Синдром патологического фантазирования у детей и подростков

Синдром патологического фантазирования у детей и подростков thumbnail

Синдром патологического фантазирования у детей

Синдром патологического фантазирования у детей – группа поведенческих, эмоциональных состояний, в основе которых лежит болезненно измененное творческое воображение ребенка, подростка. У дошкольников проявляется необычными играми с предметами бытового, рабочего назначения, перевоплощениями с неспособностью вернуться к реальности. Школьники отключаются от происходящего, визуализируют вымышленную ситуацию, прибывают в ней. В юношеском возрасте преобладают оговоры, самооговоры, вымыслы бредоподобного характера. Диагностика выполняется психиатром с помощью клинического метода, дополняется психологическими тестами, инструментальными обследованиями головного мозга. Лечение включает прием медикаментов, психотерапию.

Общие сведения

Фантазирование – аспект мышления, возникающий на определенной ступени развития. Фантазии ребенка тренируют умение оперировать образами, понятиями с отрывом от конкретной ситуации. Но связь с реальностью не теряется: произвольными усилиями процесс создания вымышленной ситуации останавливается и запускается снова, поступки остаются адекватными. Патологическое фантазирование – синдром психического расстройства. Фантазии доминируют в сознании, перевоплощают ребенка в вымышленные образы, провоцируют расстройства поведения, нарушение критики. Точные эпидемиологические данные о синдроме отсутствуют. Наибольшая распространенность определяется среди детей дошкольного, младшего школьного возраста, подростков 13-16 лет.

Синдром патологического фантазирования у детей

Синдром патологического фантазирования у детей

Причины синдрома патологического фантазирования у детей

Этиологические факторы достоверно не определены. Установлено, что развитию синдрома способствуют:

  • Аффективные нарушения. Коморбидными эмоциональными расстройствами являются кратковременные дисфорические состояния с бурным аффективным выплеском, непродолжительные депрессивные реакции.
  • Сверхценные образования. Патологическое фантазирование развивается при охваченности определенной идеей, увлеченности ею, при наличии паранойяльной, параноидной симптоматики. Преимущественно доминирует стремление мстить, самоутверждаться.
  • Расстройства влечений. Отличаются непреодолимым, импульсивным характером. Преобладают агрессивно-садистические, сексуальные, аутоагрессивные влечения, тяга к поджогам.
  • Дисбаланс психофизического развития. Синдром формируется у подростков с психофизическим инфантилизмом, дисгармоничным ускоренным развитием с акселерацией.

Патогенез

Основу патогенеза синдрома составляют невротические, психопатологические изменения эмоций и мышления. Оторванность от реальной жизни, необычность, своеобразие фантазий формируются на основе неконтролируемых влечений, сверхценных идей, эмоциональной нестабильности, импульсивности. Развитие синдрома патологического фантазирования, особенности его проявления зависят от возрастного периода – этапа развития мышления. Онтогенетическая эволюция воображения идет от форм, проявляющихся игровой активностью через оперирование образами, к отвлеченным словесно-логическим конструкциям. У детей 5-7 лет патологическое фантазирование изменяет игру; у младших школьников – мечты, представления; у юношей и девушек отражается на особенностях речи, самооценки.

Классификация

Дифференциация форм синдрома патологического фантазирования у детей производится по нескольким основаниям. По нозологической принадлежности выделяют:

  • Фантазии при шизофрении. Воображение патологически изменено с детства. Фантазии характеризуются вычурностью, интровертированной направленностью, стереотипностью. На пике развития сопровождаются психическими автоматизмами, деперсонализацией, дереализацией.
  • Фантазирование при расстройствах личности. Сохраняется осознанность, воображение имеет экстровертированную направленность, отражает стремление к самоутверждению.
  • Фантазии на фоне поражений ЦНС. Воображение примитивно. Фантазии ригидны, имеют агрессивно-садистическую окраску.

Существует типология, различающая синдромы по клинической картине, содержанию фантазий. На этом основании выделяют:

  • Фантазирование с визуализацией представлений. Возникающие образы, представления пугают ребенка, отражая его опасения, страхи.
  • Фантазии о вымышленных мирах. Возникают с 6 лет. Ребенок раздражителен, неусидчив, большую часть времени пребывает в вымышленном мире.
  • Фантастические истории. Включено фантазирование, сочетающееся с лживостью, сексуальными оговорами, самооговорами.
  • Игровые перевоплощения. Возраст детей – 7-14 лет. Фантазирование сопровождается игрой, вживанием в придуманную роль.
  • Фантазирование об особых увлечениях. Характерно для детей 6-13 лет. Возникает на базе шизоидных черт, неконтактности.
  • Компенсаторные фантазии. Формируются в возрасте 9-15 лет. Фантазии уравновешивают влияние фрустрации, связаны с наиболее значимыми переживаниями ребенка, являются инструментом защиты.

Симптомы синдрома патологического фантазирования у детей

Клиническая картина во многом определяется возрастом ребенка. Дошкольники увлечены необычными формами игровой деятельности. Дети подолгу пребывают в уединении, не принимают участия в играх сверстников. Редко используют игрушки, предпочитают им предметы другого назначения – посуду, книги, обувь, части собственного тела. Имитация мира реальных объектов, воссоздание существующих отношений людей и вещей неинтересны.

Дети могут проявлять агрессию, активно избавляться от игрушек. Параллельно формируется патологическая привязанность к одной из них: ребенок всегда держит ее в руках, при потере становится тревожным, плачет. Содержание игры стороннему наблюдателю непонятно. Пациенты не хотят, не могут пояснить его. Сюжет не отражает реальных отношений и ситуаций. Внешне дети остаются молчаливыми, малоподвижными либо многословными, экспрессивными. Характерно задавание странных, слишком отвлеченных для данного возраста вопросов: «что случится, когда упадет солнце?», «когда все кончается, что бывает потом?». Расспросы продолжительные, назойливые.

Младшие школьники имеют визуализированные фантазии, оторванные от настоящего. Содержание представлений разнообразно: нашествие насекомых, сражение с чудовищами, путешествие в сказочный мир, полеты на луну, войны на дне моря. Внешне кажется, что ребенок отключается от действительности, вживается в роль, утрачивая собственную идентичность. «Возвращаясь» он долгое время пребывает под впечатлением сюжета. Фантазии могут иметь агрессивный, садистический характер, воплощаться в сценах собственной гибели, могущества. Образы актуализируют аффективные отклонения: подавленность, приподнятое настроение, страхи, тревогу.

Для подросткового и юношеского возраста характерны вербальные, графические формы фантазий. Это могут быть компрометирующие себя либо других людей истории. Подростки излагают фантазии письменно, зарисовывают их, воспроизводят в компьютерных программах. Содержание выражает аффективные, бредоподобные идеи. Например, в рисунках обнаруживаются сцены необычной, странной смерти, разрушения, унижения, пыток. Подросток при этом может быть в роли жертвы, судьи, Бога, убийцы. Встречаются хвастливые фантазии с преувеличением собственных возможностей, способностей. Воображаемые истории не воспринимаются как бахвальство, выдумки принимаются за правду. Иногда фантазии отображаются в составлении планов, схем, чертежей. Подростки создают схемы движения транспорта, витиеватые туристические маршруты, строят чертежи подводных лодок, космических кораблей, городов.

Осложнения

Длительное течение синдрома без лечения приводит к развитию бредоподобного фантазирования. Данная форма эквивалентна психотическим нарушениям, часто называется бредом воображения. Пациент совершает поступки, соответствующие фантазиям: покупает вещи, не будучи в состоянии заплатить; принимает выдуманную роль настолько, что окружающие полностью верят ему. Доминирование фантазий и отсутствие нравственности формируют поведение преступника, насильника, мошенника, самоубийцы. У эмоционально лабильных детей синдром патологического фантазирования осложняется депрессиями, тревожно-мнительными состояниями. Возрастает риск самоповреждений, суицида во время фантазирования.

Диагностика

Основой диагностики является клинико-психопатологический метод. Дополнительно выполняется психологическое и инструментальное обследование. Процесс постановки диагноза включает следующие процедуры:

  • Клиническая беседа. Проводится детским психиатром. В разговоре с пациентом, родителями он определяет, существует ли аутистическая оторванность представлений, образов от реального мира; контролируется ли течение фантазий; присутствует ли однообразие, стереотипии, эмоциональная охваченность; остается ли активным внимание; насколько устойчиво, длительно фантазирование; оценивает, осознает ли пациент болезненность расстройства. По данным опроса психиатр устанавливает наличие/отсутствие патологии.
  • Психодиагностика. Выполняется проективными и психометрическими методами. По результатам психолог определяет ведущие личностные черты, доминирующие аффективные состояния (вспыльчивость, тревожность, депрессию, дисфорию). Выясняет содержание, продолжительность фантазий, оценивает их влияние на эмоциональную сферу, рассчитывает риск социальной дезадаптации, суицида, нанесения вреда другим.
  • Инструментальные методы. Исследование дополняется результатами магнитно-резонансной томографии, компьютерной томографии головного мозга, электроэнцефалографии. При постановке диагноза учитываются комментарии (выписка) детского невролога.
Читайте также:  Лечение при синдроме пьера робена

Синдром патологического фантазирования необходимо различать с непатологическими фантазиями, характерными для детей. Дифференциальная диагностика основана на учете ряда критериев: стереотипности фантазий, оторванности от реальности, сохранности произвольного внимания в период фантазирования, возможности управлять фантазиями, наличия критического отношения к фантазиям.

Лечение синдрома патологического фантазирования у детей

Устранение синдрома выполняется в рамках лечения основного заболевания – шизофрении, расстройства личности, органического поражения нервной системы. Комплексный терапевтический подход включает:

  • Применение медикаментов. В зависимости от принадлежности синдрома к основному расстройству подбирается сочетание психотропных препаратов, нейролептиков, транквилизаторов, антидепрессантов, ноотропов. Схема лечения, дозировка определяются врачом индивидуально.
  • Детская психотерапия. Используются методы гештальт-терапии, направленные на развитие самоосознавания, и поведенческие методы, позволяющие переориентировать пациента с фантазий на внешнюю ситуацию. Работа проводится в период ремиссии основной болезни. Дополнительно осуществляется коррекция эмоционального состояния, формирование адекватной самооценки.
  • Социальная реабилитация. Завершающим этапом являются реабилитационные мероприятия. Психологи, педагоги, родители организуют условия для принятия ребенка социальными группами. По возможности возобновляется посещение детского сада, школы. Подбираются интересные занятия, удерживающие внимание в реальности – групповые виды спорта, танцы.

Прогноз и профилактика

По глубине поражения психических функций различают фантазирование невротического уровня и бредоподобные фантазии психотического уровня. Прогноз наиболее благоприятен при синдроме невротического типа. Успешная коррекция возможна благодаря относительно сохранным критическим способностям, возможности установить продуктивный контакт. При психотических расстройствах лечение более продолжительное: необходимо устранить продуктивную симптоматику, на этапе ремиссии проводить основную терапию. Профилактика синдрома заключается в регулярном медицинском наблюдении за течением основной патологии, предупреждении обострений. Со стороны родителей необходима правильная организация досуга: стоит избегать волнующих, тревожащих событий, выбирать занятия, требующие постоянного активного внимания ребенка (групповые игры, спорт).

Источник

Патологическое и непатологическое фантазирование являются разнородными явлениями и их правильная квалификация существенна в  плане судебно-психиатрической и лечебно-профилактической тактики.  Вместе с тем, до настоящего времени не проведена четкая граница между патологическим и непатологическим фантазированием.

Целью настоящего исследования явилось выделение характеристик, свойственных патологическому и непатологическому фантазированию.

Материалом для исследования послужили сведения из медицинской документации и результаты собственного обследования подростков, наблюдающихся врачами-психиатрами и психологами на территории Могилевской области.  В исследование включено 37 случаев патологического фантазирования у подростков. На нашем материале синдром патологического фантазирования редко встречался в изолированном виде, чаще сочетался с другими психопатологическими образованиями. По нозологической принадлежности большинство наблюдений распределились в три группы: пациенты, страдающие шизофренией (15%), пациенты с признаками формирования расстройств личности (65%), пациенты с наличием в анамнезе признаков органического поражения центральной нервной системы(15%). Развитию синдрома патологического фантазирования способствовало наличие в допубертатном возрасте аффективных нарушений(65%), сверхценных образований(20%), нарушений влечения(15%). Нарушения развития отмечались в виде выраженного психофизического инфантилизма (65%), или дисгармоничного ускоренного развития с асинхронией в виде акселерации (25%).

В наших наблюдениях коморбидными аффективными расстройствами были или кратковременные дисфорические реакции с бурными аффективными разрядами (55%), или кратковременные депрессивные состояния (фантазии возникали с целью отвлечься от сниженного настроения) (25%). Все же в большинстве случаев коморбидными фантазированию были истинные расстройства влечения, нередко носившие неодолимый, импульсивный характер. По вариантам они распределялись следующим образом: агрессивно-садистические влечения (25%), дромомания(35%), сексуальные влечения (25%), аутоагрессивные влечения (10%). Сверхценные образования были представлены преимущественно стремлением к мести, самоутверждению, сверхценными интересами. 

Непатологические фантазии являлись непосредственным выражением способности ребенка к образному мышлению и в большинстве случае являлись возрастным эквивалентом влечений. Эта способность обязательно присуща детскому возрасту. В период 3-6 лет фантазии тесно связаны с игровой деятельностью и характеризовались образностью, включением в игру, неустойчивой произвольностью, неочертанностью границ между воображением и реальным миром. В возрасте 7-12 лет и в пубертатном возрасте непатологические фантазии характеризовались усилением их произвольности с легкостью перехода в реальный мир, усилением целевой направленности воображения, ослаблением образного компонента в вымыслах с нарастанием их осознанности и критического отношения. 

Обобщая результаты исследования, можно дать характеристику патологическому и непатологическому фантазированию. Непатологические фантазии отражают естественную возрастную незрелость, не теряют связи с реальностью, возникают и заканчиваются произвольно, не приводят к неадекватным поступкам, не сопровождаются нарушениями социальной адаптации. Признаками патологического фантазирования является их выраженное доминирование в сознании, готовность подростка к  перевоплощению в вымышленные образы, появление расстройств поведения, соответствующих содержанию фантазий, нарушение критики.

Факторами, способствующими патологизации фантазирования, являются дизонтогенетические нарушения, психогении, наличие коморбидных психопатологических синдромов. Дифференцирование патологических фантазий в рамках различных нозологических форм позволяют выделить: 1) фантазии при шизофрении – являются патологическими с детства,  характеризуются вычурностью, стереотипностью, интравертированностью, на высоте развития сопровождаются элементами синдрома Кандинского-Клерамбо, явлениями дереализации и деперсонализации; 2) фантазии при личностных расстройствах осознанны, экстравертированы и отражают стремление к самоутверждению; 3) фантазии при органических поражениях головного мозга более примитивны, ригидны, отличаются агрессивно-садистическим характером.

Белянин В.Г., Романович О.В.,  Сараева Н.В.

Управление по Могилевской области

Государственной службы медицинских судебных экспертиз РБ,

УЗ «Могилевская областная психиатрическая больница»

Источник

Ранее авторы опубликовали работы [1, 2], посвященные разработке клинической классификации синдрома фантазирования (патологическое фантазирование) у детей, но позднее были получены новые данные, которые делают необходимым вернуться к этим исследованиям в связи с уточнением типологии, что и нашло отражение в этой статье.

Описываемый феномен с начала XX века в отечественной литературе по детской психиатрии выделялся в виде отдельного синдрома, именуемого чаще всего синдромом патологического фантазирования, реже синдромом бредоподобных фантазий. Из-за феноменологической неясности авторы избегали давать определение понятия, ограничиваясь указанием на его принадлежность к так называемым предпочтительным синдромам детского возраста [3]. Типичное для словарей [4] определение — «фантазирование патологическое — склонность психически больного и пациента с психопатией к сочинению неправдоподобных историй, в которые он верит» — отражает только часть явления. Как справедливо замечает В.И. Крылов [5], и до настоящего времени патология воображения является мало разработанным разделом семиотики психических расстройств.

Читайте также:  Синдромы и симптомы при анемии

Известная сложность с пониманием явления и, следовательно, определением понятия, могла возникнуть в самом начале исследований, когда A. Delbrück [6] выделил pseudologia phantastica, подразделив понятие на три группы — фантазии, псевдология и ложь. Второй опубликованный труд, касающийся изучаемой нами проблемы, — доклад Th. Ziehen [7] на парижском конгрессе в 1900 г., где он описал paranoia phantastica как пубертатный психоз, тем самым впервые высказав мнение о возможности фантазий составлять сущность психотического расстройства.

В нашей стране наиболее детальное изучение патологического фантазирования встречается на примере больных малопрогредиентной шизофренией [3, 8—10]. Рассмотрение патологического фантазирования преимущественно лишь в рамках шизофрении встречало обоснованную, на наш взгляд, критику [11]. Феномен получил описание и в рамках других нозологий: истерической психопатии [12], шизоидной психопатии [13, 14]. Результатом изучения данного феномена явилось признаваемое большинством авторов представление о патологическом фантазировании как о синдроме нозологически не специфичном [15—17].

Цель исследования — разработка клинической классификации патологического фантазирования (синдром фантазирования) у детей и подростков вне зависимости от его нозологической принадлежности.

Были обследованы 109 больных, 77 мальчиков и 32 девочки в возрасте от 3 до 16 лет с органическими психическими расстройствами (F06), психопатиями (F60), детским аутизмом (F84), расстройствами адаптации (F43), задержками темпа психического развития (F83), умственной отсталостью (F70, F71), шизофренией (F20).

Ведущим методом обследования пациентов был клинико-психопатологический. Дополнительно всем пациентам проводились электроэнцефалография и магнитно-резонансная томография головного мозга (в 32 случаях). Все они были проконсультированы неврологом и психологом.

Больные были обследованы как амбулаторно, так и стационарно в период с 2003 по 2013 г. Катамнестические наблюдения составили от 0 до 9 лет.

В работе использовался статистический метод с определением среднего значения при среднем отклонении.

Синдром фантазирования был разделен на следующие клинические варианты.

1. Фантазирование с сенсореализацией представлений.

2. Фантастические истории.

2.1. Легко провоцируемые фантазии с ситуационно-обусловленным содержанием;

2.2. Фантазирование с повышенной лживостью;

2.3. Сексуальные оговоры и самооговоры;

2.4. Фантазирование на темы вымышленных миров;

2.5. Фантазирование на тему вымышленного друга.

3. Игровые перевоплощения.

4. Фантазирование с преобладанием особых увлечений.

Рассмотрим каждый из этих вариантов.

Фантазирование с сенсореализацией представлений

В этих случаях речь идет о пациентах с вербализацией или визуализацией представлений, что позволяет использовать единый термин «сенсореализация». На момент осмотра возраст детей варьировал от 6 до 12 лет (средний 9,4±1,8 года). Основные жалобы касались возникновения неприятных визуализированных или вербализированных представлений, расстраивающих и пугающих ребенка. Визуализированные образы отражали опасения и страхи пациента — пауки, насекомые, герои страшных мультфильмов или сказок, последствия конфликтов в семье. Все дети данной группы были изначально склонны к фантазированию, легкому возникновению эйдетических образов, в дальнейшем принявших навязчивый характер, а главное — к непроизвольности возникновения визуализаций, что и приводило к дезадаптации больного. Двое из обследованных нами пациентов были способны также произвольно вызывать приятные визуализированные и вербализированные представления. Так, например, мальчик 8 лет «слушал» музыку из любимых мультфильмов, перед сном «просматривал» понравившиеся ему эпизоды. Думается, что произвольность — результат мечтаний как активного процесса, что позволяло этим детям «видеть» или «слышать» более ясно, чем при непроизвольном возникновении тех или иных образов. Однако приятные визуализированные (вербализированные) представления не являлись ведущими, всегда уступая место неприятным переживаниям, а соответственно снижению настроения, ухудшению успеваемости в школе, ночным и дневным страхам, неприятным постоянным предчувствиям. Для описания явлений визуализированных и вербализированных фантастических представлений обычно использовались образные выражения, яркие и запоминающиеся фразы, при этом характерно непостоянство деталей воображаемого, склонность к добавлению в рассказ новых деталей и эпизодов. К сожалению, при оценке состояния таких пациентов нередки диагностические ошибки, когда визуализированные и вербализированные представления с повышенной склонностью к фантазированию расцениваются как зрительные или слуховые галлюцинации, что ведет обычно к выставлению диагноза шизофрении и соответствующей терапии. Действительно в ряде случаев навязчивые визуализированные представления могут трансформироваться в галлюцинации воображения Дюпре (что само по себе еще не означает наличия у пациента эндогенного психоза), а при шизофрении — и в псевдогаллюцинаторные явления. Однако, по нашим наблюдениям, фантастические визуализированные представления возникают как раз не при шизофрении, а в рамках невротических расстройств, неврозоподобных и иных органических психических нарушений, при психическом инфантилизме, формирующихся психопатиях.

Возраст детей на момент первого осмотра варьировал от 11 лет до 14,5 года (12,1±1,3 года). Наряду с жалобами родителей на фантазирование детей, отнесенных к этой группе, у них отмечены также прогулы школы, конфликтность и повышенная возбудимость, уходы из дома. У пациентов, склонных к продукции фантастических историй, кроме разной степени выраженности резидуально-органического поражения головного мозга наблюдались и различные нарушения воспитания в семье. Больные подразделялись по особенностям своего характера на две основные подгруппы — дети с шизоидными чертами и дети, относимые к конституционально-слабому типу (преобладание истерических и тревожно-мнительных черт). Следует заметить, что больные с шизоидным радикалом всегда имели трудности с адаптацией в детском саду, затем в школе, были замкнутыми, малообщительными, но при беседе легко «уходили» в фантазирование, быстро увлекались, нисколько не заботясь о правдоподобии своих высказываний. Специфика этих пациентов состоит и в том, что они часто разговаривают сами с собой, много жестикулируют, быстро бывают захвачены своими фантазиями. Они непоследовательны, смешливы, что в ряде случаев доходит до дурашливости. Своими фантазиями эти дети любят поражать окружающих, причем поражать неприятно, по возможности даже шокировать.

У больных второй подгруппы заметны повышенная возбудимость, демонстративность, они склонны фантазировать, чтобы вызвать зависть других детей, удивить взрослых, всегда стремятся к преувеличению, фантазии стараются обратить для своей выгоды, отличаются «безудержностью» в выдумках и рассказах. Как правило, у этих детей массивное фантазирование служит средством привлечения и удержания внимания окружающих, жалости со стороны взрослых или сверстников.

Фантастические истории подразделяются на 5 клинических вариантов.

Легко провоцируемые фантазии с ситуационно-обусловленным содержанием

У этих пациентов не наблюдается систематической лживости, выгода не ставится основной целью. Скорее речь идет о необычно развитом воображении с повышенной склонностью придумывать всевозможные истории. Одна из основных черт такого фантазирования — легкая провоцируемость на выдумывание всевозможных историй, пугающих, удивляющих или веселящих окружающих.

Фантазирование с повышенной лживостью

Обычно фантазирование таких детей оценивается как лживость — «не понять, где фантазирует, а где врет». Как правило, фантазии больных данной подгруппы направлены на вызывание жалости окружающих, окрашены желанием выделиться или сильно удивить. Фантазии всегда находятся в рамках бытовой ситуации, имеют черты сугубой практичности, но неудержимы, массивны, быстро меняются на новые при разоблачении и осмеянии со стороны других детей или взрослых. Эти особенности и приближают подобные выдумки именно к фантазированию, а не к обману, для которого правдоподобность является все-таки стержневой чертой.

Читайте также:  Клиника защитной лихорадки и гипертермического синдрома неотложная помощь

Сексуальные оговоры и самооговоры

Для детей этой подгруппы характерны постоянные рассказы о том, как их «растлевают» окружающие, больные жалуются на неоднократные случаи их сексуального насилия. Их близкие могут обращаться в милицию, правозащитные органы, на место службы тех лиц, которые бывают вовлечены в их фантазии. Фантазирование может сопровождаться многочисленными «правдивыми» подробностями «сексуальной агрессии» в отношении такого пациента, что в свою очередь приводит к следственным действиям, касающимся всех лиц, вовлеченных в фантазирование. В других случаях дети рассказывают о том, как они сами совершали «изнасилования», «развратные действия», для них характерны открытая сексуальная бравада с разнообразнейшими самооговорами на сексуальные темы.

Фантазирование на темы вымышленных миров

Возраст начала формирования фантазий о вымышленных мирах точно определить достаточно трудно, но по всей видимости это происходило не ранее 6—7-летнего возраста. Следует отметить, что для детей этой группы была характерна склонность к повышенному фантазированию и ранее — с 3—5 лет, причем на значимые для ребенка или удивляющие других темы. Обычно родители этих пациентов жаловались на появившееся непослушание ребенка, его раздражительность, неусидчивость, а высказывания о появившемся «своем» мире расценивалось родными как наиболее тяжелое проявление психического заболевания, что можно объяснить значительным влиянием данного типа фантазирования на поведение. Как правило, детьми выдумывался какой-либо один мир, в котором они «существовали», но во всех случаях можно было проследить исходную идею, взятую из реальной жизни. При выдумывании нескольких миров, в которых ребенок «существовал», все равно оставался один, наиболее значимый мир. Кроме этого, выдуманные миры могли последовательно сменять друг друга, отражая, например, сверхценные увлечения больного. Мир, выдуманный ребенком, приводил к ухудшению школьной успеваемости, конфликтам с родителями, отгороженности от окружающих. Такие миры могут быть яркими и захватывающими, достаточно простыми или странными, но в любом случае они отражают уровень развития интеллекта больного, степень его эмоциональной дифференцированности и характерологические особенности. Важно отметить, что вымышленный мир соответствует содержанию переживаний, стремлений и интересов ребенка, не является для него неожиданным, пугающим или разочаровывающим. В противном случае речь идет о шизофреническом процессе с нарушением основ психики и несоответствии содержания переживаний в вымышленном мире и истинных чаяниях и стремлениях ребенка. Еще одной особенностью пациентов, склонных к фантазированию с тематикой вымышленных миров, является выдумывание «своего» языка, «своих» непонятных другим слов. Думается, что подобная деталь определяется отчасти тем, что «свой мир» должен быть интересным, увлекательным, часто поражающим окружающих, а «особый» язык придает больший интерес возникшему «миру» в глазах ребенка. Высказывания детей о наличии выдуманных ими миров сами по себе не должны приводить к почти автоматической диагностике шизофрении. В наших наблюдениях большинство детей не стремились заменить реальный язык придуманным, они лишь говорили о наличии «особого языка» в «их мире». Ни в одном случае появление вымышленного языка не коррелировало с обеднением общения или утратой социальных связей. Следует также отметить, что в большинстве случаев синдром фантазирования с выдуманным ребенком миром наблюдался у пациентов с шизоидными или же истероидными чертами характера.

Фантазирование на тему вымышленного друга

В этих случаях пациент погружается в мир фантазий, в котором постоянно общается с вымышленным другом, причем данное общение постепенно становится основным, во многом вытесняющим другие интересы и увлечения. Обычно подобное фантазирование обусловлено компенсаторными механизмами и развивается у ребенка с нехваткой реальных друзей и круга единомышленников или хотя бы приятелей.

На момент осмотра возраст детей составил от 4 до 10 лет (7,3±0,9 года). Для больных этой группы было характерно наличие утверждений, что они являются каким-либо животным, сказочным персонажем или реже неодушевленным предметом. В одном случае отмечалось перевоплощение в другого человека. Наиболее частым вариантом игровых перевоплощений было «превращение» ребенка в одно из домашних животных: собаку, кошку, домашнюю птицу, черепаху. При этом больной начинал вести себя соответственно произошедшим переменам — лаять, мяукать, шипеть, перемещаться на четвереньках, есть из миски и др. Попытки близких наказать ребенка или заставит его вести себя «правильно», как правило, не давали результата, но могли вызвать агрессию или психомоторное возбуждение. При перевоплощении в неодушевленный предмет больной считал себя одним из предметов мебели (стол, стул, кресло) или бытовых приборов (утюг).

Если в 3—5 лет у детей отмечались относительно небогатые фантазии, то в школьном возрасте их фабула менялась прежде всего в соответствии с полученными знаниями и опытом. Так, дети могут представлять себя героями мультфильмов или фильмов, а отступления от сюжета увиденного определяются уровнем развития интеллекта и эмоциональности. Следует отметить, что при шизофрении игровые перевоплощения сопровождаются немотивированными стойкими нарушениями поведения, структурными расстройствами мышления, отличаются особой устойчивостью. Пациенты с игровыми перевоплощениями вне рамок эндогенных психозов всегда доступны контакту, самостоятельны, хотя имеющиеся у них фантазии и определяют возникшую дезадаптацию. Сами по себе игровые перевоплощения не должны становиться основанием для установления диагноза шизофрении, если они не сопровождаются специфической для этого заболевания симптоматикой. Вне рамок эндогенных психозов фантазирование с игровыми перевоплощениями наблюдалось нами при детском аутизме, шизоидной психопатии, резидуально-органических психических расстройствах.

Фантазирование с преобладанием особых увлечений

На момент осмотра возраст больных составил от 6 до 13 лет (10,3±1,0 года). У всех детей отмечались неконтактность, различной степени выраженности эмоциональная недифференцированность, в целом — аутистические черты, определявшие облик пациента и клиническую картину заболевания. Среди детей и подростков с фантазированием с преобладанием особых увлечений наблюдались больные с шизоидной психопатией, органическим аутизмом, легкой умственной отсталостью.

Все дети имели трудности адаптации в детском саду — «тяжело привыкал», «не мог адаптироваться», «к детям не стремился», могли быть агрессивны и жестоки по отношению к сверстникам (кидались песком, били), но обычно лишь в случаях, когда другие пытались с ними играть, шумели, проходили мимо. В школе больные этой группы также были дезадаптированы, но часто начинали общаться с детьми, однако общение сводилось к разговорам на интересующие их темы увлечений и сверхценных интересов. Увлечения могут быть самыми различными, их особый характер определяется узостью интересов и необычностью. Тема увлечения всегда соответствует интеллектуальному уровню конкретного ребенка, интерес должен его удовлетворять, обладать достаточной глубиной для реализации познавательной активности пациента. Областями особых увлечений чаще всего становятся коллекционирование (электропровода, радиодетали, мусор, пыль, баночки и пузырьки, камни, металлы или другие материалы и др.), страсть к линиям и развязкам метрополитена, маршрутам движения другого городского транспорта, схемам электрических цепей, планам эвакуации, географическим картам. Обычно увлечение носит сверхценный характер, занимает значительную часть времени ребенка, всегда сопровождается фантазированием на тему своих занятий, охотно обсуждается. У ряда больных св