Синдром студента в тайм менеджменте

Синдром студента в тайм менеджменте thumbnail
Синдром студента в тайм менеджменте

Обратная сторона непрерывного образования, которое сейчас так восторженно воспевают, — синдром «вечного студента». Мысль, что без дополнительной корочки, очередного диплома, двадцати курсов повышения квалификации и тринадцатого по счету мастер-класса невозможно сделать первый (или любой другой) шаг, прочно укоренилась в сознании многих людей. Причины разные — от лени или желания оставаться в «безопасной гавани» до слишком высоких требований к самому себе, из-за чего неудача представляется чем-то смертельным, а потому попытка применить свои знания на практике постоянно откладывается.

Как перестать учиться и начать жить — своими мнениями на эту тему с «Понедельником» поделились психолог, продюсер, путешественница-блогер и, что немаловажно, два преподавателя.

Текст:

«В России о работе говорят как о каторге»

Оксана Силантьева,
мультимедийный продюсер, основатель компании «Силамедиа», окончила магистратуру в Великобритании:

— Страх выйти во взрослую жизнь действительно существует. И корни его — в особенностях нашей культуры. Посмотрите на истерию родителей вокруг запихивания вчерашних одиннадцатиклассников в вузы. Провал на экзаменах представляется как жизненная трагедия. Год никуда не поступать, пойти поработать, подумать, определиться со своей взрослой жизнью? Нет, это не наш путь. Поступить-поступить-поступить — как мантра. Если так настроены все вокруг, откуда у абитуриента появится уважение к своему выбору? И к работе вообще? У тех, кто поступил, скорее всего, не было времени, чтобы попробовать поработать лет с 14. Вместо этого старшеклассники корпят над пробным ЕГЭ и мучают репетиторов. Граница, за которой возможность получить собственный опыт работы, отодвигается и отодвигается. До поступления в вуз — это невозможно точно, но и в случае, если эта планка взята… «Не отвлекайся, выучись сначала, — говорят родители на протяжении и всех студенческих лет. — Вот будет у тебя диплом — тогда и найдешь работу». А если вдруг у студента-старшекурсника, или молодого специалиста все еще остается желание трудиться, он может послушать, как о своей работе отзываются родители на кухне, спикеры разных телепрограмм на экране и лидеры мнений в соцсетях. Много ли мы слышим вокруг рассказов людей, которые занимаются любимым делом? И почему-то в такой ситуации виноватым в прокрастинации оказывается «вечный студент». Почему бы не спросить с его родителей и учителей — что они сделали, чтобы сформировать желание и готовность работать, чтобы молодой человек обладал навыками, дающими возможность зарабатывать деньги? Обвинять «вечных студентов» просто. Куда сложнее изменить систему образования, культуру отношения к труду. В одной школе в Сент-Луисе, с опытом которой я знакомилась, есть практика каждый год задавать всем ученикам, начиная с первого класса, написать небольшое эссе, в котором нужно ответить на четыре вопроса: — Что тебе понравилось изучать в этом году? (важен не предмет, а тема, часть мира, которая интересует ученика); — Что ты хотел бы изучать в следующем году? (с помощью этого вопроса активизируют самоанализ и самоопределение ученика); — Кем бы ты хотел работать в будущем? (прямо с первого класса!); — Как бы ты хотел зарабатывать деньги? (этому учат в школе). Я уже десять лет пытаюсь найти хотя бы одну российскую школу, которая начала бы задавать такие же вопросы ученикам. От редакции «Понедельника»: мы правда несколько таких школ знаем! Познакомьтесь, например, с известной в Санкт-Петербурге частной школой «Взмах». Кстати, ее выпускники очень востребованы на рынке труда!

«Вечное студенчество» как диагноз

Денис Зеликсон,
психолог-консультант, кандидат психологических наук:

— Тяга к познанию чего-то нового имеет фундаментальную биологическую основу, которая сформировалась в ходе эволюции. Кроме того, в современном мире практически не осталось «чистых» профессий, а срок «жизни» одного образования не превышает пяти-семи лет. Проблемой «вечное студенчество» становится, когда приобретает компульсивную форму. В таком случае бесконечное сидение на студенческой скамье представляет собой своеобразный вид психического расстройства: оно отличается наличием навязчивых мыслей о необходимости повышения своей квалификации, состоянием стресса и тревожности из-за бесконечного желания получить очередной диплом. Один из таких «вечных студентов» умудрился поучиться в кредит на несколько миллионов рублей, пока не осознал причины своей «тяги к знаниям» после посещения профессионального психотерапевта. Однако такие случае крайне редки, а получение нескольких образований зачастую обосновывается отмиранием полученной профессии или уходом в узкую специализацию.

«Не бойтесь уже ошибок!»

Антон Духовский,
тренер ораторского искусства и публичных выступлений:

— Когда человек остается в роли ученика, он хочет находиться в зоне комфорта. «Почему бы мне еще не поучиться?» — таким образом, он хитро рационализирует, объясняет нежелание или страх действовать. Я сторонник того, что всегда нужно идти навстречу своим страхам. Только таким образом можно справиться с ними. Откладывание (даже ради того, чтобы получше вооружиться) спасает мало! Ведь страх живет внутри нас. Я сам занимаюсь обучением, у меня много учеников, которые хотят выступать публично. Осознав это свое желание, они начинают читать книжки, смотреть видео, а на тренинг не приходят, не идут выступать, когда им это действительно необходимо. Они думают, что еще немного почитают, узнают больше, и вот тогда… Но в реальности чтобы по-настоящему научиться, нужно начать действовать. Есть замечательная книга Ричарда Брэнсона «К черту все, берись и делай!». Пожалуй, в этом названии и заключается ответ на вопрос, как перестать учиться и начать делать, жить, добиваться целей. Часто людей останавливает страх ошибки: но ведь ошибки неотделимы от процесса обучения. Нужно понимать, что ошибка — это опыт, и не бояться ошибиться. Набивать шишки неприятно, но это необходимо. Конечно, надо соизмерять риски. Если начинающий боксер сразу выйдет на ринг с чемпионом, то, скорее всего, он получит нокаут и, возможно, больше никогда не вернется на ринг. Лично я в свое время много учился, перед тем как начать преподавать публичные выступления. Но также и оттачивал на практике все свои навыки.

«Университет не учит жизни»

Кристина Васильева,
блогер и путешественница:

— Моя история простая. Я отучилась в университете в Петербурге, работала по специальности (редактором), потом уехала в отпуск в Египет и… не вернулась. Решила остаться жить за границей и путешествовать. Стоит ли говорить, что поначалу я работала кем получится, лишь бы оставаться на плаву. Училась — на ходу и по необходимости, без всяких заявок на ученые степени. И тут я внезапно осознала: университеты и институты вообще имеют мало общего с реальностью! Стоило мне заинтересоваться делом, как сразу появлялись соответствующие знакомства, полезная информация, интересные предложения… Самое главное — все получалось: и работа в радость, и деньги в копилку. А успех, как и навыки, приходит с опытом, независимо от того, сколько научных трудов ты перечитал. Естественно, это не отменяет преимуществ наличия диплома, но привычка фанатично гнаться за учеными степенями, полагая, что без них вы ничего не достигнете, больше похожа на страх вступить, наконец, во взрослую жизнь. Сейчас, получив опыт жизни в другой стране, я планирую съездить в Китай, а также мечтаю побывать в Грузии. Чем быстрее примешь ответственность за свою жизнь, тем проще будет ее контролировать. А это, пожалуй, главный жизненный навык. И ему не учат в университете. Университетское общество — это среда утопическая, связанная с клановостью и системами взяток. При выходе оттуда ты имеешь 100% теории и 0% практики. И остаешься неподготовленным к жизни. Одна моя знакомая — художник по образованию — всю жизнь работала секретарем. В 35 лет решила начать все с нуля, переехала в Египет и устроилась в отель на единственно доступную позицию — самого младшего администратора. Она очень быстро доросла до менеджера, сейчас у нее в подчинении больше ста человек. И никакой «корочки» у нее по менеджменту нет. Сама научилась, когда пришлось. Я не отрицаю, что наличие высшего образования открывает больше дверей, но в эти двери еще нужно зайти.

Читайте также:  Что такое болевой синдром нфс

«Волшебный пинок» и особенности менталитета

Энди Фредерикс,
преподаватель английского языка, переехал в Санкт-Петербург из США:

— Многие, даже зная почти все правила, не говорят на иностранном языке. Я считаю, что стоит наконец-то начать практиковаться! Чтобы преодолеть языковой барьер, нужно просто взять и сказать несколько слов, а не сидеть тихо в сторонке. Среди моих учеников наилучших успехов добиваются те, кто не боится делать ошибки. Чем быстрее они ошибутся, тем быстрее я смогу их поправить и тем скорее они начнут говорить правильно. Когда учишься чему-то новому, важно понимать, что ошибки неизбежны, и не считать себя из-за этого глупым. Задача преподавателя — создать доброжелательную атмосферу, в которой ученики не будут чувствовать себя разочарованными, когда что-то не получается с первого раза. Это позволяет преодолеть неуверенность и продвинуться вперед. Очень часто люди считают себя недостаточно компетентными, недостаточно способными к чему-либо. А потом просто берут и делают это! Я все время вижу подобное на занятиях. До тех пор пока вы стремитесь и верите в себя, все возможно. Есть такая поговорка: «Better done than perfect». Дословно переводится как «Сделанное лучше идеального». Лучше иметь то, что нужно, прямо сейчас, чем дожидаться, пока все будет сделано идеально до мелочей. Жизнь коротка, можно ведь и не дождаться. В этом и заключается самый большой риск такой позиции, когда человек не решается применить свои знания на практике. В такой тенденции — откладывать что-то на потом, бесконечно ожидая удачной возможности, я вижу особенность русского менталитета. По этому поводу есть хороший английский анекдот про Вторую мировую войну: Сидят в нацистском лагере американцы, британцы и русские. Наступило Рождество. Приходит немецкий комендант лагеря и спрашивает, что хотят лидеры этих заключенных в подарок. Американец говорит: «Виски!» Окей, получайте виски. Британец: «Нам чай!» Окей, держите чай. Русский: «А мне большой пинок!» — Как пинок? — А вот так, да посильнее. «Ну, пинок так пинок», — подумал начальник лагеря и пнул русского. Русский подлетел, после этого выхватил оружие у нациста и всех освободил. Мораль такова: русскому человеку нужен волшебный пинок, чтобы он что-то сделал!

Источник

            Недавно меня спросили о том, что такое синдром вечного студента, как он проявляется и в чем его опасность. Свой опыт и своим мысли на этот счет я обобщил в статью и публикую здесь.

            Синдром вечного студента заключается в том, что человек после окончания обучения в вузе, так и не решается сделать выбор  в сфере своей профессиональной деятельности и продолжает учиться дальше – получать второе, третье, четвертое образование.

 Синдром студента в тайм менеджменте

            В наше время число «вечных студентов» существенно возросла. У этого есть несколько причин. Во-первых, экономическое развитие, которое до последнего времени происходило в России обусловило тот факт, что при выборе профессии и дела перед людьми практически не стоит вопрос выживания. Большинство людей понимает, что обеспечить себя можно практически на любой работе и найти ее, особенно в больших городах, вроде Москвы или Санкт-Петербурга не так уж сложно. Соответственно, главным критерием вместо выживания становятся вопросы из серии: «А что мне действительно нравится? Какое дело соответствует моему призванию и талантам?».

            Так что синдром вечного студента отчасти связан с темой поиска своего предназначения. Ни в школе, ни в вузе нас практически не учат тому, как выявить свои сильные стороны и таланты, определиться со своим призванием и его будущей реализацией, тем более тому, как на нем заработать. В итоге после окончания вуза человек встает перед непростой задачей: у него есть множество знаний и большая возможность выбора, а определиться крайне сложно. Что же люди делают в такой ситуации?

            Одна моя знакомая – типичный вечный студент. Еще в школе она всегда была отличницей по всем предметам. Она выполняла все задания, делала все хорошо и качественно в рамках школьной программы. Но проблема была в том, что у нее не было любимого предмета, который ей бы нравилось изучать самостоятельно – она просто все делала одинаково хорошо. Она поступила в вуз, который считался престижным, на столь же престижный факультет и точно также окончила его с красным дипломом, сдав на отлично все предметы. Дальше она пошла по той же проторенной дороге и устроилась работать в престижную фирму по примеру своих передовых однокурсников. Проработав год она впала в самую настоящую депрессию. Она хорошо справлялась с работой, была усердной и трудолюбивой, ей быстро повысили зарплату и карьерные перспективы были самыми радужными. Но, когда она задавала себе вопрос: «Хочу ли я заниматься этим до конца своей жизни?», то она резко и без промедления отвечала: «Нет!». И тогда она оказывалась лицом к лицу со следующим вопросом: «А чем бы я хотела заниматься до конца своей жизни?». И ответа на этот вопрос она не находила, потому что никогда в жизни не задавала его себе. Она всегда шла по течению, хорошо делала все, что от нее требовали, но не задумывалась о своем призвании, своих талантах и так далее. Что же она сделала? Вместо того, чтобы решать эту непростую задачу с поиском своего призвания она сделала шаг назад – вернулась в ту среду, где для нее все было просто, комфортно и ясно – пошла получать второе образование. Там она снова почувствовала себя как рыба в воде, так как прекрасно умела делать все, что необходимо для успеха в вузе – делать задания, сдавать экзамены и так далее. Она пошла учиться на дизайнера по примеру подруги, но через год решила, что это, наверное, не ее и перешла на факультет психологии, после одного семестра там, ее интересы изменились и она решила учиться на журналиста. При последней нашей встрече, она планировала ехать в Швейцарию и учиться в магистратуре, благо финансовое состояние родителей ей это позволяло.

           Синдром студента в тайм менеджменте

Читайте также:  Похмельный синдром как остановить рвоту

            Синдром вечного студента часто связан с комплексом отличника. Есть распространенное мнение о том, что троечники добиваются в жизни большего, чем отличники. Этому есть простое объяснение.  Отличник – это тот, кто отлично делает все, что ему поручат. А троечник всегда задумывается о своей цели – если его цель получить проходной бал минимальными усилиями – он найдет для этого самый лучший способ. Таким образом, отличник тренируется в исполнительности, а троечник в постановке целей и анализе затрачиваемых средств. Поэтому отличнику лучше живется в искусственной системе, такой как школа или вуз, где ценится исполнительность. А троечник преуспевает в реальном мире, где возможности для того, кто умеет видеть свою выгоду, ставить цели и распределять приоритеты практически бесконечны. Поэтому отличникам проще оставаться в рамках искусственной системы как можно дольше, и они чаще других становятся вечными студентами.

          В чем же заключается отличие синдрома вечного студента от реального стремления к постоянному обучению и развитию? Прежде всего в том, насколько получаемые знания применяются к реальной жизни и к делу, которым человек занимается. Если человек запасается знаниями впрок, нигде их не применяя, а лишь думая, что в будущем они ему наверняка пригодятся – это проявление синдрома вечного студента. Сама по себе идея накопления полезных знаний на будущее не работает на практике. Специалисты в сфере обучения выяснили, что 90 % полученных нами знаний забываются в течение 30 дней, если не находят применения на практике. На эту тему есть отличный анекдот:

            Маленький верблюжонок спрашивает у папы-верблюда:

–       Папа, а зачем нам нужны горбы на спине, твердые копыта и мозолистые губы?

–       Это для того, чтобы мы могли идти многие дни по пустыне с запасом воды, не обжигаться о раскаленный песок и есть верблюжью колючку. Тебе ясно?

–       Это ясно. Непонятно одно: зачем нам такой тюнинг в саратовском зоопарке?

          Ситуация в реальности ровно как этот анекдот. Если человек накапливает знания впрок, то это как «тюнинг» в саратовском зоопарке.

          Чем опасен синдром вечного студента? По сути такой человек бежит от жизни, от вставших перед ним проблем, связанным с необходимостью сделать выбор. Он делает шаг назад, возвращаясь к привычному и понятному состоянию студента, откладывает выбор на будущее, думая, что ему нужно еще поучиться, еще подготовиться. Но на самом деле за этим стоит исключительно страх – страх сделать выбор и ошибиться. Однако не ошибается только тот, кто ничего не делает, не выбирает, но он и не выигрывает.

          Дело в том, что наш мозг, нацелен на выживание  и очень не любит делать выбор, от чего-то отказываться. Ему гораздо больше нравится ситуация, когда у нас много возможностей, и мы еще не сделали выбор. В этот момент у мозга есть иллюзия, что мы обладаем всеми возможностями одновременно, не отказываемся ни от одной из них. А если выбор сделан, то это означает, что мы можем ошибиться, потерять другие варианты и так далее. Поэтому многим людям так сложно сделать выбор, причем не только в отношении профессии, но и в бытовых мелочах – выбрать новый диван, место для отдыха, или платье.

Читайте также:  Острый коронарный синдром инфаркт миокарда с подъемом сегмента st на экг

 Синдром студента в тайм менеджменте

         Главная опасность синдрома вечного студента заключается в том, что у него есть стопроцентное оправдание для себя и других людей, – он не просто откладывает жизнь на потом, но занимается полезным делом – учится.

          В нашем обществе все еще сохраняется пиетет перед высшим образованием. В советское время высшее образование имело порядка 25 % населения. Тогда наличие высшего образования гарантировало хорошую работу, высокую зарплату и уважение в обществе. В 2012 году Россия вышла на первое в мире место по числу людей от 25 до 64 лет, имеющих высшее образование – 54 %. Но количество образованных людей стало обратно пропорциональным качеству образования. Возникло множество вузов, где специалистов готовят на крайне низком уровне, зачастую вуз просто «продает» отсрочку от армии. Высшее образование уже не является конкурентным преимуществом на рынке труда, так как им обладает абсолютное большинство кандидатов. Возникла самая настоящая инфляция высшего образования.

 Синдром студента в тайм менеджменте

          Естественно спрос рождает предложение. Теперь, когда образование стало не закрытым клубом для элиты, а продуктом массового потребления, возникло множество компаний, зарабатывающих на синдроме вечного студента. Это не только вузы, но и многочисленные курсы повышения квалификации, сокращенные образовательные программы, дистанционное обучение, тренинги, курсы иностранных языков и т.д. и т.п. Люди накапливают сертификаты и дипломы, считая их свидетельством жизненных достижений, однако чаще всего – это подмена понятий, замена реальной жизни на искусственную.

          В человеке глубоко живут убеждения и установки, заложенные в детстве. Лично я прекрасно помню как с самого детства родители не уставали повторять мне: «Чтобы чего-то добиться в жизни, главное – хорошо учиться». Эта установка продолжает работать у многих уже в зрелом возрасте, и они продолжают учиться и еще раз учиться, хотя это не приносит им ни успеха ни удовлетворения. Но именно престиж и позитивный ореол, сохранившийся вокруг высшего образования подогревает ложное убеждение вечных студентов в том, что они идут правильным путем, а не занимаются самообманом.

          Что же делать человеку, который осознал, что у него есть синдром вечного студента? Во-первых, само по себе осознание этого факта является важным шагом на пути к избавлению от него. Во-вторых, умение и стремление учиться нужно направить в правильное русло: учиться на собственном опыте. Я не считаю, что синдром вечного студента это то, с чем нужно бороться. Ведь это часть личности человека, а борьба с собой еще никого не сделала счастливым. Это особенность, которую можно эффективно использовать для достижения собственных целей.

           У многих людей в голове существует связка: в начале надо научиться, а потом действовать. Именно поэтому они тратят время и силы на приобретение знаний, 90 % которых на практике им не пригодятся. Эту связку нужно перевернуть: вначале действие, а затем обучение. Самое эффективное обучение происходит именно когда мы сталкиваемся с новыми сложными задачами, которые возникли перед нами на практике. Именно в эти моменты желание и умение учиться может быть очень полезным, так как оно направляется на решение конкретной практической проблемы. Те, кому удается поменять эту связку превращаются из вечных студентов в самых лучших профессионалов, которые постоянно растут и развиваются, каждый день учатся чему-то новому и сразу же применяют это в деле, достигая все новых и новых результатов.

          В своей практике бизнес-тренера и коуча я нередко внедрял в компания систему «Обучение действием», когда компания при обучении руководителей и ведущих сотрудников уходила от классических тренингов и концентрировалась на обучении через профессиональный опыт благодаря набору специальных процедур. Такой подход существенно повышал эффективность обучения, так как оно происходило практически без отрыва от производства и сразу же превращалось в конкретные результаты бизнеса.

          Таким образом, синдром вечного студента связан с непониманием себя, своих желаний и своего призвания, а также со страхом сделать неправильный выбор. Поэтому человек как бы останавливается во времени, продолжая пребывать в состоянии студента, откладывая важный, но болезненный выбор на потом. Но это откладывание, на самом деле, просто трата жизненного времени. Лучше всего себя можно узнать и раскрыть свои таланты именно на практике. И на практике свою склонность к обучению и развитию можно превратить из проблемы в преимущество – учиться на решении реальных задач и сразу же применять результаты обучения в деле. Это поможет не бороться с самим собой, а использовать свои особенности, как уникальное преимущество в жизни и в бизнесе. 

Источник