Синдром раздраженного кишечника лечение у психотерапевта

На данный момент синдром раздраженного кишечника (СРК) является распространенным изнурительным, флуктуирующим функциональным расстройством желудочно-кишечного тракта. Распространенность этого расстройства у взрослых составляет от 9,0% до 23,5%, и лишь 10% обращаются за медицинской помощью из-за наличия следующих терапевтических барьеров: чувства разочарования из-за отсутствия контроля, стремления к изоляции, конфронтации в лечении и самостигматизации [2]. Этот синдром характеризуется целым спектром симптомов без морфологических и биохимических изменений, которые могли бы объяснить данную симптоматику [2].

Наличие интенсивной, рецидивирующей абдоминальной или «висцеральной» боли (IBS-related pain), является одним из преобладающих симптомом СРК и оказывает наибольшее влияние на качество жизни пациента [3;4;5]. Со слов пациентов с СРК эта боль носит разлитой абдоминальный характер. Чаще локализуется внизу живота, в области слева пупка, иррадирует в спину. У женщин с СРК при менструации может присутствовать боль в правом боку. Женщины сообщают о более сильных проявлениях абдоминальной боли, чем мужчины. У них наблюдаются большие изменения в восприятии боли, чем у мужчин в форме частого сканирования, прислушивания к ощущениям в теле, наличия проверяющего поведения (ощупывание, надавливание, скручивание).

Можно сказать, что «технически» СРК классифицируется как дисбаланс в мозг-кишечной оси (gut-brain axis). Абдоминальная боль при СРК связана с наличием «сензитивной» нервной системы, висцеральной гиперчувствительности, которая сопровождается желудочно-кишечной специфической (gastrointestinal-specific anxiety, symptom-specific anxiety) или висцеральной тревогой (visceral anxiety) [4;5]. Изменения в порогах чувствительности к боли меняют когнитивно-аффективные процессы пациента с СРК в сторону катастрофизации, переоценки вероятности, нетерпеливости к неопределенности. Появляется гипербдительность, негативный сдвиг в фокусе внимания, что часто приводить к формированию других сопутствующих болевых расстройств, включая фибромиалгию, синдром хронической усталости и хронической тазовой боли. В основе механизма висцеральной боли также лежат нейро-эндокринно-иммунные изменения и дисрегуляция микробиоты кишечника. Установлено, что вариабельность сердечного ритма (симпато-вагусный дисбаланс), в отличии от изменений в слюнном кортизоле и интерлейкине-10, является значительным предиктором абдоминальной боли при СРК [1]. Хотя алгоритмы медикаментозной терапии абдоминальной боли доступны, пациенты часто сталкиваются с побочными эффектами и проблемой самостоятельного управления симптомами. В связи с этим рекомендуется применять тактику входа в «сверху вниз» в ось мозг-кишечник с помощью психотерапии [3;4;5]. Показано, что когнитивно-поведенческая психотерапия (КПП) эффективна для управления абдоминальной болью, но поскольку протоколы включают в себя ряд компонентов, до конца неясно, какие из них более эффективны [1]. Часто применяется протокол экспозиционной когнитивно-поведенческой психотерапии (exposure-based CBT) как в очном (face-to-face format), так и дистанционном, скайп (internet-delivered cognitive behavioral therapy) форме [3;4;5]. Этот протокол основан на модели, предполагающей, что желудочно-кишечная специфическая тревога связана ощущением потери контроля и усилением «вторичного страдания». В связи с этим стимулы приводящие к этой тревоге часто пациентами избегаются, чтобы уменьшить эти переживание. Например, прием определенных продуктов питание или избегание приема пищи вне дома. В этих ситуациях абдоминальные симптомы воспринимаются как невыносимые. Это избегание мешает пациенту с СРК получить новые, и часто противоречивые впечатление от стимулов, что в свою очередь способствует поддержанию страха стимулов и поддержанию дискомфортных симптомов [1]. Исследования показали, что избегание и контроль симптомов, поддерживание абдоминальные проблемы и хронифицирует синдром раздраженного кишечника. Показано, что протоколы экспозиционной терапии оказались эффективными в управлении симптомами раздраженного кишечника [1-5]. Психотерапевтическое лечение включает два направления работы с пациентом и параллельно с родственниками [3]. Вводиться метафора «пористого фильтра» между желудочно-кишечным трактом и мозгом для объяснения пациенту и его родственникам повышенной чувствительности к абдоминальным сигналам. Мозг сравнивается с громкоговорителем, который усиливает брюшные сигналы, потому что они воспринимаются как важные и опасные. Свербдительности, прислушивание к себе объясняется пациенту как следствие поведенческих ответов для того чтобы контролировать или избегать дискомфортные ощущения. Это поведение носит дезадаптивную функцию и усиливает веру в важность и опасность брюшных ощущений. Устанавливается порочный круг реакций на боль. Когнитивное и поведенческое воздействие на симптомы брюшной области рассматривают в качестве средства, чтобы разорвать этот порочный круг. В ходе экспозиционного протокола пациенты провоцирует боль и другие брюшные симптомы, вступает с ними в бой через целенаправленного поведение с ценностью долгосрочного снижения симптомов и восстановления контроля. Часто пациенты говорят, что именно они, должны контролировать, управлять своим кишечником, а не наоборот. Мы применяем короткое упражнение на усиление осознанности СТОП-НАБЛЮДАЙ-ОТПУСТИ (mindfulness exercise «SOL») как поведенческий способ усилить эффект воздействия и вовлечения в целенаправленное поведение [3].

Включение в терапию родственников связано с тем, что они является важным контекстуальным фактором связанным с симптомами боли при СРК. Чрезмерное внимание родственников к выражениям боли пациента с СРК увеличивает жалобы и риск развития рефрактерного течения заболевания. Поэтому важно обращать внимание на поведение родственником при лечении у пациента абдоминальной боли [2;3].

Подробнее читайте мои публикации по тактике лечения синдрома раздраженного кишечника

https://www.smartpsy.ru/articles/2587/

https://www.smartpsy.ru/articles/1916/

https://www.smartpsy.ru/articles/2235/

https://psyjournals.ru/jmfp/2018/n4/Melehin_Ignatenko.shtml

https://istina.ipmnet.ru/publications/article/205612622/

Также посмотрите мою короткую лекцию

https://www.youtube.com/watch?v=uenePkBjWUs&feature=emb_title

Литература

1. Bonnert M., Olén O., Lalouni M. Internet-delivered cognitive behavior therapy for adolescents with irritable bowel syndrome: a randomized controlled trial. //Am J Gastroenterol. 2017. Vol. 12. № 1. Р. 152-162. doi: 10.1038/ajg.2016.503

2. Craske M.G., Wolitzky-Taylor K.B., Labus J. A cognitive-behavioral treatment for irritable bowel syndrome using interoceptive exposure to visceral sensations. //Behav Res Ther. 2011. Vol. 49. № 6-7. Р. .413-421 doi: 10.1016/j.brat.2011.04.001

3. Ljótsson B., Bonnert M. Internet-Delivered Cognitive Behavioral Therapy for Children With Pain-Related Functional Gastrointestinal Disorders: Feasibility Study. //JMIR Ment Health. 2017. Vol. 4. № 3 doi: 10.2196/mental.7985.

Читайте также:  Лечение болевого синдрома у пожилых

4. Ljótsson B., Falk L., Vesterlund A.W., Hedman E. Internet-delivered exposure and mindfulness based therapy for irritable bowel syndrome-a randomized controlled trial. //Behav Res Ther. 2010. Vol. 48. № 6. Р. 531-539. doi: 10.1016/j.brat.2010.03.003

5. Ljótsson B., Hesser H., Andersson E. Provoking symptoms to relieve symptoms: a randomized controlled dismantling study of exposure therapy in irritable bowel syndrome. //Behav Res Ther. 2014. Vol. 55. Р. 27-39. doi: 10.1016/j.brat.2014.01.007

Источник

Õî÷ó íà÷àòü ñâîþ èñòîðèþ ñ ïîïûòêè îáúÿñíèòü, ïî÷åìó åå ñîäåðæàíèå èìååò öåííîñòü íå òîëüêî äëÿ ëþäåé, çàìåòèâøèõ êàêèå-òî óõóäøåíèÿ ñâîåãî ñàìî÷óâñòâèÿ èëè óæå ïîëó÷èâøèõ ïñèõè÷åñêèé äèàãíîç, íî è äëÿ âñåõ.

Âî-ïåðâûõ, ìîé äëèòåëüíûé (îêîëî 3.5 ëåò) îïûò è îïûò ìíîãèõ ëþäåé, ðàññêàçûâàþùèõ ñâîè èñòîðèè, ïîêàçûâàåò, ÷òî âðà÷è ñîìàòè÷åñêèõ ñïåöèàëüíîñòåé (ïîïðîñòó, îáû÷íûå âðà÷è) â ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïëîõî îñâåäîìëåíû î ïñèõîýìîöèîíàëüíûõ ðàññòðîéñòâàõ (ÿ ãîâîðþ êðàéíå ìÿãêî). Ïîýòîìó íå ñòîèò íàäåÿòüñÿ, ÷òî ïîõîä ê òåðàïåâòó ðåøèò âñå âàøè ïðîáëåìû, åñëè èñòèííàÿ ïðè÷èíà ëåæèò â ïñèõîýìîöèîíàëüíîé îáëàñòè.

Âî-âòîðûõ, â íàøåé ñòðàíå ïðèíÿòî ðåøàòü ïñèõîýìîöèîíàëüíûå ïðîáëåìû 3 ñïîñîáàìè: íè÷åãî íå äåëàòü, ñïèâàòüñÿ èëè ñîâåðøàòü ñóèöèä. Îòñþäà âûòåêàåò òàêæå è îáùèé íèçêèé óðîâåíü îñâåäîìëåííîñòè íàñåëåíèÿ î ïñèõîýìîöèîíàëüíûõ çàáîëåâàíèÿõ. ß è ñàì ðàíüøå íè÷åãî íå çíàë.

Åñòü åùå íåñêîëüêî âàæíûõ ïðè÷èí, ïðî êîòîðûå ðàññêàæó äàëåå.

 îáùåì, ÿ õî÷ó â ìåðó ñâîèõ ñèë ïðîñâåòèòü ëþäåé, ÷òîáû îíè íà ñàìûõ ðàííèõ ýòàïàõ ìîãëè çàìåòèòü ïðîáëåìó ó ñåáÿ èëè ñâîèõ áëèçêèõ è íà÷àòü åå ïðàâèëüíî ðåøàòü.

Áóêâ äîâîëüíî ìíîãî, ïîýòîìó äëÿ òåõ, êòî íå õî÷åò ÷èòàòü âñå èëè êîìó íå íðàâèòñÿ ìîé ñòèëü èçëîæåíèÿ, â êîíöå ÿ ïî ïóíêòàì âûïèñàë îñíîâíûå òåçèñû.

Ìîÿ èñòîðèÿ íà÷àëàñü âåñíîé 2015 ãîäà (ìíå òîãäà áûëî 28 ëåò).  òî âðåìÿ ó ìåíÿ áûëî âñå õîðîøî: ïîëó÷èë êëþ÷è îò íîâîé êâàðòèðû, ðàáîòàë â õîðîøåì ìåñòå, ðåãóëÿðíî çàíèìàëñÿ â òðåíàæåðêå, âñòðå÷àëñÿ ñî ñâîåé áóäóùåé æåíîé, ãîòîâèëèñü äåëàòü ðåìîíò. Íå áûëî íè åäèíîãî ïîâîäà äëÿ ðàññòðîéñòâà, íî âäðóã íà÷àë ñíèæàòüñÿ àïïåòèò.

Òàê êàê ÿ ãîäàìè ñòàðàëñÿ íàðàùèâàòü ìûøå÷íóþ ìàññó, ñíèæåíèå àïïåòèòà ìåíÿ î÷åíü âîëíîâàëî. Îíî åùå ñî÷åòàëîñü ñ êàêîé-òî ìàëîîáúÿñíèìîé òðåâîãîé, âîçíèêàþùåé ïðè ïèòàíèè â êîìïàíèè êîëëåã/äðóçåé.

Òàê êàê ìîé àïïåòèò óõóäøèëñÿ äî ÿâíî íå íîðìàëüíûõ ïîêàçàòåëåé, ÿ ðåøèë íå ìåäëèòü è îáðàòèòüñÿ ê ãàñòðîýíòåðîëîãó. Ãàñòðîýíòåðîëîã áûë ïëàòíûé è ðàçâåë ìåíÿ íà âñå âîçìîæíûå èññëåäîâàíèÿ â îáëàñòè æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà è âñåõ ñìåæíûõ. ß áûë íå ïðîòèâ âñåõ ýòèõ òðàò, òàê êàê õîòåë âûÿñíèòü, â ÷åì äåëî.  îáùåì-òî, âñå áûëî ïî÷òè èäåàëüíî, êðîìå ýðîçèè ñòåíêè æåëóäêà. Íàñêîëüêî ÿ ïîíèìàþ, ýòî ñîâñåì íå ñòðàøíî, íî ìåíÿ íà÷àëè ëå÷èòü, âûïèñàëè ïðåïàðàò Äå-Íîë, âðîäå êàê äîâîëüíî áåçîáèäíûé.

À â ýòî âðåìÿ ÿ î÷åíü èíòåíñèâíî çàíèìàëñÿ ðåìîíòîì. Õîòÿ áîëüøóþ ÷àñòü ñòðîèòåëüíûõ ðàáîò ÿ äåëàë íå ñàì, íî ýíåðãèè çàòðà÷èâàë ìàññó, òàê êàê íåîáõîäèìî áûëî çà ìåñÿö âûáðàòü è çàêóïèòü âñå ñ àáñîëþòíîãî íóëÿ äî ïîëíîñòüþ óêîìïëåêòîâàííîé êâàðòèðû. Ïëþñ ÿ î÷åíü-î÷åíü ñòàðàëñÿ ñäåëàòü âñå êàê ìîæíî ëó÷øå, ïåðåæèâàÿ çà êàæäóþ ìåëî÷ü.

È âîò ÿ ïðîõîæó ëå÷åíèå òàáëåòêàìè, àêòèâíî çàíèìàþñü ðåìîíòîì, ïðè ýòîì ðàáîòàþ, è â îäèí “ïðåêðàñíûé” ëåòíèé ïîíåäåëüíèê ñëó÷èëñÿ â ìîåé æèçíè ðåçêèé è ãëîáàëüíûé ïåðåëîì. ß ïðèøåë íà ðàáîòó óòðîì, åùå ïî ïóòè ÷óâñòâóÿ íåêîòîðîå íåäîìîãàíèå, è ãäå-òî ÷åðåç 15 ìèíóò ìíå ñòàëî î÷åíü ïëîõî. Ïîçäíåå ÿ óçíàþ, ÷òî òî ñîñòîÿíèå íàçûâàåòñÿ ïàíè÷åñêîé àòàêîé. Çà 3.5 ãîäà ÿ èñïûòàë îãðîìíîå êîëè÷åñòâî ñàìûõ ðàçíûõ íåðâíûõ ñèìïòîìîâ è ïîíÿë, ÷òî âñåõ èõ î÷åíü ñëîæíî îïèñàòü. Òåì íå ìåíåå, ïîñòàðàþñü ðàññêàçàòü î ïàíè÷åñêèõ àòàêàõ äëÿ íåïîñâÿùåííûõ.  òîò ìîìåíò ó ìåíÿ ïîïëûëî ïåðåä ãëàçàìè, îðãàíèçì ñòðåìèòåëüíî îñëàáåâàë, è ìíå ïðèøëîñü ïðèíÿòü ãîðèçîíòàëüíîå ïîëîæåíèå. Äàæå ãîâîðèòü ìíå áûëî î÷åíü òÿæåëî, ÿ ÷óâñòâîâàë ëåãêóþ òîøíîòó è ïîëíåéøåå íåïîíèìàíèå, ÷òî ïðîèñõîäèò. Òåëî çíîáèëî, íåìíîãî òðÿñëî, â ðàçíûõ òî÷êàõ òåëà ïîÿâèëèñü êàêèå-òî íåîáúÿñíèìûå îùóùåíèÿ. Êîëëåãè âûçâàëè ìíå ñêîðóþ, ê ïðèåçäó êîòîðîé ìíå ñòàëî ëó÷øå. Ñêîðàÿ ïðîâåðèëà ìåíÿ, ñêàçàëà, ÷òî âñå ó ìåíÿ õîðîøî, è íàäî áîëüøå êóøàòü. Êîëëåãà âçÿëñÿ îòâåçòè ìåíÿ äîìîé, è íà ïðîòÿæåíèè îñòàâøåãîñÿ äíÿ ÿ ÷óâñòâîâàë ëèøü ñèëüíóþ óñòàëîñòü è òðåâîãó çà ïðîèçîøåäøåå.

ß îñòàëñÿ äîìà è íà ñëåäóþùèé äåíü, à íà òðåòèé äåíü ðåøèë, ÷òî âñå ïðîøëî, è ñòàë ñîáèðàòüñÿ íà ðàáîòó.  ìàøèíå ìíå ñòàëî îïÿòü íå ïî ñåáå, è ÿ ðåøèë íå ðèñêîâàòü èñïûòàòü òî æå ñàìîå. Äîìà ó ìåíÿ ñíîâà ïåðèîäè÷åñêè âîçíèêàëè ñòðàííûå “ïðèñòóïû”, êîãäà äàæå ëåæàòü áûëî òÿæåëî è íåïðèÿòíî. Êðîìå òîãî, åñòü ÿ ïðàêòè÷åñêè íå ìîã, çàïèõèâàíèå åäû íàñèëüíî íå ïîëó÷àëîñü èç-çà ðâîòíîãî ðåôëåêñà. Ïîäóìàâ, ÿ ñ áëèçêèìè ïðèøåë ê âûâîäó, ÷òî ïëîõîå ñàìî÷óâñòâèå âûçâàíî òàáëåòêàìè. Èõ îòìåíèëè, ïîçâîíèëè âðà÷ó, êîòîðàÿ ñêàçàëà, ÷òî òàêîãî ýôôåêòà îíà íå âñòðå÷àëà.

Òàê êàê ñàìî÷óâñòâèå ñíîâà óõóäøèëîñü, ñíîâà âûçâàëè ñêîðóþ, êîòîðàÿ ñíîâà íè÷åãî íå îáíàðóæèëà, íî ðåøèëà âåçòè ìåíÿ â áîëüíèöó. Çäåñü áûë çàáàâíûé ýïèçîä, êîãäà ìíå âêîëîëè êàêîå-òî óñïîêîèòåëüíîå, è ïî äîðîãå â áîëüíèöó ÿ îùóùàë ñåáÿ ñîâåðøåííî ïðåêðàñíî, ÷òî áûëî äàæå íåìíîãî ñòûäíî â ïðèåìíîé.

Читайте также:  Синдром шерешевского тернера это чистая форма дисгенезии гонад

 áîëüíèöå ó ìåíÿ âçÿëè áûñòðûå àíàëèçû, âðà÷ ïîñìåÿëñÿ íàä òåì, ÷òî îíè ñëèøêîì õîðîøèå. Çàòåì îí ïîñìåÿëñÿ íàä îãðîìíîé ïà÷êîé àíàëèçîâ, êîòîðûå ÿ ñäàâàë ó ãàñòðîýíòåðîëîãà. Ïîñëå ýòîãî ñëó÷àÿ ÿ ñòàë áåçãðàíè÷íî óâàæàòü âðà÷åé â áîëüíèöàõ, òàê êàê îí ïðàêòè÷åñêè ñ ïåðâîãî âçãëÿäà ïîñòàâèë ìíå ïðàâèëüíûé äèàãíîç (õîòÿ íàïðÿìóþ ìíå íå ñêàçàë), ïîðåêîìåíäîâàë îòêàçàòüñÿ îò ãîñïèòàëèçàöèè è íàâåäàòüñÿ ê åãî çíàêîìîìó âðà÷ó (ñïåöèàëüíîñòü îí òàêæå íå íàçâàë, íî ýòî îêàçàëñÿ ïñèõèàòð).

Ïñèõèàòð òàêæå îöåíèë ñèòóàöèþ ÷åòêî è ïðàâèëüíî, íî íå îáúÿñíèë ìíå âñå äåòàëè, è ïîýòîìó èñòîðèÿ òóò íå çàêîí÷èëàñü. ß áûë áû íåñêàçàííî ðàä, åñëè áû ïðî÷èòàë ïîäîáíóþ ìîåé èñòîðèþ òîãäà, âåäü ýòî áû ñýêîíîìèëî ìíå ïî÷òè 3 ãîäà æèçíè, ñåðüåçíàÿ ÷àñòü êîòîðîé áûëà ïîñâÿùåíà ìó÷åíèÿì è àäó ïîä íàçâàíèåì “äåïðåññèÿ, êîòîðóþ íå ëå÷àò”. Ïîýòîìó íàäåþñü, ÷òî ìîè ÷èòàòåëè èëè èõ áëèçêèå íå çàéäóò äàëüøå ýòîé ñòàäèè çàáîëåâàíèÿ.

Èòàê, ÷òî æå ïîìåøàëî ìíå òîãäà íà÷àòü ðåøàòü ìîþ ïðîáëåìó? Âåäü ÿ óæå ïîïàë ê íóæíîìó âðà÷ó, òåì ñàìûì ïðåîäîëåâ ïåðâóþ âàæíåéøóþ ÷àñòü ýòîãî ïðîöåññà (à ïñèõèàòðû ãîâîðÿò, ÷òî ê íèì ïðèõîäÿò â ñðåäíåì ïîñëå 5 ñîìàòè÷åñêèõ ñïåöèàëèñòîâ).

Çäåñü áûëà ñîâîêóïíîñòü ôàêòîðîâ, îäèí èç êîòîðûõ ÿ îïèñàë â ïðåäèñëîâèè: ÿ è ìîè áëèçêèå, êàê áîëüøàÿ ÷àñòü íàñåëåíèÿ, íè÷åãî íå çíàëè è çíàòü íå õîòåëè î ïñèõîýìîöèîíàëüíûõ ðàññòðîéñòâàõ. Íî áûëè è äðóãèå êðèòè÷åñêèå ôàêòîðû, êîòîðûå, ÿ ñ÷èòàþ, äîëæåí çíàòü êàæäûé.

Âî-ïåðâûõ, ìíå âûïèñàëè îäèí èç ñàìûõ ñåðüåçíûõ àíòèäåïðåññàíòîâ (àìèòðèïòèëèí), ñïèñîê ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ êîòîðîãî âûçûâàåò â íåïîñâÿùåííîì ÷åëîâåêå ñîñòîÿíèå, ñîïîñòàâèìîå ñ äåïðåññèåé. Âî-âòîðûõ, ìíå ïîñîâåòîâàëè ñìåíèòü îáñòàíîâêó è óåõàòü â îòïóñê, ÷òî ÿ íåçàìåäëèòåëüíî ñäåëàë. ×òî ïëîõîãî â îòïóñêå, ñïðîñèòå âû? Îòïóñê – ýòî ïðåêðàñíî, è ó ìåíÿ âñå áûñòðî òàì ïðîøëî. È ÷òî æå òóò ïëîõîãî, ïðîäîëæàåòå íåäîóìåâàòü âû? Îòâåò íà ýòîò âîïðîñ ïîÿâèëñÿ ó ìåíÿ ëèøü ÷åðåç 3 ãîäà, êîãäà ÿ ïîøåë òàêè ê ïñèõèàòðó, íà÷àë ëå÷èòüñÿ è ðàçáèðàòüñÿ â âîïðîñå. Äåëî â òîì, ÷òî äåïðåññèÿ çà÷àñòóþ èìååò öèêëè÷åñêèé õàðàêòåð. Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî îíà ñàìà ïî ñåáå ïðîõîäèò è ñàìà ïî ñåáå ïîÿâëÿåòñÿ ÷åðåç îïðåäåëåííûå èíòåðâàëû âðåìåíè. Îïûòíûé ïñèõèàòð ïî âàøåé èñòîðèè ìîæåò ñ òî÷íîñòüþ äî íåäåëè ïðåäñêàçàòü áóäóùåå âàøåãî ñàìî÷óâñòâèÿ. Íî åñëè âû íå çíàåòå ýòó îñîáåííîñòü, òî âû ïîäâåðãàåòå ñåáÿ áëóæäàíèþ â ïîòåìêàõ â ïîèñêàõ ïðè÷èí âàøèõ ïðîáëåì. Âåäü âàì êàæåòñÿ, ÷òî óëó÷øåíèå èëè óõóäøåíèå ñàìî÷óâñòâèÿ ñâÿçàíî ñ âàøèìè äåéñòâèÿìè. Âû ïðåäïðèíèìàåòå êàêóþ-òî íåëåïóþ ïîïûòêó ëå÷åíèÿ, âàì ñòàíîâèòñÿ ëó÷øå, âû äåëàåòå âûâîä – íåëåïàÿ ïîïûòêà ñðàáîòàëà! Èëè âû äåëàåòå ÷òî-òî íîðìàëüíîå, âàì ñòàíîâèòñÿ õóæå, âû äåëàåòå âûâîä – íå íàäî òàê äåëàòü! Ê ñîæàëåíèþ, ýòà ëîãè÷åñêàÿ ëîâóøêà íå òàê ïðîñòà, ÷òîáû áûñòðî ïîíÿòü, ÷òî âñå âàøè äåéñòâèÿ íèêàê íà ñèòóàöèþ íå âëèÿþò, äî òåõ ïîð, ïîêà âû íå ïîéäåòå ê íàñòîÿùåìó âðà÷ó.

 ýòó ëîâóøêó ïîïàëñÿ è ÿ. Âåðíóâøèñü ñ îòïóñêà, ÿ ÷óâñòâîâàë ñåáÿ ïðåêðàñíî, æèçíü íàëàæèâàëàñü, íî îñåíüþ ìåíÿ ñíîâà íàêðûëî íåäîìîãàíèå. Ðàññòðîèâøèñü, íî ïî-ïðåæíåìó íè÷åãî íå ïîíèìàÿ â ïñèõîýìîöèîíàëüíûõ ðàññòðîéñòâàõ, ÿ ïîøåë ê íåâðîëîãó. ß ïîäóìàë, ÷òî ðàç ó ìåíÿ ÷òî-òî ñ íåðâàìè, òî è ëå÷èòü èõ íàäî ïî-ñåðüåçíîìó. Çäåñü ÿ ïîòðàòèë åùå îäèí àõðåíèëèàðä äåíåã íà êó÷ó ðàçíîîáðàçíûõ èññëåäîâàíèé, àíàëèçîâ è îñìîòðîâ. Ñ êàêîãî-òî ìîìåíòà ÿ óñïîêîèëñÿ è ïîíÿë, ÷òî íè÷åãî ó ìåíÿ íå íàéäóò. À òåì âðåìåíåì âðà÷ ïðîïèñûâàë ìíå êó÷ó ðàçíîîáðàçíûõ òðàíêâèëèçàòîðîâ (äëÿ ñïåöèàëèñòîâ îòìå÷ó, ÷òî áûëè ëèøü àòèïè÷íûå, çàòî ðàçíîîáðàçèå áîëüøîå). Êàêèå-òî ñèìïòîìû íàâåðíîå ñíèìàëè òðàíêâèëèçàòîðû, êàêèå-òî ïðîõîäèëè è ïîÿâëÿëèñü âñëåäñòâèå öèêëè÷íîñòè çàáîëåâàíèÿ, íî â òàêîì âåñåëîì ðåæèìå ÿ ïðîâåë îêîëî ïîëóãîäà. Ïîíÿâ, ÷òî ÿñíîñòè ñèòóàöèè ñî âðåìåíåì íå óâåëè÷èâàåòñÿ, ÿ çàêîí÷èë õîäèòü ê íåâðîëîãó.

Çäåñü ìîæíî óæå è íà÷àòü ðàññêàçûâàòü ñîáñòâåííî î äåïðåññèè è îòìåòèòü îñîáåííîñòü ìîåãî ñëó÷àÿ, êîòîðàÿ îò÷àñòè îïðàâäûâàåò ìíîæåñòâî âðà÷åé, óïîðíî íå çàìå÷àâøèõ ìîþ èñòèííóþ ïðîáëåìó. Îñíîâíûìè ïðèçíàêàìè äåïðåññèè ÿâëÿþòñÿ ñëåäóþùèå: ïîíèæåííîå íàñòðîåíèå, ñíèæåíèå ïñèõè÷åñêîé è ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè, ïîòåðÿ óäîâîëüñòâèÿ îò ðàíåå ïðèÿòíûõ âåùåé. Âñå ýòî äîëæíî ñòîéêî ïðîäîëæàòüñÿ â òå÷åíèå êàê ìèíèìóì äâóõ íåäåëü, à áîëåå êîðîòêèå ïðîÿâëåíèÿ ïðèçíàêîâ äåïðåññèè – ýòî íîðìàëüíàÿ ðåàêöèÿ çäîðîâîãî ÷åëîâåêà.

È â ýòîì êðîåòñÿ ìîÿ îñîáåííîñòü çàáîëåâàíèÿ – ó ìåíÿ íå áûëî ïàòîëîãè÷åñêîãî ñíèæåíèÿ íàñòðîåíèÿ. Ìíîãèå èç ìîèõ çíàêîìûõ äî ñèõ ïîð íå âåðÿò, ÷òî ó ìåíÿ äåïðåññèÿ. Íî ðàäè ýòîãî ÿ è ïèøó, ÷òîáû âñå óçíàëè, ÷òî áûâàåò òàê íàçûâàåìàÿ “ñêðûòàÿ” äåïðåññèÿ, êîòîðàÿ ñîâñåì íå ïîõîæà íà ñòåðåîòèïíûé îáðàç ïå÷àëüíîãî ÷åëîâåêà, êîòîðûé çàêóòàëñÿ â ïëåä è ãðóñòèò. Òóò òî íàì ïîìîãóò äîïîëíèòåëüíûå è âàæíåéøèå ïðèçíàêè äåïðåññèè – íàðóøåíèå âèòàëüíûõ ôóíêöèé.

Âèòàëüíûå ôóíêöèè – ýòî ñîí, àïïåòèò è ëèáèäî. Óõóäøåíèÿ ëþáîé èç ýòèõ ôóíêöèé – ýòî óæå çíà÷èòåëüíûé ïîâîä èäòè ê ïñèõèàòðó. À âåäü ìíîãèå, êàê è ÿ, ìîãóò íå çàìåòèòü ïðîáëåì ñî ñíîì. Íàïðèìåð, ÿ ïëîõî çàñûïàë, âî ñíå ñòàë ðàçãîâàðèâàòü, ÷àñòî ïðîñûïàëñÿ. Ýòî íå êàçàëîñü ìíå ïàòîëîãèåé, íî òåïåðü ÿ (è íàäåþñü, âû) ïîíèìàþ, ÷òî ýòî áûëî òàêèì æå âàæíûì ìîìåíòîì, êàê è àïïåòèò.

Òàêæå äåïðåññèè äåëÿò íà ýíäîãåííûå è ýêçîãåííûå, ïî ïðîèñõîæäåíèþ. Ýêçîãåííûå äåïðåññèè âûçâàíû êàêèì-òî êàòàñòðîôè÷åñêèì ñîáûòèåì â æèçíè èëè äîëãèì íåãàòèâíûì âîçäåéñòâèåì îáñòîÿòåëüñòâ. Ýíäîãåííûå æå çàáîëåâàíèÿ íå èìåþò íåïîñðåäñòâåííûõ æèçíåííûõ ïðè÷èí, à âûçâàíû ãåíåòè÷åñêîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòüþ.

Читайте также:  Дети с синдромом дауна специальная психология

Ñîîòâåòñòâåíî, ìîÿ ñêðûòàÿ ýíäîãåííàÿ äåïðåññèÿ ñ òî÷êè çðåíèÿ îáûâàòåëÿ (äà è ìåíÿ ñàìîãî) ñîâåðøåííî íå ïîõîäèëà íè íà êàêóþ äåïðåññèþ, ÷åì çàìåäëÿëà ðåøåíèå ïðîáëåìû.

Íåîáõîäèìî äîáàâèòü, ÷òî äåïðåññèÿ, êàê è äðóãèå ïñèõîýìîöèîíàëüíûå ðàññòðîéñòâà, èìååò òåíäåíöèþ ñî âðåìåíåì óñóãóáëÿòüñÿ. Òàê ÷òî ìîè “ïîòåðÿííûå” ãîäû íå ïðîñòî áûëè ïîòåðÿíû, íî è óõóäøèëè ìîå ñîñòîÿíèå.

Åùå îäíà âàæíàÿ äåòàëü – äåïðåññèÿ ÷àùå âñåãî ñî÷åòàåòñÿ ñ òðåâîæíûì ðàññòðîéñòâîì, òàê ÷òî ïîâûøåííàÿ òðåâîãà, ïàíè÷åñêèå àòàêè è âñÿ÷åñêèå ôîáèè òðåáóþò ïðèñòàëüíîãî âíèìàíèÿ.

Ìîÿ äàëüíåéøàÿ æèçíü âñòàëà ïîä áîëüøèì âîïðîñîì, íî ÿ íàòêíóëñÿ íà çàìå÷àòåëüíóþ êíèãó “Ñðåäñòâî îò âåãåòî-ñîñóäèñòîé äèñòîíèè” Êóðïàòîâà.  íåé ÿ ÷èòàë êàê áóäòî ïðî ñåáÿ, è ýòî ïîðàçèòåëüíîå ñõîäñòâî âíóøàëî îïòèìèçì. Ïðî âåãåòî-ñîñóäèñòóþ äèñòîíèþ óãëóáëÿòüñÿ íå áóäó, ñêàæó ëèøü, ÷òî åñëè âàì î íåé çàèêíóëèñü, òî áåãîì ê ïñèõèàòðó.

Ìîå ñîñòîÿíèå íåìíîãî óëó÷øèëîñü íà ôîíå ïðî÷òåíèÿ êíèãè è ïîñòåïåííîãî èçó÷åíèÿ íåêîòîðûõ îñîáåííîñòåé áîëåçíè, íî äåïðåññèÿ íèêóäà íå äåëàñü, ïîýòîìó ÿ âñå åùå ïðåäïðèíèìàë ïîïûòêè ÷òî-òî ñäåëàòü.  ìîìåíò î÷åðåäíîãî îáîñòðåíèÿ ÿ îáðàòèëñÿ ê ïñèõîëîãó, êîòîðûé çàíèìàåòñÿ ãèïíîòåðàïèåé. Ñåàíñû ñ íèì äàâàëè îùóòèìûé ýôôåêò, íî î÷åíü îáèäíî, ÷òî äàæå îí íå ñìîã ïîñòàâèòü ìíå ïðàâèëüíûé äèàãíîç. Ïîýòîìó ÿ ïîòåðÿë åùå îêîëî ãîäà æèçíè, ïåðèîäè÷åñêè îáðàùàÿñü ê íåìó.

È âîò â êîíöå êîíöîâ ìîÿ ñèòóàöèÿ ñäâèíóëàñü ñ ìåðòâîé òî÷êè, êîãäà ó ìåíÿ îáîñòðèëîñü äíåâíîå êîëåáàíèå ñàìî÷óâñòâèÿ. Óòðîì ÿ ÷óâñòâîâàë ñåáÿ àáñîëþòíî óæàñíî (à ÿ âîîáùå ïî æèçíè ñîâà, è óòðî äëÿ ìåíÿ íåïðèÿòíî, íî òóò íåñðàâíèìî õóæå), à âå÷åðîì âñå êàê áóäòî ïðîõîäèëî. Íà ôîíå ýòèõ ñèìïòîìîâ ÿ ñòàë èñêàòü èíôîðìàöèþ è íàòêíóëñÿ íà îòðûâîê èç ïñèõèàòðè÷åñêîé êíèãè, â êîòîðîì îïèñûâàåòñÿ ñêðûòàÿ äåïðåññèÿ. Î÷åíü âàæíî çíàòü, ÷òî çíà÷èòåëüíûå ñóòî÷íûå êîëåáàíèÿ ñàìî÷óâñòâèÿ – ýòî êëàññè÷åñêèé ñèìïòîì çàáîëåâàíèÿ. È â ýòîò ìîìåíò ÿ ñîïîñòàâèë ôàêòû è íàêîíåö-òî ïîíÿë, ÷òî ñî ìíîé. Çàïèñàëñÿ íà ñåàíñ ñ ïñèõîëîãîì, îí ñî ìíîé ñîãëàñèëñÿ è ïîðåêîìåíäîâàë ïñèõèàòðà. Ýòî ïðîèçîøëî ëèøü ÷óòü áîëüøå ïîëóãîäà íàçàä.

Ïåðâûé ñåàíñ ó ïñèõèàòðà ïðîõîäèò äîëãî, òàê êàê åìó íóæíî ñîñòàâèòü ìàêñèìàëüíî ïîëíóþ êàðòèíó ñîáûòèé. Íî â èòîãå îí ñêàçàë, ÷òî ñëó÷àé ó ìåíÿ “ñòóäåí÷åñêèé”, òî åñòü êàíîíè÷åñêèé è òèïè÷íûé. Íèêàêèõ ñîìíåíèé â äåïðåññèè ó íåãî íå áûëî, õîòÿ îí ñòàðàåòñÿ íå áûòü êàòåãîðè÷íûì. ß íà÷àë ïðèåì àíòèäåïðåññàíòîâ, è â ïðîöåññå ìû âêëþ÷èëè ñåàíñû ïñèõîòåðàïèè. Ïîäáîð àíòèäåïðåññàíòîâ – ýòî ïðîöåññ íå ïðîñòîé, íå ñòîèò ðàññòðàèâàòüñÿ, åñëè ñ ïåðâîãî ðàçà íå âñå ïðîøëî èäåàëüíî. Êðîìå òîãî, ïî÷òè ó âñåõ àíòèäåïðåññàíòîâ åñòü î÷åíü íåïðèÿòíûå ïîáî÷íûå ýôôåêòû, êîòîðûå íàäî ãåðîè÷åñêè òåðïåòü è æäàòü. Ïîäðîáíåå îá àíòèäåïðåññàíòàõ ìîãó ðàññêàçàòü, åñëè áóäåò èíòåðåñíî.

È âîò ñåé÷àñ ÿ âïåðâûå çà î÷åíü äîëãîå âðåìÿ ÷óâñòâóþ ñåáÿ äåéñòâèòåëüíî õîðîøî (õîòÿ è íå áåç èçúÿíîâ). ß ñòàë ãëóáîêî èíòåðåñîâàòüñÿ âñåìè âîïðîñàìè ïñèõèàòðèè è ôàðìàêîëîãèè, è õîòÿ æàëü ïîòðà÷åííûå ãîäû ïîèñêîâ, íî íàäåþñü, ìîÿ èñòîðèÿ ïîìîæåò âàì èëè âàøèì áëèçêèì, åñëè (íå äàé áîã) ïîíàäîáèòñÿ.

Ïîéìàë ñåáÿ íà òîì, ÷òî ÿ ïî÷òè íå îïèñûâàë îùóùåíèÿ îò ñàìîé äåïðåññèè. Íàâåðíîå, ìîé ìîçã ñòàðàåòñÿ èçáåãàòü ìûñëåé îá ýòîì. Ñêàæó ëèøü, ÷òî ýòî àáñîëþòíî óæàñíî, õîòÿ ó ìåíÿ è íå òÿæåëàÿ äåïðåññèÿ. Ê ñîæàëåíèþ, ÿ ñìîã ïîíÿòü ëþäåé, êîòîðûå ñîâåðøàþò ñàìîóáèéñòâà (õîòÿ ñàì, ñëàâà áîãó, íå õîòåë), à ïðåäñòàâèòü èõ îùóùåíèÿ ìíå äåéñòâèòåëüíî ñòðàøíî.

Èòàê, êðàòêèå âûâîäû è òåçèñû:

1. Åñëè åñòü âîçìîæíîñòü, ïîñòàðàéòåñü íåìíîãî èçó÷èòü âîïðîñû ïñèõîýìîöèîíàëüíûõ ðàññòðîéñòâ. Íå äóìàéòå, ÷òî ýòà îáëàñòü äëÿ “äèáèëîâ” è “øèçèêîâ”, ñ ýòèì ìîæåò ñòîëêíóòüñÿ ëþáîé.

2. Åñëè ó âàñ èëè âàøèõ áëèçêèõ ñ ñàìî÷óâñòâèåì/íàñòðîåíèåì ÷òî-òî èçìåíèëîñü â õóäøóþ ñòîðîíó èëè âû ñòîëêíóëèñü ñ ñèòóàöèåé, íàïîìèíàþùåé ÷òî-òî èç ìîåé èñòîðèè èëè èç äðóãèõ èñòî÷íèêîâ, îáÿçàòåëüíî èäèòå ê âðà÷ó (çäåñü è äàëåå, âðà÷ – ïñèõèàòð èëè ïñèõîòåðàïåâò). Åñëè íàäî, îí ïîøëåò âàñ ïðîâåðèòüñÿ ê ñîìàòè÷åñêèì ñïåöèàëèñòàì, à âîò îíè ê ïñèõèàòðó âàñ îòïðàâÿò ñ êðàéíå ìàëîé âåðîÿòíîñòüþ.

3. Çà÷àñòóþ ïñèõîýìîöèîíàëüíûå çàáîëåâàíèÿ èìåþò öèêëè÷åñêèé õàðàêòåð, òî åñòü îíè ïðîõîäÿò è ïîÿâëÿþòñÿ ñàìè, âíå çàâèñèìîñòè îò âàøèõ äåéñòâèé. Åñëè âû íå èäåòå ê âðà÷ó, òî âû ìîæåòå äîëãî êà÷àòüñÿ íà âîëíàõ áîëåçíè.

4. Èíîãäà äåïðåññèÿ, êàê è íåêîòîðûå äðóãèå ïñèõîýìîöèîíàëüíûå çàáîëåâàíèÿ, ìîæåò ïîÿâèòüñÿ áåç âñÿêîé âåñêîé ïðè÷èíû, íî ýòî íå çíà÷èò, ÷òî áîëåçíè íåò.

5. Èíîãäà äåïðåññèÿ íå òàêàÿ, êàêîé ìû åå ïðåäñòàâëÿåì. Èíîãäà ÷åëîâåê íå ãðóñòèò, áîëåå-ìåíåå àêòèâåí, íî ýòî íå çíà÷èò, ÷òî âñå õîðîøî.

6. Ñëåäèòå çà ñíîì, àïïåòèòîì è ëèáèäî. Åñëè îíè íàäîëãî èçìåíèëèñü â õóäøóþ ñòîðîíó, òî íàäî èäòè ê âðà÷ó.

7. Ïñèõîýìîöèîíàëüíûå çàáîëåâàíèÿ ñêëîííû ñî âðåìåíåì óñóãóáëÿòüñÿ è ðàçðàñòàòüñÿ. Òÿíóòü âðåìÿ – ýòî ãðàíäèîçíàÿ îøèáêà.

8. Äåïðåññèÿ ÷àùå âñåãî ñî÷åòàåòñÿ ñ òðåâîæíûìè ðàññòðîéñòâàìè, ïîýòîìó òðåâîæíàÿ ñèìïòîìàòèêà ÿâëÿåòñÿ î÷åíü âàæíîé.

9. Âåãåòî-ñîñóäèñòàÿ äèñòîíèÿ – ýòî ãðàíäèîçíûé ïîâîä èäòè ê âðà÷ó.

10. Çíà÷èòåëüíûå êîëåáàíèÿ ñàìî÷óâñòâèÿ/íàñòðîåíèÿ â òå÷åíèå äíÿ – ýòî ñåðüåçíûé ïîâîä îáðàòèòüñÿ ê âðà÷ó.

11. Ïåðåä ïðèåìîì àíòèäåïðåññàíòîâ èçó÷èòå è ðàññïðîñèòå âðà÷à î÷åíü ïîäðîáíî. Áóäüòå ãîòîâû ê òîìó, ÷òî ïîíà÷àëó áóäåò òÿæåëî, íî ýòî ðàäè áîëüøîé öåëè.

Åùå ðàç íàäåþñü, ÷òî ìîÿ èñòîðèÿ ïîìîæåò êîìó-òî.

Источник