Трудоустройство людей с синдромом а

Трудоустройство людей с синдромом а thumbnail

6 способов создания на работе комфортного пространства для аутичных людей

Наша повседневная жизнь проходит в различных пространствах: личных, общественных, рабочих, социальных. Каждое из этих пространств по-разному давит на нас и позволяет быть самими собой. По своей природе пространства бывают физические или абстрактные, а иногда и сочетанием того и другого. Учитывая, что большинство людей неаутичны, то и помещения, как правило, приспособлены именно под них, а не под аутичных людей.

Для аутичных людей аутичное пространство зачастую более комфортное и даёт возможность не подавлять свою суть (или быть менее скованными). Но как именно выглядит аутичное пространство? Аутичные пространства не обозначены чёткими знаками, как свободные от курения зоны или тридцатиминутные стоянки; аутичные пространства редко строят именно под нас, скорее нам самим приходится конструировать такие места или курировать их создание. Ниже мы обсудим некоторые способы создания аутичных пространств в профессиональной жизни, которые, как мы обнаружили, повышают как продуктивность, так и общее благополучие. Мы понимаем, что не везде можно существенно изменить окружающую рабочую среду для создания аутичного пространства, но надеемся, что эта статья дает идеи для перемен в пределах возможного.

Барбара Биссоннетт: “Синдром Аспергера и работа: почему важен small talk”

Многие людей с синдромом Аспергера считают small talk (светская беседа, непринуждённый разговор) бессмысленным нейротипичным ритуалом, на который люди тратят время, обсуждая никого на самом деле не волнующие глупые вещи.

Однако светская беседа — очень значимый для работы навык. Это первый шаг в установлении отношений с вашими коллегами.

Опрос “Реальный опыт трудовой деятельности аутичных людей”

Просим аутичных людей, имеющих опыт трудовой деятельности, заполнить наш опрос “Реальный опыт трудовой деятельности аутичных людей”.

В настоящее время даже в развитых странах трудоустройство людей с расстройствами аутистического спектра является весьма проблемным, и процент безработных среди них значительно выше по сравнению с населением в целом. Многие организации говорят о том, что готовы принимать аутичных людей на работу, учитывать их особенности. Но как обстоят дела в реальности?

Рекомендации работодателям при работе с людьми с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом

Цель данного руководства — дать краткий обзор особенностей восприятия, мышления и эмоций людей с аутизмом, способных проявиться на рабочем месте, и потребовать их учёта при создании доступной среды. Также в нём даны рекомендации по организации инклюзивного пространства. Хотя примерно у 1 % населения Земли есть расстройство аутистического спектра, трудоустройство людей с синдромом Аспергера является не до конца решённой проблемой даже в странах с развитой диагностикой аутизма и помощи при нём. И большинство людей с аутизмом всё ещё остаются безработными. Решение этой проблемы невозможно без повышения уровня понимания аутизма обществом.

Алисса Хиллари: “Доступная среда: сделай сам!”

Одним из самых ценных навыков я считаю умение создать для себя адаптированную среду в большинстве мест пребывания (прим. переводчика: в оригинале — accommodation, может быть переведено как адаптация среды [под нужды инвалидов]). Понимаете, несмотря на то что гласит Закон об Американцах-Инвалидах (The Americans with Disabilities Act), существует досадная тенденция дискриминации людей с разного рода инвалидностями. Как бы то ни было, когда я что-то подстраиваю под себя, не раскрывая того, что я — аутистка, то всём всё равно. Как правило, быть “просто странной” вполне нормально.

Вот список того, что мы иногда можем делать для создания самим себе адаптированной окружающей среды, не оглашая тот факт, что являемся аутистами.

Темпл Грандин: “Переход к работе и независимой жизни для людей с аутизмом и синдромом Аспергера”

Успешный переход от структурированного мира школы или колледжа к успешному трудоустройству требует много труда. Одной из крупнейших проблем, которые имелись у меня при попытках попробовать что-то новое, был страх. Ученику из аутического спектра нужно получить опыт работы, пока он ещё в школе, задолго до того, как он окончит среднюю школу или колледж. Переход от школы к трудоустройству должен быть постепенным, а не внезапным.

Барбара Биссоннетт: “Руководство работодателя по синдрому Аспергера”

Данное руководство разделено на три части. В первой из них объясняется, что представляет собой синдром Аспергера и каковы специфические сильные стороны “аспергеровского ума”. Во второй даётся обзор распространённых проблем на рабочем месте. В третьем разделе объясняется, что могут сделать работодатели для создания условий, способствующих успеху таких сотрудников. Это руководство подверглось пересмотру с целью включения обновлённой информации о синдроме Аспергера и о том, как некоторые дальновидные компании используют сильные стороны этих людей на рабочих местах. Третий раздел теперь включает примеры недорогих и вовсе не требующих затрат аккомодаций со стороны работодателя.

Страницы

Источник

Введение

Расстройство аутистического спектра (РАС) сопровождается трудностями с социальным взаимодействием и коммуникацией, стереотипными или повторяющимися поведением и интересами, сенсорными проблемами и может оказывать сильное влияние на трудоустройство и продуктивность на рабочем месте. Однако в некоторых случаях его можно рассматривать как специфический стиль мышления со своими преимуществами и недостатками. Примеры преимуществ:

  • Повышенный уровень аутичных черт среди одарённых детей, включая высокий процент РАС [1].
  • Повышенный уровень аутичных черт среди студентов естественнонаучных специальностей и математиков [2].
  • Возможная связь между аутизмом и математическими способностями [3].
  • Пример использования сильных сторон восприятия и мышления аутичных людей в армии Израиля для анализа спутниковых карт [4].

Однако даже в Европе и США, где история помощи людям с РАС намного длиннее, чем в России, доля безработных среди аутичных людей составляет около 85 %. Одна из важнейших причин такой ситуации – недостаток понимания особенностей РАС как работодателями, так и аутичными работниками.

Это руководство посвящено главным образом трудоустройству людей с так называемым высокофункциональным аутизмом, также известным как синдром Аспергера (СА/ВФА). Данная форма РАС характеризуется нормальным или высоким интеллектом, способностью свободно пользоваться устной речью, а также осознанием своего состояния и проблем.

Читайте также:  Снять болевой синдром при камнях в почках

Данное руководство состоит из следующих четырёх частей, каждая из которых содержит короткое объяснение сути проблемы и инструкции как для работодателя, так и для работника:

  1. Сенсорные проблемы
  2. Социальное взаимодействие и коммуникация
  3. Навыки планирования
  4. Управление эмоциями

Библиография

[1] Ruthsatza J. et al. // Intelligence, 2012, 40(5), 419-426;
https://dx.doi.org/10.1016/j.intell.2012.06.002
[2] Baron-Cohen S. et al. // J. Autism Dev. Disorders, 2001, 31(1), 5-17;
https://dx.doi.org/10.1023%2FA%3A1005653411471
[3] Baron-Cohen S. et al. // PLoS ONE, 2014, 9(5), e96374,
https://dx.doi.org/10.1371/journal.pone.0096374
[4] https://www.autismspeaks.org/blog/2016/01/13/israeli-military-utilizing-talents-young-people-autism (Israeli military utilizing talents of young people with autism).

Сенсорные проблемы

У аутичных людей часто имеются сенсорные проблемы, т.е. гипер- или гипочувствительность к сенсорным стимулам: свету, звукам, запахам, прикосновениях и т.п. Это может вызывать проблемы на рабочем месте. Наиболее типичные проблемы:

  • Сложности с восприятием речи в шумной среде, даже если фоновый шум тихий.
  • Сенсорная перегрузка из-за гиперчувствительности: потеря концентрации, дереализация/деперсонализация, фрагментарное восприятие, потеря ориентации в пространстве, “отключка” и тому подобное.

Для работодателя и коллег

  • Обеспечьте мягкое освещение, избегайте мерцающего света (например, от ламп дневного света или светодиодов без электронного балласта), лампы накаливания предпочтительнее.
  • Чистое и тихое рабочее место (без запахов, фонового шума и т.д.).
  • Примеры отвлекающих звуков: разговоры (особенно несколько одновременно), тиканье часов, гул трансформаторов и т.п.
  • Во многих случаях решение проблемы может быть простым и не требовать изменений окружающей среды целиком. Например, можно использовать беруши, наушники, очки, шляпы, местное освещение.

Помните, что обеспечение сенсорно благоприятного места для людей с синдромом Аспергера может также принести пользу и неаутичным людям.

В случае тяжелой сенсорной перегрузки человек может закрывать свои глаза и/или уши, смотреть в пол, делать повторяющиеся движения, выглядеть “отсутствующим” или “потерявшимся”. Уберите доставляющие беспокойство стимулы, а если это невозможно – помогите уйти в тихое место, но не прикасайтесь к человеку без разрешения.

Для работника

  • Осознавайте свои сенсорные проблемы и будьте готовы объяснить их другим людям в простой и доступной форме.
  • Сенсорные перегрузки могут иметь не только “классический” вид с “отключкой” и/или сильными искажениями восприятия, но и быть менее явными. И проявляться как пониженная способность к пониманию речи, ощущение “каши” из звуков, дереализация/деперсонализация.
  • Избегайте сенсорных “отключек” и нервных срывов (мелтдаунов). Лучше выйти в тихое место на какое-то время, чем устроить мелтдаун прямо на рабочем месте.
  • Локальные изменения среды предпочтительнее глобальных: например, беруши или наушники предпочтительнее изменения всего офиса.
  • Соблюдайте гигиену, особенно в случае ослабленного обоняния.

Социальное взаимодействие и коммуникация

У аутичных людей есть сложности с пониманием тонкостей социальных ситуаций. Как правило, они могут понять простую невербальную коммуникацию вроде явного выражения гнева, страха, радости, но при этом имеют сложности с более тонкими ситуациями вроде сарказма, намёков, особенностями настроения другого человека.

Непрямая коммуникация (особенно с использованием тонких невербальных сигналов) трудна для понимания аутичными людьми, прямая и ясная коммуникация предпочтительнее.

Для работодателя и коллег

  • Говорите, что думаете, и думайте, что говорите.
  • Не полагайтесь на невербалику, переносный смысл и не высказанные вслух эмоции при общении с аутичными людьми, особенно в ответственных случаях.
  • Используйте явные правила вместо неписаных. Хорошей практикой является наличие письменного и/или визуального руководства для каждого рабочего места. Также могут быть полезными вводные тренинги.
  • Используйте письменные и/или визуальные инструкции вместо длинных устных указаний.
  • Помните, что у аутичных людей могут быть проблемы с контролем громкости своего голоса и расстояния до других людей. Явно говорите им об этом в критичных случаях.
  • Будьте терпимы к атипичной (“странной”) невербальной коммуникации вроде необычного взгляда, повторяющихся движений тела (т.н. стимминг), необычного “языка тела” и тона голоса.
  • Будьте очень осторожны в истолковании эмоций аутичных людей по невербальным признакам: они могут быть необычными.

Для работника

  • Старайтесь контролировать громкость своего голоса и расстояние до других людей.
  • По возможности используйте взгляд и позу тела для простой невербальной коммуникации: привлечения внимания, указания на что-то, ориентации корпуса и взгляда на собеседника.
  • Заменяйте более видимые формы стимминга на менее видимые. Его формы с размашистыми движениями и издаванием звуков могут отвлекать ваших коллег!
  • Развивайте навыки запроса разъяснений в случае длинных и/или неточных словесных указаний. Составляйте структурированные заметки в ходе этого процесса. Помните, что такой диалог может быть взаимовыгоден как для вас, так и для вашего руководителя.

Навыки планирования

У аутичных людей очень распространены проблемы с навыками планирования (или с т.н. исполнительной функцией) и самоорганизацией. Они склонны к проблемам планирования сложных действий, состоящих из множества малых и взаимосвязанных этапов, а также с многозадачностью. Однако этот стиль мышления также связан с повышенной склонностью к сильной концентрации на одной задаче и выраженной потребностью в постоянстве и предсказуемости, что может быть и преимуществом.

Для работодателя и коллег

  • Будьте чёткими в распределении рабочих заданий, т.е. планах, ожиданиях, ответственности, крайних сроках.
  • Используйте расписания с промежуточными датами и крайними сроками.
  • Старайтесь не требовать многозадачности от аутичного человека.
  • Объяснения “от частного к общему” обычно лучше, чем “от общего к частному”.
  • Заранее предупреждайте об изменениях в рабочем распорядке и процедурах.

Для работника

  • Пользуйтесь инструментами для улучшения своих навыков самоорганизации: электронные или бумажные органайзеры, расписания и т.п. Выбор конкретного инструмента зависит от ваших предпочтений.
  • Избегайте взятия ответственности за множество малых проектов. Меньшее количество более крупных проектов предпочтительнее.
  • Помните, что проекты, требующие интенсивного взаимодействия с другими людьми, могут быть сложными для планирования из-за того, что люди способны оказаться непредсказуемыми.
  • Следите за своей тревогой: сильная тревога разрушает навыки планирования.
Читайте также:  Астено невротический синдром шифр по мкб

Управление эмоциями

Аутичные люди могут казаться неэмоциональными или даже роботоподобными. Однако это ложное впечатление: аутичные люди способны быть даже более эмоциональными, чем неаутичные, особенно если речь идёт о тревожности. Для людей с СА/ВФА характерны проблемы с осознанием, пониманием и выражением собственных эмоций (т.н. алекситимия). Эти особенности делают аутичных людей более подверженными стрессу и неожиданным аффективным вспышкам.

Для работодателя и коллег

  • Избегайте создания стрессовых ситуаций, оказания давления.
  • Помните, что даже высокий уровень тревожности или гнева у аутичного человека может не отражаться на лице или тоне голоса. Экстремальный уровень стресса может вызвать так называемый мелтдаун – плохо управляемый выброс эмоций (обычно гнева или страха).
  • Если мелтдаун начался на рабочем месте – не пытайтесь общаться с человеком и ждите окончания мелтдауна. Пресекайте опасное поведение (нападение на других людей, самоповреждения, разрушение мебели и т.п.).
  • Помните, что человек в мелтдауне часто обладает пониженной чувствительностью к боли и повышенной физической силой.

Для работника

  • Развивайте осознание и понимание своих эмоций. Пользуйтесь специальными инструментами и психотерапией. Это поможет управлять тревогой, гневом и повысит вашу производительность.
  • Всеми возможными способами избегайте мелтдаунов: распознавайте эмоциональные проблемы на более ранних стадиях, уходите в тихое место, если мелтдаун близко.
  • Если мелтдауна невозможно избежать, попытайтесь уйти в такое место, где он будет как можно менее видимым и разрушительным.

Базовые эмоции: страх, гнев, грусть, радость, удивление, отвращение. Используйте следующую цветную шкалу из 5 пунктов для регулирования базовых эмоций:

emotion

Заключение

Данное руководство написано людьми с аутизмом, в том числе с синдромом Аспергера, как на основании личного рабочего опыта, так и с учётом разносторонних личных историй трудоустройства людей с РАС. Надеемся, что данный материал поможет работодателям и работникам сделать рабочий процесс продуктивным, инклюзивным и взаимовыгодным.

Источник

Профессию следует выбирать таким образом, чтобы максимально использовать сильные стороны людей с аутизмом или синдромом Аспергера. Как высокофункциональные, так и низкофункциональные люди обладают плохой кратковременной рабочей памятью, но зачастую их долговременная память лучше, чем у большинства обычных людей. Мне трудно справляться с задачами, которые предъявляют высокие требования к краткосрочной рабочей памяти. Я не могу справляться с несколькими задачами одновременно. В Таблице 1 приведены примеры ПЛОХИХ профессий, которые мне совсем не подходят. В Таблице 2 приведены примеры подходящих профессий для таких визуальных мыслителей как я, которые не требуют способностей к математике. Многие профессии, подходящие для визуальных мыслителей, также хорошо подходят людям с дислексией.

job

Профессии для визуального мышления в Таблице 2 не требуют быстрой обработки информации в краткосрочной рабочей памяти. Однако они полностью задействуют мое визуальное мышление и большую долгосрочную память. В Таблице 3 приведены примеры профессий для невизуальных мыслителей, у которых есть способности к цифрам, фактам или музыке. Они также связаны с низкими требованиями к краткосрочной рабочей памяти и используют прекрасную долгосрочную память. В Таблице 4 приведены примеры работ для низкофункциональных людей с аутизмом, в которых они могут преуспеть. При всех видах аутизма и синдроме Аспергера необходимо сохранять низкие требования к краткосрочной рабочей памяти. Если бы я была компьютером, то у меня был бы огромный жесткий диск, вмещающий в 10 раз больше информации, чем обычный компьютер, но очень маленький процессор. Используя компьютерную терминологию 1999 года, у меня 1000 гигабайт на жестком диске и 286 процессор. У обычных людей может быть только 10 гигабайт дискового пространства на жестком диске и Пентиум в качестве процессора. Я не могу делать две или три вещи одновременно.

Несколько профессиональных советов для людей с аутизмом или синдромом Аспергера:

  • Работа должна иметь четко определенную цель или конечный результат.
  • Продавайте свою работу, а не свою личность. Создавайте портфолио с примерами своей работы.
  • Начальник должен признавать ваши социальные ограничения.

Очень важно, чтобы высокофункциональные аутисты и люди с синдромом Аспергера постарались получить диплом в той области, в которой они собираются работать. Специальности, связанные с компьютерами, – это хороший выбор, потому что у многих лучших программистов есть или синдром Аспергера, или некоторые его черты. Другие хорошие специальности включают: бухгалтерское дело, библиотечное дело, искусство с акцентом на коммерческое искусство и чертежное дело. Следует избегать таких специальностей как история, политология, бизнес, филология или высшая математика. Тем не менее, можно сочетать диплом по архивному делу с дипломом по истории, но степень по архивному делу облегчит поиск хорошей работы.

Некоторым людям можно рекомендовать начать изучать чертежное дело, программирование или коммерческое искусство уже в старших классах школы. Это поможет им повысить мотивацию и станет убежищем от насмешек окружающих. Семьям с низким уровнем дохода может быть сложно приобрести компьютер для ребенка, чтобы он осваивал программирование или черчение с помощью компьютера. Можно попробовать получить использованные компьютеры по низкой цене или бесплатно, например, в фирме, обновляющей оборудование. Многие люди не знают, что в школах, банках, фабриках и других организациях могут стоять без дела устаревшие компьютеры. Это может быть не современная модель, но она сгодится для обучения.

В заключение: людям с синдромом Аспергера или аутизмом приходится компенсировать низкие социальные навыки, добиваясь таких успехов в своей специальности, чтобы люди “покупали” их профессиональные навыки, даже несмотря на низкие социальные навыки. Поэтому так важно сделать хорошее портфолио вашей работы. Вам потребуется научиться нескольким социальным навыкам для выживания, но вы сможете найти друзей по работе, где у вас будут общие интересы с людьми той же профессии. Вся моя социальная жизнь так или иначе связана с моей работой. Я дружу с теми людьми, с которыми я занимаюсь общим интересным делом.

Читайте также:  Синдром кушинга симптомы у людей лечение

Таблица 1

Плохие профессии для людей с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера: профессии, предъявляющие высокие требования к краткосрочной рабочей памяти

  • Кассир в магазине – необходимость быстро давать сдачу слишком перегружает краткосрочную рабочую память
  • Повар, готовящий на заказ – нужно отслеживать разные заказы и готовить разные блюда одновременно
  • Официант – особенно трудно следить за разными столиками
  • Крупье – нужно уделять внимание большому количеству деталей
  • Диспетчер таксопарка – нужно уделять внимание большому количеству деталей
  • Стенография – не подходит к людям с проблемами аудиторной обработки
  • Агент по авиабилетам – нужно разбираться с озлобленными людьми, чьи полеты отменили
  • Фьючерсная торговля – в принципе невозможно
  • Авиадиспетчер – слишком высокие информационные перегрузки и стресс
  • Ресепшионист и оператор на телефоне – возникнут проблемы, когда будет поступать много звонков

Таблица 2

Хорошие профессии для визуальных мыслителей

  • Компьютерное программирование – большой рынок труда с разнообразными рабочими местами, особенно в индустриальном автоматизировании, разработке программного обеспечения, компьютерах для бизнеса, коммуникациях и сетевых системах.
  • Чертежное дело – инженерные чертежи и чертежи с помощью компьютера. Такая профессия предлагает много возможностей. Чертежное дело – это прекрасная отправная точка для различных интересных технических специальностей. Я знаю людей, которые начали собственное чертежное дело, а затем перешли на дизайн и конструкцию целых фабрик. Чтобы преуспеть в чертежном деле, нужно сначала научиться чертить от руки. По моим наблюдениям, большинство людей, которые прекрасно рисуют в компьютере, сначала научились рисовать от руки. Люди, которые никогда не учились рисовать от руки, склонны к тому, чтобы забывать важные детали.
  • Коммерческое искусство – рекламная индустрия и периодические издания могут предлагать много фрилансовой работы.
  • Фотография – фотографии, видео, телесъемка могут быть фрилансовой работой.
  • Дизайн оборудования – во многих индустриях человек может начать как чертежник, а потом перейти к дизайну производственного оборудования.
  • Тренер животных или ветеринарный техник – можно стать тренером школы для собак или консультантом по проблемам поведения животных.
  • Автомеханик – может визуально представлять работу всей машины.
  • Ремонт компьютеров – может визуально представлять проблемы в компьютерах и сетях.
  • Мелкий ремонт – есть возможность создать собственный малый бизнес.
  • Различные ремесла – резьба по дереву, ювелирное дело, керамика и т.д.
  • Техник-лаборант – модифицирует и создает специализированное лабораторное оборудование.
  • Веб-дизайнер – хороший рынок труда, где можно заниматься фрилансом.
  • Строительные ремесла – плотник или сварщик. Для этих работ нужны хорошие визуальные навыки, но эти профессии противопоказаны людям с проблемами моторики и координации.
  • Разработчик компьютерных игр – необходимо выделяться на этом рынке, поскольку он переполнен соискателями. Больше рабочих мест можно найти в индустриальной, коммуникационной сфере или в разработке программного обеспечения. Другой недостаток в том, что эта профессия может быть связана с образами насилия.
  • Компьютерная анимация – визуальные мыслители могут преуспеть в этой области, но в ней еще больше конкуренции, чем в сфере бизнеса или компьютерного программирования. Компании нанимают иммигрантов, поскольку хороших программистов до сих пор не хватает.
  • Поддержка состояния зданий – починка труб, окон и других предметов жилищного комплекса, гостиниц или офисов.
  • Поддержка состояния фабрик – починка производственного оборудования.

Таблица 3

Хорошие профессии для невизуальных мыслителей: тех, у кого есть способности к математике, музыке или фактам

  • Бухгалтерский учет – можно очень преуспеть в специализированных областях, например, налогообложении.
  • Библиотечное дело – библиотекарь-консультант. Помощь людям в поиске информации в библиотеке или Интернете.
  • Компьютерное программирование – его менее визуальные разновидности, можно работать фрилансом.
  • Инженерное дело – работа с электричеством, электроникой или в области химии.
  • Журналист – аккуратное обращение с фактами может быть преимуществом, можно работать фрилансом.
  • Редактор-корректор – правка текстов. Многие люди работают фрилансерами для крупных издательств.
  • Водитель такси – может точно знать, где находится каждая улица.
  • Складской контроль – отслеживает все, что хранится на складе.
  • Настройка пианино и других музыкальных инструментов – можно работать фрилансом.
  • Техник-лаборант – отвечает за лабораторное оборудование.
  • Банковский кассир – точно подсчитывает деньги, меньше требований для краткосрочной рабочей памяти, чем у кассира, который должен быстро выдавать сдачу.
  • Клерк и работа с архивами – точно знает, где находится каждый документ.
  • Телефонный маркетинг – нужно повторять одно и то же во время телефонных продаж. Проблемой может стать очень шумное окружение. Телефонные продажи позволяют избежать многих социальных проблем.
  • Статистик – может работать в разнообразных областях, в том числе в науке, индустриальных службах по контролю качества, государственных управлениях и департаментах и так далее.
  • Физик или математик – в этих областях очень мало рабочих мест. Найти и сохранить работу могут только самые одаренные. В области компьютерного программирования и бухгалтерского учета рабочих мест больше.

Таблица 4

Профессии для невербальных людей с аутизмом или людей с низкими вербальными навыками

  • Расстановка книг по полкам в библиотеке – может запомнить всю систему учета и расположение полок.
  • Фабричная сборка – особенно в тихой и спокойной обстановке.
  • Копирование – работа с копиром.
  • Уборщик – мытье полов, туалетов, окон и уборка в офисах.
  • Фабрики по переработке – работа по сортировке.
  • Работа на складе – разгрузка грузовиков, расстановка коробок.
  • Озеленительные работы – стрижка газонов и другие подобные работы.
  • Ввод данных – не подходит людям с серьезными моторными проблемами.
  • Рестораны быстрого обслуживания – уборка и приготовление пищи, если нет требований к краткосрочной памяти.
  • Уход за растениями – полив растений в крупных офисных зданиях.

Представленный выше материал — перевод текста “Choosing the Right Job for People with Autism or Asperger’s Syndrome”.

Источник