Температура при астеническом синдроме у ребенка

Температура при астеническом синдроме у ребенка thumbnail

Комментарии

Опубликовано в журнале: Практика педиатра
декабрь, 2012, стр.56-61

А.М. Пивоварова, врач-невролог отдела психоневрологии и эпилептологии ФГБУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии», к. м. н.

Я чувствую себя ужасно уставшим. Просыпаюсь – и мне кажется, что я вовсе не спал. Первые два урока в школе – особенно мучительны. Я, конечно, пытаюсь слушать учителя, но почти ничего не понимаю. Свет кажется слишком ярким, звонок на урок – слишком громким. Шумные одноклассники – раздражают. Потом становится немного легче, но уже после обеда опять начинает болеть голова, непреодолимо тянет в сон. Учителя недоумевают, а родители волнуются за мое здоровье. Я тоже беспокоюсь – вдруг я болен чем-то серьезным? Раньше со мной такого не было.
Егор, 16 лет («Подростковая психология», 25.01.2011)

В современных условиях наблюдается значительная распространенность проявлений астении среди населения. Это связано с напряженным ритмом жизни, снижением стойкости к стрессу в условиях дефицита времени, переизбытком информации и стремительной урбанизацией [1, 2]. Все чаще это состояние стало встречаться у детей и подростков [3–5].
У детей это состояние еще называется астеническим неврозом. Несмотря на то, что астения не является диагнозом, эта проблема охватывает очень большое количество пациентов, которые обращаются к врачам самых разных специальностей. Можно с уверенностью сказать, что жалобы, связанные с астенией, время от времени предъявляет более половины всех жителей развитых стран.
Среди множества неблагоприятных факторов, являющихся причинами неуспеваемости школьника, важное место занимает утомляемость. Повышенная утомляемость и истощаемость у детей нередко выступают как основной признак астенических состояний. Астения, или астенический синдром, является одним из наиболее частых синдромов в клинической практике любого врача.
В патогенезе астении большое значение имеет гипоперфузия головного мозга с формированием нейротрансмиттерных нарушений и, как следствие, вегетативной дисфункцией, тревожными и депрессивными состояниями, раздражительностью и нарушениями сна, а также гипоперфузия скелетных мышц. Она сопровождается гипоксией, повышением уровня аммиака, усилением процессов анаэробного гликолиза, накоплением лактата с формированием ацидоза и, как следствие, мышечной слабостью [6–8]. Известно, что малат – это дикарбоновая кислота, которая нормализует работу цикла Кребса, уменьшает уровень лактата в крови и тканях, предупреждает развитие молочнокислого ацидоза, усиливает метаболизм, способствует синтезу АТФ и является основным поставщиком энергии для метаболических процессов. Важную роль в нормализации метаболических нарушений играет и промежуточный продукт цикла мочевины – аминокислота цитруллин, которая активирует вывод аммиачных соединений из организма. Обе аминокислоты присутствуют в организме в норме. Они катализируют метаболические и энергосинтезирующие процессы в клетке, и их недостаточно при астении [9–11].
Причины развития астении различны. Частые и особенно тяжело протекающие острые респираторные заболевания могут приводить к нарушению физического и нервнопсихического развития детей, способствуют снижению функциональной активности иммунитета и срыву компенсаторно-адаптационных механизмов организма, развитию астении.
Она может быть как следствием соматических или инфекционных заболеваний, так и проявлением психических расстройств и психосоматической патологии. Астеническая симптоматика неразрывно связана с негативными эмоциями (подавленность, депрессия, страх) [12, 13].
Астения является составляющей синдрома вегетативной дисфункции, который часто встречается как у взрослых, так и у детей. Он является полиэтиологическим и обусловлен нарушениями регуляторных функций высших отделов вегетативной нервной системы [4, 7, 12–17]. Основное проявление данного синдрома – состояние устойчивой неадекватной усталости при повседневной активности, сопровождающееся снижением энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Многие специалисты связывают проявления астении с астеновегетативным синдромом. Этот синдром является сопутствующим у детей с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями, очагами хронической, чаще рото- и носоглоточной инфекции, ревматическими болезнями, анемией, неинфекционной патологией желудочно-кишечного тракта, болезнями эндокринной и нервной системы. Для него характерны разнообразные вегетативные нарушения: учащенное сердцебиение, гипергидроз кистей и стоп, похолодание конечностей, тенденция к гипотензии и т. п. Из сенсомоторных расстройств отмечаются непереносимость яркого света, шума, раздражительность, плаксивость, нарушение терморегуляции. Отмечаются нарушения аппетита, плохая переносимость физических нагрузок, возникают головная и мышечная боль, головокружение, расстройство сна, метеочувствительность.
К основным нарушениям психической деятельности ребенка при этом синдроме должна быть отнесена повышенная утомляемость и истощаемость. Особенно страдает функция переключения внимания, отмечается ослабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению. У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время урока проявляется не в простом выключении, а в двигательном беспокойстве, суетливости. [3, 5–7,18, 19].
На сегодняшний день выделяют два вида астении – реактивную (функциональную, или первичную) и органическую (вторичную) [18].
В 2011 году была предпринята попытка разработки (Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В., 2011) новой систематизации астенических расстройств у детей:

  • Цереброгенная астения является следствием верифицированного поражения головного мозга. Данная форма характеризуется выраженной истощаемостью, очень низкой трудоспособностью.
  • Соматогенная астения является следствием или одним из проявлений соматического заболевания.
  • Резидуальная астения является последствием выраженной перинатальной патологии. Для таких детей характерны: смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии. Отмечается снижение памяти, бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях носит относительно постоянный характер. При неврологическом осмотре у таких детей можно заметить нарушения мелкой моторики. Часто сопровождается энурезом, дислексией.
  • Дизонтогенетическая астения. В основе данной патологии лежат незначительные проявления гипоксически-ишемической энцефалопатии, характеризующиеся умеренной утомляемостью, невнимательностью. Клиническая картина при сравнении с предыдущей формой отличается меньшей тяжестью, носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще всего в весенний и осенний периоды. Поведение таких детей может характеризоваться проявлениями невротических реакций, таких как капризность и раздражительность. Сопутствующими заболеваниями могут являться моторные тики и логоневроз.
  • Неврастения. Клиническая картина очень похожа на проявления предыдущей формы, но проявления заболевания определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, интенсивность клинических проявлений определяется изменением внешней ситуации. Отмечается повышенный уровень тревожности, нарушения сна (трудности при засыпании), головные боли напряжения. Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету, многочисленные соматические жалобы. Значительного снижения внимания не отмечается.
Читайте также:  Синдром пустого турецкого седла что это такое мкб

В зависимости от преобладающих проявлений принято выделять два основных вида астении:

  • гиперстеническая астения – утомляемость сочетается с повышенной раздражительностью, обидчивостью и возбудимостью, нарушениями сна;
  • гипостеническая астения – нервно-психическая слабость, апатия и безынициативность, снижение речевой и двигательной активности, слезливость, повышенная утомляемость и истощаемость, нарушения памяти и внимания.

Астению следует отличать от обычной усталости. Усталость – это нормальный ответ организма на физическую, психическую или интеллектуальную нагрузку, проходящая после обычного отдыха, в связи с чем данное состояние не требует лечения. Астенический синдром – это уже патологическое состояние, которое ощущается усталостью, возникающей после рутинной работы, не проходящее после полноценного отдыха. При астении физическая и психическая усталость возникает вне связи с нагрузками; эта усталость не проходит даже после длительного отдыха и может сопровождаться соматическими симптомами: повышением температуры, головной и мышечной болью, нарушениями сна [3, 19, 20].
Современные ученые предлагают следующую классификацию состояний, проявляющихся астенией [18, 22, 23].

  • Состояния истощения (реакция психики на стрессы, эмоциональные и физические перегрузки).
  • Астено-депрессивный синдром. Этот вид депрессивных расстройств развивается в связи с воздействием длительных психотравмирующих обстоятельств на фоне психического перенапряжения.
  • Соматогенные астении. Астеническим синдромом начинаются и многие инфекционные, желудочно-кишечные, сердечнососудистые, эндокринные, онкологические, гематологические и другие заболевания.
  • Органические астении (церебрастении). Выраженные проявления астении наблюдаются при органических поражениях головного мозга.
  • Эндогенная витальная астения (юношеская астеническая несостоятельность). Юношеская астеническая несостоятельность – астенический симптомокомплекс, который встречается в возрасте 14–20 лет (чаще у юношей). В современной психиатрии считается, что синдром юношеской астенической несостоятельности может являться вариантом дебюта (начала) простой формы шизофрении.
  • Астении при немедицинском употреблении психоактивных веществ.

Помимо вышеописанных состояний у некоторых подростков существует конституциональная склонность к возникновению длительных состояний астении, формируется особый тип характера, называемый астено-невротическим.
При астено-невротическом типе характера уже с детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях детство проходит благополучно и первые признаки астено-невротического синдрома возникают только в подростковом возрасте. Как правило, это очень впечатлительные, тревожные, мнительные, капризно-раздражительные подростки. Они тяжело переживают ссоры и конфликты, волнуются перед ответственными событиями, теряются в незнакомой обстановке. Еще одна черта астено-невротических подростков – склонность к ипохондрии. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно соглашаются на различные врачебные обследования и лечебные процедуры (к. п. н. Ю. Корчагина, 2011).
Для диагностики астенических состояний была разработана шкала астенического состояния на базе данных клинико-психологических наблюдений и клинического опросника MMPI (создана Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г. Чертовой). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния [24].

ЛЕЧЕНИЕ
Терапия астенических состояний представляет собой непростую задачу и требует совместного наблюдения таких специалистов, как педиатр, невролог, психиатр, психолог. Лечение астении должно быть в первую очередь направлено на выявление и устранение основных причин и провоцирующих факторов и носить комплексный характер. Огромное значение имеет нормализация режима дня, полноценный сон, достаточные физические нагрузки (прогулки, гимнастика), нормализация питания, отказ от вредных привычек.
Следует избегать употребления стимуляторов, таких как кофе и крепкий чай, так как злоупотребление тонизирующими средствами может привести к еще большему истощению нервной системы.
Астеники нуждаются в щадящем режиме работы (им следует избегать переутомления), в то же время желательно развивать их стрессоустойчивость и умение обеспечивать себе психологический комфорт. Следует замечать и закреплять даже незначительные успехи астено-невротической личности, поддерживать высокую самооценку: такие люди особенно нуждаются в ощущении уверенности.
Для скорейшей нормализации состояния у пациентов с астенией помимо нормализации образа жизни применяется медикаментозная терапия.
Кроме обязательного лечения основного заболевания, которое и привело к астении, в медикаментозной терапии традиционно используются препараты различных фармакотерапевтических групп: витамины, минеральные комплексы, растительные адаптогены, метаболические, ноотропные препараты, средства, улучшающие микроциркуляцию. Для уменьшения эмоциональной лабильности показано применение седативных средств. Транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики у детей используются с учетом возраста, в минимальных дозах и только при отсутствии эффекта от других методов лечения. Применяются средства, способствующие более быстрому устранению энергодефицита и гипоксии в первую очередь в нервных клетках (энергопротекторы, например цитофлавин) [3, 6, 12].
Понимание механизма развития астении на клеточном уровне дает возможность рационально и целенаправленно влиять на ее основные звенья с использованием препаратов метаболического ряда. Попытки найти новые и эффективные подходы в лечении астении и коррекции метаболических нарушений при различных патологических состояниях привели к созданию препарата, действующего на клеточный метаболизм, – Стимол ® (Biocodex, Франция), который содержит малат и цитруллин. Этот препарат обладает энергообразующим, метаболическим и детоксикационным действием, которое реализуется за счет устранения гиперлактат- и гипераммониемии. Малат обладает способностью обходить аммиачный блок окислительного пути и ограничивать накопление молочной кислоты путем переориентации ее в сторону глюконеогенеза, а цитруллин усиливает выведение аммиака [5, 9]. Кроме того, Стимол ® обладает общетонизирующим действием, способствует нормализации обмена веществ и активации неспецифических факторов защиты организма, не вызывает психическую и физическую зависимость и синдром отмены препарата, хорошо переносится, практически не вызывает побочных реакций, поэтому безопасен при применении у детей. Важным преимуществом препарата является и то, что он не содержит глюкозу и может применяться при любом психосоматическом заболевании, в том числе при сахарном диабете [5, 25–27].
Стимол ® быстро всасывается в кишечнике. После приема 4 г цитруллина малата максимальная концентрация достигается в течение 45 минут и в 6–15 раз превышает исходный уровень в плазме крови. Выводится почками в течение 5–6 часов [9, 20].
Стимол ® рекомендовано применять внутрь, предварительно растворив содержимое пакетика в 100 мл воды или подслащенного напитка. Принимать во время или после еды. Взрослым – по 1 пакетику 3 раза в сутки. Детям в возрасте старше 6 лет – по 1 пакетику 2 раза в сутки. Рекомендуемый курс лечения – 4 недели [25].
В педиатрических периодических изданиях за последние годы опубликован ряд статей, посвященных применению Стимола ® для коррекции астенометаболических нарушений у детей с нефротическим синдромом, при вторичной метаболической кардиомиопатии, анемии различного генеза, в том числе постинфекционной, железодефицитной анемии, мышечных дистрофиях и амиотрофиях, головной боли перенапряжения, у девочек-подростков при становлении менструального периода, когда проявления вегетативной дисфункции наиболее манифестны (С.С. Казак, 2005; И.В. Киреев, 2005; А.П. Волосовец, 2006; С.Л. Няньковський, 2006; С.П. Кривопустов, 2006; Ю.В. Марушко, 2008; С.А. Крамарев, 2008; С.К. Евтушенко, 2008; С.Л. Няньковский, 2008; Д.Д. Иванов, 2008, Приходько и др.).
Таким образом, применение Стимола ® является одним из ключевых моментов в лечении астенического синдрома у детей и подростков. Его активность в коррекции астенометаболических нарушений у детей открывает все новые точки его приложения.

Читайте также:  Семинар для педагогов синдром эмоционального выгорания педагога

Список литературы находится в редакции.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Источник

Многие дети, даже выписавшись с больничного после серьезной инфекции (гриппа, кишечных проблем или ангины) достаточно длительное время могут быть вялыми, плохо едят и быстро устают, хуже успевают в школе и имеют проблемы с вниманием и памятью. Полноценный отдых полностью не устраняет это состояние, тогда врач может вести речь о постинфекционной астении. Она характеризуется плохой переносимостью физической и умственной нагрузки, нарушениями поведения, капризностью, постоянной усталостью. Как в таких ситуациях можно помочь ребенку, какими методами и способами улучшить его состояние — или просто ждать, когда все пройдет само?

Что считать астенией у детей?

Что считать астенией у детей?

Если не углубляться в сложные медицинские определения данного состояния, его можно описать как общую усталость, которая неадекватна той нагрузке, которую получает ребенок в течение дня. После того, как все силы организма были брошены на борьбу с инфекцией и активизацию иммунной защиты, израсходовались ресурсы и энергетические запасы, в периоде после инфекции организму не хватает сил и энергии на осуществление привычной деятельности. Это приводит к физическому утомлению, слабости и истощению нервной системы.

Астения в педиатрии существует как отдельная патология, так называемая первичная или функциональная астения. Она рассматривается как вариант невроза, проблема с функционированием нервной системы в определенный период жизни малыша. Если же речь идет о периоде после инфекций, астения имеет вторичный, органический характер, связанный с нарушением работы организма после перенесенной болезни.

В чем суть проблемы?

Ведущую роль в развитии астении после инфекций отдают нарушениям особого участка головного мозга — ретикулярной формации. Это особая область, внутри которой сосредоточены нейрофизиологические связи — своего рода сервер, где хранится вся ключевая информация, он распределяет нагрузки. Ретикулярная формация контролирует расходование сил на физическую активность и умственную деятельность, регулирует процессы запоминания и мышления. Дисбаланс в этой системе приводит к общему сбою в организме, что ведет к возникновению разнообразных симптомов астенического синдрома.

Все процессы в организме ребенка требуют поступления энергии, и 25% от всего ее объема расходует мозг. Энергию дают специфические органические соединения АТФ, которые должны синтезироваться в клетках для их активной жизнедеятельности. При дефиците энергии возникают утомляемость, слабость и астения. Основными «фермами» для производства АТФ являются митохондрии, и основу астении составляют их дисфункции, возникающие на фоне инфекции и последующей за ней астении. Заторможенные и вялые митохондрии не могут синтезировать большое количество АТФ. Добавляет в копилку астении еще и интоксикация промежуточными продуктами метаболизма при инфекции, что негативно влияет на ретикулярную формацию и вызывает сбои в ее работе.

Читайте также:  Форум синдром дауна беременность узи

Когда ожидать симптомы?

Когда ожидать симптомы?

Чаще всего проявления астении возникают после серьезных вирусных инфекций, когда болезнь сопровождается лихорадкой, синдромом интоксикации, поражением респираторного тракта с возникновением характерных простудных симптомов, и вовлечением в процесс еще и внутренних органов. Предрасполагают к астении лихорадка и интоксикационный синдром, которые повышают нагрузку на сердечно-сосудистую систему и мозг на фоне ограничения поступления энергии с пищей за счет плохого аппетита при болезни.

Также вполне вероятна астения на фоне системных воспалительных процессов, возникающих при тонзиллитах, детских инфекциях, тяжелых микробных процессах. Влияния на мозг и угнетение его активности связаны как с прямыми повреждающими влияниями на нервные клетки, так и с опосредованными влияниями на нейроны за счет гипоксии, продуктов метаболизма и воспалительных медиаторов.

Считается, что даже на фоне клинического выздоровления симптомы астении у детей могут сохраняться до месяца, что может существенно снижать качество жизни и успеваемость, нарушает привычную жизнь малыша.

Связано наличие астении с тем, что после того, как инфекция полностью элиминируется из организма, все равно остаются некоторые энергетические и метаболические сдвиги, которые и формируют все проявления постинфекционной астении. Не всем детям требуется лечение, но если астенический синдром существенно мешает привычной жизни, необходима его коррекция.

Чем можно помочь?

Если речь идет о первичной астении — основа ее лечения заключается в устранении провоцирующих факторов. Для постинфекционной же формы, когда фактор провокатор уже удален, но метаболические нарушения остались, важно после того, как вылечена инфекция, купировать все токсико-метаболические изменения, которые она вызвала. Астения проходит постепенно, по мере нормализации обменных процессов. Помочь в ее устранении могут различные средства, обладающие антиастеническим эффектом. Они преимущественно имеют растительное происхождение или животное. Эффект у таких препаратов развивается постепенно, по мере накопления их в организме, особенно если речь идет о таких средствах, как адаптогены. Средств, которые имели бы эффект «скорой помощи» при астении практически нет, а растительные экстракты по типу экстрактов заманихи, китайского лимонника или аралии, женьшеня, обладают более адаптогенным эффектом, общетонизирующим и мягко стимулирующим.

Ученые, зная основные механизмы развития астении — дисфункции митохондрий, ищут препараты с естественными компонентами, которые способны эту дисфункцию исправлять. Важно нормализовать работу митохондрии, одновременно активизировав синтез АТФ и работу мозговых клеток.

В цикле образования АТФ принимает участие янтарная кислота (сукцинат) и целый ряд ферментов, на которые вполне можно влиять извне. Поэтому при лечении астении рекомендуются добавки с янтарной кислотой, которые стимулируют кислородо-зависимое образование АТФ, которое дает максимальную эффективность в плане объема конечного продукта.

Не менее важна и борьба со свободными радикалами, которые в условиях инфекции могут более активно повреждать клетки тела и мозга. Применение антиоксидантов (витаминные препараты, биологические активные добавки), также может помочь скорее восстановиться. Нередко врачи после тяжелых инфекций рекомендуют курс витаминов С, Е или группы В.

Немалую роль в восстановлении после болезни и развитии астении играет дефицит коэнзима Q10, который также борется с свободнорадикальной активностью в организме. Поддержка синтеза коэнзима Q10, который активно помогает синтезировать энергию тела — это один из вариантов лечения астении. Чаще всего применяют комплексные препараты, которые работают одновременно сразу в нескольких направлениях.

Какие симптомы убирают препараты?

Какие симптомы убирают препараты?

Прием адаптогенов и антиастенических препаратов помогает повысить бодрость и активность, при этом снижает напряжение и тревожность, нормализует процессы сна и бодрствования. Известно, что инфекция — это всегда стресс для организма, и его устранение также важно для того, чтобы быстрее устранялась и астения. На фоне инфекции в мозге может снижаться синтез глутамата, это нейромедиатор, передающий импульсы от нейрона к нейрону. Поэтому добавки глутаминовой кислоты также полезны в борьбе с симптомами астении, такими как снижение концентрации, памяти и скорость реакций.  

В лечении практикуется три направления:

  • Этиотропное лечение, направленное на устранение причины астении.
  • Общеукрепляющее лечение, иммунотерапия.
  • Симптоматические средства.

Последние годы интерес исследователей привлекает особый, нейроспецифический белок S100, который имеется только в нервной ткани. Его синтез и достаточное количество важны в процессах мышления, запоминания и адекватных реакций на окружающее. Создаются препараты, которые имеют в составе антитела к этому белку, активно стимулирующие его рецепторы и обладающие антиастеническими эффектами. Для антиоксидантной защиты и общеукрепляющего эффекта может применяться курс приема коэнзима Q10, зачастую в комплексе с витамином Е, что помогает скорее восстановиться. Не менее полезен и прием омега-3 жирных кислот, которые обладают защитным эффектом в отношении мозга.

Пройдите тестТревожность ребенкаТревожность ребенка
Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник