Синдром сверхценных интересов и увлечений

Синдром сверхценных интересов и увлечений thumbnail

В литературе описывается под разными названиями — странные увлечения, синдром патологических увлечений, патологические хобби и т. п. Представляет собой эмоционально значимое стремление к той или иной конкретной деятельности, опирающееся на болезненно усиленное влечение. Сверхценные односторонние интересы и увлечения могут проявляться как в виде четко очерченного самостоятельного синдрома, так и в качестве элемента в структуре сложных психопатологических синдромов подросткового возраста.

В рассматриваемом варианте речь идет о сверхценных интересах и увлечениях, близких к сверхценному патологическому фантазированию и некоторым видам сверхценной игровой деятельности в детском возрасте. Проявляется этот синдром в виде усиленных занятий каким-либо делом, не имеющим практического смысла. Больные изучают не используемые иностранные языки, занимаются только определенной системой физических упражнений, поглощены бессистемным чтением. Занимаются «самообразованием» путем последовательного переписывания томов энциклопедий, справочников и учебников. Подростки «оздоравливаются» с помощью экзотических диет, «очищают организм» способами, выходящими за пределы здравого смысла и наносящими очевидный вред здоровью. Среди больных распространено нелепое коллекционирование бесполезных вещей (пуговиц, гвоздей, фруктовых косточек, помета птиц). Подростки составляют и многократно переписывают каталоги названий улиц, мостов, маршрутов транспорта. Систематически ведут дневники, в которых подробно регистрируется — что и сколько съедено; пациенты проводят многие часы, забрасывая школьные занятия, за играми с самим собой «в перышки», «расшибалку», «морской бой», поглощены до изнеможения компьютерными играми (Справочник по психологии и психиатрии, 2004).

Если сравнить понятия «влечения» и «увлечения», то разница между ними оказывается весьма существенной. Последние характеризуются осознанностью цели и мотива, их динамика преимущественно непрерывна, а не приступообразна, им не предшествуют негативные эмоциональные переживания и не свойственны импульсивность или борьба мотивов, они не связаны со сферой инстинктов. По своей психопатологической характеристике (если увлечения становятся патологическими) они ближе всего к доминирующим, сверхценным образованиям (Справочник по психологии и психиатрии, 2004).

Клиническое содержание рассматриваемого синдрома в известной мере зависит от переживаемого подростком этапа пубертатного периода. Так, в младшем подростковом возрасте в связи с неравномерностью интеллектуального созревания, незрелостью мышления и критики, повышенной эмоциональностью, несформированностью способности к волевой коррекции могут возникать чрезмерно эмоционально значимые увлечения в виде запойного чтения. В позитивной фазе пубертата на фоне постепенной гармонизации и одновременно противоречивости в психологическом и социальном аспектах отмечаются склонность к самоанализу, самокопанию, появление повышенного интереса к отвлеченным проблемам. В негативной фазе резко выявляется тенденция к возникновению различных сверхценных образований, принимающих форму идей, увлечений, занятий, ипохондрических и дисморфофобических переживаний.

При возникновении описываемых расстройств в рамках невротических состояний сверхценные интересы и увлечения психологически более понятны, чем при психозах, в частности при шизофрении. Часто они имеют характер гиперкомпенсаторных образований, способствующих преодолению психотравмирующих переживаний и чувства неполноценности, имеющихся у многих подростков с психопатическими (преимущественно, аутистическими и психастеническими) чертами характера. Часто такие интересы и увлечения носят творческий, продуктивный характер и в большинстве случаев не сопровождаются существенной социальной дезадаптацией.

Отличие патологических увлечений от обычных подростковых хобби состоит:

  • 1) в крайней интенсивности увлечения, одержимости им (для удовлетворения своей страсти подросток, в целом не склонный к асоциальному поведению, готов пойти на совершение серьезных проступков и даже криминальных действий);
  • 2) необычности и вычурности увлечений, выходящих далеко за рамки психологической понятности;
  • 3) непродуктивности увлечений (затрачивается масса времени, но ничего не достигается и не приобретается).

Если первый из этих признаков может наблюдаться как при психопатиях, так и при психопатоподобной шизофрении, то следующие два более характерны именно для шизофрении. Однако отдельные более или менее длительные эпизоды (до 1—2 лет) могут иметь место и при состояниях, не достигающих психотического уровня. При шизофрении синдром сверхценных односторонних интересов и увлечений возникает очень рано, почти сразу приобретает патологический характер и значительно отличает его от такового при пограничных состояниях. Появление в клинической картине сверхценных образований и особенно их усложнение за счет разных признаков, а также сочетание с другими возрастными синдромами свидетельствует не только о нарастании полиморфизма, но и об утяжелении состояния подростка в целом.

При синдроме метафизической интоксикации в рамках шизофрении речь идет о болезненно искаженном познании действительности в форме пустого, непродуктивного мудрствования, выражающегося в мечтаниях, фантазировании и размышлениях. В случаях, когда речь идет о синдроме сверхценных односторонних интересов и увлечений, на первый план выступает патология деятельности, а не мечтания, фантазирование и размышления (Справочник по психологии и психиатрии, 2004).

  • 1. Дайте клиническое определение бреда.
  • 2. Какое влияние на развитие бреда оказывают личность больного, эпоха и т. п.?
  • 3. Какие формы бреда по структуре наиболее часто встречаются у детей?
  • 4. Назовите особенности бредовых расстройств в детском возрасте.
  • 5. Опишите основные проявления синдрома патологического фантазирования у детей.
  • 6. В каком возрасте чаще встречается синдром метафизической интоксикации?
  • 7. Триадой каких расстройств представлен синдром дисморфомании?
  • 8. Дайте характеристику основным проявлениям синдрома сверхценных односторонних интересов и увлечений.

Источник

Синдром односторонних сверхценных интересов и увлечений

Эти синдромы встречаются преимущественно в подростковом и юношеском возрасте; сверхценные интересы и увлечения односторонние, нередко абстрактные, оторванные от реальности. В зависимости от преобладающей сверхценной деятельности можно выделить 2 основные группы таких синдромов.

В первой группе преобладает сверхценная идеаторная деятельность познавательной направленности: подростки усиленно размышляют о «смысле жизни и предназначении человека», о «сознательных существах и внеземных цивилизациях во Вселенной», о «мировом сознании», пишут трактаты о «вневременной морали», занимаются «разработкой дополнений к теории относительности Эйнштейна», созданием «общей концепции воспитания» или вечного двигателя и т. п. Подобным сверхценным интересам уделяется большая часть времени, часто в ущерб учебе и досугу. Подростки забывают про еду, нередко мало спят, часами роясь в различных энциклопедиях, справочниках, специальной или научно-популярной литературе, исписывая толстые тетради многочисленными цитатами, делая различные сложные выкладки и расчеты. В большинстве случаев они не ощущают утомления, напротив, испытывают большое внутреннее удовлетворение. Все это говорит о важной роли болезненно повышенных влечений в происхождении сверхценных интересов и увлечений.

Читайте также:  Клерамбо синдром что это такое

Интеллектуальная деятельность в одних случаях имеет вид бесплодного «болезненного мудрствования» ,а в других может быть достаточно продуктивной, способствуя обогащению личности.

Среди подростков с синдромами первой группы одна часть отличается тем, что сверхценная деятельность у них в основном не выходит за пределы интеллектуальной сферы. Им свойствен уход в мир внутренних переживаний, они могут часами в одиночестве предаваться размышлениям на занимающие их темы, исписывают кипы бумаги различными заметками, но не проявляют активного стремления к реализации своих мыслей и «проектов», скупо делятся с окружающими своими идеями, не пытаются их отстаивать.

В отличие от таких подростков, которые условно могут быть названы «пассивными» (первая подгруппа), в другой, «активной» подгруппе сверхценные интеллектуальные интересы и увлечения сопровождаются более или менее выраженным стремлением сообщить их окружающим, убедить в правильности своих мыслей, доказать свою правоту, осуществить свои намерения. В различные инстанции, например в научно-иследовательские институты, министерства и ведомства, подростки посылают «проекты» и «планы реформ».

При обоих (пассивном и активном) вариантах сверхценных интеллектуальных интересов и увлечений в высказываниях и письменном творчестве подростков отдельные положения, почерпнутые из учебников, научной и научно-популярной литературы, переплетаются с собственными наивными выводами. Характерен контраст между сложностью увлекающих подростка проблем, с одной стороны, и детской ограниченностью запаса сведений, наивной упрощенностью подходов к их решению и практических «рекомендаций» — с другой.

Описанные односторонние сверхценные интеллектуальные интересы традиционно обозначаются в психиатрической литературе не совсем удачным термином «метафизическая (или философическая) интоксикация».

Вторую группу синдромов сверхценных интересов и увлечений составляют те формы, при которых ведущее положение в структуре синдрома принадлежит аффективно заряженному стремлению к конкретной деятельности, опирающемуся на болезненно усиленное влечение («патологические хобби»). Интеллектуальный, идеаторный компонент представлен слабо и недостаточно разработан. Сверхценные интересы и увлечения такого типа изучены мало и описываются в единичных работах. Мы обозначаем их термином «синдромы сверхценных интересов и увлечений в форме конкретной деятельности».

К этой группе можно отнести усиленные занятия мало распространенными и практически не используемыми в повседневной жизни иностранными языками, чрезмерное увлечение каким-либо видом физических упражнений для достижения определенного физического совершенства. Сюда же относятся так называемое запойное чтение, упорный отказ от мясной пищи в связи с тем, что «только вегетарианская диета дает ясность ума и физическую выносливость», некоторые необычные виды коллекционирования (например, коллекционирование косточек различных плодов, испражнений разных животных, гвоздей разной формы и размеров и т. п.), составление каталогов (названий улиц, маршрутов разных видов транспорта, терминов из определенных областей знания или искусства) и др.

Данную группу расстройств правильнее называть односторонними, сверхценными увлечениями, а не сверхценными интересами. В этих случаях вполне приложим также термин «странные увлечения».

Приведенные примеры сверхценных интересов и увлечений, особенно более или менее конкретных как по содержанию, так и по отношению к ним подростков, весьма близки к сверхценному патологическому фантазированию и некоторым видам сверхценной игровой деятельности в детском возрасте.

Несмотря на сравнительно долгую историю изучения описываемых расстройств, их психопатология, типология и динамика разработаны сравнительно мало и преимущественно в рамках шизофрении пубертатного возраста.

В случаях шизофрении сверхценные интересы и увлечения вызывают особую одержимость, они более аутистичны, вычурны, «заумны», им свойственны формалистический схематизм с резонерством, неологизмами.

Как правило, сверхценные интересы и увлечения непродуктивны. Основному синдрому нередко сопутствуют рудиментарные продуктивные симптомы (фазные аффективные расстройства, гипнагогические галлюцинации, навязчивости, страхи, явления деперсонализации), а также негативные проявления в виде эмоционального притупления, грубости и жестокости по отношению к родителям, отдельных расстройств мышления, снижения продуктивности в учебе и т. д.

Источник

подавляющее большинство психиатрических публикаций посвящено патологическим увлечениям в детском и подростковом возрасте, что отражает большую распространенность возникновения данного синдрома в этих возрастных периодах.

В дошкольном и школьном возрасте у детей появляются самые различные увлечения (особенность, присущая детскому и подростковому возрасту), но в некоторых случаях они (увлечения) приобретают патологический характер. Это происходит или в силу чрезмерной интенсивности хобби, когда ради него забрасываются учеба, работа, все дела и даже ставится в опасность собственное благополучие, или в силу необычности, странности и даже асоциального содержания самих увлечений. В этих случаях патологические увлечения могут составлять главное, а в какой-то период даже единственное проявление психических нарушений (особенно часто это случается при шизоидной психопатии и при психопатоподобной вялотекущей шизофрении*). Разным типам акцентуаций и психопатий свойственны как определенные типы хобби, так и некоторые другие их особенности.

Так, например, для неустойчивых и конформных акцентуаций и психопатий предпочтителен информативно-коммуникативный тип увлечений, для истероидов – эгоцентрический, для эпилептоидов – накопительский и азартный. Шизоиды порой удивляют необычностью и изысканностью своих увлечений. Гипертимные подростки склонны часто менять разные виды увлечений, циклоиды – то бросать их, то снова возвращаться к прежним увлечениям.

Подростковые увлечения (хобби) имеют не только диагностическое, но и реабилитационное значение (Драбкин Б. З., Трифонов О. В., 1973; Личко А. Е., Рубина Л. П., 1974). Увлечения могут служить ключом для первого контакта при индивидуальной психотерапии (Личко А. Е., Богдановская Л. Б., Эйдемиллер Э. Г., 1973) или использоваться как самостоятельный психотерапевтический метод – хобби-терапия (Скроцкий Ю. А., 1978).

Читайте также:  Синдром делеции 5 плеча короткой хромосомы

* * *

Встречающиеся в литературе определения увлечений и близкого к ним понятия «хобби» отличаются недостаточной четкостью и конкретностью формулировок. Приведем некоторые из них: «особая категория психических феноменов, структурных компонентов личности, располагающаяся где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами – с другой», «занятия каким-либо делом, не имеющим практического смысла», «занятия, которым человек посвящает свое свободное время, как правило, не приносящие материального дохода».

Патологические увлечения традиционно относят к сверхценным образованиям. Вместе с тем к настоящему времени симптоматика, варианты и динамика болезненных увлечений разработаны недостаточно. Так, не существует общепринятых критериев, которые позволяют относить то или иное увлечение к разряду патологических (И.И.Сергеев, Р.В. Дейч, 2009).

По мнению ряда специалистов, отличие патологических увлечений от обычных подростковых хобби определяется наличием хотя бы одной из следующих особенностей:

(1) крайняя интенсивность увлечения, одержимость ими: ради увлечения забрасывается все – учеба, работа, обязанности, обычные развлечения; в жертву увлечения приносятся отдых, сон, благополучие свое и своих близких; в ряде случаев совершаются проступки, даже криминальные действия (например, кража уникальных предметов для пополнения собираемой коллекции), совсем не свойственные личности подростка и которые он никогда бы не совершил, если бы они не были связаны с увлечением (эта черта патологических увлечений может наблюдаться как при психопатиях, так и при психопатоподобной шизофрении);

(2) необычность и вычурность увлечений («странные увлечения», по Р. А. Наджарову): необычность предмета увлечения уходит далеко за рамки психологически понятного; примером может послужить коллекция образчиков испражнений разных видов животных от выделений маленьких рыбок до фекалий слона (эта черта патологических увлечений бывает присуща психопатоподобной шизофрении).

(3) непродуктивность увлечений: несмотря на то, что увлечению отдается масса времени, ничего не достигается, ничего не создается и ничего не приобретается; знания в избранной области остаются крайне поверхностными и сумбурным; вся деятельность оставляет впечатление машины, работающей на холостом ходу (само увлечение не обогащает и не расширяет знаний о предмете занятий, несмотря на огромную трату времени).

Таким образом, ведущими признаками патологических увлечений являются (А.Е. Личко): (1) их вычурность, необычность; (2) напряженность, озлобление при попытке помешать заниматься любимым делом, заполняющим всю жизнь в ущерб учебе, сну, отдыху, работе; (3) непродуктивность (отсутствие реального результата), часто сочетающаяся с поражающей неосведомленностью в данной области, несмотря на многочасовые занятия.

* * *

К облигатным признакам этих расстройств (патологических увлечений) относятся: (1) аффективный, (2) идеаторный компоненты, а также компонент (3) болезненно усиленного влечения (В.В.Ковалев).

Степень выраженности компонента влечений, проявлявшаяся в «охваченности» больных своей деятельностью, как и других составляющих, является основанием (и критерием) для клинического разделения всех случаев патологических хобби на варианты-стадии: (1) «односторонние», (2) «сверхценные» и (3) «сверхценно-бредовые».

Болезненные увлечения, относящиеся к группе односторонних, имеют следующие признаки:

(1) устойчивость и длительность (дети занимаются излюбленным хобби часами, стараясь использовать все свободное время; интерес к определенной теме не угасает в течение многих месяцев или лет);

(2) однобокость содержания (интерес узконаправленный, ограничен рамками излюбленного сюжета, дети неохотно переключаются на другие занятия);

(3) прежние детские интересы и увлечения (например, просмотр мультфильмов, телепередач, прогулки и т.д.) постепенно отходят на задний план, хотя окончательно не утрачиваются;

(4) окружающими (в первую очередь родителями) воспринимаются как чрезмерные, «ненормальные» (родители пытаются отвлечь, переключить внимание ребенка, заинтересовать его чем-то новым);

(5) принципиальная возможность коррекции (дети и подростки прекращают заниматься излюбленным хобби при запрете со стороны родителей, изменении места жительства, при госпитализации);

(6) способствуют развитию семейной дезадаптации (конфликты с родными – отказ выполнять обязанности по дому, проводить время с семьей, однако при этом продолжают посещать школу, как правило, справляются с учебой).

Болезненные увлечения, относящиеся к группе сверхценных, имеют следующие дополнительные признаки:

(1) особая аффективная заряженность в сочетании с болезненным влечением к данному занятию (попытки отвлечь ребенка сопровождаются яркими, аффективно насыщенными протестными реакциями с плачем, злостью, яростью);

(2) доминирование в психической жизни ребенка (увлечение занимают все его мысли, в значительной степени определяют его поведение);

(3) практически полный отказ от наиболее распространенных в детском возрасте занятий (таких как общение со сверстниками, прогулки, просмотр телепередач, фильмов, игр);

(4) сверхценные увлечения фигурируют в предъявляемых родителями жалобах как ведущие; они часто являются основным поводом для обращения к психиатру;

(5) возможность частичной коррекции (при запрете или невозможности заниматься любимым делом дети, и подростки могут временно отвлечься, при попытке переубеждения высказывают формальную критику к своему поведению, на короткий период удается добиться коррекции наиболее грубых нарушений поведения);

(6) значительная социальная дезадаптация (невозможность жить в семье из-за постоянных конфликтов – в связи со своими увлечениями дети захламляют квартиру, портят мебель, уходят из дома на несколько дней и т.д.; прогуливают школу, отказываются выполнять домашние задания).

Болезненные увлечения, относящиеся к группе сверхценно-бредовых, имеют следующие дополнительные признаки:

(1) патологические увлечения с максимальной охваченностью, сопровождаются нарушениями субпсихотического или психотического уровня и особенно выраженной дезадаптацией:

(2) возникают на основе имевших место односторонних, а затем сверхценных увлечений по механизму сверхценного бредообразования (разработка бредовой фабулы полностью или частично соответствует характеру увлечения);

(3) поведение больного полностью определяется фабулой сверхценно-бредового симптомокомплекса;

(4) аномальные увлечения фигурируют в предъявляемых родителями жалобах как ведущие;

(5) не поддаются коррекции, переубеждению;

(6) сопровождаются грубой социальной дезадаптацией ребенка (вплоть до снижения способности к самообслуживанию и инвалидизации).

* * *

Динамика патологических увлечений имеет два основных варианта их течения: (1) непрерывный и (2) приступообразный.

При непрерывном течении увлечение формируется постепенно, существует длительно и носит постоянный характер (являясь по предложенной клинической дифференциации односторонними либо сверхценными). Вместе с тем при непрерывном течении отмечается периодическое изменение его содержания, объекта увлечения. Типична была внезапная, без видимых причин утрата интереса к деятельности, составлявшей основу интересов ребенка на протяжении длительного времени, с «переключением» на новый объект.

Читайте также:  Могут ли дети с синдромом дауна разговаривать

При приступообразном течении формирование увлечения, как правило, происходит в одночасье, отмечается быстрая клиническая трансформация (от односторонних к сверхценным и далее к сверхценно-бредовым) с последующей редукцией клинических проявлений.

В зависимости от возраста ребенка патологические увлечения имеют особенности клинической структуры:

(1) в раннем возрасте преобладает манипулирование предметами увлечения (картинками, игрушками; мелкими предметами, такими как лампочки или провода и т.д.), однообразное длительное их рассматривание, стремление находиться с ними рядом; для аномальных увлечений в данном возрасте отмечено преобладание компонента влечений при относительно слабой выраженности аффективного и идеаторного компонентов;

(2) в дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование «активного интереса» – накопление информации о предмете увлечения, попытки идеаторной разработки, проявляющиеся преимущественно в форме собирательства, коллекционирования (игрушки, альбомы и сборники с изображениями предмета хобби), а также сюжетных игр; в этом возрасте преобладающей становится эмоциональная заряженность интересов, доминирует аффективный компонент патологического увлечения;

(3) в подростковом возрасте болезненные хобби характеризуются большей сложностью и зрелостью, разнообразием, максимальной идеаторной разработкой (изучением специальной литературы: справочников, энциклопедий, поиском информации в компьютерных сетях и т.д.); отмечается также склонность к активному образному фантазированию на соответствующую тему.

______________________________________________________________________________

* Патологические (аномальные) увлечения у детей и подростков могут быть проявлением синдрома нарастающей шизоидизации. Основным признаком этого синдрома является нарастание замкнутости, сочетающееся, с одной стороны, с заметным снижением успеваемости и неспособностью к систематическому труду, а с другой стороны, — с появлением патологических увлечений («патологические хобби»).

Замкнутость проявляется молчаливостью, формальным контактом с окружающими, некоторым охлаждением к близким, а также тем, что прежних приятелей теряют, а новых не заводят. Лишь иногда появляются случайные знакомства с лицами, неподходящими по возрасту и принятому кругу общения. Сущность этих контактов близким не раскрывают, иногда они бывают связаны с упомянутыми патологическими хобби.

Учеба постепенно забрасывается. Поначалу иногда, казалось бы, по многу часов могут сидеть за домашними заданиями, но они оказываются или невыполненными, или сделанными на крайне низком уровне. На уроках пассивно присутствуют, а затем вообще могут бросить посещать занятия.
Однако выраженного «падения энергетического потенциала» при этом не происходит. Место учебы или труда занимает напряженная деятельность в области необычных увлечений или поведение, состоящее из цепи энергичных, но поражающих своей нелогичностью поступков.

Среди патологических увлечений особенно часто встречаются вычерчивание различных планов, составление никому не нужных расписаний, стереотипные рисунки самолетов, автомашин и т. п. Коллекционирование также может быть нелепым – например, собирание образчиков испражнений разных видов животных, но может оказаться опасным для окружающих (домашний склад неразорвавшихся патронов, гранат, мин, найденных в местах бывших боев). Патологическим увлечением могут стать и каждодневные многочасовые блуждания по городу с целью, например, изучить маршруты транспорта, или по зоопарку якобы для исследования жизни животных, по лесам и болотам, чтобы «познать природу» — ничего связного о своих впечатлениях при этом рассказать не могут. Патологические хобби могут также быть телесно-мануальными [Личко А. Е., 1973]: многочасовые упражнения с гантелями, чтобы нарастить мышцы и т. п.

Патологические увлечения обычно начинаются с манифестацией заболевания. Однако прежние увлечения (шахматы, музыка, рисование), возникшие и упрочившиеся еще до болезни, могут сохраняться и оставаться достаточно продуктивными.

Довольно характерным для данного синдрома является нарастающая неприязнь к родителям, особенно к матери или к тому из членов семьи, кто ранее был наиболее близок. Иногда выявляется неряшливость, небрежность в одежде, нежелание причесываться, мыться, менять белье.

Употребление алкоголя мало свойственно для данного синдрома. Лишь изредка небольшие количества спиртного выпивают в одиночку, используя в качестве своеобразного допинга, снимающего внутреннюю напряженность. Зато курят нередко и по многу. Иногда также обнаруживается склонность как бы экспериментировать на самом себе, в том числе испробовать тайком действие различных токсических или дурманящих веществ, но стойкого влечения к какому-либо одному из них не формируется. Правонарушения довольно редки, а если и совершаются, то в одиночку и бывают связаны с патологическими увлечениями или обусловлены заумными доводами (например, кража магнитофона в «богатой квартире» с тем, чтобы передать его тем подросткам, которым его не на что купить). Так же редкими, но неожиданными и порой совершенно нелепыми бывают суицидные попытки. Может вспыхнуть страсть к бродяжничеству, но чаще приходится встречать патологическую привязанность к местам, где прошло детство. Тогда все связанное с детскими годами вспоминают с умилением — один из подростков назвал это переживание «тоской по ушедшему детству».

Сексуальная активность обычно ограничена интенсивным онанизмом. При мастурбации не слишком заботятся, чтобы остаться незамеченными, но при укорах или расспросах с озлоблением ее отрицают. Около половины больных с детства в преморбиде обнаруживают шизоидные черты (Александров А. А., 1981). У остальных каких-либо ярких особенностей характера не выступало; ничем существенным от сверстников они не отличались.

Дифференциальный диагноз главным образом приходится проводить с формированием шизоидной психопатии в подростковом возрасте, а также с патохарактерологической реакцией на фоне акцентуации этого типа. С другой стороны, дифференцировать необходимо с психопатоподобным дебютом прогредиентной шизофрении. Вероятность перехода синдрома нарастающей шизоидизации в параноидный или апатоабулический синдром составляет около 40% (Личко А. Е. и др., 1986).

Источник