Синдром стато моторной недостаточности что это

Синдром стато моторной недостаточности что это thumbnail
Задержка моторного развития

Моторное развитие ребенка – один из важнейших факторов, свидетельствующих о правильном формировании двигательных навыков и нормальном функционировании опорно-двигательной и нервной системы. Это понятие включает в себя возможность воспринимать, усваивать и использовать различные движения и развивать тем самым двигательную активность. Задержка моторики или моторного развития (ЗМР) может проявиться в любом возрасте, поэтому родителям и педиатрам следует внимательно наблюдать за формированием активной двигательной деятельности малыша.

Что обозначает диагноз ЗМР

Темповая задержка моторного развития характеризуется более поздним появлением двигательных навыков, то есть нарушаются темпы их формирования. Существуют определенные возрастные этапы, когда малыш начинает самостоятельно держать головку, лежа на животе, сидеть, ходить. Оценивая характер двигательной активности малыша, специалисты обращают внимание не только на наличие определенных навыков, но и на степень готовности к ним костно-мышечных структур.

Степень готовности к ним костно мышечных структур для моторного развития

При слаборазвитом мышечном каркасе спины и неподготовленном позвоночнике ранние попытки малыша сидеть самостоятельно могут навредить неокрепшему организму. Поэтому педиатры и невропатологи в первую очередь проверяют мышечный тонус, рефлекторную деятельность, общее физическое развитие и затем уже дифференцируют задержку моторного развития от незрелости организма.

Моторное развитие в первый год жизни:

Возраст

Двигательные навыки

2 месяца

В положении лежа на животе удерживает голову на весу в течение нескольких минут, может поворачивать ее, смотреть по сторонам.

4 месяца

Пытается взять в руку игрушки. Лежа на животе, поднимает плечевой пояс, опирается на руки. В положении на спине поднимает голову.

6 месяцев

Переворачивается на живот, берет игрушки, ползает, принимает положение сидя.

8 месяцев

Хорошо сидит, ползает. При поддержке взрослых стоит.

10 месяцев

Хорошо владеет телом, пытается ползком преодолевать препятствия. При поддержке взрослых переходит от предмета к предмету, стоит самостоятельно. Способен вкладывать предметы друг в друга.

12 месяцев

Ходит самостоятельно, может подниматься по ступенькам, держась за руку. Активно играет предметами, игрушками, удерживая предметы и правой и левой рукой.

Важно! Задержка моторного развития у детей до года может свидетельствовать о наличии отклонений в здоровье малыша. Это распространенный симптом повреждений ЦНС, анемии, пороков сердца. Поэтому при подозрении на ЗМР необходимо проконсультироваться со специалистом.

Особенности, последствия и риски ЗМР

Задержка статико-моторного и моторно-речевого развития – такой диагноз ставят в случае значительного отставания формирования двигательных и речевых навыков от сроков, указанных ВОЗ (Всероссийской Организацией Здравоохранения). Незначительное отставание при формировании некоторых навыков еще не говорит о ЗМР, однако если ребенок находится в группе риска, формирование моторных функций следует держать под контролем.

Задержка статико моторного и моторно речевого развития

К факторам риска относят:

  • крупный плод;
  • сложные роды с наложением щипцов или вакуумного экстрактора;
  • недоношенность до 35 недель;
  • гипоксия 2 или 3 степени;
  • оценка по шкале Апгар до 5 баллов;
  • судороги в анамнезе.

Особенности патологии

При определении диагноза ЗМР необходимо установить причину отставания развития тех или иных навыков. Детям до года и старше не свойственно проявлять лень, поэтому если малыш не лежит на животе, не желает сидеть и ползать, но при этом встал и пошел до года – это может свидетельствовать о слабых мышцах спины, нарушении координации.

Задержка темпов моторного развития у детей часто компенсируется вовлечением других групп мышц. Эта патология характеризуется легким течением и обычно связана с нарушениями правил ухода за ребенком, недостаточной физической нагрузкой.

В отличие от темповой, психомоторная задержка связана с перинатальной патологией плода и проявляется нарушением замены безусловных врожденных рефлексов тоническими. В этом случае специалист оценивает психическое и физическое состояние малыша и определяет задержку формирования моторных функций на основании изучения различных факторов.

Психомоторная задержка развития

Последствия и риски ЗМР

Если диагноз ЗМР не был выявлен и устранен в раннем возрасте, возникает задержка формирования более сложных моторных навыков.

Задержка моторного развития у детей после года сопровождается развитием статико-моторной недостаточности и мозговой дисфункции. Это проявляется нарушением координации, памяти, страдает мелкая моторика, ребенок отстает от сверстников в беге, прыжках, при ходьбе часто падает.

Такие дети часто испытывают неуверенность, плохо владеют своим телом, возникает двигательное беспокойство. Им сложно изменить направление движения тела, возникают затруднения при занятиях физкультурой. Отставание в формировании моторной активности оказывает влияние на социальную адаптацию, ребенок чувствует себя неуютно среди сверстников.

Причины, которые привели к ЗМР, в дальнейшем способны вызвать ряд серьезных отклонений и заболеваний. Выраженная задержка психомоторного развития может быть следствием ДЦП, в этом случае раннее обращение к невропатологу благоприятно скажется на прогнозе и течении основного заболевания.

Темповая задержка речевого и моторного развития, последствия которой проявляются в психофизическом развитии ребенка, эффективно корректируется на ранних сроках. Поэтому при отставании, вызванном перенесенными инфекционными заболеваниями, травмами, нарушением режима питания и активности, необходимо проконсультироваться у педиатра и соблюдать рекомендации по устранению патологического состояния.

Читайте также:  Как выявить синдром дауна плода форум

Темповая задержка речевого и моторного развития

Диагностика заболевания

Выявить задержку моторного развития возможно на ранних этапах развития, специалисты оценивают совокупность различных факторов и выделяют характерные для этого заболевания признаки. В процессе дифференциальной диагностики важным является сбор анамнеза. В ходе опроса врач выясняет возможные причины развития ЗМР:

  • вредные привычки и инфекционные заболевания мамы во время беременности;
  • наследственный фактор;
  • профессиональные вредности у мамы;
  • травмы, полученные во время беременности или в процессе родов;
  • нарушение формирования коры головного мозга у плода.

При наличии располагающих факторов врач обращает внимание на темпы развития двигательных навыков. О возможной ЗМР свидетельствует:

  • Если ребенок к концу второго месяца не в состоянии поднимать и удерживать головку.
  • Не проявляет интереса к игрушкам, не тянется к ним ручками в конце третьего месяца.
  • Не может перевернуться с живота на спину в конце пятого месяца.
  • В полгода не может сесть при поддержке мамы.
  • К концу восьмого месяца не ползает в обратном направлении.
  • В десять месяцев не сидит, не может стоять у опоры.
  • В год не может ходить, даже при поддержке взрослых, не может сделать самостоятельно несколько шагов.

Диагностика задержки моторного развития

Если в два года ребенок не начал говорить отдельные слова, а к трем годам не интересуется играми, апатичен, плохо говорит, часто падает – все это так же свидетельствует о возможной ЗМР.

Важно! Для ранней диагностики патологии специалисты используют лабораторные и инструментальные методы обследования. При рождении у ребенка производят забор крови на выявление генетических отклонений. Возможные нарушения развития коры головного мозга и других его отделов проводят ультразвуковое обследование.

Регулярные профилактические осмотры педиатра и невропатолога, которые проводят в возрасте 1, 3, 6 месяцев и в год, способствуют выявлению задержки развития моторики в раннем возрасте. Такая диагностика повышает результативность последующего лечения и влияет на прогноз заболевания.

Коррекция и лечение задержки моторного развития

Темповая ЗМР при раннем ее выявлении проходит бесследно, при условии своевременных коррекционных мероприятий. Лечение патологии проводят с использованием лекарственных препаратов и с помощью немедикаментозных средств.

Медикаментозное лечение

Основное направление терапии задержки моторного развития – устранение причины ее возникновения. В качестве медикаментозных средств применяют сосудистые препараты (Винпоцетин, Циннаризин) – они способствуют улучшению трофики коры головного мозга. Популярны в настоящее время ноотропы (Актовегин, Церебролизин), которые повышают устойчивость тканей к гипоксии, стимулируют развитие деятельности нервной системы.

В обязательном порядке назначают витаминные препараты, витамино-минеральные комплексы, общетонизирующие средства (Элькар).

Медикаментозное лечение направлено на стимуляцию развития опорно-двигательной и нервной системы, снятие излишнего напряжения, укрепление организма в целом.

Общетонизирующие средства Элькар

Немедикаментозное лечение

Большое значение в лечении ЗМР играет лечебная физкультура, массаж, развивающие игры. Для профилактики и лечения задержки развития мелкой моторики рекомендованы игры с мелкими предметами, использование специальных устройств и тренажеров.

Общеукрепляющий медицинский массаж направлен на снятие гипертонуса и укрепление скелетных мышц, повышение трофики тканей, снижение напряжения, улучшение кровообращения в различных отделах опорно-двигательной системы.

Комплекс физкультурных мероприятий способствует правильному развитию и формированию моторных навыков, тренирует координацию, исправляет осанку, укрепляет мышцы и приучает их к физиологической нагрузке.

Задержка моторного развития по МКБ 10 относится к классу F82 и имеет благоприятный прогноз. Своевременная диагностика, выявление причин отставания и грамотное лечение приводят к полному выздоровлению ребенка.

Видео

029

Источник

      
Стато-моторная функция – это функция,
отвечающая за изменение рефлекторного
тонуса мышц при изменении положения тела
в пространстве. Она направлена на сохранение
позы и ориентации при изменении скорости
движения в пространстве.

    В первые
недели после рождения мышцы ребенка 
выполняют почти исключительно 
непроизвольные  и главным образом 
хаотичные движения. При этом тонус 
мышц-сгибателей намного превышает 
тонус мышц-разгибателей, что приводит
к формированию специфической позы новорожденного.
Энергетический «запрос»  мышц в этот
период невелик, а наибольшую работу производят
мышцы челюстей и щек, выполняющие акт
сосания, но их небольшая масса не требует
значительных затрат энергии. Ко 2-3 месяцу
жизни появляются первые признаки тонической
активности мышц спины и шеи ,благодаря
которому ребенок начинает удерживать
в вертикальном положении голову. Поначалу
эта задача для ребенка очень трудна. Победа
над силами гравитации требует существенных
энерготрат, которые в течение года постепенно
увеличиваются, но остаются сравнительно
небольшими, так как еще мала масса скелетных
мышц , они слабо обеспечены окислительными
ферментами. По оценкам физиологов, энергопродукция
у ребенка 1-го года жизни при максимальной
мышечной активности примерно в 3-4 раза
превышает уровень основного обмена. Движения
ребенка первых месяцев жизни прежде всего
направлены на регуляцию положения головы,
туловища, рук и ног, обеспечивающих поддержание
позы.

Читайте также:  Для чего накладывают жгут при синдроме длительного сдавливания конечностей

    Очень
важно в раннем возрасте (от 1 года
до 3 лет) обращать внимание на развитие
свода стопы и профилактику плоскостопия.
Если тоническая мускулатура, которая
обеспечивает удержание позы, уже достаточно
сформирована и дальнейшее ее развитие
идет в сторону количественного нарастания
и повышения функциональной устойчивости,
то физические мышцы ,  от которых зависит
сила и быстрота, проходят в этом возрасте
лишь очередной, далеко не последний этап
своего развития. С этим связаны многие
особенности движений детей этого возраста,
в частности их большая медлительность,
плавность движений, отсутствие в двигательных
реакциях резких рывков. Недостаточная
сила мышц ног препятствует реализации
фазы полета во время бега. В то же время
именно в этом возрасте происходит интенсивное
развитие мышц рук, особенно управляющих
тонкими движениями пальцев. Если годовалый
ребенок использует кисти рук еще главным
образом для хватания и удержания предметов
и простейшей манипуляции с ними, то к
возрасту 3 лет появляется способность
к некоторым тонким движениям. Также примечательно
обращение ребенка со спортивными снарядами,
например с мячом. Для годовалого ребенка
мяч не представляет специального интереса.
Ребенок в возрасте 3 лет с удовольствием
будет отталкивать мяч руками или ногами
– такое движение соответствует уровню
зрелости нервно-мышечного аппарата ,
но вот ловить мяч ребенок в этом возрасте
еще практически не способен: слабая координация
движений рук еще не позволяет осуществлять
даже такие несложные с точки зрения взрослого
действия. Степень развития скелетных
мышц и уровень скоординированности движений
во многом определяет облик ребенка в
этом возрасте. Ранний возраст (от 1 до
3 лет) – это период формирования целенаправленных
движений, появления новых разнообразных
движений(базовых, спортивных, игровых),
существенного роста двигательной активности
ребенка. Двигательные реакции ребенка
являются интегральной формой адаптации
к внешней среде, и резкое увеличение количества
самостоятельных действий ребенка в этом
возрасте служит основой его познавательной
активности. Растет длительность динамических
нагрузок, повышается выносливость к ним,
изменяется характер взаимодействия работающих
мышц: формируется баланс мышц-сгибателей
и разгибателей. Однако движения еще не
очень точны и неустойчивы. Характерной
особенностью этого возраста является
формирование предметных действий. Освоение
новых движений требует хорошей ориентировки
в пространстве. Ребенок учиться двигаться
в пространстве, и активное участие в этом
процессе принимают движения глаз 
и головы. Наблюдая за действиями окружающих
(детей и взрослых) и подражая им, ребенок
учится выполнять новые движения.

    Развитие 
движений у детей 3-7 лет связно с 
созреванием  мозга и всех его 
структур, участвующих в регуляции 
движений, совершенствованием связей
между двигательной зоной и другими 
зонами коры, изменением структуры 
и функциональных возможностей скелетных 
мышц. В период от 3 до 6-7 лет совершенствуется
и становится более устойчивой структура 
локомоций и перемещений рук 
при игровых и бытовых ситуациях.
Однако вплоть до 7 лет биодинамику 
движений  верхних и нижних конечностей 
у детей отличает наличие лишний
колебаний и неравномерность 
изменений скорости и ускорения.
Даже такой наиболее рано формирующийся
вид локомоций, как ходьба, по своим биомеханическим
показателям и биоэлектрической активности
мышц еще несовершенен. Также в этом возрасте
дети овладевают многими сложными двигательными
координациями – плаванием, ездой на велосипеде,
катанием на коньках, лыжах, лазанием.
Важно отметить, что начиная с 4 лет выявляется
возможность целенаправленного формирования
движений в процессе обучения ребенка,
роль слова в процессе двигательного обучения
повышается . Для того чтобы ребенок правильно
усвоил способ движения недостаточно
подражания или показа, необходима специальная
организация деятельности ребенка под
руководством взрослого. При этом сочетание словесной
инструкции и наглядного показа дает наиболее
эффективный результат. От 4 к 7 годам снижается
число упражнений, необходимых для формирования
нового двигательного действия. Таким
образом, в возрасте от 3 до 7 лет наиболее
эффективным является формирование новых
двигательных действий при высокой мотивации
в условиях игровой деятельности. 

    Можно
проследить, как последовательно 
от 1-го к 12-му месяцу появляются новые 
движения, как двигательные реакции 
становятся целенаправленными, как 
появляются и совершенствуются осознанные
движения. Однако следует помнить, что 
индивидуальные сроки развития движений
определяются не только врожденной программой,
но и целенаправленной работой взрослых
с ребенком.

    1
мес
: первые попытки удержать голову
при вертикальном положении тела; беспорядочные
движения рук и ног на фоне повышенного
мышечного напряжения; непроизвольные
ползательные движения.

2
мес
: поворачивает голову и глаза за
движущимся предметом, следит взглядом
за предметом в горизонтальном, вертикальном
направлениях и по кругу, имитирует мимику
взрослого, поднимает голову и грудь, когда
лежит на животе.

3
мес
: ребенок поворачивает голову в
сторону источника звука; переворачивается
со спины на бок и на живот; при поддержке
за подмышки стоит, но при этом подгибает
ножки; непроизвольное ползание исчезает;
начинает удерживать предметы “в кулачке”;
ребенок моргает, если объект приближается
к лицу; может находиться в вертикальном
положении (при поддержке) до 6 мин; переворачивается;
движения рук более свободны и целесообразны;
младенец смотрит на свои руки; стремится
удержать предмет в поле зрения.

Читайте также:  Что такое судорожный синдром у новорожденных

4
мес
: исчезает гипертонус мышц; ребенок
уверенно держит голову, когда его поднимают,
поворачивается со спины на живот, сидит
при поддержке за обе руки; хватает и удерживает
игрушки; открывает рот, когда подносят
ложку с едой, бутылочку.

5
мес
: ребенок самостоятельно сидит 1-5
мин; поворачивается с живота на спину;
способен удерживать одновременно по
предмету в каждой руке; хватательные
движения, направленные к цели, – “петлеобразные”,
с частыми промахами; увеличивается число
движений, когда кисть руки раскрывается
до захвата предмета; движения еще не точны,
раскоординированны, связаны со значительным
мышечным напряжением.

6
мес
: самостоятельно сидит; возникает
зрительный контроль за движениями рук;
повышается точность хватательных движений,
снижается мышечное напряжение.

7
мес
: ребенок способен совершать попеременные
шагательные движения (при поддержке за
подмышки); сидит; тянет в рот бутылочку,
ложку, игрушки; бросает и поднимает игрушки;
поднимается на четвереньки; встает на
колени, держась за опору; перекладывает
предметы из одной руки в другую; тянется
к взрослому на руки; следит за движениями
руки.

8
мес
: младенец встает с поддержкой; ходит
с опорой; сидит, самостоятельно садится
и ложится; появляются координированные
движения двух рук (хлопает в ладоши); наблюдаются
первые попытки сложить кубики, пирамидку;
попытки передвижения ползком.

9
мес
: отмечаются попытки стоять без
опоры и ходить без опоры; младенец садится
из вертикального положения, встает на
колени; снижается мышечное напряжение,
совершенствуются движения рук, ног, туловища,
но все движения еще не очень точны, нестабильны;
ребенок начинает ходить с опорой; собирает
игрушки, складывает; стучит для извлечения
звука.

10
мес
: младенец встает с опорой, стоит
без опоры; ходит с опорой (первые шаги
без опоры); улучшается координация движений
рук; появляется захват пальцами; ребенок
активно играет с игрушками.

11-12
мес
: ходьба без опоры; ребенок поднимается
без опоры, садится, ложится, встает, координирует
движения рук; наблюдается предварительная
подготовка пальцев рук к форме объекта;
“петлеобразные” с промахами движения
сменяются более точными с “прямым приближением”
к предмету; появляются хватательные движения
вслепую за счет предварительного нацеливания.                                                                                                                  

Таким образом,
в течение первого года жизни 
идет интенсивное формирование всех
структур системы управления движениями,формирование
и развитие опорно-двигательного аппарата,
что является основой для новых преобразований
на следующем этапе развития.

Ходьба человека
является сложным движением. В нем 
проявляются наряду с общими закономерностями
координации движений специфические 
закономерности, знание которых необходимо
для объективной оценки этой деятельности
у дошкольников и школьников в процессе
физического воспитания.

Было доказано,
что с 3-летнего возраста локомоции 
ребенка еще не определены и только
к 10 годам кривые развития скорости
приобретают формы, характерные 
для взрослых людей. С  возрастом
увеличивается средняя скорость ходьбы,
продолжительность опорных и безопорных
фаз шага. Биомеханический анализ ходьбы
детей разного возраста показал, что с
возрастом уменьшается темп произвольной
ходьбы. Так, у детей 3-5 лет он в среднем
равен 130 шагов в минуту, у 7-8 – летних школьников
несколько реже – 117 шагов в минуту. Дети
разного возраста ходят с разной скоростью:
чем старше дети, тем скорость их ходьбы
больше. У детей уже с 3-летнего возраста
наблюдается автоматизм в регуляции временной
структуры движения конечностей при ходьбе.
Однако, несмотря на это, регуляция структуры
шага с возрастом совершенствуется. Анализ
индивидуальных данных показал, что структура
шага при ходьбе в любом темпе у детей
разного возраста от шага к шагу весьма
вариабельна.

В 2-3 года у 
ребенка совершенствуется ходьба, появляется
бег, прыжки, но структура этих движений
вариативна. Ребенок выглядит неуклюжим,
но ходьба очень ему нравится, особенно
новые ее виды – по лестнице, в горку, с
горки и т.п. Значительно увеличиваются
сила и быстрота движений ребенка, в беге
появляется фаза полета (дети на мгновение
отрываются от земли и летят на расстояние
50-70 см), совершенствуются координационные
способности, увеличивается ловкость
и гибкость.

В возрасте
4-7 лет еще отсутствует зависимость между
темпом ходьбы и длиной шага, длина шагов
непостоянна, начинается развитие содружественных
движений рук и ног. С 4 лет дети сравнительно
легко, без ошибок выполняют попеременные
движения ногами. В то же время им с трудом
удаются прыжки, предполагающие синхронную
работу обеих ног. 
 
 

Источник