Синдром раннего детского аутизма рда это

Синдром раннего детского аутизма рда это thumbnail

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА. Лечение раннего детского аутизма строится по синдромальному принципу; дополнительно проводится коррекционная работа по специальным педагогическим методикам.

Общие сведения

Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера) – психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс. детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков (3-4:1). Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью. Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических отклонений, прежде всего шизофрении.

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм

Причины раннего детского аутизма

На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.

Генная теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. Известно, что 2-3 % потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 8,7 %, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту. У детей с ранним детским аутизмом чаще обнаруживаются другие генетические нарушения – фенилкетонурия, синдром ломкой Х-хромосомы, нейрофиброматоз Реклингхаузена, гипомеланоз Ито и др.

Согласно тератогенной теории возникновения раннего детского аутизма, различные экзогенные и средовые факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка. Такими тератогенами могут выступать компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). Кроме этого, частая связь раннего детского аутизма с эпилепсией (примерно у 20-30% больных) указывает на наличие перинатальной энцефалопатии, которая может развиться вследствие токсикозов беременности, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм и пр.

Альтернативные теории связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей. В последние годы появились сообщения о связи раннего детского аутизма с профилактической вакцинацией детей против кори, паротита и краснухи, однако свежие исследования убедительно опровергли наличии причинно-следственной связи между прививкой и заболеванием.

Классификация раннего детского аутизма

Согласно современным представлениям, ранний детский аутизм входит в группу первазивных (общих) нарушений психического развития, при которых страдают навыки социально-бытового общения. Эта группа также включает синдром Ретта, синдром Аспергера, атипичный аутизм, гиперактивное расстройство с УО и стереотипными движениями, дезинтегративное расстройство детского возраста.

По этиологическому принципу различают ранний детской аутизм эндогенно-наследственного, связанного с хромосомными абберациями, экзогенно-органического, психогенного и неясного генеза. На основании патогенетического подхода выделяют наследственно-конституциональный, наследственно-процессуальный и приобретенный постнатальный дизонтогенез.

С учетом преобладающего характера социальной дезадаптации при раннем детском аутизме К. С. Лебединская выделила 4 группы детей:

  • с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания)
  • с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность)
  • с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким)
  • со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).

Симптомы раннего детского аутизма

Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: избегание ребенком контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипии поведения, нарушения речевого развития и вербальной коммуникации.

Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве. Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций. По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.

Обычные по силе и длительности сенсорные раздражители вызывают у ребенка с синдромом раннего детского аутизма неадекватные реакции. Так, даже негромкие звуки и неяркий сет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг. Иногда дети-аутисты избирательно отказываются надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.). Тактильный контакт даже в младенческом возрасте не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивление. Дети быстро утомляются от деятельности, пресыщаются от общения, зато склонны к «застреванию» на неприятных впечатлениях.

Отсутствие способности к гибкому взаимодействию с окружающей средой при раннем детском аутизме обусловливает стереотипность поведения: однообразие движений, однотипные действия с предметами, определенный порядок и последовательность выполнения действий, большую привязанность к обстановке, к месту, а не к людям. У детей-аутистов отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность. Формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием.

Речевое развитие при раннем детском аутизме отличается своеобразием. Долингвистическая фаза языкового развития протекает с задержкой – поздно появляется (иногда совсем отсутствует) гуление и лепет, звукоподражание, ослаблена реакция на обращение взрослых. Самостоятельная речь у ребенка с ранним детским аутизмом также появляется позднее обычных нормативных сроков (смотри «Задержка речевого развития»). Характерны эхолалии, штампованность речи, выраженные аграмматизмы, отсутствие в речи личных местоимений, интонационная бедность языка.

Своеобразие поведения ребенка с синдромом раннего детского аутизма определяется негативизмом (отказом от обучения, совместной деятельности, активным сопротивлением, агрессией, уходом «в себя» и пр.) Физическое развитие у детей-аутистов обычно не страдает, однако интеллект в половине случаев оказывается сниженным. От 45 до 85% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с пищеварением; у них часто встречаются кишечные колики, диспепсический синдром.

Диагностика раннего детского аутизма

Согласно МКБ-10, диагностическими критериями раннего детского аутизма являются:

  • 1) качественное нарушение социального взаимодействия
  • 2) качественные нарушения общения
  • 3) стереотипность форм поведения, интересов и активности.

Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра, детского психолога, детского психиатра, детского невролога, логопеда и других специалистов. Широко используются различные опросники, инструкции, тесты измерения уровня интеллекта и развития. Уточняющее обследование может включать ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга при судорожном синдроме; консультацию генетика и генотипирование при неврогенетических расстройствах; консультацию гастроэнтеролога при пищеварительных расстройствах и т. д.

Читайте также:  Визуальная аналоговая шкала для болевого синдрома

Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма проводится как внутри группы первазивных нарушений развития, так и с другими психопатологическими синдромами – задержкой психического развития, олигофренией, шизофренией, депривационными расстройствами и пр.

Лечение раннего детского аутизма

Излечение синдрома раннего детского аутизма на сегодняшний день невозможно, поэтому медикаментозная коррекция строится по синдромальному принципу: в случае необходимости назначаются противосудорожные препараты, психостимуляторы, антипсихотики и т. п. Имеются сведения о благоприятных результатах электроакупунктуры.

Целесообразность применения различных экспериментальных методик (например, лечение раннего детского аутизма безглютеновой диетой) не имеет клинически достоверных подтверждений.

Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится психотерапии, психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи, занятиям с логопедом. В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика. В процессе обучения аутичных детей педагогам следует ориентироваться на сильные стороны ребенка (нацеленность на учебу, преобладающие интересы, способности к точным наукам или языкам и т. п.).

Прогноз и профилактика раннего детского аутизма

Невозможность полного излечения раннего детского аутизма обусловливает сохранение синдрома в подростковом и взрослом возрасте. С помощью ранней, постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации удается достичь приемлемой социальной адаптации у 30% детей. Без специализированной помощи и сопровождения в 70% случаев дети остаются глубокими инвалидами, не способными к социальным контактам и самообслуживанию.

Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилом, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога и пр.

Источник

Аутизмом (от греческого autos – сам) называют состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Аутизм может быть как вторичным симптомом шизофрении (см. раздел «Шизофрения»), так и самостоятельной нозологической единицей. В последнем случае он возникает в первые годы жизни и называется ранним детским аутизмом (РДА).

РДА, не входящий в спектр шизофренической симптоматики, характеризуется нарушениями всех сфер психики – сенсомоторной, перцептивной, познавательной, речевой и эмоциональной, а также недостаточно развитым социальным взаимодействием с окружающими. Согласно МКБ-10 среди нарушений психологического развития выделяют детский (типичный) аутизм и атипичный аутизм. Симптоматика детского аутизма проявляется в возрасте до трех лет, тогда как признаки психических нарушений при атипичном аутизме наблюдаются после трех лет. Более подробно классификация представлена в таблице 1.

Таблица 1. Классификация аутизма по МКБ-10.

1. ТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ

1.1. Аутистические расстройства,

1.2. Инфантильный аутизм,

1.3. Инфантильный психоз,

1.4. Синдром аутизма Каннера.

2. АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ

2.1. Атипичные детские психозы,

2.2. УМО с аутистическими чертами.

3. Синдром Ретта

Этиология и патогенез раннего детского аутизма неясны. В качестве объяснений выдвигаются “теория эмоциональной холодности родителей”, наследственные нарушения и органические поражения ЦНС.

В связи с проблемой аутизма актуальны вопросы диагностики данного нарушения, симптоматика которого имеет сходство с другими нарушениями нервно-психического развития. Детям с ранним детским аутизмом в первые 2-3 года жизни возможна постановка ошибочного диагноза, поэтому необходима четкая дифференциация РДА и других заболеваний, имеющих аналогичные внешние проявления.

Частота встречаемости РДА колеблется от 4 до 6 на 10000 детского населения. Соотношение мальчиков и девочек составляет примерно 4-5 / 1. IQ детей с РДА более чем в двух третях случаев ниже 70.

Клиническая картина аутистического синдрома у детей с РДА определяется проявлениями отрешенности, неспособностью к формированию общения, к осознаванию посторонних персон и неодушевленных предметов /явлениями протодиакризиса/, отсутствием подражания, реакций на комфорт и дискомфорт, монотонно-однообразным характером поведения с “симптомами тождества”. Для них характерно господство влечений, противоположные желания, аффекты, представления, отсутствие единства и внутренней логики в поведении. Эмоциональная реакция на близких ослаблена вплоть до полного внешнего ареагирования (так называемой “аффективной блокады”). Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители придает детям сходство со слепыми и глухими. Во внешнем облике таких детей при обычной миловидности обращает на себя внимание взгляд, обращенный и пустоту, во внутрь себя, «взгляд мимо», с преобладанием зрительного восприятия на периферии поля зрения. Моторика, как правило, угловатая, движения неритмичные, “закостенелые” или неточные, с тенденциями моторных стереотипий в пальцах, кистях рук, ходьбы на цыпочках, однообразного бега, прыжков с опорой не на всю ступню. Речь обычно не направлена к собеседнику, отсутствует экспрессия, жестикуляция, голос то тихий, то громкий, произношение звуков варьирует от правильного до неправильного. Часто наблюдаются отклонения тональности, скорости, ритма, отсутствие интонационного переноса, эхолалии, бессвязность, невозможность вести диалог. Длительно сохраняется тенденция к манерному словотворчеству. Характерны краткие фразы с «рыхлыми» ассоциациями, смещением мыслей, отсутствием личных глагольных и местоименных форм.

У многих детей отмечаются нарушения инстинктивной жизни, инверсия цикла сна, перверзность аппетита, изменчивость  мышечного тонуса до гипотонии или гипертонии. После полутора- двух лет становится отчетливой диссоциация развития личности с нарушением последовательности вытеснения примитивных функций сложными в пределах всех сфер деятельности.

Степень выраженности аутизма неодинакова, что несомненно зависит от генетической предрасположенности и внешних факторов (большинство авторов выделяют 4 степени РДА). К 3-5 годам жизни ребенка дизонтогенетические проявления в круге аутистического синдрома достигают своей наибольшей выраженности; в дальнейшем этот тип расстройств нередко становится почти идентичным расстройствам при аутистической шизоидной психопатии типа Аспергера. Близкого порядка личностные расстройства аутистического типа могут иметь место и у детей с негрубыми резидуальными состояниями вследствие минимальной мозговой дисфункции или более явных органических резидуальных поражений головного мозга.

Лечебная помощь строится на базе индивидуальной клинической верификации состояния ребенка и представлена разными лечебными профилями: психофармакотерапией, психотерапией (индивидуальной и семейной), физиотерапией, массажем и др. Фармакотерапия направлена на купирование психопатологических проявлений болезни, профилактику вегето-сосудистой и всгето-висцеральной дистоний, активизацию ребенка и ослабление психического напряжения. Медикаментозное лечение должно соотноситься с высокой чувствительностью маленьких аутистов к нейролептикам, транквилизаторам и необходимостью пребывания ребенка в условиях дома, в пути, с неустойчивой его активностью.

Психотерапевтическая работа с самим аутистом и семьей направлена на коррекцию поведения ребенка, нивелировку тревожности, страха, а также на коррекцию и укрепление семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.

Источник

Ãðóíÿ Ñóõàðåâà — îäíà èç ñàìûõ òàèíñòâåííûõ ãåíèåâ äâàäöàòîãî âåêà. Îíà çàíèìàëàñü ïñèõè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè ó äåòåé, áûëà ñðåäè òåõ, êòî ñîçäàë äåòñêóþ ïñèõèàòðèþ è äåôåêòîëîãèþ, è îòêðûëà àóòèçì ãîðàçäî ðàíüøå îôèöèàëüíîé äàòû ýòîãî îòêðûòèÿ.

 èþíå 1944 ãîäà àâñòðèéñêèé ïñèõèàòð Ãàíñ Àñïåðãåð îïóáëèêîâàë ðàáîòó «“Àóòèñòè÷íûå ïñèõîïàòû” â äåòñêîì âîçðàñòå», â êîòîðîé îïèñàë ÷åòâåðûõ äåòåé èç ñâîåé ïðàêòèêè.

Читайте также:  Задний шейный симпатический синдром упражнения

Ýòè äåòè èìåëè ïðîáëåìû ñ ñîöèàëüíîé èíòåãðàöèåé, îòëè÷àëèñü íåóêëþæåñòüþ, íî â êàêèõ-òî îáëàñòÿõ áûëè îäàðåíû íàñòîëüêî, ÷òî ñàì Àñïåðãåð íàçûâàë èõ «ìàëåíüêèìè ïðîôåññîðàìè».

Äîëãîå âðåìÿ ðàáîòà ñ÷èòàëàñü ïåðâûì îïèñàíèåì äåòñêîãî àóòèçìà. Íî â 1996 ãîäó îêàçàëîñü, ÷òî ó Àñïåðãåðà áûëà ïðåäøåñòâåííèöà. È ÷òî, ðàñïîðÿäèñü èñòîðèÿ èíà÷å, ðàññòðîéñòâî âïîëíå ìîãëî áû íîñèòü íàçâàíèå «ñèíäðîì Ñóõàðåâîé».

Èñïîð÷åííûé þáèëåé

Ãðóíÿ Åôèìîâíà Ñóõàðåâà ïðîæèëà ïî÷òè 90 ëåò. Èç-ïîä åå ïåðà âûøëè äåñÿòêè íàó÷íûõ ñòàòåé; åå «Êëèíè÷åñêèå ëåêöèè ïî ïñèõèàòðèè äåòñêîãî âîçðàñòà» ñ÷èòàþòñÿ êëàññèêîé äåòñêîé ïñèõèàòðèè; îíà 20 ëåò ïðîðàáîòàëà íàó÷íûì ðóêîâîäèòåëåì ïñèõèàòðè÷åñêîé áîëüíèöû èìåíè Êàùåíêî è 30 ëåò çàâåäîâàëà Äåòñêîé ïñèõèàòðè÷åñêîé áîëüíèöåé ¹ 6; âîñïèòàëà ñîòíè ó÷åíèêîâ è íåñêîëüêî âûäàþùèõñÿ ïñèõèàòðîâ.

Ïðè ýòîì íåèçâåñòíî, áûëà ëè Ãðóíÿ Åôèìîâíà êîãäà-ëèáî çàìóæåì; êàêèå îòíîøåíèÿ áûëè ó íåå ñ ñåñòðîé è ïëåìÿííèêàìè, åñëè âîîáùå ýòè îòíîøåíèÿ áûëè; ïðåäïî÷èòàëà ëè îíà ñîëíöó äîæäü, à ÷àþ êîôå. Íè÷åãî ëè÷íîãî.

Ñóõàðåâà íå ëþáèëà ïîâûøåííîãî âíèìàíèÿ ê ñîáñòâåííîé ïåðñîíå, îñîáåííî åñëè âíèìàíèå íå êàñàëîñü ðàáîòû. Äàæå ïîçäðàâèòü åå ñ þáèëååì áûëî ñëîæíî: êàê ÷åñòâîâàòü ÷åëîâåêà, êîòîðûé êàòåãîðè÷åñêè íå õî÷åò, ÷òîáû åãî ÷åñòâîâàëè?

Ïñèõèàòð Ìàðê Áóðíî â ìåìóàðàõ «Öåëåáíûå êðîõè âîñïîìèíàíèé» ïèñàë: «Ãðóíÿ Åôèìîâíà íå ëþáèëà ñâîè äíè ðîæäåíèÿ, þáèëåè, èçáåãàëà, êàê ìîãëà, ïóáëè÷íûõ ïîçäðàâëåíèé, ñòàðàëàñü íå õîäèòü íà áàíêåòû. Ìîè ðîäèòåëè ðàññêàçûâàëè, ÷òî çàñòåí÷èâîé Ñóõàðåâîé äåëàëîñü íåëîâêî, íåóþòíî, êîãäà åå ïîçäðàâëÿëè».

Íî êîëëåãè íå ìîãëè ñìèðèòüñÿ ñî ñêðîìíîñòüþ Ñóõàðåâîé. Äîêòîð ìåäèöèíñêèõ íàóê, ïðîôåññîð — ÷åñòâîâàòü îáÿçàòåëüíî! È âîò â 1971 ãîäó âî âðåìÿ êîíôåðåíöèè ïî äåòñêîé ïñèõèàòðèè â Ìîñêâå Ñóõàðåâó ïîïðîñèëè íà òðèáóíó.

Ìåñÿö íàçàä åé èñïîëíèëîñü 80, è îðãàíèçàòîðû íå â äîáðûé ÷àñ ïðî ýòî âñïîìíèëè.

Ïîæèëàÿ æåíùèíà â óþòíîé âÿçàíîé êîôòå, ïîäãîíÿåìàÿ âîëíîé àïëîäèñìåíòîâ, âûøëà ê òðèáóíå. Âûñëóøàëà âûñîêîïàðíûå ðå÷è â ñâîþ ÷àñòü, à çàòåì è ñàìà âçÿëà ñëîâî. È ñêàçàëà, ÷òî íå ëþáèò ïîçäðàâëåíèé, «ïîòîìó ÷òî ìíîãî ãîâîðèòñÿ â ýòî âðåìÿ íåèñêðåííåãî».

Ïîçäðàâëÿòåëè êàê-òî ðàçîì ñíèêëè. Çàòåì Ãðóíÿ Åôèìîâíà — ñîâñåì óæ íå ê ïðàçäíè÷íî-òðèáóííîìó íàñòðîåíèþ — âñïîìíèëà î ïîêîéíîé êîëëåãå, âðà÷å Òàòüÿíå Ñèìñîí.

Î òîì, êàê äî ñèõ ïîð ïåðåæèâàåò, ÷òî íå ïîìîãëà åé ñ ðàáîòîé ïî îðãàíèçàöèè äåòñêîé ïñèõèàòðèè â ñòðàíå, êàê íå ðàçãðóçèëà åå, äàâ âðåìÿ íà êëèíè÷åñêóþ ðàáîòó…  îáùåì, îðãàíèçàòîðû, íàâåðíîå, åùå äîëãî ñîêðóøàëèñü, ÷òî Ñóõàðåâà èñïîðòèëà ñîáñòâåííûé þáèëåé.

Îòêóäà áåðóòñÿ ïñèõèàòðû

 ñåìüå Ðàõèëè è Õàèìà Ñóõàðåâûõ áûëî äâå äî÷åðè: Ãðóíÿ è Ìàðèÿ. Ãðóíÿ, ñòàðøàÿ, ðîäèëàñü 11 íîÿáðÿ 1891 ãîäà â Êèåâå, òàì æå ñïóñòÿ øåñòü ëåò ïîÿâèëàñü íà ñâåò Ìàðèÿ. ×åì çàíèìàëèñü ðîäèòåëè Ãðóíè, íåèçâåñòíî.

Íåèçâåñòíî äàæå, êîãäà îíè ïîÿâèëèñü íà ñâåò, — íà èõ ìîãèëüíîì ïàìÿòíèêå íà Âîñòðÿêîâñêîì åâðåéñêîì êëàäáèùå â Ìîñêâå íåò äàò ðîæäåíèÿ.

Íî, î÷åâèäíî, ñåìüÿ áûëà ñîñòîÿòåëüíàÿ, òàê êàê îáå äî÷åðè ó÷èëèñü íà ìåäèöèíñêîì îòäåëåíèè Âûñøèõ æåíñêèõ êóðñîâ Êèåâà. Âïîñëåäñòâèè Ìàðèÿ Ñóõàðåâà ñòàíåò çíàìåíèòûì âðà÷îì-èíôåêöèîíèñòîì.

 1915 ãîäó 24-ëåòíÿÿ Ãðóíÿ óñòðîèëàñü â ýïèäåìèîëîãè÷åñêèé îòðÿä, â êîòîðîì ïðîðàáîòàëà äâà ãîäà. Âåðîÿòíî, òîãäà ó íåå è çàðîäèëñÿ èíòåðåñ ê ïñèõèàòðèè — âî âðåìÿ íàáëþäåíèÿ çà ðàññòðîéñòâàìè ïñèõèêè ïðè îñòðûõ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ.

Ñëåäóþùèå äâà ãîäà ðàáîòû â ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêîé Êèðèëëîâñêîé áîëüíèöå Êèåâà îïðåäåëèëè êðóã íàó÷íûõ èíòåðåñîâ Ñóõàðåâîé — ðàññòðîéñòâà ëè÷íîñòè ó äåòåé.

 íà÷àëå XX âåêà ïñèõèàòðèÿ áûëà â ìîäå: âðà÷è çà÷èòûâàëèñü Ôðåéäîì, âîçíèêàëè íîâûå íàïðàâëåíèÿ â ðàáîòå. Òàê â ðåçóëüòàòå ñìåøåíèÿ ïåäàãîãèêè, ïñèõèàòðèè è ïñèõîëîãèè íà ñâåò ïîÿâèëèñü ïåäîëîãèÿ è äåôåêòîëîãèÿ.

Ñóõàðåâîé ïðåäñòîÿëî ñòàòü îäíèì èç ïåðâîîòêðûâàòåëåé â ýòèõ îáëàñòÿõ.

Îíà óñïåëà ïîðàáîòàòü âî âðà÷åáíî-íàáëþäàòåëüíîì ïóíêòå äëÿ äåôåêòèâíûõ äåòåé Ìîñêîâñêîãî îòäåëà íàðîäíîãî îáðàçîâàíèÿ, çàòåì çàíÿëà äîëæíîñòü çàâåäóþùåé ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêîé êëèíèêîé Èíñòèòóòà îõðàíû çäîðîâüÿ äåòåé è ïîäðîñòêîâ. Ðàáîòàëà ïîä ðóêîâîäñòâîì Ãàííóøêèíà â ïñèõèàòðè÷åñêîé êëèíèêå Ïåðâîãî ìîñêîâñêîãî ìåäèöèíñêîãî èíñòèòóòà.

Íå áûëî îáëàñòè äåòñêîé ïñèõèàòðèè, êîòîðóþ íå çàòðîíóëà áû Ñóõàðåâà: îíà çàíèìàëàñü íåâðîçàìè, øèçîèäíûìè ïñèõîïàòèÿìè, ðàçðàáîòàëà êëàññèôèêàöèþ îëèãîôðåíèè, ïðèíÿòóþ â Ðîññèè ïî ñåé äåíü.

Íî íåîæèäàííûé âñïëåñê èíòåðåñà â ìèðîâîì ïñèõèàòðè÷åñêîì ñîîáùåñòâå ê ðóññêîìó âðà÷ó â êîíöå XX âåêà ñâÿçàí ñ îäíîé âïîëíå êîíêðåòíîé åå ñòàòüåé.

Îñîáåííûå äåòè

Ñóõàðåâà ñðàçó ïîíÿëà, ÷òî ýòîò ñëó÷àé íå ïîõîæ íà äðóãèå. Ìàëü÷èê íå áûë áóéíûì, íàïðîòèâ, ñîáëþäàë âñå ïðàâèëà áåç âîçðàæåíèé, äàæå ñ îõîòîé.  ñâîè 12 ëåò îí ïðåêðàñíî ÷èòàë (ìíîãèå ñèðîòû Ãðàæäàíñêîé âîéíû ýòîãî íå óìåëè) è æàäíî íàêèäûâàëñÿ íà âñå êíèãè, ÷òî ïîïàäàëèñü ïîä ðóêó.

À âîò ðîâåñíèêîâ èçáåãàë, íàçûâàÿ èõ ñëèøêîì øóìíûìè. Åìó íðàâèëîñü îáùàòüñÿ ñ ìîëîäîé æåíùèíîé â áåëîì õàëàòå, êîòîðàÿ ïðèõîäèëà êàæäûé äåíü è âíèìàòåëüíî çà íèì íàáëþäàëà.

 òå÷åíèå ñëåäóþùåãî ãîäà Ãðóíÿ Åôèìîâíà èäåíòèôèöèðîâàëà åùå ïÿòü ìàëü÷èêîâ ñ ïîäîáíûì ðàññòðîéñòâîì, êîòîðîå ïåðâîíà÷àëüíî íàçâàëà «øèçîèäíûå ïñèõîïàòèè». Êàæäûé ìàëü÷èê áóäòî æèë â ñîáñòâåííîì ìèðå, îáëàäàÿ ïðè ýòîì òàëàíòîì ìèðà âíåøíåãî.

Îäèí, çàìêíóòûé è íåóêëþæèé, áûë âûäàþùèìñÿ ñêðèïà÷îì. Äðóãîé èìåë ñêëîííîñòü ê ìàòåìàòèêå. Òðåòèé ïðîñòî ôàíòàçèðîâàë, îêðóæèâ ñåáÿ âîîáðàæàåìûìè äðóçüÿìè.

Ê 1925 ãîäó Ñóõàðåâà ñîáðàëà ñâîè íàáëþäåíèÿ çà øåñòüþ ìàëü÷èêàìè è èõ ñèìïòîìû â îòäåëüíóþ ñòàòüþ «Øèçîèäíûå ïñèõîïàòèè â äåòñêîì âîçðàñòå», âûøåäøóþ â ñáîðíèêå «Âîïðîñû ïåäîëîãèè è äåòñêîé ïñèõîíåâðîëîãèè».

×åðåç ãîä, â 1926 ãîäó, ñòàòüÿ áûëà ïåðåâåäåíà íà íåìåöêèé äëÿ óâàæàåìîãî ïñèõîíåâðîëîãè÷åñêîãî èçäàíèÿ.

Øàíñû, ÷òî ñòàòüþ íå ÷èòàë ñâåòèëî àâñòðèéñêîé ïñèõèàòðèè Ãàíñ Àñïåðãåð, êðàéíå ìàëû: æóðíàëû î ïñèõèàòðèè áûëè íàïåðå÷åò, è âûõîä êàæäîãî ñòàíîâèëñÿ ñîáûòèåì âî âðà÷åáíûõ êðóãàõ.

Òåì íå ìåíåå ñïóñòÿ 20 ëåò â ñâîåì «ïåðâîì» îïèñàíèè äåòñêîãî àóòèçìà Àñïåðãåð íå óïîìÿíóë ïðåäûäóùåå èññëåäîâàíèå ðàññòðîéñòâà, ñäåëàííîå ðóññêèì âðà÷îì ñî ñòðàííîé ôàìèëèåé Ssucharewa.

Ïðè òîì ÷òî îïèñàíèå çàáîëåâàíèÿ îò Ãðóíè Åôèìîâíû ïî÷òè èäåíòè÷íî îïèñàíèþ àâñòðèéñêîãî âðà÷à.

Òåðìèí «ñèíäðîì Àñïåðãåðà» ìíîãî äåñÿòèëåòèé èñïîëüçîâàëñÿ âðà÷àìè-ïñèõèàòðàìè äëÿ õàðàêòåðèñòèêè äåòñêîãî àóòèçìà. Î ñòàòüå Ñóõàðåâîé çàáûëè.

Òî÷íåå äàæå íå çàáûëè, à íè÷åãî î íåé íå çíàëè — ïîêà â 1996 ãîäó ïñèõèàòð Ñóëà Âîëüô íå ïåðåâåëà ñòàòüþ íà àíãëèéñêèé.

Îñòàåòñÿ òîëüêî ãàäàòü — ïñèõèàòðû è æóðíàëèñòû äåëàþò ýòî óæå áîëüøå 20 ëåò, ñî âðåìåí ïåðåâîäà ñòàòüè, — ïî÷åìó Àñïåðãåð â ñâîåé ðàáîòå íå óïîìÿíóë ïåðâîå îïèñàíèå àóòèçìà.

Âîçìîæíî, ýòî áûëè íåâíèìàòåëüíîñòü è îïëîøíîñòü. Âîçìîæíî, îñîçíàííîå çàìàë÷èâàíèå. Âñå-òàêè Àñïåðãåð ðàáîòàë â âûíóæäåííîé áëèçîñòè ñ íàöèñòñêîé ïàðòèåé — óïîìèíàíèå èññëåäîâàíèé åâðåéñêîãî âðà÷à âûãëÿäåëî áû âûçîâîì.

Âïðî÷åì, â 1944 ãîäó Ãðóíþ Ñóõàðåâó âðÿä ëè çàáîòèëî, öèòèðóåò åå èññëåäîâàíèÿ àâñòðèéñêèé âðà÷ â ñâîåé ìîíîãðàôèè èëè íåò, — ó íåå è áåç òîãî áûëî äîñòàòî÷íî äåë.

Читайте также:  Массаж при синдроме сухого глаза

Âî âðåìÿ âîéíû îíà óåõàëà â ýâàêóàöèþ â Òîìñê, ãäå âìåñòå ñ êîëëåãàìè èç Ìîñêîâñêîãî èíñòèòóòà ïñèõèàòðèè äèàãíîñòèðîâàëà ðàíåíûõ ñ ÷åðåïíî-ìîçãîâûìè òðàâìàìè è íàïèñàëà ðàáîòó «Ïñèõîãåííûå òèïû ðåàêöèé âîåííîãî âðåìåíè».

Çàâåäóþùàÿ è çàùèòíèöà

Îêíà êàáèíåòà Ãðóíè Åôèìîâíû â Äåòñêîé ïñèõèàòðè÷åñêîé áîëüíèöå ¹ 6 áîëüøèå, ïî÷òè äî ïîòîëêà. È âûõîäÿò âî äâîð: åñëè âûñóíóòüñÿ èç îêíà, ìîæíî óâèäåòü æèâîé óãîëîê, â êîòîðîì äåòè óõàæèâàþò çà ïèòîìöàìè.

×òîáû íå òðàòèòü âðåìåíè íà äîðîãó, Ñóõàðåâà ïîñåëèëàñü íà òåððèòîðèè áîëüíèöû. Îíà ïðèõîäèëà íà ïîìîùü êîëëåãàì â ëþáîå âðåìÿ äíÿ è íî÷è, èíîãäà ÷àñàìè ïðîñèæèâàëà ó ïîñòåëè òÿæåëîáîëüíûõ.

Åå äîáðîòà áûëà øèðîêî èçâåñòíà è çà ïðåäåëàìè áîëüíèöû.

 1935 ãîäó ïîñëå ïîñòàíîâëåíèÿ ÖÈÊà «Î ìåðàõ áîðüáû ñ ïðåñòóïíîñòüþ ñðåäè íåñîâåðøåííîëåòíèõ» âîçðàñò íàêàçàíèÿ äëÿ äåòåé áûë ñíèæåí äî 12 ëåò. Ê äåòÿì ìîãëè ïðèìåíÿòü âñå âèäû íàêàçàíèé, â òîì ÷èñëå âûñøóþ ìåðó — ñìåðòíóþ êàçíü.

Ïðè ýòîì êîìèññèè ïî íåñîâåðøåííîëåòíèì, êîòîðûå õîòü êàê-òî çàùèùàëè ïðàâà äåòåé, óïðàçäíèëè «â öåëÿõ ïîâûøåíèÿ îòâåòñòâåííîñòè äåòåé è ðîäèòåëåé». Ñóõàðåâà íå áîÿëàñü õîäèòü ïî èíñòàíöèÿì è äîêàçûâàòü, ÷òî òðóäíûå äåòè íóæäàþòñÿ íå â íàêàçàíèÿõ, à â íàáëþäåíèè è ëå÷åíèè â ñïåöó÷ðåæäåíèÿõ.

Îíà íàñòàèâàëà, ÷òî ëå÷åíèå ðåáåíêà ñ ïñèõè÷åñêèìè îòêëîíåíèÿìè — ýòî ïîîùðåíèå åãî çäîðîâîé ÷àñòè. È, êîíå÷íî, ïðè ðàáîòå ñ ðåáåíêîì íóæíî ðàáîòàòü è ñî âñåé ñåìüåé.

 ïñèõèàòðè÷åñêèõ êðóãàõ ïîïóëÿðíà ïîëóìèôè÷åñêàÿ èñòîðèÿ ïðî Ñóõàðåâó.

Îäíàæäû ê íåé ïðèâåëè ðåáåíêà ñî ñëîæíûì õàðàêòåðîì, íî áåç çàáîëåâàíèÿ, òðåáóþùåãî ìåäèêàìåíòîçíîãî ëå÷åíèÿ. Òåì íå ìåíåå ðîäèòåëè íàñòàèâàëè, ÷òî ðåáåíîê áîëåí, è òðåáîâàëè ïðîïèñàòü åìó ëåêàðñòâî.

Ñóõàðåâà, ïîçíàêîìèâøèñü ñ ìàëåíüêèì ïàöèåíòîì è îñìîòðåâ åãî, ñîîáùèëà ðîäèòåëÿì, ÷òî ñóùåñòâóåò ëåêàðñòâî ñïåöèàëüíî äëÿ èõ ðåáåíêà, íî, óâû, â äàííûé ìîìåíò îíî çàêîí÷èëîñü. Îíà áóäåò äåðæàòü ðîäèòåëåé â êóðñå è ñðàçó, êàê ëåêàðñòâî ïîÿâèòñÿ, äàñò çíàòü.

Ðîäèòåëè ñòàëè æäàòü. ×åðåç íåäåëþ îíè ïîçâîíèëè Ãðóíå Åôèìîâíå, íî ëåêàðñòâî åùå íå ïðèâåçëè. Îòðèöàòåëüíûé îòâåò áûë äàí è íåäåëþ ñïóñòÿ. È åùå ÷åðåç íåäåëþ.  èòîãå óæå âñÿ ñåìüÿ «áîëüíîãî», â òîì ÷èñëå îí ñàì, çàíèìàëàñü òåì, ÷òî æäàëà âîëøåáíîå ëåêàðñòâî.

Íàêîíåö, ñïóñòÿ ïîëòîðà ìåñÿöà îæèäàíèé, ëåêàðñòâî äîñòàâèëè. Ñóõàðåâà âðó÷èëà ñåìåéñòâó òàáëåòêè ñ ðåöåïòîì, ñîîáùèâ äåíü, â êîòîðûé îíè ïîäåéñòâóþò. È äåéñòâèòåëüíî, òàáëåòêè ïîäåéñòâîâàëè ðîâíî â ýòîò äåíü. Õîòÿ íà ñàìîì äåëå ýòî áûëà ÷óòü ëè íå îáûêíîâåííàÿ àñêîðáèíêà.

Íåïîíÿòíî, ïðàâäèâà ëè ýòà èñòîðèÿ, íî ñàì ôàêò åå ñóùåñòâîâàíèÿ ãîâîðèò î òîì, ÷òî ó Ñóõàðåâîé áûëà ðåïóòàöèÿ âðà÷à ñ òâîð÷åñêèì ïîäõîäîì.

Ïîêàÿíèå

Àâãóñò 1948 ãîäà ñòàë ñàìûì õîëîäíûì ìåñÿöåì äëÿ ñîâåòñêîé íàóêè: íà ðàñøèðåííîì çàñåäàíèè Âñåñîþçíîé àêàäåìèè ñåëüñêîõîçÿéñòâåííûõ íàóê èìåíè Â. È. Ëåíèíà ðàçãðîìíîé êðèòèêå ïîäâåðãëàñü êëàññè÷åñêàÿ ãåíåòèêà.

Áèîëîãèåé äåëî íå îãðàíè÷èëîñü — áûëî ÿñíî, ÷òî èäåîëîãè÷åñêèé êàòîê ïðîéäåò è ïî äðóãèì íàóêàì.

 ïðîãðàììíîì äîêëàäå 1951 ãîäà «Ñîñòîÿíèå ïñèõèàòðèè è åå çàäà÷è â ñâåòå ó÷åíèÿ È. Ï. Ïàâëîâà» ôàìèëèÿ Ñóõàðåâîé çíà÷èëàñü â ñïèñêå âðà÷åé-ïñèõèàòðîâ, îáâèíÿåìûõ â «èäåàëèñòè÷åñêèõ è ýêëåêòè÷åñêèõ êîíöåïöèÿõ», â òîì, ÷òî îíè íå ñìîãëè ñîçäàòü «íè÷åãî ïðîãðåññèâíîãî â äåòñêîé ïñèõèàòðèè».

Õóæå òîãî, ïî ìíåíèþ àâòîðîâ äîêëàäà, Ñóõàðåâà è åå êîëëåãè íå èñïûòûâàëè «õîòÿ áû ïðîáëåñêîâ ñîçíàíèÿ ñâîåé îòâåòñòâåííîñòè çà òîò òÿæåëûé óùåðá, êîòîðûé îíè íàíåñëè ñîâåòñêîé íàó÷íîé è ïðàêòè÷åñêîé ïñèõèàòðèè».

×åðåç íåñêîëüêî äíåé Ãðóíÿ Åôèìîâíà íàãðÿíóëà â ãîñòè ê äðóçüÿì.  ñóìêå ó íåå áûëè ïåðåâÿçàííûå ïà÷êè äåíåã. Îíà ïîïðîñèëà ñïðÿòàòü äåíüãè è, åñëè ñ íåé ÷òî-òî ñëó÷èòñÿ, ïåðåäàòü èõ åå ìàòåðè (îòåö óìåð â 1944-ì).

Íî áîëüøå ÷åì çà ñåáÿ îíà áîÿëàñü çà äåëî ñâîåé æèçíè — äåòñêóþ ïñèõèàòðèþ.

Èäåîëîãè÷åñêàÿ ÷èñòêà ìîãëà óíè÷òîæèòü ìíîãîëåòíþþ ðàáîòó, ïðèîñòàíîâèòü äåÿòåëüíîñòü ëå÷åáíèö, îòíÿòü ó ñîòåí äåòåé øàíñ íà çäîðîâóþ æèçíü.

Åäèíñòâåííîå, ÷òî îñòàâàëîñü â ýòîé ñèòóàöèè, — äåìîíñòðàòèâíîå ïîêàÿíèå â íåñóùåñòâóþùèõ ãðåõàõ. È Ñóõàðåâà âûäåðæàëà ýòó ïûòêó òðèáóíîé (íåóäèâèòåëüíî, ÷òî ïîòîì îíà òàê íå ëþáèëà þáèëåè è ïàôîñ ìíîãîëþäíûõ ñáîðèù).

60-ëåòíÿÿ Ãðóíÿ Åôèìîâíà, äîêòîð ìåäèöèíñêèõ íàóê, îáëàäàòåëü îðäåíà Ëåíèíà è îðäåíà Ïî÷åòà, êàÿëàñü â «ïîâåðõíîñòíîì çíàíèè» ó÷åíèÿ Ïàâëîâà, îáåùàëà ïåðåñòðîèòüñÿ ïîä «ïàâëîâñêèé ïåðèîä â ñîâåòñêîé ìåäèöèíå».

Ïðè ýòîì Ñóõàðåâà ñòàðàòåëüíî èçáåãàëà èìåí êîëëåã, íèêîãî íå îáëè÷àëà è íå êðèòèêîâàëà. Ê ñ÷àñòüþ, â 1950-å ðâåíèå ïàðòèè ðàñïðàâèòüñÿ ñ âðàãàìè ñîâåòñêîé íàóêè ïîóáàâèëîñü.

Ïðîíåñëî.

Ïèñüìî èç ïðîøëîãî

«Åæåäíåâíî â ïîçäíèé ÷àñ âîçâðàùàëàñü ÿ èç áèáëèîòåêè. Ãðóíÿ Åôèìîâíà æäàëà ìåíÿ ñ óæèíîì. Íåïðåìåííî õîòåëà õîðîøî íàêîðìèòü, è ÷òîáû îáÿçàòåëüíî ñ ñóïîì. Ñàìà íèêîãäà ñóïîâ íå åëà» — òàê íà÷èíàåòñÿ ïèñüìî, íàïèñàííîå â 1989 ãîäó è òîëüêî íåäàâíî îáíàðóæåííîå ñîòðóäíèêàìè Öåíòðà èìåíè Ãðóíè Ñóõàðåâîé â àðõèâå. Àâòîð ïèñüìà ïðèåõàëà íà ïîâûøåíèå êâàëèôèêàöèè èç Àøõàáàäà è ïîñåëèëàñü ó Ñóõàðåâîé, êîòîðàÿ, ïî ïðèíÿòîé àêàäåìè÷åñêîé òðàäèöèè, íå îòêàçûâàëà ó÷åíèêàì â ïîñòîå. (Óñòðîèòüñÿ â îáùåæèòèè èëè òåì áîëåå â ãîñòèíèöå áûëî êðàéíå ñëîæíî.)

Ýòî êîðîòêîå ïèñüìî äàåò ñàìîå ëè÷íîå íà äàííûé ìîìåíò îïèñàíèå Ãðóíè Åôèìîâíû. Åñëè âåðèòü ïèñüìó, Ñóõàðåâà áûëà ðàâíîäóøíà ê âåùàì, «ëåãêî ðàçäàâàëà ïîïàäàâøèå ê íåé êàêèå-ëèáî ñóâåíèðû» è ãîäàìè íîñèëà ÷åðíóþ áàðõàòíóþ øëÿïêó-ïèðîæîê, äàâíî âûøåäøóþ èç ìîäû.

Åå èíòåðåñû íå îãðàíè÷èâàëèñü ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòüþ, îíà ÷èòàëà âñå ïîäðÿä: è ðàáîòû ïî ôèëîñîôèè, è ïî òåîðèè îòíîñèòåëüíîñòè Ýéíøòåéíà, è êëàññè÷åñêóþ ëèòåðàòóðó, è ñîâðåìåííóþ ñîâåòñêóþ. Îíà áûëà íåîáû÷àéíî ñìåøëèâà, ïðî ÷òî ñàìà è ãîâîðèëà: «Ýòî ó ìåíÿ ñ äåòñòâà.

Íà ëåêöèè ïðîôåññîð Âîò÷àë âûãîíÿë ìåíÿ çà ñìåõ». Òåëåôîí â åå êâàðòèðå çâîíèë áåç îñòàíîâêè: ñîñëóæèâöû, ó÷åíèêè, áûâøèå ïàöèåíòû, òåïåðü âçðîñëûå ëþäè.

Ñóõàðåâà ïîäîëãó áåñåäîâàëà ñ êàæäûì. «Êîãäà ÿ ñêàçàëà, ÷òî òàêîå áåñïîêîéñòâî òÿæåëî è íàäî îòêëþ÷àòü òåëåôîí, îíà ðàññìåÿëàñü è ñêàçàëà: “Ýòî íåâîçìîæí.

Ó Ãðóíè Åôèìîâíû íå áûëî äåòåé, è âìåñòå ñ òåì èõ ó íåå áûëè ñîòíè — äåòè, êîòîðûõ îíà çà ãîäû ðàáîòû âûëå÷èëà, êîòîðûì îáëåã÷èëà æèçíü.

Åå íàó÷íûå òðóäû íàïèñàíû áåç òåðìèíîëîãè÷åñêîãî ïàôîñà, ïðîñòûì ïîíÿòíûì ÿçûêîì — çà ÷òî Ñóõàðåâîé îñîáåííî áëàãîäàðíû ñòóäåíòû-ìåäèêè, äî ñèõ ïîð çàíèìàþùèåñÿ ïî åå ëåêöèÿì.

Äåéñòâèòåëüíî ëè Ñóõàðåâà îïèñàëà ñèíäðîì Àñïåðãåðà çà 20 ëåò äî Àñïåðãåðà — íà ñàìîì äåëå íå òàê âàæíî, åå âêëàä â äåòñêóþ ïñèõèàòðèþ è áåç òîãî îãðîìåí.

Òåì áîëåå ÷òî Ãðóíÿ Åôèìîâíà íèêîãäà íå ãíàëàñü çà òèòóëàìè è ïî÷èòàíèåì.

Ðàáîòàëà è êîíñóëüòèðîâàëà äî ïîñëåäíåãî, õîòü è äàâàëîñü ýòî âñå ñëîæíåå.

Âî âðåìÿ îäíîé èç áåñåä ñ ó÷åíèöåé Ãðóíÿ Åôèìîâíà îáðîíèëà: «Áîþñü, ÷òî äîëãî ïðîæèâó». Îíà ñêîí÷àëàñü 26 àïðåëÿ 1981 ãîäà â âîçðàñòå 89 ëåò.

Источник