Тренинг преодоление синдрома профессионального выгорания

Тренинг преодоление синдрома профессионального выгорания thumbnail

Тренинг-занятие

по преодолению и профилактики синдрома профессионального выгорания

Составитель: Полякова О.Н

(педагог-психолог)

Тренинг-занятие

по преодолению и профилактики синдрома профессионального выгорания

Задачи тренинга:

  • провести исследование факторов, дестабилизирующих деятельность социальных работников и приводящих к стрессу, синдрому хронической усталости, «профессиональному выгоранию»;

  • развить у социальных работников навыки оказания самопомощи и помощи друг другу, обучить приемам снятия эмоционального напряжения, приемам повышения самооценки, настроения;

  • способствовать формированию в себе позитивных, оптимистических установок как в отношении себя, так и в отношении других людей, работы и жизни вообще;

  • повысить «стрессоустойчивость» и способность предотвращать «профессиональное выгорание».

Формы работы:

  • групповая

Целевые группы:

  1. Коллектив социальных работников по уходу.

Ожидаемый результат:

В процессе реализации Программы профилактики синдрома профессионального выгорания предусматривается:

  • повышение эмоциональной устойчивости социальных работников и их готовности к психологическим нагрузкам в профессиональной деятельности;

  • развитие навыков по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального выгорания социальными работниками;

  • снижение уровня тревожности у социальных работников, готовых отказаться от профессиональной деятельности во имя сохранения собственного физического и психического здоровья;

  • повышение качества обслуживания получателей специальных социальных услуг;

План:

Вводная часть.

Упражнение «Маски».

Основная часть:

Упражнение «Ассоциации».

Мини-лекция «Представление об эмоциональном выгорании».

Самодиагностика. Тест «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?» (по А. И. Тащевой).

«Стратегии снятия стресса. Приемы и способы профилактики СЭВ».

Упражнение «Поддержка».

Заключительная часть.

Релаксация.

Рефлексия.

Рекомендации социальным работникам по уходу в профилактике эмоционального выгорания.

Обратная связь.

Конспект занятия:

Введение:

Профессия социальный работник – дело достойное и необходимое. Но работа эта подчас сопряжена с противоречивыми мыслями и чувствами: не только гордостью за свою профессию, но и горечью и сомнениями в собственной компетентности, не только радостью от услышанных слов благодарности получателей ССУ, но и отчаяньем от невозможности решить возникшую проблему. Непосильная физическая нагрузка (тяжести, большие расстояния между домами, погодные условия, большой объем физической работы), необходимость постоянно поддерживать высокий уровень профессионализма, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с огромным количеством людей, моральные и психологические издержки – все это осложняет жизнь социального работника. Именно поэтому работникам социальной сферы зачастую необходима помощь специалиста, который подскажет, как справиться с негативными эмоциями, как восстановить силы после стресса, научит техникам уверенного поведения и способам саморегуляции.

Сегодня, на нашей встрече мы попытаемся понять, что же такое “синдром профессионального выгорания” и как мы можем себе помочь, если таковой обнаружится у нас с вами.

Но для начала давайте настроимся на работу и  попробуем поведать друг другу что-то о себе без всякой подготовки.

Упражнение «Без масок».  

Цель: познакомиться с атмосферой группы.

Инструкция: Закончите фразы, записанные на карточках. Долго не задумывайтесь. Говорите  первое, что приходит в голову.

 Фразы:

  • «Я горжусь тем, что…»;

  • «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…»

  • «В последнее время в работе меня огорчало…»

  • «Мне бывает скучно, когда я…»

  • «Мне очень трудно забыть, но я…»

  • «Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…»

  • «Верно, что я еще …»

  • «Иногда люди не понимают меня, потому что я…»

  • «Мои друзья редко…»

  • «Думаю, что самое важное для меня…»

Спасибо, за откровенность. (Делается  вывод об атмосфере  в группе).

Мини-лекция «Представление об эмоциональном выгорании».

Упражнение «Ассоциации».

Цель: Узнаем, какие ассоциации связаны у вас с  «эмоциональным выгоранием».

Инструкция: Закройте на минуту глаза и подумайте, какие образы, явления, предметы вы видите, когда слышите слова «эмоциональное выгорание». Поделитесь, кто что представил.  (Выслушиваем ответы и обобщаем их, предлагая свои варианты ассоциаций).

Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии.                                                                                    

ПЕРВАЯ СТАДИЯ,  когда человек считает «Работа и больше ничего!». Она начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе. Исчезают положительные эмоции. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи. Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Возвращаясь, домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ, когда человек думает «Мне все – равно!». Возникают недоразумения с получателями ССУ. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется в присутствии получателей. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала специалиста – это не осознаваемое им самим проявление самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ, когда человек постоянно задается вопросом: «Зачем я здесь?» Притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. По привычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.                

Тест «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?» (по А. И. Тащевой).

Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов:

Читайте также:  Синдром поликистозных яичников выпадение волос

 1.Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием     на внимание со стороны окружающих?

2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?

3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска  (выходных, каникул) больше, чем до него?

4.Случалось ли вам  испытывать по вечерам ощущение. Что шея онемела, мышцы плеч    ноют, а в спине – тупая боль?

5. Испытываете ли вы головные боли от конфликтов в семье?

6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли о себе знать. Когда вы  эмоционально расстроены?

9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени, на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?

Посчитали положительные результаты, если их больше 4, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.

«Стратегии снятия стресса. Приемы и способы профилактики СЭВ».

 СТРАТЕГИИ СНЯТИЯ СТРЕССА.

Прежде всего, проанализируйте, что вызывает у вас стресс и как он проявляется. Постарайтесь свести к минимуму стрессовые ситуации, например, сменив работу, сократив расходы, отремонтировав квартиру и т.п. Наконец, освойте стратегии конструктивного (позитивного) снятия неизбежно возникающих стрессов.

  1. Баланс желаний и возможностей.

Скорее всего, вам надо:

– не стремиться всё улучшить,

 – меньше мыслить категориями “должен”, “обязан”, “вынужден”,

 – прощать себя и других,

 – учиться говорить “нет”,

 – отсеивать лишнюю информацию.

  1. Самоконтроль.

Чтобы лучше преодолевать стрессовые ситуации, надо:

– не быть пассивным, отстаивать свою позицию, но без агрессивности,

 – определять проблемы, ставить цели и искать пути их решения,

 – прислушиваться к собственным потребностям и заботам,

 – стараться выполнять принятые решения.

  1. Организация своего времени.

Учитесь эффективно использовать время. Здесь важно следующее:

– выделять приоритетные задачи,

 – назначать реалистические сроки,

 – делать самое важное или трудное, когда больше всего сил,

 – предвидеть стрессовые ситуации и заранее готовиться к ним,

 – всегда оставлять время для себя,

 – не брать на себя слишком много,

 – поручать часть дел другим,

 – делать всё по очереди.

Психологическая диета

  1. Приятное начало и конец дня. Необходимо начинать и заканчивать день чем-то приятным. Это может быть все что угодно.

  2. Фиксирование положительных импульсов. Составляйте график положительных импульсов в вашей повседневной жизни не менее трех месяцев. Такая фиксация необходима, чтобы выработать привычку обращать как можно больше внимания на положительные события.

  3. Соблюдение пропорции положительных и отрицательных факторов

     Для жизнерадостного состояния нужна пропорция 6:1.

     Для обычного уравновешенного состояния – 3:1.  

  1. Соблюдение пропорции забот и отдыха. Из семи дней минимум один должен полностью посвящаться расслаблению и отдыху.

  2. Сохранение положительной тематики разговоров. Необходимо научиться контролировать течение разговора:

  • в обычных разговорах старайтесь, как можно меньше затрагивать неприятные темы

  • постарайтесь, чтобы неприятный разговор, занимал как можно меньше времени

  • старайтесь как можно быстрее закончить разговор с человеком, который имеет дурную привычку говорить только о плохом

  • разговор в негативном ключе постарайтесь перевести в положительное русло или просто сменить тему

  1. Взаимоотношения с людьми.

Общение может снимать стресс, и приводить к нему. Старайтесь:

– беречь интимные отношения,

 – развивать общительность,

 – замечать чувства окружающих и не смешивать их с собственными,

 – поддерживать контакты с друзьями,

 – подбадривать окружающих.

  1. Помощь и поддержка.

Осознайте, что внутри и вне вас всегда найдутся дополнительные ресурсы:

– каждый день подбадривайте себя мыслями “Всё будет хорошо”,

 – не стесняйтесь обращаться за помощью к близким, друзьям или специалистам.

Упражнение «Поддержка».

Цель: Следующее упражнение поможет раскрыть наши внутренние ресурсы, снять эмоциональное напряжения, повысить самооценку и уверенность в себе, будет способствовать сплочению нашего коллектива.

Инструкция: Предлагаю всем  встать и стряхнуть все, что нас тревожит. (Выполняем дрожащие движения ног, рук, тела, головы). А теперь окажем поддержку друг другу. Первый участник называет свое положительное качество и протягивает руку соседу. Например, «Я добрый…» Следующий участник повторяет слова соседа и добавляет свое положительное качество, протягивая руку следующему «Я тоже добрый, но еще я и…». И так, пока все участники не будут связаны одной цепью. ( В конце все поднимают руки вверх со словами: «Все будет хорошо!»)

Вывод: Каждый нуждается в одобрение. И нам, связанным одним делом,  очень важно уметь оказывать поддержку друг другу!

  1. Релаксация

Расслабиться можно разными путями:

– выполняя дыхательные упражнения,

 – ведя дневник,

 – смотря комедию,

 – играя с домашними животными,

 – танцуя,

 – молясь или медитируя,

 – нежась в тёплой ванне,

 – посещая салон красоты,

 – уезжая в отпуск,

 – беседуя с друзьями.

Видео. Релаксация.

Рефлексия: Что запомнилось больше всего? Что нового вы узнали на занятии?

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о сегодняшней встрече.   Опишите свои чувства.

Какие стратегии и способы профилактики СЭВ  возьмете на  вооружение, и будете применять?

Какие выводы из сегодняшней встречи можно сделать

Таким образом,  для сохранения и укрепления своего здоровья,  нам, педагогам необходимо следовать нескольким простым рекомендациям: 

  • Баланс: работа – досуг;                                                   

  • Организация своей работы;

  • Дни эмоциональных разгрузок;

  • Регулярные физические упражнения;

  • Полноценный сон;

  • Делегирование  ответственности;

  • Активная позиция;

  • Наличие хобби.

Читайте также:  Клиника гломерулонефрит с нефротическим синдромом

Литература:

  1. Скорина А.Ю. Семинар-тренинг для педагогов “Синдром профессионального выгорания”. Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/592094/.

  2. Мотина Н.К. Тренинг для педагогов “Стресс и способы регуляции эмоционального состояния”. Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/528230/.

  3. Примерова Н.В. «Стресс и здоровье». Режим доступа:https://festival.1september.ru/articles/529662/.

Источник

Тема тренинга:

«Профилактика синдрома  профессионального выгорания».

Составила и провела специалист высшей категории педагог-психолог Коноплёва Людмила Викторовна

Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его причинами, стадиями, способами профилактики.

Задачи тренинга:

­         познакомить педагогов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;

­         снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;

­         содействовать активизации личностных ресурсных состояний;

­         сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.

Форма проведения: лекция с элементами тренинга.

Оборудование: тест «Состояние вашей нервной системы», листы бумаги А 4, простые карандаши, ручки, музыкальный центр, диски с инструментальной музыкой.

Содержание

1. Приветствие

– Здравствуйте! Уважаемые коллеги, рада вас видеть. Располагайтесь, позвольте своему телу занять удобное положение.

2. Шеринг

– Прочувствуйте, пожалуйста, в каком настроении, состоянии Вы сейчас находитесь, охарактеризуйте его одним-двумя словами.

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Исследователи отмечают, что у педагогов дошкольных учреждений существует высокий риск возникновения «эмоционального выгорания». В результате повышается тревожность, агрессивность, раздражительность, появляется подавленное настроение, бессонница. Под действием этого личность приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, авторитарность и т.д. Актуальность проблемы «эмоционального выгорания» педагогов ДОУ обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности воспитателя.

Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают “педагогический кризис”, “истощение”, “выгорание”.

Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек». СПВ – самая опасная  профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, – всех, чья деятельность невозможна без общения.

Упражнение 1. На тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. Ведь часто бывает, что кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, – скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка», или «Ленуля», или как-то необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют по отчеству, без имени – Михайловна, Ивановна, Петровна. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так.

У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя и написать его на бэйдже. Все остальные члены группы в течение всего тренинга будут обращаться к вам только так.

Упражнение «Поза Наполеона»

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарии:

Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать. Также это упражнение может использоваться для сплочения группы.

Упражнение «Я – дома, я – на работе»

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Проанализировать:

  • похожие черты,

  • противоположные черты

  • одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях

  • отсутствие общих черт

  • какой список было составлять легче; какой получился объемнее?

  • каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.

Тест на профессиональное выгорание.

Вам предложены утверждения, с которыми Вы согласны (да), не согласны (нет), они верны в некоторых случаях (иногда).

– Меня тяготит педагогическая деятельность.

– У меня нет желания общаться после работы.

– У меня в группе есть “плохие” дети.

– Если есть настроение – проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения – не считаю это необходимым.

– Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат.

Результаты теста конфиденциальны и каждый сам решает, стоит ли полученной информацией делиться с другими.

Каждый ответ: “да”- 3 балла, “иногда”-2 балла, “нет”- 1 балла.

Ключ: 5-8 баллов – Вы не подвержены синдрому эмоционального выгорания; 9-12 баллов – идет формирование профессиональных деформаций в виде эмоционального выгорания; 13-15 баллов – идет развитие синдрома эмоционального выгорания .

Читайте также:  Синдром дракона 4 серия скачать

Упражнение «Вездеход» (10 мин)

Цель: разогрев группы в активном физическом взаимодействии; создание атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия; помощь участникам в том, чтобы лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.

Инструкция ведущего; «А теперь давайте разомнемся, отвлечемся от раздумий. Выполним упражнение, которое помогает отработать переключение внимания, запускает спонтанность и творческое мышление. Мы будем передвигаться по комнате в довольно быстром темпе, внимательно прислушиваясь к заданиям ведущего. Каждый, услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует ее и меняет свои действия в зависимости от условий игры, изображает то, о чем идет речь. Подстроиться к новым обстоятельствам нужно быстро, без разговоров и осуждения! Итак, готовы? Начали!

Идем через лес. Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке. Крапива больно стегает по голым ногам. Комары заели. А все потому, что попали в болото. Топко. Страшно. Противно. Сумерки сгущаются.

Снежное поле, пронизывающий зимний вечер. И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой. Но очень холодной, градусов восемь – десять. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков. Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам. Ею наполнено пространство. Нет, показалось!

Идем через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты. Сорвем один. Вдохнем чудо- аромат упругой кожицы, возьмем в рот освежающую дольку. Скулы свело – ух, как кисло! Вперед, через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад! Берег моря, закат, идем по кромке воды. » Примечание Участники изображают все, о чем говорит ведущий.

Упражнение «Дерево помощи» (10 мин)

Цель: конкретизация личностных ресурсов при стрессе, анализ вариантов поведения при выходе из состояния стресса; обмен мнениями, приобщение к чужому опыту борьбы со стрессами.

Материал: большой лист ватмана с нарисованным деревом с пятью ветками – «Семья», «Воспитанники», «Коллеги», «Рабочее место», «Деятельность/Творчество», листочки-карточки желательно разных цветов, маркеры, клеевой карандаш.

Слово ведущего: «Мы уже много говорили о том, что приводит к стрессу, как можно с ним бороться. Сейчас перейдем к конкретике, касающейся ваших собственных, проверенных опытом способов борьбы со стрессами. Мы все получаем стресс во всех сферах жизни каждый день, но продолжаем жить. На доске вы видите пять таких сфер. На карточках напишите, как они помогают вам бороться со стрессом, спасать себя от выгорания? Что конкретно (какое ваше или чужое действие, какой объект или предмет в этих сферах) вам всякий раз помогает, словно протягивает руку? Что вы делаете в этой сфере, чтобы снять стресс? Пишите на листочках и складывайте их по темам в отдельные стопки. А теперь давайте их наклеим, как листья на дерево, на свою ветку. Спасибо! А теперь посмотрите, на какой из веток оказалось больше всего листьев? Как вы думаете, это что-нибудь значит? Подойдите к дереву, почитайте, что написано на его листьях. Что вас удивило? Есть ли такой способ выхода из стресса, который вас особенно поразил?

Это дерево теперь останется в вашей группе. Вы можете в любой момент подходить к нему и искать для себя новые способы борьбы с эмоциональным выгоранием».

Упражнение “Радуга”.

Цель: Стабилизация эмоционального состояния.

Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а, выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторить трижды. Поделиться впечатлениями. Можно выполнять с открытыми глазами.

Упражнение «Дружественная ладошка».

Участникам раздаются листки бумаги.

Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам.

Упражнение «Чему Я научился»

Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:

Я научился…

Я узнал, что…

Я нашел подтверждение тому, что…

Я обнаружил, что…

Я был удивлен тем, что…

Мне нравится, что…

Я был разочарован тем, что…

Самым важным для меня было…

Мне сегодня…

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.

Можно дописать:

  • Что ожидали Вы от мероприятия? Оправдались ли Ваши ожидания?

  • Ценна ли полученная информация для Вас? Что особенно значимо?

  • Каков Ваш настрой на дальнейшую работу?

Вопросы рефлексии (рефлексивный кубик)

  • Трудно ли вам было отвечать?

  • Было ли для вас что-то новое?

  • Считаете ли вы полезными упражнения?

  • Открыли ли вы что-то новое для себя?

  • Как вы себя сейчас чувствуете?

  • Какие у вас сейчас ощущения?

Вопросы наклеиваются на грани кубика. Участники выбирают один вопрос путем перекидывания кубика друг другу и отвечают на него

Упражнение  «Аплодисменты» (ритуал прощания).

Инструкция.

Ведущий начинает хлопать в ладоши и подходит к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого т т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Комментарий для ведущего.

Это упражнение поднимает настроение порой до полного восторга, и хорошо завершает занятие в эмоциональном плане.

Источник