Синдром сверхценных увлечений и интересов

Синдром сверхценных увлечений и интересов thumbnail
Синдром односторонних сверхценных интересов и увлечений

Эти синдромы встречаются преимущественно в подростковом и юношеском возрасте; сверхценные интересы и увлечения односторонние, нередко абстрактные, оторванные от реальности. В зависимости от преобладающей сверхценной деятельности можно выделить 2 основные группы таких синдромов.

В первой группе преобладает сверхценная идеаторная деятельность познавательной направленности: подростки усиленно размышляют о «смысле жизни и предназначении человека», о «сознательных существах и внеземных цивилизациях во Вселенной», о «мировом сознании», пишут трактаты о «вневременной морали», занимаются «разработкой дополнений к теории относительности Эйнштейна», созданием «общей концепции воспитания» или вечного двигателя и т. п. Подобным сверхценным интересам уделяется большая часть времени, часто в ущерб учебе и досугу. Подростки забывают про еду, нередко мало спят, часами роясь в различных энциклопедиях, справочниках, специальной или научно-популярной литературе, исписывая толстые тетради многочисленными цитатами, делая различные сложные выкладки и расчеты. В большинстве случаев они не ощущают утомления, напротив, испытывают большое внутреннее удовлетворение. Все это говорит о важной роли болезненно повышенных влечений в происхождении сверхценных интересов и увлечений.

Интеллектуальная деятельность в одних случаях имеет вид бесплодного «болезненного мудрствования» ,а в других может быть достаточно продуктивной, способствуя обогащению личности.

Среди подростков с синдромами первой группы одна часть отличается тем, что сверхценная деятельность у них в основном не выходит за пределы интеллектуальной сферы. Им свойствен уход в мир внутренних переживаний, они могут часами в одиночестве предаваться размышлениям на занимающие их темы, исписывают кипы бумаги различными заметками, но не проявляют активного стремления к реализации своих мыслей и «проектов», скупо делятся с окружающими своими идеями, не пытаются их отстаивать.

В отличие от таких подростков, которые условно могут быть названы «пассивными» (первая подгруппа), в другой, «активной» подгруппе сверхценные интеллектуальные интересы и увлечения сопровождаются более или менее выраженным стремлением сообщить их окружающим, убедить в правильности своих мыслей, доказать свою правоту, осуществить свои намерения. В различные инстанции, например в научно-иследовательские институты, министерства и ведомства, подростки посылают «проекты» и «планы реформ».

При обоих (пассивном и активном) вариантах сверхценных интеллектуальных интересов и увлечений в высказываниях и письменном творчестве подростков отдельные положения, почерпнутые из учебников, научной и научно-популярной литературы, переплетаются с собственными наивными выводами. Характерен контраст между сложностью увлекающих подростка проблем, с одной стороны, и детской ограниченностью запаса сведений, наивной упрощенностью подходов к их решению и практических «рекомендаций» — с другой.

Описанные односторонние сверхценные интеллектуальные интересы традиционно обозначаются в психиатрической литературе не совсем удачным термином «метафизическая (или философическая) интоксикация».

Вторую группу синдромов сверхценных интересов и увлечений составляют те формы, при которых ведущее положение в структуре синдрома принадлежит аффективно заряженному стремлению к конкретной деятельности, опирающемуся на болезненно усиленное влечение («патологические хобби»). Интеллектуальный, идеаторный компонент представлен слабо и недостаточно разработан. Сверхценные интересы и увлечения такого типа изучены мало и описываются в единичных работах. Мы обозначаем их термином «синдромы сверхценных интересов и увлечений в форме конкретной деятельности».

К этой группе можно отнести усиленные занятия мало распространенными и практически не используемыми в повседневной жизни иностранными языками, чрезмерное увлечение каким-либо видом физических упражнений для достижения определенного физического совершенства. Сюда же относятся так называемое запойное чтение, упорный отказ от мясной пищи в связи с тем, что «только вегетарианская диета дает ясность ума и физическую выносливость», некоторые необычные виды коллекционирования (например, коллекционирование косточек различных плодов, испражнений разных животных, гвоздей разной формы и размеров и т. п.), составление каталогов (названий улиц, маршрутов разных видов транспорта, терминов из определенных областей знания или искусства) и др.

Данную группу расстройств правильнее называть односторонними, сверхценными увлечениями, а не сверхценными интересами. В этих случаях вполне приложим также термин «странные увлечения».

Приведенные примеры сверхценных интересов и увлечений, особенно более или менее конкретных как по содержанию, так и по отношению к ним подростков, весьма близки к сверхценному патологическому фантазированию и некоторым видам сверхценной игровой деятельности в детском возрасте.

Читайте также:  Синдром дауна показания для прерывания беременности

Несмотря на сравнительно долгую историю изучения описываемых расстройств, их психопатология, типология и динамика разработаны сравнительно мало и преимущественно в рамках шизофрении пубертатного возраста.

В случаях шизофрении сверхценные интересы и увлечения вызывают особую одержимость, они более аутистичны, вычурны, «заумны», им свойственны формалистический схематизм с резонерством, неологизмами.

Как правило, сверхценные интересы и увлечения непродуктивны. Основному синдрому нередко сопутствуют рудиментарные продуктивные симптомы (фазные аффективные расстройства, гипнагогические галлюцинации, навязчивости, страхи, явления деперсонализации), а также негативные проявления в виде эмоционального притупления, грубости и жестокости по отношению к родителям, отдельных расстройств мышления, снижения продуктивности в учебе и т. д.

Источник

15 марта 2016 | просмотры: 1 107

Что это такое?
Эта группа расстройств, возникающих в пубертатном возрасте, проявляется в ненормальных сверхценных увлечениях и интересах, не имеющих четких целей и порой абстрактных. Выделяются две группы синдромов, связанных с сверхценной деятельностью.

Содержание статьи:

  1. Типология односторонних интересов
  2. Особенности патологических увлечений
  3. Группа синдромов в формах конкретной деятельности
  4. Динамика расстройств

Синдром сверхценных односторонних увлечений у подростков

Типология односторонних интересов

В группе первого типа доминирует идеаторная и сверхценная деятельность псевдопознавательного характера. Подростки начинают задаваться вопросами о смысле жизни человека, задаются вопросами религии и внеземной жизни, всеобщем сознании и общечеловеческой морали. Более того, они могут увлечься «доработками» известных концепций, вроде теории относительности, педагогических подходов. На нашем опыте встречались подростки, увлеченные разработкой «вечного двигателя», чертежами космических кораблей и т.п.

Таким увлечения подростки отводят весомую часть времени, что нередко приводит к ущербности учебной деятельности, сужению времени досуга. Дети могут заниматься и в ущерб физиологическим потребностям: они забывают о еде и сне, тратя время на изучение научно-популярной литературы, специальных справочников, ведут «научные» дневники и выписывают цитаты из книг. Интересно, что субъективно они не испытывают усталости, а ввиду своих увлечений получают удовольствие от деятельности.

Здесь можно констатировать сверхзначимость для ребенка эти интересов.

В одних случаях вся деятельность сводится к бесцельному мудрствованию, перебиранию одних и тех же идей. В других случаях, такие усилия могут быть условно продуктивными, способствуя интеллектуальному развитию подростка.

Подростки из первой – бесплодной группы – не выводят свою деятельность за границу интеллектуальной переработки, они обнаруживают следующие реакции:

  • • Замкнутость и жизнь внутри своих переживаний
  • • Многочасовые размышления об интересных им проблемах с отстраненностью
  • • Предпочтение одиночества и отказ делиться своими идеями
  • • Отказ от активных попыток отстаивать свои «открытия»
  • • Никаких попыток воплотить в жизнь свои идеи

Давайте условно назовем эту группу «пассивной». Тогда в группе «активных» подростков наоборот проявляется желание воплотить свои идеи в жизнь. Они с радостью делятся своими идеями, пытаются навязать их окружающим. Зачастую такие дети отправляют в различные министерства и НИИ свои разработки, планы социальных реформ и гениальные открытия.

Особенности патологических увлечений

Независимо от типа патологии, в творчестве подростков, а также в их письменных «трактатах» обнаруживается сильнейший контраст между взятыми из специальной литературы проблем и банальными, детскими выводами. Например, находясь в стационаре, один из пациентов за несколько суток разработал концепцию лечения шизофрении. Таким образом, вскрывается явное противоречие между сложностью и глобальностью увлекших ребенка проблем и инфантильностью выводов и способов их разрешения.

Традиционно в психиатрической литературе эта группа расстройств названа «метафизической (или философской) интоксикацией». На наш взгляд этот термин является неудачным, так как не отражает природы расстройства, а также он не раскрывает всего спектра патологий, которые далеко не ограничиваются одним философствованием.

Группа синдромов в формах конкретной деятельности

В эту категорию попадают расстройства, выраженные, в первую очередь, занятием или изучением таких видов деятельности, которые не используются ни в жизни, ни в академической сфере.

Сюда могут входить:

  • 1. Малоизвестные «духовные» практики
  • 2. Изучение мертвых языков
  • 3. Чрезмерное занятие каким-либо одним физическим упражнением
Читайте также:  Карциноидный синдром и карциноидная опухоль симптомы

Как пример приведем подростка, который часами мог стоять на носках, чтобы «укрепить суставный аппарат стопы и пальцев».

В эту группу можно включить и феномены «запойного чтения», необоснованный отказ от мясной пищи, ненормальные виды собирательства и коллекционирования (например, грязных салфеток, ржавых болтов разных форм, огрызков карандашей). Сюда же отнесем и составления специфических списков, каталогов, описывающих различные виды транспорта, названия улиц, а также составление тезаурусов в определенной области.

Динамика расстройств

В принципе, развитие и изменение синдрома крайне различно по своей длительности и проявлениям. В одних случаях может наблюдаться постоянный и стойкий тип расстройства с неизменной структурой интереса, в других – приступообразно и с изменением тематики увлечения.

Согласно наблюдениям, при условии первостепенности этого синдрома (то есть, он не включен в картину другого расстройства), он благополучно распадается к 24-25 годам. Таким образом, при благоприятном течении патология угасает в юношеском возрасте.

Однако в большинстве случаев эти нарушения диагностируются в рамках подростковой вялотекущей шизофрении или шизофрении приступообразной. В таком случае требуется уже не психологическая коррекция, а психиатрическое вмешательство с проведением клинического эксперимента и назначении курса лечения.

В шизофренических случаях сверхценных интересов они отличаются особенной вычурностью, отдаленностью от реальной жизни, своеобразными неологизмами и аутистичностью. Более того, к таким расстройствам присоединяются другая шизоидная симптоматика, вроде бреда, навязчивостей, галлюцинаций и фобий. Также наблюдается и общая эмоциональная тупость, отрыв ребенка от реальности.
Выводы

Подводя итоги нашей статьи, хочется сказать, что не всегда односторонние увлечения включаются в рамки патологии. Безусловно, не стоит забывать о талантах и гениях, о продуктивных интересах, связанных с реальной научной проблематикой или достижениями в спорте.

Однако не нужно вычеркивать и патологические увлечения из разряда проблем, которые могут проявится в любой семье. Важно понять, что при развитии ненормальных интересов их сопровождает некоторая вычурность и отстраненность, дети не ищут совета и не приемлют других идей. В таком случае попросту необходимо обратиться за консультацией к психиатру, а если возникнет необходимость провести диагностику – нужно сделать и это.

Ведь если заболевание начало свое развитие и было вовремя замечено, купировать и угасить его будет проще и в домашних условиях, ограничившись курсами психотерапии без какого-либо психофармакологического вмешательства.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

Источник

Синдром сверхценных увлечений и интересов

Главная
Случайная страница

Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника

[Если описанный синдром наблюдается в рамках психопатоподобной шизофрении, то, согласно адаптированному для применения в РФ варианту МКБ–10, он должен шифроваться в разделе F21 “Шизотипическое расстройство” (где рекомендовано кодировать случаи психопатоподобной шизофрении). Если данный синдром диагностирован в рамках какого-либо вида психопатии, то он шифруется соответственно этому виду психопатии в рубриках F60–61. (Г. Скобло)]

В литературе описывается под разными названиями — странные увлечения, синдром патологических увлечений, патологические хобби и т. п. Представляет собой аффективно заряженное стремление к той или иной конкретной деятельности, опирающееся на болезненно усиленное влечение. Общими особенностями сверхценных образований в подростковом возрасте являются: возможность их клинического оформления как в виде самостоятельного синдрома, так и в качестве элемента в структуре сложных пубертатных психопатологических синдромов; тесная спаянность их содержания с психологическими проявлениями пубертатной психики; личностный уровень расстройств; наличие в каждом из вариантов как патологических сверхценностей, так и их непатологических аналогов (доминирующие представления, оценки, суждения).

Читайте также:  Синдром шерешевского тернера объясняется моносомией

В рассматриваемом варианте речь идет о сверхценных интересах и увлечениях, близких к сверхценному патологическому фантазированию и некоторым видам сверхценной игровой деятельности в детском возрасте. Имеются в виду усиленные занятия каким-либо делом, не имеющим практического смысла: например, изучением какого-то не используемого и забытого иностранного языка; односторонняя поглощенность каким-то одним видом физических упражнений; “запойное чтение” всего, что “попадет под руку”; “самообразование” путем последовательного переписывания томов энциклопедии; увлечение вегетарианством и способами “очистки организма”, выходящими за пределы разумного и наносящими очевидный вред организму; нелепое коллекционирование (пуговиц, гвоздей, фруктовых косточек, баночек из-под пива и т. п.); составление каталогов названий улиц, маршрутов транспорта; систематическое ведение дневников, в которых подробно регистрируется — что и сколько съедено; многочасовые, до изнеможения, в ущерб школьным занятиям игры с самим собой в “перышки”, “расшибалку”, “запойные” компьютерные игры и т. п.

Если сравнить понятия “влечений” и “увлечений”, то разница между ними оказывается весьма существенной. Последние характеризуются осознанностью цели и мотива, их динамика преимущественно непрерывна, а не приступообразна, им не предшествуют аффективные расстройства по дистимическому типу и не свойственны импульсивность или борьба мотивов, они не связаны со сферой инстинктов. По своей психопатологической характеристике (если увлечения становятся патологическими) они ближе всего к доминирующим, сверхценным образованиям. Клиническое содержание рассматриваемого синдрома в известной мере зависит от переживаемого подростком этапа пубертатного периода. Так, в младшем подростковом возрасте в связи с неравномерностью интеллектуального созревания, незрелостью мышления и критики, повышенной эмоциональностью, несформированностью способности к волевой коррекции могут возникать чрезмерно аффективно заряженные увлечения в виде “запойного чтения”. В позитивной фазе пубертата на фоне постепенной гармонизации и одновременно противоречивости в психологическом и социальном аспектах отмечаются чрезмерная склонность к самоанализу, “самокопанию”, появление повышенного интереса к отвлеченным проблемам. В негативной фазе резко выявляется тенденция к возникновению различных сверхценных образований, принимающих форму идей, увлечений, занятий, ипохондрических и дисморфофобических переживаний.

При возникновении описываемых расстройств в рамках пограничных состояний сверхценные интересы и увлечения психологически более понятны, чем при шизофрении. Часто они имеют характер гиперкомпенсаторных образований, способствующих преодолению психотравмирующих переживаний и чувства неполноценности, имеющихся у многих подростков с психопатическими (преимущественно, шизоидными и психастеническими) чертами характера. Часто такие интересы и увлечения носят творческий, продуктивный характер и в большинстве случаев не сопровождаются выраженной социальной дизадаптацией.

Отличие патологических увлечений от обычных подростковых хобби состоит в:

1) крайней интенсивности увлечения, одержимости им (для удоволетворения своей страсти подросток, в целом не склонный к асоциальному поведению, готов пойти на совершение серьезных проступков и даже криминальных действий);

2) необычность и вычурность увлечений, выходящих далеко за рамки психологической понятности;

3) непродуктивность увлечений (затрачивается масса времени, но ничего не достигается и не приобретается).

Если первый из этих признаков может наблюдаться как при психопатиях, так и при психопатоподобной шизофрении, то следующие два более характерны именно для последней. Однако отдельные более или менее длительные эпизоды (до 1–2 лет) могут иметь место и при препсихопатических состояниях. Более раннее возникновение сверхценностей при шизофрении, почти сразу приобретающих патологический характер, значительно отличает их от таковых при пограничных состояниях. Появление в клинической картине сверхценных образований и особенно их усложнение за счет разных признаков, а также сочетание с другими возрастными синдромами свидетельствует не только о нарастании полиморфизма, но и об утяжелении состояния подростка в целом.

В отличие от синдрома метафизической интоксикации, более часто встречающегося при шизофрении, в этих случаях речь идет об односторонних сверхценных увлечениях, но не о болезненно искаженном познании действительности в форме пустого, непродуктивного мудрствования; т. е. при патологических увлечениях на первый план выступает деятельность, а не мечтания, фантазирование и размышления. (В. Гурьева)

Date: 2015-05-23; view: 1459; Нарушение авторских прав

Источник