Синдром понедельника и как его избежать

Синдром понедельника и как его избежать thumbnail

Педагогический лекторий в 5 классе« Синдром «понедельника» у пятиклассников и как его избежать. Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»

«Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом , как если бы от этого зависела Ваша жизнь.»Jl. Кьюои

Цель: сформировать у родителей представление об особенностях адаптации пятиклассников к новым условиям обучения

Задачи собрания:

1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе и с понятием синдром «понедельника»

2 . Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Форма проведения собрания: беседа, дискуссия

План проведения собрания:

I Анкетирование родителей

II Раскрытие понятия синдром «понедельника»

III Особенности адаптации пятиклассников

IV Рекомендации для родителей

V Заключительное слово

Ход собрания

Учитель: «Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня у нас важная тема для обсуждения. Ваши дети перешли в пятый класс. Какие-то трудные моменты в их учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе».

I Анкетирование родителей

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

Анализ результатов, обсуждение

II Раскрытие понятия синдром «понедельника»

Учитель: «Общеизвестный факт — утро задает тон всего дня. Но каким может быть утро, если это утро понедельника? Как пелось в общеизвестной песне из не менее известного фильма: «Им бы понедельники взять и отменить!».И речь идет не о первом понедельнике после каникул или отпуска, что само по себе стресс для организма, а о самом обычном понедельнике, в мае или в декабре, не важно. Оказывается, многие люди страдают от так называемого «синдрома понедельника». Постоянная усталость, которая не проходит даже при длительном отдыхе, является признаком такого заболевания, как синдром хронической усталости. Особенно часто синдрому подвержены офисные работники, деятельность которых однообразна, но требует постоянной концентрации. Синдром хронической усталости угнетает нервные центры торможения, и возникает состояние «работа даже снится». Со временем синдром хронической усталости формирует зоны застойного напряжения, из-за которых развиваются другие заболевания, в первую очередь нервной и сердечно-сосудистой системы. Люди, подверженные синдрому, выглядят вялыми, всегда неважно себя чувствуют, не испытывают сильных эмоций. Их реакции притупляются, внимание рассеивается, что может привести к несчастному случаю или производственной травме.

Психологи синдром «понедельника» объясняют двумя аспектами:

– это то, как мы отдыхаем, умеем ли мы восстановить свои силы за выходные;

– это мотивация, зачем мы встаем в понедельник, идем ли мы на любимую или нелюбимую работу или учебу. Многие начинают придумывать причины, по которым можно пропустить работу или учебу: болезни, отгул, чтобы хоть немного продлить двухдневный отдых. Но мы не можем избавляться от работы или учебы только потому, что нам так захотелось.

Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. Ребёнок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряжённости, настороженности.

Чтобы легче перенести наступление синдрома «понедельника», кроме мотивации, специалисты советуют, с самого утра окружить себя приятными вещами, приятными событиями. Начинать день, к примеру не с противного будильника, а с любимой мелодии. Обязательно уделить пять минут тому, чтобы включить тело, разбудить тело. Это могут быть потягивание, пробежка, растяжка тела. А еще провести маленький ритуал входа в новый неделю. Например, просмотреть свои планы за вкусной чашечкой чая, спланировать, что хорошего я сделаю для себя на этой неделе.

Научитесь мыслить позитивно, красиво отдыхать, полюбите свою работу или учебу и тогда Понедельники вам не страшны!

III Особенности адаптации пятиклассников

Учитель: «Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идёт. Вопрос только в том, сколько времени уйдёт у ребёнка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен .Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Рассмотрим признаки успешной адаптации:

– удовлетворённость ребёнка процессом обучения;

– ребёнок легко справляется с программой;

– степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

– удовлетворённость межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

– усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;

– нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

– стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

– нежелания выполнять домашние задания.

– негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

– жалобы на те или иные события, связанные со школой.

– беспокойный сон. – трудности утреннего пробуждения, вялость.

– постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Причины плохой адаптации в 5-м классе:

1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.

2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Работа в адаптационный период строится с учётом физиологических изменений, протекающих у данной возрастной категории учащихся.

Возрастные психологические особенности пятиклассников 

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника симптомы что это такое

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь – от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм -первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я

Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную стабильность.
Большую роль в адаптации детей играю анатомо-физиологические особенности подростков 11-15 лет. 
Специфика подросткового возраста определяет прежде всего биологическим фактором – процессом бурного полового созревания. Этот период. Начавшийся в 10-11 лет у девочек и в 11-12 лет у мальчиков, продолжается в среднем от3 до 5 лет и заканчивается наступлением половой зрелости. Процесс полового созревания протекает под контролем нервной системы и при участии желез внутренней секреции.
У девочек изменяется форма скелета, таз расширяется, иначе распределяются мышечная и жировая ткань, фигура приобретает женские очертания.
У мальчиков в процессе взросления меняется голос, меняется работа половых органов. Интенсивный рост скелетных мышц идет в условиях тканевой и кислородной недостаточности. Организм испытывает перегрузки. Подросток быстро утомляется, у него снижается выносливость.
У подростка 11-13 лет снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и вовсе не означает, что ребенок ленив, слаб в интеллектуально или обладает плохим характером. Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой.
Так как . социальное и биологическое созревание у подростка идет параллельно и взаимосвязано, то установившееся в 8-9 лет личностная гармония претерпевает сокрушительные изменения. В этом и состоит трудность переходного возраста как для самой личности, так и для окружающих людей.
В 11-13 лет подросток пытается определить свою роль и место в социуме. В общении на первое место выходит налаживание контактов со сверстниками. Самоощущение в среде одноклассников, товарищей по секции, кружку, тусовке становится определяющим. Потребность в признании и самоутверждении тоже реализуется в среде сверстников. Подросток старается найти вне школы новую сферу для реализации своей потребности.

Возрастные особенности младшего подростка:

– потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;

– повышенная утомляемость; – стремление обзавестись верным другом;

– стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;

– повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;

– стремление отмежеваться от всего подчёркнуто детского;

– отвращение к необоснованным запретам;

– восприимчивость к промахам учителей;

– переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдалённом будущем;

– ярко выраженная эмоциональность;

– требовательность к соответствию слова делу;

– повышенный интерес к спорту

Среди физиологических проблем пятиклассников необходимо обратить внимание на следующие моменты:

~ изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

~ быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

~ изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью

Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления»

1. Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.

2. Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.

3. Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.

4. Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и вне учебные контакты.

5. Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.

6. Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе)

IV Рекомендации для родителей

Рекомендации для прохождения успешной физиологической адаптации:

1.Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.

2.Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

3.Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.
4 Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т.д.
5 Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.
6.Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

Рекомендации для прохождения успешной психологической адаптации:

1. Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

2.Обязательное проявление родителями интереса к школе , классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. 

3.Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

4.Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

5.Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

6.Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

Читайте также:  Синдром только что родившегося ребенка уход

7.Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Родителям следует применять следующие правила общения:

  • Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.

  • Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о хорошем, что ждет его, если вести себя правильно.

  • Почаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, Вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать  или сделать.

  • Давайте ребенку отдых от Ваших внушений.  По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 – в увещевательном, 50 раз – в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.

  • Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать.

  • Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Взрослые часто не замечают что–то хорошее, но сразу же реагируют на ошибки и проступки. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов.

  • Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…

  • Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со взрослого.

  • Формируйте положительную самооценку: «Я – умный», «Я – смелый», «Я все могу».

  • Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь!

  • Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!

  • ВНИМАНИЕ! Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день!

V Заключительное слово (подведение итогов)

Учитель: «Наше собрание подошло к концу. Я желаю вам, чтобы ваши дети успешно адаптировались к новым условиям обучения, показали высокие результаты в учебной деятельности. А вы послужили им хорошей опорой. Спасибо за внимание»

Источник

Светлана Мерченко выясняла, почему мы откладываем на завтра то, что можно сделать сегодня

«Начну с понедельника!» — так мы уговариваем себя заняться разными делами: зарядкой, диетой, написанием реферата, оформлением документов, разбором завалов, изучением иностранного языка… А в понедельник почему‑то случается что‑то срочное, важное, неотложное и никак не запланированное, которое рушит все наши планы. Но, в конце‑то концов, немного времени — и наступит новый понедельник! Существует даже научный термин обозначающий привычку откладывать дела на потом – «прокрастинация».

Кто‑то постоянно «тянет резину», кто‑то откладывает дела в долгий ящик, кто‑то тешит себя иллюзией, что всё рассосётся само собой. Дела накапливаются, сроки поджимают, здравый смысл на пару с внутренним голосом говорят, что пора начинать, но… Что это за «но», которое мешает нам действовать разумно и расчётливо? В первую очередь в голову приходит слово «лень». Лень-матушка, которая родилась вперед нас. «Не сейчас, потом, еще успею, потом будет лучше, еще, значит, не время»,— да мало ли можно придумать отговорок? Но за неопределенным термином «лень» может скрываться что‑то совсем другое, плохо осознаваемое. Одна моя знакомая 4 года не могла оформить сертификат на материнский капитал, просто откладывая это на «потом», хотя деньги в семье были совсем не лишними. Сын друзей второй год пишет резюме, чтобы устроиться после университета на работу — тянет время, находя какие‑то причины и оправдания. Я сама далеко не пример в этом деле: у меня тоже есть определенные задачи, которые выполнять надо (и все равно придется), но не хочется. Завтра или, лучше, в понедельник, их сделать будет проще, легче, сподручнее. Самообман? Да. Зачем он нам, что скрывает за собой промедление и как избавиться от прокрастинации?

Промедление и страх быть неуспешным

«Всю ночь к экзамену готовился!» — кому не доводилось в студенческие времена говорить или слышать подобное? Как будто не было известно, когда будет экзамен и что сдавать его все равно придется? Тем не менее добрая часть студентов действовала по этому принципу. Квартальный отчет надо сдать в определенное время, годовой отчет тоже пишется не к первому мая — все даты и сроки заранее известны, так почему мы дотягиваем все до последнего момента? Ольга, преподаватель экономики в одном из вузов, вспоминает: «С одной стороны, я всегда была перфекционисткой, мне важно было быть успешной и не опозориться, а с другой стороны, я вечно все затягивала. Вот однажды, после моего выступления, подходит уважаемый мною коллега: «Блестящее выступление на конференции! Поздравляю!» Я, смущаясь, отвечаю: «Ой, что Вы, я так волновалась, за 5 минут до начала не знала, с чего начну и чем закончу, в этой суете времени ни на что не хватает. Было бы время подготовиться нормально, было бы совсем другое дело!» Тут‑то он по‑отечески и поведал мне, что это обычная отговорка тех, кому страшно провалиться, особенно если потратил на подготовку достаточно сил и времени. А так, есть отговорка — времени не было. Я сначала пыталась спорить, а потом поняла, что так оно, по сути, и есть».

Почему мы так делаем?

Мы оттягиваем начало исполнения какого‑либо дела, боясь за его результат. Боимся быть некомпетентными, неуспешными, глупыми, смешными и, чтобы не испытывать этих неприятных чувств, заранее готовим себе оправдание: «Это не я глупый, некомпетентный, неуспешный. Это мне просто времени не хватило». Такая вот нехитрая защитная реакция, самообман, смягчающий удар по самолюбию, часто может быть причиной прокрастинации.

Промедление и «героизм»

Одни всю ночь готовятся к экзамену в надежде на везение, другие гордо рассказывают о том, что «всю ночь писали статью, чтобы не подвести редактора». Думаю, каждый за свою жизнь вспомнит пару рассказов о том, как некая мать-героиня «всю ночь шила костюм на новогодний утренник своему ребенку» и так далее. Есть такая категория людей, к которым я могу отнести и себя, которые сначала дотянут до последнего, а потом нарываются на подвиги — «Отступать некуда, за нами Москва!» Все горит, кипит, взрывается, и дело спорится! Но для людей с такой мотивацией самое главное — потом ненароком рассказать о своем «подвиге» куче народа, чтобы поймать одобряюще-восхищенный взгляд: «Ну, ничего себе!»

Почему мы так делаем?

Как известно, «нет ничего более легкого, чем быть занятым, и нет ничего более трудного, чем быть результативным». Откладывая дела в долгий ящик, а потом, ставя рекорды по их выполнению, мы получаем заряд адреналина, ощущение жизни и нужности. Ведь без нас все пропадет! Что ж, еще один вид самообмана. Налет героизма проходит сам собой, когда понимаешь, что это всего лишь неумение планировать время.Осознание этого может помочь в борьбе с прокрастинацией.

Промедление и перекладывание ответственности

Люди, которым свойственно промедление, в большей степени надеются, что «потом» им кто‑то или что‑то поможет, дело сделается само или вообще рассосется за ненадобностью. И знаете, иногда так и случается! Хорошо запомнила, как однажды зачет по политологии добросовестная часть нашей группы получила «автоматом», готовя длинные рефераты, а другим его позже поставили лишь за то, что пришли послушать в институте предвыборную агитацию какого‑то депутата. Вот обидно было первым! Эти периодические успехи подкрепляют уверенность, что не надо торопиться. Что дело должно «отстояться», ведь недаром же говорят: «Семь раз отмерь, а один отрежь». Поэтому ремонт в квартире надо делать постепенно, не спеша: год любоваться на обои в рулонах, лежащие в углу,— не разонравился ли рисунок, тщательно рассматривать плитку каждый вечер и так далее. Также можно бесконечно долго искать вдохновение для исполнения бюрократических процедур: оформления документов, фотографирования на паспорт и так далее. Еще одна извечная категория «завтраков» — это спорт и занятие саморазвитием. «Я каждый год даю себе обещание начать бегать по утрам,— рассказывает мой знакомый Денис, менеджер (40 лет).— Дети с женой уже смеются, но я не теряю надежды. Я даже специально им вслух про это говорю, чтобы потом стыдно было не начинать, но почему‑то не получается… то ребенок всю ночь беспокоил, то клиенты с утра позвонили, то дождь сильный, в общем, то одно то другое, все мешают, а я все не оставляю надежды. Спорт — это важно!»

Читайте также:  Лихорадка с почечным синдромом возбудитель

Почему мы так делаем?

Ища внешние причины своих неудач, мы не берем ответственности за свою жизнь: обстоятельства мешают, мы тут ни при чем. Если сравнить две фразы: «У меня не хватает времени на занятия спортом» и «Я не могу найти время на занятия спортом», то сразу чувствуется разница. В первом случае некое время виновато, что его нет, а во втором — именно я, потому что не могу его найти. Придерживаясь стратегии внешнего обвинения, никогда не научишься хоть частично управлять временем и жизнью, и побороть прокрастинацию будет очень сложно. Ответственность человек либо берет, либо кому‑то отдает.

Промедление как агрессия

Наверное, многим покажется знакомым диалог: «Убери в комнате!» — «Ага, только передачу досмотрю!» — «Ты убрал в комнате?» — «Нет, я уроки делаю!» — «В комнате убрал?» — «Сейчас уберу, только немного посижу в Сети!» И так до бесконечности. Отговорок, важных дел и причин может быть бесконечно много — это знают все родители. И жены, которые вдохновляют мужей на хозяйственные дела, решая потом, что самой сделать быстрее. И мужья, просящие жен пришить пуговицу и погладить рубашку. Мы все знаем, что после очередного: «Ага, потом» будет буря, ураган, торнадо! Но почему- то заветное «потом» все не наступает… А может, нам этого и надо? Дело, которое нужно сделать, в большей степени необходимо не вам, а другому. И, медля, мы бессознательно показываем свою власть, зная, что другому наша проволочка не понравится. Это скрытая форма выражения агрессии, ведь нас просят на законных основаниях. У нас нет видимого повода и права отказаться, но дело‑то нужно другому, не мне. Прямо как в старом анекдоте, в котором жена просит мужа вынести елку первого мая.

Почему мы так делаем?

Затягивание с выполнением просьб, зачастую связано с проявлением власти и неосознанной агрессии в их адрес. Мы знаем слабые места людей, но не можем найти мотивацию, чтобы сделать то, о чем нас просят. Даже «буря» в наш адрес может сработать в обратном направлении: теперь есть все основания обидеться и не выполнять просьбу, затягивая ее дальше. Ведь это нужно не мне.

Промедление как стиль жизни

«О, это моя тема,— признается Елена (35лет), балетмейстер.— Это стиль жизни. Во главе всего — лень. Банально, но чтобы что‑то «сделать-поменять», нужны внутренние силы и мотивация. Я часто жду помощи от кого- то. Даже будучи отличницей в школе, всегда хотела у кого‑нибудь списать или чтоб подсказали. Для этого оттягивала момент начала дела, чтобы потом был повод сослаться на «не смогла», «не успела», «помешали». Сейчас понимаю, что откладывание насущных дел — как мазохизм. Больше сил тратится на страдания «ой, надо еще то‑то сделать», чем на само мероприятие. Или как садизм — наказание своими страданиями близких, которым приходится выслушивать всё это. Да, промедление — это проблема. Но что делать, я не знаю…»

Почему мы так делаем?

От промедления как психологической проблемы страдает и сам человек, и окружающие его люди. Иногда в тенденции откладывать дела на «потом» просматривается какой‑либо ведущий мотив, иногда смешиваются несколько. Борьба между «хочу» и «надо» продолжается всю жизнь, и победа бывает у разных сторон.

В борьбе с промедлением

Как бороться с прокрастинацией? Умение управлять временем очень важно для любого человека, который стремится жить осознанно и влиять на обстоятельства своей жизни. Если вам свойственно откладывание неприятных дел, то  вам может помочь проверенный и действенный метод. Дуайт Дэвид Эйзенхауэр — американский государственный и военный деятель, генерал армии, 34‑й президент США, наверняка был человеком занятым. И для наиболее эффективного освоения времени, он стал распределять все текущие дела на 4 квадрата, выделив два ведущих аспекта,— это важность дела и его срочность. При этом нужно не путать, чем одно отличается от другого.

Синдром понедельника и как его избежать

Важность: универсальный критерий важности дела — это степень последствий. То есть надо представить, что будет, если я не сделаю дело «А», и что будет, если я не сделаю дело «Б». Если степень последствий больше, значит, дело важнее. Например, если я не успею утром заправить постель, последствия будут одни, а если не успею выгулять собаку — совсем другие. Значит, утренняя прогулка с собакой — дело более важное, чем приведение кровати в приличный вид. Исполнитель должен сам определить, какое дело более важное, потому что все нюансы известны только ему.

Срочность: критерий срочности — это срок наступления последствий. То есть мы определяем, когда наступят эти последствия. Если я утром не полью цветы, последствия наступят, но не сразу, а если не успею погладить мужу рубашку — то очень быстро. Поэтому более срочное дело — гладить рубашку. Срочность также определяет сам исполнитель. Научиться распределять текущие дела по приоритетам несложно, надо только немного потрудиться. Этот навык поможет как бизнес-леди, так и домохозяйке. Правда, вопрос еще в том, как заставить себя им пользоваться. Ответ банален: «Собраться с силами и взяться за ум!». Поначалу может быть сложновато, но… как сильно вы хотите все успевать? Итак, учимся планировать и расставлять приоритеты.

В первую очередь! Дела Важные и Срочные делаются самыми первыми. Последствия велики, и они наступят скоро, медлить тут нельзя. Если таких дел много и они приходят неожиданно, то у человека возникает ощущение жизни в цейтноте, стрессе, он чувствует себя как белка в колесе, что совсем не полезно. И одной из важных причин такого количества срочных и важных дел и является промедление. Например, я знаю, что если не заплачу до двадцатого числа за кредит — будет большой штраф. Первого числа это дело важное, но не срочное, а девятнадцатого становится и важным, и срочным! Вывод: сделал дело — гуляй смело!

Делаем планомерно! Дела Важные и не Срочные: если у вас таких большинство, значит вы хороший менеджер. Вы умеете оплачивать счета своевременно, не затягиваете до последнего и действуете осознанно. Небольшая рекомендация: не забывайте расставлять промежуточные контрольные сроки.

Перепоручаем! Дела не Важные, но Срочные: степень последствия от их невыполнения будет не такой глобальной — никто не умрет, не заболеет, ничто не сорвется. Но результат не заставит себя долго ждать. Такие дела принято делегировать, чтобы сэкономить время. Например, подчиненным, детям, мужу — кому угодно. Можно попросить или потребовать — в зависимости от ситуации. Если у вас в голове живет идея о том, что «лучше меня никто не сделает, все равно переделывать придется», значит, этот навык надо развивать.

Не делаем вовсе! Дела не Важные и не Срочные: это, как правило, и есть поглотители времени. Ненужные звонки, отвлечения, болтовня, «зависание» в компьютере и так далее. Их надо сводить к минимуму, но любители все отложить «до понедельника» именно тут и черпают свой ресурс, занимаясь никому не нужными делами.

Morgen, morgen…

Я никогда не любила мыть посуду. И в детстве на все мамины просьбы неизменно отвечала «потом» или «завтра помою». И также неизменно слышала в ответ: «Morgen, morgen, nur nicht heute, sagen alle faulen Leute». Я знала, что это переводится так: «Завтра, завтра, только не сегодня, говорят все ленивые люди». Как я не любила эту фразу — еще больше, чем мыть посуду! Но, надо признаться, что немцы правы, именно так все ленивцы говорят!

Источник