Справочник медицинских симптомов и синдромов

Справочник медицинских симптомов и синдромов thumbnail

Большая компьютерная энциклопедия является удобным и грамотным справочником по использованию современных компьютерных программ и языков. В книгу включено более 2600 английских и русских терминов и понятий. Справочник операционных систем и программирования познакомит вас с пятью самыми популярными компьютерными языками и тринадцатью операционными системами. Справочник по “горячим клавишам” содержит все самые последние обновленные данные для семи популярных программ, а справочник компьютерного сленга состоит почти из 700 терминов, которые помогут вам ориентироваться в компьютерном мире. Эта книга станет для вас незаменимым помощником и поможет получить новые знания.

Содержание:

  • Введение 1

  • А 2

  • Б 42

  • В 64

  • Г 77

  • Д 123

  • Ж 148

  • З 152

  • И 165

  • К 182

  • Л 203

  • М 221

  • Н 241

  • О 266

  • П 273

  • Р 355

  • С 379

  • Т 433

  • У 474

  • Ф 487

  • Ц 502

  • Ч 507

  • Ш 510

  • Щ 517

  • Э 517

  • Ю 535

  • Я 538

Аурика Луковкина
Большая медицинская энциклопедия диагностики. 4000 симптомов и синдромов

Введение

На сегодняшний день интерес людей к медицине неуклонно растет. Каждый человек в той или иной степени занимается своим здоровьем, но не все это могут сделать правильно. Очень часто грамотно составленной литературы не достает. Данная энциклопедия представляет собой надежный источник информации о большинстве заболеваний, известных современной науке, и позволяет значительно расширить свой кругозор в области медицины. Для облегчения поиска нужных сведений список терминов располагается в алфавитном порядке. Энциклопедия рассчитана таким образом, что любой термин будет востребован читателем. Здесь дается возможность быстро найти необходимую информацию, своевременно выделить ее из числа многих других и эффективно использовать в любой жизненной ситуации.

Медицина представляет собой область научной и практической деятельности человека по изучению нормальных и патологических процессов, протекающих в организме, изучению состояния здоровья, сохранению и укреплению защитных систем организма. Слово “медицина” в переводе с латинского означает “прописывать лечебное средство”. Медицина уходит своими корнями во времена начальных этапов человеческого развития. Известнейший ученый-физиолог И. П. Павлов считал, что “медицинская наука – ровесница первого человека”. Большое развитие врачебное искусство получило во времена деятельности великого врача Древней Греции Гиппократа, который справедливо считается отцом медицины в современном ее понимании. Именно тогда наблюдение за больным стало способом изучения болезни, начали выявляться и описываться общие внешние признаки большинства заболеваний, связь между строением и функциями человеческого организма. В дальнейшем своем развитии медицина претерпевала множество изменений в особенностях понимания болезней и принципах лечения, пока не приняла свой современный вид. Но и сейчас медицина продолжает развиваться, все большее количество неизлечимых ранее заболеваний становится возможно вылечить сейчас или будет возможно в будущем.

Всем известен тот факт, что человек стремится жить в гармонии с самим собой. Следовательно, изучение и познание собственного организма является одним из приоритетных желаний практически каждого человека. Изучая свой организм, каждый человек будет рассматривать в первую очередь физиологические его системы (дыхательную, пищеварительную, нервную, выделительную, сенсорную, эндокринную и пр.). Все системы организма представляют собой комплекс органов, состоящих из тканей. Таким образом, становится понятно, что любой организм представляет собой общую объединяющую систему, которая согласовывает функционирование всех систем и органов. Различные отклонения от нормального функционирования в какой-либо системе называются болезнью (болезнь – это процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного раздражителя внешней или внутренней среды). Каждая болезнь характеризуется типичными для нее клиническими симптомами. Симптом (от греческого symptom – “признак”) – это обнаруженные при клинической диагностике пациента признаки какой-либо болезни. Симптомы бывают субъективные (ощущаемые больным) и объективные (выявленные при врачебном обследовании), ранние и поздние, специфические и неспецифические. Совокупность симптомов с единым патогенезом называется “синдром” (от греческого syndrom – “скопление”). На сегодняшний день науке известно более 1500 различных синдромов. Сама болезнь протекает обычно в несколько стадий (бессимптомный доклинический период, продромальный период, клинический период, период ремиссии и т. д.), может быть вызвана физическими, химическими, микробными вредоносными воздействиями и обычными физиологическими раздражителями. Именно для сохранения здоровья и нормального функционирования всех систем человек и начинает изучать свой организм. Организм сообщается с окружающей средой с помощью органов чувств: зрение, слух, запах, вкус, осязание, кожное восприятие). Энциклопедия содержит сведения о том, как поддерживать в этих системах надлежащую работоспособность, проводить профилактику, быстро выявлять самые распространенные отклонения от нормы: астигматизм, близорукость, дальнозоркость, ослабление слуха, вкусовых и обонятельных нарушений и многих других. Лечение (от греческого therapeie) представляет собой комплекс мероприятий по устранению патологии и восстановлению здоровья. Основными методами лечения являются: консервативное лечение, хирургическое вмешательство или сочетание этих методов. Консервативное лечение представляет собой совокупность методов, противопоставляемых хирургическим операциям. Профилактика (от греческого prophylaktikos) – это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение заболевания и сохранение здоровья путем устранения причин и источников болезни.

Читайте также:  Синдром короткой ноги у детей лечение

Здоровый образ жизни имеет все большее значение для современного человека. Стремление к красоте и совершенству, всегда игравшее важную роль в жизни людей, сейчас только укрепляет свои позиции. Эта тенденция объясняется тем, что в наше время каждый человек имеет возможность узнать и понять, каким образом сохранять свое тело здоровым и сильным в любом возрасте. Правильное питание, спортивные упражнения и профилактика различных заболеваний обеспечат здоровье и долголетие. Современная медицинская наука неразрывно связана с достижениями медицины прошлого, но имеет коренные отличия, так как ставит диагноз с учетом не только жалоб самого пациента, но и с учетом психологических, физиологических и социальных факторов, оказывающих влияние на жизнедеятельность каждого человека.

Источник

1. Симптомы и синдромы в терапии и хирургии

© В.В. Леонкин, С.Э. Османов, 2013

Справочник симптомов и синдромов позволит специалисту получить информацию о толковании терминов, с которыми он встречается при чтении специальной литературы или в практической работе. Симптомы и синдромы систематизированы в алфавитном порядке, дана их краткая характеристика.

2. Уроки дифференциального диагноза

© Эрик Р. Бек, 2008

Цель учебного пособия — на конкретных примерах обучить студента дифференциальной диагностике, которая представляет собой важнейший раздел дисциплины «Внутренние болезни». Симптомы и признаки заболеваний — это то, с чем сталкивается любой врач, начиная с первых дней обучения в качестве студента, на протяжении всей своей профессиональной жизни.

Каждая из 33 глав посвящена описанию конкретного симптома или признака — это фундаментальный подход к дифференциальной диагностике, которая базируется на данных клинического обследования и дополнительных тестах. По мере необходимости обсуждаются общие принципы терапии и физиологии.

В конце каждой главы приводится конкретная клиническая ситуация, позволяющая проверять полученные студентами знания. Затем следует подробный разбор, как правильно подходить к решению этой ситуации.

3. Дифференциальная диагностика основных клинических синдромов на догоспитальном этапе

© В.А. Доровских, 2007

4. История болезни и основные клинические синдромы в клинике внутренних болезней

© И.В. Демко, Л.Н. Тисленко, 2004

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы
студентов

5. Основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней

© Ф.Ф. Тетенев, 2010

Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с федеральной типовой программой преподавания пропедевтики внутренних болезней. Изложены основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней: семиотика и диагностика.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», клинических ординаторов и врачей-интернов.

6. Основные синдромы в гастроэнтерологии

© К.М. Иванов, 2008

Практическое руководство для медсестер.

7. Госпитальная хирургия

© А.Г. Абдуллаев, 2013

8. Основные синдромы заболеваний внутренних органов

©

9. Перечень основных синдромов

©

Методическое пособие для преподавателей и студентов

10. Семиотика и синдромология в гастроэнтерологии

© А.Я. Чепурных, Е.В. Пояркова, Н.В. Коновалова, Р.А. Шамсутдинова, 2011

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим занятиям по разделу гастроэнтерология, содержит перечень контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

11. Семиотика и синдромология в гематологии

© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, Р.А. Шамсутдинова, 2012

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим занятиям
по разделу гематология и артрология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с
Государственным образовательным стандартом. Учебное пособие предназначено для
студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

12. Семиотика и синдромология в кардиологии

© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, 2011

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу кардиология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».

Читайте также:  Синдром ускоренного соэ код по мкб

13. Семиотика и синдромология в нефрологии

© Н.К. Вознесенский, А.Я.Чепурных, 2010

Учебное пособие рекомендовано для самостоятельной подготовки к
практическим занятиям по разделу нефрология, содержит перечень
контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к
каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным
стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских
вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».

14. Семиотика и синдромология в пульмонологии

© Н.К. Вознесенский, Е.А. Мухачева, Е.А.Савиных, 2010

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу пульмонология, содержит перечень контрольных
вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».

15. Синдромы пропедевтики

©

16. Синдромная диагностика в клинике внутренних болезней

© А.Ю Ионов, О.А. Шевченко, 2014

Методическое пособие предназначено для студентов, интернов, клинических ординаторов, врачей терапевтов. Призвано систематизировать знания и оптимизировать диагностику заболеваний.

17. Внутренние болезни: гастроэтерология

© Л.В. Николаева, В.Т. Хендогина, И.В. Путинцева, 2010

Учебное пособие для аудиторной работы составлено в соответствии с
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального
образования по специальности 060101 – Лечебное дело типовой программы
учебного плана по гастроэтерологии. Учебное пособие освещает значение,
цели и план изучаемых тем, содержит вопросы по исходному и итоговому
контролю знаний (тесты, ситуационные задачи).

Источник

Тамара Руцкая

ПОЛНЫЙ СПРАВОЧНИК СИМПТОМОВ. САМОДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ

Будьте всегда здоровы!

Болезнь всегда приходит внезапно. И всем известно, что при наличии явных признаков неблагополучия в организме очень важно не медлить и своевременно обратиться за медицинской помощью. Как правило, это относится к ярко выраженным симптомам заболевания — таким, как боль в груди, животе, необъяснимые кровотечения и др. Но следует знать, что есть и другие, менее очевидные симптомы, которые могут вызвать у вас сомнения в необходимости обратиться к врачу. Их ни в коем случае нельзя игнорировать! Вот список предупреждающих симптомов, заслуживающих вашего внимания:

1) необоснованная потеря веса;

2) сохраняющаяся высокая температура;

3) одышка;

4) необъяснимые изменения в функционировании кишечника;

5) изменения в психике;

6) головная боль;

7) краткосрочная потеря зрения, способности говорить или контролировать движения тела;

8) внезапные вспышки света в глазах;

9) ощущение сытости после того, как вы съели очень мало;

10) горячие, красные или опухшие суставы.

Все эти симптомы могут сигнализировать о скрытых инфекциях и серьезных заболеваниях. Научитесь распознавать их. Наша книга поможет вам в этом.

Будьте всегда здоровы!

О чем говорят симптомы: диагностика патологических состояний организма

Что такое симптомы и синдромы

Болезни бывают тяжелые и легкие. Это всем известно, и всем, вроде бы, понятно. Однако, ясность здесь обманчивая. Если, например, у человека рак, вы наверняка скажете, что он болен очень тяжело, хотя сам больной в данный момент может чувствовать себя прекрасно и даже не подозревать, что нездоров. С другой стороны, выздоровев от гриппа, человек может сказать, что болел очень тяжело, имея в виду вовсе не опасность болезни (тем более, что она уже прошла), а свое самочувствие.

Такая неоднозначность связана с тем, что в этих двух случаях речь идет о совершенно разных вещах. В первом случае говорят о болезни. Во втором — о состоянии, возникшем во время болезни. Когда, например, человек кашляет, трудно сказать, чем он болен. Кашель — это только отдельный признак болезни, или симптом. Любой симптом может возникнуть при многих болезнях.

Симптомы никогда не появляются в одиночестве, без сопровождения других признаков болезни. Каждый из них имеет «родственников», то есть одновременно с ним появляются и другие, вполне определенные симптомы. Так, например, у человека, страдающего кашлем, обычно спрашивают, нет ли у него насморка или головной боли, или температуры. Насморк, кашель, головная боль и невысокая температура — «родственники». Они обычно появляются вместе.

В тоже время у такого больного вряд л и спросят, не тошнит ли его. Тошнота, конечно, может вдруг возникнуть и у него, но это будет простой случайностью: она «не в родстве» с кашлем и насморком. Группу родственных симптомов, которые обычно появляются одновременно, называют синдромом. Именно синдром определяет состояние больного в каждое конкретное время.

Читайте также:  Межпозвоночными грыжами с корешковыми синдромами

Как и симптомы, один и тот же синдром может возникать при разных заболеваниях. Кашель, насморк и головная боль могут некоторое время определять состояние больного при простуде, гриппе, воспалении легких, туберкулезе и легочной чуме. Поэтому не только по симптому, но и по синдрому нельзя судить о болезни. Болезнь — это цепочка синдромов, их закономерная последовательность. Именно эта последовательность состояний (синдромов) создает картину страдания во времени, картину процесса, имеющего начало, течение и окончание. Этот процесс и есть болезнь.

Разобравшись в теоретических сложностях, нетрудно понять, какая огромная разница между утверждениями «у него очень тяжелая болезнь» и «у него очень тяжелое состояние». Состояние (синдром) определяет, насколько тяжело имеющееся в данное время расстройство, и ничего не говорит (или, по крайней мере, говорит недостаточно) о тяжести болезни.

Таким образом, симптомы — это характерные проявления или признаки различных болезненных состояний. Число известных и описанных симптомов очень велико, но, вероятно, не меньшее их количество еще не описано, т. к. из сотен и тысяч больных, страдающих одинаковой и весьма характерной болезнью, каждый болеет по-своему.

При тщательном обследовании и расспросе больных в очень многих случаях обнаруживаются симптомы, нигде не описанные и не встречавшиеся даже очень опытному и внимательному специалисту. Поэтому при обследовании пациента в каждом отдельном случае каждый симптом должен быть выявлен, квалифицирован и сопоставлен с другими симптомами, благодаря чему может быть истолковано его происхождение и значение для диагноза, прогноза и выбора способов лечения.

Симптомы по способу выявления делятся на две основные, более или менее равноценные группы: субъективные и объективные. Многие склонны придавать основное значение объективным симптомам, между тем, на практике, так называемые субъективные симптомы, особенно при заболевании брюшных органов, а также, в более ранних стадиях или не резко выраженных формах, многих других заболеваний, имеют не меньшее или даже большее значение. Субъективными обычно считаются все симптомы, о которых больной сообщает врачу по собственному побуждению или характеризуя свое состояние. Сюда входят две подгруппы, которые надо строго различать:

1) симптомы, подлинно субъективные, определяемые самоощущением больного;

2) симптомы, условно субъективные, определяемые самонаблюдением больного, но также иногда и объективным наблюдением.

Объективные симптомы могут быть разделены на четыре подгруппы:

1) показательные симптомы, определяемые непосредственным восприятием при общем обследовании больного: по виду, на ощупь, по звуковым проявлениям, по запаху от больного и по совокупности разных проявлений;

2) характерные особенности выделений больного, обнаруживаемые непосредственным наблюдением;

3) объективные изменения, выявляемые особыми техническими приемами системного клинического исследования больного при помощи методического осмотра, ощупывания, выстукивания, сотрясения, выслушивания, различных измерений;

4) симптомы, выявляемые более сложными способами исследования, такими как графический метод, эндоскопия, рентген, зондирование и катетеризация, пробные проколы, лабораторное исследование.

В качестве выражения различных болезненных состояний симптомы могут быть подразделены на три категории, представляя собой:

1) временное или стойкое изменение (усиление, ослабление, исчезновение или извращение) нормальных жизненных проявлений;

2) изменение различных естественных или искусственно вызываемых рефлекторных актов;

3) непосредственное выражение определенных структурных изменений; сюда относят различные симптомы, связанные с такими процессами, как нарушение целости, увеличение, уменьшение, изменение формы и положения органов и т. п.

Симптомы, относящиеся ко всем указанным категориям, могут представлять явления более простого или более сложного порядка.

Многие симптомы (как, например, кашель) наблюдаются при различных болезнях, однако в разных случаях кашель имеет неодинаковый характер, представляя целый ряд звуковых особенностей. В определении именно этих особенностей каждого симптома и условий возникновения этих особенностей и заключаются квалификация и толкование симптомов, дающие возможность дифференцировать данный симптом в каждом отдельном случае и при определенных заболеваниях и тем самым определять характер заболевания.

Сила проявления симптомов также должна быть предметом особого внимания при постановке диагноза.

Локализация симптомов имеет такое же значение, как и квалификация их. Особенно это относится к болям. Поэтому необходимо различать не только характер болей, но и место их возникновения, наибольшей интенсивности их проявления, а также направление и место распространения. Большое значение имеет локализация в отношении многих других симптомов.

Источник