Синдром взрослые дети алкоголиков вда

Синдром взрослые дети алкоголиков вда thumbnail

От автора: В данной статье представлено описание популяции взрослых детей алкоголиков и взрослых детей из дисфункциональных семей, указаны патогенез синдрома ВДА и общая типология такого клиента, описаны психотерапевтические возможности сопровождения ВДА/ВДД.

Термин «взрослые дети алкоголиков (ВДА)» (DDA, от англ. ACoA – Adult Children of Alcoholics, или ACA – Adult Children Anonymous) первоначально применялся как определение групп поддержки и самопомощи, которые работали на методологической базе движения «Анонимных алкоголиков» (АА) Двенадцатишаговой программы.

ВДА – это люди, которые являются выходцами из семей, где минимум один из родителей являлся зависимым от алкоголя, и в связи с этим они были вынуждены выработать  определенные экзистенциальные качества, помогающие «выживать» в данной семье. Однако эти же качества абсолютно дестабилизируют жизнь вне родительской дисфункциональной семьи.

Кто они Взрослые Дети Алкоголиков

Не следует разделять термин ВДА с термином ВДД – взрослые дети из дисфункциональных семей. Это связано с тем, что подобные проблемы могут касаться не только людей выросших в алкогольных семьях, но и тех, кто воспитывался в дисфункциональных семьях, в которых проявлялись акты всех видов насилия, перфекционизм, религиозный фанатизм, «эмоциональный развод» родителей, запрет на выражения чувств и пр.

Совокупность симптомов с общим патогенезом

Синдром ВДА – это сложное структурное образование проблем и расстройств, вызванных деструктивными личностными схемами, возникшими в детстве в алкогольной семье, которые затрудняют адекватный и непосредственный контакт с актуальной реальностью и провоцируют психологическое застревание в травматическом прошлом. Данные искажения взрослым ребенком не осознаются. Деструктивные схемы провоцируют множество нарушений в контакте с самим собой: создание негативного или расщепленного образа своего «я», инфантильность и игнорирование своих потребностей, застревание в переживании негативных чувств. Приводит так же к проблемам в общении: агрессивность и недоверчивость, переживание амбивалентных эмоций,  деструктивные модели взаимодействия. (Z. Sobolewska-Mellibruda)

Следует отметить, что исследования ВДА и ВДД не подтвердили  однозначно наличие конкретных специфических, одинаковых для всех черт, которые бы выделяли популяцию людей, выросших в алкогольных и прочих дисфункциональных семьях.  Поэтому невозможно утверждать, что все дети, выросшие в дисфункциональных семьях имеют серьезные проблемы и личностные нарушения.

Поэтому «синдром ВДА» в классификаторах  DSM-V и ICD-10 не отмечен как отдельная болезнь или  расстройство личности. Понятие ВДА применяется в психолого-психотерапевтической практике для определения выходцев из алкогольных (и дисфункциональных) семей, страдающих от этого во взрослой жизни. Пациенты, проходящие психотерапию в учреждениях здравоохранения, получают, как правило, психиатрический диагноз «Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации» (F43).

Типология  ВДА/ВДД

Можно выделить несколько типов Взрослых детей алкоголиков/Взрослых Детей из Дисфункциональных семей: отчужденные, грустные, обиженные, зависимые, созависимые, успешные, с чувством неполноценности. (https://www.leczmy-alkoholizm.org/)

Отчужденные,

как правило, не отдают себе отчет в том, что то, что они пережили в отчем доме, продолжает оказывать на них серьезное влияние. Чувствуют себя они «иными», более сложными и запутанными внутри. В общении с людьми проявляют высокую степень контроля. Они с уверенностью чувствуют, что окружение оценивает их негативно.

Грустные. Многие ВДА/ВДД проходят периодические курсы лечения депрессии. Они часто сменяют препараты, которые не приносят им желаемого облегчения и не уменьшают общей депрессивной подавленности. Терапию у психолога, как правило, заканчивают они после первого визита, так как боятся бросить свою уже давно привычную беспомощность и подавленность. Их воспоминания переполнены тяжелым опытом потерь. Травматические драмы из детства являются источником неописуемого горя и боли, которые не удается загасить таблеткой.

Обиженные – некоторые из ВДА/ВДД осознают, что были очень сильно ранены в детстве.  Они переживают в душе горе, гнев, горечь и даже ненависть к тому из родителей, который пил или проявлял насилие по отношению к ним. Чувствуют себя ранеными и воспринимают мир и людей сквозь призму своей обиды.

Зависимые. Существует группа таких ВДА/ВДД, которые сами становятся зависимыми, употребляющими психоактивные вещества. Начинают они употреблять, потому что не могут справиться с трудностями и внутренним напряжением. Они четко переносят все семейные алкогольные и прочие традиции, способы решения проблем посредством употребления, во взрослую жизнь, фактически полностью копируя ее.

Созависимые – это дети, выросшие в алкогольных и дисфункциональных семьях, осуществляющие с детства опеку и заботу для родственников (по причине их зависимости, болезни, вследствие инверсии иерархии и прочего). Вырастая, они вступают в отношения с людьми, о которых следует заботиться (например, с зависимыми, с тяжело больными и пр.). Жизнь с партнером, который не требует опеки и полного посвящения себя, считают они неинтересной и рутинной.

Успешные – это те ВДА/ВДД, которые служат на ответственных и высокооплачиваемых постах, профессионально успешны. Они с удовольствием и высокой эффективностью  будут работать как за высокую оплату, так и за «спасибо». С завидной успешностью они могут решать сложные задачи в условиях стресса и под давлением. Не боятся они сложных заданий и, когда потребуется, смело идут на риск. Они очень ответственные. Окружающие их люди удивляются и завидуют их собранности и внутреннему спокойствию, не понимая, насколько противоречит то, что они видят, тому, что происходит внутри  этих людей.

Неполноценные. Опознать «неполноценных» можно по маркерам самопринижения и некомпетентности в общении с окружающими людьми. Влияет на это несколько факторов: укоренившийся из детства образ «я-плохой», отсутствие позитивного опыта близких отношений с людьми и нехватка базовых интерперсональных умений (общение, построение близких отношений, разрешение конфликтов или недоразумений).

Читайте также:  Симптомы и синдромы при хронических гепатитах

Терапия клиентов с синдромом ВДА/ВДД

Терапия ВДА/ ВДД может проводиться в форме индивидуальной или групповой психотерапии.

Индивидуальная терапия предполагает встречи один на один с психологом-психотерапевтом.  Этапы индивидуальной терапии соответствуют в полном объеме этапам терапии групповой. Продолжительность от 1 года до 3 лет.

Групповая терапия – это процесс, в котором следует выделять 3 этапа.

На первоначальном этапе терапии важным является углубление понимания, каким именно способом травматический опыт из детства влияет на наши убеждения, поведение и способы решения актуальных жизненных проблем и общением с людьми. Рекомендуемыми методами  и техниками работы на данном этапе являются те, что позволят исследовать семейную историю, осознать «синдром предков» и  особенности родительской семьи, повлиявших на наше развитие, а так же на то, кем мы являемся сегодня.

Групповая форма работы позволяет почувствовать себя похожим на других, быть понятым, выслушанным и принятым. В группе участники учатся особому совместному пребыванию, которое служит их развитию. В такой группе легче открыться и в дальнейшем справляться с сильными эмоциями и переживаниями вызванными воспоминаниями, тяжелым травматическим опытом.

Второй этап – углубленная терапевтическая работа, направленная на катарсис тяжелых эмоциональных переживаний, которые провоцируют воспоминания о травматический ситуациях. Это работа над «загноившейся раной» души. Терапия способствует ее очищению и заживлению для того, чтобы больше она не влияла на нашу жизнь.

На данном этапе важным является поиск новых и качественных моделей поведения и решения проблемных ситуаций, с которыми ранее не справлялись.

Сутью данной фазы терапии является изменение образа себя в направлении более реального и позитивного восприятия собственной личности – более взрослой, независимой, обладающей большими ресурсами, нежели в детстве. Следует сконцентрироваться на тех ситуациях прошлого, которые затрудняют и делают невозможным использование актуального потенциала.

Третий этап – планирование и достижение реальных и локальных изменений в жизни.

Начинать следует с локальных (точечных, мелких) изменений. Потому что это верный способ, чтобы убедиться в реальности запланированного. Если изменение реально, то можно двигаться вперед, планируя новое. Если нет –  мы должны перепроверить свои планы.

Ролью терапевта и группы на данном этапе является сопровождение и поддержка планов отдельно взятых участников.

Достижение стабильных личностных изменений (новообразований) у участников ожидается на протяжении от 1,5 до 2 лет. Продолжительность групповой психотерапии, как правило, занимает от 6 да 12 месяцев.

После психотерапии…

Непосредственно после терапии у участников происходят локальные личностные и жизненные изменения. Далее, они преступают к очередным. Как правило, через год-второй появляются сигналы, указывающие на изменения отношения к миру, к жизни и самому себе.

Посттерапевтические новообразования клиенты констатируют в разных областях. Прежде всего меняется  восприятие самих себя в ситуациях социального взаимодействия: чувствуют себя более уверенными,  более сознательными относительно своей ценности и своих компетенций. Это связано с ростом ощущения эмоциональной уравновешенности, внутреннего спокойствия. Начинают они все чаще говорить о себе позитивно и бережно относиться к своим границам и потребностям.

Важнейшим новообразование после терапии является готовность к принятию ответственности за свою жизнь. Также появляется стойкое чувство уверенности в завтрашнем дне.

 Синдром взрослые дети алкоголиков вда

P.S. Cовместно с посещением психотерапевта и профессиональной терапевтической группы, есть еще возможность посещения бесплатных анонимных групп сообщества ВДА…

” Никогда не поздно иметь счастливое детство!”

Психолог-психотерапевт Виталий Булыга

Для иногородних возможно консультирование по скайпу.
Скайп
Login: vitalibulyha

Регистрируйтесь на сайте b17.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии

Источник

Одной из наиболее ярких работ, посвященных проблеме взрослых детей алкоголиков и их отношениям с окружающим миром, является книга Дженет Дж. Войтиц «Взрослые дети алкоголиков: семья, работа, отношения», вышедшая на свет в 1980 года в Америке. Основной мыслью автора предстает проблема социального взаимодействия людей, выросших в семьях, где один или оба родителя были зависимы от алкоголя.

По мнению автора, такие дети не могут получить полноценное представление о модели поведения в обществе, они не приспособлены к решению различных жизненных ситуаций. Без полноценного детства такие люди не могут стать по-настоящему взрослыми.

Войтиц в своем произведении предлагает помощь людям, выросшим в неблагополучной семье, которая заключается в формировании представлений о том, какое поведение приведет к успешному решению той или иной проблемы, а какое не приведет к достижению цели. Кроме того, автор пытается объяснить, каким образом следует избавиться от приобретенных комплексов.

Распитие спиртных напитков

[toc]

Дети в семье алкоголиков и их внешние отличительные черты

Дети, выросшие в семье, где существует проблема алкоголизма, отличаются набором психологических нарушений, а нередко и психических. Так, у ребенка развивается чувство неполноценности, он не доверяет другим людям, возможен инфантилизм, так как не чувствует защиты родителей. В результате педагогической запущенности страдает интеллектуальная способность, что выражается в плохой успеваемости в школе, а также невозможности наладить социальные связи, что сопровождается плохим поведением.

В случае зачатия и вынашивания плода женщиной, страдающей алкоголизмом, велика вероятность врожденных патологий плода:

  • заячья губа;
  • изменение формы глаз (узкие с выраженным верхним веком);
  • расширенный и плоский нос;
  • дисплазия костной ткани тазобедренного сустава;
  • волчья пасть;
  • сглаживание носогубной складки;
  • дисплазия грудной клетки;
  • нарушение интеллекта: олигофрения, слабоумие;
  • болезни, обусловленные генными и хромосомными мутациями;
  • прием алкоголя во время беременности также может вызвать гипоксию плода, что приводит к неврологическим нарушениям;
  • аномалии развития внутренних органов и отсутствие частей тела.
Читайте также:  Паранеопластический синдром в онкологии презентация

Заячья губа до и после опарции

12 особенных черт характера

  1. Неуверенность в себе развивается в результате накопления психологических комплексов и отсутствия чувство защищенности.
  2. Сложности интимной жизни складываются из-за недоверия к партнеру, таким людям тяжело открыться и позволить другим нарушить зону комфорта, так как испытывают страх предательства.
  3. Повышенная самокритика – следствие постоянного осуждения со стороны матери и отца, зачастую безосновательного. Ребенок в такой ситуации чувствует себя ненужным и ни на что непригодным.
  4. Агрессия – результат неприспособленности, человек не знает, как повести себя в сложной ситуации и не находит ничего лучшего, чем выразить свои негативные эмоции.
  5. Чужие среди своих – признак того, что в детстве человек не был нужен своим родителям, тогда как его сверстники воспитывались в нормальной семье, получали заботу и ласку. Такой контраст глубоко отпечатывается в детской психике, и чувство отверженности сопровождает человека во взрослом состоянии.
  6. Необходимость в положительной оценке возникает за счет, того, что в детстве ребенок не получал похвалы от родителей, а агрессивное отношение было ответом как на хорошие, так и на плохие поступки.
  7. Чувство вины зарождается еще в глубоком детстве, при этом во взрослом периоде человек ощущает собственную причастность к неудачам и страданиям близких, даже если его вины в этом нет.
  8. Легкомыслие и импульсивность зарождается в результате неумения обдумывать последствия собственных поступков, а также из-за страха неудач, что зачастую приводит к действиям наугад.
  9. Патологическая преданность выражается в верности любовному партнеру при сложных взаимоотношениях, прощением за любые поступки, постоянным желанием удержать любимого любыми методами.
  10. Перенос модели поведения родителей на собственную семью, так как ребенок не имел возможности формирования верных представлений о семейной жизни. Нередко это проявляется в агрессивном воспитании собственных детей с применением физической силы как по отношению к детям, так и к супругу или супруге.
  11. Отсутствие жизненного плана – характерная черта людей, выросших в семьях алкоголиков, так как родители-пьяницы никогда не строят планы на будущее, их не беспокоит карьерный и личностный рост. Такие люди живут по течению.
  12. Неумение получать удовольствие от жизни развивается в результате постоянного чувства вины, обиды, человек часто обращается к тяжелому детству, что приводит к плохим мыслям.

Важно

Особенности помощи детям из семьи алкоголиков

  1. Работа с психологом помогает формированию психики, решению конфликтных ситуаций.
  2. Патронаж: органы опеки должны ставить на учет неблагополучные семьи, защищать права ребенка, обеспечивать социальную и психологическую поддержку, а в критических ситуациях при возникновении угрозы жизни ставится вопрос об ограничении или лишении родительских прав.
  3. Индивидуальное обучение. Дети, чьи родители злоупотребляют спиртными напитками, зачастую требуют особого подхода со стороны педагогов.
  4. Органы социальной защиты, а также ПДН проводят профилактические беседы с детьми, растущими в неблагополучных семьях, направленные на предотвращение алкоголизации.

ВашНарколог предупреждает: Станет ли ребенок алкоголиков пьяницей?

Существует прямая зависимость между существованием проблемы алкогольной зависимости в семье и последующей алкоголизацией детей, но она не абсолютная. На развитие болезни влияет также окружение человека, индивидуальные черты характера. По данным некоторых исследований, около 60% детей, росших с родителями-алкоголиками, становятся пьяницами.

Существует корреляция между количеством пьющих родителей и вероятностью развития зависимости у ребенка, так, если и отец, и мать злоупотребляют этанолом, значительно повышается риск возникновения алкоголизма.

Этанол расщепляется в организме человека под воздействием специфического фермента, вырабатываемого печенью – алкогольдегидрогеназой. Его количество и интенсивность функционирования определяется экспрессией определенных генов, поэтому у детей, родившихся от родителей, больных алкоголизмом, действие фермента выражено ярко, в результате чего спиртные напитки усваиваются легче, что может стать проблемой.

Статистические исследования показывают, что наибольшей предрасположенностью к злоупотреблению этанолом обладают люди с третьей группой крови.

Несмотря на многие факторы риска, зачастую люди, воспитанные в семье алкоголиков, относятся к спиртным напиткам крайне отрицательно и никогда не становятся зависимыми.

Что такое синдром ВДА (взрослые дети алкоголиков)?

Психика детей, росших в семье алкоголиков, приобретает типичные черты, которые традиционно объединяют в психологии синдромом взрослых детей алкоголиков – приобретенные когнитивные, эмоциональные схемы поведения, которые затрудняют социальное взаимодействие:

  • неуверенность в себе;
  • преследующее чувство вины;
  • снижение уровня эмпатии и выражения эмоций;
  • дезадаптивность к жизненным ситуациям;
  • нерешительность;
  • повышенная самокритика;
  • зависимость от чужой оценки.

Психологическая помощь детям алкоголиков

Для того, чтобы избавиться от комплексов и психологических проблем, стоит обратиться к психологу. Основная его задача – внутреннее примирение с родителями, что способствует разрешению большинства проблем.

  1. Преодоление отрицания, которое означает защитную реакцию, позволяет обозначить проблему, а значит, приступить к последующей работе над собой.
  2. Избавление от чувства вины добивается в результате разбора мотивации и причин того или иного поведения зависимого от алкоголя родителя. При этом к человеку приходит осознанность, что он не повинен в семейных проблемах.
  3. Последующая работа психолога заключается в исправлении установок, не приводящих к достижению желаемых результатов, изменении восприятия окружающего мира.

Источник

Что означает термин «Взрослые дети алкоголиков» (ВДА) и почему зачастую он не имеет никакого отношения к химическим зависимостям? Как с ВДА связана тема эмоционального выгорания? И как уйти от неблагополучной модели родительской семьи?

Мама любила меня по субботам. В остальное время она любила свою работу — так мне это виделось в детстве. Шесть дней в неделю я ждала, когда же мама приедет. Но она была далеко и только звонила. Изредка звонил и папа, назначал встречу, но часто потом не приезжал. Или приезжал на несколько часов позже обещанного. Выпивший. Каждый раз я надеялась, маялась, плакала. Бабушка раздражалась: «Творческие люди! Что? Ты их не знаешь, что ли?» Я даже не злилась. Я всех оправдывала: и маму, и папу, и бабушку. Только плакала.

Читайте также:  Синдром мозжечковой недостаточности у ребенка

Когда у меня родилась первая дочь, я, конечно, стала ей «мать-перемать». В те годы про личные границы почти не писали. Осваивая свежую науку наматывания слингов, мы действительно очень крепко привязывались к детям. Не всегда замечая реальную дочь, я пыталась дать, а на самом-то деле, додать себе-маленькой все, чего не хватало в детстве. Получалось ужасно. Для обеих сторон. Ни дочка, ни я ничего в итоге не получали, а только страдали от своих дефицитов.

Вы, конечно, знаете, что было дальше: я надорвалась в этом воспаленном материнстве и получила свою вариацию «мамы на нуле». Таких историй сейчас полон интернет, не буду вас утомлять. И вот недавно, прочитав по совету психотерапевта книгу «Взрослые дети алкоголиков: семья, работа, отношения» Дж. Войтиц, я поразилась, насколько она рифмуется с темой такого надрывного родительства. Меня многое зацепило в этой монографии, но одна фраза, почти в самом конце, опрокинула. 

***

Здесь важно отойти на минутку в сторону и дать небольшое пояснение: книга появилась из наблюдений автора за выросшими детьми алкоголиков, но все, в ней написанное, по мере дальнейших исследований оказалось справедливо для гораздо более широкой аудитории. Во-первых, для семей с любыми зависимостями (и далеко не только химическими). Во-вторых, для многих других типов дисфункциональных семей: для таких, где один из родителей был нестабилен и непредсказуем, а другой из-за этого постоянно напряжен и раздражен. 

Словосочетание и аббревиатура ВДА в итоге закрепились как общее название для людей, выросших в любых подобных семьях. По ней вы, при желании, можете найти в Сети массу информации. Это может быть полезно и тем, чье детство прошло в похожей непростой обстановке, или тем, чьи дети находятся в похожей ситуации прямо сейчас. Понимать зоны риска и уязвимые места — полезно, особенно учитывая, что многое поддается корректировке и изменению (либо в индивидуальной работе с психотерапевтом, либо в специальных группах, многие из которых работают по программам «12 шагов»).

***

В конце книги, перечисляя особенности ВДА на разных работах, Войтиц описывает их специфичность как консультантов. Дело в том, что многие из таких детей вырастают очень чувствительными и сопереживающими из-за собственного непростого опыта и выбирают помогающие профессии. Но автор пишет: «Если ваши родители не были заботливыми, это не означает, что вы должны постоянно заботиться о ком-то. Это значит, что вам нужно стать чуть ближе к их позиции. Идеалом для вас и ваших родителей была бы, конечно, некая золотая середина. На самом деле, для вашего собственного роста вам нужно в некотором смысле стать более похожим на них». 

Еще несколько лет назад я бы на этом захлопнула книжку. Что? ЧТО?! Стать похожим на них? Вы издеваетесь? Да я жизнь кладу на то, чтобы быть совсем, совершенно другой! Недавно я попыталась пересказать этот фрагмент знакомой из семьи с алкоголизмом, и собеседница от меня даже отшатнулась; ее вылезшие на лоб глаза говорили как раз это: «Ни-за-что!»

Но неслучайно приведенная фраза стоит почти в конце книги. До нее Войтиц не раз объясняет, что одной из особенностей ВДА является черно-белое мышление. Так что выдыхаем и пробуем еще раз. Ведь упомянутый пассаж не предлагает ранить своих детей так же, как нас ранили наши родители. Он говорит: «Стать чуть ближе». Перестать жить крайностями, начать искать промежуточные варианты, полутона. Идеал — золотая середина, но путь туда долог. 

Желание получить все и сразу — еще одна характерная черта ВДА. Безусловно, прочтение одной книги или даже нескольких не поможет перейти из одного состояния полностью в другое. Но то, что может дать подобная информация — начать замечать, где нас опять занесло в крайности. Это первый шаг. Но он очень важен для всех последующих.

Психотерапевты объясняют, что тем из нас, кто строит свое родительство «от противного», слишком свойственно отрицать ту часть себя, которая похожа на маму или папу. Мы выбираем слишком узкий коридор способов, полностью отрицая многообразие опций. Но вместо варианта «Из нездоровой модели — в здоровую» получаем обратное. Уходя от одного типа дисфункции, мы — чпок! — прямиком телепортируемся в другой. Потому что функциональность и здоровье — в умении видеть и делать выбор. В использовании разных оттенков и разных кусков опыта, в том числе и маминого-папиного. Ключевое — кусок. Или даже кусочек. Взрослые дети алкоголиков очень хотят быть хорошими для всех. 

Делая шаг в сторону родителей, мы не малюем все в «черный». Но капаем, разбавляя наш «белый». Для объемности и полноты картины. Для собственного ресурса и принятия себя. Потому что здоровая забота — это забота обо всех: не только о других, но и о себе тоже.

Благодарим за помощь в подготовке статьи психолога Ксению Ширкову-Ягодину.

Мария Климова

Источник