Синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных

Синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных thumbnail

Синдром временного отставания

Изучение закономерностей аномалий развития психики является  необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии  и  детской  психиатрии, именно  поиск   этих   закономерностей,   изучение   причин   и   механизмов формирования  того  или  иного  дефекта  психического   развития   позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.

Спектр нарушений психического  развития  у  детей  достаточно  широк,  но значительно чаще встречается задержка психического развития.

Задержка психического развития  (ЗПР)  –  синдром  временного  отставания

развития  психики  в  целом  или  отдельных  ее  функций,  замедление  темпа

реализации потенциальных возможностей организма,  часто  обнаруживается  при поступлении в школу и выражается в  недостаточности  общего  запаса  знаний, ограниченности представлений, незрелости  мышления,  малой  интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой  пересыщаемости в интеллектуальной деятельности

Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы:

1) причины биологического характера;

2) причины социально – психологического характера.

К причинам биологического характера относят:

1) различные варианты патологии беременности (тяжелые  интоксикации,  резус- конфликт и т.д.);

2) недоношенность ребенка;

3) родовые травмы;

4) различные  соматические  заболевания  (тяжелые  формы   гриппа,   рахит, хронические болезни –  пороки  внутренних  органов,  туберкулез,  синдром  нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)

5) нетяжелые мозговые травмы.

Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:

1) ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в  условии социальной депривации;

2) дефицит полноценной, соответствующей возрасту  деятельности:  предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.

3) искаженные условия воспитания ребенка  в  семье  (гипоопека,  гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.

В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин. При систематике ЗПР Власова  Т.А.  и  Певзнер  М.С.  выделяют  две  основные формы:

1) Инфантилизм – нарушение темпа созревания  наиболее  поздно  формирующихся мозговых  систем.   Инфантилизм  может  быть гармонический  (связан   с  нарушением функционального  характера,  незрелостью  лобных  структур)  и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);

2) Астения –  резкая  ослабленность   соматического   и неврологического  характера, обусловленная   функциональными  и  динамическими  нарушениями   центральной  нервной  системы.  Астения   может   быть   соматическая   и   церебрально – астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).

Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70— 80-е гг., которые опирались  на классификацию Власовой – Певзнер.Исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки психического развития, которые и сегодня используются наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям в специальных учреждениях:-ЗПР  конституционального  характера  (причина   возникновения   –   несозревание лобных отделов  головного  мозга).  Сюда  относятся  дети  с несложным  гармоническим  инфантилизмом,  они  сохраняют  черты   более младшего возраста,  у них преобладает игровой интерес,  не  развивается  учебный.  Эти  дети  при  благоприятных  условиях  показывают   хорошие  результаты выравнивания.

-ЗПР соматогенного  происхождения  (причина  –  перенесение  ребенком  соматического заболевания).  К этой группе относят детей с соматической  астенией,  признаками  которой  являются  истощаемость,   ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и  т.п.

-ЗПР психогенного  происхождения  (причина  – неблагоприятные  условия  в  семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека)  и т.п.)

-ЗПР церебрально-астенического   генеза (причина – мозговая дисфункция). К этой группе относят  детей  с  церебральной  астенией повышенной  истощаемостью  нервной  системы.   У   детей   наблюдаются: неврозоподобные   явления;   повышенная   психомоторная   возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое  расстройство  – снижение    пищевой    активности,    общая    вялость,    двигательная расторможенность.

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных  вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и  интеллектуальной сферы.

Источник

c.  перепутывание букв;

d.  первая и третья причины.

40.  Аграфия — это:

a.  потеря способности к рисованию;

b.  потеря способности переноса навыков письма с правой руки на левую у правшей;

c.  навязчивые повторения отдельных букв при письме или штрихов при рисовании;

d.  нарушение способности правильно по форме и смыслу писать.

41.  Акалькулия часто сочетается с:

a.  семантической афазией;

b.  кинестетической апраксией;

c.  соматоагнозией;

d.  эмоциональными расстройствами.

42.  Неспецифические расстройства памяти преимущественно связаны с работой:

a.  первого блока мозга;

b.  второго блока мозга;

c.  третьего блока мозга;

d.  всех трех блоков.

43.  «Полевое поведение» является результатом поражения:

a.  лобных долей;

b.  височных долей;

c.  затылочных долей;

d.  теменных долей.

44.  Экспериментальным приемом обнаружения модально-специфических нарушений внимания является:

a.  корректурная проба;

b.  одновременное предъявление двух стимулов парным анализаторам;

c.  управление движущимся объектом;

d.  узнавание стимульного материала.

45.  Дефекты мышления, связанные с опосредованием речевых связей, вызываются:

a.  поражением конвекситальных отделов лобных долей;

b.  левовисочными поражениями;

c.  теменно-затылочными поражениями;

d.  правовисочными поражениями.

46.  «Круг Пейпеса» в основном описывает циркуляцию эмоциональных процессов:

a.  между теменной и височной корой;

b.  от зрительного анализатора к третичным полям;

c.  внутри лимбической системы;

d.  между ретикулярной формацией и лобной корой.

47.  Поражение конвекситальных отделов лобных долей мозга вероятнее приведет к такому эмоциональному состоянию, как:

a.  безразличное благодушие;

b.  грусть;

c.  депрессия;

d.  тревога.

48.  Процесс опознания от общего к частному более представлен:

a.  в левом полушарии;

b.  в правом полушарии;

c.  одинаково в обоих полушариях;

d.  в зависимости от стимульного материала.

49.  Левшество — это:

a.  преобладание размера левой руки над правой;

b.  совместное преобладание леворасположенных парных органов над правыми;

c.  преобладание левой руки и левой ноги над правыми;

d.  различия в чувствительности правой и левой половины тела.

50.  Особенностью очаговых поражений мозга у детей является:

a.  слабая выраженность симптоматики;

b.  значительная выраженность симптоматики;

c.  длительный период обратного развития симптомов;

d.  высокая зависимость от латерализации очага поражения.

Читайте также:  Синдромы поражения оболочек мозга неврология

51.  К основным принципам патопсихологического исследования по Зейгарник относятся все указанные, кроме:

a.  построения эксперимента по типу функциональной пробы;

b.  стандартизации процедуры проведения эксперимента и анализа данных;

c.  качественного анализа хода и результатов исследования;

d.  изучения закономерностей распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями формирования психических процессов в норме.

52.  Существенными характеристиками внимания являются все указанные, кроме:

a.  устойчивость;

b.  разноплановость;

c.  переключаемость;

d.  концентрация.

53.  Буквенную корректурную пробу для исследования внимания предложил:

a.  Шульте;

b.  Векслер;

c.  Бурдон;

d.  Бине.

54.  Основателем отечественной школы патопсихологии является:

a.  Лебединский;

b.  Лазурский;

c.  Ананьев;

d.  Зейгарник.

55.  К типичным нарушениям мышления при шизофрении относятся все указанные, кроме:

a.  резонерства;

b.  разноплановости;

c.  соскальзывания;

d.  склонности к детализации.

56.  Для исследования мышления используются все указанные методики, кроме:

a.  «классификации»;

b.  «исключения предметов»;

c.  методики Выготского-Сахарова;

d.  «10 слов».

57.  Память может характеризоваться всеми указанными видами, кроме:

a.  оперативной;

b.  познавательной;

c.  кратковременной;

d.  отсроченной.

58.  Типичными нарушениями мышления при эпилепсии являются все указанные, кроме:

a.  замедленности;

b.  тугоподвижности;

c.  актуализации малозначимых «латентных» признаков;

d.  вязкости.

59.  В классической психосоматике выделяют три группы расстройств, кроме:

a.  конверсионных расстройств;

b.  «органных неврозов»;

c.  психосоматических заболеваний в узком смысле слова;

d.  вегетозов.

60.  Представителем антропологического направления в психосоматике является:

a.  Поллок;

b.  Стоквис;

c.  Витковер;

d.  Вайзеккер.

61. Термин «психосоматика» в медицину ввел:

a.  Гиппократ;

b.  Райх;

c.  Хайнрот;

d.  Гроддек.

62. Создателем кортико-висцеральной патологии, как одного из направлений психосоматики, является:

a.  Павлов;

b.  Анохин;

c.  Быков;

d.  Симонов.

63. Современная биопсихосоциальная модель болезни разработана:

a.  Карасу;

b.  Экскюлем;

c.  Энгелем;

d.  Любаном-Плоцца.

64. Автором концепции «профиля личности» в психосоматической медицине является:

a.  Александер;

b.  Витковер;

c.  Данбар;

d.  Поллак;

65. Поведенческий тип А «является фактором риска»:

a.  желудочно-кишечных заболеваний;

b.  злокачественных новообразований;

c.  нарушений дыхательной системы;

d.  сердечно-сосудистых заболеваний.

66. Конверсионные расстройства, положившие начало психоаналитическому направлению в психосоматике, были описаны:

a. Александером;

b. Джеллиффе;

c.  Фрейдом;

d. Адлером.

67. Термин «алекситимия» ввел:

a.  Эллис;

b.  Карасу;

c.  Сифнеос;

d.  Розенман.

68. Концепцию «органных неврозов» разработал:

a. Витковер;

b. Энгель;

c.  Френч;

d. Дойч.

69. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается возврат функции на более ранний возрастной уровень, как временного, так и стойкого характера:

a.  ретардация;

b.  регрессия;

c.  распад;

d.  асинхрония.

70. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается грубая дезорганизация либо выпадение функции:

a.  распад;

b.  регрессия;

c.  асинхрония;

d.  ретардация.

71. Вид психического дизонтогенеза, при котором отмечается запаздывание или приостановка психического развития:

a.  асинхрония;

b.  распад;

c.  ретардация;

d.  регрессия.

72. Форма психического дизонтогенеза, при котором отмечается выраженное опережение развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительное отставание темпа и сроков созревания других функций и свойств:

a.  асинхрония;

b.  регрессия;

c.  распад;

d.  ретардация.

73. Социально обусловленный вид непатологических отклонений в психическом развитии:

a.  социальная депривация;

b.  патохарактерологическое формирование личности;

c.  педагогическая запущенность;

d.  краевая психопатия.

74. К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится:

a.  педагогическая запущенность;

b.  патохарактерологическое формирование личности;

c.  акцентуация характера;

d.  краевая психопатия.

75. Общее психическое недоразвитие, это:

a.  психопатия;

b.  олигофрения;

c.  акцентуация характера;

d.  педагогическая запущенность.

76. Отличительная черта мышления умственно отсталых:

a.  искажение процесса обобщения;

b.  некритичность;

c.  амбивалентность;

d.  амбитендентность.

77. Эмоции умственно отсталых:

a.  недифференцированы;

b.  амбивалентны;

c.  ригидны;

d.  лабильны.

78. Тотальность поражения психических функций характерна для:

a.  олигофрении;

b.  педагогической запущенности;

c.  задержки психического развития;

d.  психопатии.

79. Синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций обозначаются термином:

a.  педагогическая запущенность;

b.  психопатия;

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4

Источник

Статья:

Одной из наиболее распространенных причин возникновения ЗПР, астенических и неврозоподобных состояний принято считать отклонения от стадии возрастного психического развития, на которой находится ребенок, так называемый дизонтогенез развития. Понятие дизонтогенеза означает различные формы нарушений онтогенеза во внутриутробном и постнатальном, преимущественно раннем периоде, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.

Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма (В.М. Астапов, 1994).

Наиболее общеупотребительное определение было дано В.В. Лебединским (1985), который под задержкой психического развития понимает замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Клиническое изучение детей с нарушенным темпом развития восходит к началу века. На первом этапе описаны формы нарушенного развития, в которых гармонически сочетались психический и физический инфантилизм. В группе неуспевающих школьников были описаны «субнормальные ученики», которым присущи «смягченные формы» умственного отставания.

В 1917 году Л. Фарфельд выделил группу неуспевающих детей с наследственно обусловленным запоздалым развитием. В 1925 году И.Н. Борисов описал «группу детей слабоодаренных с пониженным общим развитием», которых он отграничивал от педагогически запущенных учащихся и олигофренов. В 1938 году Н.И. Озерецкий выделил группу детей с «замедленным темпом развития», подчеркнув качественное отличие структуры этого нарушения от олигофрении.

Второй этап в изучении детей с нарушенным темпом развития был теснейшим образом связан со стремлением исследователей к сужению рамок олигофрении. В 1966 году М.С. Певзнер описала ряд клинических вариантов инфантилизма в контексте школьной неуспеваемости. Были также рассмотрены вопросы этиопатогенеза разных форм задержки развития, среди которых особое значение придавалось роли остаточных явлений органического поражения центральной нервной системы.

Читайте также:  Долго ли длиться синдром отмены

С этого времени в отечественной дефектологии разворачивается комплексное изучение задержки психического развития как специфического нарушения детского развития. Обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними были впервые даны Т.А. Власовой и М.С. Певзнер (1966, 1973).

За последние 40 лет в отечественной психологии накоплен определенный опыт изучения своеобразия психических проявлений у детей с задержкой психического развития.

Дети с ЗПР, несмотря на зачастую слабо выраженную или отличающуюся значительным полиморфизмом клиническую симптоматику, имеют ряд достаточно характерных признаков – незрелость сложных форм поведения, недостаточность целенаправленой деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности, являющихся причиной стойкой неуспеваемости в массовой школе. Ведущей патогенетической основой этих признаков в большом количестве случаев признано перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы (К.С. Лебединская, 1982). «Особую роль играет минимальная мозговая дисфункция, составляющая до 21% среди пре- и перинатальных поражений нервной системы, которые обусловливают в будущем 40-60% неврологической патологии, представляя серьезную медико-психолого-педагогическую и социальную проблему» (О.В. Халецкая, В.М. Трошин, 1998, с.4-5).

В работе У.В. Ульенковой (1990) выделяются следующие четыре группы причин первичного нарушения темпа психического развития: 1) неблагоприятные условия внутриутробного развития плода (наследственная отягощенность, хронические заболевания матери, отравление организма матери и плода вредными веществами, алкоголем, голодание, физические и психические травмы матери и плода, близнецовость и др.); 2) родовая патология; 3) ранние постнатальные заболевания (в первую очередь воспалительные мозговые и желудочно-кишечные заболевания), в особенности в возрасте до двух лет; 4) мозговые травмы.

Однако, клинический и психолого-педагогический полиморфизм ЗПР объяснить только церебральными нарушениями не представлялось возможным. М.С. Певзнер (1966) на основе результатов анализа клинических фактов показала, что главным и определяющим симптомом задержки в легкой степени может быть только недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Автор, выделяя вслед за Г.Е. Сухаревой (1974) несколько клинических вариантов инфантилизма, отмечает, что в этом случае интеллект детей может быть первично сохранен.

Ряд психологов и педагогов выделяет особую группу детей, испытывающих трудности в обучении вследствие социальной и культурной депривации. Неблагоприятные условия жизни и воспитания нарушают их сенсорное развитие, общение с окружающими, а на этой основе задерживается умственное развитие, ущербно формируется личность (К.С. Лебединская, 1982).

Е.С. Иванов (1971, с.63-66) отмечает, что «среди детей, страдающих астеническими состояниями в связи с функционально-динамическими нарушениями в ЦНС, особое место занимают дети с вторичным инфантилизмом, входящие в сборную группу детей с временными задержками психического развития. У большей части этих детей имеет место повышенная утомляемость, истощаемость, что проявляется в понижении работоспособности, быстром выключении из деятельности, колебаниях внимания, вялости, пассивности. У некоторых детей, напротив, повышенная утомляемость и истощаемость проявляется в возбудимости, неуравновешенности, двигательном беспокойстве, суетливости. Но как бы ни проявлялись астенические состояния, чаще всего они снижают обучаемость ребенка, задерживают темп его развития». Этот вариант наиболее легок для коррекции.

Более стойкими являются такие церебрально-органические формы задержки, которые уже изначально, первично несут в себе недостаточность познавательной сферы, нарушение ее развития. Для возникновения стойких форм ЗПР, требующих специальных методов обучения и коррекции, недостаточность интеллектуальных функций в том или ином ее варианте, как отмечают Т.А. Власова и К.С. Лебединская (1975), является основным признаком. Другие проявления психоорганического синдрома – цереброастенические, неврозоподобные, психопатоподобные, психомоторная возбудимость и т.д. – являются дополнительными, хотя, несомненно, усугубляющими нарушения интеллектуальной продуктивности.

В ряде исследований содержатся цифровые данные распределения причин задержки психического развития. Так, в работе Ю. Дауленскене (1979) показано, что «67,32 % обследованных детей с ЗПР имели патологию внутриутробного развития и тяжелые заболевания на первом году жизни». Т.А. Власова и К.С. Лебединская (1975) в 39 % случаев отмечает инфекционную внутриутробную этиологию задержки, в 33 % – родовые и постнатальные травмы, в 14 % – «стрессы» во время беременности. У.В. Ульенкова (1990) отводит определенную роль в возникновении задержки генетическому фактору (до 14 %).

Задержка психического развития, обусловленная выраженными церебрально-органическими причинами, по мнению Е.Н. Самодумской (1971), обязательно предполагает нарушение интеллектуальных функций, ущербность эмоционально-волевой сферы, а также очень часто физическую незрелость, что, в свою очередь, еще больше осложняет тяжесть состояния ребенка. Эти дети нуждаются в более сложном лечении, нежели при неврозоподобных состояниях или соматогенных астениях, а также в более сложной педагогической коррекции.

В связи со столь разнообразными подходами к изучению проблемы ЗПР, было создано несколько классификаций (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, В.В. Ковалев). Но наибольшие возможности для медико-психолого-педагогической практики представляет этиопатогенетическая классификация К.С. Лебединской (1975, 1982): 1) ЗПР конституционального происхождения; 2) ЗПР соматогенного происхождения; 3) ЗПР психогенного происхождения; 4) ЗПР церебрально-органического генеза. В клинико-психологической структуре каждого из вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

Для ЗПР конституционального происхождения (гармонический, психический и психофизический инфантилизм) характерен инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера этих детей находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста. По данным Л.Н. Блиновой (2002, с.7), «для конституциональной ЗПР характерен благоприятный прогноз при условии целенаправленного педагогического воздействия в доступной ребенку занимательной игровой форме. Выявление таких детей в дошкольном возрасте, раннее начало коррекционной работы, обучение не с 7, а с 8 лет могут полностью снять вышеописанные проблемы».

Читайте также:  Гипертензионный синдром у детей 6 лет

Соматогенная задержка психического развития характеризуется эмоциональной незрелостью, которая обусловлена длительными, хроническими заболеваниями и пороками соматической сферы, в первую очередь, сердца. В замедлении темпа психического развития значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический статус. Дети данной категории прежде всего испытывают большие трудности в адаптации к новой сфере. Они долго не могут освоиться в детском коллективе (детском саду, школе), часто плачут. Отличаются пассивностью, бездеятельностью, безынициативностью. Защитить себя не умеют – ребята значительно младшего возраста могут легко их обидеть. Со взрослыми вежливы, адекватно учитывают ситуацию. Без руководящего воздействия неорганизованны, нецеленаправленны, беспомощны. Отмечаются своеобразные изменения личности: дети вялые, неинициативные, склонны к повышенной фиксации на своем самочувствии. Перечисленные особенности детей с соматогенной ЗПР являются серьезным препятствием в их обучении, они нуждаются в систематической лечебно-педагогической помощи.

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, социальный генез этого нарушения развития не исключает патологического характера. Так, в условиях безнадзорности может формироваться патологической развитие личности с ЗПР по типу психической неустойчивости (эмоциональная расторможенностью, импульсивность и т.п.). В условиях гиперопеки психогенная задержка проявляется в формировании выраженных эгоцентрических установок. В психотравмирующих ситуациях, условиях воспитания с преобладанием жестокости или авторитарного подхода, нередко формируется невротическое развитие личности. Как пишет Л.Г. Блинова (2002, с.10), «при заинтересованности со стороны педагога, индивидуальном подходе, достаточной интенсификации обучения и воспитания эти дети сравнительно легко могут заполнить пробелы в своих знаниях в обычных условиях массового детского сада».

При ЗПР церебрально-органического генеза необходимы срочные психолого-педагогические коррекционные мероприятия. Причинами этой формы ЗПР являются: патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни. В определенной мере они сходны с причинами, приводящими к умственной отсталости. Это сходство определяется органическими поражениями центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается у детей этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы, проявления которой более глубокие и грубые, чем у детей с описанными выше ЗПР. Психическая незрелость проявляется в примитивности, поверхности эмоциональных реакций, слабом понимании взаимоотношений, сниженной мотивации достижения, некритичности, несамостоятельности, внушаемости, пресыщаемости. Дети долго усваивают правила взаимоотношений, не умеют соотносить свои эмоциональные реакции с конкретной ситуацией, нечувствительны к собственным промахам. Познавательная деятельность у детей данного типа ЗПР значительно снижена.

В целом можно отметить, что с позиций современного понимания закономерностей развития психики ребенка клиническая характеристика отдельных вариантов ЗПР и их прогноз определяются в первую очередь преимущественным нарушением тех или иных когнитивных процессов, степенью выраженности этих нарушений, а также особенностями их сочетания с другими энцефалопатическими и невротическими расстройствами и их тяжестью.

Но, несмотря на свою неоднородность задержки психического развития имеют общие специфические особенности, позволяющие их выделять в определенную аномальную категорию. Т.А. Власова отмечает разнообразие и прогностическую неоднородность ЗПР. Она подчеркивает, что стойкость ЗПР различна в зависимости оттого, лежат ли в ее основе эмоционально-волевая незрелость, низкий психический тонус, нарушение познавательной деятельности, связанное со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитностью отдельных корковых функций.

Список литературы:

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. / Под ред. К.С.Лебединской. – М., 1982. – 325с.
2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с.
3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.: НЦ ЭНАС, 2002. – 134с.
4. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей. // Дефектология. 1975. №6. – С.8-17.
5. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Педагогика, 1973. – 173с.
6. Дауленскене Ю. Некоторые аспекты формирования высших корковых функций у детей «группы риска» // VIII научная сессия по дефектологии и V Всесоюзные педагогические чтения. – М., 1979. – Ч.2. – С.290.
7. Дети с отклонениями в развитии / Под. ред. М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1966. – 261с.
8. Иванов Е.С. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе // Дети с временными задержками развития. / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 1971. – С.63-66.
9. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 168с.
10. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. №3. – С.3-9.
11. Самодумская Е.Н. К вопросу об органическом инфантилизме. // Дети с временными задержками развития. / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 1971. – С.46-51.
12. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избр. главы. – М.: Медицина, 1974. – 320с.
13. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990. – 182с.
14. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии. 1998. №9. – С.4-8.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник