Синдром все дураки а я умный

Невежество чаще рождает уверенность, чем знания

Чарльз Дарвин

Любому человеку всегда сложно, а иногда и невозможно объективно оценить себя со стороны. Это наглядно проявляется в психологии – данный эффект называется эффектом Даннинга-Крюгера.

Если говорить о нем коротко, то он проявляется в том, что глупые люди склонны переоценивать свои умственные способности и имеют завышенную самооценку, считая при этом окружающих более глупыми, чем они сами. Умные люди в силу большего кругозора и знаний понимают, что в мире полно людей более умных, чем они сами, и вследствие этого часто имеют низкую самооценку.

Эффект Даннинга-Крюгера был опубликован совсем недавно – в 1999 году. Два американских социальных психолога – Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер – провели несколько экспериментов со студентами Корнеллского университета. Выводы, которые они сделали, неутешительны для глупых людей.

Было выяснено, что они чаще всего переоценивают свою квалификацию и знания, не в состоянии объективно оценить квалификацию других людей (занижая ее) и свою собственную (завышая). Также психологи выяснили, что при обучении и повышении своей квалификации человек начинает всё больше осознавать невысокий уровень своих бывших знаний.

Наверняка каждый из читателей сталкивался в своей жизни с практическим проявлением этого эффекта. Вернее, мы с ним сталкиваемся ежедневно, зачастую помногу раз, но не всегда понимаем это в силу слабых познаний в области социологии. Простой пример.

Компания работает над крупным проектом. Проект завален. Кто виноват? Руководитель проекта полагает, что не справились его подчиненные. Они не выполнили задачу, плохо работали. Но руководителю и в голову не придет, что всему виной… он сам. Именно он не выстроил эффективную систему управления, при которой проект был бы успешно завершен. Но недалекому человеку в случае успеха свойственно приписывать все заслуги себе, а в случае провала – искать причины в других. Такому руководителю и в голову не приходит, что проект завален именно в силу его низкой квалификации как управленца. Из-за этого зачастую разваливаются не только проекты, но целые отрасли народного хозяйства.

Другой наглядный пример – комментарии на Дзене. Самоуверенность, безаппеляционные заявления, отрицание очевидных и понятных каждому умному человеку фактов – всё это встречается сплошь и рядом и служит наглядным примером рассматриваемого эффекта.

Но не стоит понимать эффект Даннинга-Крюгера только в черно-белых цветах. Он гораздо шире, чем кажется на первый взгляд и применим к каждому человеку на Земле. К примеру, достаточно умный и квалифицированный человек в какой-то области может быть абсолютно некомпетентен в другой, и даже не догадываться об этом. И даже более или менее компетентные люди могут переоценивать свои умения, считая, что они уже достигли совершенства, хотя это и не так.

Тем не менее, многим действительно умным людям в той или иной степени всё же можно приписать «горе от ума». Они менее склонны к риску, так как в состоянии просчитать последствия того или иного действия. Поэтому они чаще всего не находят себя в тех областях, где необходимо меньше думать и больше действовать.

Источник

Это бывает у тех, кто действительно наделён интеллектом, но толку от этого нет. Человек ощущает себя “самым умным в комнате”, точно видит, что другие уступают ему в развитии, и это даже является правдой, но .. счастья в жизни ему это не принесло. Под счастьем я подразумеваю успех, которого хотелось бы самому человеку – выйти на тот уровень жизни мечты, о котором грезится.

Например, литературный критик. Или умный блогер в сети. Выходит новая книга одного из самых популярных авторов планеты, и этот блогер- критик пишет разгромную статью, что писатель – всё. Сдулся. Больше ничего из себя представляет. Не стоит той бумаги, на которой отпечатано его словоблудие. И знаете, эта статья даже может быть сверхинтеллектуальной и иметь достойную доказательную базу. Может быть, критик даже прав в том, что писатель халтурит. Может быть, его анализ произведения писателя верен, точен, талантлив и даже гениален. Он увидел всё очень точно и разгромил нашего писателя не без оснований. Только есть один нюанс:

Писателя читает весь мир, новые книги выкупаются по предзаказу, а к самому писателю стоит очередь издателей. А блогер наш работает фотографом для пропитания и за пару тысяч снимает чужие свадьбы где-то на окраине.

То же самое касается всех остальных знаменитостей. Действительно, очень многие из них не блещут интеллектом, и да, кто-то из простых людей, никому не известных, может быть более умным и развитым, чем какая-то певица ртом на эстраде.

То же самое про начальников. Всем известно, что большинство начальников – идиоты по мнению подчинённых. Очень часто, к слову, это так и есть. Только почему-то начальник всё равно он, у мы, умные – в обслуге у него.

Почему? В чём прикол? Где справедливость? В какой-то момент наш умный-разумный человек задаётся вопросами:

Почему эти идиоты успешны, а я нет? Почему они живут жизнью мечты и всем довольны, а я нет?

Или даже бывает, что идиоты живут убого, но почему Я, не идиот, а очень даже одарённый человек, тоже живу убого, как и они?

В общем, почему я, такой блестящий, живу как все посредственности?

Ответ простой: пока человек фокусируется на чужих недостатках и их критике, он спускает свою жизнь в унитаз. Без исключений.

Развивается то, на что идёт энергия. Если внимание идёт на критику и осуждение других, на обдумывание в чём они не правы – это значит, что в этот момент наша энергия идёт туда – к другим.

А это значит, что в этот момент наша энергия не идёт нам.

А это значит, что в этот момент наша жизнь не получает заряда на развитие и, закономерно, не развивается в нужном нам ключе. Ведь мы же на это направляем всё своё внимание? Не на то, как сделать свою жизнь сказкой, а на то, какие все вокруг идиоты, один я – самый умный и всё понимаю?

Читайте также:  Южный парк синдром туретта мат

Как исправить? Само собой, ответ такой же простой:

Перестать сливать свою драгоценную жизненную силу на других людей. Отстать от них от всех. Сфокусироваться только, исключительно на себе.

Мысли о других людях, осуждение тех, кто не прав, критика тех, кто дурак, разгром тех, кто что-то делает не так – это и есть та самая причина, по которой человек не получает развитие у себя. Потому что энергия ушла в молоко.

Резюме: когда человек одарён блестящим умом, но использует его не себе на благо, а другим во вред (критика и осуждение), это означает, что он пользуется своим даром, как оружием. Поражающим других – косвенно, но больше всего – самого себя.

А должен он пользоваться своим умом, как инструментом. Данным ему для великих дел – чтобы делать сказку былью. Или быль – сказкой.

Сделать сказку былью

******************************

Также по теме: Почему нам жизненно необходимо верить в сказки и побеждающее Добро

Закон причины и следствия в физической реальности – как отказаться от него и от кармы

Источник

«Ваши проблемы вызваны не тем, что вы чего-то не знаете, а тем, в чем вы уверены наверняка, но ваши знания при этом ошибочны», — Джош Биллингс

Кадр из фильма “Собачье сердце”

У каждого  среди знакомых найдется тот, кто считает, будто он умнее, чем на самом деле. Но прежде, чем судить такого чудака, сначала убедитесь, что вы сами не подвержены влиянию эффекта Даннинга-Крюгера.

Эта теория была разработана учеными Корнеллского университета Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом. Им удалось установить, что когнитивное искажение происходит в тот самый момент, когда люди не могут объективно оценить свой уровень компетентности или некомпетентности для выполнения определенного задания, либо которые считают себя более компетентными, чем они есть на самом деле.

Данная теория широко известна и под названием «Гора глупости». Согласно определению в словаре Urban Dictionary, «Гора глупости» – это место, где у вас имеется достаточно знаний о предмете, чтобы о нем говорить, но не хватает мудрости для сбора полной информации или чтения дополнительной литературы по теме.

Что такое эффект Даннинга-Крюгера?

Это метакогнитивное искажение, предполагающее, что человек верит, будто он умнее и компетентнее, чем на самом деле. Впервые данное понятие было упомянуто Крюгером и Даннингом в их исследовании «Неквалифицированные и не знающие об этом: как трудности определения человеческой некомпетентности приводят к завышенной самооценке».

По своей сути, теория показывает, что люди с низкой квалификацией не умеют критически мыслить и неспособны понять, насколько их квалификация является низкой. Это приводит к появлению у них ошибочного чувства полноты своих знаний и высокой компетентности. Другими словами – это когда человек слишком глупый, чтобы осознать степень своей глупости.

Как Даннинг и Крюгер проверяли свою гипотезу?

Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер разработали свою теорию на основании прохождения участниками эксперимента серии юмористических, логических, научных и грамматических тестов. В ходе исследования ученые заметили, что те из участников, которые постоянно получали высший балл, недооценивали себя.

И, наоборот, те, кто справился с заданием хуже всего, считали, будто прошли тест идеально. В каждом из тестов с ухудшением когнитивных способностей ухудшалась и способность каждого конкретного участника объективно оценивать свои знания.

В одном из экспериментов Даннинг и Крюгер спросили участников, что они знают об определенных технико-научных концепциях. Суть была в том, что некоторые из понятий ученые придумали сами. Большое количество испытуемых утверждали о знании терминов вроде фотона и центробежной силы. Но вот что интересно – эти же люди говорили и о знании вымышленных концепций, вроде параллаксовых пластин, ультралипидов и холарина.

В чем состояло открытие?

Даннинг и Крюгер определили, что наиболее опасной является ситуация, когда люди имеют лишь поверхностные знания о предмете. Эта идея знакома человечеству уже несколько поколений подряд. Так, еще в 1709 году Александр Поуп написал в своей книге «Опыт о критике» следующую фразу: «Полузнайство – вещь опасная». Или, как сказал юморист Джош Биллингс, «ваши проблемы вызваны не тем, что вы чего-то не знаете, а тем, в чем вы уверены наверняка, но ваши знания при этом ошибочны».

К сожалению, простого решения здесь не найти. По словам Даннинга, для того, чтобы плохой работник осознал свою некомпетентность, ему понадобится та самая экспертиза, которой у него нет.

Даннинг и Крюгер показали, что по мере углубления знаний человека о конкретном предмете или получении им новых навыков, он начинает менее лестно оценивать свои способности. Вы осознаете все то, что вам еще неизвестно о данном предмете. И это абсолютно другой тип когнитивного искажения – синдром самозванца.

Опасность эффекта

Хотя наблюдать за тем, как кто-то выставляет себя идиотом, может казаться веселым, но эффект Даннинга-Крюгера может иметь довольно негативные последствия.

Например, врачи выяснили, что пожилые люди отказываются от облегчающих боль физических упражнений даже несмотря на то, что это самый эффективный способ лечения. Все дело в их ошибочной уверенности, будто дискомфорт в мышцах, появляющийся после занятий, свидетельствует об ухудшении состояния здоровья.

Или пример серьезнее: иногда матери в Индии не дают воды своим грудничкам, страдающим от диареи, поскольку полагают, что именно вода является причиной заболевания.

И пример глобальнее: эксперты предполагают, что кризис 2008-го года произошел по причине самоуверенности финансистов и потребителей, финансовая грамотность которых оказалась очень низкой.

Заключение

Конечно, очень тяжело признать, что вы чего-то не знаете. Например, если вы не сильны в грамматике, то как вы можете знать, что нарушили правила правописания? Наверное, каждый человек в чем-то преувеличивает глубину своих познаний, или считает, что у него больше навыков, чем он имеет на самом деле. Поэтому, на всякий случай, лучше все же проверять информацию, прежде чем высказать вслух свою точку зрению.

Читайте также:  Узи на 30 неделе синдром дауна

По материалам — learning-mind.com
Перевод и адаптация — MORE СМЫСЛА

P.S. Понравилась статья? Нажмите “Нравится”, чтобы мы с вдохновением написали ещё одну. Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен — впереди много интересного!

Источник

Почему невежественные люди так уверены в себе? А умные и образованные во всем сомневаются. В психологии этот парадокс известен, как эффект Даннинга — Крюгера. Давайте разберем, в чем он заключается и каковы причины железобетонной уверенности глупцов.

Мы привыкли, что в обычной жизни именно знания нам дают уверенность. Когда первый раз садишься за руль и едешь по незнакомой дороге – это страшно! В сотый раз ты делаешь это свободно. Так и на экзаменах и в работе. Отсюда вывод: чем больше мы знаем, чем мы умнеем – тем мы должны быть увереннее?

Оказалось, далеко не всегда. В психологии есть феномен, когда именно глупость вселяет маниакальную уверенность в своих силах. И это не отклонение, а повсеместное явление. И вот интересная история, которая натолкнула психологов на мысль о феномене.

В 1995 году грабитель Макартур Уилер вынес деньги из двух банков. Он был сильно удивлен, что его поймали по камерам видеонаблюдения.

Какие меры безопасности он принял? Облил себя лимонным соком! Ведь из него делают невидимые чернила, значит и видеокамеры не заметят.

То есть у человека никаких специальных знаний и навыков не было, но у него была 100-процентная уверенность, что его не поймают. При этом он не идиот и не принимал запрещенные препараты.

Психологи Даннинг и Крюгер впечатлились этой историей и провели серию тестов. Задавали людям вопросы из разных научных сфер и спрашивали их мнение, насколько те уверены в ответе.

Оказалось, что авторы неправильных ответов были уверены гораздо больше, чем те, кто ответил верно. Парадокс!?

Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю»

Об этом думал еще Сократ, когда сказал знаменитое «Я знаю, что ничего не знаю». Он объяснял это такой аналогией.

Он рисовал на песке круг. И говорил – вот все, что внутри этого круга – это область того, что я знал в начале пути. А остальной песок – это неизведанное.

После этого Сократ рисовал круг в три раза больше и говорил: вот так вырос объем моих знаний пока я изучал этот мир. Смотрите, знаний стало больше, а граница с незнанием тоже выросла очень сильно! Поэтому, «я знаю, что ничего не знаю».

Причины уверенности у глупых людей

Психологи выдвинули несколько объяснений.

Все плохие – я хороший! Некомпететные люди больше обращают внимания не на достоинства других, а на недостатки. Даже если они находятся в группе 20% слабейших, они найдут тех, кто глупее их и будут гордиться тем, что они выше.

Компетентные, наоборот, больше замечают тех, кто успешен. Тянутся к ним. И они видят, что хуже их, потому и чувствуют себя неуверенно.

Разная трактовка везения. Новичкам и дуракам всегда везет, как гласит народная мудрость. На самом деле, не совсем так. Конечно, всегда есть вероятность того или иного события. Даже суперпрофессиональный актер не может быть уверен, что роль отдадут ему. Есть еще масса внешних обстоятельств, которые влияют на вероятность события (и это мы и называем в быту везением). Некомпетентным людям свойственно везение трактовать, как свои усилия. Не «так совпало», а «я этого добился!».

Один мой бывший начальник построил у себя на работе культ своей личности. И каждую его шутку встречали бурными овациями. Он искренне считал, что он очень крутой юморист. И он очень удивился, когда попробовал себя в стендапе и ни одну его шутку зал не оценил – все выступление ушло в тишину.

Подсознание. Сам автор открытия Дэвид Даннинг полагал, что такая невежественность – это не столько глупость, сколько эффект подсознания. В него заливается винегрет из ложных теорий, неправильно понятого опыта, предрассудков и пословиц. А человек искренне полагает, что это знание.

Как у меня в одной из статей, я разбирал различия между православными и католиками. И одно из главных связано, с так называемым непорочным зачатием Девы Марии.

Православные считают, что Богородица, как и все люди, имела первородный грех и очистилась от него с помощью рождения Христа.

Католики считают, что Богородица не имела первородного греха когда на нее сошел Святой Дух.

И один комментатор с пеной у рта всех убеждал, что «автор глупец! Православные тоже верят в непорочное зачатие Девы Марии». И как автор, дескать, имеет право о таком писать!

Виноват ли он в своей некомпетентности? Вероятно, нет. Он же сделал это не со зла. Он и правда был убежден, что православные в это верят и яростно отстаивал свою правоту. Другой вопрос, что ему не хватило культуры и такта адекватно донести эту мысль.

Как спастись от невежества?

Ответ тривиален – учиться! Если человек пытается разобраться в вопросе, то невежество и правда отступает. Он начинает относиться к предмету, как адекватный человек.

Вы замечали, как аккуратно говорят об истории ученые? Они видят много факторов, которые определили то или иной событие. А как философы смотрят на вопросы о смысле жизни и строении мира? При этом, любой «дядя Валера» на кухне будет безапелляционно утверждать, что знает все про нашу экономику, когда конец конец света и как устроена психология женщин. Но сможет ли он, в отличие от ученых, донести свои мнения до масс? Это вряд ли.

Поэтому, друзья, давайте помнить об этой ловушке психики и непрерывно обучаться!

Источник

«Äóðàê äóìàåò, ÷òî îí ìóäð, íî ìóäðåö çíàåò, ÷òî îí äóðàê», — ïèñàë Øåêñïèð â ïüåñå «Êàê âàì ýòî ïîíðàâèòñÿ». È çíàåòå, ýòà ñòðîêà ïðåêðàñíî çàêëþ÷àåò â ñåáå äóõ ýôôåêòà Äàííèíãà-Êðþãåðà.

Читайте также:  Причины и лечение синдрома усталых ног

Ýôôåêò Äàííèíãà-Êðþãåðà — ýòî êîãíèòèâíûé óêëîí, âïåðâûå ïîä÷åðêíóòûé Äýâèäîì Äàííèíãîì è Äæàñòèíîì Êðþãåðîì â èññëåäîâàíèè 1999 ãîäà «Íåêâàëèôèöèðîâàííûé è íå ïîäîçðåâàþùèé îá ýòîì»: êàê òðóäíîñòè ñ ðàñïîçíàâàíèåì ñîáñòâåííîé íåêîìïåòåíòíîñòè ïðèâîäÿò ê çàâûøåííûì ñàìîîöåíêàì». Îí ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïðåäâçÿòîñòü â îöåíêå íàøèõ ñîáñòâåííûõ ñïîñîáíîñòåé, êîòîðàÿ ïðîèñòåêàåò èç íàøåé îãðàíè÷åííîé ïåðñïåêòèâû. Êîãäà ó íàñ ïëîõîå èëè íåñóùåñòâóþùåå ïîíèìàíèå êàêîé ëèáî òåìû, ìû áóêâàëüíî ñëèøêîì ìàëî çíàåì î íåé, ÷òîáû ïîíÿòü, íàñêîëüêî ìàëî ìû çíàåì.

Ýòî èññëåäîâàíèå çàðîäèëîñü ïîñëå ïðîäåëîê Ìàêàðòóðà Óèëåðà, îäíîãî ïðåñòóïíèêà, êîòîðûé ñðåäü áåëà äíÿ ðåøèë îãðàáèòü äâà ñáåðåãàòåëüíûõ áàíêà â Ïèòòñáóðãå. Óèëåð èìåë ïðè ñåáå ïèñòîëåò, íî äàæå íå ñîáèðàëñÿ ñêðûâàòü ñâîå ëèöî ïîä ìàñêîé. Ýòî ïîçâîëèëî ïîëèöèè ïîëó÷èòü åãî èçîáðàæåíèå ñ êàìåð âèäåîíàáëþäåíèÿ è ïðîèçâåñòè àðåñò. Îäíàêî èìåëàñü â ýòîì äåëå îäíà èíòåðåñíàÿ äåòàëü.

Êîãäà ïîëèöèÿ ïðèøëà ê íåìó äîìîé, ìèñòåð Óèëåð áûë ÿâíî óäèâëåí è ñìóùåí.

«Íî ÿ íîñèë ñîê», — îïðàâäûâàëñÿ îí, ïðåæäå ÷åì îôèöåðû âûâåëè åãî.

Ëèìîííûé ñîê

 êàêîé-òî ìîìåíò ñâîåé æèçíè ìèñòåð Óèëåð óçíàë, ÷òî ëèìîííûé ñîê ìîæíî èñïîëüçîâàòü êàê «íåâèäèìûå ÷åðíèëà». Çàïèøèòå ÷òî-íèáóäü íà ëèñòå áóìàãè, èñïîëüçóÿ ëèìîííûé ñîê, è âû íè÷åãî íå óâèäèòå ïîêà íå íàãðååòå åãî. Ïîýòîìó, îí íàìàçàë ëèöî ýòèì ñîêîì è ïîøåë ãðàáèòü áàíê, óâåðåííûé, ÷òî êàìåðû íå ñìîãóò ðàñêðûòü åãî ëè÷íîñòü, ïîêà îí íå ïðèáëèçèòñÿ ê êàêèì-ëèáî èñòî÷íèêàì òåïëà.

Îäíàêî ñòîèò îòìåòèòü, ÷òî ìèñòåð Óèëåð íå áûë íàñòîëüêî íàèâåí è íå ïîëàãàëñÿ íà ñëåïóþ âåðó. Îí äåéñòâèòåëüíî ïðîâåðèë ñâîþ òåîðèþ, ñäåëàâ ñåëôè ñ ïîìîùüþ êàìåðû Polaroid (âî âñåõ íàñ åñòü íà÷èíàþùèé ó÷åíûé). Ïî êàêîé-òî ïðè÷èíå, âîçìîæíî, ôîòîáóìàãà áûëà ïîâðåæäåíà (ìû òî÷íî íå çíàåì ïî÷åìó), íî êàìåðà âåðíóëà ÷èñòîå èçîáðàæåíèå.

Êàê áû òàì íè áûëî, íî íîâîñòü îá ýòîì ñëó÷àå îáëåòåëà âåñü ìèð, âñå ñìåÿëèñü, à ìèñòåðà Óèëåðà îòâåçëè â òþðüìó. Îäíàêî ïîëèöèÿ ïðèøëà ê âûâîäó, ÷òî îí íå ñóìàñøåäøèé è íå ïðèíèìàë íàðêîòèêè, îí äåéñòâèòåëüíî âåðèë, ÷òî åãî ïëàí ñðàáîòàåò. Âî âðåìÿ ñâîåãî îáùåíèÿ ñ ïîëèöèåé îí íå ìîã ïîâåðèòü, ÷òî íåâåæåñòâî ïîäâåëî åãî.

 òî âðåìÿ Äýâèä Äàííèíã ðàáîòàë ïñèõîëîãîì â Êîðíåëëüñêîì óíèâåðñèòåòå, è ñòðàííàÿ èñòîðèÿ ïðèâëåêëà åãî âíèìàíèå. Çàðó÷èâøèñü ïîääåðæêîé Äæàñòèíà Êðþãåðà, îäíîãî èç åãî àñïèðàíòîâ, îí ðåøèë ïîíÿòü, êàê ìèñòåð Óèëåð ìîã áûòü íàñòîëüêî óâåðåí â ïëàíå, êîòîðûé áûë ÿâíî ãëóïûì. Òåîðèÿ, êîòîðóþ îíè ðàçðàáîòàëè, çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ïî÷òè âñå ìû ñ÷èòàåì, ÷òî íàøè ñïîñîáíîñòè â îïðåäåëåííûõ îáëàñòÿõ âûøå ñðåäíåãî, è ÷òî áîëüøèíñòâî ëþäåé îöåíèâàþò íàøè íàâûêè ãîðàçäî ëó÷øå, ÷åì îíè åñòü íà ñàìîì äåëå. Ýòî «èëëþçèÿ óâåðåííîñòè», êîòîðàÿ ëåæèò â îñíîâå ýôôåêòà Äàííèíãà-Êðþãåðà.

Ìû âñå íåâåæåñòâåííû

Èíîãäà ìû íå ìîæåì îñîçíàòü ñâîþ íåêîìïåòåíòíîñòü. Ýòî ñëó÷àåòñÿ, êîãäà «íàâûêè, êîòîðûå íàì íåîáõîäèìû äëÿ ïîëó÷åíèÿ ïðàâèëüíîãî îòâåòà, — ýòî èìåííî òå íàâûêè, êîòîðûå íàì íåîáõîäèìû, ÷òîáû ðàñïîçíàòü, ÷òî òàêîå ïðàâèëüíûé îòâåò». — ïèøåò Äàííèíã â «Ñàìîîöåíêà: ïðåïÿòñòâèÿ è îáõîäíûå ïóòè ê ïîçíàíèþ ñåáÿ».

 ñâîåì ïåðâîì èññëåäîâàíèè, êîòîðîå îíè ïðîâåëè â 1999 ãîäó, ó÷åíûå çàäàëè ñòóäåíòàì â Êîðíåëëå ðÿä âîïðîñîâ î ãðàììàòèêå, ëîãèêå è þìîðå (âîïðîñû èñïîëüçîâàëèñü äëÿ îöåíêè ðåàëüíûõ íàâûêîâ ó÷àùèõñÿ), à çàòåì ïîïðîñèëè êàæäîãî îöåíèòü îáùèé áàëë, êîòîðûé îíè ïîëó÷àò, è êàê ýòî ñîîòíîñèòñÿ ñ áàëëàìè äðóãèõ ó÷àñòíèêîâ.

Èññëåäîâàòåëè îáíàðóæèëè, ÷òî ó÷åíèêè ñ ñàìûì íèçêèì ðåéòèíãîì ïîñëåäîâàòåëüíî è ñóùåñòâåííî ïåðåîöåíèâàþò ñâîè ñïîñîáíîñòè. Ñòóäåíòû â íèæíåì êâàðòèëå (ñàìûå íèçêèå 25% ïî áàëëàì) ñ÷èòàëè, ÷òî îíè â ñðåäíåì ïðåâîñõîäèëè äâå òðåòè äðóãèõ ñòóäåíòîâ (òî åñòü, ÷òî îíè çàíèìàëè âåðõíèå 33% ïî áàëëàì).

Ïîñëåäóþùåå èññëåäîâàíèå, ïðîâåäåííîå àâòîðàìè íà ñòðåëüáèùå, ïîêàçàëî àíàëîãè÷íûå ðåçóëüòàòû. Äàííèíã è Êðþãåð èñïîëüçîâàëè àíàëîãè÷íóþ ìåòîäîëîãèþ, çàäàâàÿ âîïðîñû î áåçîïàñíîñòè îðóæèÿ è îöåíèâàÿ, íàñêîëüêî õîðîøî «ëþáèòåëè ïîñòðåëÿòü» âûïîëíÿþò òåñòîâîå çàäàíèå. Òå, êòî ïðàâèëüíî îòâå÷àë íà íàèìåíüøåå êîëè÷åñòâî âîïðîñîâ, òàêæå î÷åíü ñèëüíî ïðåóâåëè÷èâàëè ñâîå ìàñòåðñòâî âëàäåíèÿ îãíåñòðåëüíûì îðóæèåì. Äðóãîå èññëåäîâàíèå ïîêàçàëî, ÷òî 80% âîäèòåëåé îöåíèâàþò ñâîè íàâûêè êàê âûøå ñðåäíåãî, ÷òî áóêâàëüíî íåâîçìîæíî ìàòåìàòè÷åñêè.

Ýòî íå õàðàêòåðíî òîëüêî äëÿ òåõíè÷åñêèõ íàâûêîâ, îíî â ðàâíîé ñòåïåíè ïðîÿâëÿåòñÿ âî âñåõ ñôåðàõ ÷åëîâå÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Ìû òåì æå ñàìûì îáðàçîì ñêëîííû îöåíèâàòü íàøó ñîáñòâåííóþ îòíîñèòåëüíóþ ïîïóëÿðíîñòü â îáùåñòâå.

Íåäîîöåíêà ñîáñòâåííîé êîìïåòåíòíîñòè

 ñâîåì ïåðâîì èññëåäîâàíèè Äàííèíã è Êðþãåð òàêæå îáíàðóæèëè, ÷òî ó÷àùèåñÿ, íàáðàâøèå âûñøèé êâàðòèëü (25%), îáû÷íî íåäîîöåíèâàþò ñâîþ ñîáñòâåííóþ êîìïåòåíòíîñòü. È õîòÿ îíè ãîðàçäî ëó÷øå ïîíèìàþò, ãäå îíè íàõîäÿòñÿ, èì êàæåòñÿ, ÷òî åñëè çàäà÷à ÿñíà è ïðîñòà äëÿ íèõ, îíà äîëæíà áûòü òàêîâîé è äëÿ âñåõ îñòàëüíûõ.

Òî åñòü, åñëè ìû âîçìåì ïî ÷åëîâåêó èç ýòèõ äâóõ ãðóïï (èç ïîïàâøèõ â íèçøèå è âûñøèå 25%), òî óâèäèì, ÷òî îíè îáà ó÷àñòâóþò â «èëëþçèè óâåðåííîñòè» — ñ îäíîé ñòîðîíû, ýòà óâåðåííîñòü â ñåáå, ñ äðóãîé, óâåðåííîñòü âî âñåõ îñòàëüíûõ.

Îáðàòíàÿ ñâÿçü

Õîòÿ âñå ìû, ïîõîæå, îäèíàêîâî ñêëîííû ââîäèòü ñåáÿ â çàáëóæäåíèå, íî åñòü åùå îäèí èíòåðåñíûé íüþàíñ ìåæäó òåìè, êòî èìååò óâåðåííîñòü îòíîñèòåëüíî ñåáÿ è òåìè, êòî èñïûòûâàåò óâåðåííîñòü âî âñåõ îñòàëüíûõ.

 õîäå ñâîèõ èññëåäîâàíèé Äàííèíã è Êðþãåð îáíàðóæèëè, ÷òî õîðîøèå ó÷åíèêè ëó÷øå ïðîãíîçèðóþò ñâîþ óñïåâàåìîñòü íà áóäóùèõ ýêçàìåíàõ, åñëè èì äàòü òî÷íóþ îáðàòíóþ ñâÿçü î áàëëàõ, ïîëó÷åííûõ èìè â íàñòîÿùåå âðåìÿ, è èõ îòíîñèòåëüíîì ðåéòèíãå â êëàññå. Ó÷àùèåñÿ ñ ñàìûìè íèçêèìè ïîêàçàòåëÿìè íå èçìåíèëè ñâîè ïðîãíîçû äàæå ïîñëå ïîëó÷åíèÿ ÷åòêîé è íåîäíîêðàòíîé îáðàòíîé ñâÿçè î òîì, ÷òî ó íèõ ïëîõèå ïîêàçàòåëè. Îíè ïðîñòî íàñòàèâàëè íà òîì, ÷òî èõ ïðåäïîëîæåíèÿ âåðíû.

Ýôôåêò Äàííèíã-Êðþãåðà íå ïðîâàë ñ íàøåé ñòîðîíû, ýòî ïðîñòî ïðîäóêò íàøåãî ñóáúåêòèâíîãî ïîíèìàíèÿ ìèðà. Âî âñÿêîì ñëó÷àå, ýòî ñëóæèò ïðåäîñòåðåæåíèåì ïðîòèâ ïðåäïîëîæåíèÿ, ÷òî ìû âñåãäà ïðàâû, è ïîä÷åðêèâàåò âàæíîñòü íåïðåäâçÿòîñòè è êðèòè÷åñêîãî âçãëÿäà íà ñâîè ñïîñîáíîñòè.

Èñòî÷íèê

Источник