Сипр для детей с синдромом дауна

Россия, Краснодарский край, город Сочи

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

СОГЛАСОВАНО

Управляющий  совет

                                                               УТВЕРЖДЕНО  

Решением педсовета МОБУ СОШ № 24                                                                          протокол № 1 от «   » августа 20   г.

                 председатель педсовета

                    Директор ________________

                                                                              ________________________________

СПЕЦИАЛЬНАЯ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

2016 – 2022

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

  1.  Индивидуальные сведения о ребёнке

ФИО ребенка: А.А,

Возраст ребенка: 8 лет

Место жительства: ….

Мать:  ….

Отец: ….

2016-2017

2017-2018

2018 -2019

2019 -2020

2020 -2021

2021 -2022

Год обучения

1

2

3

4

5

6

Класс

1 подготовительный

1

подготовительный

1

2

3

4

  1. Структура СИПР
  1. Индивидуальные сведения о ребёнке.
  2. Структура СИПР.
  3. Психолого-педагогическая характеристика.
  4. Индивидуальный учебный план.
  5. Таблица-сетка часов индивидуального учебного плана
  6. Индивидуальный образовательный маршрут.
  7. Расписание индивидуальных занятий со специалистами (указать дни и время):
  8. Содержание образования.

6.1. Базовые учебные действия.

6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

6.3. Нравственное воспитание.

6.4. Внеурочная деятельность.

  1. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
  2. Программа сотрудничества с семьей.
  3. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
  4. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

3. Психолого-педагогическая характеристика

        А. А., 8 лет. Обучается в школе первый год. До школы посещал МДОУ №….

Семья полная, А. живет с мамой и папой. Мама и папа заботливо, доброжелательно относятся к ребенку, адекватно воспринимают трудности сына, заинтересованы в его успешном развитии.

По заключению ПМПК у А. последствия перинатального поражения ЦНС, с выраженным расстройством экспрессивной речи.

Физическое развитие. А. передвигается самостоятельно. Развитие общей и мелкой моторики не соответствует возрасту.

Сенсорное развитие. Состояние слуха соответствует норме. Нарушение зрения не диагностировано. А. может фиксировать взгляд на предмете и лице человека непродолжительное время. Затрудняется при прослеживании взглядом за перемещающимся предметом.  Вестибулярная и тактильная чувствительность предположительно снижена, о чем свидетельствуют резкие, неритмичные движения, гиперактивность, любовь к сильным тактильным ощущениям, склонность к самоповреждениям не зафиксирована.

Речь и коммуникация. Понимание обращенной речи ограниченно. А. реагирует на свое имя, может выполнять простые речевые инструкции, сопровожденные жестом. Собственная речь представлена вокализациями, отдельными словами (при стимуляции другим человеком).

Избегает контакта с детьми. Находясь в хорошем настроении, соглашается на общение со знакомым педагогом, положительно реагирует на тактильный контакт, не избегает взгляда в глаза. Может самостоятельно подойти к учителю, взять за руку. При необходимости (например, если требуется помощь) берет взрослого за руку, тянет в нужном направлении.

Предпосылки к учебной деятельности. «Учебное поведение» не сформировано. Действия по подражанию не выполняет.  Объем и концентрация внимания существенно сужены, наблюдается его быстрая истощаемость. Большое количество предметов, деталей приводит к пресыщению, нарастает двигательное и эмоциональное возбуждение, итогом которого может стать аффективный срыв. При выполнении учебного задания Артёму требуется посторонняя физическая и организующая помощь в связи со сниженной произвольностью действий.

Действия с предметами представлены неспецифическими манипуляциями. Понимание назначения бытовых предметов ограниченно.

Познавательная активность снижена. При группировке предметов по форме  допускает ошибки. По цвету и величине предметы не группирует. Восприятие плоскостных изображений затруднено. Умение ориентироваться в схеме тела, во времени не выявлено.

К игровым материалам и игрушкам интереса не проявляет. По инициативе взрослого может собирать мозайку, азбуку (методом проб и ошибок).

А. иногда реагирует на похвалу, однако к результатам своей деятельности равнодушен. Выполняет задание, если есть понятный стимул.

Эмоциональное развитие. Эмоциональное состояние А. нестабильно. Эмоции не выражены, слабо дифференцированы. Наблюдаются частые аффективные срывы (2-3 в течение 4 часов), которые могут быть вызваны усталостью, чувством голода, изменением привычного распорядка дня, изменением среды (новые люди, помещения и т.п.), а также стремлением избежать занятий. В ряде случаев причины резкого изменения настроения остаются неочевидными.

Проблемы поведения. Присутствует немотивированный крик, смех. Эмоциональные вспышки не сопровождаются агрессией по отношению ко взрослым и детям.

Самообслуживание. Навыки самообслуживания сформированы частично.  При одевании и раздевании требуется словесная инструкция.  Просится в туалет жестом, в туалете действует самостоятельно, руки моет по словесной инструкции.

Приоритетные образовательные предметы:

1. Речь и альтернативная коммуникация.

2. Окружающий социальный мир.

3. Математические представления.

4. Индивидуальный учебный план:

Образовательная область

Предмет

Количество часов в неделю

Язык и речевая практика

Письмо и развитие речи

2

Чтение и развитие речи

2

Математика

Математические представления

2

Окружающий мир

Окружающий социальный мир

0,5

Искусство

Изобразительная деятельность

0,5

Технология

0,5

Учебный предмет из части, формируемой участниками образовательных отношений.

Кубановедение

0,5

ИТОГО: 8 часов

Внеурочная деятельность

Духовно- нравственная

Маршруты моего города

1

Я – гражданин России

1

Общеинтеллектуальная

Земля – наш дом

1

Социальная

Тропинка к своему я

1

ИТОГО: 4 часа

5. Таблица-сетка часов индивидуального учебного плана

Количество часов

в неделю

№№

п/п

Учебные предметы

На дому

Частично

инклюзивно

С использованием ДОТ

(если в проекте)

Семейное

Всего

    Письмо и развитие речи

    2 часа

    2 часа

    4

      Чтение и развитие речи

      2  часа

      3 часа

      5

        Математика

        2  часа

        2 часа

        4

          Окружающий мир

          (социальный мир)

          0,5 часа

          0,5 часа

          1

            Кубановедение

            0,5 часа

            0,5

            1

              Музыка

              1 час

              1

                Изобразительное искусство

                0,5 часа

                0,5 часа

                1

                  Занимательный труд

                  0,5 часа

                  0,5 часа

                  1

                    Физкультура

                    3 часа

                    3

                      ИТОГО

                      8 часов

                       13 часов

                      21

                      Читайте также:  Снятие похмельного синдрома на дому новокузнецк

                      5. Индивидуальный образовательный маршрут

                      1. Преобладающая форма работы (домашнее обучение):
                      2. Способы коммуникации:

                      Согласие

                      Несогласие

                      Привлечение внимания

                      Требование желаемого

                      Жесты

                      +

                      Пиктограммы

                      Вокализации

                      +

                      +

                      Речь

                      Другое

                      Сопротивляется, уходит

                      Тянет за руку, кричит

                      Тянет за руку

                      1. Самостоятельная активность: прыгает, играет с предметами.
                      2. Трудности поведения: вокализация, крик
                      3. Одевание и раздевание (самостоятельность, помощь): по словесной инструкции с небольшой физической помощью.
                      4. Особые условия нахождения ребенка в классе/на занятии: лучше слушает, когда с ним разговаривают тихо и спокойно; для привлечения внимания Артёма нужно прикоснуться к его плечу.

                      Режим посещения школы:

                      Режим/четверть

                      I

                      II

                      III

                      IV

                      Домашнее обучение

                      +

                      +

                      +

                      +

                      1. Расписание индивидуальных занятий со специалистами (указать дни и время):

                      Специалист/четверть

                      I

                      II

                      III

                      IV

                      Логопед

                      Понедельник

                      11.00 – 12.00

                      Вторник

                      11.00 – 12.00

                      Среда

                      9.00 – 10.00

                      Четверг

                      11.00 – 12.00

                      Пятница

                      11.00 – 12.00

                      Понедельник

                      11.00 – 12.00

                      Вторник

                      11.00 – 12.00

                      Среда

                      9.00 – 10.00

                      Четверг

                      11.00 – 12.00

                      Пятница

                      11.00 – 12.00

                      Понедельник

                      11.00 – 12.00

                      Вторник

                      11.00 – 12.00

                      Среда

                      9.00 – 10.00

                      Четверг

                      11.00 – 12.00

                      Пятница

                      11.00 – 12.00

                      Понедельник

                      11.00 – 12.00

                      Вторник

                      11.00 – 12.00

                      Среда

                      9.00 – 10.00

                      Четверг

                      11.00 – 12.00

                      Пятница

                      11.00 – 12.00

                      Психолог

                      Понедельник

                      17.00 – 18.00

                      Вторник

                      16.00 – 17.00

                      Четверг

                      16.00 – 17.00

                      Пятница

                      17.00 – 18.00

                      Понедельник

                      17.00 – 18.00

                      Вторник

                      16.00 – 17.00

                      Четверг

                      16.00 – 17.00

                      Пятница

                      17.00 – 18.00

                      Понедельник

                      17.00 – 18.00

                      Вторник

                      16.00 – 17.00

                      Четверг

                      16.00 – 17.00

                      Пятница

                      17.00 – 18.00

                      Понедельник

                      17.00 – 18.00

                      Вторник

                      16.00 – 17.00

                      Четверг

                      16.00 – 17.00

                      Пятница

                      17.00 – 18.00

                      Педагог художественно-практического труда

                      Среда

                      11.00 – 13.00

                      Среда

                      11.00 – 13.00

                      Среда

                      11.00 – 13.00

                      Среда

                      11.00 – 13.00

                      Инструктор ЛФК

                      Понедельник

                      15.00 – 16.00

                      Вторник

                      12.00 – 13.00

                      Среда

                      10.00 – 11.00

                      Четверг

                      12.00 – 13.00

                      Пятница

                      15.00 – 16.00

                      Понедельник

                      15.00 – 16.00

                      Вторник

                      12.00 – 13.00

                      Среда

                      10.00 – 11.00

                      Четверг

                      12.00 – 13.00

                      Пятница

                      15.00 – 16.00

                      Понедельник

                      15.00 – 16.00

                      Вторник

                      12.00 – 13.00

                      Среда

                      10.00 – 11.00

                      Четверг

                      12.00 – 13.00

                      Пятница

                      15.00 – 16.00

                      Понедельник

                      15.00 – 16.00

                      Вторник

                      12.00 – 13.00

                      Среда

                      10.00 – 11.00

                      Четверг

                      12.00 – 13.00

                      Пятница

                      15.00 – 16.00

                      8. Содержание образования.

                      8.1. Базовые учебные действия.

                      Содержание

                      1 полугодие

                      2 полугодие

                      – направленность взгляда:

                      Смотрит на задание

                      Смотрит на задание, на говорящего взрослого, сохраняет контакт глаз во время общения

                      • на говорящего взрослого
                      • на задание

                      – выполнение инструкций педагога:

                      • «Дай»
                      • «Посмотри на меня»
                      • «Сядь»
                      • «Встань»  

                      Выполняет инструкции с физической подсказкой.

                      Выполняет инструкции самостоятельно

                      – выполнение действия по подражанию:

                      Действия по подражанию выполняет с физической подсказкой

                      По подражанию стучит по парте, хлопает в ладоши, руки вверх не поднимает

                      • стучит по парте
                      • хлопает в ладоши
                      • поднимает руки вверх

                      – выполнение задания от начала до конца

                      Требуется организующая помощь взрослого для выполнения задания до конца

                      Выполняет задание до конца без организующей помощи

                      8.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий. 

                      Речь и альтернативная коммуникация

                      № п/п

                      Специфические цели, замечания к их реализации

                      1 полугодие

                      2 полугодие

                      1

                      Артём приветствует собеседника в ответ на его приветствие

                      • жестом (машет рукой из стороны в сторону)

                      Смотрит в сторону здоровающегося взрослого

                      Приветствует только жестом

                      2

                      Артём прощается

                      • жестом (машет рукой)
                      • словом «Пока»

                      Смотрит в сторону прощающегося взрослого

                      Прощается только жестом

                      3

                      Понимает имена педагогов

                      Понимает имена педагогов, имена соучеников не знает

                      Понимает имена педагогов, учащихся класса

                      Математические представления

                      № п/п

                      Специфические цели, замечания к их реализации

                      1 полугодие

                      2 полугодие

                      1

                      Артём сортирует предметы по форме.

                      Не сортирует

                      2

                      Артём соотносит форму предмета и отверстие в коробке (отверстие больше, чем предмет).

                      Не соотносит

                      3

                      Сортирует предметы по цвету (красный, синий)

                      Не сортирует

                      Окружающий социальный мир

                      № п/п

                      Специфические цели, замечания к их реализации

                      1 полугодие

                      2 полугодие

                      1

                      Соотносит с названием предметы одежды, обуви (футболка, штаны, носки, кроссовки, куртка, шапка)

                      Не соотносит

                      2

                      Соотносит с названием предметы мебели (стол, стул, диван, шкаф)

                      Не соотносит

                      3

                      Соотносит с названием учебные принадлежности (кисточка, краски, карандаши, пластилин, бумага, ножницы)

                      Не соотносит

                      4

                      Соотносит с названием предметы посуды (тарелка, ложка, кружка)

                      Не соотносит

                      Изобразительная деятельность

                      № п/п

                      Специфические цели, замечания к их реализации

                      1 полугодие

                      2 полугодие

                      1

                      А. отщипывает кусочки пластилина.

                      Разрывает пластилин на большие куски

                      2

                      А. разминает и катает пластилин между ладоней.

                      Разминает пластилин с помощью взрослого

                      3

                      А. рисует в границах листа (использует трафарет).

                      Закрашивает лист хаотичными движениями заходя за пределы трафарета

                      8.3. Нравственное воспитание.

                      Содержание

                      Наблюдения

                      Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

                      осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

                      А. с удовольствием приходит в школу, радуется встрече с педагогами. С интересом наблюдает за происходящим.

                      Доброжелательное отношение к окружающим;

                      умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;

                      доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).

                      А. доверяет педагогам, работающим с ним, быстро идет на контакт с хорошо знакомым взрослым. Изредка проявляет инициативу в общении со взрослыми.

                      Умение выражать свои желания, делая выбор;

                      умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;

                      умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей;

                      контроль своих эмоций и поведения.

                      Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

                      Читайте также:  Синдром рейно к какому врачу обращаться

                      8.4. Внеурочная деятельность.

                      Название мероприятия

                      Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

                      Участие ребенка в мероприятии

                      «1 сентября – День Знаний»

                      Присутствие на торжественной линейке, концерте

                      Присутствовал на торжественной линейке. Был возбужден, беспокоен, из-за чего не смог досмотреть концерт до конца.

                      Ярмарка «Дары осени»

                      Подготовка к мероприятию: изготовление поделок, рисунков;

                      участие в ярмарке и концерте.

                      Принимал участие в изготовлении поделок и рисунков. Во время концерта беспокоился, досмотреть до конца не смог.

                      Рождественская ярмарка, праздник «Новый год»

                      Подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, поделок для ярмарки, новогодних открыток;

                      участие в новогоднем празднике

                      Принимал участие в изготовлении поделок, украшений, открыток. В празднике не участвовал по причине болезни.

                      Тематическая неделя «В гостях у сказки»

                      Посещение школьной медиатеки, участие в школьном спектакле, посещение театра вместе с классом

                      Вместе с классом А. посетил школьную медиатеку, был на спектакле в «Театре Сказок». В школьном спектакле не участвовал.

                      «Пасха»

                      Подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений, посещение праздничного концерта

                      Принимал участие в подготовке к мероприятию, праздничный концерт досмотрел до конца

                      Праздник «8 марта»

                      Подготовка к мероприятию: изготовление рисунков, поделок, открыток, участие в праздничном концерте

                      Не участвовал по причине болезни

                      Тематическая неделя «По дороге к доброму здоровью»

                      Посещение школьного музея гигиены, тематических станций, участие в школьном кроссе

                      Вместе с классом принимал участие во всех мероприятиях

                      «Последний звонок»

                      Подготовка к мероприятию: изготовление открыток для выпускников, участие в праздничном концерте

                      Принимал участие в изготовлении открыток, на концерте не присутствовал (не был в тот день в школе)

                                 9. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

                      Учитель, педагог-психолог, учитель-логопед.

                      10. Программа сотрудничества с семьей.

                      Задачи

                      Мероприятия

                      Отчет о проведении

                      Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

                      • индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в четверть и по запросу родителей);
                      • индивидуальные консультации родителей по темам: «Организация совместного досуга», «Формирование социально – бытовых навыков»
                      • посещение родителями информационных семинаров (1 раз в месяц)

                      обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

                      • участие родителей в разработке СИПР
                      • посещение родителями уроков/занятий;
                      • просмотр и обсуждение видеозаписей уроков/занятий
                      • консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы;

                      организация регулярного   обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

                      • информирование электронными средствами;
                      • личные встречи, беседы;
                      • ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка;
                      • просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома.

                      Организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях

                      • привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:
                      • «1 сентября – День Знаний»
                      • ярмарка «Дары осени»  
                      • праздник «Новый год»
                      • «Пасха»
                      • праздник «8 марта»

                      10. Перечень необходимых технических средств и

                       дидактических материалов.

                      • Набор пиктограмм, фотографии с изображением педагогов, родителей учащегося;
                      • Предметы для нанизывания на шнур (бусины, пуговицы), нить, мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, шнуровки.
                      • Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам:  «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные»,  «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Музыкальные инструменты».
                      •  Конструктор «Лего», логические блоки Дьенеша, «Почтовый ящик», набор предметов для группировки по цвету, форме и  величине, вкладыши по форме и величине, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
                      • Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик  «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
                      • Настольная песочница, песок, инструменты (грабельки, совок)
                      • Компьютер, проектор, презентации, видеозаписи, экран для проектора

                      11. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

                      В течение года мониторинг динамики обучения ребенка ведется посредством структурированного наблюдения, выполнения тестовых заданий, проб. По итогам психолого-педагогической диагностики в середине и в конце учебного года педагогами, работающими с данным ребенком, дается качественное описание состояния формируемых навыков, представлений, на основании чего проводится оценка эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы, корректировка поставленных в СИПР целей, планирование дальнейшей работы с учащимся.

                      Источник

                      Коррекционно-развивающая  программа для детей с синдромом Дауна

                      Разработана: учителем-дефектологом:

                      Семеновой Т.Н.

                      г. Урай, 2015г.                                                         

                      Актуальность

                      Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни.

                       На современном этапе развития общества имеется достаточно большая группа детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести Синдром Дауна.

                       Синдром Дауна был описан в 1866 году Джоном Дауном. Дети с синдромом Дауна рождаются относительно часто: один на 700-800 новорожденных, независимо от страны, социального положения и состояния здоровья родителей. Вероятность рождения такого ребенка увеличивается с возрастом матери, но так как молодые матери рождаются чаще, среди родителей детей с синдромом Дауна представлены все возрастные категории.

                      В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Это мнение было общепринятым, повсеместным и не подлежащим оспариванию – в том числе и в профессиональной среде. И если необходимость создания разнообразных методик по обучению детей-инвалидов всех прочих категорий ни у кого не вызывала сомнений, то для детей с синдромом Дауна это считалось бесполезным.

                      Читайте также:  Какие капли от синдрома сухого глаза

                      За последние годы появились работы, описывающие развитие детей с синдромом Дауна. Согласно им ребенок с синдромом Дауна проходит все те же этапы развития, что и обычный ребенок, хотя средние сроки появления навыков запаздывают. Теперь, когда отношение к этим детям стало меняться, общество столкнулось с тем печальным обстоятельством, что в работе с ними как специалисты, так и родители вынуждены опираться только на зарубежный опыт.

                      Дети, имеющие диагноз синдром Дауна имеют следующие нарушения в развитии: отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики; возможные проблемы со слухом и зрением; проблемы с развитием речи; слабая кратковременная слуховая память; более короткий период концентрации; трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков; трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать; трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.), гипомнезия. Для таких детей существует необходимость в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи.

                      Таким образом, дети с синдромом Дауна нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем формирование психологических предпосылок обучения, развития, поддержку личностного развития.

                      Целевая аудитория

                      Настоящая программа предназначена для использования специалистами Лекотек, реализующим психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей от 3 до 7 лет, имеющим диагноз синдромом Дауна.

                      Научная обоснованность

                      Коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна составлена на базе Программы Майоры Питерси и Робина Трилора «Маленькие ступеньки», Образовательной коррекционно-развивающей программы для детей раннего возраста с синдромом Дауна Миридоновой Е.И., Гусевой Н.А., Ляш А.И., Ланской Л.Ю., Методического пособия  Т.П. Медведевой «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна» и Индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы «Лекотека» А.М. Казьмина.

                      Так же использовались материалы из информационно-методических журналов, таких как «Необычные люди, обычная жизнь» и «Синдром Дауна XXI век».  

                      Исследования зарубежных ученых показали, что систематическая педагогическая помощь детям с синдромом Дауна в условиях семьи с привлечением родителей в процесс коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет процесс интеграции в общество. На всех этапах жизни детей с синдромом Дауна должны, по мнению учёных, находиться под патронажем специалистов, организующих процесс сопровождения этих людей в образовательном и социальном пространстве.

                      Становление в нашей стране системы помощи является сегодня одним из приоритетов развития системы специального образования. Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с синдромом Дауна в условиях семьи предполагает активное (субъект – субъектное) взаимодействие всех её участников (специалистов, членов семьи, самого ребёнка) в абилитационном процессе.

                      Весомый вклад в формирование отечественного опыта разработки системы ранней помощи вносит Институт педагогики РАО. Важнейшим направлением научных исследований института является поиск оптимальных путей реформирования системы специального образования, её реструктуризации за счет достраивания отсутствующего ныне структурного элемента – системы выявления и ранней комплексной помощи. Проведенные в институте исследования показывают, что удовлетворение особых образовательных потребностей в раннем возрасте способно обеспечить максимальную реализацию потенциального развития ребенка с синдромом Дауна. Полученные данные, доказывают, что ранняя комплексная помощь открывает для значительной части детей возможность включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение).

                      Одной из первых программ «раннего вмешательства» в развитие детей со сложным дефектам считается программа раннего обучения детей с синдромом Дауна, разработанная Л. Рходес с группой коллег в государственном госпитале Сонома (США) и продемонстрировавшая эффективность педагогического вмешательства в дефицитарное развитие.

                      Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», разработана в университете Маккуэри (Сидней, Австралия, 1975), апробирована в учебном центре этого университета на категории детей с синдромом Дауна и другими нарушениями развития. Данная Программа побуждает детей более полно взаимодействовать с окружающим миром.

                      Концептуальные положения программы «Маленькие ступеньки» представляют инновационный подход в области образования детей с нарушениями в развитии: «Учиться могут все дети. Ребёнок с нарушениями развития учится медленнее, однако, он может учиться!»

                      Детям с умственными и физическими нарушениями необходимо овладеть всеми навыками, которые нужны им в играх, общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости для интеграции в общество. Родители, как педагоги, играют самую важную роль.

                      Эффективность обучения в значительной степени зависит от возраста ребёнка. Индивидуальная программа ребёнка должна удовлетворять как потребностям самого малыша, так и возможностям его семьи.

                      Цели программы

                      1. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
                      2. Осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождение семьи и ребенка;
                      3. Социализация детей с синдромом Дауна.

                      Задачи:

                      1. Психолого-педагогическое обследование детей и родительско-детского взаимодействия;
                      2. Установление доверительных отношений между специалистом и родителем, специалистом и ребенком, родителем и ребенком;
                      3. Предоставление родителям информации по вопросам развития ребенка, об особенностях выявленного расстройства, ресурсах ребенка;
                      4. Подбор адекватных методик по обучению, развитию ребенка, имеющего диагноз синдром Дауна;
                      5. Проведение индивидуальных развивающих и психокоррекционных занятий в процессе игрового сеанса;
                      6. Помощь родителям в преодолении психологических проблем.

                      Основные этапы психолого-педагогической коррекции

                      – первый этап – адаптационный – установление контакта с ребенком, имеющим диагноз синдром Дауна с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его ведущих мотивов и потребностей.

                      – второй этап – усиление психологической активности ребенка. Формирование механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем дошкольном детстве,  продуктивных видов деятельности (рисование, конструирования), ознакомление с окружающим, развития речи, формирование основ самообслуживания с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетич