Сказкотерапия для детей с синдромом дауна

Сказкотерапия для детей с синдромом дауна thumbnail

Консультация по Скайпу

ЧЕЛЯБИНСК

Университетская набережная,34 8 (351) 734-55-63 +7 919 344-53-04

МАГНИТОГОРСК

ул. 50 лет Магнитки, 33А
8 (3519) 412-888

Сказкотерапия для детей с синдромом дауна

Анонс новостей

15.10.2019

С 15 октября 2019 года единственной точкой присутствия НИИ «Дети Индиго» остается филиал в Челябинске по адресу Университетская набережная, 34.

02.10.2019

Всемирный день церебрального паралича проводится каждую первую среду октября с 2012 года. НИИ «Дети Индиго» не смог остаться в стороне.

05.09.2019

Ортезы из современных материалов надежны и комфортны. Мамы первых маленьких пациентов уже поделились впечатлениями.

31.08.2019

Специалисты «Дети Индиго» прошли обучение в Международной школе Восточной медицины.
Секретами исцеления от гуру Востока овладели рефлексотерапевты Туринцева Н.А. и Кузина О.В.

22.08.2019

Новейшие достижения уже внедряются в лечебные методики НИИ «Дети Индиго», чтобы сделать реабилитацию наших маленьких пациентов максимально эффективной.

Что такое сказкотерапия | Кому полезна сказкотерапия | Польза сказкотерапии для детей разного возраста | Виды сказкотерапии для детей | Где ведется прием

Что такое сказкотерапия

Дети, порой, очень тяжело переживают жизненные трудности. Развод родителей или появление нового члена семьи, ссора с другом или проблемы в школе для неокрепшей детской психики могут стать тяжелым потрясением. Если в ответ на подобные ситуации ребенок замыкается в себе, либо напротив проявляет агрессию, простые наставления вряд ли окажутся действенны. На помощь приходит такой метод как сказкотерапия. Незамысловатое название говорит само за себя – лечение сказками. Наши предки придумывали былины и легенды, передавая через них свой опыт.

Психологи через сказку помогают оценить проблему и найти из нее выход. Благодаря сказкотерапии избавиться от навязчивых страхов, разрешить спор, понять, что такое добро и зло гораздо проще и безболезненнее. Методика сказкотерапии помогает сформировать у ребёнка правильные жизненные ценности, научить его мыслить и рассуждать, самостоятельно принимать решения. Эффективна сказкотерапия и как средство развития образной, богатой, эмоциональной речи.

По комплексной сказкотерапии написан не один научный труд, разработаны различные программы. Сказкотерапия – один из самых доступных и в то же время эффективных методов психокоррекции поведения и сознания ребенка.

Кому полезна сказкотерапия

У сказкотерапии нет противопоказаний. Психологи рекомендуют даже взрослым периодически прибегать к методу сказкотерапии. Что уж говорить о влиянии сказкотерапии на детей. На свете существует такое количество сказок, что обязательно найдётся вариант, который поможет справиться с конкретной проблемой. Перед началом занятий по сказкотерапии специалист изучает индивидуальные особенности ребёнка, его психотип, манеру поведения и т.д.

Такой предварительный анализ позволяет подобрать персональную программу сказкотерапии. Важно понимать, что эффект от методики сказкотерапия, как правило, накопительный. К примеру, если ребёнок – задиристый драчун, он не станет паинькой после одного занятия по сказкотерапии. Ему потребуется время, чтобы усвоить материал и сделать выводы. А результат от сказкотерапии в итоге обязательно будет положительный. Сказки делают людей только лучше!

Польза сказкотерапии для детей разного возраста

Сказкотерапия для детей с синдромом даунаУ разного возраста свои особенности. Малышей занятия по сказкотерапии, в первую очередь, учат различать хорошее и плохое – так формируются ценности, нормы поведения. Также маленькие дети боятся темноты, бабаек, злых людей. Благодаря сказкотерапии от страхов ребёнка можно избавить достаточно быстро. Дать ему понять, что ночь – это лишь время суток, бабай – вымышленный персонаж, а злых людей всегда побеждает добрый герой.

Занятия по сказкотерапии для дошкольников имеют свою специфику. В возрасте 5 – 6 лет у детей уже случаются психологические травмы (причины могут быть разные: ссоры в семье, отец-тиран и т.д.). В этом случае психологи очень тщательно подбирают программу занятий по сказкотерапии для дошкольников. Выбираются сказки, через которые можно спроецировать реальную ситуацию. Причём, у этих сказок обязательно будет хороший конец, что позволит ребёнку почувствовать себя защищённым. А герой обязательно получит награду за все испытания.

Для школьников своя методика по сказкотерапии. Здесь подключаются такие виды, как рассказывание или самостоятельное сочинение сказок. Эти приемы в комплексной сказкотерапии позволяют тренировать воображение, фантазию, расширять словарный запас. То есть сказкотерапия выступает как средство развития речи и позволяет разнообразить занятия логопеда, вовлечь ребенка в процесс обучения.

Виды сказкотерапии для детей

Сами по себе сказки разделяют на шесть видов:

  • народные (фольклорные, а также мифы и легенды разных народов);

  • художественные (наиболее привычные, распространённые сказки);

  • авторские художественные сказки (современный вариант повествования, реалистичные сюжеты, сказки различных авторов);

  • дидактические (например, математическое уравнение как основа для сказочного сюжета);

  • психокоррекционные (сказки с обязательным набором сюжетных линий, где герой всегда побеждает зло);

  • психотерапевтические (сказки, где героям нужно сделать выбор, то есть сказки, в которых обозначена проблема, вопрос).

В комплексной сказкотерапии применяют различные методы работы со сказкой: рассказывание, рисование, сочинение, изготовление сказочных персонажей, театрализованное представление сказки и др. Каждая из этих методик сказкотерапии имеет свои плюсы и свой терапевтический эффект. Рисование (изотерапия) и сочинение сказки помогает развить воображение, изготовление кукол – вырабатывает моторику рук, действует успокаивающее и т.д.

В НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» методику сказкотерапия активно применяют в своей практике врачи логопеды и психологи.

Источник

Анастасия Гришина
Бытовая сказка как метод коррекции эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом

Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией.

Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70-х годов ХХ века, обоснованный М. Эриксоном и в дальнейшем развитый его учеником В. Росси. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов И. В. Вачковым, Д. Ю. Соколовым, С. К. Нартовой-Бочавер. Сказкотерапия, построенная на некоторых механизмах арттерапии в целом и библиотерапии как вида арттерапии в частности, направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка. Сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми.

Сказки – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос – ведь он растет, его переполняет целая гамма эмоций.

Сказочный мир требует от ребенка активного, хорошо развитого воображения, умения свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы всего этого добиться, ребенку необходимо много сказок и благожелательное отношение родителей к сказкам и постоянным “походам” в сказочный мир.

Метод учитывает эмоциональный интерес ребёнка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности. В свою очередь, этот интерес стимулирует эмоциональное включение ребёнка в сказку и становится основой для идентификации с её героями. Таким образом, сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях. Идентификация ребёнка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Поэтому метод сказкотерапии способствует личностному росту ребёнка.

Если рассматривать сказку с различных позиций, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. что важно для детей с дцп. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Стоит отметить, что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

Сказка и ее терапевтические особенности

Сказкотерапия, построенная на некоторых механизмах арт-терапии в целом и библиотерапии как вида арт-терапии в частности, направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка. Сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми.

Различные научные школы по-разному представляют её психологический смысл.Но сходятся все в одном: сказка является необходимым средством в постижении ребёнком мира, как внешнего, так и внутреннего. Она позволяет сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребёнка контролируемым и целенаправленным. Сказка может оказывать влияние как на сознательные, так и на бессознательные стороны личности, формируя определённые образцы поведения. Следует отметить, что несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме сказки, методические вопросы, связанные с механизмами ее влияния на личность и ряд теоретических вопросов, в настоящее время разработаны недостаточно. Всё это говорит об актуальности изучения сказок.

Сказка не есть для ребенка чистая выдумка, герои сказки живут для ребенка своей особой жизнью, как и для нас, взрослых, было бы не точным сказать, что любой художественный образ «выдуман». Различие между «сказочной» и «познавательной» установкой идет не по линии действительного и недействительного, наоборот, само это различие является продуктом психического развития под влиянием игры сказки). Сказочный мир, сфера игры возникает в итоге психической работы, опирающейся на «установку на игру».

Сказки всецело связаны с работой фантазии, именно как органа эмоциональной сферы: сказочный мир объективирует для ребенка те или иные чувства, и в этом тайна живучести в нашей душе сказочных образов и тайны их влияния на детскую душу. Задача сказки – дать образы, в которых выражаются, которыми питаются чувства. Сказка допускает значительные отступления от буквальной передачи реальности, открывая простор для творческого воображения.

Бытовые сказки:

Это сказки, рассказывающие о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.

Таким образом, можно сделать заключение о том, что сказка является важнейшим проводником в развитии эстетической жизни ребенка, особой реальности мира чувств, позволяющей познать сложнейшие явления действительности, «сгустка человеческой мудрости, опыта, результата работы сознания и подсознания». По средством сказки, ребенок должен идти к осознанию смысла своих действий, своего поведения через чувства. Так, воздействуя на чувства ребенка, можно общую динамику его поведения привести в соответствие с личностным смыслом, интересами, ценностными установками. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения».

Источник

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Срок реализации программы

Возраст 7 – 10 лет 

Автор-составитель:
коррекционный психолог

Абрамян Виолетта Артуровна

Консультант: директор
АНО Центр «Солнечный круг»
Примакова Надежда Николаевна

Оренбург
2018

Содержание

Пояснительная записка

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной коррекционной психологии и педагогики. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. По данным Министерства социального развития Оренбургской области на 01.11.2017 в Оренбурге проживает 2130 детей-инвалидов. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами министерства оценивается, как каждый 10-ый ребенок в Оренбургской области рождается с какими ограниченными возможностями здоровья. АНО «Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг» зарегистрирован в юстиции 27.12.2017 года.

Основной целью Центра «Солнечный круг»является социализация и адаптация детей с синдромом Дауна и ограниченными возможностями здоровья, всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

На 01.02. 2018 года численность детей с синдромом Даунав Центре «Солнечный круг» составляет – 62 ребенка: из них проживают в городе Оренбурге – 39 детей; в Оренбургской области – 25 детей.

Многие семьи, проживающие в Оренбургской области стараются переехать жить в город Оренбург, для того чтобы развивать ребенка и получать квалифицированную помощь.

Центр «Солнечный круг» работает по программе Психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна разработанной руководителем научно-практического центра АС и ФР ОГПУ к.п.н., доцентом Голиковой Е.М. и к.пс.н ОрГМУ Глазевой М.А.

Аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психолого-педагогическую и социальную проблему, то есть недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью, с нарушениями зрения, координации двигательной сферы детей с синдромом Дауна. Такое ограничение предполагает, что у детей с синдромом Дауна нет возможности получить психолого-педагогическую и социальную помощь.

Для успешной адаптации детей с синдромом Дауна нами была создана коррекционно-развивающая программа «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА»

Коррекция имеющихся у детей с синдромом Дауна недостатков проводится в малых возрастных группах. Коррекционная группа для детей с синдромом Дауна выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.

Психокоррекционный процесс рассчитан сроком на один год и представляет серию регулярно проходящих встреч. 

Продолжительность одного занятия в подгруппе составляет 30 минут. Частота занятий – 2 раза в неделю. В работе с детьми с синдромом Дауна используется типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, рисования, лепки, аппликации, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр. Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

Цель:   На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.

Задачи:

  1. развитие познавательной активности учащихся;

  2. формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;

  3. формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

  4. формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  5. совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  6. обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;

  7. психологическая коррекция поведения ребёнка;

  8. социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Этапы коррекционно-развивающая программа:

IЭтап (диагностический):

В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна, уровень включенности в обще групповую деятельность. Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом (см. Карту психологического обследования). Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения у детей с синдромом Дауна в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик), которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.

IIЭтап (коррекционный):

На данном этапе проводится следующая психологическая коррекция детей с синдромом Дауна:

  • помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;

  • формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);

  • повышение социального статуса ребенка в коллективе;

  • развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;

  • формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;

  • развитие и совершенствование коммуникативных функций; эмоционально-волевой регуляции поведения;

  • создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:

  • когнитивный блок (задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов);

  • эмоциональный блок (отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний);

  • поведенческий блок (задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения).

III Этап (блок оценки):

         Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у детей с синдромом Дауна в результате психокоррекционных воздействий. Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка с синдромом Дауна в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциониого процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.

IVЭтап (прогностический):

Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций детей с синдромом Дауна.

2. Тематический план

Перспективный план работы

Содержание занятий

Часы

Коррекция когнитивных процессов

26

Коррекция социальных и коммуникативных умений

18

Коррекция поведения

14

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы

10

Итоговые занятия

4

Всего часов за год

72

Всего часов в неделю:

2

Примерный годовой план распределения

Месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

Коррекция когнитивных процессов

3

3

3

3

2

3

3

3

2

1

Коррекция социальных и коммуникативных умений

3

2

2

2

2

1

2

2

1

1

Коррекция поведения

2

2

1

2

2

1

1

1

1

1

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итоговые занятия

1

1

1

1

Всего за месяц

9

8

8

8

7

7

7

7

6

5

Всего за год

72

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

1 РАЗДЕЛ

Коррекция когнитивных процессов (26 часов)

Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. “Релаксация – напряжение”. Развитие рефлексивных навыков “Я чувствую…”

2 РАЗДЕЛ

Коррекция социальных и коммуникативных умений (18 часов)

Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.

3 РАЗДЕЛ

Коррекция поведения (14 часов)

 Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.

4 РАЗДЕЛ

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы (10 часов)

Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость. Агрессию – под контроль.

5 РАЗДЕЛ

Итоговые занятия

(4 часа)

ИТОГО: 72 ЧАСА

4. Методики используемые в программе

ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

  • Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных

  • Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

  • Принцип компенсации – опора на сохранные, более развитые психические процессы.

  • Принцип системности и последовательности в подаче материала -опора на разные уровни организации психических процессов.

  • Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Методики используемые на занятиях

  1. Методика “Тулуз Пьерона” (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД).

  2. Методика “Рисунок человека” (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий).

  3. Методика “Типы Памяти” (Типы памяти и преобладающий тип).

  4. Методика “Эталоны” (Зрительное восприятие).

Коррекция когнитивных процессов “Как научиться учиться”

  1. Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов.

  2. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий.

  3. Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания.

  4. Коррекция восприятия.

  5. Релаксация – напряжение.

  6. Развитие рефлексивных навыков.

Коррекция социальных и коммуникативных умений
Психологический тренинг “Среди людей”:

  1. Освоение приёмов активного общения “Я и другие”.

  2. Раскрытие качеств, необходимых для активного общения “Какой я и какие другие”.

  3. Знакомство с принципами хорошего слушания “Я слушаю”.

  4. Расширение представлений о способах самоанализа “Какое решение верно”.

  5. Обучение владению собой.

  6. Отстаивание своей точки зрения и аргументации “Моё мнение”.

  7. Сплочение группы “Учимся общаться”.

  8. Устранение барьеров общения “Я + Ты”.

  9. Стили общения.

  10. Навыки совместной работы. Коммуникативная игра “Путешествие на воздушном шаре”.

  11. Навыки совместной работы. Коммуникативная игра “Мафия”.

  12. Навыки совместной работы. Коммуникативная игра “Необитаемый остров”.

  13. Конфликты и способы их разрешения. Отработка навыков неконфликтного поведения.

Коррекция поведения “Познавая себя и других”

  1. “Я – это я! Знаю ли я себя”

  2. “Я и мои чувства”

  3. “Что такое доброта?” (Занятие в технологии французской мастерской)

  4. “Добрым быть на свете веселей”

  5. “Добрым быть полезно”

  6. “Правда, ложь, фантазия”

  7. “Учимся управлять своими эмоциями”

  8. “Я тебя понимаю”. Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?

  9. “Что такое ДРУЖБА? “(Занятие в технологии французской мастерской)

  10. “Настоящий друг”. (Сказкотерапия, видеотренинг)

  11. “Спокойствие. Учимся правильно дышать”.

  12. “Индивидуальность или чем я отличаюсь от других”

  13. “Я и Ты. Чем мы похожи”.

  14. “Поведение и культура”

Коррекция эмоционально-личностной сферы

  1. “Я учусь владеть собой”. Основы саморегуляции.

  2. “Послушание”.

  3. “Застенчивость”.

  4. “Агрессию – под контроль. Коммуникативность”.

Итоговые тестирование детей с синдромом Дауна:

  1. Методика “Векслера” (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты).

  2. Методика “Тулуз Пьерона” (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД).

  3. Методика “Рисунок человека” (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий).

  4. Методика “Типы Памяти” (Типы памяти и преобладающий тип).

  5. Методика “Эталоны” (Зрительное восприятие).

Нормативно-правовая документация

Нормативные документы

  1. Закон об образовании РФ от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября1989 г.

  3. Устав АНО «Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг».

  4. Программа психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна.

  1. Список литературы

  1. Айхингер А., В. Холл “Психодрама в детской групповой терапии”. -М: ГЕНЕЗИС, 2013

  2. Бабкина Н. В. Радость познания. – М.: 2010

  3. Вагапова Д. X. “Риторика в интеллектуальных играх и тренингах”. -М.: Цитадель, 1999.

  4. Винник М. О. “Задержка психического развития”. – Ростов – на -Дону: “ФЕНИКС”, 2014.

  5. Гунина Е. В. “Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников”. – КЛИО, 2012.

  6. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. “Проективная диагностика в сказкотерапии”. – СПб “РЕЧЬ”, 2003.

  7. Игры – обучение, тренинг, досуг…// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. – М.: Новая школа, 2014.

  8. Ильина М. В. “Чувствуем, познаём, размышляем”. – М.: АРКТИ, 2004.

  9. Истратова О. Н. “Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники”. – Ростов-на-Дону “Феникс”, 2008.

  10. Карелина И. О. “Эмоциональное развитие детей”. – Ярославль: “Академия развития”, 2006.

  11. Кипнис М. “128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу”. – М.: “ACT”, СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2009.

  12. Козак О. Н. “Путешествие в страну игр”. – СПб.: “Союз”, 2007.

  13. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 2008.

  14. Кряжева Н. Л. “Мир детских эмоций”. – Ярославль: “Академия развития”, 2011.

  15. Леванова Е. А., Волошина А. Е. “Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия”. – ПИЕЕР, 2014 г.

  16. Любимова Т. Е. “Учить не только мыслить, но и чувствовать”. -Чебоксары: “КЛИО”, 2004.

  17. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. “Гимнастика для ума” – М.: 2007

  18. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. – ПИЕЕР, 2002.

  19. Прутченков А. С. “Свет мой, зеркальце, скажи”. – М.: Новая школа, 1996

  20. Семенович А. В. “Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза” – М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.

  21. Семенченко П. М. “399 задач для развития ребёнка”. – М.: 2000

  22. Фопелъ К. “Как научить детей сотрудничать” в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.

  23. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. “Психотехнические игры и упражнения в спорте”. – М: КЛАСС. 2001 г.

  24. Чистякова М. И. “Психогимнастика”. – М: Просвещение, 1990

  25. Шмаков С, Безбородова Н. “От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций”. -М: Новая школа, 1993.

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

  1. Журнал “Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии” https://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php

  2. Газета “Школьный психолог”

  3. “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” – https:// festival. I september.ru

  4. “Педагогическая библиотека” – https://www.pedlih.rti

  5. “Мир Психологии” – https://psychology.net.ru

  6. Презентации на сайте: https://www.danilova.ru

Приложение 1

Перечень средств, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

Не аппаратные средства (игры, специализированные приспособления)

Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительныеконструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)

  • Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)

  • Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А1, А2, А3, А4, А5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)

  • Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)

  • Тетради для творческих работ.

  • Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

Приложение 2

Конспекты занятий в количестве 72 штук в электронном варианте

Источник

Читайте также:  Судорожный синдром первая помощь медсестры