Сиротюк а л синдром дефицита внимания с гиперактивностью скачать

Здесь находятся книги и пособия для родителей, психологов, педагогов и других специалистов, которые работают и живут с детьми с СДВ(Г)

ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Автор: Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С.

Проблема гиперактивности весьма актуальна и междисциплинарна. Данная монография — одна из первых попыток реализации комплексного подхода не только на уровне теории, но и на уровне ее практического применения. В книге представлен опыт врачей, психологов и педагогов. В книге освещены многие важные темы, которые будут интересны как специалистам, работающим с данной проблемой, так и родителям гиперактивных детей. Распространенность и причины синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Признаки заболевания и сопутствующие расстройства. Диагностика и различные методы лечения СДВГ. Программа тренинга для родителей и детей. Обучение и коррекционные занятия для ребенка с СДВГ. Рекомендации для родителей, педагогов и воспитателей.

Лютова Е. К., Монина Г. Б. – “Шпаргалка для взрослых”

Соавтор: Елена Константиновна Лютова-Робертс, кандидат психологических наук, член Британского психологического общества (BPS), детский практический психолог, психолог-консультант (Лондон), автор книг по детской практической психологии и психологическому консультированию.
Книга поможет научиться понимать “сложных” детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними.
Авторы предлагают конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности, агрессивности, тревожности, аутизма у детей.
В книге содержится подробное описание практических приемов, игр и упражнений, способствующих адаптации таких “проблемных” детей, а также советы родителям.

Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Книга посвящена одному из наиболее распространенных поведенческих расстройств детства – синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В ней представлены как современные научные знания (этиология, патогенез, клиническая картина), так и практический опыт помощи детям с этим расстройством. Рассматриваются вопросы диагностики и терапии (организация помощи в семье, в школе, медикаментозная терапия). Книга опровергает распространенные мифы об СДВГ и предлагает целостную модель помощи детям и их семьям.
Предназначена для широкого круга специалистов – педагогов, психологов, врачей и в целом всех, кто интересуется проблематикой психического здоровья детей, воспитанием и обучением детей с особыми потребностями.

Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство.

Дети с различными проявлениями патологиями ЦНС имеют определенные особенности в развитии, носящие типологический характер и наиболее ярко проявляющиеся с началом интенсивной интеллектуальной деятельности в младшем школьном возрасте.

ММД — наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую симптоматику, и проявляются в виде функциональных нарушений, нормализуемых по мере роста — созревания мозга [22]. При ММД отмечается общее замедление темпов роста мозга.
Таким образом, при ММЦ можно ожидать следующие отклонения, по сравнению с возрастной нормой:
1. Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).
2. Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности.
3. Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе, и умственной) при эмоциональной активации (не только отрицательной, но и положительной).
4. Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности.
5. Снижение объема оперативных памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации).
6. Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей).
7. Неполную сформированность зрительно-моторной координации (дети допускают разнообразные ошибки и неточности при оперативном переводе визуальной информации в двигательно-графический аналог, т. е. при списывании и срисовывании, не замечают несоответствий даже при последующем сравнении).

ПРОБЛЕМЫ МАЛЕНЬКОГО РЕБЁНКА
Авторы: Монина Г.Б., Лютова Е.К.

Книга окажет существенную помощь родителям в воспитании ребенка. В ней описаны особенности развития ребенка раннего возраста, пути разрешения разнообразных поведенческих проблем ребенка, игры и советы по изготовлению методических пособий
Книга предназначена для педагогов, воспитателей, психологов, дефектологов, логопедов и родителей.

Хэлловэлл Э. Не отвлекайте меня! Как сохранять высокую концентрацию несмотря ни на что; пер.
с англ. А. Анваера. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015.

В этой книге известный эксперт по СДВГ (синдрому дефицита внимания и гиперактивности) и практикующий психиатр Эдвард Хэлловэлл предлагает эффективный план по решению величайшей проблемы современности — потери продуктивности. Доктор Хэлловэлл дает полезные и научно обоснованные рекомендации для достижения высокой концентрации в хаосе отвлекающих факторов и постоянных перегрузок.
Книга предназначена для всех, кто хочет больше успевать на работе и сохранять высокую продуктивность несмотря ни на что. Все права защищены. Никакая часть настоящего издания ни

Читайте также:  Ппп синдром двигательных нарушений что это

Хэлловэлл Э., Рэйти Дж. Почему я отвлекаюсь. Как распознать синдром дефицита внимания у взрослых и детей и что с ним делать; пер. с англ. В. Горохова ; [науч. ред. Н. Никольская]. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 368 с.

В этой книге авторитетные специалисты Эдвард Хэлловэлл и Джон Рэйти делятся актуальной и научно обоснованной информацией о син- дроме дефицита внимания и гиперактивности. Авторы рассматривают такие вопросы, как мифы и правда о болезни, современные способы лечения, полезные методики борьбы, воспитание ребенка с СДВГ и многие другие. Книга содержит «живые» истории людей с этим диагнозом, кото-рые вдохновляют и позволяют посмотреть на СДВГ с другого ракурса. Вос- пользуйтесь рекомендациями авторов, и вы сможете извлечь из синдрома дефицита внимания только преимущества и добиться своих целей!

Как помочь невнимательному и гиперактивному ученику: памятка для учителей

Презентации по СДВ(Г) и особенностям внимания

Источник

ББК 88.8 УДК 159.9

Научный редактор.

Ю.А. Клейберг, доктор педагогических наук, доктор пси­хологических наук, профессор Рецензент. Т.П. Хризман, доктор биологических наук, профессор.

С40 Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперак­тивностью. Диагностика, коррекция и практические реко­мендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002 — 128 с. (Серия «Практическая психология».)

ISBN 5-89144-283-3 ,

В книге рассматриваются причины и механизмы развития син­дрома дефицита внимания с гиперактивностью. Описываются основные проявления этого состояния и его возрастная динами­ка, приводятся диагностические методики, практические реко­мендации учителям и родителям гиперактивных детей.

Книга предназначена для педагогов, психологов, дефектоло-гов, воспитателей дошкольных учреждений и других специалис­тов, занимающихся воспитательной, коррекционной и развиваю­щей работой с детьми. Книга также рекомендуется родителям

ББК 88.8

ISBN 5-89144-283-3© ООО «ТЦ Сфера», 2002

Трудных детей не бывает.

Это мы делаем их трудными.

Т. П. Хризман

ВВЕДЕНИЕ

Описания неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактивными, гиперкине­тическими, страдающими минимальной мозговой дисфунк­цией.

В последнее время вследствие широкой распространен­ности синдром дефицита внимания1 и гиперактивности2 (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. Анализ лите­ратуры выявил широкую вариабельность данных по распро­страненности СДВГ. Так, например, в США гиперактивных детей — 4—20%, Великобритании — 1—3, Италии — 3—10, в Китае — 1—13, Австралии — 7—10, России — 4—18%. В настоящее время в Германии более полумиллиона детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивно­сти, причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем дево­чек. У девочек чаще наблюдается особая форма синдрома дефицита внимания без гиперактивности.

1 Дефицит внимания – – неспособность удерживать внимание на чем-либо,
что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени.
1 Гиперактивность — чрезмерная активность, слабый контроль
побуждений.

Синдрому дефицита внимания и гиперактивности сопут­ствуют запаздывание процессов созревания высших психи­ческих функций и, как следствие, специфические трудно­сти обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности пла­нирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно отрицание авторитетов, незрелое и безответ­ственное поведение, нарушение семейных и общественных правил. Они не могут поддерживать определенную поведен­ческую реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное, оппозиционно вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребенка форми­руется трудно исправляемая агрессивная модель защитного поведения.

— 1 —

Источник

Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности у старших дошкольников на занятиях логопеда

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей является одной из наиболее частых причин обращения за помощью к разным специалистам: педагогам, неврологам, психиатрам.

Наиболее типичными проявлениями СДВГ являются расстройства внимания (отвлекаемость, трудности сосредоточения), гиперактивность (чрезмерная активность или двигательная расторможенность в сочетании со слабым контролем побуждений), импульсивность поведения.

На начало 2012-2013 года в нашем дошкольном учреждении из 20 детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста  10 детей имели в анамнезе диагноз СДВГ.

Читайте также:  Снятие болевого синдрома при варикозе

На занятиях логопеда дети данной категории невнимательны, неугомонны, импульсивны, непослушны, что, несомненно, затрудняет  коррекционно-образовательный процесс.

Поэтому в центре внимания учителей-логопедов нашего детского сада оказались вопросы организации непосредственно образовательной деятельности с детьми с ТНР и СДВГ, поиск практических приемов и методов по предупреждению не только речевых нарушений, но и отклонений в эмоциональной сфере.

Согласно мнению многих специалистов (Ю. С. Шевченко, Н. Н. Заваденко и др.), оптимальным сроком коррекции СДВГ является старший дошкольный возраст.

Нейропсихолог Сиротюк А.Л. разработала коррекционно-развивающую программу для педагогов, психологов, дефектологов, которые занимаются с гиперактивными детьми.

Программа Сиротюк А.Л. представляет цикл из 16 занятий, проводимых 2 раза в неделю продолжительностью до 50-60 минут, как в индивидуальной, так и подгрупповой формах.

Занятия состоят из комплексов упражнений Б. А. Архипова, Е. А. Воробьевой, Т.Г. Горячевой, В.И. Зуева, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. С. Султановой, Л. П. Успенской. В них  включены:

растяжки;

дыхательные упражнения;

глазодвигательные упражнения;

упражнения для развития мелкой моторики рук;

функциональные упражнения;

упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;

упражнения для релаксации [3, c.61].

После изучения программы данного автора учителями-логопедами были отобраны

упражнения, игры каждого из перечисленных направлений психокоррекционной работы для включения их в разные этапы занятий.

В процессе практической деятельности в связи с психолого-педагогическими особенностями детей и высокой плотностью логопедических занятий часть упражнений была перенесена на индивидуальные занятия. Так в подгруппах проводились растяжки, дыхательные, телесные упражнения, динамические упражнения (кинестетические, пространственные), игры на развитие внимания, памяти и других психических функций, релаксация, а в индивидуальные занятия были включены глазодвигательные, кинезеологические упражнения, различные виды массажей.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных выше комплексов.

Растяжки направлены на нормализацию гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное напряжение мышц) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость).

Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка.

Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.

Наличие гипертонуса проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна, в отставании формирования произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций.

Все дошкольники с СДВГ имеют нарушения мышечного тонуса. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах.

Регуляция силы мышечного тонуса проходила в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и, соответственно, от колен к пальцам ног.

Были использованы следующие упражнения: «Струночка», «Кобра», «Лучики», «Травинка на ветру», «Дерево», «Кошка» [3, с.62], а  также упражнения «Зернышко», «Деревянные куклы»[4, с.38], «Кактус и ива», «Пальма», «Мокрые котята», «Штанга», «Насос и надувная кукла», и др. [5, с.41].

 Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, который часто отсутствует у детей с СДВГ.

 Отработку дыхательных упражнений педагоги начинали со стадии выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, учили детей делать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Внимательно следили, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи. Эффективным приемом являлось подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной систем («надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и т.д.).

Детям предлагались следующие упражнения: «Кулачки», «Шарик», «Ветер», «Свечка» и др. [3, с.62].

Глазодвигательные упражнения улучшают восприятие и позволяют расширить поле зрения. 

Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие, повышают энергетизацию организма, активизируют процесс обучения.

Отработка движений глаз начиналась по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведением глаз к центру. Голова фиксирована. Движения совершались в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях. Каждое из движений производилось сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя, около переносицы.

Читайте также:  Сонный ребенок или синдром хорошего малыша

При отработке глазодвигательных движений использовались маленькие игрушки, мячик, бабочка, закрепленная на длинной проволоке. В начале освоения упражнений ребенок следил за предметом, перемещаемым взрослым, затем передвигал его самостоятельно, держа в правой руке, потом в левой, затем обеими руками вместе.

Кинезеологические упражнения обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (дополнительных непроизвольных движений) и мышечных зажимов.

Были использованы упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Колечко», «Ухо-нос», «Лягушка», « Замок» и др. [3, с.63].

Функциональные упражнения направлены на формирование внимания (развитие объема, устойчивости, концентрации, распределения, переключения внимания) и произвольной регуляции собственной деятельности (снижение импульсивности, агрессии, гиперактивности).

Данные игровые упражнения проводились как физминутки и были наиболее интересны детям.

 В играх, развивающих умение концентрировать внимание, умение его распределять («Ритмические хлопки», «Три круга внимания», ««Послушай тишину», «Зеваки», «Условные сигналы», «Запретное движение», «Сделай, как скажу, а не покажу», «Да и нет», «Колпак мой треугольный», «Скалолаз», «Звонкое слово» и др.), необходимой была  четкая подача словесных инструкций, постоянная поддержка у детей эмоционального настроя и мотивации к выполнению задания.

В упражнениях, направленных на развитие у детей возможности произвольно планировать, контролировать и регулировать свои действия («Стоп – сигнал», «Мама-робот», «Речка-берег», «Угадай-ка», «Прыгаем-стоим-бежим» и др.), важным являлось оречевление действий, позволявшее ребятам справиться с импульсивностью.

Еще одним условием развития произвольности являлось соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента. Кроме того, поочередная смена ведущего игры повышала уровень произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой, происходящим вокруг – у всех детей, а у ведущего особенно.

Упражнения для развития коммуникативной сферы делятся на индивидуальные, парные, групповые. Они направлены, в первую очередь, на восстановление гармонии с собственным телом, умения не вербально выражать свое состояние, а также на развитие способности чувствовать, понимать, принимать другого человека. Совместная деятельность развивает навыки взаимодействия в группе.

В вышеуказанной программе данные упражнения были включены в конце занятий перед растяжками. На подгрупповых занятиях логопеда данные упражнения включались как в начале занятия (как организационный  момент), так и в конце. Это упражнения «Чаша доброты», «Визуализация цвета», «Маска», «Сиамские близнецы», «Фотографии» и др. [3, c.67].

Упражнения для развития когнитивной сферы направлены на развитие слуховой, зрительной, двигательной, тактильной памяти, недостаточно сформированной у детей с СДВГ.

Таких упражнений достаточно много. Следует лишь учесть, что необходимо развивать у детей не только зрительную память (на что направлено большинство игр для развития памяти), а также слуховую и моторно-двигательную.

Нами были использованы упражнения «Движение», «Ритм», «Визуализация трехмерного объекта», «Визуализация знакомого человека», «Перекрестное марширование», «Ритм по кругу», «Мельница» и др. [3, с.76], «Найди два одинаковых предмета», « Что слышно?», «Найди пять отличий», «Исключи лишнее», «Совушка-сова» и др. [2, с.72].

Упражнения для релаксации проводились в конце занятий с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствовали расслаблению, снятию двигательного (мышечного) и эмоционального напряжения. Использовались речевые формулы, которые произносились педагогом медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Это упражнения: «Поза покоя», «Кулачки», «Загораем», «Кораблик», «Штанга», «Качалка» и др.

Коррекционная работа включала также различные виды массажей (усиливающих поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств): самомассаж пальцев рук, ушных раковин, вибрационный массаж, самомассаж «волшебных точек» (что хорошо знакомо логопедам) и самомассаж различных частей тела.

Благодаря сочетанию традиционных логопедических приемов с нейропсихологическими методами, на занятиях логопеда создавался особый эмоциональный фон, положительное отношение и живой интерес детей к заданиям. Наши ребята стали более внимательными, способными удерживать задачу, меньше утомляются, лучше справляются с импульсивностью, легче замечают и контролируют свои ошибки.

Комплекс коррекционных занятий, предложенные игры и упражнения способствуют оптимизации процесса обучения и состояния здоровья детей с СДВГ.

Список литературы:

1. Заломахина И.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. – М.: Логопед № 3, 2007

2. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2001

3. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям

и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2002

4. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе.-М.: «Школьная пресса», 2000

5. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: «Владос», 2001

Источник