Социально психологическая реабилитация детей с синдромом дауна

Социально психологическая реабилитация детей с синдромом дауна thumbnail

Основной целью воспитания и обучения детей с синдромом Дауна является их семейно-социальная адаптация. Чем раньше родители начнут развивать своего больного ребенка, тем успешнее он будет добиваться успехов. Родители таких детей должны помнить, что ответственность за степень интеграции ребенка полностью лежит на их плечах, поэтому они не должны отказываться ни от какой помощи и использовать все имеющиеся методики.

Реабилитация детей с синдромом Дауна – это длинный путь, который нужно пройти очень мелкими шагами, поэтому придется запастись терпением и найти эффективные методики, позволяющие задействовать все существующие каналы восприятия:

· наглядность;

· осязание;

· слух;

· кинестетические ощущения.

Особенности методик диктуют определенные требования. Занятия должны обязательно вызывать интерес у ребенка, а результаты – постоянно поощряться. Поощряются групповые занятия для улучшения социальной приспособленности ребенка и его подготовки. Также приветствуется нахождение ребенка в детских коллективах (например, в детских садах), так как доказано, что находясь в коллективе, дети с синдромом Дауна быстрее и лучше приспосабливаются. Дети с синдромом Дауна могут проходить обучение в специализированных школах, но возможно также и посещение обычных школ, что так же способствует улучшению социальной подготовки ребенка.

Приветствуются занятия с психологами и логопедами в специальных реабилитационных центрах. При правильно организованном уходе и специальном обучении дети с синдромом Дауна осваивают те же навыки, что и здоровые дети, только несколько позже.

Еще одна проблема, с которой могут столкнуться родители ребенка с синдромом Дауна это необходимость поставить в известность близких родственников и друзей. Очень часто это ставит окружающих в неловкое положение и стать причиной натянутости в отношениях. Выходом из этой ситуации является откровенный разговор, который помогает преодолеть все страхи и неуверенность и осознавать, что детям с синдромом Дауна также необходимы родительская забота и любовь.

Правильно организованный уход за детьми с синдромом Дауна, ранняя поддержка и психологическая помощь позволяют вырастить вполне адекватного ребенка, а родителям дает возможность вести обычный образ жизни и наслаждаться общением с крохой.

Большинство детей с синдромом Дауна имеет отклонения в умственном развитии, которые варьируются от легких до умеренных. Раннее вмешательство в эту проблему идет только на пользу детям с синдромом Дауна. Многие из них учатся читать, писать и участвуют в нормальной деятельности.

Когда ребенок с синдромом Дауна здоров, он нуждается в развивающих, общеукрепляющих и обучающих программах, коррекционных занятиях со специалистами логопедами-дефектологами. Ранние и последовательные усилия по закреплению моторных навыков и общему развитию ребенка приводят к хорошим результатам: ребенок не только обслуживает себя самостоятельно, но и способен посещать специализированную или даже обычную школу.

Так же как метод психофизиологической и социальной коррекции является анималотерапия, которая включает практически все методы медицинской реабилитации.

Множество современных и уже опробованных методик дают прекрасные результаты. Анималотерапия отличается формированием особо доверительного контакта больного ребенка и специально подготовленного животного. Игровая форма обучения фиксирует интерес ребенка, снижает его утомляемость. В тесном контакте с животным развиваются моторные навыки, тренируются слабые мышцы, расширяется кругозор и улучшается психоэмоциональное состояние ребенка с синдромом Дауна.

1) Дельфинотерапия.

В ряду особо перспективных обучающих программ с участием животных, стоит дельфинотерапия. Специально обученные дельфины погружают ребенка в мир чуткого тактильного контакта и ультразвукового общего воздействия. Игры и занятия с «улыбчивыми» дельфинами развивают мышечный корсет ребенка, его моторные и речевые навыки. Ультразвук из сонара дельфина благотворно воздействует на центральную нервную систему, укрепляет иммунитет, улучшает функцию внутренних органов и эндокринных желез.

Занятия с дельфинами обучают больного ребенка самостоятельности и независимости от посторонней помощи. Ребенок запоминает позитивные модели поведения в незнакомой обстановке и в дальнейшем легче адаптируется в социуме.

2) Иппотерапия – от др.-греч. ἵππος «лошадь» метод реабилитации, посредством лечебной верховой езды.

Использование метода иппотерапии в реабилитации детей с различными нарушениями в развитии, в данном случае детей с синдромом Дауна, уменьшает чувство тревоги, способствует достижению самостоятельности. Лошадь требует постоянного к себе внимания, и за счет этого возрастают способности ребенка адаптироваться к реальности.

Иппотерапия – является методом реабилитации, когда ребенок и не догадываться о том, что лечится, в результате чего снижается вероятность возникновения сопротивления. Кроме того, данный метод – безмедикаментозный, он не имеет побочных эффектов.

Однако важнейшим элементом иппотерапии, из-за которого ее эффективность в ряде случаев значительно выше других форм терапии – это сильная мотивация ребенка к занятиям, желание заниматься и общаться с лошадью.

Лошадь на занятиях иппотерапией является и посредником во взаимоотношениях иппотерапевта и всадника, и адресатом команды, и в свою очередь именно повиновение лошади показывает ребенку причинно-следственные связи (я командую – лошадь выполняет команду).

Дети с синдромом Дауна испытывают затруднения в понимании причинно-следственных отношений, их мышление конкретно, им крайне сложно перенести усвоенный опыт решения задачи в новые условия, они плохо понимают речь окружающих. Коррекционная верховая езда в какой-то мере компенсирует ситуацию, дает им возможность добиваться успехов, подружиться с доброй, отзывчивой на ласку лошадью, причем речевое общение для этой дружбы не нужно.

Что может обеспечить реабилитация детей с синдромом Дауна?

1. Развитие двигательной системы.

2. Навыки самообслуживания и поведения в быту.

3. Взаимодействие с окружающим миром.

4. Снижение барьеров инвалидности.

5. Развитие речи.

6. Сенсорные, эмоциональные и психологические особенности.

7. Навыки обучения и усвоения школьной программы.

8. Полноценное развитие личности.

Это самые основные и специфические методы реабилитации. Основные методы, такие как физиотерапия, может быть направлена на лечение и профилактику какого-либо заболевания которое требует лечения у пациентов с синдромом Дауна.

Показаниями для физиотерапии является:

· заболевания сердца и сосудов: стенокардия, гипертоническая болезнь, инфаркты, вегето-сосудистая дистония, облитерация сосудов ног, болезнь Рейно;

· болезни органов дыхания: бронхиальная астма, хронические бронхиты, пневмония, ОРВИ, грипп;

· ЛОР-заболевания: гайморит, хронический тонзиллит, ангина, ларингит;

· заболевания нервной системы: остеохондрозы, радикулиты, неврозы, последствия травм головы, детский церебральный паралич, инсульты, мигрени, головные боли;

· заболевания желудочно-кишечного тракта: язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, гастриты, колиты;

· урологические заболевания и патологии почек: циститы, пиелонефрит;

· гинекологические заболевания: аднексит, эндометриоз, миомы, кисты, бесплодие, климакс, поликистоз;

· мужские половые болезни: простатит, аденома, импотенция, бесплодие;

· кожные заболевания: нейродермит, дерматит, экзема;

· заболевания опорно-двигательной системы: артрозы, артриты, межпозвоночные грыжи, сколиоз;

· стоматологические болезни: зубная боль, пародонтоз, воспалительные процессы;

· гормональные и эндокринные патологии: заболевания щитовидной железы, лишний вес, ожирение.

Это как примеры, для того что бы понимать, что именно мы будем восстанавливать.

К огромному счастью в наше время есть множество методов реабилитации, которые помогут вырастить ребенка с синдром Дауна, который при огромной работе может жить в обществе здоровых людей.

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника где лечить

ИНВАЛИДНОСТЬ

Социальная поддержка детям с инвалидностью и их семьям:

1 Если родитель не работает, то он может получать компенсационные денежные выплаты по уходу за ребенком-инвалидом. Которая составляет 1200 руб.

2. 50% на оплату услуг ЖКХ.

3. Льготное обучение в дошкольных, школьных и определенных высших образовательных учреждениях.

4. Льготы на получение жилья (льготы на очередь).

5. Льготный проезд в общественном пассажирском транспорте.

6. Отдых и реабилитация в санатории на льготных основаниях, а также бесплатный проезд до санатория и обратно.

7. Бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецепту врача.

Кроме этого, в отдельных регионах власти могут устанавливать дополнительные льготы.

Особого внимания заслуживает тот факт, что один из родителей ребенка-инвалида может досрочно оформить пенсию, если он ухаживал за ребенком с инвалидностью до 8 лет и имеет страховой стаж: отцы — 20 лет (досрочный пенсионный возраст 55 лет, матери — 15 (досрочный пенсионный возраст 50 лет).

Этапы оформления инвалидности:

Существуют некоторые особенности оформления инвалидности детям с синдромом Дауна.

К примеру, инвалидность детям с синдромом Дауна дают только с года и временную – на 1 год. Из этого следует, что родителям приходится ежегодно проходить процедуру переосвидетельствования инвалидности своего ребёнка. По истечение 3-4 лет можно претендовать на получение категории «ребенок-инвалид».

1. Посещение участкового педиатра, обход медицинских специалистов (окулист, невролог, хирург и другие), сдача анализов и обследование (ЭКГ, ЭЭГ). Получить от лечащего врача эпикриз и специальную форму, которые необходимо подписать у главврача.

2. Записаться и затем пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ). По итогам комиссии выдаётся справка о присвоенной инвалидности, специальный открепительный талон (его необходимо предъявить в местной поликлинике). Вторая (отрезная) часть справки об инвалидности предоставляется в территориальный орган Пенсионного фонда. Кроме того, ребенку определяется индивидуальная программа реабилитации (ИПР), о чем сказано в предыдущей главе.

Также в ИПР вписываются технические средства реабилитации.Среди технических средств реабилитации — лекарственные средства, ортопедическая обувь, корсеты, головодержатели, памперсы и другое.

3. Предоставить в ПФ следующие документы, необходимые для оформления пенсии:

· паспорта родителей;

· заявление;

· свидетельство о рождении ребенка;

· справка о составе семьи и месте регистрации;

· свидетельство о браке;

· трудовая книжка родителя;документ об образовании, если человек не работает – справку из Центра занятости населения;

· финансовый лицевой счет в банке;

· сберкнижку;

· справку МСЭ.

4. Эти же документы нужно предоставить в Управление социальной защиты для оформления льгот и пособий.

Пенсия назначается ребенку-инвалиду в сумме 12500 руб. 78 коп (в сумму входит ЕДВ – 2123, 92 руб.). По данным на 1 апреля 2014 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.

Современные исследования (см. приложение 3) показали наличие глубокой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия между родителями и ребенком, эффективностью программ ранней помощи, дошкольной и школьной помощи.

На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа с такими детьми — дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных, физических затрат.

Итак, не смотря на генетическую обусловленность заболевания и отсутствие эффективного лечения детей с синдромом Дауна, существует возможность их социальной адаптации.

Дети-дауны имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, нуждаются не столько в упрощенной, сколько в индивидуальной программе обучения. Малышам с синдромом Дауна сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, как правило, обладают хорошими способностями к визуальному обучению (например, им несложно выучить и использовать написанный текст).

При обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.

Таким образом, находясь среди типично развитых сверстников, особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. Посещая школу и детский сад по месту жительства, эти дети имеют возможность развивать взаимоотношения с детьми, живущими по соседству. Посещение обычной школы является ключевым шагом к интеграции в жизнь местного общества и общества в целом.

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Будущее детей с синдромом Дауна сейчас обещает больше, чем когда-либо и многие родители уже справились с теми проблемами, которые стоят перед ними.

В результате анкетного опроса родителей (по данным ДОУ Родник см. приложение3), было выяснено, что большинство детей относительно самостоятельны в пределах их возраста, относительно хорошо рисуют, лепят из пластилина, вырезают ножницами из бумаги. Большинство родителей считают, что их дети достаточно ответственны, усвоили правила поведения в общественных местах и полностью готовы к школе.

Все дети с удовольствием посещают детский сад. Родители всех 15-ти детей ответили, что считают их достаточно способными. Все родители проявляют заинтересованность в развитии своих детей и отмечают большую помощь педагогов и психологов в ДОУ в воспитании и обучении их детей. Таким образом, успешность социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна в семье зависят от благоприятных социальных условий и детско-родительских отношений.

К конечном итоге, мы выполнили поставленные задачи:

1. Проанализировали и изучили множество источников по теме данной курсовой

2. Раскрыли понятие о синдроме Дауна, указали виды и особенности данной патологии.

3. Рассмотрели методы реабилитации для детей с с. Дауна

4. Изучили особенности социально-психологической реабилитации

5. Изучили возможность инвалидизации и помощь государства

7. Рассмотрели роль фельдшера при реабилитации пациентов с синдромом Дауна.

Таким образом, на мой взгляд, цель курсовой работы достигнута, основные задачи раскрыты.

Источник

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Срок реализации программы

Возраст 7 – 10 лет 

Автор-составитель:
коррекционный психолог

Абрамян Виолетта Артуровна

Консультант: директор
АНО Центр «Солнечный круг»
Примакова Надежда Николаевна

Оренбург
2018

Содержание

Пояснительная записка

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной коррекционной психологии и педагогики. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. По данным Министерства социального развития Оренбургской области на 01.11.2017 в Оренбурге проживает 2130 детей-инвалидов. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами министерства оценивается, как каждый 10-ый ребенок в Оренбургской области рождается с какими ограниченными возможностями здоровья. АНО «Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг» зарегистрирован в юстиции 27.12.2017 года.

Читайте также:  Синдромы характерные при гипертонической болезни

Основной целью Центра «Солнечный круг»является социализация и адаптация детей с синдромом Дауна и ограниченными возможностями здоровья, всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

На 01.02. 2018 года численность детей с синдромом Даунав Центре «Солнечный круг» составляет – 62 ребенка: из них проживают в городе Оренбурге – 39 детей; в Оренбургской области – 25 детей.

Многие семьи, проживающие в Оренбургской области стараются переехать жить в город Оренбург, для того чтобы развивать ребенка и получать квалифицированную помощь.

Центр «Солнечный круг» работает по программе Психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна разработанной руководителем научно-практического центра АС и ФР ОГПУ к.п.н., доцентом Голиковой Е.М. и к.пс.н ОрГМУ Глазевой М.А.

Аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психолого-педагогическую и социальную проблему, то есть недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью, с нарушениями зрения, координации двигательной сферы детей с синдромом Дауна. Такое ограничение предполагает, что у детей с синдромом Дауна нет возможности получить психолого-педагогическую и социальную помощь.

Для успешной адаптации детей с синдромом Дауна нами была создана коррекционно-развивающая программа «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА»

Коррекция имеющихся у детей с синдромом Дауна недостатков проводится в малых возрастных группах. Коррекционная группа для детей с синдромом Дауна выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.

Психокоррекционный процесс рассчитан сроком на один год и представляет серию регулярно проходящих встреч. 

Продолжительность одного занятия в подгруппе составляет 30 минут. Частота занятий – 2 раза в неделю. В работе с детьми с синдромом Дауна используется типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, рисования, лепки, аппликации, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр. Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

Цель:   На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.

Задачи:

  1. развитие познавательной активности учащихся;

  2. формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;

  3. формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

  4. формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  5. совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  6. обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;

  7. психологическая коррекция поведения ребёнка;

  8. социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Этапы коррекционно-развивающая программа:

IЭтап (диагностический):

В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна, уровень включенности в обще групповую деятельность. Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом (см. Карту психологического обследования). Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения у детей с синдромом Дауна в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик), которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.

IIЭтап (коррекционный):

На данном этапе проводится следующая психологическая коррекция детей с синдромом Дауна:

  • помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;

  • формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);

  • повышение социального статуса ребенка в коллективе;

  • развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;

  • формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;

  • развитие и совершенствование коммуникативных функций; эмоционально-волевой регуляции поведения;

  • создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:

  • когнитивный блок (задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов);

  • эмоциональный блок (отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний);

  • поведенческий блок (задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения).

III Этап (блок оценки):

         Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у детей с синдромом Дауна в результате психокоррекционных воздействий. Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка с синдромом Дауна в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциониого процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.

IVЭтап (прогностический):

Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций детей с синдромом Дауна.

2. Тематический план

Перспективный план работы

Содержание занятий

Часы

Коррекция когнитивных процессов

26

Коррекция социальных и коммуникативных умений

18

Коррекция поведения

14

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы

10

Итоговые занятия

4

Всего часов за год

72

Всего часов в неделю:

2

Примерный годовой план распределения

Месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

Коррекция когнитивных процессов

3

3

3

3

2

3

3

3

2

1

Коррекция социальных и коммуникативных умений

3

2

2

2

2

1

2

2

1

1

Коррекция поведения

2

2

1

2

2

1

1

1

1

1

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итоговые занятия

1

1

1

1

Всего за месяц

9

8

8

8

7

7

7

7

6

5

Всего за год

72

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

1 РАЗДЕЛ

Коррекция когнитивных процессов (26 часов)

Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. “Релаксация – напряжение”. Развитие рефлексивных навыков “Я чувствую…”

2 РАЗДЕЛ

Коррекция социальных и коммуникативных умений (18 часов)

Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.

3 РАЗДЕЛ

Коррекция поведения (14 часов)

 Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.

4 РАЗДЕЛ

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы (10 часов)

Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость. Агрессию – под контроль.

5 РАЗДЕЛ

Итоговые занятия

(4 часа)

ИТОГО: 72 ЧАСА

4. Методики используемые в программе

ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

  • Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных

  • Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

  • Принцип компенсации – опора на сохранные, более развитые психические процессы.

  • Принцип системности и последовательности в подаче материала -опора на разные уровни организации психических процессов.

  • Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Читайте также:  Генетический дефект при синдроме кошачьего крика

Методики используемые на занятиях

  1. Методика “Тулуз Пьерона” (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД).

  2. Методика “Рисунок человека” (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий).

  3. Методика “Типы Памяти” (Типы памяти и преобладающий тип).

  4. Методика “Эталоны” (Зрительное восприятие).

Коррекция когнитивных процессов “Как научиться учиться”

  1. Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов.

  2. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий.

  3. Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания.

  4. Коррекция восприятия.

  5. Релаксация – напряжение.

  6. Развитие рефлексивных навыков.

Коррекция социальных и коммуникативных умений
Психологический тренинг “Среди людей”:

  1. Освоение приёмов активного общения “Я и другие”.

  2. Раскрытие качеств, необходимых для активного общения “Какой я и какие другие”.

  3. Знакомство с принципами хорошего слушания “Я слушаю”.

  4. Расширение представлений о способах самоанализа “Какое решение верно”.

  5. Обучение владению собой.

  6. Отстаивание своей точки зрения и аргументации “Моё мнение”.

  7. Сплочение группы “Учимся общаться”.

  8. Устранение барьеров общения “Я + Ты”.

  9. Стили общения.

  10. Навыки совместной работы. Коммуникативная игра “Путешествие на воздушном шаре”.

  11. Навыки совместной работы. Коммуникативная игра “Мафия”.

  12. Навыки совместной работы. Коммуникативная игра “Необитаемый остров”.

  13. Конфликты и способы их разрешения. Отработка навыков неконфликтного поведения.

Коррекция поведения “Познавая себя и других”

  1. “Я – это я! Знаю ли я себя”

  2. “Я и мои чувства”

  3. “Что такое доброта?” (Занятие в технологии французской мастерской)

  4. “Добрым быть на свете веселей”

  5. “Добрым быть полезно”

  6. “Правда, ложь, фантазия”

  7. “Учимся управлять своими эмоциями”

  8. “Я тебя понимаю”. Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?

  9. “Что такое ДРУЖБА? “(Занятие в технологии французской мастерской)

  10. “Настоящий друг”. (Сказкотерапия, видеотренинг)

  11. “Спокойствие. Учимся правильно дышать”.

  12. “Индивидуальность или чем я отличаюсь от других”

  13. “Я и Ты. Чем мы похожи”.

  14. “Поведение и культура”

Коррекция эмоционально-личностной сферы

  1. “Я учусь владеть собой”. Основы саморегуляции.

  2. “Послушание”.

  3. “Застенчивость”.

  4. “Агрессию – под контроль. Коммуникативность”.

Итоговые тестирование детей с синдромом Дауна:

  1. Методика “Векслера” (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты).

  2. Методика “Тулуз Пьерона” (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД).

  3. Методика “Рисунок человека” (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий).

  4. Методика “Типы Памяти” (Типы памяти и преобладающий тип).

  5. Методика “Эталоны” (Зрительное восприятие).

Нормативно-правовая документация

Нормативные документы

  1. Закон об образовании РФ от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября1989 г.

  3. Устав АНО «Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг».

  4. Программа психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна.

  1. Список литературы

  1. Айхингер А., В. Холл “Психодрама в детской групповой терапии”. -М: ГЕНЕЗИС, 2013

  2. Бабкина Н. В. Радость познания. – М.: 2010

  3. Вагапова Д. X. “Риторика в интеллектуальных играх и тренингах”. -М.: Цитадель, 1999.

  4. Винник М. О. “Задержка психического развития”. – Ростов – на -Дону: “ФЕНИКС”, 2014.

  5. Гунина Е. В. “Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников”. – КЛИО, 2012.

  6. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. “Проективная диагностика в сказкотерапии”. – СПб “РЕЧЬ”, 2003.

  7. Игры – обучение, тренинг, досуг…// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. – М.: Новая школа, 2014.

  8. Ильина М. В. “Чувствуем, познаём, размышляем”. – М.: АРКТИ, 2004.

  9. Истратова О. Н. “Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники”. – Ростов-на-Дону “Феникс”, 2008.

  10. Карелина И. О. “Эмоциональное развитие детей”. – Ярославль: “Академия развития”, 2006.

  11. Кипнис М. “128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу”. – М.: “ACT”, СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2009.

  12. Козак О. Н. “Путешествие в страну игр”. – СПб.: “Союз”, 2007.

  13. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 2008.

  14. Кряжева Н. Л. “Мир детских эмоций”. – Ярославль: “Академия развития”, 2011.

  15. Леванова Е. А., Волошина А. Е. “Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия”. – ПИЕЕР, 2014 г.

  16. Любимова Т. Е. “Учить не только мыслить, но и чувствовать”. -Чебоксары: “КЛИО”, 2004.

  17. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. “Гимнастика для ума” – М.: 2007

  18. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. – ПИЕЕР, 2002.

  19. Прутченков А. С. “Свет мой, зеркальце, скажи”. – М.: Новая школа, 1996

  20. Семенович А. В. “Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза” – М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.

  21. Семенченко П. М. “399 задач для развития ребёнка”. – М.: 2000

  22. Фопелъ К. “Как научить детей сотрудничать” в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.

  23. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. “Психотехнические игры и упражнения в спорте”. – М: КЛАСС. 2001 г.

  24. Чистякова М. И. “Психогимнастика”. – М: Просвещение, 1990

  25. Шмаков С, Безбородова Н. “От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций”. -М: Новая школа, 1993.

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

  1. Журнал “Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии” https://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php

  2. Газета “Школьный психолог”

  3. “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” – https:// festival. I september.ru

  4. “Педагогическая библиотека” – https://www.pedlih.rti

  5. “Мир Психологии” – https://psychology.net.ru

  6. Презентации на сайте: https://www.danilova.ru

Приложение 1

Перечень средств, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

Не аппаратные средства (игры, специализированные приспособления)

Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительныеконструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)

  • Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)

  • Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А1, А2, А3, А4, А5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)

  • Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)

  • Тетради для творческих работ.

  • Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

Приложение 2

Конспекты занятий в количестве 72 штук в электронном варианте

Источник