Синдромы психических и речевых расстройств


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Важность для психиатра:Нарушения речи обусловливаются различными причинами и встречаются достаточно часто. С точки зрения психиатра наиболее важны те из них, которые связаны непосредственно с самими психическими расстройствами — изменениями мышления и аффектом, галлюцинациями, бредом, слабоумием и т.д. Изменения Р. касаются ее скорости, дикции, грамматического строя, содержания. Обычно они сочетаются между собой в различных соотношениях при отдельных формах речевых расстройств.
Нарушения скорости речи проявляются в ее ускорении или замедлении. При легкой степени ускорения Р. остается достаточно плавной и последовательной. Вместе с тем значительно увеличивается количество слов — так называемая логорея. При этом слова часто перемежаются созвучиями последних слогов (рифмами), поговорками, отрывками стихотворений, афоризмами. Дальнейшее ускорение Р. ведет к появлению неоконченных фраз, легкости перехода от одной темы к другой и как следствие — нарушению последовательности высказывания. Мышление таких больных определяют как скачку идей. Р. становится отрывочной, может прерываться смехом, свистом, пением, вопросами, не имеющими отношения к данной ситуации, на которые больные не ждут ответа. При крайних степенях ускорения Р. возникает так называемая словесная окрошка. Чаще всего ускоренная Р. встречается при гипоманиакальных, маниакальных и кататонических состояниях.
При замедлении Р. количество спонтанных высказываний уменьшается вплоть до полного исчезновения. Больные начинают отвечать только на вопросы. Активный запас слов беднеет, грамматический строй фраз упрощается. Часто больные отвечают лишь односложно («да», «нет») и при этом жалуются на отсутствие мыслей или же на то, что одна какая-нибудь мысль преследует неотвязно — моноидеизм. Замедленная Р. может смениться полным молчанием (мутизм). В зависимости от фона, на котором развивается мутизм, его определяют как депрессивный, истерический, кататонический, реактивный, органический. В тех случаях, когда замедление Р. и других психических процессов (мышление, сообразительность и др.) возникает на фоне органических поражений мозга — эпидемический энцефалит, болезнь Паркинсона, поражение лобных долей головного мозга (черепно-мозговая травма, опухоли, болезнь Пика и т.д.) — говорят о брадифрении (брадипсихизме).
Нарушения дикции разнообразны. В одних случаях возрастает сила звука — Р. емкая с выразительными или однообразными интонациями (гипоманиакальные и маниакальные состояния) или, напротив, ослабевает — Р. тихая, шепотная, временами чуть слышная, лишенная модуляций (депрессивные, бредовые состояния, состояния слабоумия), когда Р. сопровождается выраженным эффективным компонентом театральная, декламирующая, высокопарная, патетическая (кататонические, истерические, психопатические состояния, состояния речевого возбуждения при прогрессивном параличе и т.д.) или же, напротив, стонущая, с плачем и причитаниями (тревожно-депрессивное состояние). Изменения дикции могут быть связаны с акцентированием на отдельных словах или фразах, скандированием, появлением детских интонаций (гебефреническое состояние, пуэрилизм, псевдодеменция, состояние слабоумия). Сама Р. может становиться медленной, тягучей, обедненной словами (различные органические поражения мозга). У некоторых больных в интонациях звучит заинтересованность, удивление, любопытство, перемежаемые нередко тревогой и страхом, напряженностью и гневом (галлюцинаторные состояния, состояния помрачения знания); у других — могут доминировать интонации уверенности и безапелляционности (паранойяльные, психопатические состояния), уклончивости, недомолвки и подозрительности (бредовые состояния), слащавости, умиленности и приниженности (эпилепсия, психопатии).
Нарушения грамматического строя в своих крайних степенях представлены набором отдельных, не связанных по смыслу слов. В других случаях употребляют неоконченные фразы или их обрывки, фразы, лишенные глаголов, или, напротив, фразы, в которых глаголы употребляются в неопределенном наклонении. Заменяют личное местоимение «я» другими — в единственном и множественном числе («он», «мы», «они»). Могут говорить о себе в другом роде. Встречается употребление перифраз — вместо обозначения предмета проводится его описание. Эта форма расстройства Р. свидетельствует либо об остроте психических расстройств, либо о том, что налицо глубокие личностные изменения, обусловленные каким-то психическим хроническим заболеванием.
Разорванная речь сопровождается различными степенями нарушений грамматического строя и смысла высказываемого или же при сохранности грамматического строя утрачивается ее смысл (состояние помрачения сознания, слабоумие, шизофрения).
Нарушения смыслового содержания речи в наиболее отчетливой форме проявляются в неологизмах — новых, создаваемых самими больными словах. Неологизмы представляют собой слова, имеющие смысл и являющиеся средством активного речевого общения с окружающими. Они создаются больным как бы с целью более точно выразить свои переживания. Например, организация лиц, якобы преследующих больного, называется им сварнопами («меня преследуют сварнопы»). Встречаются как в последовательной, грамматически правильно построенной Р., так и в Р. с резко нарушенным грамматическим строем. Неологизмы, являющиеся привычными речевыми оборотами, свидетельствуют о наличии хронического психического заболевания с выраженными изменениями личности.
Мимоговорение(миморечь) выражается в том, что ответы больных находятся вне всякой связи с задаваемыми вопросами: иногда совершенно некстати ответы включают отдельные слова вопроса (при реактивных психозах, кататоническом синдроме и т.д.)
Монолог — это непрерывная Р., хотя и обращенная к собеседнику, но обусловленная, в первую очередь, внутренним состоянием больного, а не необходимостью словесного общения. При этом больной не обращает внимания на задаваемые вопросы, а продолжает говорить свое. Если монолог является привычной формой Р. — это достоверный признак хронического, сопровождаемого изменениями личности психического заболевания (например, при шизофрении).
Речевой напор выражается в повышенной речевой активности с ускоренной Р., многословностью. Больному трудно остановиться или переключить свои высказывания на другую тему, ответить на задаваемые вопросы. Речевой напор встречается у больных маниакально-депрессивным психозом, при шизофрении, эпилепсии, органических заболеваниях мозга, психопатиях.
Зеркальная речь — это произнесение слов (читаемых, слышимых, возникающих спонтанно) с конца; наблюдается при шизофрении.
Пуэрильная речь наблюдается у взрослого человека, использующего слова и речевые обороты, свойственные детям: употребление уменьшительных слов, сюсюканье, картавость, упрощенный или искаженный грамматический строй фраз, упоминание о себе в третьем лице и т.д. (реактивные психозы, шизофрения, старческое слабоумие).
Резонерская речь построена с преобладанием пространных, отвлеченных, обычно малосодержательных рассуждений; больные склонны к поверхностным аналогиям, софизмам. Такая Р. обычно не основана на конкретных фактах и бездоказательна (шизофрения, психопатии).
Слащавая речь выражается в употреблении уменьшительно-ласкательных и хвалебных слов, произносимых с преувеличенным почтением, вкрадчиво, подобострастно или же с умилением и восторгом (эпилепсия, психопатии, органические заболевания мозга).
Соскальзывающая речь проявляется в высказываниях, основное содержание которых внезапно прерывается побочными, не имеющими к основным никакого отношения, что затрудняет их понимание (шизофрения).
Стереотипная речь(вербигерация) состоит из одних и тех же многократно повторяемых монотонным голосом отдельных фраз, слов, выкриков (кататонический синдром, состояние слабоумия).
Эхолалическая речь(эхолалия) выражается в автоматическом непроизвольном, однократном или многократном повторении больным отдельных слов, словосочетаний или фраз (эхофразия), услышанных им от окружающих (шизофрения, болезнь Альцгеймера, органические заболевания мозга).
Словесная окрошка (словесный салат) — эта форма разорванной речи, при которой высказывания состоят из отдельных слов, лишенных грамматического строя и не связанных между собой по смыслу (шизофрения, состояние помрачения сознания, органическое заболевание мозга).
Тревожная вербигерация — однообразное повторение отдельных фраз, слов, выкриков на фоне тревожно-депрессивного аффекта: отражает имеющиеся аффективные расстройства (маниакально-депрессивный психоз, инволюционная меланхолия, шизофрения, старческое слабоумие).
Шизофазия — форма разорванной Р., при которой высказываемые фразы при сохранном грамматическом строе лишены всякого смысла, а содержание Р. отражает бредовые расстройства (шизофрения).
Обычно та или иная форма нарушения речи сочетается с другими неврологическими симптомами, со специфической мимикой, движениями, манерой поведения. По совокупности этих расстройств, особенно речевых, во многих случаях можно не только правильно квалифицировать психический статус больного, но и поставить клинический и топический диагноз.
Нарушения функции речи, а также коммуникативных и учебных навыков влияют на то, как дети с нормальным и развитым интеллектом воспринимают словесную информацию, запоминают ее и выражают свои мысли окружающим. Хотя речь и связана с мышлением, отставание в развитии речи не следует смешивать с отставанием интеллектуального развития. Только дети с серьезными речевыми расстройствами относятся к группе риска развития интеллектуальной недостаточности. Однако проблемы с речью становятся базой для последующего возникновения расстройств коммуникативных и учебных навыков.
Базовым показателем развития речи ребенка является фонологическая осведомленность.Под фонологической осведомленностьюпонимается:
— возможность различать основные звуки языка;
— возможность распознавать связи между звуками и буквами (знаками);
— знание того, что звуки составляют различные слоги;
— определение ритма и аллитерации речи.
Выделяют четыре вида расстройств речи:
— специфическое расстройство речевой артикуляции;
— расстройство экспрессивной речи;
— расстройство рецептивной речи;
— заикание.
Особенности общения родителейс детьми, имеющими нарушения речи, влияют только на скорость и диапазон речевого развития, но не являются причинами возникновения таких расстройств.
О специфическом расстройстве речевой артикуляции: можно говорить тогда, когда освоение ребенком звуков речи значительно задерживается. О значительном отставании речевого развития можно говорить тогда, когда оно в два раза превышает стандартное (нормативное) отклонение. В норме большинство речевых звуков осваивается к возрасту 6-7 лет. К возрасту 11-12 лет почти все речевые звуки должны быть освоены.
Расстройством экспрессивной речи: назвается такое специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, расстройств речевой артикуляции у него может не быть, но выразить свое состояние и мысли словами он не может.
К нарушениям экспрессивной речи также относятся незрелая структура предложений; пропуски окончаний или приставок в словах; неправильное использование или полное отсутствие в речи предлогов, местоимений, спряжений или склонений глаголов и существительных; трудности в установлении последовательности при пересказе событий прошлого.
К подростковому возрасту нарушения экспрессивной речи спонтанно разрешаются: половина детей совершенно избавляется от коммуникативных проблем, тогда как у другой половины наблюдается значительное улучшение.
Расстройство рецептивной речи (с серьезным психическим расстройством и органическими поражениями головного мозга): характеризуется нарушением понимания ребенком обращенных к нему высказываний. Дети с таким расстройством обладают нормальным слухом, но не могут понять значение отдельных звуков, слов и предложений. Развитие рецептивной речи всегда опережает развитие экспрессивной речи, поэтому расстройство рецептивной речи всегда сопровождается расстройством и экспрессивной речи.
Основным отличием таких детей от детей с аутистическим расстройством является их нормальное взаимодействие и обращение с родителями, педагогами и другими детьми, нормальные игры и использование жестов.
У взрослых же подобные расстройства всегда связаны с серьезным психическим расстройством и органическими поражениями головного мозга.
Синдром Ландау—Клефнера(приобретенная афазия с эпилепсией): Особое место в ряду нарушений экспрессивной и рецептивной речи занимает синдром Ландау—Клефнера(приобретенная афазия с эпилепсией). В отличие от рассмотренных выше расстройств, этому синдрому предшествует нормальное речевое развитие, которое внезапно нарушается (теряются навыки рецептивной и экспрессивной речи), обычно в возрастном периоде от 3 до 7 лет. К нарушению речи через некоторое время (в период от нескольких месяцев до двух лет) в большинстве случаев присоединяются эпилептические припадки.
Заикание (под влиянием психоэмоционального стресса):представляет собой расстройство произвольной координации движений языка, губ при артикуляции незнакомых или трудно сочетаемых звуков в словах, обусловленное нарушениями нейрофизиологических процессов. Наиболее типичным проявлением заикания является повторение и затягивание некоторых слогов, что неизбежно затрудняет коммуникацию. Это расстройство генетически обусловлено и может только обостриться под влиянием психоэмоционального стресса, который на самом деле не является истинной причиной расстройства. Общая психологическая рекомендация к организации взаимодействия и общения с заикающимися детьми заключается в научении родителей и педагогов говорить с ребенком медленно, используя короткие и простые предложения, чтобы не вызвать нервного напряжения, которое может развиться у ребенка при общении.
Причиной нарушения навыков чтения: являются обусловленные фонологическим дефицитом трудности расшифровки — быстрого разбивания слова на буквы и обратного процесса синтеза букв в слово. Другими словами, ребенок не может быстро распознать фонологическую структуру слова и, соответственно, само слово, поскольку слуховая речь предшествует появлению письменной.
Расстройство спеллингования:характеризуется нарушением в подростковом возрасте способности устного произношения слова по буквам и, соответственно, правильного его написания: ребенок пишет слово так, как его слышит, несмотря на знание о правильном написании этого слова.
Источник
Медицинский эксперт статьи
х
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Общая картина психических болезней состоит из отдельных признаков (симптомов), которые рассматриваются в совокупности друг с другом. Такие сочетания признаков называются синдромами. Синдромы в психиатрии – это важная составляющая для постановки правильного диагноза. Для удобства классификации и распознавания психических расстройств специалисты выделили ряд наиболее распространенных симптомокомплексов, которые мы вкратце и рассмотрим.
Общая характеристика
Для постановки правильного диагноза характеристика синдрома играет очень большую роль. Несмотря на то, что при других заболеваниях наиболее важно определить причину патологии, в психиатрии это не столь актуально. В большинстве случаев определить причину психического расстройства не представляется возможным. Исходя из этого, акцент ставится на определении ведущих признаков, которые затем объединяются в типичный для болезни синдром.
К примеру, для глубокой депрессии характерно появление мыслей о самоубийстве. При этом тактика врача должна быть направлена на внимательное отношение и, в буквальном смысле, надзор за больным.
У больных шизофренией основным синдромом считается противоречие, или схизис. Это означает, что внешнее эмоциональное состояние человека не совпадает с его внутренним настроем. Например, когда пациенту радостно, он горько плачет, а когда ему больно, он улыбается.
У больных эпилепсией основным синдромом считается пароксизмальность – это внезапное появление и такое же резкое угасание симптомов болезни (приступа).
Даже международный классификатор заболеваний – МКБ-10 – основан не столько на психиатрических заболеваниях, сколько на синдромах.
Список основных синдромов в психиатрии
Синдромы, связанные с галлюцинациями и бредом.
- Галлюциноз – наличие разнообразных галлюцинаций, имеющих отношение либо к слуху, либо к зрению, либо к тактильным ощущениям. Галлюциноз может протекать в острой или хронической форме. Соответственно, при слуховом галлюцинозе пациент слышит несуществующие звуки, голоса, обращенные к нему и принуждающие к какому-либо действию. При тактильном галлюцинозе заболевшие чувствуют какие-то несуществующие прикосновения к себе. При зрительном галлюцинозе больной может «видеть» то, чего на самом деле нет – это могут быть неживые объекты, либо люди или животные. Часто такое явление можно наблюдать у слепых пациентов.
- Синдром паранойи – это первичное бредовое состояние, отображающее окружающую действительность. Может являться начальным признаком шизофрении, либо развиваться в виде самостоятельного заболевания.
- Галлюцинаторно-параноидальный синдром – это разноплановое сочетание и наличие галлюцинаций и бредового состояния, имеющих общий патогенез развития. Разновидностью такого синдрома является психический автоматизм Кандинского-Клерамбо. Пациент настаивает на том, что его мышление или умение двигаться ему не принадлежит, что кто-то извне автоматически управляет ним. Другой разновидностью галлюцинаторно-параноидального синдрома является синдром Чикатило, представляющий собой развитие в человеке механизма, который начинает руководить его поведением. Нарастание синдрома происходит в течение продолжительного времени. Зародившийся в пациенте дискомфорт дает толчок к совершению садистских преступлений на почве сексуальной слабости или неудовлетворенности.
- Синдром патологической ревности – это одна из форм навязчивых и бредовых идей. Данное состояние подразделяют ещё на несколько синдромов: синдром «существующего третьего» (с действительно присущей ревностью и страстью, переходящими в реактивную депрессию), синдром «вероятного третьего» (с навязчивыми состояниями, связанными с ревностью), а также синдром «воображаемого третьего» (с бредовыми ревностными фантазиями и признаками паранойи).
Синдромы, связанные с нарушением интеллектуального развития.
- Синдром слабоумия, или деменции – устойчивая, трудно компенсируемая потеря умственных способностей, так называемая интеллектуальная деградация. Пациент не только отказывается и не может познавать новое, но и теряет ранее приобретенный уровень интеллекта. Слабоумие может быть связано с некоторыми заболеваниями, такими как церебральный атеросклероз, прогрессивный паралич, сифилитическое поражение головного мозга, эпилепсия, шизофрения и пр.
Синдром, связанный состоянием аффекта.
- Маниакальный синдром – характеризуется такой триадой признаков, как резкое усиление настроения, ускоренное протекание представлений, двигательно-речевое возбуждение. Как следствие, наблюдается переоценка себя, как личности, возникает мания величия, эмоциональная нестабильность.
- Депрессивное состояние – напротив, характеризуется сниженным настроением, замедленным протеканием представлений и двигательно-речевой заторможенностью. Наблюдаются такие эффекты, как самоуничижение, потеря стремлений и желаний, «темные» мысли и угнетенное состояние.
- Тревожный депрессивный синдром представляет собой сочетание депрессивного и маниакального состояния, которые чередуются друг с другом. Может возникать двигательный ступор на фоне повышения настроения, либо двигательная активность одновременно с мыслительной заторможенностью.
- Депрессивный параноидальный синдром может проявляться как сочетание признаков шизофрении и прочих психотических состояний.
- Астенический синдром характеризуется повышенной усталостью, возбудимостью и нестабильностью настроения, что особенно заметно на фоне вегетативных нарушений и расстройств сна. Обычно признаки астенического синдрома затихают под утро, проявляясь с новой силой во второй половине суток. Зачастую астению тяжело отличить от депрессивного состояния, поэтому специалисты выделяют сочетанный синдром, называя его астено-депрессивным.
- Органический синдром – это сочетание трех симптомов, таких как ухудшение процесса запоминания, снижение интеллекта и невозможность сдерживания аффектов. Данный синдром имеет ещё одно название – триада Вальтер-Бюэля. На первом этапе состояние обнаруживает себя общей слабостью и астенией, нестабильностью в поведении и снижением работоспособности. Интеллект пациента внезапно начинает понижаться, круг интересов сужается, речь становится бедной. Такой больной теряет возможность запоминать новую информацию, а также забывает то, что было записано в памяти ранее. Зачастую органический синдром переходит в депрессивное или галлюцинаторное состояние, иногда сопровождаемое приступами эпилепсии или психозами.
Синдром, связанный с нарушением двигательных и волевых функций.
- Кататонический синдром имеет такие типичные симптомы, как кататонический ступор и кататоническое возбуждение. Такие состояния проявляются поэтапно, один за другим. Данный психиатрический синдром обусловлен патологической слабостью нейронов, когда вполне безобидные раздражители вызывают у организма избыточную реакцию. Во время ступора пациент вялый, не проявляет интереса к окружающему миру и к себе. Большинство больных просто лежат, уткнувшись в стенку, на протяжении многих суток и даже лет. Характерен признак «воздушной подушки» пациент лежит, и при этом его голова поднята над подушкой. Возобновляется сосательный и хватательный рефлексы, которые присущи только грудным детям. Зачастую в ночное время проявления кататонического синдрома ослабевают.
- Кататоническое возбуждение проявляется как двигательным, так и эмоциональным возбужденным состоянием. Пациент становится агрессивным, негативно настроенным. Мимика на лице часто двухсторонняя: например, глаза выражают радость, а губы стиснуты в порыве злости. Больной может либо упорно молчать, либо неудержимо и бессмысленно говорить.
- Люцидное кататоническое состояние происходит в полном сознании.
- Онейроидное кататоническое состояние проявляется с угнетением сознания.
Невротический синдром
- Неврастенический синдром (тот же астенический синдром) выражается в слабости, нетерпении, истощенном внимании и расстройствами сна. Состояние может сопровождаться болями в голове, проблемами с вегетативной нервной системой.
- Ипохондрический синдром проявляется избыточным вниманием к своему организму, состоянию здоровья и комфорту. Пациент постоянно прислушивается к своему телу, беспричинно посещает врачей и сдает большое количество ненужных анализов и исследований.
- Истерический синдром характеризуется чрезмерной самовнушаемостью, эгоизмом, воображаемостью и эмоциональной нестабильностью. Такой синдром типичен при истерических неврозах и психопатиях.
- Психопатический синдром представляет собой дисгармонию эмоционального и волевого состояния. Может протекать по двум сценариям – возбудимости и повышенной заторможенности. Первый вариант подразумевает излишнюю раздражительность, негативное настроение, стремление к конфликтам, нетерпение, предрасположенность к алкоголизму и наркомании. Для второго варианта характерна слабость, вялость реакции, гиподинамия, снижение самооценки, скептицизм.
При оценке психического состояния пациента немаловажно определение глубины и масштаба обнаруженных симптомов. На основании этого синдромы в психиатрии можно разделить на невротические и психотические.
Источник