Система интеграции детей с синдромом дауна

Система интеграции детей с синдромом дауна thumbnail

Долгое время считалось, что дети с синдромом Дауна необучаемы, что  было вызвано недостаточным объемом исследований и наблюдений за развитием детей, воспитывающихся в семьях.  В своем большинстве, дети с данным диагнозом воспитывались в детских домах и приютах, где вследствие депривации и   недостаточной информированности персонала об особенностях и способностях детей с данным нарушением не всегда осуществлялся правильный подход к их развитию. В настоящее время во многих странах ведется активная работа по социализации таких детей. Благодаря огромной работе российских  фондов, оказывающих  просветительско-методическую поддержку специалистам, начались положительные сдвиги в данном направлении.

Начав работать с такими детьми, мы столкнулись с многочисленными трудностями. Но, проанализировав проблемы воспитания и развития таких детей в детских домах, понаблюдав за ними, пройдя в учебном центре Даунсайд Ап обучающий курс: комплексное сопровождение семьи ребенка с синдромом Дауна дошкольного возраста, а также изучив соответствующую литературу, мы поставили перед собой следующие задачи:

– Уменьшение у детей с синдромом Дауна стереотипных движений, нецеленаправленных действий и манипуляций или полное избавление от них;

– Обучение и развитие детей, направленное на формирование целенаправленной деятельности, используемой в повседневной жизни. 

Развитию обычных детей  раннего и дошкольного возраста соответствуют следующие нормы социально-эмоционального развития:

  • Младенческий возраст (до 1 года) – эмоциональное общение с взрослым;
  • Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) – совместная предметно-манипулятивная деятельность с взрослым;
  • Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) – игровая деятельность. [6]

Но у детей с синдромом Дауна присутствует значительное отставание в психомоторном развитии, и, как следствие, фактический возраст не совпадает с биологическим возрастом. По этой причине, в коррекции и развитии таких детей мы ориентируемся на их ведущий вид деятельности, а не на фактический возраст.

У детей с синдромом Дауна наблюдается ряд нарушений, из которых  наиболее значительными являются недостаточность систем: тактильной, вестибулярной и проприоцептивной (система кинестетического восприятия мышечно-суставное чувство). Многие из таких детей не ориентируются в схеме собственного тела и окружающем их пространстве. [5] Вследствие этого плохо формируется, предметно-манипулятивная деятельность, которая так важна для становления образа, благодаря которому происходит дальнейшее развитие речи и других высших психических функций. Действуя с предметами, дети без нарушений телесной чувствительности  учатся оценивать их форму, цвет, величину, температуру, вес, свойства поверхности и др. [7] У детей с нарушением тактильной чувствительности и проприоцепции нарушено усвоение перечисленных сенсорных эталонов, что приводит к образованию навязчивых движений и неспецифических манипуляций с предметами. Такие дети недостаточно  чувствуют собственное тело, не говоря уже об ощущении предмета, которым пытаются манипулировать. Этим объясняются некоторые странные для их фактического возраста действия, например,  они стучат  предметом о какую-либо поверхность,  длительно  используют ротовое обследование, то есть  длительно используют способы обследования,  типичные для младенческого возраста.

Огромную роль в развитии этих детей играет создание условий, для развития  сенсорного восприятия.

При этом эффективно использование:

  • специального оборудования: утяжеленных одеял, гамаков, тоннелей, специальных костюмов, тележек, сухого бассейна и др; 
  • природных материалов: песка, каштанов, шишек, воды и пр;
  •  разнообразных мячей, щеток, губок и многого другого, что используется в повседневной жизни. Даже обычные объятия дают большой положительный эффект. 

При налаживании процесса  сенсорной интеграции улучшается общее состояние ребенка, и нарушения, перечисленные выше, уменьшаются или полностью исчезают. Сенсорное развитие обязательно должно совмещаться с моторным развитием: тренировкой силы мышц, координации движений, выносливости и равновесия. [3] Организация спортивных мероприятий, и ежедневных занятий физкультурой благоприятно влияет на развитие детей с синдромом Дауна. Формирование крупной и мелкой моторики неотъемлемая часть сенсорной интеграции. Моторные навыки и сенсорное восприятие напрямую связаны с когнитивным развитием ребенка, что важно учитывать при коррекционной работе таких детей.

Обучение детей с синдромом Дауна использованию  в повседневной жизни основных социально-бытовых навыков играет не менее важную роль. Если за ребенка выполнять всю бытовую деятельность, у него не формируется необходимых навыков для самообслуживания, не формируется мотивов к выполнению какого-либо действия, вследствие этого не образуются новые нейронные связи, и дальнейшее развитие затормаживается. [4]

При обучении навыкам самообслуживания, развиваются сенсорные анализаторы,  когнитивные навыки, речь,  умение пользоваться жестами и многое другое. Стоит отметить, что именно в естественной среде, а не искусственно созданной, ребенок будет лучше развиваться, усваивать и запоминать необходимую информацию. [2]

Как сказано выше, в повседневной жизни можно формировать сенсорные эталоны  и закреплять познавательные навыки:

  • Усвоение ребенком  понятия величины.  Для этого следует обращать внимание ребенка на предметы различных размеров, вызывающих интерес и внимание ребенка: спрашивать у него, используя устную и  жестовую речь, какую машинку он хочет взять, большую или маленькую.
  • Развитие сенсорных анализаторов: зрительное, обонятельное, вкусовое, слуховое, соматосенсорное (о чем упоминалось выше). Обращать внимание ребенка  на окружающего его запахи. При отсутствии аллергий, необходимо стимулировать восприятие   различными запахами (цитрусовые, цветочные, запах ванили, корицы и др.), вкусами (кислый, сладкий, горький). Давать пробовать еду контрастную по вкусу, например, лимон и сахар и учить различать их.
  • Важно сопровождать какое-либо действие ребенка своей речью эмоционально окрашенной и подкреплять ее жестами. Использование различных потешек, приговорок,  позволяет улучшить речевое развитие ребенка.
  • Ориентировка во времени. Использование картинного расписания событий, по которому ребенок может понять, какие  действия последуют в дальнейшем,  способствует его ориентировке во времени, помогают научиться выделять начало и конец  действий.
  • Формирование мышц артикуляционного аппарата. Известно, что у детей с синдромом Дауна сниженный мышечный тонус тела, касается также и мышц артикуляционного аппарата. Правильная организация кормления позволяет тренировать мышцы артикуляционного аппарата. Использование твердой пищи, жидкости различной консистенции, питье из трубочек разных диаметров и многое другое играют важную роль в формировании речи у всех детей.
  • Важно формировать у таких детей самостоятельность и умение делать выбор.  Для этого можно и нужно использовать  любые подходящие ситуации, начиная  с того,  от того, что хочет  съесть ребенок (яблоко или банан),  какие штаны надеть (красные или синие) до того во что он хочет поиграть (машинка или кукла). Когда ребенок делает выбор, у него появляется возможность управления ситуацией, возникает чувство своей значимости, появляется активность. И, как следствие, способность к коммуникации. [1]
  • Постоянно разговаривайте с ребенком, если он не может ответить, старайтесь понять и прокомментировать его невербальные сигналы. Всегда опирайтесь на его сильные стороны, уважайте его желания, хвалите его  действия. Обращайте внимание ребенка на позитивные изменения, а не на негативные. Чем больше ребенок не понимает вас, тем больше прикладывайте усилий к его развитию. При выполнении этих простых рекомендаций, даже у детей со сложной структурой дефекта появятся положительные результаты. 
Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника по мкб 10

Список использованной литературы:

  1. Джонсон-Мартин Н.М. и др. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / под ред. Н.Ю. Барановой. — СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2004. — 336 с.
  2. Жиянова П.Л. Я все смогу. Развитие ребенка в естественной среде. Навыки и компетенции.— Даунсайд Ап, центр сопровождения семьи. — М., 2015 — 151 с.
  3. Е. В. Клочкова. Введение в физическую терапию: реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы. — М.: Теревинф, 2014. — 288 с.
  4. Николлс Д., Мартин Р., Валлас Б., Фукс П. От нейрона к мозгу / Пер. с англ. П. М. Балабана, А.В.Галкина, Р. А. Гиниатуллина, Р.Н.Хазипова, Л.С.Хируга. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 672 с.
  5. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг;  под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. — М.: Теревинф, 2010. — 240 с.
  6. Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 384 с.
  7. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики PAO. — M., 2001 № 4

Источник

«Социальная адаптация дошкольников с синдромом Дауна в условиях образовательных учреждений – ключевой шаг к интеграции в жизнь общества . »

Краева Оксана Сергеевна,

Муниципальное образовательное учреждение  психолого – педагогический медико – социальный центр диагностики и консультаций «Шанс», воспитатель.

Воспитание, обучение и социализация детей с нарушениями интеллекта или «особых» детей – сложная социальная и педагогическая задача. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной жизни. Деятельность – основная функция личности, поэтому необходимо по возможности способствовать социальной адаптации ребенка, т.е. осознанному усвоению системы норм, правил поведения в обществе, приспособлению к жизни, к посильному труду. Это реализуется в доступном для данного ребенка объеме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта. В развитии аномального ребенка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия. Процессы компенсации, т.е. замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма – не в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Считается, что социальное воспитание «особого» ребенка, основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка, единственно верный путь. Это означает включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественно-полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей. Для формирования социально успешной личности дети с особенностями в развитии должны воспитываться и учиться в условиях образовательных учреждений. Я работаю в психолого –  педагогическом  медико – социальном  центре диагностики и консультаций «Шанс» в группе с детьми  с синдромом Дауна в городе Серпухове, где ребята с особенностями в развитии получают поддержку и реальное принятие обществом. Чтобы грамотно осуществлять воспитательную и коррекционную работу в условиях дошкольного учреждения мне пришлось провести анализ подходов к социальной адаптации  у детей с нарушениями интеллекта в программах обучения и воспитания. Мною было рассмотрено множество подходов к решению проблемы формирования социальной адаптации детей с синдромом Дауна. Проанализировав программу дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением  интеллекта  Е.А. Екжановой, Е.А.Стребелевой «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание», было выявлено следующее: проблема социальной адаптации раскрывается в разделах «Социальное развитие» и «Трудовое воспитание». В разделе «Познавательное развитие. Развитие речи и формирование коммуникативных способностей» рассматривается такой критерий социальной адаптации дошкольников, как формирование навыка общения со взрослыми и сверстниками. Но все-таки больший уклон здесь делается на логопедическую работу. В целом, программа охватывает все три компонента социальной адаптации детей с синдромом Дауна, рассматриваемые в данной работе: самообслуживание и культурно-гигиенические навыки, общение со взрослыми, общение со сверстниками.

Читайте также:  Синдром мышечных дисфункций у новорожденных

  Проанализировав программу Маккуэри ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», можно сделать вывод о том, что она в большей степени ориентирована на помощь родителям при воспитании детей с нарушением интеллекта. Проблеме социальной адаптпции посвящены две книги:

1.книга №3 «Навыки общения»

2.книга№7 «Самообслуживание и социальные навыки»

В них раскрываются этапы обучения и приводятся примеры проверочных листов умений ребенка для отслеживания его развития. Все рекомендации  изложены в доступной форме, на основе примеров работы. Но, по моему мнению, этого недостаточно для построения коррекционно-развивающей работы.

  При анализе «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л.Б.Борявевой, О.П.Гаврилушкиной, А.П.Зарин, Н.Д.Соколовой  мною отмечено, что как такового раздела «Социальное развитие» нет. Развитие навыков самообслуживания раскрывается в разделе «Труд». Формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками рассматривается в разделах «Формирование представлений о себе и окружающих» и «Развитие речи». Содержание программы разделено на три этапа обучения, на каждом из которых закрепляются и совершенствуются полученные навыки и вводятся новые понятия.

  В рамках педагогических программ «Даунсайд Ап» существуют адаптационные группы, где занимаются дети 1,5-3 лет с родителями. Цель занятий – социализация ребенка, формирование у него  навыков общения, т.е. постепенный переход от домашней среды в дошкольное учреждение. Эти же цели преследуются и на групповых и на  индивидуальных занятиях.

  Таким образом, каждая из программ предлагает различные подходы к вопросу социальной адаптации дошкольников с синдромом Дауна. В  работе по формированию социально успешной личности « особых» детей, по моему мнению, будет целесообразней использовать несколько программ для более глубокого и результативного итога.

 В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят все те же этапы развития, что и обычные дети, поэтому формы и методы работы по социальной адаптации необходимо основывать на принципах представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом особенностей когнитивного развития детей с синдромом Дауна. У нас в Центре формирование социальной адаптации «особых» детей происходит как на специальных занятиях, так и во время игры и специально организованной свободной деятельности, при выполнении режимных моментов.

  Игра – основное занятие ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Большинство навыков, которые необходимо сформировать у детей, можно представить как игровые. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях дошкольного учреждения. Каждая игра, развивая личность ребенка, способствует его адаптации в общество. В правилах игр заложены педагогические задачи, в дидактическом материале заключены игровые способы действия, которые ребенок усваивает. Так, подчиняясь необходимости выполнять правило, ребенок осваивает произвольную регуляцию поведения, овладевает коммуникативными способностями, учится согласовывать свои действия с действиями партнеров. Предлагаемые игры можно разделить на следующие виды:

Читайте также:  Мероприятия по профилактике синдрома вы

_ Игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорной сферы ( ощущение и восприятие).

_ Игры, на коррекцию и  развитие психомоторной сферы ( мимика, моторика рук, общая координация движений).

_ Игры, на развитие коммуникативных навыков (навыки общения).

_Игры, на развитие навыков самообслуживания.

Придерживаясь этого направления, обучение и социальная адаптация будут наиболее эффективны, т.к. будет проходить в естественной среде.

Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений и навыков. Это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности. На занятиях по социальному развитию педагогом вводятся и закрепляются основные понятия, действия, правила поведения, которые в последующем будут закрепляться с помощью других средств формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна. Прямое обучение не должно являться преобладающей формой организации занятий. Обучение надо  осуществлять в контексте игровой деятельности.

  В режимных моментах активизируется работа по привитию навыков своевременного и полного удовлетворения органических потребностей детей, воспитание положительного отношения к любому из процессов; систематически и планомерно прививаются культурно – гигиенические навыки, развивается самостоятельность, а так же традиционной культуры поведения.

Таким образом, при выборе средств формирования социальной адаптации дошкольников с синдромом Дауна необходимо учитывать: интеллектуальные и физические возможности ребенка, поставленные цели и задачи и их целесообразность. Так же необходимо принимать во внимание то, что дети с синдромом Дауна необходимо специально обучать игре, так как игра у них сама не формируется. Создатель одной из первых признанных систем специального воспитания и обучения французский врач и педагог Э.Сеген утверждал, что тяжело умственно ограниченный ребенок «…и мог, и знал, если бы только он хотел; но вся беда в том, что он прежде всего не хочет».

Для успешной социализации ребенок с синдромом Дауна должен посещать обычную государственную школу. Интеграция в обычную школу даст ему возможность учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем его мире. А для этого необходимо, чтобы ребенок – даун  посещал специализированное ДОУ – это их «первичная подготовка».

Право детей с синдромом Дауна, как и других ребят с ограниченными возможностями, на максимальную социальную адаптацию, то есть на посещение обычного детского сада и школы, в России закреплены законодательно. Согласно  Конвенции о правах ребенка, ратифицированной  Постановлением  ВС СССР от 13 июня 1990 года №1559-1, «дети – инвалиды с отклонениями в умственном развитии, в том числе дети с синдромом Дауна, дети с множественными психофизическими  нарушениями, имеют право на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего или специального образования». В настоящее время существует программа реабилитации детей с синдромом Дауна, у истоков которой стоит Центр Психологии при журнале «Мир Семьи». Данная программа имеет несколько этапов: от создания правильной информированности мам еще в родильных домах и медико-педагогического сопровождения семьи-через подготовку этих детей в раннем  возрасте-к совместному обучению в детских садах, а потом в школах. По словам представителя Министерства Образования, в ближайшем будущем планируется открыть несколько классов в обычных школах для инклюзивного образования детей с синдромом Дауна вместе со здоровыми сверстниками. Находясь среди типично развитых детей, особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. Посещая школу и детский сад по месту жительства, эти дети имеют возможность развивать взаимоотношения с детьми, живущими по соседству. Посещение обычного образовательного учреждения является ключевым шагом к интеграции в жизнь местного общества и общества в целом.

   На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий команды специалистов они становились полноценными людьми, и, следовательно, социально успешной личностью, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа с такими детьми – дело не безнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных , физических затрат.

Литература:

1.Выготский Л.С. « Проблемы дефектологии». – М. 1995 год

2.Ковалева Е.,Синицина Е. «Дети-инвалиды в современном обществе».- М.; Лист-Нью,-2005

3.Маллер А.Р. «Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью», Дефектология.1991 №5.

4.Семаго Н.Я. «Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития». Дефектология.2000.№1

5.Байбородова Л.В.,,Рожков М.И.  « Преодоление трудностей социализации детей-сирот».Ярославль,1997 год.

Источник