Синдром профессионального выгорания педагогов курсовая

Характеристика синдрома эмоционального выгорания и его симптомов. Исследование особенностей профессиональной деятельности педагогов, работающих в детских домах. Анализ влияния детей группы риска на профессиональную деформацию педагогов, работающих с ними.

  • Сущность и понятие синдрома эмоционального выгорания. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания. Требования к профессии и личности педагога. Экспериментальное исследование синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

    дипломная работа, добавлен 01.12.2010

  • Профессиональное выгорание: понятие, симптомы, причины и фазы развития, пути профилактики. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Экспериментальное выявление признаков профессионального выгорания у учителей разного возраста и стажа.

    курсовая работа, добавлен 26.06.2013

  • Феномен эмоционального выгорания. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания. Особенности личности и профессиональной компетентности педагогов. Психологическое благополучие учителя. Синдром эмоционального выгорания педагогов.

    курсовая работа, добавлен 19.01.2013

  • Характеристика профессиональной деятельности педагогов. Проявления синдрома эмоционального выгорания в педагогической профессии. Подходы к изучению данного феномена. Методика коррекционно-профилактической работы по профилактике его формирования.

    дипломная работа, добавлен 14.12.2013

  • Анализ особенностей эмоционального выгорания и совладающего поведения педагогов дошкольного образовательного учреждения. Использование в профессиональной деятельности различных форм копинг-стратегии. Повышение эффективности трудовой деятельности.

    статья, добавлен 10.08.2017

  • Теоретический анализ проблемы формирования синдрома эмоционального выгорания в аспекте психофизиологических механизмов регуляции поведения педагога. Анализ влияния фактора уравновешенности нервных процессов на развитие синдрома эмоционального выгорания.

    дипломная работа, добавлен 03.07.2011

  • Суть синдрома эмоционального выгорания. Профессиональные требования к личностным качествам педагога. Определение взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания с негативными коммуникативными установками и субъективными болезненными ощущениями у педагогов.

    дипломная работа, добавлен 09.06.2011

  • Анализ теоретических аспектов синдрома эмоционального выгорания. Исследование степени выраженности, особенностей проявления данного синдрома у педагогов дошкольного общеобразовательного учреждения до проведения профилактического тренинга и после.

    курсовая работа, добавлен 13.12.2014

  • Проявления индивидуальности педагога. Симптомы эмоционального выгорания современного учителя. Экспериментальное исследование влияния профессионального выгорания на индивидуальны стиль деятельности учителей-предметников. Рекомендации по его профилактике.

    дипломная работа, добавлен 29.06.2011

  • Специфика педагогической деятельности. Выделение стадий и факторов развития синдрома выгорания в профессии преподавателя. Экспериментальное исследование взаимосвязи показателей эмоционального выгорания и интеллекта сельских и городских учителей.

    дипломная работа, добавлен 02.12.2010

  • Источник

    Îñíîâíûå ñòàäèè ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ñíèæåíèå ñàìîîöåíêè, îäèíî÷åñòâî è ïðîáëåìû ñ êîíòàêòàìè, ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå è ïñèõîñîìàòèêà. Õàðàêòåðèñòèêà ñèìïòîìîâ ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïåäàãîãà. Ïñèõîëîãè÷åñêèå óñëîâèÿ âîññòàíîâëåíèÿ çäîðîâüÿ.

    ÐóáðèêàÏñèõîëîãèÿ
    Âèäðåôåðàò
    ßçûêðóññêèé
    Äàòà äîáàâëåíèÿ27.11.2014
    Ðàçìåð ôàéëà60,4 K

    Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

    Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

    Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

    Ðåôåðàò íà òåìó:

    Ñðåäñòâàèìåòîäûïðîôèëàêòèêèïðîôåññèîíàëüíîãîâûãîðàíèÿïåäàãîãà

    Ñîäåðæàíèå

    • 1. Ñðåäñòâà è ìåòîäû ïðîôèëàêòèêè ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïåäàãîãà
    • 1.1 Ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå
    • 1.2 Ñòàäèè ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ
    • 1.3 Òðè àñïåêòà ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ
    • 1.5 Ôàêòîðû ðèñêà ðàçâèòèÿ âûãîðàíèÿ (ïî Ë.Â. Íîâèêîâîé)
    • 1.6 Ïñèõîëîãè÷åñêèå óñëîâèÿ âîññòàíîâëåíèÿ çäîðîâüÿ ïåäàãîãîâ
    • 2. Äèàãíîñòèêà óðîâíÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ
    • 2.1 Îáðàáîòêà äàííûõ
    • 2.2 Èíòåðïðåòàöèÿ ðåçóëüòàòîâ
    • 2.3 Ñïîñîáû ñíÿòèÿ íàïðÿæåíèÿ çà êîðîòêîå âðåìÿ
    • Çàêëþ÷åíèå
    • Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

    ïðîôåññèîíàëüíîå âûãîðàíèå ïåäàãîã ïñèõîëîãè÷åñêîå

    1.4 Ñèìïòîìû ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ

    ÏÅÐÂÀßÃÐÓÏÏÀ: ïñèõîôèçè÷åñêèåñèìïòîìû

    ×óâñòâî ïîñòîÿííîé óñòàëîñòè íå òîëüêî ïî âå÷åðàì, íî è ïî óòðàì, ñðàçó ïîñëå ñíà (ñèìïòîì õðîíè÷åñêîé óñòàëîñòè);

    îùóùåíèå ýìîöèîíàëüíîãî è ôèçè÷åñêîãî èñòîùåíèÿ;

    ñíèæåíèå âîñïðèèì÷èâîñòè è ðåàêòèâíîñòè â ñâÿçè ñ èçìåíåíèÿìè âíåøíåé ñðåäû (îòñóòñòâèå ðåàêöèè ëþáîïûòñòâà íà ôàêòîð íîâèçíû èëè ðåàêöèè ñòðàõà íà îïàñíóþ ñèòóàöèþ);

    îáùàÿ àñòåíèçàöèÿ (ñëàáîñòü, ñíèæåíèå àêòèâíîñòè è ýíåðãèè, óõóäøåíèå áèîõèìèè êðîâè è ãîðìîíàëüíûõ ïîêàçàòåëåé);

    ÷àñòûå áåñïðè÷èííûå ãîëîâíûå áîëè; ïîñòîÿííûå ðàññòðîéñòâà æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà;

    ðåçêàÿ ïîòåðÿ èëè ðåçêîå óâåëè÷åíèå âåñà;

    ïîëíàÿ èëè ÷àñòè÷íàÿ áåññîííèöà;

    ïîñòîÿííîå çàòîðìîæåííîå, ñîíëèâîå ñîñòîÿíèå è æåëàíèå ñïàòü â òå÷åíèå âñåãî äíÿ;

    îäûøêà èëè íàðóøåíèÿ äûõàíèÿ ïðè ôèçè÷åñêîé èëè ýìîöèîíàëüíîé íàãðóçêå;

    çàìåòíîå ñíèæåíèå âíåøíåé è âíóòðåííåé ñåíñîðíîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè: óõóäøåíèå çðåíèÿ, ñëóõà, îáîíÿíèÿ è îñÿçàíèÿ, ïîòåðÿ âíóòðåííèõ, òåëåñíûõ îùóùåíèé.

    ÂÒÎÐÀßÃÐÓÏÏÀ:

    ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèåñèìïòîìû

    Áåçðàçëè÷èå, ñêóêà, ïàññèâíîñòü è äåïðåññèÿ (ïîíèæåííûé ýìîöèîíàëüíûé òîíóñ, ÷óâñòâî ïîäàâëåííîñòè);

    ïîâûøåííàÿ ðàçäðàæèòåëüíîñòü íà íåçíà÷èòåëüíûå, ìåëêèå ñîáûòèÿ;

    ÷àñòûå íåðâíûå ñðûâû (âñïûøêè íåìîòèâèðîâàííîãî ãíåâà èëè îòêàçû îò îáùåíèÿ, óõîä â ñåáÿ);

    ïîñòîÿííîå ïåðåæèâàíèå íåãàòèâíûõ ýìîöèé, äëÿ êîòîðûõ âî âíåøíåé ñèòóàöèè ïðè÷èí íåò (÷óâñòâî âèíû, îáèäû, ñòûäà, ïîäîçðèòåëüíîñòü, ñêîâàííîñòü);

    ÷óâñòâî íåîñîçíàííîãî áåñïîêîéñòâà è ïîâûøåííîé òðåâîæíîñòè (îùóùåíèå, ÷òî “÷òî-òî íå òàê, êàê íàäî”);

    ÷óâñòâî ãèïåðîòâåòñòâåííîñòè è ïîñòîÿííîå ÷óâñòâî ñòðàõà, ÷òî “íå ïîëó÷èòñÿ” èëè “ÿ íå ñïðàâëþñü”;

    îáùàÿ íåãàòèâíàÿ óñòàíîâêà íà æèçíåííûå è ïðîôåññèîíàëüíûå ïåðñïåêòèâû (ïî òèïó “êàê íè ñòàðàéñÿ, âñå ðàâíî íè÷åãî íå ïîëó÷èòñÿ”).

    ÒÐÅÒÜßÃÐÓÏÏÀ:

    ïîâåäåí÷åñêèåñèìïòîìû

    Îùóùåíèå, ÷òî ðàáîòà ñòàíîâèòñÿ âñå òÿæåëåå è òÿæåëåå, à âûïîëíÿòü åå – âñå òðóäíåå è òðóäíåå;

    ñîòðóäíèê çàìåòíî ìåíÿåò ñâîé ðàáî÷èé ðåæèì (óâåëè÷èâàåò èëè ñîêðàùàåò âðåìÿ ðàáîòû);

    ïîñòîÿííî, áåç íåîáõîäèìîñòè, áåðåò ðàáîòó äîìîé, íî äîìà åå íå äåëàåò;

    ðóêîâîäèòåëü çàòðóäíÿåòñÿ â ïðèíÿòèè ðåøåíèé;

    Читайте также:  Синдром навязчивых движений у детей комаровский

    ÷óâñòâî áåñïîëåçíîñòè, íåâåðèå â óëó÷øåíèÿ, ñíèæåíèå ýíòóçèàçìà ïî îòíîøåíèþ ê ðàáîòå, áåçðàçëè÷èå ê ðåçóëüòàòàì;

    íåâûïîëíåíèå âàæíûõ, ïðèîðèòåòíûõ çàäà÷ è “çàñòðåâàíèå” íà ìåëêèõ äåòàëÿõ, íå ñîîòâåòñòâóþùàÿ ñëóæåáíûì òðåáîâàíèÿì òðàòà áîëüøåé ÷àñòè ðàáî÷åãî âðåìåíè íà ìàëî îñîçíàâàåìîå èëè íå îñîçíàâàåìîå âûïîëíåíèå àâòîìàòè÷åñêèõ è ýëåìåíòàðíûõ äåéñòâèé;

    äèñòàíöèèðîâàííîñòü îò ñîòðóäíèêîâ è êëèåíòîâ, ïîâûøåíèå íåàäåêâàòíîé êðèòè÷íîñòè;

    çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì, ðåçêîå âîçðàñòàíèå âûêóðåííûõ çà äåíü ñèãàðåò, ïðèìåíåíèå íàðêîòè÷åñêèõ ñðåäñòâ.

    ÊËÞ×

    Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

    Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

    • Ïðè÷èíû è ïîñëåäñòâèÿ ñòðåññîâîãî âîçäåéñòâèÿ, èñòîùåíèå ýìîöèîíàëüíî-ýíåðãåòè÷åñêèõ ðåñóðñîâ îðãàíèçìà êàê ïðè÷èíà ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ñíèæåíèå ðèñêà âûãîðàíèÿ ïðè âûñîêîé ïðîôåññèîíàëüíîé êîìïåòåíòíîñòè è âûñîêîì ñîöèàëüíîì èíòåëëåêòå.

      ðåôåðàò [44,3 K], äîáàâëåí 16.04.2019

    • Ôåíîìåí “ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ”. Ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå, ëè÷íîñòíûå è ïðîôåññèîíàëüíûå ôàêòîðû ðèñêà ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ôàêòîðû ðèñêà è ïîñëåäñòâèÿ ïðîôåññèîíàëüíîãî “âûãîðàíèÿ” ó òîðãîâûõ àãåíòîâ. Ïðîôèëàêòèêà è ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïîìîùü.

      äèïëîìíàÿ ðàáîòà [291,8 K], äîáàâëåí 16.04.2014

    • Îñíîâíûå ïðè÷èíû è ñèìïòîìû ñèíäðîìà ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ïðîÿâëåíèå ñèíäðîìà ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ìåäèöèíñêèõ ðàáîòíèêîâ, âëèÿíèå ñïåöèôèêè äåÿòåëüíîñòè íà ôîðìèðîâàíèå ñèìïòîìîâ. Ìåðîïðèÿòèÿ ïî ïðîôèëàêòèêå è ìåòîäû ñàìîðåãóëÿöèè.

      äèïëîìíàÿ ðàáîòà [118,1 K], äîáàâëåí 08.02.2013

    • Îñíîâíûå ôàêòîðû ðàçâèòèÿ ñèìïòîìà ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ – ñâîåîáðàçíîãî ïðîôåññèîíàëüíîãî ñòðåññà, êîòîðûé ñâÿçàí ñ ÷ðåçìåðíûì îáùåíèåì. Àíàëèç âíåøíåé è âíóòðåííåé ñðåäû ÍÓÄÎ “ÃÁÊ”, ìåðîïðèÿòèÿ ïî ïðåäîòâðàùåíèþ ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

      êóðñîâàÿ ðàáîòà [789,2 K], äîáàâëåí 16.12.2015

    • Ñóùíîñòü è ñîäåðæàíèå ïðîôåññèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, ñóùåñòâóþùèå â äàííîé ñôåðå êîíöåïöèè, ýòàïû èõ ôîðìèðîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ, ìåðû ïî åãî ïðîôèëàêòèêå â çàâèñèìîñòè è ñòåïåíè. Ýìîöèîíàëüíîå èñòîùåíèå è åãî èçó÷åíèå â êà÷åñòâå îñíîâíîãî êîìïîíåíòà ñèíäðîìà.

      ðåôåðàò [56,3 K], äîáàâëåí 04.10.2014

    • Èñòîðèÿ ïîÿâëåíèÿ è ïîíÿòèå òåðìèíà “ñèíäðîì ñãîðàíèÿ ëè÷íîñòè”. Ðàáîòíèêè ãðóïïû ðèñêà ïðîôåññèîíàëüíîãî “âûãîðàíèÿ”. Ïðè÷èíû, ïñèõîôèçè÷åñêèå è ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå ñèìïòîìû ïðîÿâëåíèÿ “ñèíäðîìà ñãîðàíèÿ”. Ñîâåòû äëÿ ïðåîäîëåíèÿ “âûãîðàíèÿ”.

      ðåôåðàò [23,7 K], äîáàâëåí 25.07.2010

    • Ïðîáëåìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ðàáîòíèêîâ ïåäàãîãè÷åñêîé ñôåðû. Ïîäõîäû ê äàííîé ïðîáëåìå â ðîññèéñêèõ è çàðóáåæíûõ èññëåäîâàíèÿõ. Ïðîÿâëåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïðåïîäàâàòåëåé îáùåîáðàçîâàòåëüíûõ øêîë, ìåòîäû ïðîôèëàêòèêè è êîððåêöèè.

      äèïëîìíàÿ ðàáîòà [253,0 K], äîáàâëåí 30.07.2017

    • ãëàâíàÿ
    • ðóáðèêè
    • ïî àëôàâèòó
    • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
    • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
    • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

    Источник

    Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы [4, 5, 7].

    Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к.  профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что учителя не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.

    Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

    В современных условиях деятельность учителя буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность,  недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа учитель должен иметь внутренние ресурсы.

    Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.

    Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

    Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.

    Деперсонализация – тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

    Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.

    Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у учителя:

    – на первой начальной стадии у учителей наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий  на фоне ощущения нервно-психической напряженности;

    Читайте также:  Резидуальная энцефалопатия синдром минимальной мозговой дисфункции

    – на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);

    – третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.

    Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» учитель, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.

    Факторы, вызывающие выгорание группируются в два больших блока, организационные факторы и индивидуальные характеристики самих профессионалов [7].

    Индивидуальные факторы. Исследователи выгорания (C.Maslach) показывают, что работники социальной сферы начинают испытывать данный симптом через 2-4 года после начала работы. Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям [7, 10].

    Имеются исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц  (особенно мужского пола), не состоящих в браке. Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами. Вероятнее всего, это может быть обусловлено одновременным действием других факторов [7].

    Особенно важным является изучение взаимосвязи особенностей личности и выгорания [7, 10]. Рассмотрим наиболее важные из них.

    Личностная выносливость – способность личности осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Практически все авторы [7, 10] считают, что личностная выносливость тесно связана со всеми тремя компонентами выгорания. Учителя с высокой степенью данной характеристики имеют низкий уровень выгорания.

    Учителя, владеющие активной тактикой сопротивления стрессу, имеют низкий уровень выгорания.

    Тревожность среди других характеристик личностных особенностей имеет наиболее тесные связи с выгоранием.

    Обнаружена тесная связь между синдромом профессионального выгорания и «локусом контроля». Если человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это показывает наличие у него внутреннего локуса контроля. Если же он имеет склонность приписывать ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в окружающей среде, в судьбе или случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего локуса контроля. Практически в большинстве работ этой тематики отмечается положительная корреляционная связь между внешним локусом контроля и составляющими выгорания [7].

    В связи с развитием синдрома профессионального выгорания наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу А. Поведение типа А свойственно людям, предпочитающим бурный темп жизни, преодоление трудностей, конкурентную борьбу, сильную потребность держать все под контролем.

    К.Кондо относит к «сгорающим» также «трудоголиков» (кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, кто нашел свое признание в работе до самозабвения) [10]. Лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе, наиболее подвержены выгоранию. В их представлении настоящий специалист – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

    Организационные факторы.

    Развитию выгорания может содействовать неопределенность или недостаток ответственности. В то же время, самостоятельность и независимость учителя в своей деятельности, возможность принимать важные решения является важным моментом, отрицательно воздействующим на выгорание.

    Синдром профессионального выгорания тесно связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, с тем, что характер руководства со стороны вышестоящих не соответствует содержанию работы.

    Практически все исследователи показывают, что повышенные нагрузки, сверхурочная работа стимулирует развитие выгорания. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друг с другом. Перерывы в работе оказывает положительный эффект и снижает уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели [7].

    Решающую роль в предотвращении синдрома профессионального выгорания является социальная поддержка со стороны коллег, руководителей, семьи, друзей. Особенно значимой является поддержка администрации [10]. Для работников при стимулировании важно (и это отмечается многими исследователями) не абсолютное количество вознаграждения, а его соотнесение с собственным затраченным трудом и трудом своих коллег, что обозначается как справедливость.

    Читайте также:  Синдром беспокойных ног у мужчин

    Кроме того, исследователи [6, 7, 9, 10] подчеркивают важность такого фактора, как обратная связь. «Существенным препятствием становится наше незнание, – пишет А.Н.Моховиков, – действительно ли мы помогли, так как зачастую у нас нет информации о дальнейшем развитии ситуации. Мучимые сомнениями, мы совершаем «дурную работу»: избыточно рефлексируем, волнуемся, волнуемся, сворачиваем в сторону, сдаемся или мужественно сражаемся; и это так или иначе усиливает со временем усталость и апатию» [7].

    Содействуют возникновению выгорания непосредственный глубокий контакт с учениками и острота их проблем [10].

    А.Н.Моховиков называет и другие факторы возникновения синдрома выгорания: внутриличностный конфликт и острый психологический стресс. Синдром профессионального выгорания – это реакция на стрессовые воздействия [6]. В.В.Бойко считает, что выгорание представляет выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [1, 8]. Целесообразно периодически проверять, в какой степени у учителя сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания (см. Приложение 1), это дает возможность разработать меры по его предупреждению.

    Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления работы.

    1.Организация деятельности. Администрация может смягчить развитие «сгорание», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. Администрация также может четко распределить обязанности, продумав должностные инструкции. Руководство может организовать здоровые взаимоотношения сотрудников [10].

    В учебные программы можно включить техники контроля собственного времени и выработки уверенности в себе, информацию о стрессе, техники релаксации.

    В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание уделить организации рабочего места и времени. Здесь можно говорить о создании благоприятных условий во время рабочего дня: обеспеченность справочными материалами и пособиями, должна быть скомплектована библиотека, изданий периодической печати, техническая оснащенность. Помещение должно соответствовать нормам санитарно-гигиенических требований (освещенность, температура, удобная мебель). Кроме того, важна  возможность технического перерыва для принятия пищи, отдыха (восстановления сил).

    2. Улучшение психологического климата в коллективе. Следующее направление профилактики синдрома «выгорания» – это создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга. Одним из факторов, нарушающим психологический климат в коллективе, является крайне низкий уровень материальной обеспеченности учителей, из-за чего люди не имеют возможности снять груз переживаний и расслабиться в домашней обстановке, в семье. Пребывание на природе, походы в театр также требуют времени и материальных возможностей, а последние у большинства крайне ограничены. Тем не менее, решение вопроса можно найти в расширении духовной сферы личности человека (кругозора, эстетических потребностей), что ведет к большей терпимости и взаимопониманию [2]. Решение этого вопроса можно найти и в организации командообразующих тренингов. 

    Кроме того, необходимо учесть, что работа педагога в основном основана на энтузиазме, поэтому для работников социальной сферы большое значение имеет самостоятельность в принятии решений и акцент в системе взаимоотношений должен быть смещен с контроля на собственную совесть каждого человека [2].

    Известный петербургский психотерапевт А.В.Гнездилов, обсуждая вопрос о профессиональном «выгорании», пишет: «Стремление к профессиональному совершенствованию, внимание к собственным эстетическим запросам, постоянное сознание необходимости делать добро будут способствовать созданию той атмосферы, в которой возможно купирование многих стрессовых реакций» [2].

    3. Работа с индивидуальными особенностями. Психологическая работа с учителями должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам выгорания.

    Первое направление направлено на развитие креативности у педагогов, т.к. одним из признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям. Креативность – это быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора. Креативность является мощным фактором развития личности, определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов.

    Второе направление должно нивелировать влияние негативных профессиональных и личностных факторов, способствующих профессиональному выгоранию. Здесь необходима работа по развитию у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию и др. Для этого могут быть использованы разного рода тренинги, например, тренинги уверенности в себе, самораскрытия, личностного роста, принятия решений.

    Третье направление должно быть направлено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости [3].

    Саморегуляция может осуществляться как непроизвольно (т.е. на уровне функционирования естественных природных механизмов, без участия сознания), так и произвольно с участием сознания. Этот второй вид саморегуляции обычно называют психической саморегуляцией, под которой понимают целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и в целом психоэмоционального состояния и осуществляется с помощью естественных или специально сконструированных приемов и способов саморегуляции.

    В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

    – эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

    – эффект восстановления (ослабление проявления утомления);

    – эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

    Источник