Стокгольмский синдром красавица и чудовище
![Стокгольмский синдром красавица и чудовище Стокгольмский синдром красавица и чудовище thumbnail](https://thr.ru/public/article/2017/03/09/xfilmz.ru_b_233106.jpg.pagespeed.ic.UNTyk147ST.jpg)
«Красавица и чудовище», будучи всеми любимой классикой Дисней, тем не менее, всегда вызывала вопросы. Один из них — а не страдает ли Белль, влюбившаяся в своего тюремщика, стокгольмским синдромом? Давайте разберемся!
Что такое стокгольмский синдром
Долго на этом мы останавливаться не будем — хотя бы поверхностно с термином мало кто незнаком.
Стокгольмский синдром — это явление, когда у жертвы возникает симпатия к агрессору. Как правило, в качестве защитного механизма.
У синдрома есть ряд симптомов, которым, по всей логике, случай Белль должен соответствовать, чтобы причислить ее к жертвам стокгольмского синдрома. Так ли это?
1. Сдержанное поведение, подпитываемое нежеланием спровоцировать агрессора
Первый же симптом — и первые же расхождения. Видите ли, Белль никогда не сдерживает себя; она не боится нарушать те немногие запреты, что выставил ей Зверь, и не тушуется, когда нужно постоять за себя.
Белль не хочет провоцировать его, конечно. Но это выливается не в ограничение своих действий, а в активную работу над тем, чтобы эти действия не вызывали у Чудовища вспышек гнева. В работу над его характером.
2. Выработанное негативное отношение к семье, близким и другим авторитетам
И опять, сразу нет. Мало того, что Белль осталась в замке из-за отца, она еще и отправляется на помощь, когда оказывается ему нужна.
В настоящих случаях стокгольмского синдрома симпатии жертвы полностью принадлежат агрессору: она во всем признает его правоту, а несогласные — часто ими и становятся близкие либо полиция, — подвергаются критическому отношению. И хотя
3. Неравный баланс силы и власти между жертвой и агрессором
Ну, здесь все верно, вроде бы. Однако в мультфильме есть целый ряд сцен, где Белль выступает сильнее (естественно, в моральном плане) Зверя. Например, когда она обрабатывает его раны.
Зверь, по большому счету, просто ведет себя как несносный ребенок.
4. Жертва находится в заложниках под угрозой смерти или физического вреда
Ну, как сказать… Вообще-то, Белль остается в замке из-за соглашения, которое они со Зверем заключили. Да, существовала угроза здоровья ее отцу в связи с нахождением в темнице, но после… ее там держит буквально честное слово.
Да и держит оно откровенно слабовато: Белль сбегает чуть ли не сразу после начала ее «заключения». Кстати, об этом.
5. Невозможность жертвы предпринять шаги, приблизившие бы ее освобождение
Ворота открыты, Белль, по большому счету, может уйти в любой момент — что и делает, причем не единожды. Она остается со Зверем потому, что в этом ее желание.
Да, ведет она себя, возможно, немного слишком открыто для ситуации, в которой она оказалась. Но она никогда не оправдывает его плохих поступков, и старается вознаграждать хорошие. И что же мы получаем в итоге?
Вывод
Гипотеза подтвердилась: счет по симптомам 0,5/5, что явно недостаточно для диагноза. На самом деле, в Дисней были и более убедительные примеры стокгольмского синдрома — просто не в «Красавице и Чудовище».
Это, например, в «Рапунцель. Запутанная история» и «Горбун из Нотр-Дама». В обоих случаях главных героев держат взаперти и манипулируют ими, запугиванием заставляя выработать привязанность к своему тюремщику. Тоже не совсем то, но уже куда ближе.
Кстати, мы уже разбирали другую сказку — рассказали, почему «Золушкой» быть все-таки ничуть не стыдно. Ознакомьтесь!
Ну как, мы вас убедили? Поделитесь мнением в комментариях!
Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской! Вам не сложно, нам приятно!
До новых книг!
Ваш Book24
Источник
Кадр из фильма «Красавица и Чудовище»
16.03.2017Ольга Маршева
THR попытался разобраться, удастся ли вчерашней Гермионе привнести в знакомый всем образ что-то свое, а у режиссера Билла Кондона создать дивный новый мир, сохранив дух и стиль старого.
Кто из девушек не мечтал, пересматривая в очередной раз диснеевскую «Красавицу и Чудовище», о собственном монстре, который, не устояв перед великой силой любви, превратится в прекрасного принца? Наверняка не исключение даже юная Эмма Уотсон, примерившая на себя роль нежной и храброй Белль из уже ставшего классикой мультфильма в его игровой версии. Удастся ли вчерашней Гермионе привнести в знакомый всем образ что-то свое, а у режиссера Билла Кондона создать дивный новый мир, сохранив дух и стиль старого, — попытался разобраться THR.
Грядущая премьера — игровая версия одного из мультфильмов «большой тройки», положившей начало так называемому ренессансу Disney в конце 80-х — начале 90-х. Если тогда вы были ребенком, то наверняка помните: сначала была «Русалочка», потом «Красавица и Чудовище» и, наконец, «Аладдин». Каждый из них оказался шедевром: и нарисовано так, что глаз не оторвать, а музыка надолго остается в памяти (все три анимационные ленты получили по два «Оскара» — за лучшую песню и лучший саундтрек. — THR). Кто в наше время может похвастаться подобным, за исключением разве что авторов «Холодного сердца»?
Идея прекрасная — все-таки это первый в истории мультфильм, номинировавшийся на «Оскар» в категории «Лучший фильм», — но не такая уж простая. Потому что времена изменились. Сейчас главные героини — самодостаточные девушки, которые в лучшем случае могут огреть принца сковородкой (да, это мы про Рапунцель), а в худшем — вообще без них обходятся (та же Эльза из «Холодного сердца», например). А на рубеже 80–90-х каждая порядочная героиня искала себе мужа и была бесконечно далека от феминистических идей.
Кем была бы Ариэль без принца Эрика, а Жасмин без Аладдина? И красавица Белль тут тоже весьма кстати: персонаж классической средневековой сказки, она получила богатого мужа и полцарства в придачу только благодаря своему правильному характеру и женской хитрости.
Как и у большинства лучших диснеевских мультфильмов, у «Красавицы и Чудовища» бурная судьба: во-первых, лента легла в основу успешного бродвейского мюзикла, многократно номинировавшегося на театральную премию «Тони», во-вторых, было снято целых два продолжения. И все же свой второй день рождения картина будет праздновать в марте, когда выйдет ее игровая версия.
К премьере Disney подходит в приподнятом настроении и абсолютной уверенности в успехе. Этому поспособствовал прошлогодний аналогичный эксперимент с перепевкой «Книги джунглей», режиссером которой очень правильно был выбран Джон Фавро (фильм собрал по миру $966,5 млн. — THR). Для грядущей адаптации тоже подобрана идеальная кандидатура: Билл Кондон написал сценарий «Чикаго» и сам поставил «Девушек мечты» — превосходный, хотя и не вызвавший в России ажиотажа мюзикл, где пели Джейми Фокс, Бейонсе и даже, трудно поверить, Эдди Мерфи.
Итак, новая Красавица — это Эмма Уотсон, подросшая Гермиона из «Гарри Поттера», завсегдатай модных показов и лицо с журнальных обложек. Эмма обошла своих конкуренток — Эмму Робертс, Лили Коллинз и Аманду Сайфред — говорят, ее вокальные данные впечатлили абсолютно всех.
Современная Белль в духе времени будет немножко феминисткой: у нее растрепанные волосы и ботинки вместо туфелек. (Прихорашиваться перед зеркалом? Еще чего!) Но самое главное — теперь уже героиня, а не ее отец, как в мультфильме, будет изобретательницей. Книги и чертежи — вот все, что ее волнует. Ну, а роман с Чудовищем окажется скорее стечением обстоятельств, чем велением сердца: что еще делать запертой в четырех стенах девушке. Да и «стокгольмский синдром» еще и не таких ломал…
Партнер Уотсон — дикое, но симпатичное Чудовище — мало кому известен. 34-летний Дэн Стивенс, звезда сериала «Аббатство Даунтон», пришел на замену фигурам куда более звездным. Кастинг на роль заколдованного принца продолжался очень долго. Джош Бролин и Хью Джекман отпали в силу возраста — они показались продюсерам слишком старыми (хотя, на наш взгляд, это было бы интересное решение — поставить в пару к юной девушке 45-летнего циника-мизантропа).
Ходили слухи, что героя могут сыграть Дэниэл Рэдклифф, Роберт Паттинсон, а самый яркий претендент — Райан Гослинг. После того как Гослинг выбрал съемки в другом мюзикле, «Ла-Ла Ленде» (от которого, кстати, отказалась в свое время Эмма), авторы сделали ставку на темную лошадку. Самая заметная работа Стивенса в кино — эпизодическая роль сэра Ланселота в ленте «Ночь в музее: Секрет гробницы». Впрочем, большую часть времени персонаж все равно ходит в гриме — кому он будет интересен, когда исчезнут грива и рога?
Как и в оригинальном мультфильме, самыми интересными героями «Красавицы и Чудовища» останется оживший ассортимент отдела «Все для дома»: канделябр Люмьер с сильным французским акцентом (голос Юэна МакГрегора), смешная толстушка-чайник миссис Поттс (Эмма Томпсон), дворецкий с часовыми стрелками-усиками и голосом Иэна МакКеллена и совершенно новый персонаж — Рояль…
Оказаться в их компании на целых полтора часа — настоящая роскошь. Так что будем добрыми гостями, и желательно — с субтитрами.
«Красавица и Чудовище» (Beauty and the Beast)
WDSSPR / США / Режиссер:БиллКондон/ В ролях: ЭммаУотсон, ЮэнМакГрегор, ДэнСтивенс, ЛюкЭванс, ЭммаТомпсон, ГугуЭмбата–Ро, ДжошГад, ИэнМакКеллен, СтэнлиТуччи, КевинКлайн / Премьера 16 марта
Источник
Как неприятно, когда всем известные сказки начинают рассматривать под углом сегодняшних политических воззрений. Когда смотрела «Аленький цветочек» по сказке Аксакова (а тот, в свою очередь, заимствовал сюжет из французской сказки Лепренс де Бомон. Более того, истоки французской сказки «Красавица и Зверь» напитались «Амуром и Психеей» древнеримского писателя Апулея), то ни на секунду ни приходила в голову тема насильственного плена и удержания в плену или отношений палача и жертвы. Скорее тема жертвенной любви дочери, причинно следственной связи поступка – попросила отца достать чудесный цветок, который разбудил тайные силы, вот и плати по счёту.
В сказке «Красавица и Чудовище» 1991 года также не нахожу тем феминизма и стокгольмского синдрома. Если девушка самостоятельная, умеет мыслить, обожает книги и изобретательностью пошла в своего отца, то это и есть феминизм? Что, теперь все положительные качества личности объявляются уделом феминисток? И когда очаровательная Гермиона, Эмма Уотсон, известная феминистской активностью глобального масштаба, рассуждает о характере своей героини именно в духе своего движения, то становится страшно за всех детей, которые придут смотреть картину, получив разъяснение от любимой актрисы. То есть, получив прививку от самой сказки. Вполне возможно, она и постаралась выразить свои взгляды, воплощая образ Белль в виде ушлой девчонки, сумевшей так обвести глупое чудовище, что простофиля умудрился влюбиться в неё по самые уши. И тут уж судите сами, кто тюремщик, а кто заключённый.
Эмма, умненькая 26-летняя девушка, делится впечатлениями о своей Белль, сравнивая её с Белль из мультфильма 1991 года. И девушки радикально отличаются:
«В оригинале вы мало чего узнаёте о Белль до того, как она встречается с Чудовищем, поэтому мне хотелось рассказать её предысторию».
Интересное наблюдение. Но мне оно кажется необоснованным. Лично у меня сразу сложился образ Белль, доброй, весёлой, доброжелательной, умной и любящей. Достаточно несколько штрихов, чтобы заметить, как глубоко она прочитала характер Гастона, первого красавца на селе. Как она быстро проникла за все психологические преграды, которые выстраивал между нею и собой заколдованный принц, стоило ей только осознать, что он добрый в душе и ужасно терзается своими прежними ошибками. Что ещё такого надо нам знать о прошлом Белль? Оказывается, она ещё большая изобретательница и рационализатор, чем её чудаковатый отец. Из-за этих своих изобретений в масштабе Леонардо да Винчи, на неё косо поглядывали в селе. А всё потому, что ей надоело стирать вручную. Это и вправду нелегко. Зато «стиральная машина», где движущая сила осёл, высвободила ей время, и она смогла обучить чтению маленькую девочку. И эта девочка уж точно не будет стирать бельё вручную. Но односельчане не поняли преимущества знаний и уничтожили машину.
Эмма Уотсон говорит:
«Они не хотели, чтобы женщины умели читать, и это пошло ещё дальше. Уничтожение стиральной машины символизм – они ведь хотели этим сломить её дух, заставить её быть такой, как они».
Когда речь заходит о так называемом стокгольмском синдроме, Эмма парирует:
«Я действительно с этим боролась с самого начала. Так называемым вопросом стокгольмского синдрома во всей этой истории. То, как заключённый приобретает особую характеристику и влюбляется в своего надзирателя. Но Белль постоянно активно спорит и не соглашается с Чудовищем. В ней нет никаких черт людей этого синдрома, потому что она сохраняет свою независимость, свою свободу мысли».
Здесь полностью согласна с Эммой. Но с оговоркой. А к чему вообще эта тема всплыла? Какой синдром? Но актриса терпеливо даёт свои разъяснения и, видимо, не впервой, а, возможно, сама подвинула разговор в это русло:
«Она фактически действует, как он. Он тарабанит в дверь, она в ответ. Или открытый вызов: «Думаешь, я иду обедать с тобой, потому что я твоя пленница, вовсе нет». И это самая прекрасная вещь в этой любовной истории. Сначала они выстраивают дружеские отношения, и в этом пространстве, в середине, где у них столько общего, возникает любовь с первого взгляда. У них нет иллюзий относительно друг друга, они видели самое плохое друг в друге, но они также пробудили и самое лучшее друг в друге. И вот где начинается развитие от раздражения к любви».
Вроде Эмма говорит всё правильно. Но к чему этот нелепый анализ? Разве зрители настолько тупы, что им надо рассказывать всё о двухмерных персонажах? Или картина продемонстрирует такую бездонность героев, что без разъяснений никак? Или такого наворочено, что нам будет не унести? К примеру, у Принца появилось имя «Адам». К чему бы это? Связано это как-то с Библией?
Заранее боюсь многослойности и символизма картины. А что если не справлюсь с феминизмом и стокгольмским синдромом? Но посмотреть картину хочу – отзывы самые положительные.
В картине кроме Эммы Уотсон принимают участие: Люк Эванс – Гастон, Дэн Стивенс – Принц и Чудовище, Эмма Томпсон – миссис Поттс, Иэн Маккеллен – Когсворт, Юэн Макгрегор – Люмьер.
Можно рассчитывать на хорошую музыку, поскольку композитор Алан Менкен, чьи мелодии запомнились по многим мультам – «Аладдин», «Покахонтос», «Русалочка». И, внимание, он же написал божественную музыку к сказке «Красавица и чудовище» 1991 года.
Премьера фильма «Красавица и чудовище» в России – 16 марта
P.S. Прочитала пост и поняла, что не хватает чего-то очень существенного из сегодняшнего дня, без чего просто невозможно дальше жить – Трамп! Эма ничего не сказала о Трампе! Я в полной растерянности.
Источник
Мы то и дело видим заголовки о похищении девочек. Такие случаи как похищение Джейси Дугард, Элизабет Смарт и Наташи Кампуш – лишь несколько примеров за последние годы. Неприятная правда состоит в том, что после того как эти девочки были найдены, некоторые из них не спешили обвинять своих похитителей – очень часто они чувствовали эмоциональную связь с этими мужчинами. Вольфганг Приклопил похитил Наташу Кампуш, чтобы заставить ее полюбить себя. Он продержал ее взаперти в подвале восемь лет, где регулярно избивал ее – до 200 раз в неделю. Когда она узнала, что ее похититель покончил жизнь самоубийством, чтобы избежать ареста, она расплакалась и сказала: «Я чувствовала скорее жалость к нему – бедолага, в каком-то смысле я оплакивала его».
К сожалению, в этом нет ничего необычного – психологи называют феномен, когда жертвы систематического насилия формируют эмоциональную связь с насильниками, «Стокгольмским синдромом». Из-за этого жертвам может быть сложно обвинять преступников в том, что они с ними сделали. Кроме того, подобная реакция имеет очевидный гендерный аспект.
Когда жертвы начинают испытывать привязанность к насильнику или похитителю, это является защитным механизмом, который позволяет им почувствовать физическую или психологическую безопасность. Доброжелательность к похитителю может уменьшить риск еще большего ущерба. Постепенно формируется определенная закономерность. Жертвы демонстрируют хорошее отношение к преступникам, те проявляют ту или иную доброту в ответ, ради собственной безопасности жертва продолжает стараться угодить насильнику. С течением времени у женщин, подвергающихся постоянному насилию, могут развиться положительные чувства к преступнику, она может поверить, что он действительно любит ее, или даже что она сама любит его.
Нужно учитывать и то, что в ходе социализации женщин учат быть сочувствующими и воспринимать злоупотребления со стороны мужчин как норму. Преследования и контролирующее поведение называют «романтичными». Яркий пример такой романтизации – популярные фильмы и книги из серии «Пятьдесят оттенков серого». Фильм, ставший хитом проката, рассказывает о студентке колледжа, у которой завязываются отношения с успешным бизнесменом. Точнее, это один из способов описать сюжет… Более верное описание: наивной молодой женщиной манипулируют, чтобы она согласилась на жуткие, контролирующие отношения в стиле БДСМ с психопатом.
Снова и снова, как в фильмах, так и в реальной жизни, мы встречаем женщин, которые поддерживают и любят своих партнеров-мужчин или членов семьи, несмотря на перенесенное насилие. У женщин часто развивается менталитет заботы, это прямой результат того, как общество учит детей их гендерным ролям, и насильники этим пользуются. Очень часто женщины не осознают, что они подвергаются насилию, до тех пор, пока они не вырвутся из ситуации и не потратят значительное время на ее осмысление. Может быть сложно осознать или поверить, что мужчина, который говорит о том, как сильно он любит вас, и который время от времени проявляет по отношению к вам заботу и сочувствие, это тот же человек, который подвергает вас насилию.
Фильмы о похищениях и патологических отношениях с взрослыми мужчинами формируют у девочек нереалистичные идеи о таких ситуациях. Многие такие фильмы приукрашивают реальные истории, предлагают примеры отношений с насилием, в которых все не так уж и плохо, и очень часто в них все заканчивается хорошо. Молодым девочкам внушают, что похищение или просто начало отношений с мужчиной намного старше, который будет заботиться, защищать и обеспечивать их, обязательно приведет к сказочному финалу.
Мужчины, которые подвергают детей сексуальному насилию, как правило внушают ребенку, что происходящее совершенно нормально. Фильмы, которые прославляют патологические и насильственные отношения, лишь облегчают задачу реальным насильникам. Девочкам нетрудно поверить, что сексуальный интерес со стороны старших мужчин, облеченных властью, например, учителей или спортивных тренеров – это не просто нормально, а очень романтично.
Весь мир недавно обсуждал новую версию фильма «Красавица и чудовище», но как не модернизируй эту историю, она все еще про юную девушку, которая влюбилась в своего похитителя. Вот уж действительно «сказка старая как время» – девочкам ее рассказывают снова и снова. Начиная от оригинальной волшебной сказки и заканчивая фильмом Жана Кокто 1946 года и анимационным фильмом Диснея – западный мир просто не может расстаться именно с этой сказкой.
Мы можем считать, что мы оставили такие устаревшие истории в прошлом, но «Красавица и чудовище» 2017 года мало чем отличается от предыдущих версий. В этот раз мы должны поверить, что историю обновили, ведь Белль играет Эмма Уотсон, которую многие считают «феминистской иконой». Но, если отвлечься от шумихи, нетрудно заметить, что это все та же история о насилии.
Технически Белль не похищают – она сама решает войти в замок Чудовища. Тем не менее, она вынуждена остаться и жить с ним против своей воли. Она предлагает занять место своего отца, которого держали как пленника после того, как он случайно наткнулся на замок во время поездки через лес. В мультфильме Белль выталкивает отца из камеры подземелья и запирает себя. Несмотря на незначительные различия в двух версиях, в обоих фильмах присутствует одна и та же тема – Белль должна пожертвовать своей свободой ради кого-то еще и подчиниться приказам чудовища.
Для того, чтобы эта история сработала, оба персонажа должны измениться. Чудовище должен полюбить Белль, а Белль должна научиться видеть в нем больше, чем уродство и первоначальную жестокость, и ценить его заботу. Именно в этом месте история начинает разваливаться.
Перемены в Чудовище и его любовь предполагают, что с помощью сочувствия можно изменить агрессивного мужчину, что можно остановить жестокое или контролирующее поведение с его стороны, и что женщинам нужно быть настойчивыми и продолжать любить своих обидчиков. Мораль остается прежней – женщины должны закрыть глаза на ужасное поведение своих партнеров или похитителей. Такая мораль очень опасна, поскольку женщин и так приучают мириться со злоупотреблениями и мужским насилием, потому что «мальчишки есть мальчишки». Идея о том, что если «сохранять отношения», то мужчина может измениться, и что «настоящая любовь» — это оставаться и верить, что мужчина станет другим, лишь усиливает эту социализацию.
Белль может быть волевой и независимой, но ей все равно приходится подчиняться Чудовищу ради собственной безопасности в незнакомом и потенциально опасном месте. То, что несмотря на все это она влюбляется в него – это романтизация ситуации насилия. Изображение Белль как некоей современной феминистки лишь усугубляет такое послание.
Родители и поклонники Диснея хотят видеть хорошее в этом фильме, и хорошее там есть. Белль любит читать, она бунтарка, она не неженка, для нее важны семья и ее отец. Однако она постоянно жертвует собой ради мужчин вокруг нее. Хотя ее отец вызывает больше симпатии в этой версии, Белль все равно выполняет свою гендерную роль по уходу за ним.
«Красавица и чудовище» — это далеко не первый фильм, который романтизирует историю похищения. В фильме «Шейх» 1921 года романтический герой в исполнении Рудольфа Валентино похищает женщину и плохо обращается с ней, в финале же фильма она влюбляется в него. Фильм считается историей любви.
Многие молодые феминистки считают хит «V – значит вендетта» одним из своих любимых фильмов. В нем главный герой похищает и подвергает пыткам главную героиню, Иви, чтобы закалить ее характер. Несмотря на подобное обращение, Иви остается верной V, часто защищает его и возвращается к нему по собственной воле. Удивительно, но мы настолько привыкли к такому сюжету, что многие люди считают этот фильм романтичным.
Эти истории поддерживают опасные мифы, которые приводят к тому, что девочки и молодые женщины могут не понимать разницу между любовью и насилием. Недавняя история из американского штата Теннесси тому пример. Тэд Камминс, 50-летний учитель, похитил свою 15-летнюю ученицу, Элизабет Томас, которая была убеждена, что они любят друг друга. Жена Камминса заметила, что ее муж слишком сблизился со своей ученицей, другие ученики тоже видели излишнее «дружелюбие». Адвокат семьи Томас описывает Камминса как «классического хищника», который долго и методично готовил Элизабет к побегу с ним. Даже после поимки и предъявления Камминсу обвинения в похищении, Элизабет продолжала настаивать, что она все еще «любит» его.
Снова и снова мы видим в кино хищническое поведение мужчин, и мы настолько привыкли к нему, что даже не осознаем это. Больше всего беспокоит то, насколько успешны такие фильмы. Как культура, мы просто обожаем этот сюжет. «Шейх» считается классикой, «V – значит вендетта» культовым фильмом, «Пятьдесят оттенков серого» на четвертом месте по кассовым сборам среди фильмов с рейтингом R за всю историю, а последняя версия «Красавицы и чудовища» побила кассовые рекорды и собрала 63,8 миллионов долларов в первые выходные проката.
Фильмы не создают Стокгольмский синдром, но истории, которые романтизируют отношения с насилием, могут его усилить. Похищения и насилие в реальной жизни не приводят к счастливому финалу. И если девочки и женщины будут представлять себя на месте этих героинь и приукрашивать подобные ситуации, это помешает им противостоять насилию в своей собственной жизни, они могут оставаться и не уходить в надежде, что «чудовище» изменится.
Авторка: Кейт Харвестон
Источник: Feminist Current
https://stoprape.ru/ss-movies/
Источник