Синдром восприятия целостности собственного тела

Синдром восприятия целостности собственного тела thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 января 2020; проверки требуют 3 правки.

Синдром нарушения целостности восприятия собственного тела (англ. Body integrity identity disorder, BIID), или расстройство личности инвалида-ампутанта[1] — это психическое расстройство в результате которого в целом здоровые личности чувствуют привязанность к инвалидам из-за наличия у тех ампутаций.[2][3][4][5][6] Синдром BIID связан с ксеномелией, «дисфорическим чувством, что одна или более конечностей тела не относятся к твоему организму».[7]

Обычно синдром BIID сопровождается желанием ампутировать одну или несколько здоровых конечностей. Также включает в себя желание к другим формам инвалидности, как например, случай женщины, которая намеренно себя ослепила.[2] Синдром BIID также ассоциируют с апотемнофилией — разновидность сексуального фетишизма, при котором роль фетиша играют уродства собственного тела (в том числе ампутация конечностей). Причина, вызывающая синдром BIID, неясна. Одна гипотеза утверждает, что это происходит от неврологической неспособности функции мозга по отображению внутреннего тела (находящейся в правой теменной доле) включить затронутую конечность в понимание физической формы тела.[8]

Описание[править | править код]

Страдающие синдромом BIID чувствуют себя некомфортно с частью своего тела, например, конечностью и убеждены, что удаление или обездвиживание этой части тела избавит их от дискомфорта. Страдающие этим синдромом могут иметь обостренное чувство зависти к инвалидам-ампутантам. Они могут притворяться инвалидами-ампутантами, как на публике, так и приватно. Страдающие этим синдромом ощущают выше описанные симптомы чужеродности и ненатуральности. Они могут пытаться изувечить себя, ампутировав данную конечность. В большинстве случаев они стыдятся своих мыслей и могут прятать их от окружающих, включая терапевтов и специалистов в области здравоохранения.[9]
Большинство страдающих от синдрома BIID это мужчины среднего возраста, хотя это отличие не столь велико, как считалось ранее.[10]
Сексуальную мотивацию быть или выглядеть, как инвалид-ампутант, называют апотемнофилией.[11][12] Апотемнофилию не следует смешивать с акротомофилией: влечением к людям с ампутированными конечностями.[13] Хотя, есть множество людей, которые испытывали как одно, так и другое.[14][9]

Этические аспекты[править | править код]

С медицинской точки зрения, ампутация «нежелательной» конечности страдающего синдромом BIID является весьма спорной идеей. Поскольку ампутация является необратимым событием, единственной альтернативой может быть исследование фантомных конечностей и лечение пациента с психологической точки зрения.[15]

Некоторые добиваются своей мечты, делая вид, что они инвалиды-ампутанты, для этого используют протезы и другие инструменты, чтобы облегчить своё желание быть одному. Некоторые страдающие этим синдромом общались со СМИ или давали интервью по телефону исследователям, что они прибегли к самостоятельной ампутации «лишних» конечностей, например, чтобы поезд её переехал, или путем повреждения конечности настолько сильно, что хирургам пришлось её ампутировать.[9] Однако, в медицинской литературе редко встречаются статьи о случаях реальной само-ампутации.[16] Часто одержимость затрагивает одну конкретную конечность. Пациент может сказать, например, что он «не чувствует себя цельным», пока у него есть левая нога.[17] Однако, синдром BIID не включает в себя только лишь ампутацию. Некоторые люди страдают от желания стать парализованными, слепыми, глухими, использовать ортопедические приспособления, такие как ноги-протезы и т. п. Некоторые люди делают вид, что они инвалиды-ампутанты, используя костыли и инвалидные кресла дома или в общественных местах.

См. также[править | править код]

  • Абасиофилия[en]
  • Образ тела
  • Дисморфофобия
  • Модификации тела
  • Соматопарафрения
  • Цельный[en]
  • Услуга за услугу[en]
  • Безрукий[en]

Примечания[править | править код]

  1. Smith, R. C. Amputee identity disorder and related paraphilias (неопр.) // Psychiatry. — 2004. — Т. 3, № 8. — С. 27—30. — doi:10.1383/psyt.3.8.27.43394.
  2. 1 2 Woman desperate to be blind had drain cleaner poured in eyes, now happier than ever (1 октября 2015). Дата обращения 2 октября 2015.
  3. Davis J. L. Narrative construction of a ruptured self: Stories of transability on Transabled.org (англ.) // Sociological Perspectives (англ.)русск. : journal. — 2012. — Vol. 55, no. 2. — P. 319—340. — doi:10.1525/sop.2012.55.2.319.
  4. ↑ Boesvel, S. (2015, June 3). «Becoming disabled by choice, not chance: ‘Transabled’ people feel like impostors in their fully working bodies.» The National Post.
  5. Shad Desiring disability: What does it mean to be transabled?. CBC Radio (11 июня 2015). Дата обращения: 11 июня 2015.
  6. ↑ Rianne M. Blom, Raoul C. Hennekam, and Damiaan Denys(2012 Apr 13)”[1]”.”ncbi”
  7. Hilti, L. M.; Hanggi, J.; Vitacco, D. A.; Kraemer, B.; Palla, A.; Luechinger, R.; Jancke, L.; Brugger, P. The desire for healthy limb amputation: Structural brain correlates and clinical features of xenomelia (англ.) // Brain (англ.)русск. : journal. — Oxford University Press, 2012. — Vol. 136. — P. 318—329. — doi:10.1093/brain/aws316. — PMID 23263196.
  8. Boesveld, Sarah. Becoming disabled by choice, not chance: ‘Transabled’ people feel like impostors in their fully working bodies, The National Post (3 июня 2015).
  9. 1 2 3 https://meduza.io/feature/2017/08/01/poteryat-nogu-nayti-sebya
  10. Ellison, Jesse. Cutting Desire, MSNBC (28 октября 2011). Дата обращения 28 мая 2015.
  11. Money, J.; Jobaris, R.; Furth, G. Apotemnophilia: Two cases of self-demand amputation as a paraphilia (англ.) // Journal of Sex Research (англ.)русск. : journal. — 1977. — Vol. 13, no. 2. — P. 115—125. — doi:10.1080/00224497709550967.
  12. Everaerd, W. A case of apotemnophilia: A handicap as sexual preference (англ.) // American journal of psychotherapy : journal. — 1983. — Vol. 37, no. 2. — P. 285—293. — PMID 6869634.
  13. Elliott, Carl. A New Way to Be Mad (англ.) // The Atlantic : magazine. — 2000. — December.
  14. Elliott, Carl. A New Way to Be Mad (англ.) // The Atlantic : magazine. — 2000. — December.
  15. Levy, Neil. Neuroethics — Challenges for the 21st Century (англ.). — Cambridge University Press, 2007. — P. 3—5. — ISBN 0-521-68726-8.
  16. Large, M. M. Body identity disorder (неопр.) // Psychological Medicine (англ.)русск.. — 2007. — Т. 37, № 10. — С. 1513; author reply 1513—4. — PMID 18293510.
  17. ↑ ‘My left foot was not part of me’ | UK news | The Guardian
Читайте также:  Синдром сухого глаза и хронический блефарит

Литература[править | править код]

  • First, Michael B. Desire for amputation of a limb: paraphilia, psychosis, or a new type of identity disorder (англ.) // Psychological Medicine (англ.)русск. : journal. — 2005. — Vol. 35, no. 6. — P. 919—928.
  • First M. B., Fisher, C. E. Body Integrity Identity Disorder: The Persistent Desire to Acquire a Physical Disability (англ.) // Psychopathology : journal. — 2012. — Vol. 45. — P. 3—14.
  • Rianne M. Blom, Raoul C. Hennekam, and Damiaan Denys 2012 Apr 13″https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3326051/ «ncbi»
  • Ananthaswamy, Anil. Do No Harm: This is what it’s like to be at war with your body. MATTER. https://medium.com/matter/8476df17bddf
  • Stirn, A.; Thiel, A.; Oddo, S. Body Integrity Identity Disorder: Psychological, Neurobiological, Ethical and Legal Aspects (англ.). — Pabst Science Publishers, 2009. — ISBN 978-3-89967-592-4.
  • Oliver Sacks. A Leg To Stand On (неопр.). — Touchstone Books, 1998. — ISBN 978-0-684-85395-6.
  • Elliott, Carl Costing an Arm and a Leg: The victims of a growing mental disorder are obsessed with amputation.. Slate.com (10 июля 2003). Дата обращения: 7 августа 2012.
  • Davis, Jenny L. Narrative Construction of a Ruptured Self: Stories of Transability on Transabled.org (англ.) // Sociological Perspectives (англ.)русск. : journal. — 2012. — Vol. 55. — P. 319—340. — doi:10.1525/sop.2012.55.2.319.
  • Davis, Jenny L. Prosuming Identity: The Production and Consumption of Transableism on Transabled.org (англ.) // American Behavioral Scientist (англ.)русск. : journal. — 2012. — Vol. 56. — P. 596—617. — doi:10.1177/0002764211429361.
  • Baril, Alexandre (2015). «’How Dare You Pretend to Be Disabled?’ The discounting of transabled people and their claims in disability movements and studies», Disability & Society, 30 (5): 689—703. https://dx.doi.org/10.1080/09687599.2015.1050088
  • Baril, Alexandre and Kathryn Trevenen (2014). «Exploring Ableism and Cisnormativity in the Conceptualization of Identity and Sexuality ‘Disorders’», Annual Review of Critical Psychology, 11, p. 389—416. Read online
  • Gregg M. Furth, Robert Smith and Elisabeth Kubler-Ross Amputee Identity Disorder: Information, Questions, Answers, and Recommendations About Self-Demand Amputation
  • Свааб Дик. III.5 Отпилить себе ногу: нарушение целостности восприятия собственного тела (body integrity disorder) — диковинное нарушение развития // Мы — это наш мозг: От матки до Альцгеймера = Wij zijn ons brein. Van Baarmoeder tot Alzheimer / Пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2014. — С. 87—90. — 544 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-89059-202-6.

Ссылки[править | править код]

  • Потерять ногу, найти себя
  • What Drives People to Want to Be Amputees?
  • Determined to Amputate: One Man’s Struggle With Body Integrity Identity Disorder
  • Complete Obsession, a Horizon episode on BIID (transcript)
  • ‘I use a wheelchair but I’m only pretending to be paralysed’: The woman who desperately wants to be paraplegic
  • I live like a disabled person even though I’m physically healthy… and now want a surgeon to cut my spinal cord: Rare condition has made woman, 58, disown her legs
  • Meet the ‘amputee wannabes’ who chop off their own limbs to feel normal
  • The strange condition that has people hacking off healthy limbs
  • My left foot was not part of me

Источник

18+
Редакция журнала «НОЖ» утверждает, что настоящая статья не пропагандирует ампутацию, а имеет исключительно художественную и культурную ценность, предназначена для использования в научных или медицинских целях либо в образовательной деятельности.

Мишель Фуко и его последователи, занимавшиеся анализом культуры, показали, что знания и политические практики, связанные с контролем тела, взаимообусловлены. Вслед за этим в постколониальном и феминистском дискурсе впервые в истории европейской мысли был сформулирован острый вопрос: может ли угнетенный говорить? Так появились ругательные в современном цивилизованном обществе понятия «эйджизм», «лукизм» и другие. Непоследнее место в этом ряду занимает «эйблизм», о котором и пойдет речь.

Интерес социальных наук к теме принятия/непринятия инвалидности постоянно растет. Однако смежная проблема традиционно остается без внимания: часть людей добровольно желает лишиться некоторых частей своего тела — и не в связи с психическим расстройством, а из-за врожденной ошибки так называемой телесной карты, что вызывает негативную реакцию окружающих.

Это отклонение называется «синдром нарушения целостности восприятия собственного тела» (body integrity identity disorder, сокращенно BIID). По словам нидерландского нейробиолога и популяризатора науки Дика Свааба, такие люди «с детства испытывают чувство, что некая часть их тела им не принадлежит, и любой ценой хотят от нее избавиться». Будучи психически и физически абсолютно здоровым, человек с BIID уже с малых лет «хирургически» точно идентифицирует одну из своих конечностей как чужеродную: он может даже начертить линию, по которой хотел бы ампутировать себе руку или ногу. (Эта особенность роднит синдром с транссексуальностью.)

Читайте также:  Дети азиаты с синдромом дауна

Синдром восприятия целостности собственного тела

Психотерапия и медикаменты не помогают. Единственный способ «лечения» — ампутация, но и после нее не все пациенты чувствуют стопроцентное облегчение. Синдром до сих пор плохо изучен, это отклонение не принято публично обсуждать, а больные вынуждены всю жизнь искать хирургов, готовых преступить закон и лишить их здоровой части тела.

Впервые BIID как отклонение, не связанное с сумасшествием, определил Майкл Ферст, профессор клинической психиатрии из Колумбийского университета. Широкая общественность узнала о проблеме после публикации книги «Мы — это наш мозг» Дика Свааба, посвятившего ей отдельную главу, а на телеканалах вышло несколько сюжетов, посвященных больным.

Герой одного из них пытался самостоятельно ампутировать ногу, которую всю жизнь ощущал будто бы лишней, «пятой конечностью»: он делал инъекции медицинского спирта и даже бросался под поезд. Позднее его обманул человек, назвавшийся хирургом и выманивший у несчастного 20 000 фунтов за подпольную операцию. В итоге мужчина стал притворяться инвалидом, подвязывая ногу эластичным бинтом.

В другом ролике женщина рассказывает, как всю жизнь чувствовала, что глаза принадлежат не ее телу, — и ослепила себя под наблюдением психолога дренажным очистителем.

Персонаж сериала «Части тела» пытается заставить хирурга ампутировать ему ногу, однако тот отказывается. Тогда он сам замораживает ненавистную конечность сухим льдом и отрубает гильотиной. Эта история в деталях скопирована с реального случая, описанного в фильме Мелоди Гилберт «Целиком». В нем группа ампутантов рассказывает, как они сумели лишить себя здоровой конечности, а другие больные BIID — как планируют сделать то же самое.

В России, в отличие от Запада, голос таких людей едва слышен. О проблемах с ментальной картой тела чаще упоминают на «Дваче», форумах или в личных блогах, чем в СМИ. В единственном профессиональном расследовании на эту тему, проведенном Сашей Сулим в 2017 году, рассказывается о двух мужчинах, желающих избавиться от конечностей и испытывающих сексуальное наслаждение от мысли, что у них нет ноги. Один из героев не решается ни на откровенный разговор с родными, ни на ампутацию — ведь тогда придется поставить под удар работу, благополучие семьи и кардинально изменить образ жизни.

Третий герой расследования — женщина, которая смогла добиться удаления ноги в небольшом российском городе, предварительно самостоятельно повредив конечность.

Вероятно, общество не уделяет проблеме должного внимания не в последнюю очередь из-за того, что культурных образов, отсылающих к этому заболеванию, не очень много. Возможно, одно из древнейших упоминаний о нем — реплика об инородности собственных частей тела в речи Диотимы в диалоге Платона «Пир»:

«Некоторые утверждают… что любить — значит искать свою половину. А я утверждаю, что ни половина, ни целое не вызовет любви, если не представляет собой, друг мой, какого-то блага. Люди хотят, чтобы им отрезали руки и ноги, если эти части собственного их тела покажутся им негодными [выделено автором. — Прим. ред.]. Ведь ценят люди вовсе не свое (если, конечно, не называть всё хорошее своим и родственным себе, а всё дурное — чужим), нет, любят они только хорошее».

Приведенное сравнение Платон, несомненно, использует в риторических целях, усиливая впечатление от высказывания Диотимы, включенного в общую драматическую структуру диалога. Однако не исключено, что оно могло отсылать к исторической реалии, а именно — к случаям BIID, зафиксированным уже в те времена. Первое же документальное свидетельство такого рода датируется 1785 годом: тогда один англичанин заставил сопротивляющегося хирурга под дулом пистолета удалить ему здоровую ногу — правда, сделал он это якобы ради любви к девушке-ампутантке.

Синдром восприятия целостности собственного тела

В современной массовой культуре BIID может ассоциироваться с историей болезни Ван Гога, отрезавшего себе мочку уха. Но есть ли между ними связь? Случай знаменитого художника и другие похожие истории рассматривает Жорж Батай в статье «Жертвенное самокалечение и отрезанное ухо Винсента Ван Гога» в свете своей знаменитой теории о смысле одного архаичного ритуала.

Некий Гастон Ф., 30 лет, рисовальщик узоров для вышивки, отгрыз себе палец после того, как «взглянул на солнце и получил от его лучей повелительное приказание». Батай сравнивает этого человека с Ван Гогом, неоднократно изображавшим на картинах до и сразу после своего самокалечения образ небесного светила и его Ersatz — подсолнух.

Философ приходит к выводу, что в архаических культурах «разрыв персональной гомогенности, вышвыривание вовне себя некой части самого себя… представляются… неразрывно связанными с искуплением, трауром или разгулом, что открыто сопровождают обряды вступления во взрослое общество». В иносказательном смысле такой человек выступает одновременно в роли жертвователя и жертвы, он «свободен отдать самого себя… то есть свободен одним махом вышвырнуть себя за свои пределы».

Хотя акты спонтанного самокалечения напоминают тягу больных BIID к ампутации конечностей, типологически это два абсолютно разных расстройства. Если участники историй, подобных случаю Ван Гога, описываются как психически нестабильные, душевнобольные и пребывающие в состоянии аффекта (иногда они забывали, как всё происходило) — то люди с BIID, как правило, боятся ампутации и всегда решаются на нее в сознании, а потребность в этом ощущают еще в раннем детстве. Ученые также подчеркивают, что интерпретировать подобное стремление в свете психоаналитических теорий Фрейда или Лакана нет никаких оснований.

Читайте также:  Что такое синдром отмены мази

Аутоапотемнофилия — эротическое желание отсечения собственных конечностей — может быть сексуальным отклонением при BIID, но возникает далеко не у всех больных. Не менее монструозным термином аллоапотемнофилия ученые обозначают влечение людей без инвалидности к ампутантам. Практикующие эти фетиши различают три состояния: ампути (те, кто отважились на удаление части тела), девоти (желают заняться сексом с человеком с ограниченными возможностями) и ваннабе, или претендеры. Последние хотят ощущать, что лишились конечности, но не решаются на столь смелый шаг, а потому привязывают к телу здоровую ногу или руку так, чтобы она казалась отрезанной.

Упомянутые явления нашли отражение в массовой культуре. В 1974 году вышел короткометражный фильм Дэвида Линча «Ампутантка», в котором повторяется одна и та же сцена: безногая женщина пишет письмо, где сообщает о своих не самых ярких любовных переживаниях. Героиня не обращает никакого внимания на медсестру, делающую ей процедуру на недавно ампутированных конечностях (кровь из них попадает на бумагу — но женщина словно не замечает этого).

В 1993 году дочь знаменитого режиссера, Дженнифер Линч, выпускает фильм «Елена в ящике», где герой-хирург намеренно лишает беспомощную девушку рук.

В общественном сознании «синдром Ван Гога» и BIID смешиваются, отчего формируется негативное отношение к людям с такими «придуманными», «несуществующими» недугами и «блажью в голове». В массовой культуре постсоветского пространства это отклонение чаще всего трактуется как курьез. А эпизодическое внимание прессы становится для больных скорее неприятным напоминанием об их неполноценности, чем реальной помощью, зачастую провоцируя волны ненависти на почве ксенофобии. Стандартная реакция русскоязычного сегмента интернета на видео о BIID в ютубе или «ВКонтакте» — оскорбление: «Пускай на войну ****** [уходят], если им так по кайфу ******* [калечить] себя», «У него уже в детстве крыша съехала», «Вот уж действительно „горе от ума“», «Ну как, как, **** [чёрт], быть толерантным в обществе, где есть даже ТАКИЕ ******** [дятлы]?!»

Кажется, одна из причин подобной реакции — отсутствие больных BIID в позитивных образных рядах массовой культуры: им там просто неоткуда взяться, пока этой проблемой не занимаются всерьез ученые и социальные инстанции. В западных странах уже давно действуют масштабные программы, направленные на интеграцию в общество людей с ограниченными умственными возможностями или особенностями психики, в том числе лиц, страдающих синдромом Дауна или Аспергера. Однако обсуждение проблем тех, кто желает отсечь часть своего тела, до сих пор в значительной степени табуировано.

Синдром восприятия целостности собственного тела

На это есть несколько причин. В первую очередь — архаичная логика симпатической магии, до сих пор работающая в общественном сознании. Ее механизм «тождества через смежность» один из основоположников культурной антропологии Джеймс Фрезер описал так: «Благодаря тайной симпатии вещи воздействуют друг на друга на расстоянии». Человек не хочет «переносить на себя» возможное желание отъять часть тела, проговаривая его во время обсуждения.

Боязнь ампутации из-за ее «вербализации» воплощается, к примеру, в распространенном суеверии, согласно которому нельзя показывать ранение на себе.

Говорящие о BIID люди, таким образом, испытывают культурно обусловленный страх, что сами «подхватят» эту болезнь, как если бы она была заразной. По схожим причинам в некоторых странах запрещают демонстрацию передач о гомо- или транссексуалах. Даже в научном дискурсе долгое время не обсуждалась проблематика смерти, сумасшествия, заключения и т. д.

Если личная, обусловленная архаичными культурными паттернами фобия может стать причиной табу на упоминание BIID среди обывателей, то тот же страх на уровне государства блокирует обсуждение проблемы в сообществе ученых и правозащитников. Важно, что весь этот дискурс связан с незаконным желанием отрезать часть собственного тела самостоятельно или с помощью врача. Во многих странах предусмотрена уголовная ответственность, которую хирург понесет после совершения такой операции, да и не каждый больной решится рассказать о своем отклонении специалисту.

Также в неприятии публичного обсуждения BIID можно увидеть подспудное стремление государства сохранить совокупность частей своего «тела» через воспроизводство образов цельности, слаженности и здоровья, формирующих модель «идеального гражданина».

Так табуируются любые теории и практики отъединения, будь то сепаратизм или проблемы людей, страдающих BIID. В США, где христианская этика во многом влияет на общественную жизнь, синдром может восприниматься негативно из-за того, что больной, добровольно ампутируя себе конечность, нарушает целостность Церкви, аллегорически представляемой как Тело Христово.

Исследовалось и обратное явление. Брайан Аксель в своей работе «Диаспоральное воображаемое» показывает, как демонстрация в интернете практик расчленения и отъединения частей тела у индийских сикхов становится аллегорией раздробленного Халистана, их родины. Это воинственный выпад врагов, которые с помощью медиации и метафор бьют по больному месту национального самосознания, напоминая, что у сикхов нет собственного государства.

В постсоветской и даже западной массовой культуре образы больного BIID и «нормального гражданина», включенного в «тело государства», всегда противопоставлены. Официально провозглашаемые идеи единства, поглощения и накопления, с одной стороны, и ценности, декларируемые «чудаками с „лишними“ конечностями», с другой, оказываются несовместимы. И до включения потребностей таких людей в общую этическую норму или хотя бы в медицинское законодательство еще далеко.

Источник