переживаний, они могут часами в одиночестве предаваться размышлениям на занимающие их темы, исписывают кипы бумаги различными заметками, но не проявляют активного стремления к реализации своих мыслей и «проектов», скупо делятся с окружающими своими идеями, не пытаются их отстаивать. В отличие от таких подростков, которые условно могут быть названы «пассивными» (первая подгруппа), в другой, «активной» подгруппе сверхценные интеллектуальные интересы и увлечения сопровождаются более или менее выраженным стремлением сообщить их окружающим, убедить в правильности своих мыслей, доказать свою правоту, осуществить свои намерения. В различные инстанции, например в научно-исследовательские институты, министерства и ведомства, подростки посылают «проекты» и «планы реформ». Синдром односторонних сверхценных увлечений и интересов

Читайте также:  Собака часто пьет воду причина синдром кушинга

6 слайд

При обоих (пассивном и активном) вариантах сверхценных интеллектуальных инте

Описание слайда:

При обоих (пассивном и активном) вариантах сверхценных интеллектуальных интересов и увлечений в высказываниях и письменном творчестве подростков отдельные положения, почерпнутые из учебников, научной и научно-популярной литературы, переплетаются с собственными наивными выводами. Характерен контраст между сложностью увлекающих подростка проблем, с одной стороны, и детской ограниченностью запаса сведений, наивной упрощенностью подходов к их решению и практических «рекомендаций» — с другой. Описанные односторонние сверхценные интеллектуальные интересы традиционно обозначаются в психиатрической литературе не совсем удачным термином «метафизическая (или философическая) интоксикация», который был предложен в 1924 г. немецким психиатром Тh. Zieben. Однако первое клиническое описание данного синдрома без специального наименования было дано старейшим русским психиатром П. Бутковским еще в 1834 г. Сам термин «философическая интоксикация» приписывается английскому философу Давиду Юму. Синдром односторонних сверхценных увлечений и интересов

7 слайд

Как правило, сверхценные интересы и увлечения непродуктивны. Основному синдро

Описание слайда:

Как правило, сверхценные интересы и увлечения непродуктивны. Основному синдрому нередко сопутствуют рудиментарные продуктивные симптомы (фазные аффективные расстройства, гипнагогические галлюцинации, навязчивости, страхи, явления деперсонализации), негативные проявления в виде эмоционального притупления, грубости и жестокости по отношению к родителям, отдельных расстройств мышления, снижения продуктивности в учебе и т. д.

8 слайд

Приведенные примеры сверхценных интересов и увлечений, особенно более или мен

Описание слайда:

Приведенные примеры сверхценных интересов и увлечений, особенно более или менее конкретных как по содержанию, так и по отношению к ним подростков, весьма близки к сверхценному патологическому фантазированию и некоторым видам сверхценной игровой деятельности в детском возрасте.

9 слайд

Синдромы односторонних сверхценных интересов и увлечений (включая синдром мет

Описание слайда:

Синдромы односторонних сверхценных интересов и увлечений (включая синдром метафизической интоксикации) описываются в основном при шизофрении пубертатного возраста, в частности при относительно благоприятных вариантах «ядерной» шизофрении. В случаях шизофрении сверхценные интересы и увлечения вызывают особую одержимость, они более аутистичны, вычурны, «заумны», им свойственны формалистический схематизм с резонерством, неологизмами. Как правило, сверхценные интересы и увлечения непродуктивны. Основному синдрому нередко сопутствуют рудиментарные продуктивные симптомы (фазные аффективные расстройства, гипнагогические галлюцинации, навязчивости, страхи, явления деперсонализации), а также негативные проявления в виде эмоционального притупления, грубости и жестокости по отношению к родителям, отдельных расстройств мышления, снижения продуктивности в учебе и т. д.

10 слайд

При возникновении описываемых расстройств в рамках пограничных состояний, в ч

Описание слайда:

При возникновении описываемых расстройств в рамках пограничных состояний, в частности при формирующихся психопатиях, сверхценные интересы и увлечения психологически более понятны в плане особенностей личности, часто бывают гиперкомпенсаторными образованиями, содержат определенные элементы творчества, могут иметь некоторые продуктивные результаты и в большинстве случаев не сопровождаются выраженной социальной дезадаптацией.

11 слайд

Синдром односторонних интересов и увлечений наиболее часто наблюдается в

12 слайд

Синдром односторонних интересов и увлечений наиболее часто наблюдается в

Выберите книгу со скидкой:

Синдром односторонних интересов и увлечений наиболее часто наблюдается в

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1294926

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник