Синдром поражения зоны тро левого полушария включает акалькулию

Синдром поражения зоны тро левого полушария включает акалькулию thumbnail

Акалькулия — это обобщающее понятие, включающее разнообразные нарушения понимания чисел и совершения арифметических действий. Проявляется зрительным/слуховым неузнаванием цифр, непониманием понятия число, числовой разряд, невозможностью последовательно выполнять вычисления. Диагностируется на основании клинических особенностей, результатов неврологического, психиатрического осмотра, арифметического тестирования, церебральной томографии. Лечение проводится в отношении базового заболевания, реабилитация включает специальные занятия по восстановлению арифметических способностей.

Общие сведения

Существование специального центра счёта в головном мозге человека было описано в начале XIX века. Сначала медики предполагали, что он расположен в лобной доле, затем определили его локализацию на стыке теменной и затылочной долей доминантного полушария. В 1926 году немецкий физиолог Ганс Бергер предложил термин «первичная акалькулия» для обозначения расстройств счёта, обусловленных непосредственным поражением счётного центра, для отличия патологии от вторичных нарушений, наблюдающихся вследствие других корковых дисфункций. Нарушения счёта у детей носят частичный характер, зачастую являются результатом недоразвития когнитивных способностей, поэтому в практической неврологии обозначаются термином «дискалькулия».

Акалькулия

Акалькулия

Причины акалькулии

Различные формы патологии связаны с поражением коры теменных, затылочных, височных, лобных долей мозга. Основными этиофакторами, приводящими к патологическим изменениям церебральной коры, являются:

  • Цереброваскулярная патология. Акалькулия может возникать при остром нарушении церебрального кровотока (ишемическом, геморрагическом инсульте), при хронической ишемии мозга, приводящей к постепенно нарастающей сосудистой деменции.
  • Черепно-мозговые травмы. Расстройства калькуляции связаны с ушибом головного мозга, сопровождающимся образованием гематом, участков размозжения мозгового вещества с вовлечением областей коры, которые участвуют в процессе счёта.
  • Нейроинфекции. Наряду с другими когнитивными нарушениями акалькулия сопровождает вариабельные по этиологии энцефалиты, менингоэнцефалиты, энцефаломиелиты.
  • Интоксикации. Поражения мозговой коры возможны при острых отравлениях, хронических интоксикациях, в том числе обусловленных дисметаболическими процессами (гипергликемией, уремией).
  • Опухоли головного мозга. К выпадению корковых функций приводят конвекситальные новообразования (глиомы, менингиомы), внутримозговые опухоли, прорастающие или сдавливающие кору.
  • Дегенеративные заболевания ЦНС: болезнь Крейтцфельдта-Якоба, лейкодистрофии, болезнь Альцгеймера. Акалькулия обусловлена прогрессирующей атрофией церебральной коры.

Акалькулия детского возраста чаще связана с аномалиями развития мозга, перинатальной патологией (гипоксией плода, внутриутробной инфекцией, внутричерепной родовой травмой), наследственными заболеваниями и дисметаболическими синдромами.

Патогенез

Счёт представляет собой сложную многоуровневую функцию высшей нервной деятельности человека. Центр счёта тесно связан с другими зонами коры, без участия которых невозможно его полноценное функционирование. Зрительное «узнавание» цифр происходит благодаря работе зрительной области коры затылочной доли, слуховое — благодаря функционированию слухового центра коры, локализующегося в верхней височной извилине.

Распознавание цифр, совершение вычислений осуществляется при участии памяти, требует определённой концентрации внимания. Решение самых простых математических задач происходит под управлением лобных отделов коры, отвечающих за способность воспринимать абстрактные понятия, осуществлять целенаправленную деятельность.

Этиологические факторы запускают диффузные или локальные сосудистые, воспалительные, посттравматические, дистрофические процессы в структурах мозговой коры, приводящие к дегенерации и гибели нейронов. Акалькулия возникает, когда в патологический процесс вовлекаются корковые зоны, участвующие в реализации функции счета. Поражение центра счёта крайне редко носит изолированный характер, в большинстве случаев сочетается с другими нарушениями когнитивной сферы.

Классификация

С учетом механизма возникновения акалькулия классифицируется на две основные формы: первичную и вторичную. Первичная (специфическая) акалькулия вызвана патологическими процессами в области счётного центра на стыке затылочной и теменной доли доминирующего полушария. Вторичная (неспецифическая) акалькулия возникает при поражении прочих зон коры, участвующих в сложном процессе счёта, бывает четырех видов:

  • Оптическая — нарушение зрительного восприятия цифр. Развивается при патологии затылочных областей церебральной коры. Сопутствует зрительной агнозии.
  • Сенсорная (слуховая) — обусловлена расстройством узнавания звуков и речи. Связана с поражением верхней височной извилины, сочетается с сенсорной афазией.
  • Акустико-мнестическая (амнестическая) — в основе нарушения лежит расстройство слухоречевой памяти при патологических процессах в височных отделах коры. Сопровождается другими нарушениями памяти.
  • Лобная — операции с цифрами невозможны из-за расстройств организации и контроля целенаправленной деятельности (праксиса). Наблюдаются иные проявления апраксии.
Читайте также:  Дети с синдромом алкогольного плода

Симптомы акалькулии

Клинические проявления варьируют в зависимости от формы патологии. Первичная акалькулия характеризуется отсутствием понимания понятия число, числовых разрядов (например, пациенты не видят разницы между числами 152 и 125), невозможностью сравнения чисел, проведения простейших арифметических вычислений. Сочетается с возникающей при поражении теменной области пространственной агнозией, проявляющейся нарушением ориентации «право-лево», «верх-низ», восприятия системы координат и т. п.

Вторичная акалькулия выявляется в сочетании с прочими расстройствами когнитивной сферы: агнозией, апраксией, афазией, амнезией. Оптическая форма проявляется отсутствием или ошибками узнавания изображённых чисел. Больные не могут назвать увиденное число, путают схожие по рисунку цифры (7 и 1, 9 и 6). Сохранено понятие числа, восприятие чисел на слух, способность производить счётные операции в уме. Типична симптоматика зрительной агнозии — неузнавание букв, лиц, изображений предметов. Отмечается дисграфия, дислексия.

Сенсорная акалькулия сопровождает слуховую агнозию — нарушение узнавания звуков, элементов речи. Пациенты не понимают услышанное, говорят много, с перестановкой слогов, повторами, ошибками. Чтение чисел, понимание прочитанных арифметических вычислений страдают в меньшей степени. Акустико-мнестическая форма связана с расстройством объёма восприятия чисел, образов-представлений, затруднённым вспоминанием числа по названию. Характерно увеличение числа ошибок написания цифр под диктовку при увеличении скорости их подачи, большом объёме задания, повышенной зашумлённости. Счёт затруднён, понятие числа, разрядов, структуры счёта сохранны.

Лобная акалькулия проявляется в структуре апраксии. Нарушение касается последовательности выполнения математических вычислений наряду с расстройством деятельности при решении любых поставленных задач. Больной владеет автоматизированным счётом в пределах десятка, пониманием простых чисел, таблицей умножения, но не может оперировать многозначными числами, составить число по предложенным цифрам, найти состав числа, решить пример с простыми числами в несколько действий. Отмечаются изменения психоэмоциональной сферы: импульсивность, лабильность, стереотипность, агрессивность, нарушенное поведение.

Диагностика

Поскольку акалькулия входит в состав комплексных нарушений когнитивной сферы, её вычленение среди ведущих интеллектуально-мнестических расстройств представляет определённую диагностическую сложность. Еще одной задачей является определение формы патологии, диагностика базового заболевания, проявлением которого стала акалькулия. Используются следующие диагностические методики:

  • Сбор анамнеза. Позволяет выяснить, как началось и развивалось заболевание, чем было спровоцировано.
  • Исследование неврологического статуса. Осмотр невролога даёт возможность выявить очаговую симптоматику, предположить локализацию церебрального поражения. У детей обследование включает оценку уровня психического развития. Пациенты с ЧМТ, интракраниальными опухолями дополнительно консультируются нейрохирургом.
  • Осмотр психиатра. Необходим больным с нарушениями психической сферы, помогает дифференцировать когнитивные расстройства от психических заболеваний.
  • Арифметическое тестирование. Направлено на диагностику формы акалькулии. Включает исследование зрительного, слухового понимания цифр, способности запоминать числа, производить вычисления.
  • МРТ, МСКТ головного мозга. Нейровизуализация выявляет характерные для базового заболевания морфологические изменения: посттравматические гематомы, внутримозговые опухоли, очаги воспаления, зону инсульта, дегенеративные процессы. В случае цереброваскулярной патологии назначается УЗДГ, МРТ сосудов головного мозга.

Лечение акалькулии

Терапия направлена на купирование этиопатогенетических механизмов основного заболевания, последующее восстановление утраченных неврологических функций, включая способность оперировать числами. Лечение проводится поэтапно.

Медикаментозная терапия базового заболевания:

  • Коррекция церебральной гемодинамики. При интракраниальных кровоизлияниях применяются антифибринолитики (гамма-аминокапроновая кислота), ангиопротекторы (препараты кальция, этамзилат натрия), при церебральной ишемии — сосудорасширяющие (винпоцетин), улучшающие микроциркуляцию (пентоксифиллин) средства, тромболитики (надропарин).
  • Нейрометаболическая терапия. В различном объёме проводится практически при любых церебральных поражениях. Включает ноотропы, аминокислоты, антиоксиданты, комбинированные средства.
  • Профилактика отёка головного мозга . Назначаются мочегонные фармпрепараты, при угрозе отёка осуществляется капельное введение осмодиуретиков.
  • Психотропные препараты. Седативные, транквилизаторы, нейролептики применяются по показаниям для купирования психомоторного возбуждения, эмоциональной лабильности, агрессивности.
  • Этиотропная терапия инфекций. Требуется пациентам с инфекционным поражением мозга, производится в соответствии с установленной природой возбудителя (бактериальной, вирусной, паразитарной).

Реабилитационные мероприятия:

  • Арифметические занятия. Должны полностью соответствовать структуре выявленных нарушений. Различные методики включают использование карточек с цифрами, восстановление представлений о числовых разрядах, проговаривание чисел, выполнение арифметических действий.
  • Психотерапия. Психотерапевтическая помощь необходима для коррекции отношения пациента к возникшим проблемам интеллектуальной сферы, формирования позитивного настроя на реабилитационные занятия.
  • Логопедические занятия. Показаны при слуховой агнозии. Проводятся логопедом в рамках коррекции афазии.
Читайте также:  Наталья миронова синдром настасьи филипповны скачать бесплатно txt

В случае острого процесса (инсульт, энцефалит, ЧМТ) вначале осуществляется фармакотерапия, реабилитация проводится после купирования острого состояния. При хроническом течении основной патологии (хроническая церебральная ишемия, дегенеративные поражения ЦНС) медикаментозная терапия сочетается с восстановительной. Пациентам с внутричерепными новообразованиями показано радикальное нейрохирургическое лечение.

Прогноз и профилактика

Акалькулия является отдельным симптомом в структуре базисной патологии мозга, её прогноз неотрывно связан с характером и течением основного заболевания. Корректная терапия, молодой возраст больного обеспечивают 100% восстановление функции счёта после перенесённой травмы, энцефалита, острой интоксикации, лакунарного инсульта. Стойкая акалькулия негативно отражается на качестве жизни больного, ухудшает его социальную адаптацию.

Прогностически неблагоприятными факторами являются церебральные аномалии, пожилой возраст, обширность зоны поражения, невозможность радикального удаления опухолевого процесса, неуклонное прогрессирование дегенеративной патологии. Профилактика сводится к предупреждению ЧМТ, инфекционных болезней, перинатальной патологии, токсических поражений, своевременному лечению цереброваскулярных заболеваний.

Источник

Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий (типы)

Область поражения

Проявления дефекта

Синдромы, связанные с поражением задних отделов мозга.

Кзади от Роландовой борозды, корковые ядерные зоны трех основных анализаторных систем: зрительной, слуховой и кожно-кинестетической. Они подразделяются на первичные (17,41,3-е), вторичные  (18,19,42,22,1,2,5, 7-е) и третичные (37,39,40,21-е) поля.

Синдромы поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры.

Нарушения симультанного принципа работы мозга.

Зрительные агнозии (предметная, буквенная – при поражении левого полушария (у правшей), симультанная, цветовая, лицевая,

оптико-пространственная –при поражении правого полушария), т. е. расстройства зрительной перцептивной деятельности. 

Нарушение зрительной памяти (дефекты рисунка), зрительного (модально-специфического внимания) игнорирование (чаще левой) части пространства. Нарушение оптико-пространственного анализа и синтеза: трудности в ориентировке внешнего зрительного пространства. Зрительно-пространственные нарушения могут проявляться и в двигательной сфере. В этих случаях страдает пространственная организация двигательных актов, в результате чего нарушается праксис позы, возникает пространственная (конструктивная) двигательная апраксия. Возможно

сочетание оптико-пространственных и двигательно-пространственных расстройств, которое называется апрактоагнозией. Наконец, самостоятельную группу симптомов при поражении затылочно-теменных отделов коры (на границе с височными вторичными полями) составляют нарушения речевых функций в виде оптико-мнестической афазии («амнестической афазии» — по терминологии многих авторов). Особенностью этой формы речевых расстройств являются

нарушения наглядно-образных представлений, вследствие чего затрудняется припоминание слов,

обозначающих конкретные предметы.

В нейропсихологические синдромы поражения затылочных и затылочно-

теменных отделов коры больших полушарий входят гностические, мнестические, интеллектуальные, двигательные и речевые расстройства, обусловленные нарушениями

модально-специфических зрительного и зрительно-пространственного факторов.

Синдромы поражения зоны ТРО — височно-теменно-затылочных отделов коры больших полушарий.

 У больных отмечаются трудности ориентации во внешнем зрительном

пространстве (особенно в право-левых координатах пространства). Эти трудности часто сочетаются у больных с нарушениями в графических оптико-пространственных операциях:

понимании карт, схем, чертежей и т. п. Возможны и двигателъно-пространственные нарушения в

виде конструктивной апраксии, трудностей написания букв (симптом зеркального копирования).  Нарушения сложных интеллектуальных функций,

связанных с процессами на «квазипространственном» уровне, речевые нарушения (семантическая афазия), нарушения символических «квазипространственных»

категорий в виде первичной акалькулии (распад понимания разрядного строения числа и, как следствие, в нарушении счетных умственных действий). Нарушения наглядных мыслительных процессов, проявляющиеся в трудностях решения наглядно-образных

задач (типа мысленного манипулирования объемными объектами) или задач на «техническое» мышление. Такие

больные не могут прочесть технический чертеж, разобраться в устройстве механизма, понять

принцип действия приборов и т. п.

Интеллектуальные расстройства у данной категории больных проявляются также и на речевом

уровне в виде непонимания соответствующих логико-грамматических конструкций, что препятствует успешному

выполнению ряда вербально-логических интеллектуальных операций.

Синдромы поражения коры теменной области мозга.

Нижнетеменной синдром.

Верхнетеменной синдром.

Поражение тех постцентральных нижних и средних областей коры,

которые граничат с зонами представительства руки и речевого аппарата в первичных

кожно-кинестетических полях, где размещен «сенсорный человечек»

Нарушения модально-специфических кожно-кинестетических факторов.

Данные факторы, как и модально-специфические зрительные факторы, также отражают симультанный

принцип аналитико-синтетической работы мозга, но в кожно-кинестетической модальности.

«Теменные» синдромы включают в себя различные гностические, мнестические, двигательные и речевые нарушения,

связанные с распадом тактильных (или «осязательных») симультанных синтезов.

Тактильные агнозии. Пальцевые агнозии. неспособность больного опознать собственные пальцы с закрытыми глазами. При теменных

очагах возникает также нарушение возможности опознания цифр и букв, «написанных» на коже

(тактильная алексия). Данные формы гностических расстройств в большей степени связаны с поражением нижнетеменных отделов левого полушария (у правшей).

Афферентная моторная афазия и кинетическая апраксия.

Нарушения проявляются в виде ложных соматических образов (соматических обманов) — ощущений «чужой» руки, нескольких

конечностей, уменьшения, увеличения частей тела (соматопарагнозия). При правосторонних поражениях теменной области коры собственные дефекты часто не воспринимаются больным —симптом, получивший название анозогнозии. К числу гностических теменных симптомов

относится и нарушение «схемы тела» (соматоагнозия) расстройство узнавания частей собственного тела, их расположения по отношению друг к другу. Эти нарушения также

преимущественно связаны с поражением верхних отделов теменной области. Чаще всего больной плохо ориентируется в левой половине тела (гемисоматоагнозия). Нарушения тактильной памяти, тактильное невнимание.

Описанные модально-специфические

(гностические, мнестические) дефекты составляют первичные симптомы поражения теменных

постцентральных областей коры; моторные (речевые, мануальные) нарушения можно

рассматривать как вторичные проявления этих дефектов в моторной сфере.

Синдромы поражения конвекситальной коры височной области мозга.

Кора левого полушария.

Кора правого полушария.

Расстройство фонематического слуха, нарушение слухоречевой памяти, Вследствие нарушения

фонематического слуха распадается целый комплекс речевых функций: письмо (особенно под диктовку), чтение, активная речь. Нарушение звуковой стороны речи ведет к нарушению и ее смысловой структуры. Возникают «отчуждение смысла слов» и вторичные нарушения

интеллектуальной деятельности, связанные с неустойчивостью речевой семантики. Поражение зоны Т2 левого полушария ведет к другому височному синдрому. Его основой являются нарушения

слухоречевой памяти, которые проявляются в форме акустико-мнестической афазии. На основе нарушения слухоречевой памяти возникает целая совокупность нарушений высших психических функций, т. е. особый нейропсихологический синдром.

Нарушения неречевого и музыкального слуха, а также памяти на неречевые звуки и музыкальной памяти. В этих случаях больной не способен определить значение различных бытовых звуков и шумов (слуховая агнозия) или не узнает и не может воспроизвести знакомых

мелодий (амузия). Нарушается слуховое внимание, появляются симптомы аритмии – трудностей в оценке и воспроизведении ритмических структур, состоящих из однородных или различных по

интенсивности звуков. Симптомом поражения правой височной области мозга является также нарушение восприятия просодических (интонационных) компонентов речи. Интонационный аспект речи, отражающий и эмоциональную, и логическую семантику, перестает различаться больными; они часто не различают даже мужских и женских голосов. Вся эта совокупность

нарушений свойственна больным-правшам с отсутствием скрытых признаков левшества.

Синдромы поражения коры медиобазальных отделов височной области мозга.

Медиобазальные отделы коры являются составной частью первого (энергетического) блока.

Отделы коры височной области входят в лимбическую систему мозга, характеризующуюся очень сложными функциями. К ним относятся регуляция уровня бодрствования мозга, эмоциональных состояний, участие в процессах памяти, сознания и др. Первая группа симптомов — это модально-неспецифические нарушения памяти (слухоречевой и

других видов). Вторая группа симптомов связана с нарушениями в эмоциональной сфере. Аффективные пароксизмы (в виде припадков страха, тоски, ужаса). Третью группу симптомов составляют симптомы нарушения сознания. В одних случаях — этопросоночные состояния, спутанность сознания, иногда галлюцинации; в других — трудности

ориентировки в месте, времени, конфабуляции. При общих эпилептических припадках происходит полное отключение сознания с последующей амнезией на произошедшее.

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

Читайте также:  Остеохондроз с обширным болевым синдромом это