Синдром по пропедевтике внутренних болезней

Терапия (греч. therapeia – лечение) – область клинической медицины, изучающая происхождение, проявления, диагностику, лечение и профилактику внутренних болезней.

Пропедевтика (от греческого слова propaideuo – введение, предварительное обучение) – вводный курс о внутренних болезнях, изучающий вопросы диагностики, сбора анамнеза, объективного обследования больных, симптоматики болезней.

В настоящее время в связи с техническим прогрессом многие методы клинического обследования отошли на второй план.

Как бы не совершенна была дополнительная диагностика – она не может и не должна заменить мастерство врача, основанное на общении с пациентом, на основных методах объективного и субъективного обследования.

Поэтому без знания основ обследования больного нельзя поставить правильный диагноз, а, следовательно, и правильно лечить. Следует помнить, что не всегда есть возможность быстро сделать инструментальные методы обследования. Казалось бы рутинные методы могут принести бесценную информацию и расширить диагностические возможности.

Пропедевтика учит правильно интерпретировать данные многочисленных дополнительных методов обследования, так широко сейчас применяемых в медицине.

Пропедевтика учит правильно формулировать диагноз, выделять основные синдромы и группировать симптомы.

Пропедевтика в терапии – основной раздел медицинского образования, где закладываются основные навыки обследования больного. От того как Вы освоите основные методы и приемы обследования больного, как научитесь общаться с больными, как научитесь интерпретировать данные лабораторных и инструментальных методов во многом будет зависеть каким объемом информации вы владеете. А чем больше вы знаете о своем больном, тем легче поставить правильный диагноз и подобрать правильное лечение. Полное и тщательное обследование больного – 90 % успеха и еще 10 % – ваши знания, ваш талант, ваш опыт.

Задачи пропедевтики :

– изучение анатомо-физиологических особенностей здорового и больного человека.

– изучение причин болезней

– изучение патологических процессов. Происходящих в организме при той или иной болезни.

– изучение основных клинических симптомов и синдромов болезни.

– изучение методов диагностики

– изучение основных принципов лечения

– изучение неотложных состояний при изучаемых болезнях.

История развития пропедевтики :

Зарождение методов обследования больного уходит к доисторическому периоду. Начало терапии и пропедевтики внутренних болезней связано с зарождением человечества и появлением потребности оказания помощи больному. Тысячелетиями накапливался опыт наблюдения над признаками болезни. Первые попытки объяснить сущность заболеваний принадлежат Древнекитайским врачевателям. (первое описание свойств пульса ).

В 5 веке до н.э. базой для развития диагностики явилась медицина Древней Греции. Родоначальником клинической медицины считают Гиппократа – он рассматривал человека как единое целое, связанное с окружающей средой. С его именем связано понятие «наблюдение за больным в постели », он выслушивал легкие, ощупывал печень, первым сформулировал принцип медицины – не навреди.

Большой вклад в развитие диагностики внес Авиценна (к. 1 века н.э ) – свои взгляды на диагностику болезней он сформулировал в трактате « Канон врачебного искусства» – описал разновидности пульса, дал все применяемые сейчас характеристики пульса .

Ученый эпохи Возрождения Парацельс (15 век ) считал, что никто не может стать врачом без науки и опыта.

В дальнейшем диагностика обогащалась новыми методами исследования и описанием новых симптомов.

Предложена термометрия (де Гаен ), перкуссия (Аугенбруггер ), аускультация (Лаэннек ), метод систематичного расспроса пациента (М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов ), пальпация брюшной полости (В.П. Образцов, Н.Д. Строжеско), измерения АД (Н. Коротков ).

Дальнейшее развитие диагностики как науки связано с именами М.Я. Мудрова – отца внутренней медицины (впервые в истории ввел расспрос больных и предложил схему истории болезни, подчеркивал, что лечить нужно не болезнь, а больного, высказывал мысль об индивидуальном лечении, во главу угла ставил выявление причины заболевания ).

Г.А. Захарьина – отмечал связь человека и окружающей среды, впервые применил лабораторные и инструментальные методы обследования, рассматривая их как вспомогательные.

С.П. Боткин – основоположник направления нервизма – при изучении патогенеза нужно изучать физиологические связи организма.

Описание симптомов разных болезней связано с именами отечественных клиницистов Г.Ф. Ланга (гипертоническая болезнь ), В.П. Образцова и Н.Д. Строжеско (ИБС, стенокардия, инфаркт миокарда ), В.Х. Василенко (хроническая сердечная недостаточность).

Читайте также:  При одной из форм синдрома фанкони нарушение образование костной ткани

В конце 19 века начали внедряться лабораторные и инструментальные методы обследования, рентгенография и рентгеноскопия (Рентген желудочное зондирование (А. Куссмауль ), бронхоскопия (Х. Киллиан ), цистоскопия и ректоскопия ( М. Нитце), в 1903 – ЭКГ (Эйнтховен ), 1905 – Н. Коротков – метод измерения АД, функциональная диагностика почек (С.С. Зимницкий ), в 1970 -1990 годы компьютерная томография, ЯМР, МРТ, коронарография.

Совершив краткий экскурс в историю, узнав, что изучает пропедевтика с сегодняшнего дня для Вас начинается изучение болезней, методов диагностики и принципов лечения больных…

Болезнь (morbus ) – патологическое состояние организма, связанное с повреждением органов и тканей патогенными факторами.

На протяжении длительного времени существовало множество различных определений понятия болезнь. На заре человечества болезнь рассматривали как действие демонической силы, в период Средневековья – болезнь рассматривали как божье наказание.

В 19 веке существовали более научно- обоснованные определения понятия «болезнь» –

– нарушение функции, в следствии которой наступает угроза жизни (нем. ученый Ашофф);

– реакция организма на вредно действующее влияние внешней среды (С.П. Боткин);

– болезнь – стесненная в своих обстоятельствах жизнь (К. Маркс);

– болезнь – реакция организма на его повреждение (В.Х. Василенко).

В настоящее время

Болезнь– нарушение жизнедеятельности организма, возникающее в ответ на действие чрезвычайных раздражителей внешней и внутренней среды через посредство нервной системы.

ВОЗ: «Болезнь – это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим и частным снижением приспособленности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного»

Острая болезнь – начинается внезапно и длится недолго.

Хроническая болезнь – длительное, затяжное течение с периодами обострения и ремиссии.

Этиология– наука о причинах возникновения болезни.

Причины болезни :

– физические (ионизирующее излучение, термическое воздействие, механическая травма )

– генетические (наследственные )

– химические (воздействие кислот, щелощей, ядов )

-биологические (микроорганизмы, эндогенные вещества )

– социальные (вредные условия труда, недостаточное питание, неполноценное питание, алкоголь, курение, психические перегрузки ).

– сочетание различных факторов.

Одни и те же факторы у разных людей могут вызывать развитие болезни или не вызывать развитие болезни.

В возникновении болезни важное место занимает индивидуальная способность конкретного человека отвечать на внешние факторы воздействия. Возникновение болезни зависит от индивидуальной реактивности организма (способности организма противодействовать факторам, вызывающим болезнь).

Примеры :

– холера

– ОРВИ

– отравление ядами при длительной сенсибилизации.

Патогенез– (pathos – страдание, genesis – зарождение) – учение о механизмах развития болезней , развивающихся патологических процессах, течении и исходе заболевания.

Различают фазы патогенеза:

– воздействие этиологического фактора

– пути распространения этиологического фактора в организме

– характер патологических изменений в тканях и системах организма

– исход болезни.

Патогенез изучает так же стадии течения болезней :

– доклиническая стадия – отсутствие клинических симптомов болезни

– продромальная стадия – первые неспецифические проявления болезни

– развернутая клиническая стадия – клинические симптомы, характерные для определенного заболевания.

– исход заболевания (выздоровление, смерть, переход в хроническую форму.

Для многих болезней характерным является чередование нескольких стадий:

Ремиссия – (греч – понижение, уменьшение) – временное уменьшение проявлений болезни.

Рецидив – (греч – возвращение) – возврат болезни после относительного клинического благополучия.

Зная патогенез болезни, можно прогнозировать клиническую картину и успешно вмешиваться в ее развитие, ломая те или иные звенья патологического процесса при помощи лечения. Современная терапия является преимущественно патогенетической.

Каждая болезнь характеризуется типичными симптомами и синдромами.

Симптом– признак болезни.

Кашель – признак бронхита

Жажда – признак сахарного диабета

Одышка – признак сердечной недостаточности.

Различают симптомы субъективные и объективные.

Субъективные симптомы – ощущения пациента (жалобы больного ) : боль, тошнота, головокружение.

Читайте также:  Умер из за синдрома wpw

Объективные симптомы – симптомы, выявляемые при обследовании пациента- отеки нижних конечностей, увеличение печени, увеличение селезенки, шумы в сердце, повышенное АД, тахикардия, болезненность при пальпации.

Многие симптомы названы именами описавших их ученых : симптом Ортнера, симптом Грефе, симптом Щеткина, симптом Менделя, симптом Боаса.

Часто одинаковые симптомы характерны для разных болезней.

Одышка – признак бронхиальной астмы и сердечной недостаточности.

Симптомы с одинаковым патогенезом группируются в синдромы .

Синдром– совокупность тесно связанных между собой симптомов, отражающих те или иные патологические изменения в органах и системах.

– Отечный синдром= отеки, асцит, анасарка, трофические изменения кожи), –

-Бронхоспастический синдром= удушье, кашель, сухие хрипы),

-Синдром шока = слабость, снижение АД, влажность кожных покровов, нитевидный пульс ),

– синдром желтухи = иктеричность склер и кожи, светлый цвет кала, темная моча, кожный зуд, увеличение печени.

В настоящее время известно более 1500 синдромов

Диагностика ( греч. diagnostikos – способный распознавать ) – наука о распознавании болезней.

Диагностика состоит из 3 этапов :

1. выявление симптомов

2. объединение симптомов в синдромы

3. формирование диагноза на основании характерного сочетания синдромов.

Выявление первых признаков заболевания, раннее распознание болезни – основные задачи фельдшера.

Диагноз – заключение врача/фельдшера о сущности заболевания.

Диагноз всегда динамичен, может изменяться вместе с развитием болезни. Важнейшим правилом диагностики является наблюдение за симптомами болезни в динамике, во времени.

Виды диагноза:

– предварительный диагноз – ставится при наличии частичной информации, полученной при субъективном и объективном обследовании пациента.

– дифференциальный диагноз – это исключение всех предположительных диагнозов, имеющих сходство с данным диагнозом по отдельным симптомам.

– окончательный диагноз – выставляется когда имеются все данные о пациенте, в том числе и данные лабораторных и инструментальных методов обследования, после проведения дифференциальной диагностики.

Структура диагноза :

1. Диагноз основного заболевания

2. Осложнения основного заболевания

3. Сопутствующие диагнозы.

Пример :

Основное заболевание : ИБС. Острый инфаркт миокарда .

Осложнения основного : Пароксизм желудочковой тахикардии.

Аритмический шок.

Сопутствующие : Сахарный диабет 2 типа.

ЖКБ. Хронический холецистит.

Лечение – комплекс мероприятий, направленных на устранение патологии и восстановлении е здоровья.

Основные методы лечения :

А ) по технике :

Оперативное – оперативное вмешательство

Консервативное – все методы, кроме оперативного вмешательства.

Б ) по исходу :

Радикальное – устранение причины заболевания.

Паллиативное – облегчение течения заболевания.

В ) по механизму :

Этиологическое – направленное на устранение этиолгического фактора (гормоны при аутоиммунных заболеваниях, при недостаточности функции органа , антибиотики – при инфекционных заболеваниях).

Патогенетическое – направленное на механизмы развития заболевания (сердечные гликозиды при сердечной недостаточности ).

Симптоматическое – направленное на устранение отдельных симптомов (противокашлевые препараты при кашле, обезболивающие при боли, диуретики при отеках ).

Виды лечения :

Диетотерапия – лечение питанием

Лечение режимом

Хирургическое лечение

Медикаментозное лечение – лечение с помощью лекарственных препаратов

Физиотерапевтическое лечение – лечение с помощью физических факторов (эл ток, воздух, вода, магнитное поле ).

Методы очищения (гемосорбция, плазмаферез, гемодиализ)

Психотерапия

Фитотерапия

Рефлексотерапия.

Источник

Материалы по пропедевтике

Основы семиотики заболеваний внутренних органов, Струтынский, 240с. (много рисунков и схем, 2013 год), pdf и djvu форматы
Пропедевтика внутренних болезней, Гребнев, учебник, 2001г, 592с. (почти без рисунков)

М.Затурофф. ”Симптомы внутренних болезней” (Атлас). Очень хороший, много примеров.
Если у вас есть в лучшем качестве – смело выкладывайте.

Внутренние болезни – Е. Браунвальд, К. Дж. Иссельбахер, Р. Г. Петерсдорф

Год выпуска: 1993
Автор: Е. Браунвальд, К. Дж. Иссельбахер, Р. Г. Петерсдорф
Жанр: Внутренние болезни
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы

Описание: В книге 1 «Внутренние болезни» освещены введение в клиническую медицину, количественные аспекты клинического.мышления. Рассмотрены различные вопросы механизмов возникновения и проявления боли: физиология и устранение боли, болевые ощущения в области грудной клетки и брюшной полости, головная боль. Изложены изменения функций нервной системы, а также температуры тела, причины, вызывающие эти изменения, их последствия.

Читайте также:  Синдром холестаза у кого был

Внутренние болезни – Шишкин А. Н. – Учебник

Год выпуска: 1999
Автор: Шишкин А. Н.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Книга представляет собой учебник по основам пропедевтики внутренних заболеваний. Основное внимание уделено распознаванию внутренних болезней, их семиотике, правильности постановки диагноза. Материал представлен в форме лекций, облегчающих восприятие отдельных тем. Структура построения учебника соответствует программам высшей школы при подготовке студентов медицинских факультетов.
Для студентов, интернов, ординаторов, врачей общей практики, всех специалистов, интересующихся проблемами диагностики и терапии внутренних заболеваний.

Восстановление щитовидной железы – Ушаков А.В. – Руководство для пациентов

Год выпуска: 2008
Автор: Ушаков А.В.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Необходимость издания книги «Восстановление щитовидной железы» руководства для пациентов возникла, когда я понял что мои консультации и беседы с пациентами во время процедур стали превращаться в лекции.

Диагностика и терапия неотложных состояний в клинике внутренних болезней – Мартынов А.А. – Учебное пособие

Год выпуска: 2000
Автор: Мартынов А.А.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Данное учебное пособие “Диагностика и терапия неотложных состояний в клинике внутренних болезней” освещает широкий круг заболеваний человека, диагностические приемы и профаммы неотложной помощи в кардиологии, пульмонологии, а также коматозных состояний и других синдромов (ДВС-синдром, инфекционно-токсический шок и др.). Несомненное достоинство книги — анализ новых методик, научные разработки, представленные в алгоритмах, схемах и таблицах, сведения о современных лечебных мероприятиях. Книга “Диагностика и терапия неотложных состояний в клинике внутренних болезней” окажет большую помощь в профессиональной подготовке студентов, а также послужит хорошим пособием для повышения квалификации врачей, даст ответы на многие сложные вопросы, порождаемые клинической практикой.

Внутренние болезни в вопросах и ответах – А.А. Ковалев – Учебное пособие

Год выпуска: 2004
Автор: А.А. Ковалев
Жанр: Внутренние болезни
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Учебное пособие “Внутренние болезни в вопросах и ответах” написано преподавателями кафедры факультетской терапии Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии при участии сотрудников городской многопрофильной больницы № 2 Санкт-Петербурга. Книга представляет собой систематизированный вопросник по основным разделам внутренней медицины. После каждого вопроса следует конкретный ответ, сочетающий базисную информацию с современными аспектами обсуждаемой проблемы. Структура книги “Внутренние болезни в вопросах и ответах” позволяет использовать ее как для самообучения, так и для самоконтроля по приведенному материалу.

Справочник Харрисона по внутренним болезням – Харрисон Т.Р.

Год выпуска: 2005
Автор: Харрисон Т.Р.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: HTML
Качество: eBook (изначально компьютерное)

Описание: “Справочник Харрисона по внутренним болезням” – это новейшее издание всемирно известного харрисоновского справочника по внутренним болезням, который в течение многих лет является международным бестселлером. В справочнике Харрисона по внутренним болезням кратко изложены ключевые вопросы клиники, диагностики и лечения всех внутренних заболеваний, включая кожные и инфекционные болезни, эндокринопатии, онко-, невро- и психопатологию. Справочник Харрисона по внутренним болезням рассчитан на практикующих врачей всех специальностей и студентов медицинских вузов всех факультетов.

Внутренние болезни – Маколкин В.И. – Учебник

Год выпуска: 2005
Автор: Маколкин В.И., Овчаренко С.И.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: PDF
Качество: OCR

Описание: 4-е издание получило высокую оценку – учебнику “Внутренние болезни” была присуждена премия Правительства РФ в области образования за 2002 г. Это лишний раз убедило авторов в правомерности избранного подхода к изложению фактического материала, направленного на скорейшее формирование у студентов клинического мышления. Авторы убеждены, что учебник для медицинских вузов “Внутренние болезни” не должен представлять собой лишь чисто информационное издание, задача учебника “Внутренние болезни” – научить студента пользоваться этой информацией у постели больного человека.

Лекции по пропедевтике, кратко, удобно для подготовки к экзамену

пропедевтика детских болезней, презентации

Отредактировал администратор, 25 дек 2013 в 16:28.

В.В. Мурашко (Электрокардиография)

Б.С.Шкляр (Диагностика внутренних болезней)

Источник