Сопровождение ребенка с синдромом дауна в школе

Сопровождение ребенка с синдромом дауна в школе thumbnail

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Фролова А.А.

Ульяновск, Россия

Очень часто в нашей повседневной жизни бывает, что пациенты с редкими заболеваниями, и в частности дети, вынуждены вести закрытый образ жизни. Такие дети, из-за особенностей своих заболеваний, не всегда правильно воспринимаются общественностью. К одним из таких заболеваний относится и синдром Дауна.

Прежде всего, стоит уяснить, что любой врожденный синдром, в том числе и синдром Дауна – это не болезнь, поэтому вылечить его невозможно. Синдром – это совокупность определенных симптомов, вызванных патологиями развития организма. Многие врожденные синдромы являются наследственными, однако синдром Дауна является исключением. Данный синдром вызван утроением 21 хромосомы. В норме у человека 23 пары хромосомы, но иногда случается сбой, и на месте 21 пары оказывается три хромосомы. Вот эта лишняя, 47 хромосома и вызывает данную патологию [3].

Родители детей с синдромом Дауна, как и все нормальные родители, заботящиеся о своих детях, хотят, чтобы их ребенок умел полноценно общаться с людьми. Имел настоящих друзей, которые смогли бы поддержать его в трудных ситуациях и не отвернулись бы от него в силу его врожденных особенностей.

Чтобы ребенку с синдромом Дауна научиться взаимодействовать с обычными людьми он должен посещать обычную государственную школу. Это даст ему возможность учиться действовать так, как это принято в окружающем его социуме.

Многие родители и педагоги убеждены, что таким детям, независимо от типа нарушения, следует посещать те школы, в которые ходят дети, живущие с таким ребенком, например, в одном доме или дворе. Если ребенок ходит в какую-то другую школу, он сразу становится в глазах окружения не таким, как все. В этом случае ему намного труднее наладить хорошие взаимоотношения с ровесниками и найти среди них друзей.

Право детей с синдромом Дауна, как и других ребят с ограниченными возможностями, на максимальную социальную адаптацию, то есть на посещение обычных детского сада и школы, в России закреплены законодательно.

Согласно Конвенции о правах ребенка (одобрена Ген. Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.), ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. №1559-1, «дети-инвалиды с отклонениями в умственном развитии, в том числе дети с синдромом Дауна, дети с множественными психофизическими нарушениями, имеют право на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего или специального (коррекционного) образования».

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона «Об образовании» органы управления образованием обеспечивают «прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня». При этом родители имеют право «выбирать формы обучения, образовательные учреждения» для своих детей, предусмотренное п.1ст. 52 Закона РФ “Об образовании”.

Дети с синдромом Дауна обучаемы. Этот факт признан во всем мире. Поэтому во многих странах дети, рожденные с синдромом Дауна, занимаются в обычных школах, а также имеют право работать. Но таким детям необходима индивидуальная программа развития и методика воспитания [1].

На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными членами общества. Рассмотрим некоторые из них.

Иппотерапия для детей с синдромом Дауна

В развитии детей с синдромом Дауна очень помогает общение с животными, например верховая езда. В ее основу легла методика иппотерапии. Этот метод больше коррекционный, но не менее успешный.

Занятия по иппотерапии обычно проводят специально обученные педагоги. Методика включает все этапы обучения в школе верховой езды.

Дети с синдромом Дауна могут ухаживать и заботиться о лошадях, это развивает в них чувства. Благодаря общению с лошадьми такие дети становятся доверчивыми, терпеливыми, спокойными и раскованными. Иппотерапия развивает двигательные, сенсорные, эмоциональные и психологические способности детей.

Обучение по методике «Маленькие ступеньки»

Методика разработана в австралийском университете Маккуэри. Она активно применяется в Америке и многих странах Европы.

В основе методики лежит обучение навыкам, которые обеспечивают самостоятельность ребенка в любой ситуации. К ним относятся навыки самообслуживания и навыки ухода за домом. Во время обучения задействуются базовые моторные и психические функции: мелкая и общая моторика, и концентрация внимания. Такая методика обучения позволяет формировать какой-либо навык или умение поэтапно [7].

Обучение детей с синдромом Дауна по методике Портаж

Методика рассчитана на развитие не только малышей с синдромом Дауна, но и других детей-инвалидов.

Основной акцент делается на семью. Ее регулярно посещает специалист, который занимается с ребенком и с родителями. Он обучает их наблюдению за малышом, чтобы вовремя поощряли успехи и планировали совместно с ребенком новые цели.

По этой методике семье помогает целая команда, состоящая из руководителей проекта, специалистов, владеющих методикой, и специально подготовленных волонтеров из числа студентов, будущих медиков, психологов и педагогов.

У детей с синдромом Дауна при использовании данной методики развивается двигательная активность, речь, навыки самообслуживания [6].

Обучение математике и развитию речи

«Нумикон» – специально разработанная методика для обучения детей с синдромом Дауна основам математики. В ее основу легли игровые моменты. В набор для занятий входят обычные предметы для обучения, но в ярком раскрашенном виде: цветные панельки, карточки, штырьки и т.д.

Яркие краски, которыми расписаны цифры, привлекают внимание ребенка и улучшают его восприятие: он может сам трогать цифры, складывать и вычитать их. Осязаемая и наглядная математика – самый успешный метод обучения ребенка с синдромом Дауна.

Одним из важных этапов в развитии детей с синдромом Дауна является обучение речи. Существует специальная методика Августовой, по которой раскрываются творческие способности у ребенка. Живая и легкая подача позволяет ребенку овладеть не только навыками речи, но и чтением [2].

Обучение игровым методом

Еще один метод обучения детей с синдромом Дауна называется лекотека – «хранилище игрушек». Методика разработана шведскими учеными. Она включает в себя развитие не только детей, но и взрослых.

Родители должны быть также посвящены в педагогические тонкости данной методики. И если сначала развивающие игры с детьми проводят педагоги, то после эстафету могут подхватить близкие и родители. Поэтому и проводятся для взрослых групповые тренинги. Лекотеку могут посещать дети с синдромом Дауна с раннего возраста до 7 лет [4].

Обучение в дошкольном учреждении и в школе

В странах Европы давно введена практика обучения детей с синдромом Дауна в обычных школах, но программа для них индивидуальная. Существуют также коррекционные образовательные дошкольные учреждения, которые рассчитаны на малышей с ограниченными возможностями, с нарушениями интеллекта.

Читайте также:  Лечение больных с синдромом сухого глаза

Педагоги вместе со специалистами по коррекционному обучению постоянно разрабатывают и обновляют учебную программу в зависимости от уровня развития и индивидуальных возможностей ребенка. Обучение детей с синдромом Дауна школьного возраста обычно проходит в специальных коррекционных школах [5].

Как показали современные исследования, благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Главное родителям помнить, что коррекционные занятия крайне необходимы не только для социальной адаптации ребенка в обществе, но и нужны самому обществу для воспитания, понимания проблем людей, отличных от нас.

Список используемой литературы:

1. https://vitaportal.ru/detskie-bolezni/metodiki-obucheniya-detej-s-sindromom-dauna (дата обращения 09.03.2017.)

2. Баряева, Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева. – СПб.: Амфора, 2003. – 245 с.

3. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева. – СПб.: Амфора, 2009. – 156 с.

4. Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / И.Г. Вечканова. – СПб.: Питер, 2006. – 168 с.

5. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта / Е.А. Екжанова. – М.: Педагогика-пресс, 2003. – 214 с.

6. Кондратьева, С.Ю. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития / С.Ю. Кондратьева. – СПб.: Питер, 2003. – 191 с.

7. Питерси, М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 1 : Введение в программу Маккуэри «Маленькие Ступеньки» . Пер. с англ. / М. Питерси, Р. Трилон. – М. : Ассоциация Даун Синдром, 1998. – 548 с.

Источник

Библиографическое описание:


Чигладзе, К. И. Сопровождающий (тьютор) — необходимая составляющая психолого-педагогического сопровождения ребенка с синдромом Дауна в начальной школе / К. И. Чигладзе. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 729-731. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70486/ (дата обращения: 30.12.2020).



В условиях современного мира образование играет важнейшую роль в жизни любого человека. Сегодня образование — обязательная норма жизни, необходимый элемент и залог достойного и благополучного существования и развития человека. Право на образование является основным, естественным, неотъемлемым правом человека. Каждый ребенок может воспользоваться этим правом, несмотря на наличие умственного или физического недостатка.

Одной из актуальных проблем сферы образования во всем мире является включение в процесс образования детей с особенностями психофизического развития. Особую категорию среди таких детей представляют дети с синдромом Дауна (СД). В настоящее время это самая распространенная генетическая патология. По статистике, частота рождений детей с СД в мире составляет 1 на 1000 [3, с. 66].

Дети с СД имеют ряд особенностей физического, когнитивного и эмоционального развития, которые вызваны наличием одной лишней хромосомы. Во всем мире таких детей называют «солнечными», так как они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они лишены агрессии, не умеют обижаться и злиться. Как все дети, они любят играть, танцевать, читать, изучать что-то новое [4, с. 352]. Но развиваться, учиться и проявлять свои способности и таланты дети с СД могут лишь в атмосфере любви и понимания, как со стороны семьи, так и всего общества.

Общепризнанным является факт, что дети с СД обучаемы. Во многих странах для таких детей организовано инклюзивное образование, когда они занимаются в обычных общеобразовательных школах со своими сверстниками, включены в общий процесс обучения, а также впоследствии могут быть трудоустроены.

Одной из важных целей школьного обучения является достижение ситуации в обучении, когда дети испытывают радость от посещения школы, когда им комфортно в стенах учреждения. Для детей с СД школа с хорошей образовательной программой должна обучить не только базовым академическим дисциплинам (арифметике, чтению и письму), но и подготовить их к столкновению со всеми сторонами жизни, какими бы разными они ни были. Научить их ладить с людьми и знать, куда обратиться, чтобы найти ответ на вопрос, выполнить работу, которая должна быть выполнена, научить усидчивости и концентрации, иными словами научить учиться [2, с. 18].

Инклюзивное образование — новая парадигма образовательных систем, принятых во многих странах мира. Одной из важнейших составляющих этой системы является сопровождающий (ассистент).

В зарубежной литературе чаще встречается определение тьютор (от англ. tutor) — специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы.

Тьюторское сопровождение ученика — это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося [1, с. 3].

Деятельность сопровождающего (тьютора) строится как средство компенсации помех в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика. Тьютор является посредником между различными субъектами образовательного процесса: учеником, учителями, родителями и т. д. Он проектирует события, целью которых является выявление и поддержка образовательных интересов учащегося, организует его включение в различные виды деятельности (учебную, проектную, игровую и т. д.)

Для сопровождающего объектом сопровождения становится сам ребенок с СД и его личность. Главный аспект сопровождения — создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства. Он может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с СД, но и его семью, сформировать вокруг ребенка толерантную к нему социокультурную среду.

Основными функциями сопровождающего (тьютора) являются следующие:

− организация, контроль и помощь в осуществлении школьного режима — организаторская функция;

− организация инициирования индивидуальных образовательных интересов — функция фасилитатора;

− консультирование будущей идентичности, проектирование и реализация индивидуальных образовательных стратегий и программ — функция коуча [1, с. 32].

Следует отметить, что сопровождающий (тьютор) не занимается организацией учебного процесса, его основные задачи следующие:

1) Осуществление помощи ученику с СД концентрировать свое внимание на уроке, следовать принятым в школе правилам, различать по назначению урок и перемены, соблюдать основные принципы классно-урочной системы, поднимать руку при желании ответить, выходить к доске по просьбе учителя.

2) Оказание помощи своему подопечному в выстраивании адекватного общения с одноклассниками, преодолении гиперактивного поведения. Сопровождающий призван помогать удержаться в классе самым сложным ученикам, уделяя им большее количество так необходимого им внимания, а остальные дети в это время имеют возможность слушать учителя, поскольку урок больше не прерывается, учитель не отвлекается на «особого» ученика.

Читайте также:  Чем снять болевой синдром при болях в печени

3) Предоставление учителю информацию о поведенческих особенностях ученика и особенностях усвоения им учебного материала, помощь педагогу и узким специалистам в корректировании учебного плана в соответствии с выявленными особенностями учащегося.

Резюмируя изложенное выше, следует заметить, что сопровождающий — специалист, наделенный целым рядом функциональных обязанностей. Взаимодействие и процесс общения сопровождающего (тьютора) не связаны только лишь с конкретным обучающимся, когда выявляются интересы, организуется процесс обратной связи и т. п. Значительная часть рабочего времени уходит именно на координацию деятельности разных субъектов образования (родителей, педагогов, воспитателей и др.), которые могут стать ресурсом в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы конкретного ребёнка [1, с. 34].

Основная координирующая роль сопровождающего в системе психолого-педагогического сопровождения ребенка с СД на первой ступени общего среднего образования отображена на рисунке 1.

Сопровождение ребенка с синдромом дауна в школе

Рис. 1.Роль сопровождающего (тьютора) в системе психолого-педагогического сопровождения ребенка с синдромом Дауна в начальной общеобразовательной школе

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с СД на первой ступени общего среднего образования является одним из необходимых условий получения качественного образования для детей этой категории, способом их успешной адаптации в школьной среде, методом раскрытия их возможностей обучения. Наличие сопровождающего (тьютора) способно обеспечить качество развития, обучения и воспитания ребенка с СД, и, как следствие, качество жизни самого ребенка и воспитывающей его семьи.

Литература:

  1. Алещенко, С. В. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Методические рекомендации для тьюторов, педагогов, cпециалистов образовательных учреждений / С. В. Алещенко. — Томск: ОГКОУ «Центр ПМСС», 2014. — 42с.
  2. Медведева, Т. П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна / Т. П. Медведева. — М.: Монолит, 2007. — 80 с.
  3. Осотова, О. Н., Мельникова, А. Л. Организация школьного образования детей с синдромом Дауна / О. Н. Осотова, А. Л. Мельникова // Пермский педагогический журнал. — 2018. — № 9. — с. 66–72
  4. Халилова, Т. В. Инклюзивное образование детей с синдромом Дауна / Т. В. Халилова // Полипарадигмальность современного образования: подходы и направления. Материалы научно-практической конференции. под ред. С. А. Ан. — Барнаул: АлтГПУ, 2016. — с. 351–355

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, психолого-педагогическое сопровождение ребенка, индивидуальная образовательная программа, инклюзивное образование, образование, сопровождающий.

Источник

Педагог – психолог:

 Минаева Светлана Сергеевна

Статья.  «Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна в условиях школьного обучения»

Изменения, происходящие в общей структуре модернизации образования, выдвинули ряд проблем, касающихся системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Интегрированное  образование (инклюзивное образование) является ведущей тенденцией на современном этапе реформирования специального образования.  В данной статье мы не ставим  перед собой задачу выявить плюсы и минусы инклюзивного образования. Для нас – специалистов, работающих с детьми, имеющими интеллектуальные, поведенческие  нарушения разной степени выраженности, важно помочь ребенку адаптироваться к условиям школьной среды, к тем требованиям, которые предъявляет современная школа в  независимости от того в каком типе учреждения  обучается ребенок.  Все чаще в школах можно увидеть за партой ребенка с синдромом Дауна. Очень важно четко и правильно определить тактику педагогических действий и эффективно осуществлять коррекционно-развивающую помощь.

           В этой статье мы расскажем вам об особенностях психофизического  развития ребенка с синдромом Дауна, поделимся опытом работы по обучению и воспитанию детей данной категории в условиях школы-интерната VIII вида. Мы надеемся, что данный материал будет полезен для педагогов  и специалистов, работающих с детьми с синдромом Дауна.

В отечественной медицинской, педагогической и психологической науке на протяжении многих лет утверждалось положение о безнадежности этого диагноза для дальнейшего развития личности. Считалось, что человек с синдромом Дауна не обучаем, а попытки лечить данное «генетическое заболевание» были заранее обречены на провал. Программы психолого-педагогической и социально-бытовой реабилитации людей с синдромом Дауна не разрабатывались.  В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Государство гарантирует  детям с синдромом Дауна право на получение образования, социальную поддержку. Социальная поддержка ребенка с синдромом Дауна – это целый комплекс проблем, связанных с его ранним развитием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. Эффективность решения данных проблем напрямую зависит от учета особенностей развития, понимания психологического профиля ребенка, создания индивидуальных образовательных траекторий.

Профиль психомоторного развития ребенка с синдромом Дауна

           На первый взгляд может показаться, что развитие детей с синдромом Дауна ничем не отличается от развития умственно отсталых детей. Однако такие дети имеют ряд специфических особенностей. К сожалению, в литературе, посвященной проблемам воспитания и обучения лиц с синдромом Дауна, наиболее подробно описаны дети дошкольного возраста, но смеем предположить, что основные тенденции развития характерны так же и для школьников.            

           Выделяют следующие закономерности развития ребенка с синдромом Дауна (СД):

–  ребенок с СД проходит те же этапы развития, что и обычный ребенок;

– средние сроки появления навыков запаздывают по сравнению с нормативными;

– у детей с СД возрастной диапазон появления навыков гораздо шире, чем у обычных детей;

– имеются качественные особенности приобретаемых навыков, которые не всегда являются следствием СД, но могут возникать на основе дополнительных проблем (нарушения слуха, зрения, патологии сердечно – сосудистой системы и т.д.);

– развитие детей с СД характеризует неравномерность;

– дети с СД по ряду показателей могут соответствовать возрастной норме.

           Психофизиологический профиль ребенка с синдромом Дауна включает в себя описание особенностей формирования и развития основных психических процессов:

           1. Речевое развитие:

– понимание речи намного опережает развитие активной речи;

– отмечаются особенности речевого развития (малый словарный запас, пробелы в освоении грамматических конструкций, способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила, трудности в понимании заданий);

– сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения;

– отставание речи при отсутствии других форм общения (жесты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.

   2. Моторное развитие.

Все компоненты развития моторики – сила мышц, равновесие, координация, способность ориентироваться в пространстве, скорость реагирования, выносливость – имеют свои особенности. Все это объясняется целым комплексом медицинских факторов:

– порок сердца и частые респираторные заболевания не дают возможности осуществлять интенсивную двигательную активность;

– проблемы со зрением влияют на способность ориентироваться в пространстве, мешают развитию зрительно-двигательной координации;

Читайте также:  Корешковый синдром куда отдает боль

– снижение слуха и частые отиты ухудшают чувство равновесия и затрудняют ориентирование в пространстве;

– структурные мозговые изменения приводят к нарушению реакций равновесия и координации движений;

– гипотония (недостаток мышечной силы) препятствует своевременному развитию координации движений и чувства равновесия;

– гиперподвижность и эластичность связок мешают детям с СД контролировать движения, поскольку их суставы становятся подвижнее, замедляют развитие проприорецепции (осознание своего положения в пространстве) и контроля за движениями тела.

– встречающиеся в ряде случаев анатомические особенности строения ладони и запястья,  а также снижение глубинной телесной чувствительности задерживают формирование и затрудняют стабилизацию двигательных навыков.

           3. Развитие познавательной деятельности:

–  восприятие:  темп восприятия снижен; требуется более длительное время для узнавания объекта; ограничен объем информации, которую может воспринять ребенок в процессе занятия; ощущения формируются на обедненной сенсорной основе.

– внимание: нарушены концентрация внимания, отмечаются значительные трудности переключения и распределения внимания; нарушения слуха и зрения,  неустойчивость позы ребенка, или даже просто плохое самочувствие создают дополнительное отрицательное влияние;

– память: осложнен переход из кратковременной и оперативной памяти в долговременную; зрительная память развита намного лучше, чем слуховая; сочетание двигательной и зрительной памяти дает самый высокий уровень запоминания; аффективная память не имеет значительных отклонений; больше всего страдает извлечение информации; для запоминания требуется большое количество повторений.

– мышление: отмечаются трудности в развитии понятийного мышления (низкий уровень развития поисковых способов ориентировки и исследования окружающей среды, способности планировать действия; затруднено обобщение и перенос усвоенных навыков из одной ситуации в другую; резко уменьшен объем информации, полученной из самостоятельных наблюдений, в основном ребенок знает то, чему его специально учили).

           4. Социально – эмоциональное развитие, поведение:

– эмоции: отмечается сохранность элементарных эмоций (страх, радость, грусть); положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные; неудачи обычно не вызывают огорчения; как правило, эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их;

– личность: в личностном плане детям в большей степени свойственна внушаемость, склонность к подражанию действиям и поступкам других людей; у некоторых из этих детей наблюдаются черты эгоцентризма; в целом, большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны;

– поведение: характеризуется, в основном послушанием, подчиняемостью; дети легко вступают в контакт; могут встречаться разнообразные поведенческие расстройства.

Организация коррекционно-развивающей работы                                         с детьми с синдромом Дауна

           Анализируя и обобщая практический опыт работы с детьми с синдромом Дауна можно выделить факторы, препятствующие и способствующие обучению данной категории детей.

           Факторы, затрудняющие обучение:

– отставание в моторном развитии (тонкой и общей моторике);

– возможные проблемы со слухом и зрением;

– проблемы с развитием речи;

– слабая кратковременная слуховая память;

– короткий период концентрации активного внимания;

– трудности с освоением и запоминанием новых понятий и навыков;

– трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать, установлением последовательностей.

           Факторы, способствующие обучению:

– сильное зрительное восприятие и способности к наглядному обучению (способность выучить и использовать знаки, жесты и наглядные пособия; способность выучить написанный текст и пользоваться им);

– способность учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение;

– способность обучаться по материалам подходящего учебного плана и на практических занятиях.

Практические рекомендации по организации обучения:

           Главный принцип организации обучения – преимущественная ориентировка не на физический возраст, а на уровень развития ребенка; использование мотивации, значимой для данного конкретного ребенка.

           Каким должен быть темп обучения? – ориентировка на индивидуальный темп развития.

        Как организовать восприятие и обобщение информации? – на начальных этапах обучения максимально использовать конкретные предметы и знакомые ситуации; обучать одному навыку в разных знакомых ситуациях.                  Как организовать работу по восприятию и обработке зрительной информации? – снижать темп обучения и обеспечивать больше повторений (используя различные приемы работы на уроках); давать детям возможность самим моделировать ситуации на основе воспринятой информации, использовать метод ассистирования руками, чтобы помочь детям реагировать на зрительные сигналы; предъявление наглядного материала сопровождать понятным и лаконичным комментарием; использовать для предъявления крупные картинки без лишних деталей; разбивать объяснения на простые инструкции.

           Как организовать работу по восприятию слуховой информации? – активно использовать зрительные и тактильные подсказки; объединять слуховую информацию со зрительными и двигательными обучающими средствами; инструкции, воспринимаемые только на слух, повторять медленно, четко и часто; применять метод «словесного обдумывания» (просить ребенка повторить словесную инструкцию в том случае, если он ее не понял).

           Как помочь детям концентрировать внимание? –  по возможности устранять посторонние зрительные и слуховые раздражители; сажать ребенка ближе к педагогу; организовывать занятия так, чтобы воздействовать сразу на несколько органов чувств; стараться обеспечить физическую адаптацию (парта с наклоном, подставка для ног), чтобы компенсировать плохую осанку, низкий тонус и другие факторы, которые мешают ребенку сидеть спокойно и комфортно в течение относительно длительного времени.

           Взаимная зависимость процесса обучения и мотивации – организовывать выполнение заданий так, чтобы ребенок добивался положительного результата; включать в содержание деятельности задания, которые дети могут выполнить самостоятельно; адаптировать задачи и пособия в соответствии с уровнем развития детей; использовать вещественные подтверждения хорошей работы, одобрение и поощрение как награду за каждый шаг выполнения задачи.

          Принципы подбора дидактического материала: – материал для работы должен быть наглядным; хорошие результаты даёт использование на уроках предметов максимально приближенных к жизни; предлагаемый материал должен соотноситься со знакомыми бытовыми ситуациями, иметь ярко выраженные сенсорные характеристики и задействовать разные сенсорные каналы восприятия.

           Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в осуществлении коррекционно-развивающей работы, ведь благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере оказывать положительное влияние на ход психофизического развития ребенка с синдромом Дауна.

Удачи Вам и творческих успехов!

Литература

1. Сабельникова С.И. «Развитие инклюзивного образования».

2. Алехина А.В. «Особенности психологического развития детей с синдромом

    Дауна» – 1989.

3. Журнал «Синдром Дауна. XXI век» – №1 2008.

4. Конотопская Т. «Особенные дети – синдром Дауна.

5. Жиянова П.Л., Гимадеева М.Ф. «Социальная адаптация детей раннего

    возраста с синдромом Дауна» – 2008.

Источник