Синдром профессионального стресса у медицинских работников

Синдром профессионального стресса у медицинских работников thumbnail

Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 74: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью»). В литературе встречается также термин «психическое выгорание», под которым обычно понимают синдром, возникающий вследствие длительных профессиональных стрессов. Сравнение особенностей формирования и протекания синдрома «выгорания» в разных профессиональных группах показало, что это явление наиболее часто встречается и наиболее резко выражено у представителей профессий системы «человек — человек». Это в полной мере относится к медицинским специальностям. По данным английских исследователей, у лиц коммуникативных профессий, в частности медицинских работников, нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом. Среди обследованных в этой стране врачей общей практики высокий уровень тревоги был выявлен в 41% случаев, клинически выраженная депрессия — в 26% случаев. Треть врачей принимала медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышало средний уровень.Установлено, что одним из факторов синдрома «выгорания» является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер. На развитие хронического стресса у представителей коммуникативных профессий влияют:

  • · ограничение свободы действий и использования имеющегося потенциала;
  • · монотонность работы;
  • · высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;
  • · неудовлетворенность социальным статусом.

Профессиональное «выгорание» сотрудников может быть обусловлено структурно-организационными особенностями предприятия; характером самой деятельности; личностными особенностями работников, а также характером их межличностных взаимодействий. В качестве основных характеристик синдрома «выгорания» отмечают:

  • · неадекватный уровень требований к специалисту;
  • · недостаточные индивидуальные адаптивные способности к этим требованиям (сниженные ресурсы личности);
  • · дефицит внешней поддержки;
  • · ситуационные ограничения, влияющие на профессиональную адаптацию;
  • · заниженность профессиональной самооценки;
  • · эмоциональное истощение, приводящее к снижению профессиональной продуктивности;
  • · деперсонализация (обезличенность и стремление формализовать работу).

Существует тесная взаимосвязь между профессиональным «выгоранием» и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к рабочим обязанностям, которые сводятся к необходимому минимуму. Нередко «трудоголизм» и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью способствуют развитию симптомов выгорания. Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряженней работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним «выгоранием». Люди, работающие в медицинских учреждениях, часто подвержены значительному личностному стрессу.

Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.

1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.

Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

2. Конфликт ролей.

Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.

Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.

Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства – с другой.

3. Неопределенность ролей .

Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства – что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

4. Неинтересная работа.

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

5. Существуют также и другие факторы.

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

К факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

Им трудно раскрываться перед кем-нибудь. Преобладающая особенность врачебной профессии — отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем. Развитию этого состояния способствуют определенные личностные особенности — высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура. Парадокс состоит в том, что способность медицинских работников отрицать свои негативные эмоции может иногда быть силой, но нередко это становится их слабостью. Поэтому полезно помнить о том, что мы сами всегда либо часть наших проблем, либо часть их решений. В настоящее время все большее внимание специалистов привлекают новые технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Некоторые из них направлены на адекватное информирование представителей коммуникативных профессий о ранних признаках «выгорания» и факторах риска. Наиболее эффективными являются групповые формы работы: специальные занятия в группах профессионального и личностного роста, повышения коммуникативной компетентности (Балинтовский метод). Человек может переносить значительный стресс без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если он получает адекватную социальную поддержку. Эта точка зрения выдающегося психолога G. Roberts находит подтверждение в практике психопрофилактики и психокоррекции синдрома «выгорания». стресс профессиональный медицинский

В последние годы активное внимание привлекают новые технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Некоторые из них направлены на широкое информирование специалистов коммуникативных профессий о ранних признаках “выгорания” и факторах его риска. Чем раньше и больше узнают врачи о том, как возникает и какими признаками характеризуется этот синдром, тем больше у них возможностей его избежать или снизить выраженность. Во многих странах специальные курсы лекций и тренинговых занятий по развитию эффективной коммуникации врач-пациент и навыкам преодоления “выгорания” включены в учебные программы последипломной подготовки. В этих моделях проводится поэтапная трансформация субъективного видения и понимания ситуации с использованием различных стратегий преодоления профессионального стресса: эмоциональной (актуализация чувств, снижение эмоциональной напряженности), когнитивной (переоценка ситуации и собственных ресурсов по ее разрешению) и поведенческой (активного целенаправленного изменения ситуации).

Читайте также:  Сколько длится синдром отмены корвалола

Одно из важнейших “открытий” – это осознание того, что наиболее часто употребляемое и самое эффективное лекарство – сам доктор. Это приводит к новому пониманию их собственных переживаний, они становятся более чувствительными к эмоциональному состоянию своих пациентов, к их психологическим проблемам. Работа в таких группах становится активной формой обучения и повышения компетентности в сфере коммуникации врач-пациент. Эта идея успешно подтвердилась в многолетней практике работы врачей различных специальностей более чем в 40 странах мира.

Анализ профессионального врачебного “самочувствия” показывает, что даже при большом опыте и стаже работы врачей необходимость в получении новой информации и квалифицированной обратной связи от коллег по поводу качества своей деятельности достаточно велика. Выраженность этой потребности часто парадоксально зависит от величины стажа: более опытные врачи проявляют не только не меньшую, но даже большую заинтересованность в обмене опытом, в конструктивном обсуждении и тем самым – внимании и поддержке коллег, чем молодые врачи.

К наиболее частым проявлениям относятся следующие:

  • · ощущение потери контроля над собой;
  • · недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость…);
  • · вялость, апатия, повышенная утомленность;
  • · расстройство сна (в том числе, более долгое засыпание, ранее пробуждение).

Для обнаружения стресса стоит учесть и другие его симптомы, такие как:

  • · раздражительность, снижение настроения (придирчивость, необоснованная критичность);
  • · повышенный аппетит;
  • · увеличившееся количество выпитого алкоголя;
  • · увеличившееся потребление психоактивных средств (успокоительных, стимулирующих);
  • · расстройства половой функции;
  • · неблагополучное физическое состояние (головная боль, боли в мышцах, спине, изжога, повышение давления)

Основанием для внедрения такого метода профессионального самоусовершенствания, как балинтовские группы, служат следующие аргументы:

Врачебная деятельность имеет ряд специфических особенностей – таких, как влияние и взаимодействие многочисленных меняющихся факторов, которые нередко невозможно формализовать, алгоритмизировать для анализа, внести в жестко структурированные схемы, а эффективность врачебных действий, особенно с точки зрения пациента, часто трудно оценить однозначно.

Существует субъективный аспект этой проблемы – потребность врачей в повышении своей компетентности, умении использовать свои личностные ресурсы для оптимизации лечебного и реабилитационного процесса, в углублении самоидентичности и самовыражения.

Имеется дефицит разнообразных возможностей профессионального общения с коллегами, что, очевидно, затрудняет обмен опытом. У многих врачей это может приближаться к профессиональной самоизоляции. Поэтому понятно их стремление преодолеть разобщенность, перестать “вариться в собственном соку”. Если этого не происходит, существенно возрастает вероятность искажения внутреннего образа своей профессиональной деятельности, самоидентификации врача, приводящей либо к разочарованию, неуверенности, социальной апатии, либо к излишней самоуверенности, снижению критичности, возрастанию профессиональной ригидности.

В настоящее время идеи Майкла Балинта получили серьезное развитие, но некоторые принципиальные положения остаются неизменными, например, то, что в обсуждении представляемых в группе случаев из врачебной практики акцент делается не на клиническом анализе (поскольку, по определению, балинтовская группа не занимается решениями клинических задач), а на различных особенностях и аспектах взаимоотношений врача с пациентом в рамках обсуждаемого случая, их реакциях на меняющиеся обстоятельства этой ситуации. Это отличает балинтовскую группу от традиционного клинического разбора или консилиума. Часто важен не столько диагноз, сколько понимание субъективного, индивидуального, неповторимого бытия конкретного больного, постигаемого не рациональным путем, а интуицией и эмпатией врача. Чтобы научить этому врачей, в групповых дискуссиях говорят больше о том, что чувствует врач во взаимоотношениях с пациентом. Балинтовская группа помогает ответить на вопросы, почему в общении с пациентами врачи часто игнорируют, вытесняют, подавляют в себе то, что они не в состоянии понять в переживаниях, мотивах, ожиданиях, психологических защитах пациента, как и в своих собственных. Группа помогает врачу создать и его внутреннюю коммуникацию, дает ему право на переживание самых разных чувств – тревоги, раздражения, огорчения, вины, но при этом научает врача четче определять характер этих переживаний и конструктивно справляться с ними. Группа позволяет врачу обратиться к “человеку в самом себе” и тем самым помочь и себе, и пациенту, потому что эмоционально напряженный врач не может быть успешным целителем для своего пациента, поскольку сам нуждается в психологической поддержке. Развиваемое в группе умение врача быть эмпатийным позволяет ему не только лучше понимать пациента, но и самого себя.

Работа в балинтовских группах помогает их участникам сдерживать и корректировать в себе стремление к неизменному руководству пациентами в виде замечаний, упреков, оценок, указаний, прямых интерпретаций при эмоциональной дистантности, конфронтации и отсутствии эмоционального принятия пациента. Балинтовские группы активно способствуют растущему пониманию врачами, насколько важно умение создавать партнерское сотрудничество с пациентами и подавлять в себе стремление к морализаторству и директивности, которое нередко проявляется и во время обсуждения в группе, потому что столь же активно демонстрируется и в реальной коммуникации с пациентами. Это хорошо согласуется с данными о том, что дефицит эмпатии у врачей взаимосвязан с выраженностью их агрессивности в отношении пациентов, что нередко наносит психологический ущерб и самим врачам.

Очень важным является и то, что включение этих групп в технологию последипломной подготовки врачей в дальнейшем помогает им успешнее разрешать проблемы, связанные с хроническим профессиональным стрессом и синдромом “внутреннего выгорания”, проявляющегося эмоциональным истощением, апатией, снижением профессиональной самооценки и уверенности в себе, ростом психосоматических расстройств у самих врачей.

В фокусе проблемы профессионального стресса у врачей находится соответствие/несоответствие потенциальных возможностей профессионала и социальных условий его деятельности. Поэтому эта проблема рассматривается в комплексе “специалист коммуникативной профессии – его социальное окружение”. Суждение о том, что врач может переносить значительный стресс без повышенного риска снижения профессиональной продуктивности, развития психического или даже соматического заболевания, если он получает адекватную социальную поддержку, активно подтверждается опытом работы балинтовских групп. Среди врачей достаточно широко распространено представление о том, что стресс в работе равнозначен неудаче и собственной слабости, поэтому он вызывает основанное на чувстве вины отрицание и приводит к тому, что врачам трудно признаваться в наличии проблем в работе, соответственно трудно делиться ими и решать их. Балинтовская группа, приоритетом в работе которой является конфиденциальность и безопасность обсуждения, позволяет в значительной степени снизить это напряжение.

Читайте также:  Синдром дауна прерывать или нет

Балинтовские группы являются очень успешной формой не только профессионального и личностного роста, влияющего на эффективность работы врачей, но и активной социальной поддержкой для них, что позволяет эффективно использовать эти группы в работе с профессиональным стрессом медицинских работников.

Источник

Грубость и невнимательность врачей – проблема, с которой постоянно сталкиваются посетители больницы. Медицинские работники часто страдают от эмоционального выгорания, результатом чего становится их профессиональная деформация. Рассмотрим, что такое профессиональное выгорание медицинских работников, какие существуют способы его профилактики.

Общие сведения

К профессиональному эмоциональному выгоранию больше всего склонны представители профессий, связанных с коммуникацией. В результате воздействия внешних и внутренних факторов человек становится безразличным к окружающим, больше не чувствует ценности жизни, его ничего не радует. Медик не только хуже выполняет свою работу, у него появляются проблемы с психическим и физическим здоровьем.

По данным статистических исследований, 64% врачей в России страдают от невротических нарушений или находятся в пограничном состоянии. У 68% медицинских работников обнаружен синдром эмоционального выгорания. Недовольны своей зарплатой 90% врачей. У 38% врачей обнаружена депрессия. Чаще всего от невротических нарушений страдают врачи скорой помощи, хирурги, онкологи, терапевты.

Депрессия у медсестры

Термин «выгорание» впервые ввел в обиход Г. Фрейденбергер в 1974 году для описания эмоционального состояния некоторых работников психиатрических учреждений. Позже было выявлено, что этот термин подходит для многих профессий, связанных с общением с людьми. Выгорание появляется вследствие длительного воздействия профессиональных психотравмирующих факторов на человека. Медицинский работник постоянно находится под давлением. Большие объемы работы, неправильная организация труда, давление со стороны пациентов и их родственников, давление со стороны начальства, приводят к синдрому профессионального выгорания медицинских работников.

Составляющие синдрома профессионального выгорания и зоны риска

Синдром эмоционального выгорания проявляется в трех составляющих:

  1. Абсолютное эмоциональное истощение и изнеможение. Человек больше не способен отдавать самого себя работе, он чувствует неудовлетворенность собственной деятельностью.
  2. Отсутствие сочувствия к пациентам, циничность.
  3. Неприязнь к своей работе и к себе.

Можно выделить три типа поведенческих особенностей медсестер, которые наиболее подвержены профессиональному выгоранию:

  1. Педантичные медсестры, которые стремятся к идеалу. Они всегда аккуратны и внимательны к пациентам. Качественно выполняют свою работу. Им важен результат.
  2. Демонстративный тип поведения, при котором человеку важно признание других людей, первенство во всем. Такие медсестры тратят много энергии в процессе своей деятельности, так как пытаются добиться больших высот, чем остальные.
  3. Эмотивный тип поведения характеризуется повышенной эмпатией по отношению к чужим переживаниям. Такие люди чужую трагедию воспринимают как собственную, из-за чего происходит быстрая трата личных эмоциональных ресурсов.

Среди медицинских работников профессиональному выгоранию наиболее подвержены:

  • молодые неопытные специалисты;
  • врачи с недостаточной квалификацией;
  • медики, переживающие проблемы в личной жизни.

Причины

Симптомы и лечение истощения нервной системы напрямую зависят от причин, его вызвавших. Разделить их можно на две группы:

  1. Объективные причины, связанные с особенностями выполняемой деятельности (например, распорядком дня, объемами работы, количеством выходных дней).
  2. Субъективные причины, связанные с отношением работника к собственной деятельности (например, отношения врача и его пациента, отношение к неудачам, взаимоотношения с коллегами).

Профессиональное выгорание врачей

В целом можно выделить следующие причины профессионального выгорания медицинских работников:

  • Психологическая неготовность к оказанию экстренной помощи.
  • Огромная физическая и психологическая нагрузка.
  • Неизлечимые болезни и смерть пациентов.
  • Давление пациентов и их родственников.
  • Отсутствие необходимых знаний.
  • Личное отношение к смерти.
  • Невысокая заработная плата.
  • Неудовлетворительные условия труда.
  • Неоднозначные требования к работе.
  • Риск выговоров и штрафов.
  • Отсутствие отпуска и полноценных выходных.
  • Физические перегрузки.
  • Социальная незащищенность.

Факторы, влияющие на формирование синдрома профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания чаще всего поражает людей «помогающих профессий». Их деятельность связана с тесным общением с людьми, а также оказанием им всесторонней помощи. Можно выделить следующие факторы, которые могут стать причиной появления синдрома профессионального выгорания у медицинских работников:

  • Недостаточная мотивация работников, отсутствие поощрения, запрет на инновации и творческую свободу.
  • Жесткое нормирование рабочего графика, невозможность выполнения работы в поставленные сроки.
  • Низкая квалификационная категория медицинского работника.
  • Монотонность работы.
  • Большие усилия, вложенные в работу, которые не получают должного вознаграждения.
  • Работа с пациентами, которые не выполняют всех рекомендаций и сопротивляются лечению. Отсюда идет неэффективность приложенных усилий медика.
  • Напряженные отношения в рабочем коллективе, ссоры с коллегами.
  • Отсутствие возможности дальнейшего профессионального роста.
  • Осознание ошибочного выбора профессии, несоответствие личностных особенностей специфике выбранной профессии.

Медицинские работники и смерть пациентов

Больше всего профессиональному выгоранию подвержены медики, работающие с безнадежно больными и умирающими людьми. Смерть для них может выступать в трех формах:

  1. Реальная смерть пациентов, бесполезность лечения, тщетные усилия по спасению жизни.
  2. Потенциальная смерть пациента вследствие неправильного диагноза или ошибочных действий врача.
  3. Смерть фантомная, когда врач постоянно сталкивается со страхом смерти у пациента и его родственников.

Стресс у медицинского работника

При всем этом врачу приходится эмоционально отдаляться от смерти пациента. Не каждый медик способен с этим справиться, потому чужую беду он переживает как собственную, что ускоряет процесс профессионального выгорания. Из-за воздействия психотравмирующих обстоятельств, человек чувствует физическую и эмоциональную усталость, он срывается на других своих пациентах, коллегах и родных. Хороший врач должен обладать качествами, которые позволят ему не принимать близко к сердцу смерть пациентов.

Процесс формирования

Процесс формирования синдрома профессионального выгорания проходит три стадии:

  1. Работник начинает чувствовать скуку, его эмоции приглушаются. Пока кажется, что все в порядке, но работа уже не приносит былого удовольствия. Становится меньше позитивных эмоций, появляется отстраненное отношение к семье. Доходит до того, что, возвращаясь домой, человек не желает ни с кем общаться. Ему хочется, чтобы его оставили в покое.
  2. Появляются недоразумения с пациентами, пренебрежительное отношение к коллегам. Человек чувствует вспышки раздражения, даже когда находится один. Связано это с переизбытком общения.
  3. Человек становится равнодушным к окружающим и себе самому. Работник больше не осознает ценности жизни, он становится циничным. Внешне может показаться, что с таким человеком все в порядке, но на самом деле ему все безразлично.

Когда синдром только начинает свое развитие, человек пытается бороться с травмирующими факторами с помощью позитивной установки на работу, но он лишь тратит больше сил. Вскоре человек чувствует усталость и разочарование, он теряет интерес к работе. В таких случаях говорят, что человек «сгорел на работе».

Профессиональная деформация

По степени обратимости можно выделить следующие стадии развития синдрома профессионального выгорания:

  1. Невротическая реакция. Просматриваются черты неврастении. Повышается утомляемость и раздражительность. Падает работоспособность. Повышается конфликтность, человек срывается на окружающих. Снижается умственная и физическая активность. Наблюдается эмоциональное истощение.
  2. Невротическое развитие. Человек чувствует отвращение к работе, выполняет ее спустя рукава, воздвигает вокруг себя стену, не желает ни с кем общаться.
  3. Окончательное изменение личности. Происходит профессиональная деформация личности. Человек становится равнодушным, циничным или даже агрессивным. Он уже не способен радоваться жизни. Появляется депрессия, которая может длиться годами.
Читайте также:  Кто вылечили синдром позвоночной артерии

Существует прямая взаимосвязь между недостаточностью профессионального мотивирования медицинского работника и качеством выполняемых им обязанностей. От того, сколько получают врачи за свою работу, зависит их материальную независимость и обеспеченность. Низкая зарплата обесценивает старания человека в процессе его профессиональной деятельности. Требовательное начальство и постоянные конфликты приводят человека к ощущению бесполезности всех приложенных к работе усилий. Медик начинает отлынивать от работы, выполнять ее только в рамках нормативных актов, эмоционально отстраняться от пациентов.

Признаки и симптомы

К признакам профессиональной деформации можно отнести следующие явления:

  • Врач больше зациклен на болезни, а не на выздоровлении пациента.
  • Отсутствие индивидуального подхода к больным, пациенты становятся «на конвейер».
  • Отсутствие моральной поддержки больного.
  • Отношению к пациенту как к биологическому механизму, в котором случилась поломка.
  • Перекладывание ответственности за результаты лечения с себя на таблетки и аппаратуру.
  • Недружелюбие.
  • Нежелание работать.
  • Отказ прийти на помощь в экстренных ситуациях.
  • Грубость и хамство медицинского персонала.
  • Взяточничество.
  • Безответственность и цинизм.
  • Бюрократия.
  • Выдача поддельных медицинских документов.
  • Врачебные ошибки и преступления.
  • Отказ в информировании больного о диагнозе и плане лечения.
  • Нарушение врачебной тайны.
  • Насмешки над пациентами.
  • Опыты над людьми.
  • Отсутствие милосердия.

Хроническая усталость у врачей

Выделим симптомы профессионального выгорания медицинских работников:

  1. Бессонница.
  2. Постоянная усталость.
  3. Депрессия.
  4. Алкоголизм.
  5. Раздражительность.
  6. Нежелание работать.
  7. Агрессия по отношению к пациентам, коллегам и начальству.

Профессиональная деформация

Профессиональная деформация – это необратимые изменения личности, которые происходят вследствие выполнения человеком его профессиональных обязательств. В результате меняются личностные ценности, характер, манера общения с пациентами и близкими людьми. Деформация появляется вследствие профессионального выгорания. Защитные механизмы организма ослабевают, начинается разрушение личности. Личность меняется вследствие воздействия на нее профессиональных факторов.

Человек переносит свои повадки и привычки, связанные с профессией, в личную жизнь. Он уже не способен разделить работу и будни. Однако профессиональная деформация не всегда имеет только негативный отпечаток. В процессе работы человек получает полезный опыт и навыки, которые в свободное от работы время могут быть весьма полезны.

Именно профессиональная адаптация стоит у основ профессиональной деформации и эмоционального выгорания. Человек адаптируется под воздействие внешних и внутренних факторов. Проблемы начинаются, когда внутренних ресурсов не хватает для того, чтобы справляться со стрессами. Когда происходит сбой адаптивной функции, в организме возникают психологические и физиологические изменения. Кажется, что человек «сгорел на работе».

Профессиональная деформация часто наблюдается у медицинских работников. Они обладают определенной властью, ведь от них зависит здоровье и жизнь пациентов. В начале профессиональной деятельности врачи бурно и эмоционально реагируют на страдания людей. Вследствие воздействия механизма самозащиты, постепенно они отстраняются от чужих страданий. Профессионально деформированный врач может казаться пациенту безразличным и незаинтересованным в его выздоровлении, даже если сам медик этого не осознает. Не все будущие медики осознают грядущие трудности до того, как становятся врачами.

Эмоциональное выгорание

Существует еще одна крайность профессиональной деформации, когда работник неудовлетворенность собственной работой пытается компенсировать чрезмерным трудоголизмом. Человек не чувствует удовлетворения от своей работы, потому прилагает к ней все больше усилий, чтобы добиться устраивающих его результатов. Он уверен, что неудачи случаются лишь потому, что он не очень хороший врач. От этого часто страдает личная жизнь медика, ведь он ни на минуту не может забыть о работе.

Профилактика

Профилактику профессионального выгорания стоит начинать в момент обучения в медицинском вузе. Как становятся врачами? Студентов нужно подготовить к специфике их будущей работы. Они должны быть осведомлены обо всех возможных рисках. Заканчивая учебное заведение, работник должен знать о методах профилактики профессионального выгорания. С новыми работниками необходимо проводить профилактическую беседу, где стоит описать возможные трудности, с которыми они могут столкнуться, и способы их преодоления.

Важно обучить персонал правилам общения с пациентами, правильным действия в критической ситуации, методикам, направленным на борьбу с профессиональным стрессом. Можно создать группы взаимопомощи, где медицинские работники смогут общаться и делиться своим опытом преодоления синдрома профессионального выгорания. В случае возникновения эмоционального выгорания и депрессии любой работник должен получать квалифицированную помощь психолога.

Не стоит забывать о материальной стороне жизни. От того, сколько получают врачи, напрямую зависит их эмоциональное состояние. Оплата труда должна соответствовать сложности выполняемой работы.

Профилактика эмоционального выгорания заключается в следующем:

  • правильное питание и здоровый образ жизни;
  • наличие иных интересов, которые далеки от профессиональной деятельности;
  • наличие рядом близких людей, с которыми вы находитесь в хороших отношениях;
  • способность к адекватной оценке собственной работы, отсутствие зависимости от чужого мнения;
  • разработка новых подходов и методик, творческий подход к работе;
  • адекватное принятие неудач;
  • осознание, что врач – нужная профессия;
  • стремление к достижению целей;
  • принятие нового опыта, способность учиться на ошибках;
  • отсутствие зацикливания только на вещах, связанных с профессией;
  • повышение собственной квалификации, общение с другими специалистами, посещение семинаров;
  • наличие хобби;
  • совместная работа с коллегами.

Консультирование врачей

Методы борьбы

Можно выделить следующие способы борьбы с профессиональным выгоранием медицинских работников со стороны администрации:

  1. Повышение заработной платы сотрудникам.
  2. Пересмотр оптимальной нагрузки.
  3. Предоставление отпусков и выходных.
  4. Подбор компетентного и понимающего руководства.
  5. Помощь молодым сотрудникам в адаптации к особенностям профессии.
  6. Проведение профессиональных тренингов и семинаров.
  7. Профессиональное мотивирование работников.

Не все медицинские работники способны вовремя опознать симптомы истощения нервной системы, и лечение ее может отложиться до того момента, когда с психикой человека произойдут необратимые изменения. В таком случае работнику необходимо предоставить помощь квалифицированного специалиста.

Чтобы справиться с эмоциональным выгоранием, необходимо постараться заглянуть в свое будущее и обозначить цели, к которым вы стремитесь. Если вы чувствуете, что в своей области достигли пика, займитесь близкими к вашей работе видами деятельности. Так вы сможете использовать накопленный опыт и одновременно учиться новому. В процессе профессиональной деятельности не стоит применять только хорошо изученные и привычные методики. Необходимо искать новые пути и способы излечения. Не стоит стараться всегда и во всем быть лучшим. Необходимо проще относиться к конфликтам с коллегами и начальством.

Таким образом, профессиональное и эмоциональное выгорание – это проблема, с которой сталкиваются практически все медицинские работники. Постоянные стрессы, неизлечимые болезни и смерть пациентов, высокая рабочая нагрузка запускают защитные механизмы в организме, под воздействием которых человек становится равнодушным и безынициативным. Постепенно происходит профессиональная деформация, при которой меняется характер и повадки человека в повседневной жизни. Мы перечислили способы профилактики профессионального выгорания медицинских работников, которые направлены на помощь в борьбе с рабочими стрессами и трудностями.

Источник