Слуховая агнозия симптом теменного или височного справа синдрома

Слуховая агнозия симптом теменного или височного справа синдрома thumbnail

Агнозия — это нарушение распознавания зрительных, слуховых или тактильных ощущений при нормальном функционировании воспринимающего аппарата. Соответственно локализации поражения церебральной коры состояние характеризуется непониманием увиденного, услышанного, неузнаванием предметов при ощупывании, расстройством восприятия собственного тела. Диагностируется по данным исследования психоневрологического статуса, результатам нейровизуализации (КТ. МРТ, МСКТ головного мозга). Лечение осуществляется этиотропными, сосудистыми, нейрометаболическими, холинэстеразными фармпрепаратами в сочетании с психотерапией, логопедическими занятиями.

Общие сведения

Гнозис в переводе с греческого означает «познание». Является высшей нервной функцией, обеспечивающей узнавание предметов, явлений, собственного тела. Агнозия — комплексное понятие, включающее все нарушения гностической функции. Расстройства гнозиса зачастую сопровождают дегенеративные процессы ЦНС, наблюдаются при многих органических поражениях мозга, возникающих вследствие травм, инсультов, инфекционных и опухолевых заболеваний. Классическая агнозия редко диагностируется у детей младшего возраста, поскольку высшая нервная деятельность у них находится в стадии развития, дифференцировка корковых центров не завершена. Нарушения гнозиса чаще возникают у детей старше 7 лет и у взрослых. Женщины и мужчины заболевают одинаково часто.

Агнозия

Агнозия

Причины агнозии

Гностические нарушения обусловлены патологическими изменениями вторичных проекционно-ассоциативных полей мозговой коры. Этиофакторами поражения указанных зон выступают:

  • Острые нарушения мозгового кровообращения. Агнозия возникает в результате гибели нейронов вторичных полей в области ишемического или геморрагического инсульта.
  • Хроническая ишемия мозга. Прогрессирующая недостаточность церебрального кровообращения приводит к деменции, включающей гностические расстройства.
  • Опухоли головного мозга. Поражение вторичных корковых полей является следствием роста опухоли, приводящего к сдавлению и разрушению окружающих нейронов.
  • Черепно-мозговая травма. Агнозия встречается преимущественно при ушибе головного мозга. Развивается вследствие повреждения вторичных зон коры в момент травмы и в результате посттравматических процессов (образования гематом, воспалительных изменений, микроциркуляторных нарушений).
  • Энцефалит. Может иметь вирусную, бактериальную, паразитарную, поствакцинальную этиологию. Сопровождается диффузными воспалительными процессами в церебральных структурах.
  • Дегенеративные заболевания ЦНС: болезнь Альцгеймера, лейкоэнцефалит Шильдера, болезнь Пика, болезнь Паркинсона.

Патогенез

Церебральная кора имеет три основные группы ассоциативных полей, обеспечивающих разноуровневый анализ поступающей в мозг информации. Первичные поля связаны с периферическими рецепторами, принимают идущую от них афферентную импульсацию. Вторичные ассоциативные зоны коры отвечают за анализ и обобщение информации, поступающей из первичных полей. Далее информация передается в третичные поля, где осуществляется высший синтез и выработка задач поведения. Дисфункция вторичных полей приводит к нарушению указанной цепочки, что клинически проявляется утратой способности узнавать внешние раздражители, воспринимать целостные образы. При этом функция анализаторов (слухового, зрительного и т. д.) не нарушена.

Классификация

В зависимости от области поражения в клинической неврологии агнозия классифицируется на следующие основные группы:

  • Зрительная — отсутствии узнавания предметов, изображений при сохранении зрительной функции. Развивается при патологии затылочных, заднетеменных отделов коры.
  • Слуховая — утрата способности распознавать звуки и фонемы, воспринимать речь. Возникает при поражении коры верхней височной извилины.
  • Сенситивная — нарушение восприятия собственного тела и узнавания тактильных ощущений. Обусловлена дисфункцией вторичных полей теменных отделов.
  • Обонятельная — расстройство распознавания запахов. Наблюдается при поражении медиобазальных областей височной доли.
  • Вкусовая — невозможность идентифицировать вкусовые ощущения при сохранности способности их воспринимать. Связана с патологией тех же областей, что и обонятельная агнозия.

Существует также нарушение всех форм гнозиса. Данная патология обозначается термином «тотальная агнозия».

Симптомы агнозии

Базовый симптом состояния — невозможность узнать воспринимаемые ощущения при сохранении способности их чувствовать. Проще говоря, больной не понимает, что он видит, слышит, ощущает. Зачастую отмечается дифференцированная агнозия, обусловленная выпадением функции отдельного поражённого отдела коры. Агнозия тотального характера сопровождает патологические процессы, диффузно распространяющиеся в церебральных тканях.

Зрительная агнозия проявляется путаницей предметов, неспособностью назвать рассматриваемый предмет, срисовать его, нарисовать по памяти или начатому рисунку. Изображая предмет, пациент рисует только его части. Зрительная форма имеет много вариантов: цветовая, избирательная агнозия лиц (прозопагнозия), апперцептивная — сохранено узнавание признаков предмета (формы, цвета, размера), ассоциативная — пациент способен описать предмет целиком, но не может назвать его, симультантная — неспособность узнать сюжет из нескольких предметов при сохранении узнавания каждого предмета в отдельности, зрительно-пространственная — нарушение гнозиса взаимного расположения предметов. Расстройство распознавания букв и символов ведёт к дислексии, дисграфии, утрате способности делать арифметические вычисления.

Слуховая агнозия при поражении доминантного полушария приводит к частичному или полному непониманию речи (сенсорной афазии). Пациент воспринимает фонемы как ничего не значащий шум. Состояние сопровождается компенсаторной многоречивостью с повторениями, вставлением случайных звуков, слогов. При письме могут отмечаться пропуски, перестановки. Чтение сохранено. Поражение субдоминантного полушария может приводить к потере музыкального слуха, способности узнавать знакомые ранее звуки (шум дождя, собачий лай), понимать интонационные особенности речи.

Читайте также:  Бассейн при синдроме грушевидной мышцы

Сенситивная агнозия характеризуется расстройством гнозиса раздражений, воспринимаемых болевыми, температурными, тактильными, проприоцептивными рецепторами. Включает астериогнозис — невозможность опознать предмет на ощупь, пространственную агнозию — нарушение ориентировки в знакомой местности, больничной палате, собственной квартире, соматогнозию — расстройство ощущения собственного тела (пропорциональности, размера, наличия отдельных его частей). Распространёнными формами соматогнозии выступают пальцевая агнозия — пациент неспособен назвать пальцы, показать указанный врачом палец, аутотопагнозия — чувство отсутствия отдельной части тела, гемисоматоагнозия — ощущение только половины своего организма, анозогнозия — неосознание наличия заболевания или отдельного симптома (пареза, тугоухости, ухудшения зрения).

Диагностика

Обследование направлено на выявление агнозии, поиск её причины. Определение клинической формы агнозии позволяет установить локализацию патологического процесса в головном мозге. Основными диагностическими методиками являются:

  • Опрос пациента и его близких. Имеет целью установление жалоб, начала заболевания, его связи с травмой, инфекцией, нарушениями церебральной гемодинамики.
  • Неврологический осмотр. В ходе исследования неврологического и психического статуса наряду с агнозией врач-невролог выявляет признаки интракраниальной гипертензии, очаговый неврологический дефицит (парезы, расстройства чувствительности, нарушения со стороны черепно-мозговых нервов, патологические рефлексы, изменения когнитивной сферы), характерные для основного заболевания.
  • Консультация психиатра. Необходима для исключения психических расстройств. Включает патопсихологическое обследование, исследование структуры личности.
  • Томографические исследования. КТ, МСКТ, МРТ головного мозга позволяют визуализировать дегенеративные процессы, опухоли, воспалительные очаги, зоны инсульта, травматического повреждения.

Агнозия является лишь синдромом, синдромальный диагноз может иметь место на начальном этапе диагностики. Результатом вышеперечисленных исследований должно быть установление полного диагноза базового заболевания, в клиническую картину которого входит расстройство гнозиса.

Лечение агнозии

Терапия зависит от основного заболевания, может состоять из консервативных, нейрохирургических, реабилитационных методов.

Консервативное лечение:

  • Сосудистые и тромболитические фармпрепараты. Необходимы для нормализации церебрального кровотока. Острая и хроническая ишемия мозга является показанием к назначению средств, расширяющих церебральные сосуды (винпоцетина, циннаризина), антиагрегантов (пентоксифиллина). При интракраниальном кровоизлиянии применяют антифибринолитические препараты, при тромбозе — тромболитики.
  • Нейрометаболиты и антиоксиданты: глицин, гамма-аминомасляная кислота, пирацетам, пиритинол, оксиметилэтилпиридин. Улучшают обменные процессы в церебральных тканях, повышают их устойчивость к гипоксии.
  • Антихолинэстеразные средства: ривастигмин, донепезил, ипидакрин. Нормализуют нейропсихологические, когнитивные функции.
  • Этиотропная терапия энцефалита. В соответствии с этиологией осуществляется антибактериальными, противовирусными, противопаразитарными препаратами.

Реабилитация пациентов длится не менее трёх месяцев, включает:

  • Психотерапию. Арт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия направлены на восстановление психической сферы больного, адаптацию к ситуации, сложившейся в связи с заболеванием.
  • Занятия с логопедом. Необходимы пациентам со слуховой агнозией, дислексией, дисграфией.
  • Трудотерапию. Помогает больным преодолеть чувство неполноценности, отвлечься от переживаний, улучшить социальную адаптацию.

Нейрохирургическое лечение может потребоваться в случае черепно-мозговой травмы, церебральной опухоли. Проводится на фоне консервативной терапии с последующей реабилитацией.

Прогноз и профилактика

Успех лечения зависит от тяжести базового заболевания, возраста больного, своевременности проводимой терапии. Агнозия, возникающая у молодых пациентов вследствие травмы, энцефалита регрессирует на фоне лечения в течение 3 месяцев, в тяжёлых случаях процесс восстановления занимает до 10 месяцев. Агнозия опухолевого генеза зависит от успешности удаления образования. При дегенеративных процессах прогноз неблагоприятный, лечение позволяет лишь приостановить прогрессирование симптоматики. Профилактика состоит в своевременной терапии сосудистой патологии, предупреждении травм головы, онкогенных воздействий, инфекционных заболеваний.

Источник

Особенности терминологии: гнозис=восприятие. Агнозия = нарушение восприятия, дефицит. Слуховая речевая агнозия = нарушение восприятия речи на слух.

Нарушения слухового речевого восприятия в той или иной степени встречаются у большинства детей с задержками речи. Не всегда родители это замечают. Часто на консультациях слышу: «Он все понимает. Скажу «кушать» — бежит на кухню, скажу «гулять» — стоит у двери. Но сам не говорит!». Бывает и другая крайность. В грубых случаях, когда ребенок совсем не понимает речь, и врачи, и родители могут ошибочно думать, что у ребенка аутизм.

А теперь представьте, что вы оказались в стране, языка которой не знаете. При этом вам нужно как-то общаться с жителями, познавать мир, жить обычной жизнью. Вроде бы слышите от человека поток звуков, но где заканчивается одно слово, а где начинается другое – непонятно. Вы не можете слушать новости по радио, и вас раздражает чужая речь, ведь вы ее не понимаете. Постепенно в часто повторяющихся ситуациях (по типу «гулять» и «кушать») вы сможете вычленить повторяющиеся образы слов, которые и будут ассоциироваться с данной (биологически обусловленной) ситуацией. Там, где мотив не такой сильный, вы уже не будете искать «опорные» звучания, ведь это очень энергоемкий процесс, и ваше поведение в понимании местных жителей будет несколько странным. Возможно, не зная о вашей особенности, они даже подумают, что вы аутист.

Читайте также:  При синдроме жильбера может повышаться алт

Надеюсь, после такого примера стало немного понятнее, как может чувствовать себя ребенок с нарушением слухового речевого восприятия.

В процессе развития ребенка слуховое восприятие проходит несколько этапов становления и далее служит фундаментом для речи и познавательного развития.

На каждом из этапов развитие слуховой функции (прошу не путать с физическим слухом, сейчас я говорю о том, как уже в мозге происходит обработка слухового сигнала) может нарушаться. Причем если нарушился один этап – то все последующие будут как падающие домино развиваться дефицитарно.

Может страдать:

  • Обработка слуховых импульсов на подкорковом уровне (это видим на вызванных потенциалах). В таком случае в кору попадает уже неадекватный сигнал с потерей качества и скорости. Такие дети не сразу откликаются на имя, не реагируют на громкие звуки (не вздрагивают, не оборачиваются либо их реакция заторможена);
  • Восприятие неречевых шумов в рамках вторичных полей височной области правого полушария (это еще доречевой этап, когда ребенок не в состоянии соотнести звучание предмета с самим предметом или отранжировать от самого тихого к самому громкому звучанию);
  • Специализация полушарий по речи (то есть ребенок уже начинает произносить звукоподражания, но они очень реалистичные и не включают фонемы речи);
  • Восприятие собственно речи (это и есть слуховая речевая агнозия в чистом виде) на уровне вторичной коры височной зоны левого полушария (здесь при нарушении могут сохраняться эхолалии после 2 лет, ребенок не понимает обращенную речь, но хорошо справляется с заданиями с визуальной подсказкой; часто такие дети не имеют произвольной речи, но могут отраженно повторить слова; в более легких случаях есть нарушения на уровне кинетического праксиса – то есть ребенок говорит один слог, или переставляет слоги при попытке речи);
  • Языковой уровень – третичная кора левого полушария (здесь уже нарушается соотнесение самого слова с полем его смысловых значений, грамматика, нарушается мышление).

И степень нарушения также может быть различной (поэтому предлагаю здесь разделить на агнозию как полную несформированность и дисгнозию как частичную несформированность).

Достаточно часто при несформированности слухового восприятия речь у ребенка все же появляется, и родители не замечают проблем лет до 5-6, пока ребенок не начинает сильно отставать в познавательном развитии. При обследовании такого ребенка выясняется, что слуховой речевой гнозис сформировался неполноценно, и все последующие функции, которые в своем развитии опираются на него, вторично пострадали. Например, ребенок может не запоминать на слух более 2-3 слов, не понимать предлоги, смысл короткого рассказа. Не может понять глаголы, которые выходят за рамки повседневных действий (например, «мама гладит белье»). Не помнит названий дней недели, времен года, основных цветов, хотя их постоянно с ним разучивают. Не может подобрать обобщающие понятия («инструменты», «транспорт»). Не понимает смысл абстрактных слов, не имеющих четкого предметного соотнесения (например, «лишний», «одинаковый», «равный» и др.).

Для того, чтобы скорректировать нарушения слухового восприятия, нужно провести подробную диагностику, выявить, в каком «месте» пошел сбой, «откатиться» на тот уровень и детально проработать его и все последующие, вышестоящие этапы. Работать на том уровне, где уже есть очевидные проблемы, будет малоэффективно, ведь не сформирован «фундамент».

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник

Сегодня мы разберем еще один вид нарушения восприятия – слуховые агнозии. Из названия уже понятно, что конкретно в этом случае будет нарушено. Слуховое восприятие. Важно, что при этом сам слух остается сохранным. Человек слышит, он не глухой, но вот что он слышит, как он различает, что слышит – совсем другая история.

Слышу, но не воспринимаю. Слуховые агнозии могут коснуться каждого. Что это такое?

Читайте также:  Неотложная помощь при остром коронарном синдроме на догоспитальном этапе

Причина возникновения такая же как и тактильной и зрительной агнозии :

1.Серезная черепно-мозговая травма.

2. Инсульт.

3. Опухали головного мозга.

4. Деменция.

Сразу стоит заметить, что на основе слуховой системы у человека формируется речь. Поэтому внутри слуховой системы различают две подсистемы:

Неречевой слух – способность ориентироваться в неречевых звуках (музыка, шумы).

Речевой слух – способность слышать и понимать звуки речи (родного или других языков).

Сегодня мы будем говорить о нарушениях именно неречевого слуха. Посмотрим, какими бывают эти нарушения и как пациенты с подобными проблемами воспринимают окружающий мир. Поехали.

Слышу, но не воспринимаю. Слуховые агнозии могут коснуться каждого. Что это такое?

Слуховые агнозии бывают нескольких видов:

Слуховая (акустическая агнозия) – при этом нарушении пациенты не способны определить смысл самых обыкновенных бытовых звуков. Т.е. не могут различить звуки, для обозначения которых не нужно какое-то специальное обучение. В норме такие звуки различаются без особого труда. К таким звукам можно отнести абсолютно любые, которые нас окружают в течение дня: шум машин, лай собак, звук льющейся воды, скрип дверей, звук разбивающегося стекла и т.д. Для пациента со слуховой агнозией, эти звуки лишаются смысла. Он их слышит, но не может сказать, какой предмет издает этот звук, не может определить насколько этот звук громкий или как долго длится. Подобное нарушение происходит из-за поражения правой височной области головного мозга.

Аритмия – (не путать с сердечной аритмией) при этом пациенты не способны правильно оценить и воспроизвести простые ритмические структуры, которые предъявляют им на слух. Т.е. нарушено понимание ритма. К музыкальному слуха никакого отношения это не имеет. Пациенты с таким нарушением не воспринимают даже самых элементарных ритмов. Три раза стукнуть по столу громко, два раза тихо и попросить их повторить такой ритм. Кажется очень легко. Но они не могут. Даже количество ударов по столу им определить очень сложно. Аритмия возникает при правосторонних и при левосторонних очагах поражения височной области головного мозга.

Амузия – это нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую или только что услышанную мелодию, а еще отличать одну мелодию от другой. Мало того, пациенты с амузией оценивают музыку как болезненное и неприятное переживание, которое может вызывать приступы головной боли. Интересно то, что даже пациенты, которые ранее обучались музыкальной грамоте, заканчивали музыкальную школу и имели в этом деле успехи, после возникновения нарушения теряли все свои музыкальные способности. В отличие от аритмии, амузия возникает при поражении исключительно правой височной области головного мозга.

Нарушение интонационной стороны речи – несмотря на то, что мы говорим о нарушениях неречевого слуха, нарушения понимания интонации речи относится сюда же, и является следствием поражения правой височной области головного мозга. Пациенты с таким нарушением не могут правильно различать чужие интонации в речи, и сами не могут окрашивать собственную речь интонациями. Их речь ровная, монотонная. По ней очень сложно определить, например, шутит пациент или говорит серьезно. Часто такое нарушение сопровождается неспособностью к пению, т.к. при пении интонационный компонент усиливается. Пациент может повторить, проговорить фразу, но пропеть ее не может. Сюда же можно отнести нарушение эмоционального слуха – когда пациент плохо различает интонации речи, отражающие разные эмоциональные состояния (радость, гнев, печаль).

Слышу, но не воспринимаю. Слуховые агнозии могут коснуться каждого. Что это такое?

Это были основные нарушения неречевого слухового восприятия, которые могут возникать в более или менее грубых формах. На данный момент нарушения слухового восприятия являются самими сложными и малоизученными из всех остальных. Ученые упорно трудятся над проблемой понимания физиологических и психологических механизмов работы нашей слуховой системы. А нам пока остается только стараться беречь себя и своих близких, помогать и поддерживать людей с особенностями, и быть благодарными за наши собственные возможности.

Рекомендуем ознакомится так же с тактильными и зрительными агнозиями.

Источник