Сиротюк a л синдром дефицита внимания

ББК 88.8 УДК 159.9
Научный редактор.
Ю.А. Клейберг, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Рецензент. Т.П. Хризман, доктор биологических наук, профессор.
С40 Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с. (Серия «Практическая психология».)
ISBN 5-89144-283-3 ,
В книге рассматриваются причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Описываются основные проявления этого состояния и его возрастная динамика, приводятся диагностические методики, практические рекомендации учителям и родителям гиперактивных детей.
Книга предназначена для педагогов, психологов, дефектоло-гов, воспитателей дошкольных учреждений и других специалистов, занимающихся воспитательной, коррекционной и развивающей работой с детьми. Книга также рекомендуется родителям
ББК 88.8
ISBN 5-89144-283-3© ООО «ТЦ Сфера», 2002
Трудных детей не бывает.
Это мы делаем их трудными.
Т. П. Хризман
ВВЕДЕНИЕ
Описания неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактивными, гиперкинетическими, страдающими минимальной мозговой дисфункцией.
В последнее время вследствие широкой распространенности синдром дефицита внимания1 и гиперактивности2 (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. Анализ литературы выявил широкую вариабельность данных по распространенности СДВГ. Так, например, в США гиперактивных детей — 4—20%, Великобритании — 1—3, Италии — 3—10, в Китае — 1—13, Австралии — 7—10, России — 4—18%. В настоящее время в Германии более полумиллиона детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности, причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек. У девочек чаще наблюдается особая форма синдрома дефицита внимания без гиперактивности.
1 Дефицит внимания – – неспособность удерживать внимание на чем-либо,
что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.
1 Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль
побуждений.
Синдрому дефицита внимания и гиперактивности сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил. Они не могут поддерживать определенную поведенческую реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребенка формируется трудно исправляемая агрессивная модель защитного поведения.
— 1 —
Источник
Сиротюк Алла Леонидовна – доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии, профессор Тверского государственного университета. 1999 году защитила кандидатскую диссертацию «Психологические условия деятельности учителя по развитию мышления младших школьников с учетом возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга» в диссертационном совете Тверского государственного университета. В 2004 году защитила докторскую диссертацию «Дифференцированное обучение младших школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей» в диссертационном совете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Специалист в области детской психологии, психологии индивидуальных различий, психологии обучения. Разработала и апробировала концепцию дифференцированного обучения школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей; типологию школьников с различным индивидуальным латеральным профилем, включающим межполушарную, моторную и сенсорную асимметрии. Разработала несколько коррекционно-развивающих программ для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ввела понятие «веерный эффект», описывающий зависимость уровней успешности обучения и развития высших психических функций от типа индивидуального латерального профиля и уровня развития межполушарного взаимодействия школьников (совместно с Думиникэ Ю.С.). Книги (6)
Адаптация леворукого ребёнка, кинезиология на уроках физкультуры, тренинг межполушарного взаимодействия. В книге даны упражнения улучшающие мыслительную деятельность, развития визуальной и слуховой памяти. Упражнения, улучшающие адаптацию «леворукого» ребёнка в «праворуком» мире.
Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления). Предложенная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы языка и глаз и т.д. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
В книге представлены научные и экспериментальные разработки отечественных и зарубежных нейропсихологов и психофизиологов, в том числе автора книги. Читатель сможет познакомиться с особенностями детей с разным индивидуальным латеральным профилем и его влиянием на процесс обучения. Публикуемые теоретические и практические материалы позволят углубить и расширить представления о психофизиологических и нейропсихологических механизмах нормального и отклоняющегося психического развития детей, по-новому взглянуть на особенности их воспитания и обучения. Источник книги – https://www.e-puzzle.ru
Практическое руководство для учителей и родителей. Книга знакомит читателя с особенностями познавательных процессов детей с разным психофизиологическим профилем (правополушарных и левополушарных, мальчиков и девочек, праворуких и леворуких), в основном старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В книге рассматриваются вопросы дифференцированного обучения детей в зависимости от типа их психических процессов. Приводятся диагностические методики и развивающие программы.
Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. В книге рассматриваются причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Описываются основные проявления этого состояния и его возрастная динамика, приводятся диагностические методики, практические рекомендации учителям и родителям гиперактивных детей.
В пособие включены упражнения: для развития мелкой моторики, артикуляции, межполушарного взаимодействия; глазодвигательные, телесные и др. Отдельный раздел — массаж и самомассаж рук, ног, головы, лица и его значение для психомоторного развития ребенка. Каждую группу упражнений предваряет краткое психологическое обоснование. Ценность предлагаемого пособия — в его практической направленности для психологов, логопедов, педагогов, воспитателей детских дошкольных учреждений, а также родителей. Добавить отзыв |
Источник
Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности у старших дошкольников на занятиях логопеда
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей является одной из наиболее частых причин обращения за помощью к разным специалистам: педагогам, неврологам, психиатрам.
Наиболее типичными проявлениями СДВГ являются расстройства внимания (отвлекаемость, трудности сосредоточения), гиперактивность (чрезмерная активность или двигательная расторможенность в сочетании со слабым контролем побуждений), импульсивность поведения.
На начало 2012-2013 года в нашем дошкольном учреждении из 20 детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста 10 детей имели в анамнезе диагноз СДВГ.
На занятиях логопеда дети данной категории невнимательны, неугомонны, импульсивны, непослушны, что, несомненно, затрудняет коррекционно-образовательный процесс.
Поэтому в центре внимания учителей-логопедов нашего детского сада оказались вопросы организации непосредственно образовательной деятельности с детьми с ТНР и СДВГ, поиск практических приемов и методов по предупреждению не только речевых нарушений, но и отклонений в эмоциональной сфере.
Согласно мнению многих специалистов (Ю. С. Шевченко, Н. Н. Заваденко и др.), оптимальным сроком коррекции СДВГ является старший дошкольный возраст.
Нейропсихолог Сиротюк А.Л. разработала коррекционно-развивающую программу для педагогов, психологов, дефектологов, которые занимаются с гиперактивными детьми.
Программа Сиротюк А.Л. представляет цикл из 16 занятий, проводимых 2 раза в неделю продолжительностью до 50-60 минут, как в индивидуальной, так и подгрупповой формах.
Занятия состоят из комплексов упражнений Б. А. Архипова, Е. А. Воробьевой, Т.Г. Горячевой, В.И. Зуева, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. С. Султановой, Л. П. Успенской. В них включены:
растяжки;
дыхательные упражнения;
глазодвигательные упражнения;
упражнения для развития мелкой моторики рук;
функциональные упражнения;
упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;
упражнения для релаксации [3, c.61].
После изучения программы данного автора учителями-логопедами были отобраны
упражнения, игры каждого из перечисленных направлений психокоррекционной работы для включения их в разные этапы занятий.
В процессе практической деятельности в связи с психолого-педагогическими особенностями детей и высокой плотностью логопедических занятий часть упражнений была перенесена на индивидуальные занятия. Так в подгруппах проводились растяжки, дыхательные, телесные упражнения, динамические упражнения (кинестетические, пространственные), игры на развитие внимания, памяти и других психических функций, релаксация, а в индивидуальные занятия были включены глазодвигательные, кинезеологические упражнения, различные виды массажей.
Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных выше комплексов.
Растяжки направлены на нормализацию гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное напряжение мышц) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость).
Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка.
Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.
Наличие гипертонуса проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна, в отставании формирования произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций.
Все дошкольники с СДВГ имеют нарушения мышечного тонуса. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах.
Регуляция силы мышечного тонуса проходила в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и, соответственно, от колен к пальцам ног.
Были использованы следующие упражнения: «Струночка», «Кобра», «Лучики», «Травинка на ветру», «Дерево», «Кошка» [3, с.62], а также упражнения «Зернышко», «Деревянные куклы»[4, с.38], «Кактус и ива», «Пальма», «Мокрые котята», «Штанга», «Насос и надувная кукла», и др. [5, с.41].
Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, который часто отсутствует у детей с СДВГ.
Отработку дыхательных упражнений педагоги начинали со стадии выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, учили детей делать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Внимательно следили, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи. Эффективным приемом являлось подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной систем («надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и т.д.).
Детям предлагались следующие упражнения: «Кулачки», «Шарик», «Ветер», «Свечка» и др. [3, с.62].
Глазодвигательные упражнения улучшают восприятие и позволяют расширить поле зрения.
Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие, повышают энергетизацию организма, активизируют процесс обучения.
Отработка движений глаз начиналась по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведением глаз к центру. Голова фиксирована. Движения совершались в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях. Каждое из движений производилось сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя, около переносицы.
При отработке глазодвигательных движений использовались маленькие игрушки, мячик, бабочка, закрепленная на длинной проволоке. В начале освоения упражнений ребенок следил за предметом, перемещаемым взрослым, затем передвигал его самостоятельно, держа в правой руке, потом в левой, затем обеими руками вместе.
Кинезеологические упражнения обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (дополнительных непроизвольных движений) и мышечных зажимов.
Были использованы упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Колечко», «Ухо-нос», «Лягушка», « Замок» и др. [3, с.63].
Функциональные упражнения направлены на формирование внимания (развитие объема, устойчивости, концентрации, распределения, переключения внимания) и произвольной регуляции собственной деятельности (снижение импульсивности, агрессии, гиперактивности).
Данные игровые упражнения проводились как физминутки и были наиболее интересны детям.
В играх, развивающих умение концентрировать внимание, умение его распределять («Ритмические хлопки», «Три круга внимания», ««Послушай тишину», «Зеваки», «Условные сигналы», «Запретное движение», «Сделай, как скажу, а не покажу», «Да и нет», «Колпак мой треугольный», «Скалолаз», «Звонкое слово» и др.), необходимой была четкая подача словесных инструкций, постоянная поддержка у детей эмоционального настроя и мотивации к выполнению задания.
В упражнениях, направленных на развитие у детей возможности произвольно планировать, контролировать и регулировать свои действия («Стоп – сигнал», «Мама-робот», «Речка-берег», «Угадай-ка», «Прыгаем-стоим-бежим» и др.), важным являлось оречевление действий, позволявшее ребятам справиться с импульсивностью.
Еще одним условием развития произвольности являлось соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента. Кроме того, поочередная смена ведущего игры повышала уровень произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой, происходящим вокруг – у всех детей, а у ведущего особенно.
Упражнения для развития коммуникативной сферы делятся на индивидуальные, парные, групповые. Они направлены, в первую очередь, на восстановление гармонии с собственным телом, умения не вербально выражать свое состояние, а также на развитие способности чувствовать, понимать, принимать другого человека. Совместная деятельность развивает навыки взаимодействия в группе.
В вышеуказанной программе данные упражнения были включены в конце занятий перед растяжками. На подгрупповых занятиях логопеда данные упражнения включались как в начале занятия (как организационный момент), так и в конце. Это упражнения «Чаша доброты», «Визуализация цвета», «Маска», «Сиамские близнецы», «Фотографии» и др. [3, c.67].
Упражнения для развития когнитивной сферы направлены на развитие слуховой, зрительной, двигательной, тактильной памяти, недостаточно сформированной у детей с СДВГ.
Таких упражнений достаточно много. Следует лишь учесть, что необходимо развивать у детей не только зрительную память (на что направлено большинство игр для развития памяти), а также слуховую и моторно-двигательную.
Нами были использованы упражнения «Движение», «Ритм», «Визуализация трехмерного объекта», «Визуализация знакомого человека», «Перекрестное марширование», «Ритм по кругу», «Мельница» и др. [3, с.76], «Найди два одинаковых предмета», « Что слышно?», «Найди пять отличий», «Исключи лишнее», «Совушка-сова» и др. [2, с.72].
Упражнения для релаксации проводились в конце занятий с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствовали расслаблению, снятию двигательного (мышечного) и эмоционального напряжения. Использовались речевые формулы, которые произносились педагогом медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Это упражнения: «Поза покоя», «Кулачки», «Загораем», «Кораблик», «Штанга», «Качалка» и др.
Коррекционная работа включала также различные виды массажей (усиливающих поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств): самомассаж пальцев рук, ушных раковин, вибрационный массаж, самомассаж «волшебных точек» (что хорошо знакомо логопедам) и самомассаж различных частей тела.
Благодаря сочетанию традиционных логопедических приемов с нейропсихологическими методами, на занятиях логопеда создавался особый эмоциональный фон, положительное отношение и живой интерес детей к заданиям. Наши ребята стали более внимательными, способными удерживать задачу, меньше утомляются, лучше справляются с импульсивностью, легче замечают и контролируют свои ошибки.
Комплекс коррекционных занятий, предложенные игры и упражнения способствуют оптимизации процесса обучения и состояния здоровья детей с СДВГ.
Список литературы:
1. Заломахина И.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. – М.: Логопед № 3, 2007
2. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2001
3. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям
и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2002
4. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе.-М.: «Школьная пресса», 2000
5. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: «Владос», 2001
Источник