Синдром выгорания у специалистов помогающих профессий

Жизнь надо устраивать до того состояния, пока она не станет устраивать тебя.©
За последние несколько десятилетий наша жизнь сильно изменилась. За это время всё более популярными становятся книги и семинары по снижению стресса, управлению стрессом, по гармонизации жизни. Жизнь в городе и высокая занятость на работе отнимают много времени и сил. Поэтому уже с 70-х годов ХХ века психологи, работающие на предприятиях, начали исследовать работников и определять особенности характера и поведения, влияющие на производительность труда, уровень стресса и показатели здоровья. Похожие исследования проводились в Советском Союзе и за рубежом. Основной целью этих исследований было определение ключевых факторов поддержания хорошего самочувствия, работоспособности и сохранению здоровья городских жителей и работников крупных предприятий в разных сферах экономики. Результаты исследований в разных странах оказались идентичны. Удалось установить, что сфера профессиональных интересов человека определяется в юности, и в дальнейшей жизни люди меняют места работы именно “в своей” сфере. Также вызвала большой интерес психологов и врачей следующая особенность: люди, считающие для себя наиболее привлекательной работу в сфере “человек-человек”, с возрастом имеют больше хронических заболеваний и меньшую продолжительность жизни.
Работа в сфере “человек-человек” относится к так называемым “помогающим профессиям”. Что же это за профессии, и какие люди их для себя выбирают? Основные “помогальщики” — это психологи, учителя, медицинские и социальные работники, специалисты сферы услуг (продавцы, парикмахеры, таксисты и т.д.). Люди, выбирающие работу с большим количеством общения с другими людьми, чаще испытывают напряжение, находятся в ситуации длительного стресса из-за интенсивного общения и необходимости контролировать себя. От физического и психологического состояния “помогальщика” зависит качество выполнения и результативность работы. Давно известно, что для эффективной работы специалисту помогающей профессии просто необходимо быть именно квалифицированным специалистом. Профессиональные психологи, учителя, врачи и другие специалисты, работающие в другими людьми, опираются на определённые технологии, существующие в профессии. В современном мире врачевание, психологическая помощь и работа учителя не являются искусством, уже несколько десятилетий во всех этих специальностях существуют определённые техники и технологии, гарантирующие получение запланированных результатов. Определённые черты характера, высокая загруженность на работе или токсичные отношения с коллегами у “помогальщиков” приводят к снижению результатов работы и нарастанию раздражительности у специалистов. Изменение характера и поведения стали обозначать термином “синдром эмоционального выгорания” (СЭВ).
Впервые этот синдром был описан американскими учёными в 70-ые годы ХХ века. СЭВ — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. При развитии эмоционального выгорания у специалистов быстро возникает усталость, раздражительность, им с трудом удаётся решать новые задачи и нарастает неудовлетворение от выполнения работы. Это определённый защитный механизм, приводящий специалиста к частичной или полной утрате сочувствия, сопереживания, уважения к другому человеку во время своей профессиональной деятельности. “Выгоревший” специалист большую часть рабочего времени функционирует на минимальном уровне эмоционального включения. Такое состояние позволяет экономить личные психологические ресурсы, но также может приводить к снижению качества работы и увеличению количества ошибок. Также возрастает количество жалоб на работу такого сотрудника.
Также в СЭВ включили снижение самооценки, отрицательное отношение к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к пациентам и клиентам. Считалось, что выгорание приводит к состоянию изнеможения и ощущению собственной бесполезности.
И всё же чаще развитию СЭВ способствуют личностные особенности специалиста: высокая эмоциональная подвижность, развитый самоконтроль, способность подавлять отрицательные эмоции, тревожность как черта характера и неумение справляться негативными переживаниями. Существенное влияние на развитие эмоционального выгорания оказывает отсутствие должного материального вознаграждения за работу. Низкая зарплата переживается специалистом как непризнание его труда, бесполезность работы, понижает самооценку и приводит к быстрому возникновению раздражения во время выполнения своих профессиональных обязанностей.
По данным различных исследований, среди специалистов помогающих профессий, СЭВ распространён от 7–8% у молодых специалистов, до 70–85% у психиатров и психотерапевтов с большим стажем работы. Чаще выгорание развивается при длительном контакте с человеком в трудной жизненной ситуации, при объективных обстоятельствах, когда работа “помогальщика” (врача, медицинской сестры, психолога, соцработника и пр.) не может избавить пациента/клиента от страдания. Также низкий социальный статус профессии, например, учителя и медсестры, чаще приводит к выраженному СЭВ у большого количества специалистов. Например, по данным собственных исследований, было установлено, что средний медицинский персонал гораздо чаще чувствовал раздражение к пациентам, и указывал на меньшее удовольствие от работы, чем врачи.
Основные признаки выгоревшего специалиста:
- Истощение — чувство перенапряжения и недостаток эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После продолжительного отдыха или отпуска состояние улучшается, однако быстро возвращается при возвращении на обычную работу.
- Личная отстранённость — утрачивается интерес к другому человеку (пациенту, клиенту, ученику), перестаёт интересовать профессиональная деятельность.
- Ощущение утраты собственной эффективности, снижение профессиональной самооценки, удовлетворённости работой и веры в свои профессиональные возможности.
Профилактика СЭВ
Основным в лечение СЭВ является профилактика! Именно поэтому одновременно с исследованиями эмоционального выгорания была начата работа по разработкам в психологии здоровья и благополучия человека.
Специалистам, работающим в сфере “человек-человек”, основное внимание стоит обратить на снижение стрессовых факторов, связанных с профессиональной деятельностью. Также уделить внимание выравниванию баланса между затрачиваемыми усилиями и получаемым вознаграждением (оплатой труда). Если за свою работу невозможно получать адекватную оплату, то это является серьёзным основанием либо для смены места работы, либо стоит снизить интенсивность нагрузки. Недостаточная финансовая компенсация и нехватка времени и средств для физического восстановления быстро приведут к развитию СЭВ.
Также самому специалисту необходимо уделять внимание психогигиене своей работы и жизни, которая заключается в следующем:
- Определить краткосрочные и долгосрочные цели собственной профессиональной деятельности, установить собственные критерии эффективности. Стоит учитывать, что наиболее эффективной признана стратегия, когда достижение долгосрочной цели рассматривается не как длительный марафон, а как череда спринтов.
- Уделять внимание собственному эмоциональному и физическому состоянию, обязательно отдыхать, уходить в отпуск и переключаться с профессиональной деятельности на другие занятия и хобби. По этому поводу есть хорошая шутка, что лошадь в колхозе работала больше всех, но так и не стала председателем.
- Узнать и развивать навыки саморегуляции (релаксация, медитации, позитивный внутренний диалог). Данные навыки полезны любому человеку и позволяют быстрее восстанавливать своё эмоциональное состояние.
- Продолжать профессиональное развитие: узнавать новое, проходить обучение, стажировки, участвовать в профессиональном сообществе. Новые знания и широкий круг профессионального общения поддерживают профессиональную самооценку.
- Иметь широкий круг общения, друзей и родственников, которые позитивно оценивают личность человека и его профессиональную деятельность. Стоит помнить, что личность человека гораздо шире, чем профессия.
- Поддерживать хорошую физическую форму. Как минимум, высыпаться и поддерживать физическую активность, которая приносит удовольствие.
Моя собственная работа психологом и семейным терапевтом приучила уделять внимание графику жизни с режимом работы и отдыха. Также всегда помогает повышение квалификации, общение с коллегами и участие в жизни профессионального сообщества.
Сложность работы в помогающей профессии заключается ещё и в том, что клиенты/пациенты и коллеги оценивают нашу профессиональную компетентность по способности справляться с трудностями в собственной жизни. Поэтому, если хочешь быть эффективным специалистом, то также придётся стать экспертом по психологическому благополучию, быть готовым постоянно уделять внимание собственной жизни и делать её лучше и разнообразнее.
Источник
Синдром выгорания был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. В настоящее время термин «выгорание» принято употреблять в связи с профессиями, связанными с оказанием помощи человеку, испытывающему негативные переживания, оказавшемуся в критической ситуации. Характерным для данных профессий является асимметрия ответственности за состояние, характер взаимодействия и его результаты для обеих сторон. Ответственность в большей степени лежит на помогающем, он ее осознанно принимает. [10]
Люди таких профессий — это врачи, юристы, психологи, психотерапевты, социальные работники, консультанты и т.д. Люди, работающие по этим специальностям, постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, оказываются в большей или меньшей степени вовлеченными в них, они находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости (чаще других получают сердечно-сосудистые заболевания, неврозы). То есть те, кому приходится взаимодействовать с большим количеством людей (так называемых помогающих профессий).
Когда говорят „сидром сгорания“, имеют в виду конкретные изменения отношения специалиста к предмету профессиональной деятельности и к самому себе:
1) усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;
2) психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница);
3) появление негативного отношения к клиентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений)
4) отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;
5) агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);
6) функциональное, негативное отношение к себе;
7) тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.
Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных (снижение личных) достижений:
— эмоциональное истощение — чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой;
— деперсонализация — циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда;
— редукция профессиональных достижений — возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Подгорающего сотрудника можно отличить по психофизическим, психологическим и поведенческим проявлениям. Как правило, он изнурен эмоционально и физически: снижена активность, восприимчивость и реакция на изменения внешней среды. Среди прочих психофизических признаков выгорания специалисты называют частые головные боли, резкие изменения массы тела, бессонницу, сонливое состояние, нарушение дыхания. Работник становится раздражителен, у него случаются вспышки гнева, он избегает общения. Вместе с этим его гложет чувство вины, гипертрофированной ответственности, страха. Как работник, он низко оценивает свои профессиональные возможности, сомневается в корпоративных и профессиональных ценностях. Выполнять функциональные обязанности ему становится все тяжелее. Он меняет свой рабочий режим, чтобы уменьшить время присутствия на работе. Если сотруднику по роду его деятельности приходится принимать решения, он под разными предлогами отказывается от этого. [21]
Симптомы выгорания могут проявляться не только у отдельных сотрудников, но и у целых трудовых коллективов. По признакам коллективное профессиональное выгорание не особо отличается от индивидуального: сотрудники теряют веру в позитивные изменения на работе и возможность изменить что-либо собственными силами. О близости коллектива к выгоранию можно судить и по конфликтности внутри отдела и общей тяжелой, гнетущей атмосфере.
Специальность сотрудника Телефона Доверия, несомненно, оказывается в списке профессий, на которые распространяется „синдром сгорания“. Он работает с людьми, переживающими кризис, оказавшимися в сложной ситуации, а может быть, даже на грани жизни и смерти. Характерные признаки эмоционального сгорания состоят в ощущении постоянной усталости, тревожности и душевном дискомфорте. Все это нередко приводит к психосоматическим реакциям, развитию фобий, изменению отношения к работе, раздражительности и немотивированной агрессии.
Специфика оказания экстренной психологической помощи задает дополнительные ограничения, которые усиливают эмоциональное напряжение для сотрудника Телефона Доверия:
–невозможность подготовиться к звонку: позвонить могут в любой момент с любой проблемой, консультант должен быть в состоянии готовности постоянно;
–ограниченное время работы с каждым абонентом:
–сложно полностью контролировать контакт: абонент может в любой момент положить трубку и больше не позвонить или не дозвониться;
–длительное время работы, большое количество обращений за смену;
–невозможность „выбора“ клиентов как, в очном консультировании;
–незащищенность сотрудника Телефона Доверия от оскорблений, розыгрышей, сексуальных манипуляций, угроз и т.д.;
–если консультант работает один (без супервизора, один канал), достаточно сложно получить поддержку, консультацию в затруднительной для него ситуации.
Все эти дополнительные стрессовые факторы усиливают возможность появления „синдрома сгорания”. [21]
Источник
Профессиональное выгорание – это частный случай эмоционального выгорания, синдром, который развивается вследствие истощения личностных ресурсов человека на фоне постоянного стресса и усталости, связанных с работой.
Профессиональное выгорание – это нормальная реакция психики на постоянный уровень эмоционального «зашумления». Некоторые исследователи придерживаются точки зрения, что профессиональное выгорание является психологической реакцией адаптации к условиям работы. Прежде всего данному явлению подвержены представители тех профессий, чья деятельность связана с общением с людьми, эмпатией и высокой ответственностью. Причем чем выше эмоциональная нагрузка и чем более уязвимая категория людей, с которой работает человек, тем быстрее происходит выгорание. Также выгорание часто наступает у людей с определенными личностными особенностями, которые являются менее стрессоустойчивыми.
Впервые об этом синдроме заговорили американские Кристина Маслач и Сьюзан Джексон в 1970-х годах. Они выделяли три основные составляющие профессионального выгорания:
- эмоциональное истощение (вследствие высокой нагрузки и конфликтов на работе);
- отстраненное, циничное отношение к людям (возникает как защитная реакция психики на эмоциональное истощение), иногда переходит в дегуманизацию;
- занижение своих профессиональных достижений, синдром самозванца.
По Международной классификации болезней 10 пересмотра данный синдром имеет код Z73.0 (Переутомление).
Усилить симптоматику может внутренний конфликт между реальными условиями работы и желаемыми (круг обязанностей, размер заработной платы, неудобный график).
Эмоциональное выгорание педагогов
Профессиональное выгорание у педагогов наступает вследствие пролонгированного во времени стрессового воздействия в процессе межличностного общения. Согласно различным лонгитюдным исследованиям, за несколько лет работы педагог способен разочароваться в своей профессии и стать либо равнодушным к своим подопечным и эмоционально холодным, либо принять решение о смене рода деятельности на менее стрессовый и не требующий такого уровня эмоциональной включенности.
Факторы, которые способствуют выгоранию педагогов:
- Идеализация своей профессии.
- Высокая ответственность за своих подопечных.
- Высокая эмоциональная и интеллектуальная нагрузка.
- Самоотверженная помощь, которая приводит к дисбалансу между интеллектуально-энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением.
- Регулярные ролевые конфликты.
- Работа с «трудными» детьми.
- Злоупотребление алкоголем (особенно у педагогов в детских домах и в колониях несовершеннолетних).
Психологические переживания педагогов влияют на их работоспособность, психофизиологическое состояние и на характер межличностных отношений с коллегами и детьми. Особенности педагогических коллективов таковы, что в них плохо налажены обратная связь и поддержка, зато часто встречаются критика и разобщенность. Чем дольше длится раздражение, тем быстрее появляются психосоматические заболевания, пропадает любая мотивация к работе.
Эмоциональное выгорание медицинских работников
Согласно статистике, 64% врачей имеют невротические нарушения, 68% – синдром эмоционального выгорания, 38% – депрессивное состояние.
Необходимость работать с нездоровыми и жалующимися людьми делает картину мира медработника более мрачной. Постоянная забота и усилия, направленные на восстановление других, сильно исчерпывают внутренний ресурс человека. Симптомы эмоционального выгорания у медперсонала – истощение и изнеможение, отсутствие сочувствия к пациентам, циничность, неприязнь к работе.
Большое количество факторов, которые даже поодиночке могут привести к профессиональному выгоранию, сочетаются в сфере медицины. Психотравмирующие факторы для медиков, способствующие выгоранию, это:
- постоянное нахождение под давлением со стороны пациентов и их родственников, начальства;
- высокая степень ответственности;
- напряженная и часто однообразная работа;
- нехватка среднего и младшего медперсонала;
- условия труда, близкие к экстремальным (депривация сна, суточные дежурства, неполноценное питание и т.д.).
Все это способствует возникновению высокого уровня психоэмоционального напряжения, которое постоянно присутствует и дополняется необходимостью взаимодействовать с большим количеством людей.
В зависимости от направления работы выгорание может наступать раньше или позже. Например, медсестры выгорают быстрее, чем врачи, а сотрудники отделений реанимации быстрее, чем терапии.
Эмоциональное выгорание психологов
Работа психолога связана с постоянным общением с людьми в кризисных и проблемных ситуациях. Помогающая профессия подразумевает тонкое чувствование состояния другого, поэтому часто негативные эмоции клиентов отражаются на внутреннем состоянии психолога.
Особенно быстро наступает профессиональное выгорание у тех, кто работает в экстремальных условиях, с последствиями психологических травм и в отделениях психоневрологического стационара. От специалиста требуется не только выдерживать любые состояния клиентов, но и делать это в напряженном режиме.
Основной симптом эмоционального выгорания психологов, оказывающих продолжительную и экстренную психологическую помощь, это равнодушное отношение к проблемам клиентов.
Причины эмоционального выгорания психологов:
- хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность (интенсивное общение, восприятие клиентов, воздействие на них);
- повышенное чувство ответственности (необходимость вникать в проблему клиентов, сопереживать);
- психологически трудный контингент (люди с серьезными психологическими проблемами: нарушители порядка, умирающие больные, клиенты с депрессией и т.д.);
- склонность к эмоциональной ригидности;
- отсутствие регулярной психотерапии самого психолога;
- отсутствие супервизии.
Самодиагностика профессионального выгорания
Для диагностики профессионального выгорания психотерапевты используют опросник К. Маслач, адаптированный для России Н. Е. Водопьяновой. Также возможно использование опросника В.В. Бойко.
Для самодиагностики можно использовать опросник по профессиональному выгоранию Е. П. Ильина.
Первичную диагностику профессионального выгорания можно провести самостоятельно, оценив количество совпадений из следующего списка симптомов:
- чувство постоянной усталости, эмоционального и физического истощения, которое не проходит даже после отдыха;
- неудовлетворенность работой;
- сомнения в своей профессиональной пригодности и компетенциях;
- нежелание общаться с начальством, коллегами, учениками, клиентами или пациентами;
- отстраненность;
- ощущение, что «вокруг тебя одни дураки»;
- бессонница, головные боли, изменение веса, сонливое состояние;
- снижение чувствительности – пропадает острота зрения, слуха, тактильных ощущений;
- в социальном спектре появляется равнодушие, пассивность, которые часто сменяются раздражительностью;
- эмоциональная неуравновешенность, повышенное чувство тревоги, страха, частые нервные срывы;
- ощущение, что работа становится тяжелее;
- сознательное нарушение графика работы (уход либо регулярное желание уйти раньше времени, попытки уединиться);
- нежелание принимать решения, брать ответственность и проявлять какую-либо инициативу;
- употребление алкоголя, психостимуляторов, увеличение потребления кофе и сигарет.
Профилактика профессионального выгорания
Профилактикой развития выгорания могут быть: качественный отдых, внеплановый отпуск или переструктурирование деятельности. При эмоциональной напряженности будет очень полезно посещение психолога или психотерапевта.
При начальной стадии профессионального выгорания следует больше внимания уделять своему эмоциональному состоянию и брать паузу, когда есть ощущение, что руководитель, коллеги или клиенты требуют невозможного, срываются на негатив, пытаются переложить ответственность.
Что делать:
1. Прежде всего, необходимо осознать и дать имена всем своим негативным эмоциям: усталость, злость, грусть, обида, раздражение и т.д.
2. Четко сформулировать причины появления этих чувств: «Я злюсь, потому что ученик проявляет равнодушие к моему предмету», «Этот пациент меня раздражает, потому что выдвигает невыполнимые требования».
Важно обойтись без оценочной лексики в адрес того, на кого направлены негативные эмоции («наглый», «зажравшийся», «самодовольный» и т.д.).
Обязательно необходимо выделять время после работы на личные отношения, отдых, хобби, путешествия. Все занятия, связанные со сменой деятельности, восполняют потраченный ресурс. Кроме того, если у человека есть только работа, он начинает сильнее переживать об увольнении, что также стимулирует выгорание.
В выбранной деятельности необходимо полностью убрать всю идеализацию, разделить объективные обстоятельства и субъективное восприятия условий работы: не жить ожиданием, когда бюджетная организация превратится в творческое креативное пространство. Чем меньше внутреннее несоответствие, тем меньше ожиданий и разочарований. Главное – правильно расставлять приоритеты. Ни один проект не должен становиться важнее сна, еды и полноценного отдыха, если не приносит глубочайшего удовлетворения. В противном случае стоит задуматься о смене профессии.
Как бороться с профессиональным выгоранием?
Для борьбы с профессиональным выгоранием есть действенные методы:
- техники релаксации для снятия напряжения и восстановления ресурса;
- анализ и коррекция ожиданий и фактических условий работы;
- смена деятельности или места работы (как в условиях одной организации, так и полная смена сферы работы);
- качественный перерыв – лучше взять отпуск за свой свет и окунуться в творчество или поездку куда-либо, чем окончательно сгореть.
Если самостоятельные методы борьбы с выгоранием не помогают, то необходимо обратиться за консультацией к психологу. Специалист разберет конкретно вашу ситуацию, научит справляться с негативными эмоциями, восстанавливать собственный ресурс, что в итоге улучшит качество жизни и эмоциональный фон.
Для диагностики и коррекции профессионального выгорания запишитесь на консультацию специалиста по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.
Также вы можете связаться с нами с помощью мессенджеров:
Источник