Синдром повышенной возбудимости у детей код по мкб

Синдром повышенной возбудимости у детей код по мкб thumbnail

Синдром гипервозбудимости у детей – симптомокомплекс у детей раннего возраста, характеризующийся различными соматовегетативными расстройствами и повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. Синдром гипервозбудимости у детей проявляется двигательным беспокойством, тремором подбородка и конечностей, беспричинным плачем, нарушением сна, повышенным мышечным тонусом, частыми и обильными срыгиваниями и т. д. Для выявления органической основы синдрома гипервозбудимости детям проводится нейросонография, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, ЭЭГ, ЭНМГ, УЗИ или рентгенография шейного отдела позвоночника. Лечение синдрома гипервозбудимости у детей проводится детским неврологом и может включать медикаментозную терапию, массаж, водные процедуры, ЛФК.

Общие сведения

Синдром гипервозбудимости у детей (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) – комплекс патологических проявлений, развивающихся у детей с легкой формой перинатального поражения нервной системы. У детей раннего возраста синдром гипервозбудимости диагностируется в 42-44% случаев. В отечественной и зарубежной детской неврологии сложилось различное отношение к синдрому гипервозбудимости у детей. Так, отечественные неврологи рассматривают данное состояние исключительно как патологический синдром, в то время как их зарубежные коллеги склонны считать его скорее пограничным состоянием, не всегда требующим активной коррекции. Вместе с тем, по имеющимся наблюдениям, неблагоприятное течение синдрома гипервозбудимости у ребенка и отсутствие своевременной терапии может являться риск-фактором развития стойких невротических расстройств.

Синдром гипервозбудимости у детей

Синдром гипервозбудимости у детей

Причины гипервозбудимости у детей

Синдром гипервозбудимости может являться следствием перинатальной патологии ЦНС (гипоксической, травматической, инфекционной, токсико-метаболической) или других заболеваний детей раннего возраста.

Чаще всего причина синдрома гипервозбудимости у детей кроется в неблагополучном течении беременности и родовых травмах новорожденного, приводящих к внутриутробной гипоксии и поражению ЦНС. Этому могут способствовать токсикозы беременности, фетоплацентарная недостаточность, инфекционные заболевания будущей мамы, преждевременные роды, переношенная беременность, затяжное или стремительное родоразрешение, узкий таз роженицы и др. Неблагоприятным образом на развитие нервной системы плода влияет неконтролируемый прием будущей мамой лекарственных препаратов, табакокурение, употребление алкоголя, вызывающее фетальный алкогольный синдром. Поэтому дети с синдромом гипервозбудимости часто имеют клинический диагноз «перинатальная энцефалопатия».

Появление преходящей гипервозбудимости у детей может быть связано с нарушением реакции адаптации вследствие стресса, заболеваниями детского возраста (кишечными коликами, прорезыванием зубов, спазмофилией и рахитом, грыжами, дисбактериозом и пр.). Наконец, к гипервозбудимости склонны дети с особенностями темперамента (холерическим типом реагирования). Синдром гипервозбудимости характерен для детей с нервно-артритическим диатезом.

Симптомы гипервозбудимости

Проявления синдрома гипервозбудимости обычно развиваются в первые месяцы жизни ребенка. Основные признаки синдрома гипервозбудимости у детей включают соматовегетативные расстройства, повышенную нервно-психическую возбудимость и одновременно истощаемость.

У детей с синдромом гипервозбудимости отмечается усиленная спонтанная двигательная активность, нарушение сна (удлинение периода бодрствова­ния, трудности засыпания, прерывистый сон, вздрагивания во сне). Несмотря на хороший уход и достаточное количество пищи, дети ведут себя беспокойно, часто и беспричинно плачут. Во время крика у ребенка развиваются вегетативные реакции: акроцианоз, мраморность или покраснение кожных покровов, тахипноэ, тахикардия, усиление потливости. Дети с синдромом гипервозбудимости плохо берут грудь, часто прерываются во время кормления, склонны к обильным срыгиваниям, пищеварительным расстройствам (чередованию поносов и запоров), плохого прибавляют в весе.

Характерными признаками синдрома гипервозбудимости у детей служат перемен­ный мышечный тонус, тремор подбородка и рук, клонусы стоп, оживление врожденных безусловных рефлексов (спонтанного рефлекса Моро), горизонтальный нистагм. Различные внешние стимулы вызывают у детей быстрое развитие двигательных, сенсорных и эмоциональных реакций, которые столь же быстро угасают, что свидетельствует о повышенной психической истощаемости.

У не­доношенных детей синдром гипервозбудимости обычно является отражением снижения порога судорожной готовности, поэтому у таких малышей могут легко развиваться судороги (при гипертермии, действии чрезмерных раздражителей и т. п.).

В случае благоприятного течения выраженность проявлений синдрома гипервозбудимости у детей обычно уменьшается к 4-6 месяцам и исчезает в сроки до 1 года. В противном случае, по мере развития ребенка может обнаруживаться негрубое отставание в психомоторном и речевом развитии, гиперактивность, энурез, энкопрез, заикание, тики, парасомнии, тревожные расстройства, эпилепсия.

Читайте также:  Мкб 10 коды болезней поллиноз

Диагностика у детей

Правильная оценка причин и проявлений синдрома гипервозбудимости у детей может быть дана только детскими специалистами: педиатром и детским неврологом. Осмотр таких детей должен проводиться осторожно, поскольку незнакомая обстановка, раздевание, касание тела холодными инструментами может вызвать у ребенка сопротивление обследованию, повышение тонуса мышц, плач, затрудняющие интерпретацию объективных данных.

После сбора перинатального анамнеза для уточнения диагноза может потребоваться инструментальное дообследование: УЗИ и рентгенография шейного отдела позвоночника, нейросонография, УЗДГ и дуплексное сканирование сосудов головного мозга, электроэнцефалография, электронейромиография. Дополнительные исследования дают представление о наличии или отсутствии органических поражений ткани и сосудов головного мозга, особенностях протекания электрофизиологических процессов в нервно-мышечной ткани.

Главной задачей диагностики синдрома гипервозбудимости у детей является определение его причин (неврологических, метаболических, психологических, соматических и др.), отчего будет зависеть лечебная тактика.

Лечение синдрома гипервозбудимости у детей

При синдроме гипервозбудимости, связанном с перинатальным поражением ЦНС, на первом году жизни детям показаны неоднократные курсы массажа, ЛФК, гидротерапии (плавание, солевые и хвойные ванны), физиотерапии (электрофорез, амплипульстерапия, парафиновые аппликации и др.), фитотерапия (седативные сборы и чаи). Дети с синдромом гипервозбудимости нуждаются в четком соблюдении режима дня, комфортной спокойной обстановке, длительных прогулках на свежем воздухе. При необходимости, по назначению врача, проводится медикаментозное лечение с назначением ноотропных, сосудистых, седативных, мочегонных, противосудорожных препаратов.

По мере его взросления ребенку может потребоваться помощь логопеда и детского психолога.

Прогноз и профилактика

Профилактика синдрома гипервозбудимости у детей заключается в предупреждении перинатального поражения ЦНС: внутриутробной гипоксии и инфицирования плода, внутричерепных родовых травм, повреждений позвоночника у новорожденных и т. д. После рождения малыша наибольшее значение приобретает полноценное вскармливание, закаливание, соблюдение режима, проведение профилактического массажа и гимнастики.

При отсутствии внимания к проблеме гипервозбудимости, все проявления синдрома у детей могут усилиться в раннем и дошкольном возрасте. В будущем у таких детей могут сформироваться стойкие невротические расстройства, нарушения поведения и социальная дезадаптация. Дети с синдромом гипервозбудимости нуждаются в наблюдении невролога и периодических курсах поддерживающей терапии.

Источник

Утратил силу — Архив

РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)

Версия: Архив – Клинические протоколы МЗ РК – 2007 (Приказ №764)

Категории МКБ:
Невротическое расстройство неуточненное (F48.9)

Общая информация

Краткое описание

Группа функциональных нервно-психических заболеваний с преобладанием эмоционально-аффективных, соматовегетативных расстройств в виде истощаемости, раздражительной слабости, утомляемости при отсутствии психотических симптомов. Неврозы проявляются в форме обратимых непсихотических нарушений нервной деятельности с доминированием эмоциональных и соматовегетативных расстройств, осознаваемых и переживаемых личностью.

Код протокола: P-P-008 “Неврозы у детей”

Профиль: педиатрический

Этап: ПМСП
Код (коды) по МКБ-10:

F44 Диссоциативные (конверсионные) расстройства

F48 Другие невротические расстройства

F50 Расстройства приема пищи

F95 Тики

F98 Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

Облачная МИС “МедЭлемент”

Облачная МИС “МедЭлемент”

Классификация

Неврозы бывают общие и системные (моносимптомные).

1. Неврастения- F 48.

2. Невроз страха- F 40.2.

3. Истерический невроз-F 44.82.

4. Депрессивный невроз- F 41.2.

5. Невроз навязчивых состояний- F42:

– невроз навязчивых движений- F42.1;

– невроз навязчивых мыслей и страхов- F42.0;

– невроз навязчивых состояний смешанного типа- F42.2.

Системные (малосимптомные):

1. Невротическое заикание.

2. Тики.

3. Расстройства сна.

4. Расстройства аппетита.

5. Энурез.

6. Энкопрез.
7. Патологические привычные действия.

Факторы и группы риска

1. Биологические (осложнение течение беременности и родов, нервно-психическое и физическое перенапряжение, соматические болезни, травмы, неблагополучие в семье, психотравмирующие раздражители, индивидуальные особенности личности, характера, темперамента, отклонения в воспитании ребенка, церебральная органическая недостаточность).

2. Психологические.

3. Социальные.

4. Генетическая предрасположенность.

Диагностика

Диагностические критерии

1. Вялость, пассивность, раздражительность, истощение эмоций.

2. Двигательное беспокойство с суетливостью (астазия, абазия, истерическая слепота, припадки, сумеречное расстройство).

3. Отвлекаемость, истощаемость внимания, снижение настроения.

Читайте также:  Варикозно расширенные вены пищевода код мкб

4. Усиление утомляемости к концу дня или недели.

5. Необоснованные страхи (темноты, одиночества, животных, закрытых помещений, школы, болезней).

6. Навязчивые действия, влечения, мысли, повторяющиеся гримасы и движения, тики.

7. Заикание.

8. Энурез.

9. Энкопрез.

10. Расстройство сна, аппетита.

11. «Дурные привычки».
 

Физикальное обследование патологии не выявляет.

Лабораторные исследования: нет.
 

Инструментальные исследования: на ЭЭГ – диффузные изменения, признаки дисфункции диэнцефальных структур мозга; РЭГ показывает негрубые сосудистые нарушения, может быть без особенностей.

Показания для консультации специалистов: невропатолог, в тяжелых случаях психиатр, психотерапевт, при необходимости – кардиолог, гастроэнтеролог.

Перечень основных диагностических мероприятий:

1. Общий анализ крови.

2. Общий анализ мочи.

3. Консультация невролога.

Перечень дополнительных диагностических мероприятий:

1. Эхоэнцефалография.

2. Компьютерная томография головного мозга.

3. Консультация психиатра.

4. Консультация психолога.

5. Консультация окулиста.

6. Консультация сурдолога.

7. Консультация уролога.

Дифференциальный диагноз

Диагноз Клинические симптомы Анамнез Очаговые симптомы со стороны ЦНС Эффект от лечения
Неврастения Раздражительность, повышенная утомляемость, бурные вспышки гнева с криком, плаксивость,
тревожность, снижение
работоспособности, истощение внимания, непереносимость шума, снижение памяти, расстройство сна, обостренная чувствительность к внешним раздражителям и в связи с этим головные боли, боли в сердце, ощущение боли в спине
Психическая травматизация,
длительное
перенапряжение
нервной системы
Нет Положи-
тельный
Астенический
синдром
соматогенного
порядка
Повышенная физическая
утомляемость, апатия,
раздражительность, нарушение сна, головные боли и головокружения
Недавно
перенесенные
соматические или
инфекционные
заболевания
Нет Положи-
тельный
Органическое
заболевание
гол. мозга
(прогрессивный
паралич, церебральный
атеросклероз,
энцефалиты,
опухоль
мозга)
Наряду с вышеуказанными м.б. снижение критики, объективные нарушение памяти, шум в голове,
обмороки, колебания АД
Указание на другие
признаки
органического
поражения ЦНС
до этого
Чаще
всего
присутствуют
Эффекта
нет

Онлайн-консультация врача

Посоветоваться с опытным специалистом, не выходя из дома!

        Консультация по вопросам здоровья от 2500 тг / 430 руб

        Интерпретация результатов анализов, исследований

        Второе мнение относительно диагноза, лечения

        Выбрать врача

        Лечение

        Цели лечения:

        1. Снижение клинических симптомов заболевания.

        2. Длительная ремиссия.

        Немедикаментозное лечение:
        1. Регулярное питание, строгий режим сна, пребывание в течение 1-2 часов на свежем воздухе.
        2. Выключение из среды, спровоцировавшей заболевание.
        3. Индивидуальная или групповая психотерапия.

        4. Освобождение от учебы на 1-2 недели.
        5. Физиотерапия: теплые солено-хвойные ванны, ножные ванны перед сном, душ Шарко, веерный душ.

        1. Нейролептики: галоперидол* 1,5 мг, 5 мг, 10 мл дозе 0,25 табл. мг/сут. внутрь, затем добавляют по 0,25 мг/сут. еженедельно или один раз в 2 нед., подросткам назначают сначала 0,5 мг/сут., затем добавляют по 0,5 мг еженедельно или 1 раз в 2 нед.; в большинстве случаев улучшение наступает при дозе до 5 мг/сут.; пимозид – начальная доза детям – 0,5-1 мг/сут. внутрь, подросткам – 1 мг/сут. внутрь; в большинстве случаев не требуется более 10 мг/сут.

        2. Психостимуляторы: метилфенидат в дозе 0,1-0,5 мг/кг.

        3. Адаптол 300 мг в таблетке, per os, независимо от приема пищи, курс от нескольких дней до 2-3 мес., до 1 табл. 3 раза в день в зависимости от возраста.

        4. Энцефабол по 1 табл.3 раза в день.

        5. Ноофен 250 мг в таблетке, per os, до еды. Курс 4-6 недель. Детям до 8 лет по 50-100 мг 3 раза в день, от 8 до 14 лет – по 250 мг 3 раза в день.

        6. Микстура Павлова по 1 ст. л. 3 раза в день.

        Профилактические мероприятия

        Профилактические курсы медикаментозной витаминотерапии, режим сна и отдыха, седативные травы – при провокационных ситуациях без клинических проявлений. Избегать повторных стрессовых ситуаций, перенапряжения, переутомления.

        Дальнейшее ведение, принципы диспансеризации
        Диспансеризация в течение 12 месяцев, осмотр невропатолога каждые 3 месяца.

        Перечень основных медикаментов:

        1. *Галоперидол 1,5 мг, 5 мг, 10 мг табл.; 5 мг/мл амп.

        2. Адаптол 300 мг табл.

        3. Пимозид 0,5-1 мг табл.

        4. Энцефабол 0,25 мг табл.

        5. Ноофен 250 мг табл.
         

        Читайте также:  Остаточное явление чмт код мкб

        Перечень дополнительных медикаментов:

        1. Метилфенидат 100 мг, 500 мг табл.

        2. Микстура Павлова 200 мл во флаконе

        3. Фитопрепарат с седативным действием (валериана, пассифлора, зверобой, боярышник, мелиса, хмель, бузина) 5,0 мл во флаконе

        Индикаторы эффективности лечения:

        – снижение симптомов невроза;

        – длительная ремиссия;

        – психологическая реабилитация;

        – социальная реабилитация в семье и обществе.
         

        * – препараты, входящие в список основных (жизненно важных) лекарственных средств

        Госпитализация

        Показания к госпитализации

        Большинство неврозов можно лечить амбулаторно, с последующей реабилитацией в санаторно-курортных условиях. Показанием к экстренной госпитализации являются тяжелые клинические проявления истерии, плановая госпитализация – при неэффективности амбулаторного лечения.

        Информация

        Источники и литература

        1. Протоколы диагностики и лечения заболеваний МЗ РК (Приказ №764 от 28.12.2007)

          1. Список использованной литературы:
            1. «Справочник по неврологии детского возраста». Под ред. Лебедева Б.В. М.,
            1995 г.;
            2. «Справочник врача общей практики». Дж. Мерта,1998 г.;
            3. «Детская психоневрология». Под ред. Булаховой Л.А. Киев, 2001 г.;
            4. «Лечение заболеваний нервной системы». Учебное пособие Российская
            Медицинская
            5. Академия Последипломного Образования. Москва, 2002 г.;
            6. «Клиническая психиатрия». Руководство для врачей. Каплан Г., Седок Б. М.,
            1998 г.;
            7. Tonge B. Behavioral emotional and psychosomatic disordes in children and adolec.
            Sydney 1991- 92;
            8. Jarman R. Sleep problems. In Australian Paediatric Review 1992. 2(2): 1-2;
            9. Robinson M. Practical Paediatrics (2nd edition) Melbourne:1990;
            10.Шамансуров Ш.Шс соавт. «Детская неврология». Ташкент, 1995 г.;
            11. «Клинические рекомендации для практических врачей». Глав. ред. академик
            РАМН Денисов И.Н. с соавт., 2002 г.;
            12. Доскин В.А,.Тонкова–Ямпольская Р.В. Новый метод реабилитации детей с
            различными нарушениями поведения. Вопросы современной педиатрии. №2.
            2003. https://pdateam.ru/
            13. Зыков В.П. Клиническая систематизация тиков у детей. https://pdateam.ru/
            14. Коффи Б., Шейдер Р. Тик.Пер. с англ. – М., Практика, 1998. https://pdateam.ru/
            15. Dr. IRENA KAFFEMANIENE. THE EMOTIONAL DEVELOPMENT OF
            VISUALLY
            16. IMPAIRED CHILDREN. SIAULIAI UNIVERSITY. https://www.icevi-europe.org/
            17.Merced L. A. The Treatment of Female Hysteria in Fin-de-Siecle Spain: The
            Discipline of Medical Control. University of Illinois, Urbana-Champaign.
            https://www.history.uiuc.edu/hist.
            18. В кн. Основы клинической психологии. Ч . 1 . , р . 5. www.bookap.net
            19. Patrick D McGorry. Evidence based reform of mental health care. September, 2005.
            www.bmj.com
            20.Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения неврозов.
            21. info2005logoped.info
            22. Д. де Масо, Л. Раппопорт. Расстройства поведения. Пер. с англ. – М., Практика,
            1997.
            23. https://pdateam.ru/

        Информация

        Список разработчиков:
        д.м.н., проф. Лепесова М.М., заведующая кафедрой детской неврологии АГИУВ

        Прикреплённые файлы

        Мобильное приложение “MedElement”

        • Профессиональные медицинские справочники. Стандарты лечения
        • Коммуникация с пациентами: онлайн-консультация, отзывы, запись на приём

        Скачать приложение для ANDROID / для iOS

        Мобильное приложение “MedElement”

        • Профессиональные медицинские справочники
        • Коммуникация с пациентами: онлайн-консультация, отзывы, запись на приём

        Скачать приложение для ANDROID / для iOS

        Внимание!

        Если вы не являетесь медицинским специалистом:

        • Занимаясь самолечением, вы можете нанести непоправимый вред своему здоровью.
           
        • Информация, размещенная на сайте MedElement и в мобильных приложениях “MedElement (МедЭлемент)”, “Lekar Pro”,
          “Dariger Pro”, “Заболевания: справочник терапевта”, не может и не должна заменять очную консультацию врача.
          Обязательно
          обращайтесь в медицинские учреждения при наличии каких-либо заболеваний или беспокоящих вас симптомов.
           
        • Выбор лекарственных средств и их дозировки, должен быть оговорен со специалистом. Только врач может
          назначить
          нужное лекарство и его дозировку с учетом заболевания и состояния организма больного.
           
        • Сайт MedElement и мобильные приложения “MedElement (МедЭлемент)”, “Lekar Pro”,
          “Dariger Pro”, “Заболевания: справочник терапевта” являются исключительно информационно-справочными ресурсами.
          Информация, размещенная на данном
          сайте, не должна использоваться для самовольного изменения предписаний врача.
           
        • Редакция MedElement не несет ответственности за какой-либо ущерб здоровью или материальный ущерб, возникший
          в
          результате использования данного сайта.

        Источник