Синдром ухода и бродяжничества у детей

Синдром ухода и бродяжничества у детей thumbnail

Синдром уходов и бродяжничества – психическое расстройство, характеризующееся внезапным необоснованным покиданием дома и дальнейшими скитаниями. Уходы из дома, интерната сопровождаются эмоциональными нарушениями – депрессивными состояниями, дисфорией, напряженностью; поведенческими отклонениями – семейными конфликтами, пропуском уроков, антисоциальными поступками, агрессивностью. Синдром развивается при органических психопатических расстройствах личности, умственной отсталости, шизофрении. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение комплексное, включает применение медикаментов и психотерапию.

Общие сведения

Международной классификацией болезней 10 пересмотра (МКБ-10) синдром уходов и бродяжничества отнесен к рубрике «социализированное расстройство поведения». Стоит отличать патологический синдром от единичных целенаправленных уходов, спровоцированных внешними или внутренними конфликтами. Распространенность максимальна среди подростков 10-17 лет. Более подвержены синдрому мальчики: уходы начинаются в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеют большую продолжительность, нередко сочетаются с асоциальными поступками. У девочек расстройство возникает в подростковом возрасте, часто сопровождается эмоциональной нестабильностью. При сочетании синдрома с шизофренией, умственной отсталостью отмечается сезонность обострений с пиком в весенне-летний период.

Синдром уходов и бродяжничества

Синдром уходов и бродяжничества

Причины синдрома бродяжничества

Расстройство отличается разнообразием вызывающих его причин. Как правило, пусковым механизмом становится внешняя ситуация при наличии определенных личностных особенностей. К причинам синдрома уходов и бродяжничества относятся:

  • Эмоционально-личностные качества. Синдром формируется на основе чрезмерной впечатлительности, обидчивости, эмоциональной неустойчивости, мечтательности. Бродяжничать подталкивает стремление узнавать новое, поиск развлечений, удовольствий, желание избавиться от обыденности, отсутствие интереса к семейной жизни, посещению школы.
  • Психические расстройства. Синдром возникает на фоне шизофрении, легкой и умеренной олигофрении. Его развитию способствует склонность к фантазиям, аутизация, замкнутость, ограниченность, беспричинный страх, подозрительность, нестабильность настроения, искаженное восприятие.
  • Патологии нервной системы. Расстройство может сформироваться после травмы головного мозга, приступа эпилепсии. Сопровождается психопатическими изменениями характера.
  • Качество жизни. Низкий доход, материально-бытовая неустроенность, алкоголизм и наркомания родителей способствуют уходу детей из семьи. Бродяжничество становится способом избавления от стрессов, возможностью удовлетворить потребности, реализовать мечты.
  • Стиль воспитания. Расстройство формируется в условиях безнадзорности, противоречивых требований, при воспитании по типу эмоционального отвержения, гипопротекции. Такие особенности свойственны для неполных семей с постоянной занятостью матери, семей, где один или оба родителя страдают психическими заболеваниями, патологическими зависимостями, имеют низкий культурный и образовательный уровень, склонны к бродяжничеству, антисоциальному образу жизни.

Патогенез

Синдром уходов и бродяжничества формируется на базе слабой привязанности к членам семьи, неудовлетворенности повседневной жизнью. Ребенок легко увлекается, впечатлителен, склонен к фантазированию – все эти особенности подталкивают к поиску нового образа жизни. Способность анализировать, планировать, рассчитывать риски еще не сформирована, при психических расстройствах, органических поражениях мозга критическое отношение к себе и к ситуации нарушено. Поэтому уходы спонтанны, их продолжительность колеблется от нескольких часов до недель, месяцев. Пусковым моментом становится сильное эмоциональное потрясение – захватывающий фильм, книга, ссора с родителями.

Классификация

В настоящее время рассматриваются варианты классификации синдрома бродяжничества по признаку принадлежности к психическому заболеванию. С этой позиции выделяют три группы пациентов со следующими расстройствами:

  • Органическая психопатия. При органическом расстройстве личности синдром провоцируется конфликтами дома, ссорами с воспитателями интерната. Характеризуется ранним началом – 7-8 лет. Причиной конфликтов становятся пропуски уроков, воровство денег, увлечение компьютерными играми, невыполнение требований старших. Частые уходы сопровождаются девиантным поведением: ограблениями, угонами машин, проституцией, токсикоманиями.
  • Умственная отсталость. Наблюдаются бесцельные уходы, немотивированное бродяжничество, колебания настроения, эмоциональная лабильность. Период скитания продолжается более месяца. Дети не заводят знакомств, проводят все время в одиночестве, обитают на заброшенных стройках, гаражах. Противоправные действия несвойственны.
  • Шизофрения. Острый период простой формы болезни сопровождается выраженной раздражительностью, конфликтностью, эмоциональной неустойчивостью, враждебностью, негативизмом перед уходом. Возвращение самостоятельное в течение нескольких недель. У пациентов с параноидной формой шизофрении уход провоцируется тревожно-параноидной и галлюцинаторно-параноидной симптоматикой. Бродяжничество совершается в людных местах, привлекает внимание окружающих неадекватностью. Возврат домой осуществляется через отделение полиции.
Читайте также:  Известные актеры с синдромом дауна

Симптомы синдрома бродяжничества

У детей, подростков с органическим расстройством личности и поведения развиваются невротические симптомы, переживание своей неполноценности, сниженное настроение. Преобладает страх наказания за уход. Период бродяжничества может сопровождаться противоправными действиями, антисоциальным поведением, эмоциональными отклонениями. При эпилепсии наблюдаются сумеречные помрачения сознания. Отклонения в поведении характерны для подростков эпилептоидного и истеро-эпилептоидного склада характера. Скитаясь, они занимаются попрошайничеством, подрабатывают (грузчики, уборщики), участвуют в ограблениях, воруют, употребляют наркотики, алкоголь. После возвращения усиливается дисфоричность, озлобленность, негативизм, повышается конфликтность. Позже развиваются депрессивные расстройства.

При стойком интеллектуальном снижении проявления синдрома уходов и бродяжничества зависят от формы олигофрении. Атонический вариант заболевания сопровождается бесцельными уходами и бродяжничеством без четких мотивов, стеническая форма – колебаниями настроения, дисфорическая форма – эмоциональной неустойчивостью и немотивированным бродяжничеством. Бродяжничая, дети добывают еду на свалках. Противоправные поступки не совершают, не вступают в конфликты. Преобладает стремление уйти как можно дальше от дома, уединиться. При встречах с незнакомцами отмечается развязность поведения, недостаточное чувство дистанции, благодушно-эйфорический фон настроения. Возвращение домой провоцирует эмоциональные колебания – эйфорический настрой сменяется депрессивным, дистимическим.

При шизофрении без параноидного компонента центральное место занимает раздражительность, перепады настроения, негативизм, конфликтность, враждебность. Перед уходом отношения с домочадцами становятся эмоционально холодными, со стороны подростка появляется жесткость. Возможны неадекватные действия, эпизоды воровства денег, ценных вещей. Установленные дружеские связи разрушаются, новые не формируются. Попытки познакомиться непродуктивны. Часто подростки употребляют алкоголь, совершают противозаконные поступки. При возвращении усиливается эмоциональная отгороженность, неадекватность, прогулы школы, враждебность. Синдром бродяжничества при параноидной шизофрении сопровождается патологическим фантазированием, галлюцинациями, бредом. Уходы возникают в тесной связи с параноидными идеями преследования, нанесения вреда, порчи. Неадекватное поведение во время скитания настораживает людей. Подросток доставляется в полицейское отделение, стационар психиатрии.

Осложнения

Осложнения синдрома наиболее вероятны при частых, длительных уходах, преобладании поведенческих нарушений. У юношей развивается социальная дезадаптация, девиантное поведение. Незаконные действия совершаются в состоянии алкогольного, наркотического опьянения. Зачастую их целью является добыча денег, еды. Необходимость питаться, содержать себя толкает подростков на воровство, ограбления, нанесение вреда окружающим, занятия проституцией. Больные с преобладанием эмоциональной лабильности страдают депрессивными расстройствами. Под действием алкоголя, наркотиков, в состоянии аффективного возбуждения пациенты совершают попытки суицида.

Диагностика

Диагностика начинается с консультации психиатра. По необходимости к процессу подключается медицинский психолог, детский невролог. Используются следующие методы:

  • Опрос. Детский психиатр беседует с ребенком, родителями. Выясняет время начала, частоту и продолжительность уходов, их причины, характер возвращений. Расспрашивает об эмоциональном состоянии ребенка, наличии аддиктивного, антисоциального поведения, особенностях воспитания, условиях проживания, семейных отношениях. По результатам беседы врач делает вывод о патологическом состоянии либо о тяге к приключениям в рамках нормы.
  • Психологическое обследование. Проективные методики, личностные опросники предоставляют информацию о сопутствующих эмоциональных нарушениях (депрессии, тревожности, вспыльчивости), заостренных, патологических чертах характера. Детский психолог выявляет психопатические, невротические признаки, определяет риск личностной декомпенсации, социальной дезадаптации. Степень выраженности и характер синдрома диагностируется «Шкалой уходов и бродяжничества». Результат позволяет разработать эффективную тактику лечения, составить прогноз.
  • Инструментальные методы. Дополнительно назначается ЭЭГ, МРТ головного мозга. Характерно повышение мозговой активности в области височных долей. Результаты обследований интерпретируются неврологом, учитываются при постановке диагноза.

Синдром уходов и бродяжничества необходимо дифференцировать с единичными целенаправленными уходами из родительского дома (к другу, любимой девушке), с импульсивными поступками при стрессе. Диагностическими критериями являются возраст первых проявлений, скорость прогрессирования симптомов, сохранность критических способностей пациента, данные неврологических обследований.

Читайте также:  Синдром дорогой ты не прав

Лечение синдрома бродяжничества

Лечение определяется причинами развития, тяжестью, нозологической принадлежностью синдрома. Используется комплексный подход, включающий ряд направлений:

  • Фармакотерапия. Противоправные, антисоциальные поступки купируются препаратами группы нейролептиков. Лабильность эмоций детей с органическими поражениями мозга требует применения антидепрессантов, транквилизаторов. Комбинация нейролептиков и противосудорожных средств назначается детям с эпилепсией, сумеречным помрачением сознания. При олигофрении, шизофрении используются различные сочетания нейролептических препаратов, антидепрессантов.
  • Психотерапия. Показана пациентам с органической психопатией, шизофренией при отсутствии галлюцинаторно-бредовой симптоматики, эмоционально-волевого дефекта. Проводится в форме индивидуальных сеансов и групповых встреч. В ходе обсуждений, анализа конфликтных ситуаций, проигрывания возможных вариантов поведения происходит изменение представлений ребенка о собственных поступках.
  • Социально-трудовая терапия. Показана при синдроме бродяжничества с олигофренией. Направлена на развитие трудовых навыков в специальных учреждениях. С помощью трудотерапии, привития дисциплины производится коррекция поведения детей. Увлеченность производством снижает количество попыток ухода, способствует социализации подростков.

Прогноз и профилактика

К 15-17 годам признаки бродяжничества исчезают у большинства подростков. При комплексной медико-социальной помощи прогноз благоприятный в 80% случаев. Вероятность редукции синдрома ниже в случаях с высокой частотой уходов, выраженными эмоционально-поведенческими расстройствами. Профилактикой синдрома является создание благоприятной домашней ситуации. Ребенок, живущий в комфорте, чувствующий любовь, понимание, заботу родителей, не стремится покидать семью. Стратегической профилактической мерой является диспансеризация детей групп риска: проживающих в интернатах, неблагополучных семьях, имеющих психические заболевания.

Источник

Многие дети, особенно в подростковом возрасте, периодически испытывают желание уйти из дома. Чаще всего причинами, по которым ребенок решает покинуть семейный очаг, становятся отсутствие взаимопонимания с родителями, стремление к независимости, влияние сформировавшегося круга друзей или же обычное любопытство, когда юному авантюристу хочется новых приключений и впечатлений. Между тем, в некоторых случаях подобного рода уходы из дома способны сигнализировать о развитии у малыша такого нарушения, как синдром бродяжничества.

Данное психическое расстройство характеризуется появлением навязчивого, непреодолимого влечения к совершению побегов из дома. При этом человек, как правило, не озадачен планированием своего передвижения или местопребывания, и не задумывается о последствиях такого путешествия.

Синдром бродяжничества у детей: провоцирующие факторы

Синдром бродяжничества у детей: провоцирующие факторы

Такое расстройство поведения встречается не только у детей, но и у взрослых. У большинства людей, имеющих патологическое влечение к совершению уходов из дома, первые признаки проявляются именно в детстве. Синдромом бродяжничества чаще всего страдают импульсивные, чрезмерно впечатлительные и эмоциональные дети (преимущественно мальчики) в возрасте от 7-и до 15-и лет, которые не могут держать свои внутренние переживания под контролем.

Причины развития синдрома бродяжничества могут быть различными. Обычно первый уход юного члена семьи из дома происходит из-за недопонимания со стороны родителей, частых семейных конфликтов, стрессовых ситуаций, неудовлетворенных потребностей и прочих факторов, доставляющих малышу существенный психологический дискомфорт. Если родители своевременно не вмешаются в этот процесс и не предпримут никаких действий для того, чтобы помочь малышу и наладить с ним взаимоотношения, то в последующем он может начать систематически уходить из дома, независимо от характера обстоятельств. Ребенок будет покидать родные стены при мельчайших неприятностях или даже надуманной проблеме.

Такое патологическое состояние, как синдром бродяжничества, нередко бывает спровоцировано травмами головы или развитием серьезных заболеваний психики (шизофрении, психоза и т. п.). Поэтому регулярные внезапные уходы ребенка из дома должны стать поводом для обращения к психиатру.

Основные признаки патологии

Любовь к спонтанным путешествиям далеко не всегда сигнализирует о синдроме бродяжничества. Сделать предположение о наличии у малыша данной патологии можно в том случае, если:

  • ребенок покидает дом внезапно, необоснованно, без каких-либо приготовлений (уходит в домашней одежде, без еды и средств к существованию, не запланировав место дальнейшего пребывания) и вне зависимости от времени суток;
  • у малыша отсутствует или очень слабо развито чувство ответственности — он никого не предупреждает об уходе, может бросить учебу и т. д.;
  • оказавшись на улице, малыш быстро адаптируется к новым условиям и с легкостью прибегает к попрошайничеству, бродяжничеству или воровству;
  • ребенок объясняет свои уходы из дома возникающими ощущениями смутной тревоги и внутреннего напряжения, за которыми следует нестерпимое желание резко сменить обстановку.
Читайте также:  Синдром torsade depointes что это

Стоит отметить, что при проведении диагностических исследований у людей с синдромом бродяжничества нередко выявляется патологически высокая активность в височных долях головного мозга, что является характерным признаком изменений мозговых функций.

К каким последствиям может привести склонность ребенка к бродяжничеству?

К каким последствиям может привести склонность ребенка к бродяжничеству?

Некоторые дети с возрастом «перерастают» данное расстройство — их психика становится более устойчивой, и состояние нормализуется без посторонних вмешательств. Однако бывает, что тяга к спонтанным путешествиям остается навсегда. Чем чаще ребенок поддается действию синдрома и покидает свой дом, тем выше вероятность появления у него негативных личностных черт, таких как склонность ко лжи, беспорядку, праздному образу жизни. При этом нередко возникают признаки асоциального поведения, когда необходимость в поиске пропитания и способов выживания вынуждает юного «путешественника» заниматься воровством и попрошайничеством. Более того, с течением времени такой человек может вливаться в компании асоциальных личностей, обзаводясь все новыми и новыми связями. Влияние плохого окружения способно затянуть его в бездну пороков и ложных ценностей; он может начать злоупотреблять алкоголем, принимать наркотики, заниматься реализацией наркотических и психотропных веществ, совершать преступления, связанные с хулиганством, насилием и т. п.

Взрослые люди с синдромом бродяжничества, сумевшие обустроить свою жизнь, все равно продолжают странствовать и совершать походы; они нередко выбирают деятельность, связанную с частыми и длительными командировками.

Если возникновение синдрома бродяжничества было вызвано развитием серьезного нервно-психического расстройства, отсутствие своевременного лечения может привести к формированию стойких психических отклонений.

Какие меры следует предпринять родителям, если ребенок уходит из дома?

Какие меры следует предпринять родителям, если ребенок уходит из дома?

Если ребенок начал уходить из дома, игнорировать такое поведение и ждать, что все наладится само собой, ни в коем случае нельзя. Реагировать на уходы слишком эмоционально тоже не стоит. При таких обстоятельствах взрослым важно действовать последовательно и стараться держать свои эмоции под контролем. Неумелыми и поспешными действиями можно значительно усугубить ситуацию.

Наилучшим вариантом решения проблемы станет обращение к детскому психиатру. Если диагностика подтвердит наличие у малыша синдрома бродяжничества, специалист назначит пациенту психотерапию, направленность которой будет зависеть от главных причин заболевания. Терапевтические мероприятия могут включать в себя устранение основных факторов, провоцирующих желание уйти из дома, проведение психологических тренингов для повышения самооценки и стимуляции чувства социальной ответственности ребенка. Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение назначается врачом по индивидуальным показаниям.

Поскольку школа играет не менее значимую роль в социальном воспитании, важно оценить обстановку в месте, где учится малыш, пронаблюдать за взаимодействием педагогов с учениками. Учебное заведение должно обеспечивать все условия, необходимые для нормального развития школьника.

Необходимо понимать, что в первую очередь ответственность за воспитание детей несут их семьи. Поэтому даже если с малышом занимаются опытные специалисты, близким следует проанализировать обстановку в семье и сделать все возможное, чтобы детские уходы из дома в дальнейшем не возобновились. Родители должны поддерживать своего ребенка, окружать его заботой, участием и пониманием. Если малыш будет иметь хорошие взаимоотношения со своими близкими и любить свой дом, то какая бы сложная ситуация в семье не возникла, ему вряд ли захочется покидать родной очаг.

Источник