Синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий

Синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий thumbnail

Жизнь надо устраивать до того состояния, пока она не станет устраивать тебя.©

За последние несколько десятилетий наша жизнь сильно изменилась. За это время всё более популярными становятся книги и семинары по снижению стресса, управлению стрессом, по гармонизации жизни. Жизнь в городе и высокая занятость на работе отнимают много времени и сил. Поэтому уже с 70-х годов ХХ века психологи, работающие на предприятиях, начали исследовать работников и определять особенности характера и поведения, влияющие на производительность труда, уровень стресса и показатели здоровья. Похожие исследования проводились в Советском Союзе и за рубежом. Основной целью этих исследований было определение ключевых факторов поддержания хорошего самочувствия, работоспособности и сохранению здоровья городских жителей и работников крупных предприятий в разных сферах экономики. Результаты исследований в разных странах оказались идентичны. Удалось установить, что сфера профессиональных интересов человека определяется в юности, и в дальнейшей жизни люди меняют места работы именно “в своей” сфере. Также вызвала большой интерес психологов и врачей следующая особенность: люди, считающие для себя наиболее привлекательной работу в сфере “человек-человек”, с возрастом имеют больше хронических заболеваний и меньшую продолжительность жизни.

Работа в сфере “человек-человек” относится к так называемым “помогающим профессиям”. Что же это за профессии, и какие люди их для себя выбирают? Основные “помогальщики” — это психологи, учителя, медицинские и социальные работники, специалисты сферы услуг (продавцы, парикмахеры, таксисты и т.д.). Люди, выбирающие работу с большим количеством общения с другими людьми, чаще испытывают напряжение, находятся в ситуации длительного стресса из-за интенсивного общения и необходимости контролировать себя. От физического и психологического состояния “помогальщика” зависит качество выполнения и результативность работы. Давно известно, что для эффективной работы специалисту помогающей профессии просто необходимо быть именно квалифицированным специалистом. Профессиональные психологи, учителя, врачи и другие специалисты, работающие в другими людьми, опираются на определённые технологии, существующие в профессии. В современном мире врачевание, психологическая помощь и работа учителя не являются искусством, уже несколько десятилетий во всех этих специальностях существуют определённые техники и технологии, гарантирующие получение запланированных результатов. Определённые черты характера, высокая загруженность на работе или токсичные отношения с коллегами у “помогальщиков” приводят к снижению результатов работы и нарастанию раздражительности у специалистов. Изменение характера и поведения стали обозначать термином “синдром эмоционального выгорания” (СЭВ).

Впервые этот синдром был описан американскими учёными в 70-ые годы ХХ века. СЭВ — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. При развитии эмоционального выгорания у специалистов быстро возникает усталость, раздражительность, им с трудом удаётся решать новые задачи и нарастает неудовлетворение от выполнения работы. Это определённый защитный механизм, приводящий специалиста к частичной или полной утрате сочувствия, сопереживания, уважения к другому человеку во время своей профессиональной деятельности. “Выгоревший” специалист большую часть рабочего времени функционирует на минимальном уровне эмоционального включения. Такое состояние позволяет экономить личные психологические ресурсы, но также может приводить к снижению качества работы и увеличению количества ошибок. Также возрастает количество жалоб на работу такого сотрудника.

Также в СЭВ включили снижение самооценки, отрицательное отношение к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к пациентам и клиентам. Считалось, что выгорание приводит к состоянию изнеможения и ощущению собственной бесполезности.

И всё же чаще развитию СЭВ способствуют личностные особенности специалиста: высокая эмоциональная подвижность, развитый самоконтроль, способность подавлять отрицательные эмоции, тревожность как черта характера и неумение справляться негативными переживаниями. Существенное влияние на развитие эмоционального выгорания оказывает отсутствие должного материального вознаграждения за работу. Низкая зарплата переживается специалистом как непризнание его труда, бесполезность работы, понижает самооценку и приводит к быстрому возникновению раздражения во время выполнения своих профессиональных обязанностей.

По данным различных исследований, среди специалистов помогающих профессий, СЭВ распространён от 7–8% у молодых специалистов, до 70–85% у психиатров и психотерапевтов с большим стажем работы. Чаще выгорание развивается при длительном контакте с человеком в трудной жизненной ситуации, при объективных обстоятельствах, когда работа “помогальщика” (врача, медицинской сестры, психолога, соцработника и пр.) не может избавить пациента/клиента от страдания. Также низкий социальный статус профессии, например, учителя и медсестры, чаще приводит к выраженному СЭВ у большого количества специалистов. Например, по данным собственных исследований, было установлено, что средний медицинский персонал гораздо чаще чувствовал раздражение к пациентам, и указывал на меньшее удовольствие от работы, чем врачи.

Читайте также:  Синдром множественной личности билли миллиган

Основные признаки выгоревшего специалиста:

  1. Истощение — чувство перенапряжения и недостаток эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После продолжительного отдыха или отпуска состояние улучшается, однако быстро возвращается при возвращении на обычную работу.
  2. Личная отстранённость — утрачивается интерес к другому человеку (пациенту, клиенту, ученику), перестаёт интересовать профессиональная деятельность.
  3. Ощущение утраты собственной эффективности, снижение профессиональной самооценки, удовлетворённости работой и веры в свои профессиональные возможности.

Профилактика СЭВ

Основным в лечение СЭВ является профилактика! Именно поэтому одновременно с исследованиями эмоционального выгорания была начата работа по разработкам в психологии здоровья и благополучия человека.

Специалистам, работающим в сфере “человек-человек”, основное внимание стоит обратить на снижение стрессовых факторов, связанных с профессиональной деятельностью. Также уделить внимание выравниванию баланса между затрачиваемыми усилиями и получаемым вознаграждением (оплатой труда). Если за свою работу невозможно получать адекватную оплату, то это является серьёзным основанием либо для смены места работы, либо стоит снизить интенсивность нагрузки. Недостаточная финансовая компенсация и нехватка времени и средств для физического восстановления быстро приведут к развитию СЭВ.

Также самому специалисту необходимо уделять внимание психогигиене своей работы и жизни, которая заключается в следующем:

  • Определить краткосрочные и долгосрочные цели собственной профессиональной деятельности, установить собственные критерии эффективности. Стоит учитывать, что наиболее эффективной признана стратегия, когда достижение долгосрочной цели рассматривается не как длительный марафон, а как череда спринтов.
  • Уделять внимание собственному эмоциональному и физическому состоянию, обязательно отдыхать, уходить в отпуск и переключаться с профессиональной деятельности на другие занятия и хобби. По этому поводу есть хорошая шутка, что лошадь в колхозе работала больше всех, но так и не стала председателем.
  • Узнать и развивать навыки саморегуляции (релаксация, медитации, позитивный внутренний диалог). Данные навыки полезны любому человеку и позволяют быстрее восстанавливать своё эмоциональное состояние.
  • Продолжать профессиональное развитие: узнавать новое, проходить обучение, стажировки, участвовать в профессиональном сообществе. Новые знания и широкий круг профессионального общения поддерживают профессиональную самооценку.
  • Иметь широкий круг общения, друзей и родственников, которые позитивно оценивают личность человека и его профессиональную деятельность. Стоит помнить, что личность человека гораздо шире, чем профессия.
  • Поддерживать хорошую физическую форму. Как минимум, высыпаться и поддерживать физическую активность, которая приносит удовольствие.

Моя собственная работа психологом и семейным терапевтом приучила уделять внимание графику жизни с режимом работы и отдыха. Также всегда помогает повышение квалификации, общение с коллегами и участие в жизни профессионального сообщества.

Сложность работы в помогающей профессии заключается ещё и в том, что клиенты/пациенты и коллеги оценивают нашу профессиональную компетентность по способности справляться с трудностями в собственной жизни. Поэтому, если хочешь быть эффективным специалистом, то также придётся стать экспертом по психологическому благополучию, быть готовым постоянно уделять внимание собственной жизни и делать её лучше и разнообразнее.

Источник

Меркулова Надежда Николаевна

СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СФЕРЕ «ПОМОГАЮЩИХ» ПРОФЕССИЙ

В последние годы в отечественной и зарубежной психологии активно проводятся исследования, связанные с синдромом эмоционального выгорания. Представители многих профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, со временем, как правило, обнаруживают те или иные симптомы эмоционального выгорания, такие как истощение, опустошение, хроническая усталость и др. Прежде всего, это касается педагогов, врачей, работников социальной сферы, практических психологов, воспитателей, работников торговли и сферы обслуживания [1].

Читайте также:  Синдром шегрена и болезнь шегрена отличия

К. Маслач определяет эмоциональное выгорание как «синдром физического и эмоционального истощения, включающий развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам» [2]. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, связанное с работой.

По мнению Водопьяновой Н. Е., синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт негативных психологических переживаний, связанных с интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью [2].

В рамках профилактики и преодоления синдрома эмоционального выгорания целесообразным считается разработка специальных коррекционных программ. Выделяют основные принципы к построению коррекционной программы (диагностический, психокоррекционный и информационный), которые в дальнейшем определяют ее направления и задачи. Существенное значение в связи с этим имеет адаптация модели коррекционной программы применительно к профессиональной деятельности сотрудников, работающих в сфере «помогающих» профессий. Коррекционная программа включает, как правило, три этапа: подготовительный (начальный), основной и завершающий [1].

Подготовительный этап предполагает диагностику синдрома эмоционального выгорания и личности работника. На первоначальном этапе диагностического исследования могут быть использованы методики: Бойко В. В. «Диагностика эмоционального выгорания», опросник на «выгорание» MBI C. Maslach &S. E. Jackson, адаптированный Водопьяновой Н. Е., Кеттелл Р. 16 PF (Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла).

Следующим направлением диагностики является изучение социально-психологических проблем личности (морально-психологический климат коллектива, исследование мотивационного ядра группы, удовлетворенность работника своей деятельностью в организации), ценностно-мотивационной сферы (методика смысложизненных ориентаций Леонтьева Д. А., методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса).

Дальнейшим шагом подготовительного этапа является выяснение причин негативного воздействия стресса на работника в плане развития у него синдрома выгорания. Далее с учетом результатов экспериментальных исследований, проводятся индивидуальные консультации с сотрудниками, имеющими высокие показатели по результатам теста В.В. Бойко. В задачи таких консультаций входит выявление причин возникновения синдрома, в частности, преобладание или сочетание «личных» и «социальных» проблем сотрудника, которые составляют в целом группу факторов, детерминирующих формирование синдрома эмоционального выгорания [3].

К личностным детерминантам синдрома эмоционального выгорания относятся такие индивидуально-психологические особенности личности сотрудника как: низкая адаптивность к стрессу, выраженная эмотивность, особенности характера, низкая самооценка, недостаточная мотивация, проблемы в ценностно-мотивационной сфере (формирование когнитивных стереотипов) и т.д., которые по совокупности обусловливают полное или частичное несоответствие личности предъявляемым профессиональным требованиям [4].

К «социальным» детерминантам синдрома относятся проблемы, возникающие на организационном и профессиональном уровнях. Среди организационных факторов – это условия и содержание труда, взаимоотношения внутри организации, стимулирование труда, справедливость при решении проблем и т.д. К особенностям профессии, способствующим выгоранию, относятся: явления монотонии, ежедневное длительное напряженное общение с людьми, повышенное чувство ответственности за жизнь и здоровье человека и др. Указанные факторы снижают внутренние ресурсы субъекта профессиональной деятельности (устойчивость к длительным нагрузкам и стрессам), провоцируют внутриличностные конфликты, что и является основанием для возникновения синдрома эмоционального выгорания.

Таким образом, во время индивидуальной консультации с клиентом (сотрудником организации) выявляется степень развития синдрома эмоционального выгорания, определяются его причины и последствия для организма в виде психосоматических нарушений. Одновременно оцениваются реальные возможности клиента решать стоящие перед ним задачи, проводится настройка клиента на проблему, на ее осознание и поиск путей преодоления эмоционального выгорания.

В целом, анализируя опыт бесед с педагогическими работниками, испытывающих синдром эмоционального выгорания, следует отметить, что они недостаточно информированы о последствиях синдрома, не владеют элементарными навыками саморегуляции и релаксации, имеют низкий уровень стрессоустойчивости, малоактивны в стремлении преодолеть стресс, разрешить конфликтную ситуацию.

Читайте также:  При геморрагической лихорадке с почечным синдромом

Важным аспектом в работе с ними является формирование активной позиции по отношению к организационным и профессиональным стрессам. Например, повышение личной и социальной значимости преодоления стресса, овладение конструктивными моделями поведения в трудных профессиональных ситуациях, повышение уверенности в себе и оптимизма. Для этого, как показывает опыт, в процессе консультации целесообразно использовать приемы рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ)[5]. Итогом консультации должен стать положительный настрой клиента (сотрудника) на преодоление эмоционального выгорания и стремление к сотрудничеству с психологом в дальнейшей индивидуальной и групповой работе.

Далее сотрудники, прошедшие индивидуальные консультации, которые имеют положительную мотивацию на преодоление выгорания, принимают участие в психологическом тренинге, который является ведущим компонентом коррекционной программы.

Предваряют тренинговые занятия чтение лекций и семинары, в процессе которых будущие участники тренинга получают представление о синдроме эмоционального выгорания, стадиях его развития, причинах возникновения, последствиях. Особое внимание уделяется вопросам профилактики и преодоления данного синдрома.

Среди известных нам моделей тренингов антивыгорания, наиболее эффективной представляется рационально – эмоционально – поведенческая модель А. Эллиса [6].

По оценке исследователей, рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ) А. Эллиса представляет собой «теоретически непротиворечивый эклектизм»[7] различных психотерапевтических методик: когнитивных, эмоциональных и поведенческих. Отличительной особенностью РЭПТ является разделение всех испытываемых человеком эмоций на рациональные (продуктивные) и иррациональные (непродуктивные, деструктивные, дисфункциональные), причиной которых являются иррациональные верования (иногда – «иррациональные убеждения», англ. «irrational beliefs»).

Завершающий этап коррекционной программы предполагает совместный анализ и обсуждение на уровне группы (занятия – семинары), так и в рамках индивидуальных консультаций с ее участниками по поводу результатов тренинговой работы. Своевременно осуществляется повторная диагностика синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Проводится обучение навыкам самостоятельной оценки своего состояния и распознавания симптомов выгорания (самодиагностика), исследуемые знакомятся с результатами тестирования. На основании проведенного комплекса мероприятий формулируются основные направления и рекомендации, направленные на профилактику синдрома эмоционального выгорания и сохранение психического здоровья.

Таким образом, важным в предупреждении развития синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) является осознание человеком смысла своей деятельности, повышение адаптационных возможностей личности, регуляция своего функционального состояния, формирование позитивного настроя по отношению к окружающим и своей профессии, развитие личностной рефлексии, обучение навыкам взаимодействия в сложных конфликтных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Малышев И.В. Профилактика психического здоровья и дезадаптационных проявлений личности на ранних этапах эмоционального выгорания // Ученые записки Педагогического института Саратовского университета им. Н.Г.Чернышевского. Серия Психология. Педагогика. 2008.Т.2., № 3-4. С.33-42.

  2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания:диагностика и профилактика. СПб. 2006.

  3. Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб. 2004.

  4. Косырев В.Н. Клиническая психология: Учеб.-метод. комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии / В. Н. Косырев; М-во образования Рос. Федерации; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов. 2003. 451 с.

  5. Кассинов Г. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия как метод лечения эмоциональных расстройств // Психотерапия: От теории к практике. Материалы I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации. СПб.,1995. С. 88-98.

  6. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. СПб.,1999.

  7. Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. СПб. 2002.

Меркулова Надежда Николаевна, МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», педагог-психолог.

4

Источник