Синдром расстройства дыхания у новорожденного

Синдром расстройства дыхания у новорожденного thumbnail

Содержание

  1. Синдром дыхательных расстройств
  2. Причины синдрома дыхательных расстройств
  3. Классификация синдрома дыхательных расстройств
  4. Симптомы синдрома дыхательных расстройств
  5. Диагностика синдрома дыхательных расстройств
  6. Лечение синдрома дыхательных расстройств
  7. Прогноз и профилактика синдрома дыхательных расстройств

Синдром дыхательных расстройств — патологическое состояние новорожденных, возникающее в первые часы и сутки после рождения вследствие морфофункциональной незрелости легочной ткани и дефицита сурфактанта. Синдром дыхательных расстройств характеризуется дыхательной недостаточностью различной степени выраженности (тахипноэ, цианозом, втяжением уступчивых мест грудной клетки, участием вспомогательной мускулатуры в акте дыхания), признаками угнетения ЦНС и нарушения кровообращения. Синдром дыхательных расстройств диагностируется на основании клинических и рентгенологических данных, оценке показателей зрелости сурфактанта. Лечение синдрома дыхательных расстройств включает оксигенотерапию, инфузионную терапию, антибиотикотерапию, эндотрахеальную инстилляцию сурфактанта.

Синдром дыхательных расстройств

Синдром дыхательных расстройств (СДР) – патология раннего неонатального периода, обусловленная структурно-функциональной незрелостью легких и связанным с ней нарушением образования сурфактанта. В зарубежной неонатологии и педиатрии термин «синдром дыхательных расстройств» тождественен понятиям «респираторный дистресс-синдром», «болезнь гиалиновых мембран», «пневмопатии». Синдром дыхательных расстройств развивается примерно у 20% недоношенных (у детей, рожденных ранее 27 недель гестации, – в 82-88% случаев) и 1-2% доношенных новорожденных. Среди причин перинатальной смертности на долю синдрома дыхательных расстройств приходится, по различным данным, от 35 до 75%, что указывает на актуальность и во многом еще нерешенность проблемы выхаживания детей с СДР.

Причины синдрома дыхательных расстройств

Как уже указывалось, патогенез синдрома дыхательных расстройств у новорожденных связан с незрелостью легочной ткани и обусловленной этим недостаточностью антиателектатического фактора — сурфактанта, его неполноценностью, ингибированием или повышенным разрушением.

Сурфактант представляет собой поверхностно-активный липопротеиновый слой, покрывающий альвеолярные клетки и уменьшающий поверхностное натяжение легких, т. е. предупреждающий спадение стенок альвеол. Сурфактант начинает синтезироваться альвеолоцитами с 25-26 недели внутриутробного развития плода, однако его наиболее активное образование происходит с 32-34 недели гестации. Под действием многих факторов, в числе которых гормональная регуляция глюкокортикоидами (кортизолом), катехоламинами (адреналином и норадреналином), эстрогенами, гормонами щитовидной железы, созревание системы сурфактанта завершается к 35-36-й неделе гестации.

Поэтому, чем ниже гестационный возраст новорожденного, тем меньше у него количество сурфактанта в легких. В свою очередь, это приводит к спадению стенок альвеол на выдохе, ателектазу, резкому снижению площади газообмена в легких, развитию гипоксемии, гиперкапнии и респираторного ацидоза. Нарушение альвеолокапиллярной проницаемости приводит к пропотеванию плазмы из капилляров и последующему выпадению гиалиноподобных веществ на поверхность бронхиол и альвеол, что еще в большей степени снижает синтез сурфактанта и способствует развитию ателектазов легких (болезнь гиалиновых мембран). Ацидоз и легочная гипертензия поддерживают сохранение фетальных коммуникаций (открытого овального окна и артериального протока) – это также усугубляет гипоксию, приводит к развитию ДВС-синдрома, отечно-геморрагического синдрома, дальнейшему нарушению образованию сурфактанта.

Риск развития синдрома дыхательных расстройств повышается при недоношенности, морфо-функциональной незрелости по отношению к гестационному возрасту, внутриутробных инфекциях, гипоксии плода и асфиксии новорожденного, ВПС, пороках развития легких, внутричерепных родовых травмах, многоплодии, аспирации мекония и околоплодных вод, врожденном гипотиреозе и др. Материнскими факторами риска развития синдрома дыхательных расстройств у новорожденного могут служить сахарный диабет, анемия, родовое кровотечение, родоразрешение с помощью кесарева сечения.

Классификация синдрома дыхательных расстройств

На основании этиологического принципа различают синдром дыхательных расстройств гипоксического, инфекционного, инфекционно-гипоксического, эндотоксического, генетического (при генетически обусловленной патологии сурфактанта) генеза.

На основании развивающихся патологических сдвигов выделяют 3 степени тяжести синдрома дыхательных расстройств.

I (легкая степень) – возникает у относительно зрелых детей, имеющих при рождении состояние средней тяжести. Симптоматика развивается только при функциональных нагрузках: кормлении, пеленании, проведении манипуляций. ЧД менее 72 в мин.; газовый состав крови не изменен. Состояние новорожденного нормализуется в течение 3-4 дней.

II (средне-тяжелая степень) – ребенок рождается в тяжелом состоянии, которое нередко требует проведения реанимационных мероприятий. Признаки синдрома дыхательных расстройств развиваются в течение 1-2 часов после рождения и сохраняются до 10 суток. Необходимость в дотации кислорода обычно отпадает на 7-8 сутки жизни. На фоне синдрома дыхательных расстройств у каждого второго ребенка возникает пневмония.

III (тяжелая степень) – обычно возникает у незрелых и глубоко недоношенных детей. Признаки синдрома дыхательных расстройств (гипоксия, апноэ, арефлексия, цианоз, резкое угнетение ЦНС, нарушение терморегуляции) возникают с момента рождения. Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечается тахикардия или брадикардия, артериальная гипотония, признаки гипоксии миокарда на ЭКГ. Велика вероятность летального исхода.

Симптомы синдрома дыхательных расстройств

Клинические проявления синдрома дыхательных расстройств обычно развиваются на 1-2 сутки жизни новорожденного. Появляется и интенсивно нарастает одышка (ЧД до 60–80 в минуту) с участием в дыхательном акте вспомогательной мускулатуры, втяжением мечевидного отростка грудины и межреберий, раздуванием крыльев носа. Характерны экспираторные шумы («хрюкающий выдох»), обусловленные спазмом голосовой щели, приступы апноэ, синюшность кожных покровов (сначала периоральный и акроцианоз, затем – общий цианоз), пенистые выделения изо рта часто с примесью крови.

У новорожденных с синдромом дыхательных расстройств отмечаются признаки угнетения ЦНС, обусловленные гипоксией, нарастание отека мозга, склонность к внутрижелудочковым кровоизлияниям. ДВС-синдром может проявляться кровоточивостью из мест инъекций, легочным кровотечением и т. д. При тяжелой форме синдрома дыхательных расстройств стремительно развивается острая сердечная недостаточность с гепатомегалией, периферическими отеками.

Читайте также:  Елена малышева синдром раздраженного кишечника

Другими осложнениями синдрома дыхательных расстройств могут являться пневмонии, пневмоторакс, эмфизема легких, отек легких, ретинопатия недоношенных, некротический энтероколит, почечная недостаточность, сепсис и др. В исходе синдрома дыхательных расстройств у ребенка может отмечаться выздоровление, гиперреактивность бронхов, перинатальная энцефалопатия, нарушения иммунитета, ХНЗЛ (буллезная болезнь, пневмосклероз и др.).

Диагностика синдрома дыхательных расстройств

В клинической практике для оценки степени тяжести синдрома дыхательных расстройств используется шкала И. Сильвермана, где в баллах (от 0 до 2-х) оцениваются следующие критерии: экскурсия грудной клетки, втяжение межреберий на вдохе, западение грудины, раздувание ноздрей, опускание подбородка на вдохе, экспираторные шумы. Суммарная оценка ниже 5 баллов свидетельствует о легкой степени синдрома дыхательных расстройств; выше 5 – средней, 6—9 баллов — о тяжелой и от 10 баллов – о крайне тяжелой степени СДР.

В диагностике синдрома дыхательных расстройств решающее значение отводится рентгенографии легких. Рентгенологическая картина изменяется в различные патогенетические фазы. При рассеянных ателектазах выявляется мозаичная картина, обусловленная чередованием участков снижения пневматизации и вздутия легочной ткани. Для болезни гиалиновых мембран характерны «воздушная бронхограмма», ретикулярно-надозная сетка. В стадии отечно-геморрагического синдрома определяется нечеткость, размытость легочного рисунка, массивные ателектазы, определяющие картину «белого легкого».

Для оценки степени зрелости легочной ткани и системы сурфактанта при синдроме дыхательных расстройств применяется тест, определяющий отношение лецитина к сфингомиелину в околоплодных водах, трахеальном или желудочном аспирате; «пенный» тест с добавлением этанола в анализируемую биологическую жидкость и др. Возможно использование этих же тестов при проведении инвазивной пренатальной диагностики — амниоцентеза, осуществляемого после 32 недели гестации.

Состояние ребенка, обусловленное синдромом дыхательных расстройств, следует отличать от врожденной пневмонии, пороков дыхательной системы, атрезии хоан, ВПС, родовой травмы, врожденной диафрагмальной грыжи и др. В рамках дифференциальной диагностики выполняется нейросонография, рентгенография позвоночника, люмбальная пункция, ЭКГ, ЭхоКГ и пр.

Лечение синдрома дыхательных расстройств

Ведение ребенка с синдромом дыхательных расстройств осуществляется неонатологом, детским анестезиологом-реаниматологом с привлечением в случае необходимости детского невролога, детского пульмонолога, детского кардиолога и др.

Ребенок с синдромом дыхательных расстройств нуждается в непрерывном контроле ЧС, ЧД, газового состав крови, КОС; мониторинге показателей общего и биохимического анализа крови, коагулограммы, ЭКГ. Для поддержания оптимальной температуры тела ребенок помещается в кувез, где ему обеспечивается максимальный покой, ИВЛ или ингаляции увлажненного кислорода через носовой катетер, парентеральное питание. Ребенку периодически выполняется трахеальная аспирация, вибрационный и перкуторный массаж грудной клетки.

При синдроме дыхательных расстройств проводится инфузионная терапия раствором глюкозы, гидрокарбоната натрия; трансфузии альбумина и свежезамороженной плазмы; антибиотикотерапия, витаминотерапия, диуретическая терапия. Важным слагаемым профилактики и лечения синдрома дыхательных расстройств является эндотрахеальная инстилляция препаратов сурфактанта.

Прогноз и профилактика синдрома дыхательных расстройств

Последствия синдрома дыхательных расстройств определяются сроком родов, тяжестью дыхательной недостаточности, присоединившимися осложнениями, адекватностью проведения реанимационных и лечебных мероприятий.

В плане профилактики синдрома дыхательных расстройств наиболее важным представляется предупреждение преждевременных родов. В случае угрозы преждевременных родов необходимо проведение терапии, направленной на стимуляцию созревание легочной ткани у плода (дексаметазон, бетаметазон, тироксин, эуфиллин). Недоношенным детям необходимо проводить раннюю (в первые часы после рождения) заместительную терапию сурфактантом.

В дальнейшем дети, перенесшие синдром дыхательных расстройств, кроме участкового педиатра, должны наблюдаться детским неврологом, детским пульмонологом, детским офтальмологом.

Источник

Утратил силу — Архив

Также:
H-P-031

РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)

Версия: Архив – Клинические протоколы МЗ РК – 2007 (Приказ №764)

Категории МКБ:
Дыхательное расстройство у новорожденного неуточненное (P22.9)

Общая информация

Краткое описание

· частота дыхания (ЧД) менее 30 или более 60 в 1 минуту;

· втяжения грудной клетки;

· стонущий выдох;

· «раздувание» крыльев носа;

· апноэ (спонтанное прекращение дыхания более чем на 20 секунд);

· центральный цианоз.

Код протокола: H-P-031 “Дыхательные нарушения у новорожденных”
Профиль: педиатрический
Этап: стационар

Код (коды) по МКБ-10:

Р22.8 Другие дыхательные расстройства у новорожденных

Р22.9 дыхательное расстройство у новорожденного не уточненное

Р28 Другие респираторные нарушения, возникшие в перинатальном периоде

Р28.5 Дыхательная недостаточность у новорожденного

Облачная МИС “МедЭлемент”

Облачная МИС “МедЭлемент”

Классификация

Классификация дыхательных нарушений по степени тяжести:

ЧД в 1 минуту 

Экспираторный стон или

втяжения грудной клетки

Дыхательные нарушения

(степень тяжести)

Более 90  Есть  Тяжелая

Более 90

60-90

Нет

Есть

Средней тяжести
60-90   Нет Легкая

Диагностика

Дополнительные исследования у ребенка с тяжелыми дыхательными нарушениями

Лабораторные исследования:

– анализ крови с подсчетом количества эритроцитов, гемоглобина, гематокрита, тромбоцитов, лейкоцитарной формулы;

– уровень глюкозы в крови;

– уровень электролитов в крови.

Инструментальные исследования:

– рентгенография органов грудной клетки;

– Эхо КГ (если у ребенка признаки сердечных проблем);

– нейросонография (если у ребенка есть клинические симптомы энцефалопатии).

Исследования при дыхательных нарушениях средней тяжести те же, что и при тяжелых дыхательных нарушениях.

Читайте также:  Изменение свертывания крови при двс синдроме

Исследования при дыхательных нарушениях легкой степени те же, что и при дыхательных нарушениях средней тяжести.

Онлайн-консультация врача

Посоветоваться с опытным специалистом, не выходя из дома!

        Консультация по вопросам здоровья от 2500 тг / 430 руб

        Интерпретация результатов анализов, исследований

        Второе мнение относительно диагноза, лечения

        Выбрать врача

        Лечение

        Оказание помощи ребенку с дыхательными нарушениями
         

        1. Тщательно наблюдайте за ребенком:

        – ЧД менее 30 или более 60 в 1 мин.;

        – апноэ;

        – втяжение податливых участков грудной клетки;

        – экспираторный стон;

        – «раздувание» крыльев носа;

        – центральный цианоз.
        2. Дайте кислород свободным потоком средней концентрации.

        3. Определите уровень глюкозы в крови.

        4. Классифицируйте тяжесть дыхательных нарушений.

        5. У ребенка с дыхательными нарушениями постарайтесь установить возможную причину:

        – гипотермия;

        – болезни легких;

        – асфиксия/родовая травма;

        – сепсис;

        – метаболические нарушения.
        6. Подумайте о врожденном пороке сердца, если:

        – доминирующий симптом – центральный цианоз;

        – частота дыхания более 60 в 1 минуту;

        – нет втяжений грудной клетки и стона на выдохе.
         

        Если у ребенка был единичный эпизод апноэ:

        – наблюдайте за ним на предмет последующих эпизодов апноэ в течение 24 часов;

        – обучите мать как диагностировать это состояние и что делать при его выявлении;

        – стимулируйте дыхание путем растирания его спинки в течение 10 секунд;

        – если ребенок не начал дышать самостоятельно, немедленно начинайте вентиляцию мешком и маской.

        Если у ребенка многократные эпизоды апноэ:

        – немедленно переведите его в ПИТ;

        – начните оксигенотерапию;

        – измерьте температуру тела;

        – определите уровень глюкозы в крови;

        – если эпизоды апноэ учащаются, рассмотрите вопрос лечения тяжелой бактериальной инфекции (сепсис, пневмония, менингит).

        Если после проведенной стимуляции дыхание не возобновилось, или наблюдается судорожное дыхание по типу «гаспинг», или ЧД менее 20 в 1 минуту –необходимо немедленно начинать реанимацию.

        Реанимация ребенка, который дышал:

        – положите ребенка на твердую, теплую поверхность под источник лучистого тепла;

        – обеспечьте правильное положение ребенка;

        – при необходимости очистите дыхательные пути (слизь, кровь);

        – если ребенок не начал дышать, вентилируйте мешком и маской, предварительно вновь обеспечив его правильное положение;

        – ребенка обязательно накрыть теплой пеленкой, кроме лица и верхней части грудной клетки.

        Вентиляция мешком и маской:

        – если нет кислорода, вентилируйте комнатным воздухом;

        – вентилируйте с частотой 40-60 в 1 минуту;

        – вентилируйте 30 секунд, затем определите наличие и характер самостоятельного дыхания и определите ЧСС;

        – если у ребенка появилось самостоятельное дыхание, прекратите вентиляцию и наблюдайте за его частотой и характером в течение 5 минут.

        Мониторинг состояния ребенка с дыхательными нарушениями:

        – частота дыхания;

        – ЧСС;

        – цвет кожи и слизистых оболочек;

        – температура тела;

        – характер сосания;

        – уровень глюкозы в крови;

        – диурез;

        – насыщение крови кислородом (если возможно);

        – артериальное давление.

        Лечение дыхательных нарушений
         

        1. Оксигенотерапия – основной метод лечения дыхательных нарушений

        Оксигенотерапия проводится в соответствие с тяжестью дыхательных нарушений. В период проведения терапии кислородом – тщательный мониторинг за состоянием новорожденного.

        Способ Поток и концентрация Поток и концентрация
          низкий   средний  
        Носовые канюли   <0,5 л/мин 0,5-1 л/мин  >1 л/мин
        Носовой катетер   <0,5 л/мин 0,5-1 л/мин  >1 л/мин

        Кислородная

        палатка

        <3 л/мин 3-5 л/мин   >5 л/мин
        Маска   <1 л/мин 1-2 л/мин  >2 л/мин

        Инкубатор 

        Если внутри

        инкубатора

        используется кислородная

        палатка (см. выше)

        Если подключается

        к инкубатору

        См. инструкцию

        производителя

        Наблюдение за реакцией ребенка на кислород:

        1. Используйте пульсоксиметр, чтобы удостоверится, что ребенок получает кислород в адекватной концентрации.

        2. Если нет пульсоксиметра, следите за появлением признаков насыщения кислородом.

        3. Центральный цианоз является поздним признаком того, что ребенок получает недостаточно кислорода.

        4. Если у ребенка появляются признаки центрального цианоза, немедленно увеличьте концентрацию кислорода и продолжайте его подачу, пока цианоз исчезнет.

        5. Если язык и губы ребенка остаются розовыми – прекратите подачу кислорода.

        6. Следите за появлением центрального цианоза каждые 15 минут в течение следующего часа.

        7. Если центральный цианоз вновь возникает, дайте кислород с той же скоростью потока, как давали ранее.

        Продолжайте наблюдение за ребенком в течение 24 часов после прекращения оксигенации.

        2. Поддерживающее лечение при тяжелых дыхательных нарушениях:

        – установите внутривенную линию и вводите жидкость в течение 12 часов из расчета физиологической потребности в зависимости от возраста ребенка:

        День

        жизни

        1 2 3 4 5 6 7
        Мл/кг       60 80 100 120  140 150 160+

        – введите желудочный зонд, чтобы освободить желудок;

        – ежедневно оценивайте количество введенной жидкости, наличие признаков обезвоживания и взвешивайте ребенка;

        – оценивайте диурез;

        – измеряйте уровень глюкозы в крови;

        – если дыхательные нарушения нарастают или появляется центральный цианоз, дайте ребенку кислород потоком высокой скорости;

        – если у ребенка сохраняется центральный цианоз даже при дыхании 100% кислородом, организуйте его перевод на 3-й уровень медицинской помощи;

        – оценивайте и отмечайте наличие и характер дыхательных нарушений через каждые 3 часа;

        Читайте также:  Остеохондроз с болевым синдромом лечение

        – назначьте антибиотики.

        Кормление ребенка с тяжелыми дыхательными нарушениями

        1. Начинайте кормить, если:

        – состояние ребенка стабилизировалось;

        – ЧД менее 90 в 1 минуту;

        – нет значительных втяжений грудной клетки или стона;

        – ЧСС 100-160 в 1 минуту;

        – у ребенка нет рвоты, судорог, определяется перистальтика кишечника.

        2. Сначала используйте зонд.

        3. Кормите сцеженным грудным молоком, при его отсутствии – смесью.

        4. Кормите ребенка каждые 3 часа или чаще.

        5. Во время кормления следите за состоянием ребенка (размерами живота, появлением рвоты, срыгиваний).

        6. Увеличивайте постепенно объем кормлений, одновременно снижая объем жидкости, получаемой внутривенно.

        7. Следите (суммируйте) за объемом кормлений и жидкости, получаемым ребенком в течение дня. 

        8. Поощряйте исключительно грудное вскармливание.

        3. Поддерживающее лечение при дыхательных нарушениях средней тяжести:

        – установите внутривенную линию и вводите жидкость в течение 12 часов из расчета физиологической потребности в зависимости от возраста ребенка;

        – ежедневно оценивайте количество введенной жидкости, наличие признаков обезвоживания и взвешивайте ребенка;

        – оценивайте диурез;

        – измеряйте уровень глюкозы в крови;

        – ежедневно оценивайте количество введенной жидкости, наличие признаков обезвоживания и взвешивайте ребенка;

        – контролируйте реакцию ребенка на кислород;

        ·- контролируйте и документируйте состояние ребенка, пока он перестанет нуждаться в кислороде;

        – ежедневно оценивайте количество введенной жидкости, наличие признаков обезвоживания и взвешивайте ребенка;

        – оценивайте диурез;

        – измеряйте уровень глюкозы в крови.
         

        Если состояние улучшилось, предоставьте стандартный уход:

        – контакт «кожа к коже» (по возможности);

        – тепловая жащита;

        – адекватное вскармливание;

        – контроль состояния ребенка;

        – обучите мать наблюдать за ребенком.
         

        Кормление детей с дыхательными нарушениями средней тяжести:

        – сначала начните кормление сцеженным грудным молоком через зонд или из чашечки;

        – прекратите внутривенное введение жидкости, как только начнет получать перорально 2/3 суточного объема молока;

        – следите за объемом жидкости и молока, который получил ребенок в течение – поощряйте исключительно грудное вскармливание;

        – контролируйте состояние ребенка во время кормлений.

        4. Поддерживающее лечение при дыхательных нарушениях легкой степени тяжести

        Контролируйте и отмечайте:

        – частоту дыхания;

        – наличие втяжений грудной клетки;

        – наличие стона, раздувания крыльев носа;

        – эпизоды апноэ.

        Контролируйте реакцию ребенка на терапию кислородом:

        – обеспечьте стандартный уход;

        – обучите мать наблюдению за ребенком;

        – начинайте кормление грудью как только ребенок перестанет нуждаться в кислороде;

        – если ребенок не может сосать грудь, дайте ему сцеженное грудное молоко любым альтернативным методом.

        5. Если тяжесть дыхательных нарушений возрастает или у ребенка центральный цианоз при даче 100% кислорода:

        – введите поддерживающий объем жидкости внутривенно;

        – организуйте перевод ребенка в больницу третьего уровня или специализированное отделение (центр).

        – у него нормальная терморегуляция;

        – нет дыхательных проблем как минимум в течение одного дня;

        – язык и губы розового цвета без дополнительного кислорода в течение 24 часов;

        – активный и у него хороший сосательный рефлекс;

        – прибавляет в весе в течение трех дней подряд;

        – удовлетворительное клиническое состояние;

        – мать может ухаживать за ребенком дома и имеет свободный доступ к медицинской помощи.

        Информация

        Источники и литература

        1. Протоколы диагностики и лечения заболеваний МЗ РК (Приказ №764 от 28.12.2007)

          1. Список использованной литературы:
            1.Основы ухода за новорожденными и грудное вскармливание. Учебный семинар.
            Европейское региональное бюро ВОЗ, 2002 г, 173 с.
            2.Оказание стационарной помощи детям. Руководство по ведению наиболее
            распространенных заболеваний в условиях ограниченных ресурсов. Карманный справочник.
            ВОЗ, Европа, 2006 г, 378 с.
            3. Уход во время беременности, родов, послеродовом периоде и уход за новорожденными.
            Руководство для эффективной практики. Отдел репродуктивного здоровья и
            исследований, ВОЗ, Женева, 2005 г.

        Информация

        Список разработчиков: Чувакова Т.К.

        Прикреплённые файлы

        Мобильное приложение “MedElement”

        • Профессиональные медицинские справочники. Стандарты лечения
        • Коммуникация с пациентами: онлайн-консультация, отзывы, запись на приём

        Скачать приложение для ANDROID / для iOS

        Мобильное приложение “MedElement”

        • Профессиональные медицинские справочники
        • Коммуникация с пациентами: онлайн-консультация, отзывы, запись на приём

        Скачать приложение для ANDROID / для iOS

        Внимание!

        Если вы не являетесь медицинским специалистом:

        • Занимаясь самолечением, вы можете нанести непоправимый вред своему здоровью.
           
        • Информация, размещенная на сайте MedElement и в мобильных приложениях “MedElement (МедЭлемент)”, “Lekar Pro”,
          “Dariger Pro”, “Заболевания: справочник терапевта”, не может и не должна заменять очную консультацию врача.
          Обязательно
          обращайтесь в медицинские учреждения при наличии каких-либо заболеваний или беспокоящих вас симптомов.
           
        • Выбор лекарственных средств и их дозировки, должен быть оговорен со специалистом. Только врач может
          назначить
          нужное лекарство и его дозировку с учетом заболевания и состояния организма больного.
           
        • Сайт MedElement и мобильные приложения “MedElement (МедЭлемент)”, “Lekar Pro”,
          “Dariger Pro”, “Заболевания: справочник терапевта” являются исключительно информационно-справочными ресурсами.
          Информация, размещенная на данном
          сайте, не должна использоваться для самовольного изменения предписаний врача.
           
        • Редакция MedElement не несет ответственности за какой-либо ущерб здоровью или материальный ущерб, возникший
          в
          результате использования данного сайта.

        Источник