Синдром повторения слов у детей
Мой ребёнок начал говорить три месяца назад и с развитием речи, примерно месяц назад, он стал повторять за мной абсолютно всё. Например, я говорю ему:
“Сынок, иди кушать! “
Ребёнок повторяет за мной эту же фразу, но не полностью, а её часть:
“Иди кушать”
Когда я стала чаще слышать эти повторения, я, скажу Вам честно, напряглась очень сильно, потому что совсем недавно мы посетили психиатра и страшного ничего она не разглядела в моём ребёнке, а тут вроде как эхолалить начал.
Очень интересная игра из книжки, берите на заметку.
Рассудок мой мне говорил, что паниковать не стоит, потому что ребёнок повторяет, ну а как ему по другому развивать свою речь? Только методом повторения и тут я решила разобраться с вопросом как отличить эхолалию от обычного детского повторения и стоить ли вообще бить тревогу по этому поводу?
Что такое эхолалия?
Эхолалия – это повторение ребёнком слов, звуков или целых предложений за Вами, за другими людьми, а, возможно даже, за героями мультфильмов.Эхолалия бывает немедленная, то есть Вы сказали, а ребёнок тут же повторил, а бывает -отсроченная, то есть он повторил через какое-то время.
Когда НЕ стоит бить тревогу по поводу эхолалии?
Самое первое, что я прочитала во всех источниках, что Эхолалия – это норма до трёх лет, именно с помощью этого способа ребёнок учиться строить предложения, развивать и пополнять свою речь. Он повторяет за Вами, он копирует Вас, но при условии, что он понимает о чём говорит и применяет её по ситуации, например, не должно быть такого:
“Сынок, ты пойдёшь кушать? “
А сынок Вам точный пересказ из мультика, который даже не в тему Вашего вопроса.
Нормой считается эхолалия такого типа, на тот же вопрос, ребёнок может ответить:
“Кушать… (Молчание и обдумыванин слова) , ДА!
То есть ребёнок повторил Ваше слово, чтобы его понять и ответил Вам на вопрос.
Так же нормой считается эхолалия- соглашение, когда ребёнок может сказать слово ” Нет “, а ” Да” у него не получается. Например, Вы у ребёнка что-то спрашиваете, а он не знает как ответить, поэтому повторяет за Вами (обычно последнее слово), выражая таким образом согласие, очень часто такая эхолалия сопровождается кивком, например:
“Ты будешь кушать?
Ответ ребёнка:
” Кушать (при этом он может кивать головой). “
Ещё одна норма- это многократное повторение слова ребёнком в течение дня.
“Муравей- слово, которое понравилось ребёнку из этой книги. И он его повторял целый день.
Эта ситуация очень напоминает обучение иностранному языку, когда Вы много раз повторяете одно и тоже слово, чтобы запомнить как оно произносится и его значение. Тоже самое делает и Ваш ребёнок.
А вообще загадки по типу “закончи предложение” очень нравятся детям и отлично подходят для развития речи.
Такая ситуация не длится долго, а потом слово прочно входит в активный словарный запас и применяется по назначению.
В норме речь у ребёнка формируется в два этапа: 6-12 месяцев и с 2-3 лет. В этом возрасте, детям свойственно подражать речи взрослых, копировать её и цитировать, чтобы пополнять свой словарный запас и учиться общению с другими людьми. Эхолалия – это способ научиться говорить, поэтому не стоит бить тревогу сразу,если Вы заметили её в речи Вашего ребёнка. Но если к четырём годам эхолалия не проходит, речь не развивается и ребёнок не применяет её по назначению, то стоит показать ребёнка специалистам. Это могут быть: психолог, психоневролог, логопед или коррекционный педагог.
__ __ __
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Спасибо, что читаете!
Источник
Очень многие дети в возрасте активного развития речи становятся маленькими попугайчиками. Они повторяют за взрослыми различные слова и даже целые фразы. В данном случае это важный момент в формировании чувства языка и расширения словарного запаса. Именно таким образом ребенок практикуется в произношении и социальном общении.
Однако если такое повторение услышанных фраз происходит в более старшем возрасте, стоит насторожиться. Такое состояние называется эхолалией, которое может сопровождать неврологические нарушения, отставания в развитии речи.
Что такое эхолалия
Эхолалия — это повторение услышанных слов или фраз автоматически, без глубокого понимания ее смысла. Часто это могут быть высказывания, услышанные от взрослых, по телевизору или радио. По времени использования эхолалия может быть немедленной или отсроченной.
- Немедленная эхолалия проявляется в повторении слов сразу же после того, как ребенок их услышит.
- Отсроченная, соответственно, произнесением как бы заученных фраз по истечении определенного времени. Иногда дети повторяют высказывания, услышанные день, неделю или даже месяцы назад.
Чаще всего такой, отсроченный, тип эхолалии отмечается у детей с аутичным спектром. Именно для аутистов характерна феноменальная память и способность воспроизводить давно услышанный текст практически дословно. Однако данный вид расстройства речи сопровождается и другими состояниями — ЗРР, алалию, задержку психоречевого развития и другие. Поэтому важно вовремя обратиться к специалисту, чтобы понять, существует ли проблема и начать коррекционные мероприятия.
Зачем ребенок повторяет слова и фразы?
Мнение, что эхолалия — всего лишь бессмысленное повторение совсем неверно. В разных случаях она выполняет необходимые для ребенка функции:
- Поддержка разговора. Ребенок уже достиг понимания, что коммуникация подразумевает диалог, однако пока еще не умеет (в силу возраста или по причине наличия отклонений) построить фразу. Здесь и кажется уместным повторить высказывание собеседника.
- Попытка понять. В данном случае процесс похож на изучение взрослыми иностранного языка — для того, чтобы полноценно осознать сказанное иногда приходится ее повторить.
- Обозначение предметов и явлений. Похоже на повторение ребенком слов, когда он только учится их говорить. Фраза «Сядь за стол!» может обозначать понятие очередного приема пищи.
- Выражение согласия. Психологи заметили, что дети значительно раньше научаются говорить «нет», чем «да». В некоторых случаях повторение фразы, произнесенной взрослым, может означать, что ребенок согласен с вами.
- Восстановление психического равновесия. Такая функция характерна для аутистов, которые любят ритуалы и привычный уклад жизни. Повторение знакомой фразы помогает им успокоиться.
- Передача эмоционального состояния. Иногда ребенку трудно выразить словами свои эмоции. Готовые клише, запомнившиеся фразы, связанные в его памяти с определенными чувствами, помогают ему передать взрослым свои переживания.
- Стимминг или самостоятельная стимуляция. Обычно характерна для детей с аутичным синдромом. Повторяя запомнившиеся фразы, ребенок вызывает у себя определенное психическое ощущение — успокаивается или, наоборот, возбуждается.
Чуть позже с ребенком нужно будет заниматься развитием памяти и внимания, а также речи.
Диагностика и коррекция, лечение эхолалии
Напомним, что в раннем возрасте повторяющиеся фразы и слова — чаще всего лишь естественный ход событий. Специалисты выделяют два периода наиболее активного формирования речи — до 12 месяцев и в 3-4 года. В этом возрасте детям присуще такое частое повторение слов, но оно является нормой. Таким образом ребенок осваивает родной язык.
Но лучше все же обратиться за консультацией к специалисту. Эхолалия может сопровождать различные отклонения в психическом развитии ребенка. Психолог или психоневролог проведут необходимые тесты и исследования и смогут поставить верный диагноз.
Что касается лечения, то специальных медикаментозных назначений в случае эхолалии не производится. Такое состояние требует занятий с логопедом-дефектологом и внимательного отношения родителей.
На что обратить внимание дома:
- Разговаривайте с ребенком четко и правильно.
- Старайтесь задавать вопросы, подразумевающие возможность ответить «да» или «нет», чтобы избежать неправильного понимания друг друга.
- Исключите возбуждающую обстановку, крики и скандалы.
- Не раздражайтесь! Помните, что такое повторение не является бессмысленным. Ребенок использует готовые фразы для того, чтобы общаться, передать свои чувства и переживания.
- Однако не стоит и пускать все на самотек, чтобы данное состояния не задержалось и не помешало ребенку развиваться.
Грамотная работа специалистов поможет скорректировать состояние эхолалии. Логопед-дефектолог в процессе работы постепенно расширяет словарный запас ребенка, учит его грамотно строить свои высказывания, вести диалог и общаться с окружающими.
Источник
Что же это за страшный такой термин – ЭХОЛАЛИЯ и как с этим жить бороться❓❗
Эхолалия, механическое повторение слов ребенком.
✍️ Это речевое нарушение у детей, при котором ребенок автоматически повторяет чужие слова, фразы или целые предложения.
☝️ При этом, как правило, повторение ребенком речи других людей спонтанное и бессмысленное????.
✍️ Отмечается, что в некоторых случаях эхолалии сохраняется даже интонация услышанных фраз.????♀️
???? Для начала хочется отметить, что это не самостоятельный как таковой диагноз, а симптом одного или последствие другого.
Причины эхолалии…
✍️ Каковы ПРИЧИНЫ:
1) поражение лобных долей головного мозга;
2) аутизм;
3)синдром Тауретта.
☝ Так же эхолалия служит средством саморегуляции или является последствием задержки развития речи (ЗРР), сенсорной и/или моторной алалии.
Эхолалия может быть также связана с задержкой речевого развития
????И кто бы мог представить! НО, именно эхолалия может быть последствием ЗРР❗????
????♀️Каким образом, как такое возможно?! Именно такие предложения я часто слышу от родителей.
А причина в следующем – мы учим ребенка ПОВТОРЯТЬ????♀️.
????Мы радуемся первым словам, фразам, но забываем про осознанную речь❗????Вот такая может случиться неприятная ситуация.
Ребенку нужно помогать, он всегда нуждается в вашей помощи.
????♀️Как бороться? Чем помочь своему дитя?
Если ребенок вдруг произносит невпопад “Ой, упала!” — вы берете в руки любую мягкую игрушку и бросаете перед лицом ребенка на пол со словами “Ой, упала!”.
1️⃣ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
Многие родители приходят в отчаяние из-за отсутствия понимания речи ребенком. Как же помочь ему на начальных стадиях развития? Старайтесь всегда демонстрировать ребенку то, что он проговаривает бессмысленно.
✅ Например, он произносит не к месту “Иди спать!”. Важно именно в этот момент взять ребенка за руку, подойти к кровати и, откинув одеяло, улечься вместе с ним, проговаривая “Иди спать!”
✅ Или ребенок вдруг произносит невпопад “Ой, упала!” — вы берете в руки любую мягкую игрушку и бросаете перед лицом ребенка на пол со словами “Ой, упала!”.
⚠️ Желательно все это продемонстрировать несколько раз, бросая и поднимая игрушку и проговаривая снова и снова этот процесс в точности так, как произнес это ребенок несколько секунд назад.
☝️ Важно, чтобы ваша демонстрация всего того, что будет беспорядочно проговаривать ребенок, была мгновенной. Да, это довольно изнурительно, по сто раз в день, а главное — как можно быстрее демонстрировать, показывать все, что ребенок произносит эхолалично.
И ЭТО РАБОТАЕТ ❗❗❗
????️♀️ Рано или поздно ребенку просто надоест по несколько раз в день смотреть, как вы проделываете одно и то же действие, “заставляя” его смотреть на это, и проделывать все действия, которые он бессмысленно перечисляет, и ребенок начнет “осекаться”, начиная очередную свою фразу-эхолалию. То есть, он начнет останавливать сам свое бессмысленное проговаривание, которое снова и снова вовлекает его в проделывание одного и того же действия.
Сопровождайте все действия речевыми конструкциями: Я иду, Я кушаю и т.д.
2️⃣ ЭХОЛАЛИЯ КАК СПОСОБ НАРАБОТКИ РЕЧЕВЫХ ШАБЛОНОВ
По сути вы должны озвучивать желания ребенка и описания действительности от ЕГО ЛИЦА — предоставляя ему ДЛЯ ПОВТОРА (!) готовые фразы в распространённых житейских обстоятельствах.
✅ Например, для начала сопровождайте все действия по самообслуживанию и описанию текущего момента Я-конструкциями: Что ты делаешь? — Я кушаю. Я иду по дороге. Я иду ножками. Я купаюсь. Я купаюсь в ванне. Я одеваюсь. Я одеваю носки на ноги. Я кладу ботинки на место. Я мою руки.
✅ Также сопровождайте Я-конструкциями все моменты, когда особенно важно, чтобы ребенок поскорее научился объяснять свои чувства и желания: Ребенок капризничает. Вы предлагаете: «Объясни словами: что ты хочешь?» — Я устал. Я хочу отдыхать. Я хочу кушать. Я хочу спать. Я хочу пить. Я хочу на руки. Я хочу на качели. Это ВЫ говорите эти слова: «Я кушаю», «Я хочу на руки» и т.п.
Мы должны научить ребенка слышать и слушать
3️⃣. УЧИМСЯ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ
???????? У ребенка уже есть активный словарь и ему необходимо им пользоваться.
✍ Вы задаете вопрос и в тот момент, когда он собрался повторить за вами, закрываем ему рот, задаем вопрос еще раз и ждем ПРОСТОГО, КОРОТКОГО ответа.
☝ Для начала учимся отвечать да/нет, затем даем ответы на выбор (это красный или синий, ты хочешь гулять или спать)
✍ Если говорить о медикаментозном лечении, то в настоящее время нет лекарственных препаратов, которые бы могли избавить ребенка от эхолалии.
Помогите ребенку победить ЭХОЛАЛИЮ!!!
При своевременной коррекции, при заботе и понимании со стороны родных и близких от эхолалии не остается и следа!????
Если у вас возникли вопросы пишите) если информация была полезной не скупитесь поставить лайк и за подписку спасибо))) Ваша @logoped_cherkashina
Источник
Развитие речевой функции у ребенка происходит в несколько стадий. Она напрямую связана с психическим и умственным развитием. При различных заболеваниях у малыша наблюдается нарушение речи – эхолалия.
Что это такое?
Заболеванием называют неврологическое нарушение речевой функции, которое характеризуется бесконтрольным повторением услышанных слов и фраз. До 4 лет ребенок учится говорить. Копирование чужой речи – это не аномалия. Малыш практикуется в произношении звуков, осваивая навыки говорения. Родителям кажется, что он воспроизводит услышанное, не думая. Но таким образом ребенок пытается вступить в диалог. Подобное речевое поведение быстро проходит.
Причины эхолалии могут быть связаны с органическим поражением головного мозга
Если эхолалия у детей наблюдается в возрасте старше 4 лет – это повод проконсультироваться с узким специалистом. Симптом может указывать на задержку развития, неврологические расстройства.
Причины заболевания
Когда у ребенка есть неврологические, психические расстройства и прочие отклонения, они провоцируют аномалию речи. Выделяют несколько факторов, из-за которых развивается патология. К ним относятся:
- повреждение лобного отдела головного мозга;
- генетические заболевания;
- олигофрения;
- неврологические расстройства;
- новообразование в головном мозге;
Выявление причины заболевания – залог выбора правильной терапевтической тактики.
Симптоматика
Симптом эхолалии – нарушение речевой функции у ребенка
При развитии эхолалии у детей появляются отклонения в речи. Что должно насторожить родителей:
- Ребенок повторяет слова или фразы, которые услышал из чужой речи.
- Пытается систематизировать полученную информацию и проговаривает вслух предложения или слова.
- Ребенок повторяет окончание слова несколько раз.
- Если малыша громко позвать по имени, он не реагирует на это.
- Ребенок не поддерживает зрительный контакт со своим собеседником.
- Он повторяет фразы или слова, которые ассоциируются у него с приятными воспоминаниями.
- Малыш разговаривает слишком тихо или чересчур громко.
Такие симптомы напрямую связаны с формой расстройства. Если взрослые замечают у своего ребенка подобные признаки, необходимо обратиться к неврологу. Доктор понаблюдает за ним, чтобы своевременно приступить к лечению.
Виды
Неврологи различают несколько форм эхолалии. Заболевание бывает отсроченным и немедленным.
Первый вид:
- Аутостимуляция: ребенок повторяет фразы, чтобы отвлечься от стресса и справиться с напряжением. Так он получает сильные позитивные эмоции.
- Выражение своего настроения: малыш произносит слова, которые услышал ранее, но они не связаны с происходящей ситуацией.
- Подведение заключения: одним словом ребенок пытается обработать и систематизировать поступившую за весь день информацию.
Такой вариант обычно является проявлением аутизма. Но точный диагноз ставит врач.
Если родители замечают один или несколько признаков из перечисленных, следует немедленно обратиться к специалисту. Врач разберется в причинах патологии и подберет лечение.
Немедленный вид характеризуется тем, что ребенок сразу же повторяет фразы, которые услышал от другого человека. На вопрос «Ты хочешь пить?» он отвечает «Ты хочешь пить». Малыш не понимает смысла услышанного, но пытается продемонстрировать свою способность разговаривать и повторять звуки.
Это не считается патологией, если продолжается недолго. В противном случае эхолалия у детей считается проявлением психоневрологической болезни.
Диагностика
Для выявления заболевания родители должны проконсультироваться с неврологом или психологом по поводу симптомов. Дополнительно врачи могут отравить ребенка к логопеду и дефектологу.
При подозрении на эхолалию применяют следующие методы диагностики:
- Клинические анализы крови и мочи.
- Генетические анализы.
- УЗИ головного мозга.
- Проверка слуха: выполняется для исключения тугоухости.
- Электроэнцефалография: позволяет оценить электрическую активность мозга.
- МРТ: выявляет расстройства развития мозга.
После общения врача с ребенком и проведения исследований специалист ответит, есть ли патология. Если заболевание не подтверждается, коррекция речи все равно выполняется.
Как правильно вести себя с ребенком
Если у малыша обнаруживаются проявления заболевания, взрослые должны быть крайне осторожными. Им следует придерживаться рекомендаций:
- Стараться произносить слова спокойно, четко, не торопясь.
- Ждать, пока малыш не даст краткий ответ на вопрос: да или нет.
- Не подвергать ребенка стрессовым ситуациям, не допускать крика и ругани при нем.
- Проявлять понимание и терпение.
- Регулярно проводить занятия в спокойной обстановке.
- Не прерывать речь малыша, если он повторяет слова.
- Стараться вникнуть в суть сказанного.
- Расширять словарный запас ребенка, чтобы у него был большой выбор слов для разговора.
- Вознаграждать, когда он адекватно выражает свои эмоции.
- Повторять часто произносимые малышом фразы, но видоизменять их.
Подобные правила очень важны для родителей, а также воспитателей и учителей, которые общаются с «особыми» подопечными.
Лечение у врача
Эхолалия у детей требует комплексной терапии
Специалист назначает препараты для устранения не самой эхолалии, а ее причины. Обычно малышам рекомендуют такие группы медикаментозных средств:
- Нейролептики: назначаются, если причиной эхолалии стала шизофрения. Врач подбирает лекарство и дозировку, исходя из симптоматики и возраста пациента.
- Психостимуляторы: способствуют активации психической сферы организма, улучшают когнитивную функцию. Обычно такие препараты назначаются при патологии, вызванной травматическим поражением и нейроинфекциями.
- Седативные средства: применяют при расстройстве сна, гиперактивности и беспокойном поведении.
- Ноотропы. Лекарства нормализуют тканевый обмен в нервных клетках. Они помогают улучшить работу головного мозга. Спустя несколько месяцев применения ноотропов родители могут заметить изменения в лучшую сторону: повышается речевое внимание, заметно расширяется словарный запас и снижается гиперактивность.
Если препарат не выдает желаемого результата, врач рекомендует его повторный курс после перерыва.
Для лечения эхолалии специалисты подбирают комбинированную методику. Она включает медикаментозную терапию с психотерапевтической и логопедической коррекцией. На занятиях дети осваивают правильное выражение своих эмоций и мыслей, взаимодействовать с остальными малышами.
Прогнозы
Обычно заболевание поддается коррекции. Если родители соблюдают все назначения лечащего врача, то чаще всего к 7-летнему возрасту ребенок не отличается от своих сверстников. Прогноз во многом зависит от своевременной диагностики и адекватной терапии. Но при наследственных патологиях, которые проявляются психическими расстройствами или умственной отсталостью, эхолалию невозможно полностью вылечить. Такого малыша возможно научить кое-каким навыкам самообслуживания.
Сложно обстоят дела и с шизофренией. Длительная терапия позволяет довести расстройство до стадии ремиссии и наладить речевую функцию. Но во время обострения проявления шизофрении могут вновь появиться вместе с эхолалией.
Последствия патологии
Если речевое нарушение оставить без внимания, у ребенка появятся проблемы во взрослой жизни. Ему будет трудно общаться в школе, обучаться или налаживать личные отношения.
У малыша будут и другие расстройства:
- речь развивается с большим опозданием;
- память, внимание и мышление формируются в недостаточной степени;
- кроха будет отставать в эмоциональном развитии.
Важно своевременно обратиться с проблемой к специалисту. Врач подберет адекватное лечение и предупредит осложнения.
Некоторые родители замечают, что ребенок бесконтрольно повторяет услышанные слова или предложения. Такое состояние – норма до 3 лет. Но бывают случаи, когда эхолалия становится проявлением серьезных заболеваний.
Чтобы скорректировать нарушение, родители должны вовремя обратиться к врачу. Доктор проводит диагностику, в ходе которой выясняет причину патологии. Он назначает комплексную терапию, включающую медикаментозную поддержку, логопедические занятия и психотерапевтические методики. Родители должны проявить терпение и готовность помочь своему ребенку.
Читайте также: виды нарушения речи у детей дошкольного возраста
Источник