Тест синдром аспергера у подростков

Тест синдром аспергера у подростков thumbnail

Тест AQ

Тест AQ

Психолог Саймон Барон-Коган и его коллеги из Кембриджского
центра по изучению аутизма разработали шкалу для определения признаков аутизма
у взрослых, или коэффициент аутизма AQ. В первом серьезном опыте использования
теста средняя оценка контрольной группы была 16.4. Восемьдесят процентов тех,
у кого диагностирован аутизм или связанные с ним синдромы, получили результат
32 балла и выше. Тест не является средством диагностики, и многие из тех, кто
получает 32 балла и выше, т.е. результат, подходящий под критерии легкого
аутизма или синдрома Аспергера, отмечают отсутствие трудностей в повседневной
жизни.

В данной реализации теста значение AQ от 26 и выше считается повышенным, а от 32 и выше – высоким

В тесте существуют пять подшкал, в каждой из которых можно получить от 0 до 10 баллов.
Чем выше балл, тем выраженнее признаки аутизма по подшкале.

Ответьте на все вопросы

Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен
1. Я предпочитаю делать что-либо с другими, а не самостоятельно
2. Я предпочитаю делать что-либо тем же способом снова и снова
3. Если я пытаюсь что-нибудь вообразить, мне легко мысленно создать зрительный образ
4. Я часто настолько концентрируюсь на чём-то одном, что теряю из вида всё остальное
5. Я часто замечаю слабые звуки, которые не слышат окружающие
6. Я обычно замечаю номерные знаки машин или сходную информацию
7. Другие люди часто говорят мне, что сказанное мною невежливо, хотя я думал, что это вежливо
8. Когда я читаю рассказ, мне легко представить себе, как могли бы выглядеть действующие лица
9. Меня завораживают даты
10. В компании я легко могу следить за разговорами нескольких разных людей
Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен
11. Я считаю лёгкими ситуации, связанные с общением
12. Я склонен замечать детали, которые не замечают другие
13. Я скорее пойду в библиотеку, чем на вечеринку
14. Мне легко сочинять истории
15. Меня больше тянет к людям, чем к вещам
16. Я склонен к очень сильным интересам, и я расстраиваюсь, если не могу им следовать
17. Я получаю удовольствие от разговора «ни о чём»
18. Когда я говорю, другим не всегда легко вставить словечко
19. Меня завораживают числа
20. Когда я читаю рассказ, мне трудно разобраться в намерениях действующих лиц
Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен
21. Я не очень люблю читать художественную литературу
22. Мне сложно заводить новых друзей
23. Я всё время замечаю узоры на вещах
24. Я скорее пойду в театр, чем в музей
25. Я не сильно огорчаюсь, если мой распорядок дня нарушен
26. Я часто замечаю, что не знаю, как поддерживать разговор
27. Мне легко «читать между строк», когда кто-нибудь со мной разговаривает
28. Я обычно больше сосредотачиваюсь на всей картине, а не на отдельных деталях
29. Я не очень хорошо запоминаю номера телефонов
30. Я обычно не замечаю небольшие изменения в ситуации или внешности человека
Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен
31. Я могу определить, что тому, кто меня слушает, скучно
32. Мне легко заниматься несколькими делами одновременно
33. Когда я разговариваю по телефону, я не всегда знаю, когда моя очередь говорить
34. Мне нравится делать что-то спонтанно
35. Часто я последним понимаю шутку
36. Когда я смотрю на лицо человека, мне легко понять, что он думает или чувствует
37. Если меня отвлекли, я могу очень быстро вернуться к прерванному делу
38. У меня хорошо получаются разговоры «ни о чём»
39. Люди часто говорят мне, что я зацикливаюсь на одной теме
40. В детстве мне нравилось играть с другими детьми в игры, где надо что-то или кого-то изображать
Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен
41. Мне нравится собирать информацию о категориях предметов (например, марки машин, виды птиц, поездов, растений и т.п.)
42. Мне сложно поставить себя на место другого человека
43. Мне нравится тщательно планировать любые мероприятия, в которых я участвую
44. Я получаю удовольствие от общественных мероприятий
45. Мне сложно разобраться в намерениях людей
46. Новые ситуации заставляют меня беспокоиться
47. Мне нравится встречать новых людей
48. Я хороший дипломат
49. Я не очень хорошо запоминаю даты рождения людей
50. Мне очень легко играть с детьми в игры, в которых надо что-то или кого-то изображать
Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен

Тест был взят из работы [1] с учётом исправлении в “ключе” для интерпретации теста по ссылке [3].
Повышенный и высокий уровень AQ были выбраны, исходя из данных [1,2]. При составлении теста был использован
русскоязычный перевод теста AQ [5]. [3,4] – англоязычные версии теста AQ.

Ссылки:

  1. Baron-Cohen S., Wheelwright S., Skinner R., Martin J., Clubley E.
    The Autism-Spectrum Quotient (AQ): Evidence from Asperger Syndrome/High-Functioning
    Autism, Males and Females, Scientists and Mathematicians // Journal of Autism
    and Developmental Disorders. 2001. V. 31. No. 1. P. 5-17
  2. Woodbury-Smith M.R., Robinson J., Wheelwright S.,Baron-Cohen S.
    Screening Adults for Asperger Syndrome Using the AQ:
    A Preliminary Study of its Diagnostic Validity in Clinical Practice //
    Journal of Autism and Developmental Disorders. 2005. V. 35. No. 3. P. 331-335.
  3. https://www.wired.com/wired/archive/9.12/aqtest.html
    (англоязычная версия)
  4. https://aq.server8.org/
    (англоязычная версия)
  5. https://aci.selfip.org/ruaqtest.php
    (русскоязычная версия, есть неточности в переводе)

Источник

ДаИногдаНетНе знаю1. Вам иногда кажется, что увиденное по телевизору или прочитанное в газете имеет для Вас особый смысл?ДаИногдаНетНе знаю2. Я иногда избегаю многолюдных мест, потому что они меня нервируютДаИногдаНетНе знаю3. Был ли у Вас опыт столкновения со сверхъестественным?ДаИногдаНетНе знаю4. Часто ли Вы принимали по ошибке предметы или тени за людей или шумы за голоса?ДаИногдаНетНе знаю5. Другие люди воспринимают меня немного эксцентричным (странным)ДаИногдаНетНе знаю6. Я мало заинтересован в сближении с другими людьмиДаИногдаНетНе знаю7. Окружающим иногда трудно понять, то что я говорюДаИногдаНетНе знаю8. Люди иногда воспринимают меня как холодного и отстранённогоДаИногдаНетНе знаю9. Я уверен, что меня обсуждают за моей спинойДаИногдаНетНе знаю10. Я осознаю, что люди замечают меня, когда я иду есть или смотреть фильмДаИногдаНетНе знаюДаИногдаНетНе знаю11. Я начинаю сильно волноваться, когда мне нужно вести вежливый разговорДаИногдаНетНе знаю12. Вы верите в телепатию (чтение мыслей)?ДаИногдаНетНе знаю13. Было ли когда-нибудь у Вас чувство, что какая-то личность или сила рядом с Вами, хотя Вы никого не видите?ДаИногдаНетНе знаю14. Люди иногда комментируют мои необычные манеры и привычкиДаИногдаНетНе знаю15. Я предпочитаю быть сам по себеДаИногдаНетНе знаю16. При разговоре я иногда быстро перехожу от одной темы к другойДаИногдаНетНе знаю17. У меня плохо получается выражать мои настоящие чувства манерой говорить и выражением лицаДаИногдаНетНе знаю18. Часто ли Вы чувствуете, что другие люди что-то замышляют по отношению к Вам?ДаИногдаНетНе знаю19. Говорят ли некоторые люди намёками о Вас или же вещи с двойным смыслом?ДаИногдаНетНе знаю20. Вас тревожит, если кто-то идёт за Вашей спиной?ДаИногдаНетНе знаюДаИногдаНетНе знаю21. Вы иногда уверены в том, что другие люди могут сказать, о чём Вы думаете?ДаИногдаНетНе знаю22. При взгляде на другого человека или самого себя в зеркала, видели ли Вы, как лицо менялось прямо у Вас на глазах?ДаИногдаНетНе знаю23. Иногда другие люди думают, что я немного странныйДаИногдаНетНе знаю24. Я обычно веду себя тихо на людяхДаИногдаНетНе знаю25. Иногда я забываю, что я пытаюсь сказатьДаИногдаНетНе знаю26. Я редко смеюсь и улыбаюсьДаИногдаНетНе знаю27. Вас иногда беспокоит то, что друзья или коллеги не являются на самом деле преданными или заслуживающими доверия?ДаИногдаНетНе знаю28. Замечали ли Вы когда-нибудь, что обычный предмет или событие показалось Вам особым знаком?ДаИногдаНетНе знаю29. Я нервничаю, когда первый раз встречаюсь с людьмиДаИногдаНетНе знаю30. Верите ли Вы в ясновидение (психические силы, предсказание судьбы)?ДаИногдаНетНе знаюДаИногдаНетНе знаю31. Я часто слышу голоса, произносящие мои мысли вслухДаИногдаНетНе знаю32. Иногда люди думают, что я очень эксцентричный человекДаИногдаНетНе знаю33. Мне трудно быть эмоционально близким с другими людьмиДаИногдаНетНе знаю34. Я часто слишком много хожу взад-вперёд, когда говорюДаИногдаНетНе знаю35. Моя невербальная коммуникация (улыбка и кивание головой (да/нет) при разговоре) беднаДаИногдаНетНе знаю36. Я чувствую, что приходиться быть настороже даже с друзьямиДаИногдаНетНе знаю37. Видите ли Вы иногда особые смыслы в рекламе, магазинных витринах или расстановке предметов вокруг Вас?ДаИногдаНетНе знаю38. Часто ли Вы чувствуете себя тревожно в группе незнакомых людей?ДаИногдаНетНе знаю39. Могут ли люди ощущать Ваши чувства, когда они не находятся рядом?ДаИногдаНетНе знаю40. Видели ли Вы когда-нибудь нечто невидимое для других людей?ДаИногдаНетНе знаюДаИногдаНетНе знаю41. Чувствуете ли Вы, что нет никого по настоящему близкого вне непосредственно Вашей семьи, или людей, которым можно довериться и поговорить о личных проблемах?ДаИногдаНетНе знаю42. Некоторые люди считают, что при разговоре я немного неяснен и уклончив.ДаИногдаНетНе знаю43. У меня плохо получается отвечать взаимностью на социальные жесты и любезности.ДаИногдаНетНе знаю44. Часто ли Вы вдруг замечаете скрытые угрозы или нападки в том, что люди говорят или делают?ДаИногдаНетНе знаю45. Когда Вы ходите за покупками, то возникает ли у Вас чувство, что другие люди наблюдают за Вами?ДаИногдаНетНе знаю46. Я чувствую себя очень некомфортно в социальных ситуациях с новыми, незнакомыми людьми.ДаИногдаНетНе знаю47. Был ли у Вас опыт, связанный с астрологией, предсказанием будущего, НЛО, экстрасенсорикой, ‘шестым чувством’?ДаИногдаНетНе знаю48. Кажутся ли Вам вещи из повседневного обихода необычно большими или маленькими?ДаИногдаНетНе знаю49. Написание писем друзьям порождает больше проблем, чем стоит тогоДаИногдаНетНе знаю50. Я иногда использую слова необычным способомДаИногдаНетНе знаюДаИногдаНетНе знаю51. Я склонен избегать смотреть в глаза при разговоре с другими людьмиДаИногдаНетНе знаю52. Вы поняли, что лучше не позволять другим людям знать слишком много о Вас?ДаИногдаНетНе знаю53. Когда Вы видите людей, говорящих друг с другом, часто ли Вы подозреваете то, что они говорят о Вас?ДаИногдаНетНе знаю54. Я бы очень сильно тревожился, если мне надо было бы произнести речь перед большой группой людейДаИногдаНетНе знаю55. Чувствовали ли Вы когда либо, что общаетесь с другим человеком телепатически (читая мысли)?ДаИногдаНетНе знаю56. Становятся ли иногда Ваше осязание или обоняние необычно сильным?ДаИногдаНетНе знаю57. Я склонен оставаться в тени в ситуациях, связанных с общениемДаИногдаНетНе знаю58. Склонны ли Вы уходить от темы при разговоре?ДаИногдаНетНе знаю59. Я часто чувствую, что другие люди имеют что-то против меняДаИногдаНетНе знаю60. Чувствуете ли Вы иногда, что другие люди наблюдают за Вами?ДаИногдаНетНе знаюДаИногдаНетНе знаю61. Бывало ли такое, что Вас вдруг приводил в смятение удалённый звук, который вы обычно не воспринимали?ДаИногдаНетНе знаю62. Я уделяю мало внимание тому, чтобы иметь близких друзейДаИногдаНетНе знаю63. Чувствуете ли Вы иногда, что другие люди говорят о Вас?ДаИногдаНетНе знаю64. Бывают ли иногда Ваши мысли настолько интенсивными, что Вы почти слышите их?ДаИногдаНетНе знаю65. Часто ли Вы бываете начеку для того, чтобы другие люди не взяли над вами верх?ДаИногдаНетНе знаю66. Чувствуете ли Вы, что не способны сблизиться” с людьми?”ДаИногдаНетНе знаю67. Я – странный, необычный человекДаИногдаНетНе знаю68. Моя манера говорить – не живая и не экспрессивнаяДаИногдаНетНе знаю69. Мне сложно ясно выражать то, что я хочу донести до других людейДаИногдаНетНе знаю70. У меня есть некоторые эксцентричные (странные) привычкиДаИногдаНетНе знаюДаИногдаНетНе знаю71. Мне очень не просто говорить с людьми, которых я не знаю хорошо.ДаИногдаНетНе знаю72. Люди время от времени замечают, что мой разговор сбивает с толкуДаИногдаНетНе знаю73. Я склонен держать свои чувства при себеДаИногдаНетНе знаю74. Люди иногда пялятся на меня из-за моего странного внешнего видаДаИногдаНетНе знаюДаИногдаНетНе знаю

Источник



Читайте также:  Аутоиммунный полигландулярный синдром 1 типа фото

Тест BAPQ

Тест BAPQ

Тест BAPQ (The Broad Autism Phenotype Questionnaire) предназначен для
выявления Broad Autism Phenotype – широкого аутистического фенотипа. Он
представляет собой комплекс характеристик личности и языковых навыков,
которые отражают фенотипическое выражение генетической предрасположенности
к аутизму среди неаутичных родственников аутичных индивидуумов. Эти
черты мягче, но качественно схожи с определяющими особенностями аутизма

Значения цифр:
1 – Очень редко, 2 – Редко, 3 – Иногда, 4 – Довольно часто,
5 – Часто, 6 – Очень часто

Ответьте на все вопросы

Очень редкоРедкоИногдаДовольно частоЧастоОчень часто
1. Мне нравится быть среди других людей123456
2. Мне сложно высказываться без заминок123456
3. Я чувствую себя комфортно при неожиданных изменениях в планах123456
4. Мне сложно избежать перехода на вторые роли в разговоре123456
5. Я говорю с людьми скорее для получения информации, а не ради общения123456
6. Людям приходится уговаривать меня попробовать что-то новое123456
7. При разговоре с другим человеком я легко настраиваюсь “на одну волну”(*)123456
8. Мне приходится подбадривать себя перед тем как посетить незнакомое место123456
9. Мне нравится быть в ситуациях, связанных с общением123456
10. Мой голос звучит ровно или монотонно123456
Очень редкоРедкоИногдаДовольно частоЧастоОчень часто
11. Я чувствую себя отчуждённо или “выбитым из колеи” при разговоре с другими людьми(*)123456
12. Людям легко сойтись со мной(*)123456
13. Я чувствую сильную необходимость в однообразии изо дня в день123456
14. Люди просят повторить то, что я сказал, так как они не понимают меня123456
15. Я гибок в подходах к решению задач123456
16. Я с нетерпением жду ситуаций, где я могу встретить новых людей123456
17. Мне говорили, что я разговариваю слишком много на отдельные темы123456
18. Когда я поддерживаю разговор, то просто из вежливости(*)123456
19. Я с нетерпением жду возможности попробовать новшества123456
20. Я говорю слишком громко или тихо123456
Очень редкоРедкоИногдаДовольно частоЧастоОчень часто
21. Я могу понять, когда то, о чём я говорю, не интересно другим(*)123456
22. Мне становится трудно при изменениях в моём обычном распорядке123456
23. У меня хорошо получаются разговоры “ни о чём”(*)123456
24. Я очень привержен своему образу жизни123456
25. Я действительно чувствую связь с другими людьми123456
26. Другие люди расстраиваются из-за моего нежелания уступить123456
27. Разговор мне наскучивает(*)123456
28. Я тёплый и дружелюбный в моих контактах с другими(*)123456
29. Я оставляю длинные паузы в разговорах123456
30. Я меняю мой повседневный распорядок для того, чтобы попробовать что-то иное123456
Очень редкоРедкоИногдаДовольно частоЧастоОчень часто
31. Я предпочитаю быть наедине, а не с другими123456
32. Когда я говорю с другими людьми, то забываю, что изначально хотел сказать123456
33. Я люблю чётко следовать обычному порядку во время работы123456
34. Я понимаю, когда наступает время сменить тему разговора(*)123456
35. Я продолжаю делать вещи способом, который я знаю, даже если другой способ может оказаться лучше123456
36. Мне нравится болтать с людьми(*)123456
Очень редкоРедкоИногдаДовольно частоЧастоОчень часто
Читайте также:  Понятие синдрома эмоционального выгорания это

(*) Имеется в виду повседневное общение со знакомыми, а не
особые взаимоотношения, например, с близкими друзьями или членами семьи

Тест был взят из работы [1]

Ссылки:

  1. Hurley R.S.E, Losh M., Parlier M., Reznick J.S., Piven J.
    The Broad Autism Phenotype Questionnaire //
    J. Autism Dev. Disord. 2007. V. 37. P.1679-1690.

Источник

Тест синдром аспергера у подростковКогда речь заходит об аутизме, то воображение простого обывателя рисует портрет красивого молчаливого мальчика, смотрящего в одну сторону и производящего однотипные ритмичные движения. Но на самом деле аутизмом могут страдать как дети, так и взрослые, независимо от половой принадлежности. К тому же аутизм имеет большое количество форм, поэтому в современной психиатрии данная патология носит название расстройства аутистического спектра (РАС).

Наиболее легкой и распространенной формой РАС является синдром Аспергера. Данное расстройство является врожденным, первые его признаки можно обнаружить в раннем возрасте. Несмотря на то, что этим синдромом страдает большое количество людей, его редко диагностируют, особенно в нашей стране. Дело в том, что в России данный диагноз обычно ставят только детям. До сих пор многие психиатры придерживаются мнения о том, что к 18 годам легкие формы аутизма должны либо исчезнуть, либо перерасти в более тяжкие патологии. Данное утверждение было давно опровергнуто, ведь синдром Аспергера является врожденной патологией, которая не поддается лечению. Тем не менее, взрослым пациентам этот диагноз изменяют на классический аутизм (синдром Каннера) или схожее расстройство, например, шизоидное.

Что же касается детей, то их родители редко приводят на прием к специалистам, поскольку не видят проблемы. У таких деток довольно высокий интеллект, а замкнутость и нежелание общаться со сверстниками часто объясняется особенностями характера. Именно поэтому в нашей стране большое количество людей остается один на один со своей проблемой.

Описание патологии

Психические расстройства у разных людей протекают по-разному. Однако люди, страдающие синдромом Аспергера, имеют ряд общих черт. Это касается взаимодействия с социумом, поведения, мышления с особенным когнитивным стилем, восприятия мира, работы органов чувств и т.д. То насколько ярко будут выражены симптомы, зависит от индивидуальных особенностей человека. Но ни возраст, ни пол, ни принадлежность к определенной расе не оказывает влияние на процесс формирования патологии.

Читайте также:  Методика на выявление синдрома дефицита внимания

Итак, человека с синдромом Аспергера можно узнать по таким признакам:

  1. Сложности в построении системы взаимодействия с социумом. Люди с этой формой РАС демонстрируют разную степень заинтересованности в социальном общении. Подавляющее большинство стремится сократить контакты с социумом к минимуму. В какой-то степени это можно объяснить непониманием и отвержением обществом людей с подобными проблемами. Негативный жизненный опыт и необходимость прикладывать колоссальные усилия для поддержания взаимоотношений приводят к тому, что люди с таким расстройством зачастую ведут замкнутый образ жизни. Хотя среди них есть и такие, кто желает взаимодействовать с другими людьми, несмотря на трудности и неудачи. Синдром приводит к тому, что человек не способен понять иносказательную речь, шутки, двусмысленные высказывания. Ему непонятен язык жестов, он не улавливает разницы в тоне голоса, не умеет различать эмоции по выражению лица. Переживания других людей, их чувства недоступны человеку с этим видом РАС. Взаимодействия с окружающими он выстраивает на собственных условиях, и только. Неприятие этих правил приводит к полному отрешению и отказу от взаимодействия с социумом.
  2. Узкие интересы, фиксация на одном виде деятельности. Расстройства аутистического спектра характеризуются необходимостью иметь четких распорядок, график работы, детальный план и конкретные инструкции. Для того чтобы хоть как-то упорядочить окружающее пространство, люди с синдромом Аспергера углубленно погружаются в определенную деятельность. В результате они получают успокоение и удовлетворение, также избавляются от фоновой тревожности. Если интересы имеют прикладную ценность, то впоследствии они могут стать частью профессиональной деятельности. Длительность фиксации на одном виде деятельности может быть различной, она колеблется от нескольких дней до лет.
  3. Особенности речевого развития. Многие диагностические методики содержат указания на то, что синдром должен быть исключен, если у пациента нет клинически значимых задержек развития речи. Однако при этом синдроме все же существуют некоторые особенности речи. Она такими людьми используется лишь как инструмент для обмена информацией, а не для построения взаимоотношений с окружающими. То есть, разговор не имеет эмоциональной окраски, в речи отсутствует юмор и т.д. Слова собеседника человек с патологией будет трактовать в буквальном смысле, поэтому общий смысл высказывания может быть искажен или вообще не понят. Образная речь и метафоры воспринимаются только при чтении художественных произведений, но в разговоре это вызовет большие затруднения.
  4. Сенсорное восприятие. У людей с РАС входящая и исходящая сенсорная информация обрабатывается не так, как у других. При синдроме Аспергера наблюдается либо низкая, либо высокая чувствительность одного или нескольких органов чувств. Например, при разговоре с несколькими собеседниками может возникать так называемая звуковая каша. Человек также может не различать некоторые узоры, запахи, текстуры и консистенцию пищи.
  5. Расстройство моторных функций. Синдром часто сопровождается некоторой неуклюжестью. Индивид может испытывать затруднения при застегивании пуговиц, подъеме и спуску по лестнице, с пространственной ориентацией и т.д. Но этот симптом не является основным при постановке диагноза, поскольку не у всех пациентов наблюдаются проблемы с движением.
  6. Мышление. Такие люди отличаются особым видом познавательной деятельности. В специализированной литературе часто пишут о том, что таким людям присущ особый когнитивный стиль мышления. Внимание обычно бывает сосредоточено не на главном, а на деталях или несущественных раздражителях. Большее предпочтение отдается абстрактным вещам, а не точной технической информации.Тест синдром аспергера у подростков

Человек с совокупностью всех этих признаков испытывает большие затруднения при общении с окружающими людьми. Но наличие данной патологии не является приговором. Жизнь с синдромом Аспергера может быть вполне нормальной, такие люди могут успешно вести общественную деятельность, работать, иметь семьи. Помощь в социализации им оказывают опытные психотерапевты.

Существуют методы психотерапии, позволяющие улучшить качество жизни людей с расстройствами аутистического спектра. Но это возможно лишь при обращении к специалистам и постановке соответствующего диагноза.

Диагностические критерии

Описанные выше симптомы присущи для большинства расстройств аутистического спектра. Диагностировать именно синдром Аспергера помогают различные методики, используемые специалистами во всем мире. Основные критерии представлены в таблице:

№ п/п

Название методики

Основные критерии

Примечание

1.

DSM-IV (Справочник по диагностике и статистике психических расстройств)

  1. Социальная дисфункция:
  • нарушения невербального поведения (взгляд, выражение лица, позы тела и жесты);
  • неспособность выстраивать отношения со сверстниками (исходя из возрастной категории);
  • отсутствие желания делиться с окружающими ощущением радости, интересами, достижениями и т.д.;
  • нет эмоциональной взаимности.
  1. Стереотипное поведение (ограниченное и повторяющееся).
  2. Не наблюдается задержка речи (клинически значимая).
  3. Не наблюдается отставание в умственном развитии (согласно возрасту).
  4. Нельзя соотнести по критериям с иными расстройствами психики.

Для диагностирования необходимо наличием как минимум двух симптомов (устойчивых во времени)

2.

МКБ-10

Нарушения, касающиеся социального взаимодействия.

Стереотипность в поведении, интересах, действии.

Может наблюдаться нарушение моторного развития, но не всегда.

Развитие ребенка до 3-х лет соответствует норме (произнесение одиночных фраз до 2-х лет, наличие коммуникативных фраз и навыков самообслуживания до 3-х лет и т.д.). Наличие клинических расстройств речи позволяет исключить диагноз.

3.

Диагностика Гиллберга

(С. Gillberg, 1989, 1991)

Как минимум два симптома социальной дисфункции:

  • отсутствие способности выстраивать отношения с ровесниками;
  • отсутствие желания иметь взаимоотношения с детьми своего возраста;
  • непонимание намеков;
  • поведение, неприемлемое с социальной и эмоциональной точки зрения.

Ограниченность интереса (должен присутствовать как минимум один симптом):

  • нежелание заниматься другой деятельностью;
  • так называемое залипание (регулярное его повторение);
  • преобладает механическое запоминание, логическое в меньшей степени.

Стремление жить по распорядку:

  • полное подчинение своей жизни распорядку;
  • требование, чтобы окружающие следовали установленному распорядку.

Проблемы, связанные с речью (минимум 3 из 5):

  • задержка речевого развития;
  • присутствует экспрессивная речь (внешне правильная);
  • педантичная речь с оттенком формальности;
  • присутствуют необычные характеристики голоса, неправильная постановка ударения и т.д.;
  • неправильное понимание некоторых слов, неверное интерпретирование.

Сложности, связанные с невербальной коммуникацией:

  • жесты используются в ограниченном количестве;
  • движения весьма неуклюжи, «язык тела» неловкий»
  • выражение лица изменяется крайне редко;
  • выражение лица не соответствует обстановке;
  • взгляд фиксированный, окружающим кажется странным.

Моторная неуклюжесть.

Для постановки диагноза необходимо выявить один или несколько проявлений из каждой группы симптомов.

4.

Диагностика Сзатмари (Szatmary, 1989)

Стремление к одиночеству:

  • нет друзей;
  • избегание контакта с другими людьми;
  • нежелание заводить дружеские отношения;
  • человек-одиночка.

Ограниченное взаимодействие с социумом:

  • к окружающим обращается только для удовлетворения собственных нужд;
  • социальное обращение неуверенное;
  • непонимание чувств других людей;
  • полная отрешенность от переживаний окружающих.

Расстройство невербальной коммуникации:

  • эмоции редко проявляются в мимике;
  • непонимание эмоций других людей исходя из их выражения лица;
  • отсутствие способности передавать информацию взглядом;
  • не жестикулирует;
  • не смотрит на окружающих людей;
  • при ра?