Синдром раннего детского аутизма классификация никольской

Синдром раннего детского аутизма классификация никольской thumbnail

Классификация
раннего детского аутизма по степени тяжести по О.С. Никольской.

Выступление на заседании МО

Москаленко Е.С.

Аутизм
представляет собой расстройство развития, которое существенно влияет на
вербальное и невербальное общение и на взаимодействие с социумом, в основном он
становится очевидным к трехлетнему возрасту.

При
аутизме психическое развитие ребенка протекает по-особенному и имеет несколько
вариантов. Нет, пожалуй, ни одного отечественного пособия по аутизму, где не
рассматривались бы группы аутизма. В отечественной коррекционной педагогике и
специальной психологии принята классификация детей с аутизмом О.С. Никольской и
соавторов. Проявляются четыре группы детей с аутизмом в зависимости от
интенсивности поражения аффективной сферы (О.С. Никольская, Е.Р. Боенская, М.М.
Либлинг):

1-я
и 2-я группы – самые тяжелые. Прогноз развития этих детей не самый
благоприятный.

1-я
группа РДА – полная отрешенность от происходящего.

Наиболее тяжелая степень поражения, для которой характерно:

ü полевое
поведение: ребенок бесцельно перемещается в пространстве комнаты, иногда
передвигаясь по мебели (прыгая перелезая поверху);

ü отсутствует
эмоциональный контакт со взрослым;

ü реакция
на внешние и внутренние раздражители слабая, болевые пороги снижены;

ü лицо
сохраняет выражение отстраненности;

ü речь
отсутствует, хотя понимание речи может быть не нарушено;

ü ребенок
избегает резких стимулов: шума, яркого света, громкой речи, прикосновений – все
это может вызвать приступы страха;

ü выражены
явления пресыщаемости: утомляемость, плаксивость, раздражительность.

Задачей
этого типа саморегуляции является сохранение себя от воздействий внешнего мира
и стремление к эмоциональному комфорту.

Таких
детей еще называют «отрешенные дети с лицом принца»

Аутизм
детей 1-й группы можно обозначить не иначе как «отрешенность». Именно с детьми
этой группы у начинающего специалиста возникает ощущение собственной
неодушевленности. Первое время дети никак не реагируют на присутствие нового
человека, а если позже начинают его замечать, то относятся к нему как к
неодушевлённому предмету. Ребенок может взять взрослого за руку и
манипулировать его рукой для своих нужд. Например, он подводит человека к тому
месту, откуда ему хочется что-нибудь достать, и вытягивает руку взрослого,
чтобы таким невербальным способом попросить что-нибудь – мячик или печенье.
Ребенок просто использует человека, при этом продолжает как бы не видеть, как
бы не слышать, как бы не замечать его. Поведение детей обозначается как
«полевое». Все окружающее поле захватывает ребенка, и он не может, не умеет
сосредоточиваться на чем-либо больше, чем на несколько секунд. Взгляд ребенка
скользит сквозь человека, не останавливаясь. Надо отметить, что, несмотря на отсутствие
экспрессивной стороны речи, ребенок может прекрасно понимать чужую речь и
выполнять требуемые инструкции. Но первое впечатление, которое может
производить такой ребенок, – он не понимает и не слышит инструкции. По этой
причине ребенка с аутизмом часто принимают за слабослышащего, глухого иди
глубоко умственно отсталого. «Полевое» поведение проявляется в том, что ребенок
бегает, скачет, «летает», кружится в пространстве. С обезьяньей ловкостью он
может одинаково запрыгивать как на мебель, так и на человека. Через какое-то
время ребенок может подолгу лежать, используя для развлечений неигровые
предметы.

Дети-аутисты
могут месяцами ходить с одной и той же игрушкой, в качестве которой чаще всего
выступает неигровой предмет – деревянный брусочек, колесико, палочка и т.п.
Дети познают окружающий мир через обнюхивание, облизывание, надкусывание и даже
разжевывание и съедание предметов.

В
коллективе такой ребенок присутствует формально. Его лишь на очень
непродолжительное время можно организовать сидящим в круге или при вождении в
хороводе. Долго в круге он не удерживается: любой контакт его быстро напрягает,
истощает, и он начинает убегать, уползать.

Если
что-то оказывается не так (а «узнать», что «не так», бывает порой очень
сложно), такой ребенок начинает проявлять приступы самоагрессии. Он может
начать биться головой о стену или бьет сам себя руками по голове. Во время
приступов тревоги может разбрасывать предметы, разрывать бумагу, есть
несъедобное.

Навыки
самообслуживания у таких детей формируются со значительной задержкой и с
большим трудом.

Рекомендации
специалистов в отношении детей 1-2-ой групп аутизма не самые утешительные они
могут воспитываться дома или находиться под опекой взрослых в условиях
специальных учреждений.

2-я
группа РДА – активное отвержение
, отличается большей
активностью:

ü ребенок
реагирует на физические ощущения (голод, холод, боль);

ü активно
требует сохранения пространства в окружающей среде: одинаковой пищи, постоянных
маршрутов прогулки, тяжело переживаются перестановку мебель, смену одежды и
т.д. При этих изменениях как реакция – отказ от пищи, утрата навыков
самообслуживания;

ü наблюдаются
стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств, надавливание
на глазные яблоки, вращение предметов перед глазами, шуршание бумагой,
прослушивание одних и тех же пластинок;

Читайте также:  Синдром жиль де ля туретта

ü вестибулярный
аппарат стимулируется прыжками, раскачиванием вниз головой и т.п.

ü речь
в основном состоит из однотипных речевых штампов – команд, адресованных любым
присутствующим;

ü характерна
чрезмерная связь с матерью, невозможность оставить ее даже на короткий срок;

ü иногда
отмечается сочетание холодности, нечувствительности к эмоциям других людей с
повышенной чувствительностью к состоянию матери.

Так
же эту группу называют – «активно отвергающие дети», «тираны семьи»

Проявление
аутизма у детей 2-й группы обозначаются как «активное отвержение». По сравнению
с детьми 1-й группы эти дети в большей степени находятся в контакте с
окружающей средой, но среда предстает перед ними как источник глобальной
всепоглощающей тревоги и страха. Поэтому в качестве способа защиты от
окружающего мира ими выбирается «активное отвержение». Формирование контакта с
таким ребенком может занимать довольно продолжительное время, иногда для
завоевания доверия приходится перепробовать массу ухищрений. Именно эти дети
при форсировании контакта могут отвечать агрессией, гневом, криком,
разбрасыванием и киданием предметов. Именно к этим детям на этапе установления
контакта первое время нельзя обращаться по имени – реакция может быть самой
непредсказуемой, ребенок может даже укусить того, кто его зовет по имени.

По
сравнению с детьми 1-й группы дети 2-й группы выглядят более встревоженными и
испуганными: их взгляд скользят человека, но можно заметить, что ребенок
наблюдает за ним боковым зрением, если не сказать, что он «видит человека
спиной».

Так
же, как и дети 1-й группы, дети 2-ой группы предпочитают играть с неигровыми
предметами или совершать неигровые действия с игрушками: играть с бутылочкой,
билетиком, перевернув машинку, вертеть, жужжать, крутить пропеллер игрушечного
вертолета. Речь детей на начальных этапах представляется в виде вокализаций. В
процессе длительной коррекционной работы можно сформировать номинативный
словарь, но коммуникативная сторона речи в зачаточном состоянии. Даже к 8 годам
такой ребенок не всегда становится подготовленным к обучению на дому по
программу школы 8-го типа. Дети 2-й группы, так же, как и дети 1-й группы, чаще
всего воспитываются дома или находятся под опекой со стороны взрослых в
условиях специальных учреждений.

3-я
группа РДА –  захваченность аутистическими интересами
,
характеризуется следующими показателями:

ü наличие
речи в виде эмоционального окрашенного монолога, выражающего потребности
ребенка;

ü противоречивость
побуждений: стремление к достижению цели при быстрой пресыщаемости; пугливость,
тревожность и потребность в повторном переживании травмирующих впечатлений;

ü часто
встречаются агрессивные действия, устрашающие сюжеты рисунков.

Второе
их название – «захваченные энтузиасты»

Аутизм
детей 3-й группы обозначаются как «захваченность аутистическими интересами».
Интересы детей постепенно переходят на уровень сверхценных увлечений. Особая
природа этих интересов определяется не широтой содержания, а узостью и
изолированностью.

У
одних детей это увлечение техникой и компьютерными играми, у других –
механизмами и частями домашних бытовых приборов (часов, деталей сантехники).
Уже в дошкольном возрасте сверхценные интересы выражаются в форме
коллекционирования. У одного это могут быть одни и те же игрушки, у другого –
многообразие картинок, наклеек, календарей, этикеток и книжек на одну и те же
тему, а некоторые коллекционируют какие-либо бытовые или электротехнические
приборы – ключи, «пальчиковые» батарейки и т.п.

Дети
3-й группы – это основной контингент аутичных детей, попадающих в любые
специализированные дошкольные коррекционные группы. Они также смотрят как бы
сквозь вас. Эмоциональный уровень развития детей 3-й группы более высок, и при
частной встрече со взглядом собеседника дети будут отводить глаза, а смущаясь –
закрывать лицо руками. Эти дети отличаются тем, что они не только радуют своей разговорчивостью
по сравнению с детьми 1-й и 2-й групп, но в такой же степени и утомляют этим
окружающих. Именно в большей степени у этого контингента детей речь
характеризуется как «попугайная» или «магнитофонная». Аутодиалоги,
аутомонологи, эхолалии называния себя во втором, третьем лице, по имени,
вычурность интонации –  вот многообразие спектра специфических речевых нарушений
детей 3-й группы аутизма. Эти дети выдают все «секреты» домашнего и
детсадовского воспитания: «Замолчи, закрой рот, сейчас в угол пойдешь», – сам
себе говорит ребенок, прикрывает сам же себе рот, продолжая при этом без умолку
болтать, а потом сам же себя ставит в угол. Именно эти дети надоедают родителям
одними и теми же темами разговоров, многократным повторением одних и тех же
новых звучных слов, а также бесконечным задаванием одних и тех же вопросов с
требованием ответов на них. Ребенок, увлекающийся сантехникой, с радостью
встречает всякого нового человека и ведет его показывать смывной бочок и
рассказывать о том, как он устроен. А ребенок, увлекающийся электроприборами,
будет каждому человеку рассказывать о том, что вчера перегорела лампочка.

Читайте также:  Дети с синдромом дауна читать

Стереотипии
в речевых высказываниях, играх, рисунках, проявляются в многократном
воспроизведении одного и того же. Ребенок изо дня в день изображает на рисунках
одно и то же, проигрывает одни и те же мультфильмы, возвращается по многу раз к
одним и тем же грекам на дисках, чем приводит родителей в жуткое раздражение. У
детей этой группы отмечаются бредоподобные фантазии (по В.М. Башиной). Так,
ребенок, увлекающийся всевозможной техникой, любил рисовать всевозможную
музыкальную аппаратуру, аудиокассеты и при этом «перевоплощаться» в
компакт-диск. Он собирал волосы на макушке в «хвостик», стереотипно кружился
вокруг своей оси и говорил: «Я CD,
я CD…»
Дети заставляют родителей каждый день читать одни и те же книжки, говорят одно
и то же на запретные темы (устрашающие сюжеты или просто «очень плохие слова»).

При
активной психолого-медико-педагогической коррекции можно «вытянуть» ребенка 3-й
группы. Такой ребенок сможет обучаться и в классе, и на дому – как по программе
школы 8-го, так и 7-го вида.

4-я
группа РДА – чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с
другими людьми
, является наименее тяжелой:

ü ребенок
способен к общению;

ü сохранны
интеллектуальные функции;

ü речь
аграмматична, нарушено употребление местоимений;

ü выражена
чрезмерная потребность в защите, ободрении, эмоциональной поддержке со стороны
матери;

ü не
хватает гибкости и разнообразия поведения, часто возникают ритуальные формы
поведения как защита от страхов;

ü круг
общения ограничен только близкими, хорошо знакомыми людьми.

По
другому их называют – «сверхтормозимые», «висящие на матери» дети

Это
на первый взгляд самая легкая группа детей, наиболее близкая к норме. Не имея
серьезных речевых и интеллектуальных нарушений, такие дети, как правило, могут
находиться в массовом дошкольном учреждении. Но чаще все де они производят
впечатление детей с ЗПР, имеющих спектр неврологических нарушений. Дети 4-й
группы, аутизма отличаются стеснительностью, пассивностью, безынициативностью,
повышенной ранимостью. Они способны смотреть в лицо собеседнику, но стесняясь,
будут отводить взгляд. Дети отличаются особым педантизмом, повышенным
стремлением к порядку, при этом они способны обращаться за помощью к взрослым.
У них часто наблюдаются страхи. У одних – это сверхценные страхи, например,
страх насекомых (ребенок боится даже изображения мухи или жука на картинке), у
других – страх остаться одному в помещении, третьи просто боятся, что их
поругают. Они очень зависимы от оценки родных и близких. Ребенок может не один
раз за день переспрашивать: «Я – хороший?!» в эмоционально напряженных
ситуациях могут возникать моторные стереотипии (ребенок переминается с ноги на
ногу, неестественно складывает руки, постоянно дергается, теребит свою одежду),
а также снижение когнитивных процессов (ребенок «тормозит», не может
воспроизвести даже то, что очень хорошо знает). Именно по этой причине
специалисту, выпускающему такого ребенка из детского сада, приходится
«отстаивать» способности ребенка перед членами ПМПК, доказывая, что он может и
умеет гораздо больше. Речевое развитие у детей 4-й группы значительно выше, чем
у детей 3-й группы, специфические нарушения если и присутствуют, то совсем
незначительно. Такие дети способны к обучению, и при активной
психолого-медико-педагогической помощи могут обучаться и по программе школы
7-го вида, и по программе массовой школы.

Дети
1-2 группы практически недоступны продуктивному контакту, не способны к
выполнению обычных заданий.

С
3-4 группой специалисту удается установить контакт. У них отмечается разный
уровень и неравномерность достижений, развития интеллекта. Со временем в
развитии ребенка возможно, как улучшение освоения навыков общения, постепенная
адаптация, так и регресс, и утрата приобретенных навыков.

Таким
образом аутизм проявляется по-разному. Некоторые аутисты нуждаются в постоянно
поддержке, так как имеют своеобразные неконтролируемые проявления или
неспособность слушать окружающих и отвечать им. Другие нуждаются в минимальной
поддержке.

По
мнению большинства современных авторов, ранний детский аутизм представляет
синдром или группу сходных синдромов разного происхождения. Более четко
очерченными являются те варианты синдромы, которые получили наименование
синдромов Канера и Аспергера. Несмотря на наличие определённых различий,
разграничение их весьма условно.

Литература:

1.
«Аутичный ребенок: Пути помощи»; Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

2.
«Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками»; Ихсанова С.В.

3.
Учебное пособие «Педагогические инновации в инклюзивном образовании в школе»;
проект INOVEST.

Источник

У меня говорящая девочка аутист, я слышала от людей такие утверждения, что если она говорит, значит не аутизм. Но дети с аутизмом разные. Как говорится, если вы знаете одного ребенка с аутизмом, значит, вы знаете одного ребенка с аутизмом, нет одинаковых детей.

Вообще существует психологическая классификация детского аутизма, с которой нас познакомила наш психолог. Эта классификация служит для разработки методов и форм организации психолого-педагогической помощи аутистам. Эта классификация по О.С. Никольской, подробно описана в книге «Аутичный ребенок. Пути помощи». Книга есть в свободном доступе в сети интернет, рекомендую почитать. Согласной этой классификации выделяют 4 группы детского аутизма:

Читайте также:  Неврология синдром носков и перчаток

Дети первой группы:

Основные жалобы, с которыми обращается к специалистам семьи таких детей – отсутствие речи и невозможность организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу, получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения. Такие дети демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности. В период развернутых проявлений синдрома явный дискомфорт остается в прошлом, поскольку компенсаторная защита от мира строится у них радикально: не иметь с ним никаких точек активного соприкосновения. Аутизм таких детей максимально глубок, он проявляется как полная отрешенность от происходящего вокруг.

Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Они остаются мутичными, полностью несостоятельными в произвольных действиях. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у них могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания; они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про себя, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.

Дети второй группы :

исходно несколько более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам их аутизм более активен, он проявляется уже не как отрешенность, а как неприятие большей части мира, любых контактов, неприемлемых для ребенка. Родители чаще всего приходят в первый раз с жалобами на задержку психического развития таких детей, и прежде всего — развития речи; обо всех остальных трудностях они сообщают позже. Эти прочие трудности в жалобах родителей уходят на второй план, потому что они ко многому притерпелись и приспособились — ребенок уже приучил их к сохранению особых необходимых ему условий жизни, прежде же всего — к строгому соблюдению сложившегося жизненного стереотипа, в который включаются и обстановка, и привычные действия, и весь распорядок дня, и способы контакта с близкими. Обычна особая избирательность в еде, в одежде, фиксированные маршруты прогулок, пристрастия к определенным занятиям, предметам, особый строгий ритуал в отношениях с близкими, многочисленные требования и запреты, невыполнение которых влечет за собой срывы в поведении ребенка.

Прогноз на будущее для детей данной группы лучше. При адекватной длительной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе (чаще – в массовой, реже – во вспомогательной).

Детей третьей группы

также легче всего отличить по внешним проявлениям, прежде всего — по способам аутистической защиты. Такие дети выглядят уже не отрешенными, не отчаянно отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. В данном случае родители вынуждены обращаться за помощью к специалистам не из-за отставания в речевом или интеллектуальном развитии, а в связи с трудностями взаимодействия с таким ребенком, его экстремальной конфликтностью, невозможностью с его стороны уступить, учесть интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или проигрывать один и тот же сюжет. Родителей нередко беспокоит, что ему нравится, когда его ругают, он старается все делать назло. Содержание его интересов и фантазий часто связано со страшными, неприятными, асоциальными явлениями.

Эти дети при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе

Детям четвертой группы

присущ аутизм в его наиболее легком варианте. На первый план здесь выступают уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах (т. е. контакт прекращается при ощущении малейшего препятствия или противодействия), неразвитость самих форм общения, трудности сосредоточения и организации ребенка. Аутизм, таким образом, предстает здесь уже не как загадочный уход от мира или его отвержение, не как поглощенность какими-то особыми аутистическими интересами. Туман рассеивается, и высвечивается центральная проблема: недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Поэтому родители таких детей приходят с жалобами не на трудности эмоционального контакта, а на задержку психического развития в целом.

Эти дети могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев – обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.

Существуют и другие классификации аутизма, определить какой вид аутизма у ребенка может только опытный и квалифицированный специалист, но об этом нужно знать и говорить. Исходя из собственного опыта,могу сказать, что чем раньше начинаешь заниматься с ребенком, тем лучше результат. Удачи вам, любите своих деток, они необыкновенные!

Источник