Синдромы в диагностике по восточному

Любое заболевание в традиционной восточной ме­дицине рассматривается как нарушение в организме равновесия противоположных процессов. А главным прин­ципом, определяющим концепцию лечения, является прин­цип нормализации нарушенного равновесия физиологи­ческих функций. В тесной связи с отмеченными положе­ниями, проводится и традиционная диагностика, которую считают основой лечения (Лувсан Г., 1986;. 1990; 1991; Овечкин А. М., 1991).

Диагноз заболевания в традиционной китайской меди­цине представляет собой весь комплекс информации о больном в рамках одной какой-либо нозоологической единицы, обозначенной, в соответствии с традицией, синдромом болезненного состояния. В диагнозе система­тизируются три главных звена патогенеза: дисгармония между инь и ян, борьба вредоносной и защитной энергии, нарушение циркуляции ци и крови, которые отвечают трем принципам синдромального диагноза: 1 — соответ­ствие этиологическим факторам; 2 — соответствие тео­рии ци, крови и органам чжан-фу; 3 — соответствие теории меридианов. В результате такой четкой система­тизации, у врача, помимо всех обобщающих выводов о заболевании, уже имеется адекватный диагнозу “ключ” к подбору метода лечения (Овечкин А. М., 1991). Данный факт, вытекающий из системы целостной оценки процес­сов в организме, является важнейшей отличительной чертой диагностических построений в восточной «медици­не (Фалев А. И., 1991).

 Представляем основные этапы построения диагноза в. традиционной китайской медицине.

Все полученные при обследовании симптомы анализи­руют с привлечением восьми “главных синдромов” — инь-ян ; “поверхностный — внутренний”; “полноты — пустоты”; “жары — холода”. Синдромы инь и ян счита­ются ведущими, так как они отражают характер взаимо­действия защитных сил организма и повреждающего начала, в результате чего при синдроме инь происходит снижение, а при синдроме ян — повышение функций организма. Применительно к синдромам инь и ян распре­деляются и вышеотмеченные с ними “главные синдромы” . Далее продолжают диффе­ренциацию симптомов по синдромам патологии энергии ци и крови. Ее проводят в пределах восьми “главных синдромов”. Известно четыре патологических синдрома энергии ци: “пустота” ци; синдром “оседания” ци; синд­ром “застоя” ци и синдром “извращенного течения” ци и три патологических синдрома крови: “пустота” крови, “застой11 и “жара” крови. Послед­ним этапом в традиционной китайской диагностике счи­тается установление конкретного синдрома относительно органов чжан-фу или меридианов.

Таким образом, дифференциация симптомов, осуще­ствляемая по принципу полярности, делит все суще­ствующие заболевания на две большие группы — заболе­вания со знаком ян и заболевания со знаком инь. В законченном виде традиционный китайский диагноз отражает все многообразие и сложность патологических про­цессов в организме и их связь с циклическими процессами в окружающей среде.

Кровопускание, по характеру своего воздействия и принятым в традиционной китайской медицине принци­пам лечения, применимо к группе заболеваний со знаком ян, включающим синдромы “поверхностный”, “полноты”, “жары”; синдромы “застоя” и “извращенного течения” ци; синдромы “застоя” и “жара” крови.

Стремление к лечебному процессу, основанному на синтезе новейших лечебных методов европейской меди­цины с наиболее эффективными методами традиционной восточной медицины, открыло путь к осмыслению базис­ных положений еще одного наследия восточной цивили­зации — тибетской медицины (Базарон Э. Г., 1987). Также как и традиционная китайская медицина, она основана на системном методологическом подходе к ана­лизу функций организма. Однако, под влиянием иных геосоциальных и религиозно-философских положений в тибетской медицинской системе сформировались свои, специфические критерии оценки здоровья, природы и характера заболевания. Соответственно этому, сущест­венно отличаются диагностика, методы и средства лече­ния. Как следует из текста “Чжуд-ши”, диагностика заболеваний в тибетской медицине, в сравнении с китай­ской, на первый взгляд представляется несколько упро­щенной. Так, в Тантре основ, в IX главе, узнавание “обличья болезней” сказано: “Болезнь узнают осмотром, прикосновением, опросом”. Каждый из этих способов, в соответствии к устанавливаемому объекту исследования, делится на составные, а общая их сумма составляет тридцать восемь сведений. “Собрав эти тридцать восемь сведений, можно определить безошибочно все болезни” (Дашиев Д. Б., 1988). Однако, эта простота кажущаяся, она связана с особенностями построения текста и подачи представленных в них знаний (Бадараев Б. Д., 1967). Анализ главы, посвященной диагностике заболеваний, демонстрирует своеобразие и глубину получаемой инфор­мации и отражает принцип причинной обусловленности в тибетской медицине. Установление диагноза в тибетской медицине, так же как и в китайской, имеет целью выбор метода лечения, как писалось в “Чжуд-ши”, выяснение того, что полезно и что вредно.

Главенствующими, в тибетской медицинской системе, являются теории пяти махабхут, пульсации, трех регули­рующих систем: ветра, желчи и слизи. С их помощью анализируют этиологию, патогенез, клинику заболева­ний, а также проводят диагностику и лечение. Использо­вание этих теорий в процессе установления диагноза считается основополагающим моментом, который позво­ляет увязать в единое причины и морфофизиологическую проекцию заболеваний в организме. В качестве причин заболеваний в тибетской медицине выступают нарушения в регулирующих системах ветра, желчи и слизи, запуска­емые дисгармонией какого-либо из трех пульсирующих каналов Авадхути, Расаны или Лаваны, содержащих в себе, соответственно потенции: ветра — мудрости; гнева — желчи; омраченности и слизи (отрицательные эмоци­ональные состояния). Нарушения в системах ветра, жел­чи и слизи проявляются в зависимости от их активно­сти “жаром” или “холодом” и соответственно делятся на “увеличения”, “уменьшения”, “сочетания”, “подъемы и возбуждения”. Отмеченное положение составляет основу классификации заболеваний в тибетской медицине, где первую ступень Дифференциа­ции — “жара” и “холод” можно поставить в связь с китайскими ян и инь. И здесь применим принцип соот­ветствия заболеваний методам лечения, который имеет в виду использование, при определенной группе заболева­ний (болезни “жара”), тормозного, рассеивающего дейст­вия, присущего кровопусканию. Путем дальнейшей систе­матизации заболеваний и накопления лечебного опыта была установлена конкретная эффективность кровопус­кания при “жаре” крови и “желчи” и в некоторых случаях “возбуждения” слизи и ветра.

Читайте также:  Что такое синдром отмены курения

Источник

Клиника тибетской медицины→Методы диагностики

Восточная диагностика имеет свои особенности. При этом она не противоречит западным диагностическим методам, а позволяет увидеть картину заболевания более глубоко и объемно, исходя из его причины.

В тибетской медицине причиной всех заболеваний считается дисбаланс трех регулирующих систем организма. Их названия Бад-кан, Мхрис-па и Рлунг переводятся как Слизь, Желчь и Ветер. Первая включает лимфатическую и эндокринную систему, отвечает за функции всех слизистых поверхностей организма, иммунитет, основной обмен веществ, жировые ткани, работу суставов. Вторая включает печень и желчевыводящие пути, а третья – центральную и периферическую нервные системы.

Эти три регулирующие системы находятся в тесной взаимосвязи, и пока между ними сохраняется равновесие, заболевания не возникают, и человек остается здоров.

Как только в системе трех регулирующих основ возникает дисбаланс в ту или иную сторону, возникает то или иное заболевание, острое воспалительное или хроническое, дегенеративно-дистрофическое. Первые в большинстве относятся к болезням «жара», вторые – к болезням «холода». Возникшее заболевание поражает кожу, мышечные и костные ткани, нервную систему и внутренние органы. Так возникают симптомы – боли, несварение, бессонница, кожные высыпания, одышка, повышенное артериальное давление и т.д. и т.п.

Проводя диагностику, тибетский врач выясняет характер нарушений в организме, используя для этого пульсовую и меридианную диагностику. Определив картину заболевания, он выясняет его первопричину – то есть характер дисбаланса в организме. Например, желтушность кожных покровов указывает на дисбаланс Мхрис-па, избыточный вес и ощущение зябкости – на дисбаланс Бад-кан, а хаотичность мышления и многословность – на дисбаланс Рлунг. Разумеется, это лишь самые общие признаки. Всего таких признаков насчитываются сотни и даже тысячи. Вот почему наряду с внешним осмотром, тибетский врач обязательно расспрашивает пациента. В тибетском трактате «Чжуд-Ши» об этом сказано: «По тому, что человек ест и какой образ жизни ведет, можно узнать чем он болеет». «Прежде чем работать руками, поговори с больным».

В комплексе эти методы – опрос, осмотр, меридианная и пульсовая диагностика позволяют с точностью определить характер заболевания («жар» или «холод»), степень и форму поражения организма (нарушение работы внутренних органов, расстройство нервной системы), а главное – обстоятельство, ставшее первопричиной заболевания.

Важным преимуществом восточной диагностики является то, что она позволяет выявить заболевания на ранней стадии, когда они еще не проявились явными симптомами и с ними можно легко справиться и предотвратить их развитие.

При наличии сопутствующих заболеваний, такая диагностика позволяет определить то лечение, которое устранит весь комплекс нарушений в организме.

И главное – устранив причину болезни, тибетский доктор достигает длительных, стойких и надежных результатов излечения, то есть не только устраняет симптомы, но и предотвращает их повторное возникновение в будущем.

При этом диагностика современной тибетской медицины в полном объеме использует достижения технического прогресса и медицинской науки – такие как МРТ, КТ, УЗИ, лабораторные анализы, а также методику Р.Фолля. В комплексе это помогает еще более детально, подробно и точно увидеть картину заболевания и определить наилучшее лечение.

Читайте также:  Задний шейный симпатический синдром массаж

Наши специалисты

Главный врач в г.Москве, врач-рефлексотерапевт, врач-невролог. Кандидат медицинских наук
Стаж 36 лет

Зам. главного врача в г.Москве, врач-рефлексотерапевт, врач-уролог, невролог, мануальный терапевт, остеопат
Стаж 44 года

Главный врач в г. Санкт-Петербурге. Врач-рефлексотерапевт, врач-невролог
Стаж 27 лет

Зам.главного врача в г.Санкт-Петербурге, врач-рефлексотерапевт, педиатр, реабилитолог, мануальный терапевт
Стаж 27 лет

Врач – психоневролог. Профессор, доктор медицинских наук, член Профессиональной психотерапевтической лиги. Награжден знаком «Отличник здравоохранения» Минздрава РФ
Стаж 26 лет

Заведующая консультативно-диагностическим отделением, невролог, фитотерапевт. Врач высшей категории, член Профессиональной ассоциации натуротерапевтов
Стаж 31 год

Врач-консультант, врач-рефлексотерапевт
Стаж 16 лет

Врач-кардиолог. Доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры терапии, кардиологии и функциональной диагностики ЦГМА Управления делами Президента РФ
Стаж 29 лет

Врач-рефлексотерапевт, невролог
Стаж 25 лет

Врач-рефлексотерапевт, невролог
Стаж 30 лет

Врач-рефлексотерапевт, гинеколог
Стаж 27 лет

Кандидат медицинских наук, врач высшей квалификационной категории, эндокринолог, терапевт, диетолог, специалист УЗИ
Стаж 35 лет

Почему «Тибет»?

«Тибет» — клиника восточной медицины в Москве и Санкт-Петербурге. Широкие возможности диагностики и лечения более 250 заболеваний.

  • Первичная консультация — бесплатно
  • Лечение без таблеток, гормонов и операций
  • Более 40 врачей с опытом более 30 лет
  • Помогли более 100 000 пациентов
  • Доступные цены
  • Без выходных
  • Своя парковка

Работаем с 2007 года.

Операторы нашего call-центра свяжутся с Вами в течении 15 минут с телефона единого контакт-центра Москвы и Санкт-Петербурга 8 495 781-57-57. Звонок для Вас будет бесплатным.

Источник

В традиционной восточной медицине изучаются и учитываются изменения только целостного организма и понятие “синдром” в восточной медицине не соответствует европейскому понятию.

Дифференциация симптомов и признаков является ядром диагностики. Для того чтобы разобраться в ней, необходимо прежде усвоить три основных понятия: симптом, синдром, болезнь.

Симптом – это собственно симптомы и симптомы тела. Симптом – это личное ощущение больным физического дискомфорта или каких-либо необычных изменений, например головная боль, лихорадка и др. симптомы тела – это какие-либо необычные признаки, которые обнаруживает врач при обследовании пациента, например желтушность лица, покраснение языка, струнный пульс и др.

Синдром – это с точки зрения патогенеза обобщение этиологии, локализации, характера и степени заболевания на определенной его стадии. Например, при синдроме недостаточности Ци селезенки болезнь локализуется в селезенке, ее характер заключается в недостаточности; механизм заболевания – ослабление Ци селезенки; клинические проявления: анорексия, вздутие живота после еды, чувство слабости и усталости, жидкий стул, одышка, бледный язык, слабый пульс.

Болезнь – это процесс патологических изменений в организме, вызванный под воздействием патогенных факторов борьбой патогенов с защитными силами организма и дисбалансом между Инь и Ян в организме и имеющий определенные закономерности развития. Этот процесс имеет конкретное выражение в нескольких определенных группах симптомов и переходящих от одного к другому на различных стадиях болезни синдромах, например характерными симптомами острых лихорадочных заболеваний являются резкое повышение температуры, жажда, интенсивно желтый цвет мочи; весь процесс болезни обычно включает четыре сменяющие одна другую стадии: синдром Вэй, синдром Ци, синдром Инь и синдром Сюэ.

Каждому синдрому соответствует набор симптомов. Например, синдром недостаточности Ян в почках. Этому синдрому соответствуют симптомы: боли в спине, холодные ноги, проблемы в половой сфере, усталость и т.д.
Соответственно пациент имеет хронические болезни: хронический простатит, хроническую усталость, постоянные проблемы с позвоночником. Можно долго лечить отдельно эти хронические болезни, но без устранения первопричины (недостаточности Ян в почках) эти болезни вылечить нельзя. В тоже время лечение этих хронических болезней таблетками может дать осложнение на другие органы. Если не лечить почки, то по законам ТКМ недостаточность энергии возникнет и в других органах, что приведет к еще большему количеству хронических заболеваний.

Задача врача заключается не в том, чтобы определить болезнь или её возбудителей, а в том, чтобы определить, при каком состоянии организма могла возникнуть болезнь, какие аспекты Инь-Ян не сбалансированы, или где существует дисбаланс энергии Ци.

Диагностика в традиционной китайской медицине базируется всего лишь на восьми основных синдромах:

  1. «наружное—внутреннее» — относится к оценке глубины и тяжести заболевания; в начале недуга возмущающая энергия ци локализуется на поверхности тела — на коже, в ее порах, в волосах, в поверхностных меридианах, тогда заболевание наружное — ян; при слабости защитной ци организма нарушение проникает по меридианам к плотным и полым органам, — заболевание становится внутренним — инь;
  2. «холод—жар» — обозначает природу болезни, при этом холод — инь, жар — ян;
  3. «пустота — полнота» характеризует противоборство внешних, вредоносных факторов и защитных сил организма;
  4. «инь—ян» определяет характер болезни.
Читайте также:  Варя с синдромом дауна видео

При «пустых» синдромах в организме или органе не хватает чего-либо — энергии Ци, Инь, Ян, крови, жидкостей.

При «полных» синдромах в организм проникает что-то извне — микроорганизмы, холод, жар, ветер и так далее.

Понятия недостаточности (пустоты) и избыточности (полноты) в китайской медицине используются для установления различий между силой и слабостью защитных сил организма, а также между обилием и слабостью болезнетворного начал, т.е. синдромы избыточности и недостаточности характеризуют состояние патогенной и антипатогенной Энергии.

«Наружный» «полный» «горячий» относятся к болезням Ян. «Внутренний» «пустой» «холодный» относятся к болезням Инь.

Синдром в ТКМ и синдром в концепции европейской медицины это два совершенно разных понятия.

Одна болезнь в западном понимании лечится по-китайски у разных людей не только  разными, но противоположными методами. И наоборот, многие совсем разные для  западного врача состояния составляют один синдром китайской медицины и лечатся  одинаково.

Исходя из оригинальной физиологии человеческого организма, китайская медицина главную цель лечения видела в нормальной и беспрепятственной циркуляции энергии ци. Восстановить нарушенную циркуляцию возможно, и для этого существуют многочисленные методики. Более опасным является истощение, недостаток энергии ци, которую восстановить значительно сложнее. Поэтому надо всемерно сохранять уровень ци и начинать лечение как можно раньше, пока не истощены защитная и наследственная ци организма человека и патологическое начало не проникло с поверхности тела во внутренние органы.
Одним из основных принципов лечения древней восточной медицины, кроме рассмотренных выше концепций инь—ян, у син и др., является правило бу—се, или буквально «прибавить—отнять». Термин «бу» в более полном смысле означает восполнить, возбудить, тонизировать; термин «се» — выпустить, тормозить, седатировать, успокаивать, рассеять. Исходя из принципа «лечение должно идти от противного», при ян-синдроме (полнота) следует проводить се — воздействовать успокаивающе, при инь-синдроме (пустота) необходимо бу — возбуждать. Поэтому при патологии, сопровождающейся понижением функции (недостаточностью энергии ци в меридиане), следует проводить бу, т. е. тонизировать, прибавить энергию, оказать возбуждающее действие. При патологии с повышенной функцией (избытке энергии ци в меридиане) нужно проводить се, т. е. рассеять энергию, оказать тормозящее действие. В западной литературе по китайской медицине эти два рода действия обозначаются терминами «возбуждение» и «торможение». Это основное правило применяется во всех методах лечения.
Большим преимуществом китайской медицины является синдромальная диагностика, которая позволяет легко и быстро определить необходимые методы лечения. В самой формулировке синдромов как бы заложены и пути лечения. Главные усилия врача должны быть направлены на помощь организму, на восстановление его защитных сил, — то есть на устранение причины болезни. Там, где защитная ци в достатке, патогенное начало изгоняется и не может повредить функциям органов. В первую очередь, это относится к синдромам пустоты.
При установлении характера синдрома ян для лечения надо привлекать инь, при характере инь — привлекать ян. Когда установлено, в каком меридиане образовалась пустота (недостаток) или полнота (избыток) энергии ци, согласно концепции у син можно установить пути приведения баланса ян и инь энергии в равновесие, переведения ци из меридиана с ее избытком в меридиан с недостатком ци. При этом надо учитывать подъемы и падения интенсивности энергии ци в меридианах разных органов в течение суток, а также месяца и года. Во всяком случае, можно воздействовать как прямо, так и косвенно. Например, можно прямо стимулировать (бу) или тормозить (се) необходимый меридиан в часы подъема или спада интенсивности энергии ци. В случае каких-либо затруднений использования прямого пути воздействия проводят бу (возбуждают) инь-меридиан в часы максимального подъема энергии ци, что ведет к се (подавлению) противоположного ян-меридиана.

Источник