Синдром школы и его проявления

Синдром школы и его проявления thumbnail

Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. У детей проявляется в учебе, спорте, творческой деятельности; у взрослых – в профессиональной карьере, семейной жизни, быту. Общие признаки: постановка заведомо сложных задач, приложение максимума усилий для их решения, потребность во внешней положительной оценке, недостаточная ориентированность на собственные интересы и желания. Диагностика синдрома выполняется методом клинической беседы, психодиагностики. С целью коррекции используется индивидуальная, семейная и групповая психотерапия.

Общие сведения

Название синдрома объясняется возрастом дебюта – симптомы начинают проявляться в первые школьные годы, когда учеба становится основной деятельностью для самореализации, самовыражения детей, стремящихся получить одобрение, похвалу взрослых. Синдром отличника более распространен среди девочек – для них более характерна ориентация на внешнюю оценку в сочетании с аккуратностью, усидчивостью, послушностью, эмоциональной привязанностью к родителям. Отчетливые симптомы определяются у учеников начальной школы, менее выраженные могут сохраняться на протяжении всей жизни. Людей с синдромом отличника ошибочно называют перфекционистами, основное различие – для «отличников» значима оценка окружающих, а не идеальное выполнение задачи.

Синдром отличника

Синдром отличника

Причины

Стремление быть лучше остальных, постоянная потребность получать признание, подкреплять положительную самооценку формируются как результат предыдущего социального опыта – взаимодействия с родителями, воспитателями детского сада, сверстниками. В большинстве случаев причиной синдрома отличника становятся особенности отношений внутри семьи, в частности:

  • Компенсация родительских неудач. Успехи детей могут быть продолжением амбиций взрослых. Родители ориентируют ребенка на достижение целей, значимость которых признана обществом, пренебрегая его интересами, желаниями, состоянием здоровья. Через успешность школьника в учебной деятельности, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах они повышают собственный социальный статус, получают признание родственников, педагогов, коллег.
  • Высокие требования. В семьях, где ценится общественное признание, формально зафиксированные достижения (школьные отметки, грамоты, медали, звания, должности), люди стремятся быть успешными. Внутренние установки, модели поведения родителей неосознанно передаются детям.
  • Недостаток внимания. Похвала родителей за отличную школьную оценку рассматривается ребенком как проявление любви. Поощрение подкрепляется разрешением дольше смотреть телевизор, покупкой игрушек, красивой одежды. Успех ребенка становится условием родительского внимания, получения материальных благ.
  • Заниженная самооценка. Хорошей учебой, спортивными достижениями ребенок пытается компенсировать неуверенность в себе, комплексы относительно внешности, социального статуса семьи, отсутствия друзей. Официальное признание успехов, способностей, положительных качеств временно повышает самооценку.

Патогенез

Синдром отличника имеет психогенную природу, в его основе лежат особенности личности, потребности, комплексы, ценности и установки. Ведущая тенденция – достичь поставленной цели для получения положительной оценки общества. Принятие, одобрение, похвала, признание сильных сторон становятся необходимыми условиями компенсации неуверенности, чувства одиночества, малозначимости. Ориентация личности на формальные, внешние атрибуты часто формируется в ущерб содержательным – ребенок или взрослый выполняет деятельность, не получая удовольствия и удовлетворения в процессе, фокус смещается на результат. Постепенно накапливается аффективное напряжение, недовольство, подавленность, разочарованность. Эмоциональные проблемы усиливаются при неудачах, нередко развивается депрессия, снижается самооценка, формируются страхи.

Симптомы синдрома отличника

Дети и взрослые с комплексом отличника имеют нестабильную самооценку, зависящую от успехов, неудач и отношения окружающих. Они чувствительны к критике и похвале, долго переживают из-за совершенных ошибок, отказываются от нового дела, охваченные страхом поражения. Боязнь не добиться цели заставляет прикладывать максимум усилий, затрачивать все имеющиеся ресурсы. Стремление к «победе» настолько сильное, что используются все возможные средства, включая ложь, манипуляции, шантаж. Дети списывают решения заданий у товарищей, скрывают от родителей плохие отметки, взрослые устраняют конкурентов, пользуются служебным положением в личных интересах.

У «отличников» не остается времени и сил на любимые занятия, развлечения, отдых. Накапливается усталость, усиливается эмоциональная неустойчивость, неудовлетворенность деятельностью и жизнью в целом. Неудачи, критика, недостаточная похвала провоцируют аффективный всплеск – плач, истерику, ругань. Отсутствие опыта преодоления трудностей, продуктивного разбора ошибок проявляется подавленностью, апатией, депрессией. «Отличники» длительно и болезненно переживают неуспех, неохотно берутся за аналогичные задания в будущем, при первых ошибках признают «поражение», отказываются продолжать работу. В мышлении прослеживается дихотомичность: задача должна быть выполнена идеально либо не выполнена совсем.

Осложнения

Осложнения синдрома отличника развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности. В младшем школьном возрасте часто формируются тики, обсессивно-компульсивное расстройство, психосоматические реакции. Обнаруживаются непроизвольные мышечные подергивания, навязчивые действия (мытье рук, перекладывание книг), частые простуды, головокружения, боли. В подростничестве проявляются социальные страхи – боязнь публичных выступлений, творческих заданий, общения со сверстниками. При отсутствии психологической коррекции синдром не ослабевает во взрослом возрасте, осложнениями становятся неврозы и психосоматические заболевания: депрессия, конверсионное расстройство, артериальная гипертония, астма и другие.

Диагностика

Само по себе стремление ребенка получать пятерки, побеждать на олимпиадах и соревнованиях не вызывает беспокойства родителей. Обращение к врачам и психологам происходит на этапе развития осложнений, когда синдром отличника определяется как этиологический фактор психосоматического или невротического расстройства. Существует проблема его различения с перфекционизмом, стремлением к самореализации. Надежные стандартизированные методы исследования отсутствуют, дифференциальная диагностика выполняется на основании клинических данных: «отличники» акцентируют внимание на внешней стороне деятельности – признанности результата (оценках, наградах), победе над конкурентами; перфекционисты сконцентрированы на качестве выполнения задания и собственных способностях, компетенциях, дефицитах. При комплексном диагностическом обследовании используются следующие методы:

  • Беседа. Опрос проводится врачом-психиатром, психологом. Выясняется анамнез, беспокоящие симптомы (частота, выраженность, продолжительность). При описании эмоционального состояния пациенты говорят о напряжении, страхах перед неудачей, волнении при выполнении задач, подавленности после совершения ошибок и негативных оценок окружающих, эйфории после достижения цели и получения награды.
  • Опросники. Используются методики исследования личностной сферы и ее отдельных компонентов: самооценки, перфекционизма, детско-родительских отношений. Набор тестов определяется психологом индивидуально с учетом возраста пациента. Применяется Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко, Стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Н. Собчик, Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта.
  • Проективные методики. Результаты интерпретации заданных ситуаций, элементы рисунков выявляют неосознаваемые, отвергаемые пациентом черты, скрываемые проблемы межличностных отношений в семье, школе, на работе. Исследование позволяет обнаружить деструктивные стили воспитания, повышенные требования родителей, ожидания и потребность пациента в положительной общественной оценке. Примерный комплекс методик: Рисунок семьи, Рисунок Человека, Тематический апперцептивный тест.

Лечение синдрома отличника

Терапия направлена на изменение системы ценностей и личностных установок, формирование личностной независимости, самоценности. На первом этапе проводятся индивидуальные встречи, ориентированные на осознание имеющейся проблемы, анализ ее причин, обсуждение возможных решений. Затем выполняется практическая групповая работа. Распространенными методами психотерапии являются:

  • Когнитивно-поведенческая. В ходе терапевтических бесед происходит осознание и открытое обсуждение проблем: наличие заниженной (неустойчивой) самооценки, неумение выделять приоритеты, проигрывать, учиться на ошибках, выстраивать дружеские отношения. На стадии коррекции поведения в повседневную жизнь постепенно внедряются новые шаблоны: в режиме дня выделяется время отдыха и развлечений, апробируется расслабление и продуктивная концентрация в стрессовых ситуациях (при нехватке времени, совершении ошибок, получении критики).
  • Семейная. Взаимоотношения с супругом или супругой, родителями часто становятся источником синдрома и основной сферой получения подкреплений – похвалы, признания, любви. Для преодоления негативных эффектов необходимо изменить не только личность пациента, но и ожидания, поведение близких людей. На психотерапевтических сеансах обсуждаются продуктивные способы взаимодействия, смещающие акцент с оценки результата на качества личности. Членам семьи рекомендуется хвалить и поощрять трудолюбие, целеустремленность, ум, креативность, не сопоставлять достижения ребенка (взрослого) с успехами других людей, поддерживать при неудаче, помогать анализировать ошибки с ориентацией на будущий успех.
  • Групповые тренинги. Работа в команде является важной составляющей овладения практическими навыками, необходимыми для личностных изменений. В играх пациент пробует занимать различные позиции, принимать роли – ведущий, ведомый, победитель, проигравший, «запасной игрок», «режиссер» (невидимый игрок). Учится изменять мотивацию с внешней, формальной стороны деятельности на содержательную, ценить процесс, акцентируя внимание на удовольствии, дружеских отношениях, заинтересованности заданием. После игры психотерапевт проводит обсуждение трудностей, ошибок, успехов и сопутствующих переживаний пациента.
Читайте также:  При синдроме ван дер вуда у 20

Прогноз и профилактика

При комплексной психотерапевтической помощи прогноз синдрома отличника благоприятный: все проявления постепенно редуцируются, личностные установки изменяются. Профилактикой следует заниматься с раннего детства. Родителям рекомендуется проанализировать и скорректировать особенности воспитания: при необходимости снизить требования к ребенку, ценить его качества (не достижения), проявлять безусловную любовь и принятие, не ругать и не наказывать за неудачи, не сравнивать с другими детьми. В плане дня важно выделять время для занятий, которые не имеют конечной цели, а интересны и приносят удовольствие – прогулки, игры, занятия спортом без соревнований и нормативов.

Источник

Что такое синдром отличника

Пожалуй, синдром отличника у ребёнка — не самый популярный психологический комплекс. Родителей чаще волнует другое — как вытянуть школьника на четвёрки, заполнить пробелы, научить учиться. Отличников ставят в пример, а мамам и папам отличников завидуют — вон какой у вас ребёнок, просто загляденье. И кажется, что бороться здесь попросту не с чем.

Но синдром отличника — частый спутник амбиций и успеха. По сути, это нездоровая зависимость от одобрения окружающих. Это стремление достигать успеха и похвалы во всём, не позволять себе проигрывать. Это навязчивая зацикленность на оценках без наслаждения процессом учёбы. 

Почему возникает синдром отличника

Как правило, причины синдрома отличника — следующие: 

  • нехватка внимания, любви и заботы со стороны близких людей, 
  • завышенные требования родителей, 
  • отсутствие похвалы и поощрений, 
  • психологическое давление родителей, 
  • наказания (физические и нефизические) за плохие оценки. 

Источник:  unsplash.com / @kyledevaras

Как определить синдром отличника у ребёнка

Вот три частых симптома синдрома отличника, помимо «чрезмерно хорошей учёбы». 

  1. Зависимость от чужого мнения

Если самооценка ребёнка чрезмерно зависит от того, что говорят окружающие, — стоит обратить внимание. Ребята с синдромом легко теряют уверенность в себе, услышав критику, и, напротив, преисполняются самоуверенностью от похвалы. Мы все в той или иной степени зависим от того, что думают окружающие. Но это не должно переходить границы допустимого. 

  1. Пятёрка любой ценой

Синдром отличника у подростка вовсе не гарантирует, что высокие отметки достигаются честными способами. Бывает, что ребёнок превосходно учится в начальной школе, завоёвывает титул первого ученика, переходит в средние классы и успеваемость падает. А престиж нужно поддерживать — вокруг создаётся давление. Чтобы оправдать ожидания, приходится идти на любые способы. 

  1. Страх ошибиться

Жуткие кошмары любого отличника — двойка за работу, незнание ответа на вопрос, неготовность к ответу на уроке. Вместо того чтобы учиться на ошибках, ребята с синдромом отличника воспринимают каждую как конец света. Достаточно четвёрки вместо ожидаемой пятёрки — и ребёнок уже рисует себе картины последующих пожизненных неудач и провалов. 

Подпись: unsplash.com / @jeshoots

Как бороться с синдромом отличника

Итак, вы поняли, что у вашего ребёнка синдром отличника. Что же делать? Вот несколько тактик. Примените их в общении с ребёнком — и ситуация улучшится. 

Проявляйте любовь

То, что вы любите ребёнка, может быть ему неочевидно. Демонстрируйте чувства поступками, не стесняйтесь ласки и проявления эмоций. Ребёнок должен знать, что его любят не потому, что он отличник, а просто потому, что он есть. И неважно, какие оценки, — любить будут всегда. 

Поддерживайте

Другой способ, как бороться с синдромом отличника, — показать, на чьей вы стороне. Ребёнок должен чувствовать поддержку, а не обвинения родителей, которые вторят учителям: «Контрольная написана плохо! Тему не доучил! Сочинение слабое!». 

Не объединяйтесь с чужими, а вставайте на защиту ребёнка. И даже если сочинение действительно слабое — не нужно накидываться на ребёнка с претензиями. Обнимите и скажите, что ошибки — это нормально. 

Чаще хвалите

Поощряйте ребёнка и говорите, что он умница и молодец. Не в связи с оценками, а просто так. К синдрому отличника нередко приводит именно недостаток одобрения и признания от родителей. Поэтому важно демонстрировать, что цените ребёнка и признаёте его заслуги. 

Проработайте нереализованные амбиции

Часто мы перекладываем на ребёнка то, что не воплотили в жизнь сами. Например, вы всегда хотели стать врачом, но пошли в юристы. А ребёнка подталкиваете к медицинской карьере, возлагаете на него завышенные ожидания и требуете великолепных академических достижений по биологии и химии. 

Уберите важность

Уроки — не главное! Оценки — не главное! Главное — это быть счастливым и любимым. И конечно же, за ошибки в учёбе нельзя наказывать. Сместите фокус внимания важности с учёбы на простые радости и удовольствия жизни. 

<<Блок перелинковки>>

Учиться — нужно и полезно, но необязательно всегда быть первым. Бывает так, что лучше сбавить темп — и прийти вторым или третьим. Зато остаться счастливым.  

Резюме

Чтобы избавиться от синдрома отличника, пожалуй, главный совет — транслировать ребёнку здоровое и позитивное отношение к учёбе. Вовсе не нужно убиваться и получать ежедневные пятёрки с плюсом. Объясните ребёнку, что ошибки — не смертный приговор, а часть обучения. А если чувствуете, что требуется тщательная и комплексная проработка страхов и комплексов ребёнка, — обратитесь к квалифицированному психологу.

Источник

Ребёнок с синдромом отличника – мечта многих родителей. Серьёзный, ответственный, радует хорошими оценками и другими достижениями. Но так ли всё безобидно, как кажется?

Об этом вы узнаете в данной статье. Мы поговорим о том, как проявляется синдром отличника у детей и взрослых, в чём состоит его опасность и можно ли с ним бороться.

Содержание:

Что такое синдром отличника?

Характеристика

Синдром (или комплекс) отличника – это психологический термин. Под ним понимаются психологические особенности личности, при которых человек стремится добиться высоких результатов и заслужить похвалу окружающих. То есть сделать всё на «отлично». Ребёнок ждёт такой оценки от родителей и учителей, взрослый человек – от близких людей и начальства.

Если есть риск получить другую оценку, «отличник» отказывается выполнять работу из-за страха неудачи и поражения.

Синдром отличника не стоит путать с перфекционизмом. Для перфекционистов важен идеальный результат работы, для «отличников» же важна оценка этого результата другими людьми. Причём сама работа может быть выполнена далеко не идеально. Главное – создать видимость «идеальности» для окружающих.

Каждый из нас, оглядываясь назад, может отметить, что совершил огромное количество разного рода глупостей и ошибок. Но у всех у них были общими две причины – наша нерушимая воля к победе и наша непоколебимая уверенность в себе. Синдром отличника заставлял нас верить, что очень важно культивировать в себе эти два качества. И даже когда нас преследуют неудачи, мы упорно считаем, что причина в том, что нам не хватает веры в себя. Многим из нас требуются десятилетия неудач, чтобы осознать, что поражения основываются не на нехватке веры в себя, а на её… излишке,

– Наталия Мищенко,

бывшая «отличница», писательница, автор серии книг о развитии и становлении личности.

Основные признаки

Для синдрома отличника характерны следующие проявления:

  • постоянное ожидание похвалы и одобрения со стороны;
  • стремление доводить работу до идеального состояния;
  • болезненное отношение к критике;
  • страх неудачи при выполнении любого дела, особенно в котором нет опыта;
  • гиперответственность;
  • ревность к чужим успехам.

Причины возникновения синдрома

Синдром отличника формируется в дошкольном детстве, а первые его проявления заметны уже в школьном возрасте.

Читайте также:  Что можно и что нельзя при синдроме жильбера

Выделяют 2 группы причин, провоцирующих развитие данного синдрома:

Родительские ошибки:

Нереализованные ожидания

«Я с детства мечтала стать балериной. Но родители не могли себе позволить оплачивать занятия. Поэтому мечта так и осталось мечтой. Зато теперь я могу отдать свою дочь в балетную школу. Пусть занимается, достигает высот и воплощает мою мечту в жизнь».

Тщеславие

«Мой сын должен быть лучше, чем другие дети. Он обязан получать пятёрки и быть гордостью школы. Ведь в нашей семье – все академики и профессора. Сын не должен отличаться от нас».

Амбиции

«Я хочу гордиться своим ребёнком перед знакомыми и родственниками. Поэтому мне так важно, чтобы он радовал меня отличными оценками и спортивными достижениями. Пусть все знают, какая я замечательная мать».

Синдром отличника у мамы или папы

«Я привыкла делать всё идеально: начиная от составления квартальных отчётов и заканчивая уборкой комнаты. Я хочу, чтобы и мой ребёнок был таким же. Научился выполнять любое дело без сучка и задоринки. Я буду стремиться к этому, даже если мне придётся пойти с ним на конфликт».

Перестаньте чрезмерно контролировать и ограничивать своего ребёнка, при этом продолжите обеспечивать его полную безопасность и гармоничное развитие. Всегда знайте, где он находится в данный момент и где был в течение дня, моментально связывайтесь в случае необходимости и слушайте, что происходит вокруг с помощью приложения «Где мои дети».

Особенности личности

«В детстве я был робким, неуверенным в себе мальчиком. Таким и остался во взрослой жизни. Всё время думаю, что делаю что-то не так, постоянно перепроверяю сделанную работу, доводя её до идеального состояния. Мне очень неприятно, когда делают замечания, даже если они и справедливые. Сразу хочется заплакать и убежать куда-нибудь».

Сильные и слабые стороны «отличников»

Синдром отличника может как помогать, так и мешать полноценной жизни человека.

Поговорим сначала о плюсах стремления «делать всё на пять»:

Ответственное отношение

«Отличники» редко нарушают дедлайны, берут больничные или опаздывают на работу. Для них является приоритетом серьёзное отношение к любой деятельности.

Педантичность и скрупулезность

Вот уж кто не пропустит ни малейшей ошибки, так это люди с синдромом отличника. Им можно доверить любую кропотливую работу.

Хорошая репутация

На «отличника» всегда можно положиться и быть уверенным, что он не подведёт.

Целеустремлённость

«Только вперёд, только к победе!» – вот девиз «отличников» и «отличниц». Но только при условии, что им хватит на это знаний, умений и навыков. В противном случае у людей возникает страх неудачи, и они отказываются от выполнения задания.

К слабостям людей с синдромом отличника можно отнести:

Болезненное отношение к критике

Когда «отличнику» делают замечания, для него словно рушится мир. Он даже не слушает их, а сразу начинает заниматься мысленным самоуничижением: «Так и знал, что сделаю все плохо! Теперь все будут думать, какой я никчёмный и неумелый!»

Заниженная самооценка

Также такие люди склонны принижать собственные успехи и думать о себе в негативном ключе.

Зависимость от мнения окружающих

«Отличник» никогда не может самостоятельно оценить качество собственной работы, ему необходимо подтверждение от других людей.

Постоянная тревожность

«Правильно ли я заполнил отчёт? Не допустил ли ошибку? Вот, кажется, в последней графе….» – такие мысли терзают «отличника» днём и ночью, доводя до панического состояния.

Читайте также Материнские страхи: как перестать тревожиться за ребёнка и стать хорошей мамой.

Как выявить данный синдром у детей и взрослых?

Выявить синдрома отличника у ребёнка можно по следующим проявлениям:

  1. Сильно переживает из-за любой оценки ниже пятёрки.
  2. Легко жертвует развлечениями и общением с друзьями ради того, чтобы сделать домашнее задание или подготовиться к контрольной работе.
  3. Стремится к высоким оценкам и похвале учителя.
  4. Болезненно относится к успехам других детей, начинает негативно о них отзываться.
  5. Отказывается от выполнения заданий, если есть риск попасть в ситуацию неуспеха.

У взрослого комплекс отличника заметен по следующим признакам:

  1. Берёт на себя дополнительную работу в выходные дни, делает отчёты за заболевших сотрудников, чтобы заслужить одобрение начальства. При этом жертвуя личной жизнью и свободным временем.
  2. Старается довести до идеала любое дело, будь то уборка квартиры или составление проекта.
  3. Расстраивается из-за малейшей ошибки и неудачи.

Проигрывать намного полезнее и интереснее, чем выигрывать. Не быть «отличником» – серьёзный навык, который в жизни пригодится. Потому что победы – это побочный продукт опыта, который мы получаем в результате ошибок и поражений. Успехи, в принципе, только подтверждают то, что мы уже знаем и умеем. Ошибки, поражения, проигрыши содержат в себе гигантский потенциал новых знаний, умений и понимания себя. Важно научиться использовать свои проигрыши, как ступени на пути к принятию и пониманию самого себя,

– Наталия Мищенко,

бывшая «отличница», писательница, автор серии книг о развитии и становлении личности.

В чём его опасность?

Казалось бы, чем может быть опасен данный синдром? «Отличник» ответственно подходит к каждому заданию, стремится выполнить его наилучшим образом и заслужить одобрение своей работы.

Но это только на первый взгляд.

Человек с синдромом отличника постоянно находится в состоянии эмоционального напряжения и беспокойства. Это неблагоприятно сказывается как на его физическом, так и психическом здоровье.

На уровне тела у «отличников» наблюдаются следующие проблемы:

  • частые простудные заболевания;
  • истощение, астения;
  • психосоматические явления (головные боли, головокружения, повышенное давление и другие);
  • расстройство сна;
  • болезни ЖКТ.

На психическом уровне возникают:

  • эмоциональное перенапряжение, нервный срыв;
  • появление фобий и страхов – страх перед публичными выступлениями, страх знакомства с новыми людьми;
  • неврозы и депрессии.

Как мы видим, синдром отличника не так безобиден, как кажется. Если вы заметили у себя или у ребёнка данные проявления, обязательно обратитесь за помощью к специалисту.

Как помочь ребёнку избавиться от синдрома отличника?

Что должны сделать родители, чтобы помочь ребёнку:

1. Снизьте требования к ребёнку

Возможно, вы перегибаете палку, добиваясь от сына или дочери отличных оценок по всем предметам, идеальной чистоты в комнате и первых мест на соревнованиях и олимпиадах.

Больше интересуйтесь школьной жизнью ребёнка, тем, что для него важно, а не оценками в дневнике.

Читайте также 30 вопросов, чтобы разговорить ребёнка, вместо скучного «Как прошёл твой день?»

2. Похвала должна быть за результат, а не оценку

«Молодец, что написал контрольную работу без ошибок», «Умница, ты быстрее многих ребят пробежал стометровку».

3. Не зацикливайтесь на плохих отметках ребёнка

Помните, что пятёрки не дают гарантии дальнейшей успешной и счастливой жизни. В случаях хронической неуспеваемости обязательно выясните причину.

4. Научите ребёнка переживать неудачи и спокойно относиться к поражениям

Ошибиться может каждый, но мир при этом не рушится, и близкие люди не перестают любить.

5. Сравнение с другими детьми недопустимо

Лучше сравнивайте ребёнка с самим собой: «Как хорошо ты рассказал стихотворение! Гораздо лучше, чем в прошлый раз».

6. Не проецируйте на ребёнка собственные несбывшиеся мечты

Позвольте ему пойти собственным путём

7. Научите сына или дочь не завидовать, а радоваться чужим успехам

8. Не поощряйте стремление ребёнка к победе любой ценой

9. Не перегружайте кружками, секциями и прочей дополнительной нагрузкой

Пусть ребёнок выберет сам, что ему по душе, и сосредоточит свои усилия в определённом направлении.

О школьных нагрузках: как не допустить переутомления у ребёнка?

«Отличники» среди взрослых: советы психологов

Психология синдрома отличника такова, что стремление делать всё на «пять» и заслужить тем самым похвалу и одобрение человек из детства переносит во взрослую жизнь. Только теперь «пятёрку» ему нужно получить не от мамы и папы, а от мужа или жены и начальника.

Читайте также:  Цервикальные синдромы при шейном остеохондрозе

Чаще это касается лиц женского пола. Девушка с синдромом отличницы стремится и на работе выслужиться, и дом в чистоте и порядке содержать, и для мужа идеальной женой стать.

Естественно, что преуспеть во всех сферах жизни крайне сложно. Поэтому человек жертвует своим отдыхом и личным временем, чтобы приготовить пирог по фирменному рецепту или сделать годовой отчёт вместо заболевшего сотрудника.

Дела продолжают копиться, и «отличник» попадает в замкнутый круг стресса и переживаний.

Так можно ли бороться с синдромом отличника у взрослых? Можно. Но только если сам человек осознает необходимость изменить сложившуюся ситуацию. В противном случае он так и останется жить в привычных для себя условиях «борьбы за пятёрку».

Психологи советуют:

Осознайте, что всё родом из детства

А именно – ваше желание заслужить похвалу. Чтобы погладили по головке и сказали, какая же вы умница. Взрослому человеку важно научиться хвалить и поощрять самого себя, а не ждать одобрения от окружающих.

Запомните: отношение окружающих не изменится, если мы не будем доводить каждое дело до состояния идеальности. В конце концов, нас любят и ценят совсем не за это.

Поработайте над самооценкой

Самостоятельно или с помощью психолога. «Отличникам» важно научиться следовать собственным ценностным ориентирам, не боясь допустить ошибок.

Учитесь отдыхать

Научитесь расслабляться и «отключаться» от рабочих проблем и домашних забот. Мозгу важна «перезагрузка», иначе он не сможет нормально функционировать.

Сравнивайте себя только с самим собой

Чему вы научились за прошедший год? Какие умения и навыки приобрели? Что узнали нового?

Не стремитесь довести до идеала любую работу

Если такое желание возникло, сделайте мысленный стоп и спросите себя: действительно ли мне это нужно или комплекс отличника снова берёт надо мной верх?

Не бойтесь пробовать новое, экспериментировать

Необходимо осознать, что любые действия являются опытом, помогающим обрести человеку уверенность в себе и своих силах. А ошибки неизбежны, если начинаешь учиться чему-то новому.

Слушайте в первую очередь себя

Свои желания, свои стремления.

Поменяйте своё отношение к критике

Не воспринимайте сразу негативно, а проанализируйте. Возможно, в критических замечаниях кроется немалая польза для вас.

Не приписывайте окружающим тех мыслей, которых у них на самом деле нет

Мало кто действительно ждёт от вас «идеальности» и «хорошести». Всем свойственно ошибаться, и люди понимают это.

Перестаньте винить себя за любой промах

Дайте себе право на ошибку. Используйте принцип «зато»: «Да, я не успела вовремя сдать отчёт, зато сделала его качественно и без ошибок», «Да, я поцарапала сегодня машину, зато не попала в серьёзную аварию».

Реальная история «семьи отличников»: опыт мамы и сына

Наталия Мищенко – успешная писательница, автор серии книг о развитии и становлении личности. Она поделилась с порталом «Где мои дети» своей историей, чтобы на собственном опыте продемонстрировать, как комплекс «отличницы» мешает в жизни взрослого человека и влияет на мировоззрение детей.

«Неудачи сделали меня счастливой»

Я много лет, ещё с детства, хотела сесть на шпагат, но, видимо, от природы не была гуттаперчевой. Меня очень расстраивал тот факт, что мои одноклассницы растягивались на шпагате с лёгкостью, а у меня ничего не получалось…

Я девять лет занималась йогой, пока не поняла, что:

  • счастье – это не три раза в неделю спортзал;
  • счастье – это не количество отжиманий от пола;
  • счастье – это не часы физической нагрузки.

У каждого свой физический порог, свой предел. Счастье – это то, что приносит тебе радость в своём возрасте, поэтому нет никакого смысла сравнивать себя с другими (бегунами, йогами, спортсменами и т.д.). Важно найти свое занятие, которое сделает вас счастливым. Сегодня для меня это:

  • танцы;
  • писательская деятельность;
  • благотворительность;
  • десять километров в день ходьбы;
  • пешие прогулки с мужем;
  • совместные поездки с детьми и многое-многое другое.

Я больше не стремлюсь сесть на шпагат! Неудачи сделали меня мудрой. Мне понадобились десятки лет, чтобы понять: шпагат – это не моё. Мои планы изменились. Неудачи сделали меня счастливой, потому что я поняла, чего хочу на самом деле.

Я поняла, что именно приносит мне удовольствие, причем эти занятия меняются вместе со мной. Я перехожу из одного возраста в другой, и мои счастливые занятия также трансформируются. Только одно остается неизменным – это возраст счастья.

Не победы, а именно поражения и ошибки делают нас теми, кто мы есть. Потому что заставляют нас принять свои ограничения и таким образом заставляют принять собственную индивидуальность. Вне социальных стандартов, вне ожиданий друзей и любимых, вне ролевых моделей, которые нам навязывают школа, родители, общество.

Сын «отличницы» или как помочь своему ребёнку добиться успеха

С раннего детства мой сын Роберт хотел связать свою жизнь с модой. Он читал много несоответствующей его возрасту (как мне тогда казалось) литературы – разные толстенные книги о мировых дизайнерах, многочисленные модные журналы, какие-то учебники. У сына была мечта – учиться в Нью-Йорке в институте, который выпустил огромное количество всемирно известных модных дизайнеров. Когда он подрос, то стал усиленно готовиться к поступлению. Но тут грянул кризис…

На семейном совете было принято решение, что мы не сможем финансировать обучение Роберта в Америке, потому что нам это будет не по карману. Сказать, что его жизнь рухнула – ничего не сказать! Оказалось, что он успешно сдал какие-то экзамены и его уже практически зачислили на желанный факультет. Мы предложили ему поступление в любой другой институт, но не за рубежом, а в стране. Однако он был непреклонен

Спустя годы он самостоятельно переехал в Нью-Йорк и стал… работать. Он никогда не учился, но он всё время работал в профессии и достиг небывалых высот: в 14 лет он вошёл в число шести вундеркиндов мира в области моды, а свой первый печатный модный журнал выпустил в 17 лет!

Что сделало моего сына сильным? Конечно же, неудачи! Полные провалы планов, которые он строил на будущее. Помню, как мы финансировали первое время его пребывание в Америке. Потом перестали, аргументируя это тем, что ему пора взрослеть и становиться на ноги.

Спустя какое-то время появилась возможность перевести очередной платеж. Как выяснилось, помощь семьи ему больше не нужна – сын стал сам хорошо заработать. Он вырос.

Умение не быть «отличником», умение проигрывать – это способность принимать неблагоприятный исход, когда то, что происходит, не соответствует нашим ожиданиям, надеждам, усилиям. И извлекать из этого максимум.

Синдром отличника может как помогать, так и мешать человеку добиться успеха. Если вы чувствуете, что стремление «к пятёркам» негативно сказывается на качестве вашей жизни или жизни вашего ребёнка, значит, настало время избавиться от этого комплекса!

– Нина Сускина,

педагог, психолог.

Ещё больше экспертных материалов по воспитанию детей:

  • С какого возраста ребёнок может ходить в школу один? Мнение экспертов
  • Если в семье один ребёнок: как не воспитать эгоиста?
  • Буллинг в школе: что делать родителям и жертве
  • «Трудный» ребёнок: что стоит за непослушанием и капризами?
  • Как не кричать на ребёнка? Учимся контролировать свои эмоции

Источник